Как определить структуру занятости

Опубликовано: 01.10.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Попкова И.С. Занятость населения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12971 (дата обращения: 12.04.2021).

Общество устроено таким образом, что для того, чтобы обеспечить себя всем необходимым, удовлетворить различные потребности, человек должен предлагать свои услуги, особый вид товара – рабочую силу, и получать за него вознаграждение, заработную плату.

Рассмотрим ключевое понятие статьи – занятость.

Занятость – это одна из основных категорий экономики, определяющий благосостояние народа (недаром Адам Смит свой труд по экономике назвал «Богатство народов»).

Занятость зависит не только от экономических факторов, но и от демографических процессов, которые в свою очередь зависят от экономических, политических, социальных, международных факторов.

В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» занятость – это деятельность граждан, связанная с удов­летворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход) [2].

Это определение в большей части отражает правовое и отчасти социально-экономическое содержание. В этой связи необходимо отметить, что занятость это не деятельность, а общественные отношения, прежде всего экономические и правовые, между людьми, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте [4].

Проблема занятости появилась не только сейчас, проблему занятости рассматривали такие ученые, как Д.М. Кейнс, А. Маршалл, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, А. Смит, К. Маркс и др.

Так, например, ещё в трудах Адама Смита было отмечено, что главным мотивом хозяйственной деятельности человека является его собственный интерес, удовлетворение своих потребностей – материальных и духовных. Но получить материальные или духовные ценности, блага для себя человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая им в обмен свой труд или продукты труда. Так развивается разделение труда, специализация. Так люди помогают друг другу и способствуют развитию общества, хотя каждый и печётся только о своем собственном интересе – так отмечал в своей книге «Богатство народов» Адам Смит.

Таким образом, каждый человек стремится продать свой труд подороже с тем, чтобы приобрести для себя больше материальных и духовных благ. Обычно он не думает при этом об общественной пользе, он исходит лишь из своих интересов, но, как это и не странно, поступая эгоистически, приносит пользу обществу. Именно в этом Смит видит «невидимую руку» объективных экономических законов.

Во времена типичных кризисов перепроизводства, вызванных дисбалансом совокупного спроса и совокупного предложения проблемы были во всех странах одинаковые: затоваривание, глубокий спад производства, банкротства предприятий, паралич кредитно-банковской системы, массовая безработица и резкое снижение жизненного уровня населения. Таким образом, проблема занятости и состояние рынка труда – проблемы не новые.

Структура занятости населения резко меняется в кризисные периоды. Именно такой период переживает наша страна в данный момент времени. Структурная перестройка экономики России, которая произошла за последние двадцать лет, привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается скрытая безработица за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю, самозанятых, выживающих за счёт так называемых «калымов» и т. д..

С другой стороны, стране как никогда нужны грамотные профессионалы, специалисты, мастера своего дела во всех отраслях науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, торговли, образования и других отраслях.

Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве в соответствии со своими способностями и профессиональными знаниями и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам.

Это противоречие возникло по разным причинам, из-за совокупности различных факторов. Во-первых, для многих профессионалов не достаточное количество рабочих мест – обанкрочиваются и закрываются промышленные предприятия и заводы, встают фабрики, сокращаются сельскохозяйственные угодья, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию становятся мало- или нерентабельными. В такой ситуации первоклассные специалисты либо вынуждены искать работу не по специальности, либо переквалифицироваться, либо заниматься самозанятостью.

Во-вторых, даже если профессионал найдёт работу, то не всегда она его удовлетворяет уровнем заработной платы, условиями труда и пр..

В-третьих, в наше время социально-экономические, политические и др. факторы меняются так быстро, что порой та профессия, на которую учился человек, становится никому не нужной и молодой специалист пополняет ряды безработных.

Таким образом, мы подходим к определению такой категории как рынок труда. Именно на рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, величина заработной платы, определяются и оговариваются условия труда, возможности профессионального и карьерного роста, повышения мастерства и профессиональных компетенций, гарантия занятости.

Рабочая сила определяется как совокупность физических, интеллектуальных и духовных способностей человека к трудовой деятельности. Именно за рабочую силу человек получает заработную плату.

В нашей стране занятость населения регулируется следующими законодательными актами - Конституцией РФ [1], Законом РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19.04.1991 года с последующими изменениями и дополнениями [2], другими федеральными законами и нормативными актами, регулирующих отношения в сфере занятости населения.

Тем не менее, в развитии рынка труда нашей страны в настоящее время сформировалось ряд проблем:

- диспропорции спроса и предложения рабочей силы: рост безработицы при одновременном сохранении структурного дефицита кадров;

- наличие непрестижных и низкооплачиваемых вакантных рабочих мест и должностей;

- отсутствие качественных рабочих мест для женщин;

- низкая заработная плата рабочих, практикуемая на большинстве предприятий и организаций всех форм собственности

- текучесть высококвалифицированных рабочих;

- рост обращаемости таких категорий граждан в службу занятости как инвалиды, молодежь без практического опыта работы, женщины, длительно неработающие, лица предпенсионного возраста и другие;

- увольнение работников, вызванное кризисными явлениями,

- увольнение работников, вызванное потребностями предприятий в сокращении штатов и реструктуризации производства.

Таким образом, проблема занятости населения носит комплексный характер и оказывает влияние на все сферы жизни общества. Особенно важное значение занятость населения приобретает с учётом циклического характера развития современной рыночной экономики и повторяющихся кризисных явлений.

Проблема занятости населения и эффективной организации государственного регулирования занятости является актуальной и находит отражение в экономической и правовой литературе.

Важность проблемы занятости подчёркивается конституционным закреплением права граждан на свободный труд, а также развитием и кодификацией современного российского трудового законодательства.

На российском рынке труда необходимо активный тип воздействия на уровень занятости, который заключается в стимулировании создания новых рабочих мест и предложении труда и мерах по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2010.
  2. «О занятости населения в РФ» [Текст] : федер.закон: [принят Госдумой 19 апреля 1991 года N 1032-1] (с изменениями на 30 ноября 2011 года) – М : Приор, 2012 –70 с.
  3. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда [Текст] / Е.Д. Катульский – М.: Человек и труд, 2012.-250 с.
  4. Котляр А.В. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными [Текст] / А.В. Котляр. –М.: Человек и труд, 2011.-220 с.
  5. Фатеева Ю.В., Карпешина А.А. Проблемы российской занятости населения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3436 (дата обращения: 06.11.2016).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Структура занятости в известной степени отражает общую структуру экономики и изменяется в значительной степени под ее влиянием.

Важность анализа структуры занятости населения состоит в том, что она отражает в единстве социальный, экономический, демографический, этнический и даже экологический аспекты жизни общества. С этой точки зрения следует иметь в виду не только количественные характеристики каждого звена структуры занятости, но и его качественную определенность, особое место и отношение к воспроизводству жизни общества.

Можно выделить следующие основные звенья структуры занятости:

Все эти звенья структуры занятости не существуют отдельно друг от друга, они взаимопроникают и присутствуют в занятости как единое целое. Например, структура занятости по возрасту и полу содержится в профессионально-квалификационной, отраслевой, социальной и в других звеньях структуры. Вместе с этим все звенья структуры занятости в определенном отношении автономны и имеют самостоятельное значение.

· Социальная структура занятости населения отражает классовую структуру общества, которая изменяется вместе с изменением общественного устройства.

Так или иначе признаются реально существующие социальные различия между отдельными группами занятого населения по признакам социального неравенства, порождаемого дифференциацией товаропроизводителей, рыночной деятельностью на очень богатых, просто богатых, лиц среднего достатка, ниже среднего достатка, бедных и даже тех, кто оказывается за чертой бедности.

С переходом России к рыночной экономике социальная структура занятости советского общества стала изменяться по образу и подобию социальной структуры занятости капиталистического общества, т.е. стали формироваться «высший», «средний» и «низший» классы (страты), соответственно изменилась социальная структура занятости. Однако процесс этот идет с большим трудом и деформациями. Исследования показывают, что более или менее отчетливо формируются высший и низший классы, а средний класс пока лишь зарождается.

Между тем опыт рыночных стран свидетельствует о том, что стабильность, прочность и устойчивость рыночной экономики определяются преобладанием крепкого, надежного среднего класса, высшие прослойки которого по образу жизни и размерам доходов приближаются к низшим прослойкам высшего класса. Надежность среднего класса в странах рыночной экономики состоит в его положительном, лояльном отношении к правящему режиму и образу жизни населения в условиях рыночной экономики.

В России же фактически доминирует формирование низшего класса, образ жизни и размеры доходов которого на уровне или за чертой бедности. Те категории занятого населения, которые в рыночных странах образуют средний класс, в России оказались в сложном положении, фактически вошли состав низшего класса. Если в странах с нормальной рыночной экономикой в составе высшего класса доминируют средние и крупные слои, то в России подавляет все олигархия, тормозя формирование нормального полнокровного высшего класса.

Не случайно общество так озабочено проблемами формирования среднего класса и ограничением всевластия российской олигархии. Доминировать в рыночной экономике должен средний класс, который придает ей необходимую устойчивость и обеспечивает равновесие социальной структуры занятости.

· Государственную структуру занятости образует та часть населения страны, которая занята различного рода трудом в органах центральной и местной государственной власти, а также в государственном секторе экономики.

Таким образом, сразу же выделяются два наиболее общих и крупных звена государственной структуры занятости:

1) в органах государственной власти,

2) в государственном секторе экономики.

Эти два звена существуют в любом обществе и во всех странах, но их соотношение, устройство и масштабы различны.

С переходом России к рыночной капиталистической экономике советская государственно-частная структура занятости преобразуется таким образом, что стремительно уменьшается занятость в государственных структурах и резко возрастает занятость в частном секторе, особенно в коммерческих структурах, применяющих наемный труд.

Мировой опыт, однако, свидетельствует о том, что страны, попадая в трудное кризисное положение, вынуждены были в качестве спасительного средства усиливать государственный сектор экономики, повышать его удельный вес, содействуя частному сектору в выходе из трудного состояния. Эта мера всегда оправдывала себя, помогая обеспечить население более полной занятостью.

· Территориальная структура занятости указывает на такие важные показатели экономического развития регионов, как:

§ уровень освоения богатых природными ресурсами территорий в зависимости от их обширности и доступности;

§ степень использования трудового потенциала в природно-экономических условиях, характерных для отдельных территорий;

§ экономическая активность населения региона;

§ количество занятого населения, его удельный вес во всем населении и др.

Так, произошло абсолютное и относительное сокращение занятости в промышленности и строительстве, в науке и научном обслуживании. Вместе с тем выросла занятость в таких отраслях, как торговля и общественное питание, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование.

Другие источники указывают на глубокие изменения структуры занятости в промышленности в пользу добывающих отраслей (газовой, нефтедобывающей) и на сокращение занятости в обрабатывающих отраслях, прежде всего, в легкой промышленности, машиностроении, что свидетельствует о сырьевой переориентации российской экономики.

Также интересны тенденции занятости в сельском хозяйстве страны, где занятость снижается.


Просматривается в зародыше тенденция ослабления аграрного сектора; резкое снижение жизненного уровня населения побуждает его повернуться к производству продуктов питания.

Опыт изучения рыночной экономики убеждает в том, что масштабы и структура занятости определяются количеством и структурой рабочих мест, которые, в свою очередь, детерминируются рыночной конъюнктурой, потребностями капитала в самовозрастании. Новая концепция занятости и политика службы занятости должны быть сосредоточены на этих процессах, на движении рынка рабочих мест, деформациях их престижности, коренном изменении их профессионально-квалификационной структуры.

· Профессионально-квалификационная структура занятости. По различным оценкам, кадровый потенциал занятого в экономике России населения обладает достаточно высокими профессионально-квалификационными характеристиками с устойчивой тенденцией повышения их уровня. Синтетическим показателем данного типа структуры служит распределение численности занятого в экономике страны населения по уровняю общего, среднего и высшего специального образования.

При переходе к рыночным отношениям именно образованные люди оказались в самых сложных условиях занятости, среди них на первом месте – женщины, поскольку коммерческие структуры искали специалистов далеко не самого высокого ранга.

Будучи невостребованными, лица со средним и высшим образованием соглашаются на любые предложенные варианты занятости на государственных предприятиях, в кооперативах и в коммерческих структурах. Именно они чаще всего не заняты по специальности, переучиваются ради постоянной работы и заработка.

· Половозрастная структура занятости доставляет особенно много забот службам занятости, так как с ней связаны острые демографические характеристики, такие, как рождаемость, смертность средняя продолжительность жизни, трудоспособный возраст и т.п.

Вместе с этим наблюдается тенденция роста удельного веса возрастной группы 55-59 лет, особенно мужчин, свидетельствующая о постарении трудоспособного населения. В трудоустройстве населения эта возрастная группа тоже имеет наибольшие сложности.

В отраслевом разрезе занятость мужчин больше, чем женщин, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения.

Женщины заняты в большей мере, чем мужчины, в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте, в системе здравоохранения и социального обеспечения, в образовании, культуре и искусстве, в науке и научном обслуживании, в финансово-кредитной системе и страховании, в аппарате органов управления.

Практика показывает, что именно по признакам пола и возраста чаще всего имеют место случаи дискриминации в трудоустройстве и нарушения прав человека, Конституции, трудового законодательства РФ. Так, в ст. 37 п. 3 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., говорится о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Несмотря на это, под различными предлогами работодатели отказывают в трудоустройстве лицам младших возрастных групп, лицам предпенсионного возраста, беременным и имеющим малолетних детей женщинам и т.п. Кадровые службы коммерческих структур ссылаются при этом на свое право выбора нужных им работников.

Исследованиями установлено, что выбор занятости зависит не только от социально-экономических, природных и других факторов, но и от национальных традиций, привычек и склонностей.

Учет национальной структуры занятости становится все более актуальным, так как с переходом к рынку и реформированием экономики и в особенности после развала СССР экономическое положение в бывших республиках Союза, ставших независимыми государствами, стало ухудшаться, а границы остались «прозрачными», усилился поток мигрантов в Россию.

Представляет интерес характер занятости этой части населения в экономике России. Официальная статистика не дает ответа на эти вопросы. Лишь на уровне экспертной оценки можно утверждать, что совсем незначительная часть их занята в отраслях материального производства в качестве рабочих, инженерно-технического персонала и служащих. Подавляющее большинство населения занято торговлей, посредничеством, валютно-финансовыми операциями, спекуляцией недвижимостью и т.п. В Москве, например, по официальным данным, существует восемь этнических группировок мафиозных структур, занятость которых носит криминальный характер.

Отсутствие официального учета и статистической отчетности национальной структуры занятости в Российской Федерации осложняет работу не только государственной службе занятости, но и лишает информации, необходимой для более квалифицированной защиты интересов населения.

· Структура семейного положения занятого населения является синтетическим. Госкомстатом России учитывается распределение занятого населения по семейному признаку.

Семейная структура занятости имеет следующую характеристику:

Ø показатели состояния экономики страны;

Ø среднедушевой денежный доход определяет жизненный уровень семьи, от которого непосредственно зависят уровень рождаемости и смертности, соответственно динамика численности населения, его трудоспособной и экономически активной части;

Ø основным направлением реформирования экономики должен быть рост благополучия и улучшение экономического положения семей занятого населения.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

В 1996 г. службе занятости России удалось трудоустроить 2,3 млн. человек. Если учесть, что в среднем за год в общероссийском банке данных насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости обратилось 5,3 млн. человек, то трудоустроен каждый третий.

Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественных работах было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994 г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную под-держку безработных.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход).

В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон “О занятости населения” (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер.

Первый принцип — обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.

Второй принцип— создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.

Закон закрепил основные принципы государственной политики в области содействия занятости: обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; развитие трудовых ресурсов; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е.

Занятыми считаются граждане (ст.

• работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

• избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую долж-ность;

• военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

• трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

• временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);

• выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).

Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают пять статусов.

1. Наемные работники — это лица, работающие по заключенному именному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.

2. Работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.

3. Работодатели — лица, управляющие собственным либо уполномоченные управлять государством, акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий — лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.

5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости — это безра-ботные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.

Занятость по секторам экономики (млн.

Всего занято в экономике: 72,1 70,9 68,5 66,4 66,0

на государственных и муниципальных

предприятиях 49,7 37,6 30,6 28,0 24,4

в частном секторе 13,2 19,9 22,1 22,8 25,2

в общественных организациях, фондах 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5

на совместных предприятиях 0,2 0,3 0,3 0,4 0,4

на предприятиях и в организациях

смешанной формы собственности 8,4 12,5 14,5 14,7 15,5

Источник: Экономика и жизнь. — Август 1997. — № 35. — С. 27.

Какую информацию для характеристики занятости можно получить при рассмотрении данной таблицы? Во-первых, общая численность занятых в стране из года в год снижается. Во-вторых, наметилась тенденция значительного снижения числа занятых на государственных и муниципальных предприятиях и организациях. За пять лет удельный вес занятости в этом секторе снизился с 69 до 37%. В-третьих, быстрыми темпами развивается частный сектор экономная и, естественно, повышается численность занятых работников. Удельный вес занятых в данном секторе вырос с 1992 г. по 1996 г. с 18,3 до 38,2%, т.е. более чем в два раза. В-четвертых, получили дальнейшее развитие совместные предприятия и организации смешанной формы собственности, где численность занятых возросла за эти годы почти в два раза.

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов занятости. Так, разли-чают полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Полная занятость — это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход личности и достойное существование ему и его семье.

Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему.

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное приучение к труду.

Приведенные выше виды занятости отражают состояние количественной и качественной балансировки между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества. В условиях переходного периода к рыночным отношениям, по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться в целом по стране. Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников, а также со снижением потребности самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности.

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости. Он может рассчитываться двумя способами.

Доля занятых в общей численности населения:

Доля занятых в экономически активном населении

В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономической активности населения, т.е.

где ЧЗ — доля численности занятых;

ЧН — общая численность населения;

Чб — доля численности безработных.

Отношения за-нятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.

В экономической теории и практике разработана система показателей, которая отражает эффективность занятости. Обычно применяются четыре группы показателей. Первая группа —это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Вторая группа — уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой — потребность населения в рабочих местах. Оценка эффективности занятости по этой характеристике может производиться на основе баланса трудовых ресурсов (см. гл. 2). Третья группа- структура определения работающих по отраслям народного хозяйства. Существующая в России отраслевая структура занятых отражает низкий уровень эффективности использования трудового потенциала общества (табл. 3.2).

Структура занятого населения России по отраслям (%)

Всего занятых в экономике:

сельском и лесном хозяйствах

транспорте и связи

торговле и общественном питании, материально техническом снабжении, сбыте и заготовках

жилищно-коммунальном хозяйстве, не-производственных видах бытового обслу-живания

здравоохранении, физиче-ской культуре, социальном обеспечении

образовании, культуре и искусстве

науке и научном обслуживании

кредитовании, финансах и страховании

аппарате органов управления

Источник: Россия в цифрах. - М., 1997. - С. 37.

Из табл. 3.2 видно, что в 1996 г. по сравнению с 1992 г. заметно со-крaтилcя удельный вес занятых в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании и возрос вес занятых в сельском хозяйстве, торговле, транспорте и связи, в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, в кредитно-финансовом обслуживании, в аппарате органов управления, т.е. в основном в непроизводственной сфере (за исключением сельского хозяйства). Такое положение нельзя назвать негативным, кроме снижения доли занятых в науке. Становление рыночных отношений приводит к естественному перемещению занятости из производственной сферы обслуживания. Предпочтительной является переориентация структуры занятых в соответствии с общемировыми тенденциями, для которых характерны высокие темпы роста численности работников в отраслях сферы услуг (табл. 3.3).

Структура занятости населения в 1995 г. (% к итогу)

Австралия 5 24 71

Великобритания 2 26 72

Россия 15 35 50

Источник: Экономика и жизнь. - Декабрь 1997. — № 51. - С. 27.

Как видно из таблицы, жители экономически развитых стран заняты преимущественно в сфере услуг. В США здесь сосредоточено 80% всех работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации. В России более половины всех занятых трудится в сфере материального производства, причем только 40% занимается преимущественно умственным трудом.

Формирование трудового потенциала в престижных наукоемких отраслях требует длительного времени, особенно для специалистов с высшим образованием. Просчеты в формировании данной категории занятых сейчас — это по существу углубление трудностей выхода из кризиса экономики в недалеком будущем.

Четвертая группа — это профессионально-квалификационая структура работающих. Она показывает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает степень сбалан-сированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

Сущностные характеристики занятости, в том числе закономерности в распределении по видам занятости, отраслям народного хозяйства, профессионально-квалификационным группам различаются у людей по полу и возрасту.

Половозрастные группы населения, объединенные по характеру их участия в общественно полезной трудовой деятельности, принято называть соци-ально-демографическими группами населения. Практика показала, что с целью учета особенностей занятости населения по полу и возрасту целе-сообразно выделять следующие социально-демографические группы: мужчины, женщины, молодежь (трудоактивное население 16-29 лет), лица средних возрастов (30-49 лет), лица предпенсионного возраста (трудоспособное население старше 50 лет), лица пенсионного возраста .

Параметры общественно-трудовой активности женщин зависят от возраста, профессиональной подготовки, ориентации на карьеру, от происходящих в жизни демографических событий, от объема семейно-бытовой занятости и многих других факторов, влияющих на экономическую роль женщины, на ее конкурентоспособность. Прежде всего отметим следующие факторы. Совмещая труд, материнство и домашнее хозяйство, женщина — традиционно менее желанный работник, чем мужчина. Мужская функция всегда заметно влияет на трудовую карьеру женщины: больше перерывов в работе, затраты на специальную охрану труда в соответствии с нынешним законодательством о труде, социальные льготы и тд. Конкурентоспособность женской рабочей силы состоит из экономических, со-циально-психологических аспектов. Экономические включают в себя: произ-водительность, работоспособность, качество, выгодность или привлекатель-ность. Социально-психологические: уровень образования, квалификация, профессионализм, способность к адаптации, трудовая мобильность. Демографические аспекты: возраст, семейное положение, дети.

Женщины составляют около 47% общей численности занятых в России и не менее 50% экономически активного населения. Пятую часть женщин составляет молодежь до 35 лет, немногим более 10% - лица пенсионного возраста. По данным Госкомстата РФ, среди занятых женщин России лица с высшим образованием составляют 21 %, со средним специальным образованием 68%. Среди работающих мужчин эти показатели соответственно равны 16,8 и 64,2%.

Женщины накопили высокий интеллектуальный потенциал по сравнению с мужчинами. Однако высокий образовательный уровень и профессиональный опыт не гарантируют жен-щинам-специалистам равные возможности с мужчинами в сфере занятости. Статус женщин, занятых в структурах разных форм собственности по отношению к общей численности работающих по каждой форме, среди: работодателей — 29; самозанятых (работающих без привлечения наемных трудящихся) — 46; неоплачиваемых работников семейных предприятий-41%.

За годы экономических перемен происходит постепенное снижение экономической активности женщин. Их доля за последние семь лет сократилась с 50 до 47%. Такое снижение можно объяснить, во-первых, уменьшением спроса на женскую рабочую силу; во-вторых, часть женщин предпочла выполнение семейных обязанностей, став домохозяйками при достаточном уровне семейных доходов; в-третьих, определенная доля женщин вынужденно покинула оплачиваемую работу при наличии условий трудиться в личном подсобном хозяйстве или на временной работе.

Молодежь представляет собой весьма специфическую группу трудовых ресурсов. Достаточно остро ощущает на себе безработицу именно молодежь. Во-первых, потому, что она имеет довольно высокий обра-зовательный ценз (так, 1/3 всех специалистов с высшим и средним образованием в стране — молодежь 30 лет), но период ее профессионального становления растягивается на несколько лет. Во-вторых, в настоящее время вследствие повышения уровня притязаний молодые люди часто меняют место работы, стремясь работать на более престижном месте. В-третьих, около 2/3 всей молодежи в возрасте до 30 лет не имеет профессионального образования, что существенно ухудшает качество рынка труда. Кроме того, молодые специалисты со стажем работы до 5 лет часто оказываются среди высвобожденных работников государственных предприятий.

Лица средних возрастов (30—49 лет) — наиболее многочисленная группа в составе трудовых ресурсов. Данная группа характеризуется такими особенностями, как:

• высокий уровень занятости в народном хозяйстве страны;

• сложившиеся, устойчивые профессиональные интересы. Лица трудо-способного возраста старше 50 лет имеют следующие особенности:

• снижение физических возможностей;

• высокий уровень профессиональных знаний и наличие большого практического опыта;

• снижение уровня занятости по сравнению с предыдущей группой. Группа лиц пенсионного возраста, входящих в трудоактивное население, характеризуется низким уровнем образования, значительным весом женщин, низкой мо-бильностью и т д.

Профессиональная структура занятых и система заработной платы. В Японии структура занятых очень гибка, существует много возможностей продвижения и роста зарплаты, поэтому стимулы к производительному труду сильны. Это — важные черты системы выслуги лет. С некоторыми ограничениями эти черты японской системы можно использовать и в зарубежных филиалах. Используемая японскими филиалами система имеет следующие характеристики 1) не вполне ясно определяемая по названию должность, но четкая ответственность 2) много-разрядность 3) широкий диапазон нормативов оплаты 4) отсутствие дифференциации между рабочими и служа-  [c.218]


ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРАХ ЗАНЯТЫХ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОПЕРАЦИЯХ (ПРОИЗВОДСТВЕ)  [c.173]

ЗАНЯТОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ — показатель отраслевой структуры занятости в экономике характеризуется численностью занятых в таких отраслях экономики, как промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт в части обслуживания производства, торговля, общественное питание, заготовки, материально-техническое снабжение и пр.  [c.86]

СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ — совокупность взаимосвязанных элементов (категорий населения) в составе трудовых ресурсов. В зависимости от целей исследования структура занятости может рассматриваться с позиции распределения численности трудовых ресурсов по экон. районам страны по видам деятельности (занятые в экономике, занятые на учебе, проходящие военную службу, экон. неактивные и т.д.) по секторам экономики (формальный и неформальный) по основным отраслям и сферам экономики и т.д. При решении проблем занятости представляет интерес структура занятости населения в соответствии со степенью способности работать по найму, которая приводится ниже.  [c.366]


Переход к рынку сопровождается формированием качественно новой отраслевой структуры занятости  [c.76]

Решительных шагов в части развития образования требует и изменяющаяся структура занятости населения, которое переходит из  [c.36]

Правовая база дает высшей школе в этом смысле возможность проявить себя ученым советам, научно-методическим объединениям, структурам, занятым послевузовским образованием, повышением квалификации учебно-педагогического состава. Для преподавателей надежным гарантом, ориентиром качества работы являются государственные образовательные стандарты (ГОСы), средствами профессиональной подпитки - специальная литература, которая должна быть  [c.135]

Накопленный потенциал скрытой безработицы будет активно сбрасываться , что окажет неоднозначное влияние на состояние рынка труда. Ситуация на нем может резко ухудшиться до начала экономического роста. Сначала отраслевая структура занятости в отраслях материального производства и прежде всего в промышленности в результате сброса скрытой безработицы приблизится к сложившейся структуре производства (по объемам) и лишь затем начнется преимущественный рост занятости в отраслях перерабатывающей промышленности. Темпы экономического роста предполагаются достаточно высокими и потому темпы роста числа занятых могут быть более чем в 2 раза выше, чем по первому сценарию. Преодоление массовой безработицы потребует крупномасштабной переподготовки и обучения, приведения в соответствие с измененной структурой спроса на рабочую силу всей системы первоначального обучения и переподготовки кадров. Политика занятости претерпит большие изменения перейдет от преимущественно пассивных мер, связанных с материальной поддержкой больших контингентов безработных из-за малых возможностей их трудоустройства в начале рассматриваемого 10-летия, к преимущественно активным мерам.  [c.162]


Сравнительный отраслевой анализ позволяет выявить, в каких отраслях происходит увеличение спроса на труд, а в каких — уменьшение, и охарактеризовать механизм и причины изменений структуры занятости и перераспределения рабочей силы.  [c.244]

Данные ФСЗ позволяют проводить анализ изменений отраслевой структуры занятых по кварталам в течение года с целью отслеживания динамики отраслевого спроса на открытом рынке труда в целом и выявления отраслей, в большей степени связан-  [c.244]

Обострение ситуации на рынке труда связывают не столько с ростом безработицы, сколько с увеличением нерационального характера занятости, снижением эффективности использования трудового потенциала, отсутствием многих необходимых сдвигов в структуре занятости, появлением новых диспропорций. Отри-  [c.246]

Для России, с ее столь мучительно создававшейся индустрией и адекватной ей структурой занятости, промышленная политика не роскошь, а предмет первой необходимости.  [c.120]

К началу 80-х гг. некоторые компании уже успели отказаться от матричной организации. Однако такая система появилась вновь и в настоящее время успешно существует в виде бизнес-команд , состоящих из специалистов, подчиняющихся одному лидеру. Разница в том, что сегодня компании обеспечивают среду, в которой такая матрица может выжить, — делается упор на простых и немногочисленных структурах, занятых своими бизнес-процессами, выполняющих все функции.  [c.817]

Аналитики должны также уметь выявить социальные силы, которые будут господствовать в США в прогнозируемом периоде, и оценить главные изменения, которые будут вызваны действием этих сил. Речь идет в том числе об изменении ценностных ориентации разных возрастных, образовательных и профессиональных групп. Также необходимо учитывать растущую власть разных групп интересов и роль коллективных действий, степень вовлечения в анализируемые процессы федерального правительства и влияние изменений структуры занятости на структуру доходов и расходов.  [c.74]

Структурная безработица. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин структурный в значении составной . С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят изменения, которые в свою очередь меняют структуру совокупного спроса на рабочую силу. В результате таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе исчезает. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. В данном случае безработица возникает потому, что рабочая сила не сразу и не в полной мере отвечает на новые изменения в структуре рабочих мест. Некоторые работники обнаруживают, что те профессиональные навыки, которыми они в настоящее время обладают, больше не соответствуют требованиям рынка их умения и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическая структура занятости. Об этом свидетельствует, например, миграция отраслей и соответственно рабочих мест из снежного пояса в солнечный пояс в течение последних десятилетий.  [c.162]

Сокращение рабочих мест при импорте. Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого числа рабочих мест в Америке, но в то же время создает рабочие места в других странах. Импорт способствовал ликвидации в последние годы части рабочих мест в американской сталелитейной и текстильной промышленности. Но возникли другие виды деятельности, связанные, например, с торговлей автомобилями хонда и импортным электронным оборудованием. Таким образом, хотя импортные ограничения изменяют структуру занятости, они в действительности могут лишь незначительно либо вообще не влиять на уровень занятости.  [c.827]

Университет был создан революционным путем - без специального плана и без должной юридической структуры. Занятия начались в сентябре 1991 г., через несколько месяцев после того, как было принято решение об организации университета. К настоящему времени из хаоса уже возник порядок, и университет превратился в солидную организацию. У нас выдающийся преподавательский состав, широко известные имена стоят рядом с именами, которые станут известны в будущем, первоклассный президент и исключительный попечительский совет. Я действовал очень активно в период создания университета, лично принимал многие решения, но потом передал все полномочия попечительскому совету. Присуждаемая нами степень была признана штатом Нью-Йорк, и уровень образования оказался таким высоким, что студентам за первый академический год позже была присуждена степень магистра. Оглядываясь назад, я вижу, что это уникальное достижение в истории образования всего шесть месяцев для того, чтобы начать программу, дающую степень магистра.  [c.152]

На высшую ступень развития производства и потребностей перешли США, Канада, Япония, государства Западной Европы и некоторые другие страны. Об этом свидетельствуют, в частности, статистические данные о структуре занятости трудоспособного населения. В наиболее развитых странах значительно возросла выработка тружеников в традиционных сферах экономики (сельское хозяйство, промышленность), что позволило сократить в них занятость. А подавляющая часть трудовых ресурсов перешла в сферу услуг.  [c.25]

Структура занятости по отраслям экономики  [c.298]

В рамках сценариев развития должна определяться прогнозируемая структура занятости населения по  [c.34]

Структура занятых в экономике района по отраслям народного хозяйства за период  [c.48]

Прогноз структуры занятых в экономике по отраслям  [c.79]

Ухудшение возрастной и квалификационной структуры занятых -  [c.253]

Распределение численности работающих по основным отраслям народного хозяйства тыс. чел. Используется для анализа структуры занятости и определения функционального типа городов  [c.14]

В России пока отраслевая структура занятости заметно отличается от той, которая сложилась в развитых странах в материальном производстве у нас занято более 49% экономически активного населения, а в сфере услуг — около 51 % (табл. 14.1).  [c.299]

Таблица 14.1. Отраслевая структура занятости в России
Структурные изменения в экономике вызвали аналогичные тенденции в структуре занятости.  [c.422]

Динамика промышленного производства за последние годы показала неадекватность существующей системы производственных мощностей реальным общественным потребностям. Значительная часть продукции не находит своего потребителя. Это привело к радикальным структурным сдвигам, отчетливо обозначив устойчивые позиции топливно-энергетических отраслей, на долю которых в настоящее время приходится около половины всего промышленного производства против 25% в 1990 г. Продолжает сокращаться доля машиностроения (с 29 до 10%) и легкой промышленности (с 7 в 1990 г. до 2% в 2000 г.). Соответственно изменилась и отраслевая структура занятых в производстве. Сокращение численности работников затронуло в большей степени такие отрасли, как машиностроение, легкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Наряду с этим отмечается рост численности в электроэнергетике, цветной металлургии, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. В основе этих изменений лежит, прежде всего, усиление отраслевых различий в уровне оплаты труда. Заработная плата в легкой промышленности, машиностроении и металлообработке примерно в 2-3 раза ниже, чем в электроэнергетике, нефтепереработке или нефтехимии.  [c.159]

О месте и роли транспорта в системе отраслей народного хозяйства Башкортостана свидетельствует то, что его доля в 2000 г. составила в структуре занятого населения республики около 5%, производственных фондов - 10,8%, валового регионального продукта - 6%.  [c.228]

Серьезным фактором социальной дестабилизации является также сложившаяся в республике структура занятости. Высокий уровень занятости наблюдается в отраслях, находящихся в кризисном состоянии машиностроении (прежде всего ВПК), сельском хозяйстве.  [c.498]

Во многом из-за сложившейся структуры занятости (высокая доля традиционно низко оплачиваемого сельского хозяйства) заработная плата в республике отстает от средней по РФ.  [c.501]

Многие рабочие, которым за сорок, были перемещены или временно переведены на другие предприятия перемещения в других формах были применены в основном к рабочим в возрасте до 40 лет. Специалисты по автоматизации — в основном молодые люди до 29 лет, некоторые в возрасте от 30 до 44 лет и очень мало тех, кому за 45. Согласно данным Министерства труда, руководители 44 % предприятий, внедривших микроэлектронную технику, ответили, что доля мужчин в персонале увеличилась в микроэлектронных процессах, и 50 % ответили, что увеличилась доля молодых рабочих. Наблюдался рост числа выпускников технических колледжей (высших и средних) с одновременным снижением числа выпускников средних школ, а также рабочих, занятых неполный рабочий день. В исследовании, проведенном от имени премьер-министра, говорится о том, что 60 % тех, кто испытывает озабоченность из-за внедрения промышленных роботов и автоматизации делопроизводства, указали на беспокойство в связи с возможностью своего увольнения. Исследование (1983 г.) Комитета экономического развития (Кейзайдоюкай) обнаружило, что компании стараются воздерживаться от найма новых рабочих. В условиях японской структуры занятости это в первую очередь скажется на выпускниках школ и колледжей. Ожидается, что в будущем рабочие среднего и старшего возраста будут допущены к работе на автоматизированных рабочих местах (в результате роста их квалификации), потому что автоматизированное оборудование значительно снижает физическую усталость.  [c.174]

Уменьшение роли материального производства, возрастание значения в сфере услуг и происшедшие в связи с этим изменения в структуре занятости, доходах и положении лиц наемного труда размывают классообразующие факторы и затрудняют интентификацию наемных работников в принадлежности к какому-либо классу. Выделенный К. Марксом передовой класс — пролетариат, представленный фабрично-заводскими работниками, занятыми тяжелым физическим трудом,— уходящий с исторической сцены материального производства персонаж.  [c.405]

Читайте также: