Как объект изучения занятость охватывает следующие явления

Опубликовано: 01.10.2024

Понятие занятость. Формы и виды занятости. Стандартная и нетипичная (гибкая, частичная, временная) занятость. Основные направления политики в сфере содействия занятости и трудоустройства.

Занятость – это область социальной действительности, которая содержит в себе социальное противоречие между желанием лиц наемного труда обладать рабочим местом и ограниченным количеством рабочих мест.

Как объект изучения занятость охватывает следующие явления: рынок труда, работодателей, лиц наемного труда, рынок товаров, рынок профессий. Все эти явления взаимосвязаны. Однако между ними часто возникают противоречия, особенно между работодателями и лицами наемного труда.

Основным мотивом взаимодействия людей по поводу рабочих мест является их стремление обеспечить условия своей жизнедеятельности.

Существует два вида занятости: основная и вспомогательная.

Основным видом занятости трудоспособного населения является непосредственное участие в создании общественного продукта или национального дохода, обеспечивающего воспроизводство жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности за счет оплаты его занятости в процессе совместного трудового воспроизводства жизни общества.

Вспомогательный (инструментальный) вид занятости – это занятость в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, политики, морали, быта и физического развития людей.

Выделяют две формы занятости: стандартную (типичную) и нетипичную (гибкую).

Стандартная форма занятости характеризуется следующими чертами:

- работа у одного работодателя;

- работа в производственном помещении работодателя;

- стандартная нагрузка в течение дня, недели, года.

Нетипичная форма занятости может быть нескольких видов:

- частичная – неполная трудовая нагрузка;

- - на определенный срок;

В Российской Федерации мониторинг в социально трудовой сфере осуществляется Федеральной службой государственной статистики и Федеральной службой по труду и занятости

ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

Статья 8. Право граждан на выбор места работы 1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ) 2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ) Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ) Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости (в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ) 1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) 2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости. (в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации. Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Понятие трудоустройства и признаки ее правовой организации

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.
Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственную службу занятости населения.
Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).
Деятельность органа занятости финансируется из фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов из заработка работающих, а также ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений.
Права службы занятости, ее центров на местах, согласно Положению о ней, следующие:
1)запрашивать у работодателей соответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемом высвобождении работников и о количестве принятых и уволенных, следить за динамикой рынка труда;
2) направлять работодателям при наличии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства;
3)заключать по договоренности от имени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности, выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя;
4) направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
5)разрабатывать и вносить на утверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
6) взыскивать в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним;
7)распоряжаться в соответствии с утвержденной сметой фондом занятости.

Особенности трудоустройства инвалидов

Одной из задач государственной политики занятости является устранение неравенства и создание необходимых условий для профессиональной реабилитации инвалидов. Вопросы обеспечения занятости населения, учитывая сложившуюся обстановку на рынке труда, трудно поддаются решению. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан на рынке труда.Для инвалида работа представляет собой не только способ получения дополнительных средств к жизни, но и является одним из способов социальной реабилитации.В настоящее время в Российской Федерации профессиональную реабилитацию представляют, как процесс осуществления комплекса мероприятий:

- профессионального образования; профессионально-производственной адаптации;

- рационального трудоустройства, под которым понимается трудоустройство, обеспечивающее соответствие условий и содержания труда состоянию здоровья инвалида, социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой, а в случае его первоначального выхода на рынок труда – аналогичной работе, исполняемой здоровым работником. Конечной целью профессиональной реабилитации инвалидов является обеспечение их занятости. Инвалиды могут заниматься поисками работы самостоятельно или прибегнуть к помощи органов занятости. Прием инвалидов осуществляется в центрах занятости населения по месту проживания.Безработным может быть признан инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый к ней приступить. В соответствии с Законом «О занятости населения в РФ» они имеют право на:

- выбор профессии и места работы;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы.

Подходящей для инвалида считается работа, соответствующая заключению МСЭ о трудоспособности, профессиональной квалификации, опыту, полученному не прежней работе, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. Если такая работа имеется, инвалиду, ищущему работу, выдается направление, с которым он обязан лично, в течение 3-х дней, обратиться к работодателю для решения вопроса о своем трудоустройстве. Отказ работодателя в приеме инвалида по каким-либо основаниям должен быть зафиксирован в направлении с указанием причины.

В случае направления инвалида службой занятости на рабочее место, определенной квотой для приема на работу граждан, имеющих ограничение в трудоспособности являются:

- работодатель не в праве ему отказать;

- содействие в профессиональном обучении и переобучении по направлению службы занятости;

- содействие в организации предпринимательской деятельности и самозанятости;

- получение консультаций по профориентации, юридическим вопросам в сфере занятости.Несмотря на то, что законом предусмотрены штрафные санкции к работодателям за несоблюдение установленных квот и не предоставление информации о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов, на федеральном уровне до настоящего времени не утвержден механизм экономической ответственности и создания заинтересованности предприятий в приеме на работу инвалидов, создании и сохранении специальных рабочих мест для этой категории граждан.Не в полной мере учитываются структура их потребностей в профессиональной реабилитации; требования к созданию необходимых условий труда, возможности адаптации рабочих мест, используемых для трудоустройства инвалидов; перспективы расширения рынка труда на базе действующих производственных структур, приспособленных для обеспечения занятости лиц с ограниченными возможностями.

Понятие квотирования рабочих мест

Квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации численностью работающих не менее чем 35 человек, которые организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Квотирование рабочих мест - установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу инвалидов.

Работодатель - зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, выступающее одной из сторон в трудовом договоре (соглашении, контракте) и осуществляющее от своего имени найм на постоянной или временной основе физических лиц для исполнения ими трудовых обязанностей.

Формирование оптимальной организационной структуры службы занятости, создание дополнительных структур, расширяющих возможности трудоустройства, инвестиционного и финансового механизма создания рабочих мест на базе развития малого предпринимательства.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.12.2012
Размер файла 18,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

1. Понятие и функции управления занятостью

2. Методы управления занятостью населения

Список используемой литературы

Введение

Занятость - это область социальной действительности, которая содержит в себе социальное противоречие между желанием лиц наемного труда обладать рабочим местом и ограниченным количеством рабочих мест.

Как объект изучения занятость охватывает следующие явления: рынок труда, работодателей, лиц наемного труда, рынок товаров, рынок профессий. Все эти явления взаимосвязаны. Однако между ними часто возникают противоречия, особенно между работодателями и лицами наемного труда.

Основным мотивом взаимодействия людей по поводу рабочих мест является их стремление обеспечить условия своей жизнедеятельности.

Существует два вида занятости: основная и вспомогательная.

Основным видом занятости трудоспособного населения является непосредственное участие в создании общественного продукта или национального дохода, обеспечивающего воспроизводство жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности за счет оплаты его занятости в процессе совместного трудового воспроизводства жизни общества.

Вспомогательный (инструментальный) вид занятости - это занятость в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, политики, морали, быта и физического развития людей.

В соответствии с Федеральным Законом "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются следующие категории граждан:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или по иным уважительным причинам;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

1. Понятие и функции управления занятостью

Управление занятостью - это социальное управление, являющееся средством реализации социальной политики.

Функции системы управления занятостью:

Задачами системы управления занятости являются:

- создание информационной базы о рынке труда;

- определение существующей структуры занятости (по отраслям и регионам);

- определение потребности населения в рабочих местах;

- на основе общеэкономических тенденций развития регионов определение направлений содействия занятости;

- определение направлений развития регионов;

- регулирование состояния рынков труда депрессивных регионов;

- создание рабочих мест на базе развития малого предпринимательства;

- формирование инвестиционного и финансового механизма создания рабочих мест.

- содействие повышению эффективности использования производственных мощностей.

Технология управления занятостью опирается:

- на правовое обеспечение (законы и иные нормативные акты);

- организационное обеспечение (информационные системы, системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров);

- социальные гарантии (пособие по безработице, минимальный размер оплаты труда, квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке);

- экономические меры (бюджетная политика, налоговая политика, финансирование государственных приоритетов, государственный заказ).

2. Методы управления занятостью населения

Механизм управления воспроизводством рабочей силы включает в себя следующие элементы:

1) правовое обеспечение (законодательные и другие нормативные акты, дающие возможность гражданам трудиться в избранной сфере согласно призванию, способностям, образованию, регламентирующие структуру расходов на образование, рост квалификационного потенциала, отчисления в фонды, направленные на рост качества рабочей силы и т.д.);

2) экономические средства регулирования: прогнозирование и программирование; финансирование; кредитование; налоговая политика; система стимулирования хозяйственной деятельности; система штрафных санкций; антимонопольная политика и др. Данная совокупность элементов занимает основное место в системе регулирования воспроизводства рабочей силы как на государственном, так и на региональном уровне. Эта система основана на учете действия социально-экономических законов рыночного производства и обращения. Если финансовая, кредитная и налоговая политика имеет прямое воздействие на изменение структуры занятости, сегментацию сфер приложения труда, то разработка программ и прогнозов - это меры косвенного регулирования рыночных отношений в сфере трудовых отношений;

3) организационные средства управления: государственный заказ на подготовку различного вида кадров; профессиональная ориентация населения, в особенности молодежи, безработных, военнослужащих, освобожденных из мест лишения свободы, беженцев, инвалидов и других субъектов рынка труда; трудовая реабилитация; система контрактов; аттестация и другие виды продвижения (деловой карьеры) на службе; организация документооборота и деловой документации; маркетинг рынка труда; обеспечение функционирования институтов консультантов, экспертных советов по проблемам занятости при экономических региональных службах; поддержка предпринимательских, женских, молодежных и других общественных организаций, обеспечение рациональных форм их взаимодействия с официальными структурами государственной власти, проводящими политику занятости в стране и регионе и т.д.;

4) социальные гарантии - квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

5) информационное обеспечение - политика обеспечения равных прав и возможностей для социально-демографических групп на информационную поддержку, включая обратную связь. Информационные средства включают: методические материалы; организационно-правовые документы; социально-экономические ориентиры; тестирование; анкетирование; экспертную оценку и т.д.;

6) возможно выделить также социально-психологические элементы воздействия на занятость и на функционирование рынка труда, отношения между его субъектами.

В результате действия этих элементов возможно достичь такие направления корректировки рыночных отношений в сфере занятости, как формирование эффективной мотивации к труду среди подростков и молодежи, приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда, использование социально-экономического принуждения к высокопроизводительному труду, формирование трудовых коллективов по принципу команд с учетом психомотивационного механизма профессиональной деятельности каждого его члена, развитие традиций, способствующих сплочению коллектива и т.д.

Методы прямого воздействия на динамику занятости и состояние трудовых отношений относятся в основном к экономической, правовой и организационной сфере, когда посредством инвестиционной, налоговой и кредитной политики, юридических актов, других организационных мер достигаются оперативные результаты в сфере занятости, предотвращающие или корректирующие негативные результаты. Государственные органы в воспроизводственный процесс посредством данных методов могут вмешиваться только при необходимости и, как правило, на непродолжительное время.

Методы косвенного воздействия в большей мере адекватно вписываются в цивилизованные направления управленческих решений в регулировании сферой воспроизводства рабочей силы. В данном случае органы управления прямо не вмешиваются в процесс трудовых отношений. Они создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе направлений хозяйствования субъекты рынка труда тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической стратегии. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают сложившихся соотношений на рынке труда и являются существенным катализатором основных процессов, происходящих в сфере воспроизводства рабочей силы. Таковы общая структура и составные части механизма регулирования занятости населения, основанные на воспроизводственном подходе.

В целом эту систему можно определить как совокупность методов экономического, организационного, правового порядка, образующих определенную систему организованного воздействия на всех стадиях воспроизводства рабочей силы, включая ее формирование, подготовку и переподготовку кадров, распределение и перераспределение рабочей силы по сферам и отраслям народного хозяйства и непосредственное использование труда различных социально-демографических групп населения в различных сферах экономики.

Успешное функционирование механизма повышения эффективности занятости базируется на комплексной, целостной системе, создающей необходимую основу для сокращения затрат живого труда, повышения производительности труда, высвобождения рабочей силы из неконкурентоспособных отраслей и производств, из участков, связанных с тяжелым физическим трудом, развития новых видов занятости. Недоучет любого из сегментов механизма в области регулирования занятости и рынка труда может существенно затормозить процесс активного поиска внешних и внутренних резервов повышения эффективности использования рабочей силы.

Реализация целей эффективного воспроизводства рабочей силы предполагает разработку методов и средств регулирования процесса занятости населения. Средства регулирования подразделяются на: правовые; организационно-административные; экономические; информационные; социально-психологические. Для рационального применения совокупности методов воздействия на систему воспроизводства рабочей силы в целом и отдельных ее фазах необходимо учитывать соподчиненность и прямую зависимость всех фаз воспроизводства рабочей силы со сложившейся и формирующейся системами связей.

Список используемой литературы

1. Викторов И.С., Макашева А.Ж. "Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения" - И.С. Викторов., А.Ж. Макашева // Трудовое право.-2004-№.8.

2. Долгова А., Жукова И. "Полная и эффективная занятость молодежи" А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.

3. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения. Л.М. Низова Трудовое право.-2008.-№1.

Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала. На рынках рабочей силы продавцами выступают работники определенной квалификации, специальности, а покупателями – предприятия, фирмы. Ценой рабочей силы является базовая гарантированная заработная плата в виде окладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты. Спрос и предложение на рабочую силу дифференцируется по ее профессиональной подготовке с учетом спроса со стороны ее специфических потребителей и предложения со стороны ее обладателей, то есть формируется система рынков по отдельным ее видам.

Купля-продажа рабочей силы происходит по трудовым контрактам (договорам), которые являются главными документами, регулирующими трудовые отношения между работодателем и наемным работником. Важнейшим условием организации общественного производства, стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности является установление меры труда и меры его оплаты. Мера оплаты труда являет собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. Практически заработная плата, или доход конкретного работника может принимать форму различных денежных выплат: месячных окладов, часовых тарифных ставок, премий, вознаграждений, гонораров, компенсаций и т.д.

Необходимо также различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата или доход выражает общую сумму денег, полученных работником за свой затраченный труд, выполненную работу, оказанную услугу или отработанное время. Она определяется действующей ставкой заработной платы или ценой рабочей силы за единицу времени работы.

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

Заработная плата играет огромную роль в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. В ней получает своё выражение широкий аспект экономических отношений между обществом, трудовым коллективом и работниками по поводу их участия в общественном труде и его оплате.

Заработная плата выполняет несколько функций.

Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, то есть в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить (платить за квартиру, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы, чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к другим. В случае, когда зарплата по основному месту работы не обеспечивает работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, возни-кает проблема дополнительных заработков. Работа на два-три фронта чревата истощением трудового потенциала, снижением профессионализма, ухудшением трудовой и производственной дисциплины и т.д.

Социальная функция, иногда выделяется из воспроизводственной, хотя является продолжением и дополнением первой. Заработная плата как один из основных источников дохода должна не только способствовать воспроизведению рабочей силы как таковой, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ – медицинские услуги, качественный отдых, получение образования, воспитание детей в системе дошкольного образования и т.д. А кроме того, обеспечить безбедное существование работающего в пенсионном возрасте.

Стимулирующая функция важна с позиции руководства предприятия: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу зарплаты, ведет к ослаблению стимулирующей функции заработной платы, к превращению ее в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека.

Работник должен быть заинтересован в повышении своей квалификации для получения большего заработка, т.к. более высокая квалификация выше оплачивается. Предприятия же заинтересованы в более высококвалифицированных кадрах для повышения производительности труда, улучшения качества продукции. Реализация стимулирующей функции осуществляется руководством предприятия через конкретные системы оплаты труда, основанные на оценке результатов труда и связи размера фонда оплаты труда (ФОТ) с эффективностью деятельности предприятия.

Основным направлением совершенствования всей системы организации заработной платы является обеспечение прямой и жесткой зависимости оплаты труда от конечных результатов хозяйственной деятельности трудовых коллективов. В решении этой задачи важную роль играет правильный выбор и рациональное применение форм и систем заработной платы, которые будут рассмотрены ниже.

Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под статусом подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус – это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда. Здесь требуется гласная разработка системы критериев оплаты труда отдельных групп, категорий персонала с учетом специфики предприятия, что должно быть отражено в коллективном договоре (контрактах). Статусная функция важна прежде всего для самих работников, на уровне их притязаний на зарплату, которую имеют работники соответствующих профессий на других предприятиях, и ориентация персонала на более высокую ступень материального благополучия. Для реализации этой функции нужна еще и материальная основа, которая воплощается в соответствующей эффективности труда и деятельности фирмы в целом

Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое – предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.

Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках произ-водства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда, ибо только живой труд приводит в движение овеществленный труд, а значит, предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения зарплаты. В этой функции воплощается реализация предыдущих функций через систему тарифных ставок (окладов) и сеток, доплат и надбавок, премий, порядок их исчисления и зависимость от ФОТ.

Производственно-долевая функция важна не только для работодателей, но и для работников. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие системы предполагают тесную зависимость индивидуальной заработной платы от фонда оплаты труда и личного вклада работника. Внутри предприятия фонд оплаты труда отдельных подразделений может строиться на аналогичной зависимости (через коэффициент трудового вклада (КТВ) или другим образом).

Занятость – это область социальной действительности, которая содержит в себе социальное противоречие между желанием лиц наемного труда обладать рабочим местом и ограниченным количеством рабочих мест.

Как объект изучения занятость охватывает следующие явления: рынок труда, работодателей, лиц наемного труда, рынок товаров, рынок профессий. Все эти явления взаимосвязаны. Однако между ними часто возникают противоречия, особенно между работодателями и лицами наемного труда.

Основным мотивом взаимодействия людей по поводу рабочих мест является их стремление обеспечить условия своей жизнедеятельности.

Существует два вида занятости: основная и вспомогательная.

Основным видом занятости трудоспособного населения является непосредственное участие в создании общественного продукта или национального дохода, обеспечивающего воспроизводство жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности за счет оплаты его занятости в процессе совместного трудового воспроизводства жизни общества.

Вспомогательный (инструментальный) вид занятости – это занятость в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, политики, морали, быта и физического развития людей.

Выделяют две формы занятости: стандартную (типичную) и нетипичную (гибкую).

Стандартная форма занятости характеризуется следующими чертами:

- работа у одного работодателя;

- работа в производственном помещении работодателя;

- стандартная нагрузка в течение дня, недели, года.

Нетипичная форма занятости может быть нескольких видов:

- частичная – неполная трудовая нагрузка;

- - на определенный срок;

Понятие и функции управления занятостью.

Управление занятостью – это социальное управление, являющееся средством реализации социальной политики.

Функции системы управления занятостью:

- целеполагание – выбор целей, стратегий;

- планирование – разработка программ занятости;

- организация – заключается в формировании оптимальной организационной структуры службы службы занятости, рациональное распределение обязанностей и полномочий, создание дополнительных структур, расширяющих возможности трудоустройства;

- координация – обеспечение синхронности действий участников системы управления занятостью;

- контроль – учет, оценка и корректировка деятельности составляющих систем управления занятостью для обеспечения выхода на заданные параметры.

Задачами системы управления занятости являются:

- создание информационной базы о рынке труда;

- определение существующей структуры занятости (по отраслям и регионам);

- определение потребности населения в рабочих местах;

- на основе общеэкономических тенденций развития регионов определение направлений содействия занятости;

- определение направлений развития регионов;

- регулирование состояния рынков труда депрессивных регионов;

- создание рабочих мест на базе развития малого предпринимательства;

- формирование инвестиционного и финансового механизма создания рабочих мест.

- содействие повышению эффективности использования производственных мощностей.

Технология управления занятостью опирается на:

- правовое обеспечение (законы и иные нормативные акты);

- организационное обеспечение (информационные системы, системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров);

- социальные гарантии (пособие по безработице, минимальный размер оплаты труда, квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке);

- экономические меры (бюджетная политика, налоговая политика, финансирование государственных приоритетов, государственный заказ).

Программно целевой метод управления занятостью. Типовая программа занятости.

Программно-целевой метод управления занятостью – это система организационных и управленческих мероприятий, процедур и технологий, направленная на достижение конкретной цели (целей), опосредованная разработкой и осуществлением комплекса мер.

Типовая программа занятости должна состоять из следующих разделов:

1. Аналитический раздел – рассматривается ситуация на рынке труда.

2. Целевой раздел – на основании предыдущего раздела определяется концепция занятости и перечень целей (в количественном и качественном выражении).

3. Ресурсный раздел, в котором описывается совокупность кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для реализации той или иной программы занятости, источники их получения, необходимые объемы и сроки получения.

4. Организационный раздел – раскрывает общую схему разработки и реализации программы.

Программы занятости могут быть следующих видов:

- региональная (республиканская, краевая, областная);

- местная (районная, городская).

На федеральном и региональном уровнях программы воздействие направлено на среду социального взаимодействия по поводу рабочих мест, а на местном уровне – на непосредственных участников этого взаимодействия: работодателей и наемных работников.

Мониторинг в социально-трудовой сфере.

Мониторинг в социально трудовой сфере – это наблюдения за состоянием рынка труда и прогнозирование будущих тенденций этого рынка.

Основными задачами мониторинга в социально-трудовой сфере являются:

- определение и прогнозирование объема спроса на рабочую силу;

- определение и прогнозирование объема предложения рабочей силы;

- установление возможностей сбалансирования спроса и предложения рабочей силы;

- анализ эффективности функционирования региональных рынков труда.

В Российской Федерации мониторинг в социально трудовой сфере осуществляется Федеральной службой государственной статистики и Федеральной службой по труду и занятости

Безработица - неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Начнем его изучение с характеристики понятия «безработица».

Безработица – ситуация в экономике, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, но ведет активный поиск работы.

Международная организация труда (МОТ) определяет безработных следующим образом:

Безработные – это контингент лиц определенного возраста, во-первых, не имеющих работы, во-вторых, пригодных в настоящее время к работе и, в–третьих, ищущих ее в рассматриваемый период.

Человека можно считать безработным только при соблюдении всех этих трех условий. Искать работу — значит предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают: регистрацию на бирже труда; обращение к работодателям или в агентства по найму; постоянное появление в местах, где можно получить работу (предприятия, организации, рынки труда); помещение объявлений в газетах или отклики на соответствующие объявления в прессе и т.п.). Чтобы определить контингент безработных, следует дать характеристику основных категорий населения по отношению к рынку труда.

Согласно законодательным актам Российской Федерации, безработными признаются люди, которые:

1) не имеют работы и заработка;

2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы;

3) готовы приступить к работе в любой момент.

В зависимости от обстоятельства, из-за которого человек не имеет работу, безработных можно классифицировать на 4 группы: а) впервые ищущие работу; б) вышедшие на рынок труда после перерыва; в) потерявшие работу после увольнения; г) добровольно оставившие работу.

Трудоспособное население – все те, кто по возрасту и состоянию здоровья способны работать.

По российскому законодательству трудоспособный возраст ограничивается следующими пределами: 16-55 лет для женщин и 16-60 лет для мужчин. Однако на практике указанные границы могут раздвигаться, если подросток или пенсионер способны работать без вреда для здоровья.

Было уже отмечено, что безработица связана с занятостью населения. Соотнесем эти понятия.

Безработные – люди, не имеющие работу, но активно занятые ее поиском.

Занятые – те, кто имеет работу и те, кто, имея работу, по объективным причинам временно не работает.

Такими причинами могут быть болезнь или отпуск.

В связи с понятиями «безработные» и «занятые» возникают и другие – «экономически активное население» и «экономически неактивное население».

Экономически активное население – занятые и безработные, образующие в сумме рабочую силу страны.

Экономически неактивное население – лица, не включаемые в состав рабочей силы.

К категории экономически неактивного населения относятся:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т.п.);

г) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источников их дохода).

е) все те, кто по каким-либо причинам не хочет работать.

Таким образом, можно сказать, что безработные составляют часть экономически активного населения, которая не занята.

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Безработица нуждается в государственном регулировании. Существует две точки зрения в решении этого вопроса:

1) теория Кейнса состоит в том, что причиной безработицы является недостаточный уровень совокупного спроса; при этом если увеличить совокупный спрос, то и пропорционально уменьшится безработица;

2) государственная политика занятости, осуществляемая по двум направлениям:

а) регулирование уровня и продолжительности безработицы; при этом необходимо использовать службу трудоустройства (занятости), которая сокращает время поиска человеком работы, информируя его об имеющихся вакансиях; кроме того, эти службы призваны решать вопросы переквалификации работников;

б) гарантии материальной и социальной поддержки: – выплата пособий по безработице; – предоставление компенсации работникам, увольняемым с предприятий при сокращении численности штатов, реорганизации или ликвидация предприятия; – выплата стипендии на период повышения квалификации или переподготовки.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты. Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

2. Виды безработицы

Экономисты выделяют следующие виды безработицы:

1) циклическая безработица. Один из самых первых и главных видов безработицы, который возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех сферах, отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8–10%;

2) фрикционная безработица. Явно менее негативный вид безработицы, который связан с так называемым положением «между работами» (постоянное движение населения от профессии к профессии, из одной местности в другую, временная незанятость женщин в связи с рождением ребенка, поиск работы теми, кто только что закончил учебное заведение или кто отслужил в армии). Главной особенностью такого вида безработицы является непродолжительность. В подобных ситуациях постоянно кто-то находится (2–8% рабочей силы), т. е. имеется как бы «штатный состав», данный вид безработицы невозможно устранить;

3) институциональная безработица. По ее названию можно понять, что она возникает из-за действия общественных институтов. Например, государство может выплачивать немалые социальные пособия, побуждая при этом часть трудоспособного населения не работать. Или деятельность профсоюзов, направленная на постоянное увеличение заработной платы, делает рабочую силу очень дорогой и вынуждает работодателей уменьшать свой спрос на рынке труда;

4) структурная (технологическая) безработица. Данный вид безработицы возникает в связи с изменениями в строении народного хозяйства: вымирают некоторые профессии или даже целые отрасли; перестраивается экономика регионов; изменяются под давлением научно-технической революции сами технологии; т. е. структура рабочей силы начинает не соответствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологических, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит высокий уровень вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников;

5) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых свойственны сезонные колебания объемов производства (обслуживание летних курортов);

6) частичная безработица возникает на предприятиях, которые вынуждены перейти на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;

7) скрытая безработица включает в себя людей, которые формально вроде бы и работают, а фактически занимают лишние рабочие места, т. е. ту работу, которую может сделать и один работник, делают два, а то и три человека.

3. Занятость населения

Занятость – это область социальной действительности, которая содержит в себе социальное противоречие между желанием лиц наемного труда обладать рабочим местом и ограниченным количеством рабочих мест.

Как объект изучения занятость охватывает следующие явления: рынок труда, работодателей, лиц наемного труда, рынок товаров, рынок профессий. Все эти явления взаимосвязаны. Однако между ними часто возникают противоречия, особенно между работодателями и лицами наемного труда.

Основным мотивом взаимодействия людей по поводу рабочих мест является их стремление обеспечить условия своей жизнедеятельности.

Существует два вида занятости: основная и вспомогательная.

Основным видом занятости трудоспособного населения является непосредственное участие в создании общественного продукта или национального дохода, обеспечивающего воспроизводство жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности за счет оплаты его занятости в процессе совместного трудового воспроизводства жизни общества.

Вспомогательный (инструментальный) вид занятости – это занятость в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, политики, морали, быта и физического развития людей.

Выделяют две формы занятости: стандартную (типичную) и нетипичную (гибкую).

Стандартная форма занятости характеризуется следующими чертами:

- работа у одного работодателя;

- работа в производственном помещении работодателя;

- стандартная нагрузка в течение дня, недели, года.

Нетипичная форма занятости может быть нескольких видов:

- частичная – неполная трудовая нагрузка;

- - на определенный срок;

В соответствии с Федеральным Законом «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются следующие категории граждан:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ занятости, анализ занятости населения в Республике Бурятия.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методологические аспекты статистического анализа занятости населения;
изложить основные категории населения и трудовых ресурсов;
осуществить статистический анализ уровня занятости населения по Республике Бурятия;

Содержание

тости населения………………..6
1.1 Понятие занятости населения………………………………………………. 6
1.2 Государственное регулирование занятости населения …………………….9
Глава 2 Направления статистического изучения занятости населения……. 13
2.1 Статистическое наблюдение занятости населения………………………..13
2.2 Статистические методы изучения занятости населения…………………..20
Глава 3 Статистический анализ занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………. 27
3.1 Общая характеристика уровня занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………. 27
3.2 Расчет аналитических показателей занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………. 33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Теоретические основы изучения занятости населения.docx

Глава 1 Теоретические основы изучения занятости населения………………..6

1.1 Понятие занятости населения…………………………… …………………. 6

1.2 Государственное регулирование занятости населения …………………….9

Глава 2 Направления статистического изучения занятости населения……. 13

2.1 Статистическое наблюдение занятости населения………………………..13

2.2 Статистические методы изучения занятости населения…………………..20

Глава 3 Статистический анализ занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………… ……………. 27

3.1 Общая характеристика уровня занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………… ……………. 27

3.2 Расчет аналитических показателей занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………… ……………. 33

Список использованной литературы

Изучение занятости населения является одной из основных целей любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Анализ тенденции в изменениях занятости населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами. Необходимость более детального анализа положения на региональном рынке труда в период преобразований придает актуальность проведению данного исследования. Вопросы объективного отражения занятости населения, их доходов, возможностей, потребления и степени удовлетворения потребностей являются наиболее актуальными, в тоже время теоретически и методологически эти проблемы недостаточно проработаны. Попытки создания комплексного показателя, характеризующего с достаточной точностью все стороны занятости населения, предпринимались многими экономистами разных стран.

Достоверные показатели занятости населения необходимы как для адекватной оценки социально - экономического состояния общества в текущем периоде, так как и для разработки различных социальных программ, корректировки всей социальной политики государства. Информация о статистике занятости крайне необходима основным социальным партнерам рынка труда – организациям предпринимателей и трудящихся. Категория занятость населения характеризует экономическое положение общества в целом путем анализа благосостояния каждого гражданина. Она широко применяется при анализе уровня жизни населения и конкурентоспособности отраслей экономики, позволяет проследить взаимосвязи между всеми экономическими показателями, показывает влияние экономических преобразований на социальную ситуацию в регионах.

Классификация населения по статусу занятости и безработицы используется в статистической практике, основывается на соответствующих международных классификациях. Для сбора данных о занятости организованы регулярные выборочные обследования, программы, проведения которых направлялись на экспертизу в международное бюро труда и другие международные организации и получили положительный отзыв экспертов этих организаций.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ занятости, анализ занятости населения в Республике Бурятия.

Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические и методологические аспекты статистического анализа занятости населения;

изложить основные категории населения и трудовых ресурсов;

осуществить статистический анализ уровня занятости населения по Республике Бурятия;

рассчитать прогноз занятости населения Республики Бурятия;

Объектом исследования работы является занятое население Республики Бурятия.

Предмет исследования курсовой работы – количественно-качественная характеристика занятости населения в республике Бурятия.

Работа имеет следующую структуру:

В первой главе «Теоретические основы изучения занятости населения» рассматривается:

- Понятие занятости населения

- Государственное регулирование занятости населения

Во второй главе «Направления статистического изучения занятости населения» рассматривается:

- Статистическое наблюдение занятости населения

- Статистические методы изучения занятости населения

В третьей главе «Статистический анализ занятости населения в Республике Бурятия» анализируется состояние занятости населения на рынке труда в Республике Бурятия:

- Общая характеристика уровня занятости населения в Республике Бурятия

- Расчет аналитических показателей занятости населения в Республике Бурятия

Глава 1 Теоретические основы изучения занятости населения

1.1 Понятие занятости населения

Источником рабочей силы является человек. Но не каждый человек может быть работником. Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы. Не входят в состав трудовых ресурсов дети и лица пожилого возраста. Также не являются трудовыми ресурсами люди, потерявшие трудоспособность или не обладающие ею, например инвалиды или больные, длительное время находящиеся на лечении. Поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности населения. В России, например, трудовые ресурсы составляют 53% населения страны.

Для человека возможность трудиться обусловлена разными обстоятельствами. Основное из них — рабочий возраст, который имеет определенные физиологические границы. В России трудоспособный возраст для мужчин установлен от 16 до 60 лет, для женщин — от 16 до 55 лет. На продолжительность трудоспособного возраста может влиять специфика труда, которая снижает верхнюю его границу, например для балерины, профессионального спортсмена или военного 1 .

В состав трудовых ресурсов включаются часть лиц моложе 16 лет и лица пенсионного возраста, которые практически работают по найму или самостоятельно.

Население, входящее в состав трудовых ресурсов, можно разделить на две группы: экономически активное население и экономически неактивное население.

Экономически активное население охватывает всех фактически занятых в народном хозяйстве страны. Это население обеспечивает предложение рабочей силы в обществе.

Экономически неактивное население — это лица трудоспособного возраста, которые по различным причинам не заняты в народном хозяйстве. К ним относятся учащиеся, студенты, слушатели и курсанты, аспиранты дневной формы обучения, лица, получающие пенсию при потере кормильца, занятые уходом за детьми или за больными родственниками, лица, не имеющие работы, или те, которым нет необходимости работать, чтобы обеспечить себе средства для существования.

Термин "экономически активное население" часто встречается в экономике труда, так как он характеризует состояние трудовых ресурсов страны. Рассмотрим его подробнее.

Экономически активное население может состоять из наемных работников и из лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе работодателей.

Наемными работниками, могут быть гражданское население и военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе по призыву или контракту. Кроме того, экономически активное население делится на занятых и безработных.

Занятость — это термин, характеризующий состояние человека, включенного в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, заработок ( трудовой доход). В число занятых включаются лица обоего пола старше 16 лет, а также младших возрастов, которые выполняют работу по найму за вознаграждение.

Занятое население может работать на условиях полного или неполного рабочего времени. Полное рабочее время характеризует работу в течение времени, установленного трудовым законодательством, но не более 40 ч в неделю, а для некоторых профессий, например учителей и врачей, — 36 ч в неделю. Неполное рабочее время характеризует работу меньшей продолжительности, чем установлено нормой трудового законодательства. Так, женщина, имеющая малолетнего ребенка, может работать не 8 ч, а лишь 3 или 4 ч в день. Соответственно оплата ее труда будет производиться за отработанное время или согласно выработке 2 .

В экономике труда используется понятие "неполная занятость". Причинами неполной занятости являются объективные факторы, например структурная перестройка в стране или на предприятии, отсутствие заказов на производство, технический прогресс. Под влиянием этих причин изменяется спрос на рабочую силу и требуется меньшая численность работников. При переходе к рыночным отношениям многие предприятия, не желая допускать массового увольнения, прибегают к использованию неполной занятости и тем самым оказывают своим работникам определенную социальную поддержку. Действие рыночного механизма таково, что предприятие, чья продукция не пользуется спросом, должно закрыться. Однако нынешние задачи обеспечения роста благосостояния населения часто достигаются путем повышения занятости.

К числу занятого населения относят лиц, временно отсутствующих на работе по болезни, из-за отпусков, отгулов, забастовок, выходных, работающих на семейном подряде, и др. Занятым населением не считаются безработные, выполняющие общественные работы, а также учащиеся и студенты, работающие на сельхозработах по направлениям учебных заведений.

Занятое население может заниматься каким-либо делом самостоятельно или у отдельных работодателей, может работать на основной или дополнительной работе. Основная работа для работника — это та, где находится его трудовая книжка. Если же у работника нет трудовой книжки, то основной работой считается та, которую как таковую признает сам работник или где он отработал больше часов.

Дополнительная работа — это любое совместительство, случайная или разовая работа.

1.2 Государственное регулирование занятости населения

Направления регулирования рынка труда. Факты конкретной экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

Читайте также: