Как повысить уровень занятости

Опубликовано: 15.05.2024

Нецелесообразное богатство человеческих ресурсов, инвестиций, которые направляются на их воспроизводство, а также для возмещения незанятости, наносят обществу основной социально-экономический вред. Незанятость населения должна являться предметом детального анализа, выделения причин и перспектив, социально-экономических и экологических последствий. Общественность каждый раз меняет свои приоритеты в части целей, факторов, темпов развития, допустимых размеров потерь и ущербов, незанятость человеческого капитала, которые опровергают ведущую роль человека в обществе. Здоровье и образование - те важные части ресурсов, ведущие к потере из-за незанятости населения. В результате чего уменьшается рыночный спрос, и снижаются темпы экономического роста, поступления в бюджет, создаются условия для социальных и национальных конфликтов. Росту безработицы содействуют значительно высокие темпы механизации производства, применение технологий в которых не нужен человеческий труд, рост концентрации и специализации производства. Причинами незанятости можно считать и, увеличивающийся рост удаленности проживания населения от мест работы, отсутствие соответствующей инфраструктуры, рост затрат на поездки и приобретение автомобилей.

Обеспечение работоспособного человека рабочим местом во всех условиях социально-экономического общества должно быть первым и основным социально-экономическим правом человека и заботой общества. Отсутствие возможности занятости означает нанесение существенного ущерба не только человеку, но и обществу в целом. Как известно, занятость является естественной потребностью человека, это благодаря тому, что человек работает. Он может обеспечить себя всем необходимым в зависимости от его потребностей. В связи с этим большую актуальность приобретают вопросы путей повышения занятости работоспособного населения.

Главной задачей является то, что общество должно воспитывать человека и закладывать в него материальную и моральную мотивацию при помощи развития здравоохранения, образования, образа жизни, социальной сферы, а также развития производства путем его диверсификации, создания новых рынков, улучшения условий труда. Необходимо увеличивать социальную ответственность государства за формирование занятости людей, стабилизировать макроэкономическую и микроэкономическую обстановки. В общественности существует большое количество низкооплачиваемых рабочих мест, а особенно остро данная проблема стоит в сельском хозяйстве, предприятий и отраслей с тяжелыми и вредными условиями труда.

Государство старается сэкономить на условиях жизни и труда людей и тем самым оно содействует распространению процесса замедления социального и технического прогресса. Увеличивать эффективность расходной части бюджета, конечно, нужно, но следует учитывать то, что улучшать условия труда и жизни людей не менее практично, при этом не одному лицу, а сразу всем, так как эти инвестиции будут иметь высокую социально-экономическую эффективность.

Решение проблем обеспечения полной и эффективной занятости предполагает разработку соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и реализации государственной политики. Выбор приоритетных направлений реализации государственной политики занятости предполагает необходимость формирования алгоритма эффективности регулирования рынка труда. Данный алгоритм состоит из пяти основных этапов:

1) Оценка факторных условий возникновения устойчивых тенденций на рынке труда. Данный этап анализируется сложившимися макроэкономическими, демографическими и миграционными процессами.

2) Выявление эффективности реализации мероприятий, программ содействия занятости населения.

3) Применение системы управления занятостью населения c целью выявления ее слабых и сильных сторон, резервов и возможностей, а также выявления проблем и точек роста, приоритетных факторов, определяющих возможности развития систем эффективной занятости и государственной поддержки незанятого населения.

4) Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов региона. Целью разработки баланса трудовых ресурсов является определение степени соответствия между потребностью региона в кадрах и ожидаемым их наличием на данной территории, а также в изыскании внутренних резервов рабочей силы, возможностей ее перераспределения как внутри региона, так и за его пределами.

5) Определение соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и механизмов реализации государственной политики занятости, представленной в активной и пассивной формах.

Рентабельность экономики важна, но она не должна быть основным мотивом и целью функционирования общества, у него есть и более масштабные и общие цели, однако прибыль и является средством достижения этих целей.

Мы можем сказать, что характеристик человеческого благосостояния общества может быть достаточно много, но одной из самых главных является обеспечение всех трудоспособных людей именно полной занятостью. Для обеспечения полной занятости необходимо придерживаться таких факторов как: отказ от стихийного порядка формирования занятости, занятость должна быть нормой; эффективность деятельности человека не должна определяться лишь на основе коммерческого подхода, так как очень важен и более широкий подход – это подчинение развития общества целям развития человека, повышения его образования, качества жизни и здоровья.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

* финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

* социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

* обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

* регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

* формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

* предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем безработицы

В условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения появились такие понятия как занятость и безработица.

К занятому населению относятся следующие группы граждан:

· работающие по найму (трудовому соглашению или контракту) за вознаграждение в течение полного или вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой и т. д.

· самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов кооперативов, фермеров и членов их семей, занятых производственной деятельностью и т. п.

· военнослужащие и др. категории граждан.

· избранные, назначенные или утверждаемые на оплачиваемую должность.

Для того, чтобы обеспечить занятость населения государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики. С этой целью разрабатываются государственные, общественные, республиканские и региональные программы занятости. С целью реализации политики занятости населения на всей территории РФ сформирована Государственная служба занятости населения. Работу этой службы возглавляет и организует Государственный комитет РФ по занятости населения, в который входят государственные комитеты республик в составе РФ, центры занятости населения в краях, областях, автономиях, в Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах. Первичным звеном службы занятости являются районные и городские центры, в круг деятельности которых входят вопросы анализа состояния и прогноза занятости, оценка местного рынка труда, учет граждан, обращающихся по вопросу трудоустройства, обеспечение населения информацией о возможном трудоустройстве, организации профессиональной переподготовки, оказание помощи и консультации работодателей в подборе нужных им работников, обеспечивает в пределах своей компетенции социальную защиту незанятого населения.

Для реализации мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения, формируемый за счет отчисления определенного процента (в н. в. 2%) от фонда оплаты труда предприятий и организаций всех форм собственности.

В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняется структура занятого населения: уменьшается доля работающих на государственных предприятиях и значительно растет доля работников на предприятиях альтернативных форм собственности.

Определенный уровень безработицы (4-5% численности) считается оправданным и называется естественным уровнем.

Например, в любой период времени обязательно какая-то часть людей ищет работу, в т. ч. впервые или временно не занята из-за перерывов в сезонной работе. Это так называемая фрикционная безработица.

В настоящее время достаточно часто возникает такая ситуация, когда определенное число работников лишается рабочих мест в связи со структурными сдвигами в производстве, вызывающими изменениями в спросе на некоторые профессии. Это структурная безработица.

Не редка и такая ситуация, когда в связи с сокращением объема производства увольняются наряду с лицами пенсионного и предпенсионного возраста и молодые работники. Это демографическая безработица. Резервная армия труда отражает несоответствие между спросом на работников определенной профессии и квалификации и их предложением. С ростом банкротства предприятий, снижением объемов производства на действующих предприятиях эта армия увеличивается. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” (1991 г.) и постановление правительства РФ от 17.11.92г. “Об утверждении положения о порядке регистрации безработных и условиях выплаты пособия по безработице”, Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О занятости населения в РФ” от 6.05.1996 г. предусматривают компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений:

· выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации

· выплату пособий по безработице

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах

· компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другой регион по предложению службы занятости.

16.3. Занятость населения, безработица и ее виды

Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике.
В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости и незанятости населения. Занятость населения — экономические отношения, характеризующие взаимоотношения между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующие удовлетворение личных и общественных потребностей. Занятость показывает, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами.
Занятыми считаются граждане: а) работающие по найму (в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня или недели); б) имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением); в) самостоятельно обеспечивающие себя работой (включая предпринимателей, членов производственных коллективов, фермеров); г) избранные или назначенные на оплачиваемую должность. К категории занятых относятся военнослужащие, иностранные граждане и студенты, а также занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.
Выделяют три формы занятости: полную, эффективную и рациональную. Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде. Полная занятость может существовать при наличии определенного уровня безработицы. Она наблюдается при структурной и фрикционной безработице.
Эффективная занятость определяется получением максимального дохода от функционирования трудоспособного населения в трудовом процессе. Эта форма занятости предполагает такое распределение активно занятого населения в территориальном и отраслевом разрезе по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность получать наибольший прирост материальных и культурных благ.
Рациональная занятость характеризуется соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалификационной структурой работников.
Количество незанятых в обществе зависит от неравномерности развития производительных сил, противоречивого характера НТП, высоких темпов модернизации производства. Дж. Кейнс считал, что 3—4 % населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
Полная занятость может быть при безработице. Такой уровень безработицы называется естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом страны. Считается, что этот объем продукции производится при полном использовании ресурсов.
Естественный уровень безработицы существует при сбалансированности рынка рабочей силы, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. В случае же отсутствия свободных мест мы наблюдаем дефицит совокупного спроса и циклическую безработицу. При избыточном совокупном спросе, когда наблюдается недостаток рабочей силы, т.е. количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу, фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Как правило, для такой ситуации характерна инфляция. Однако чаще всего наблюдается превышение фактического уровня безработицы над естественным. Естественный уровень безработицы не есть раз и навсегда установившаяся величина. Так, в 60-е гг. XX в. он составлял 4 %, в настоящее время находится в пределах 5—6 %. Это означает, что полная занятость наблюдается при занятости 94—95 % рабочей силы.
Для определения уровня безработицы используется показатель нормы безработицы, определяемый как отношение количества безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.
Безработица — это социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда, относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к ней и ищут ее.
Безработица может принимать самые разнообразные формы. Это зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и других факторов. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.
Фрикционная безработица имеет место, когда работники или увольняются с целью поиска более подходящего, на их взгляд, места работы, или ищут работу, поскольку им предстоит увольнение, или их работа носит сезонный характер и т.д. Через определенный промежуток времени они или найдут ее, или возвратятся на старые места. Их же по тем или иным причинам сменят другие в общем фонде безработных. При фрикционной безработице работники ищут работу или ждут ее получения в ближайшем будущем. Такой вид безработицы связывают с относительно медленным реагированием на нее рынка труда и существованием дисбаланса между количеством работников и количеством рабочих мест. Данный вид безработицы связывается со стремлением работника отыскать работу, соответствующую его способностям и склонностям, благодаря чему решается проблема рационального распределения рабочей силы. Рабочий, повышающий свою квалификацию, профессиональный уровень, стремится перейти на более высокооплачиваемую и привлекательную работу. Необходимо отметить, что в связи с изменением ситуации на рынке труда республики фрикционная безработица уменьшилась.
Рабочий, перестающий повышать свое мастерство, с течением времени становится объектом следующего вида безработицы — структурной. Структурная безработица связана с изменением в структуре потребительского спроса и технологии производства, которые изменяют структуру общего спроса на рабочую силу, в результате чего спрос на одни профессии сокращается, на другие, включая и ранее не существовавшие, увеличивается. Медленное реагирование рынка труда объясняется несоответствием структуры рабочей силы структуре новых рабочих мест. Так как у некоторых рабочих нет необходимых навыков и опыта, в которых нуждается новое производство или сфера услуг, то они становятся безработными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. В нашей республике данное явление связывают с разрывом хозяйственных связей, сложившихся между различными экономическими регионами, приведшим отдельные виды производства к убыточности. Такие производства стали источником структурной безработицы.
Иногда трудно различить фрикционную и структурную безработицу. Существенное отличие состоит в том, что работники в условиях фрикционной безработицы обладают навыками и опытом, которые могут продать и в которых нуждается общество. “Структурные” безработные нуждаются в переподготовке, дополнительном обучении, перемене места жительства, что связано со значительными трудностями и проблемами. Фрикционная безработица носит более кратковременный характер, а структурная — более долговременный и считается более серьезной.
Циклическая безработица возникает при падении общего спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах и регионах. Она вызвана спадом в экономике или недостаточностью совокупных расходов. Уменьшение совокупного спроса на товары и услуги сокращает занятость и увеличивает безработицу. В периоды спада деловой активности норма безработицы превышает свой естественный уровень. Тогда даже наиболее добросовестные рабочие, имеющие высокую квалификацию, могут оказаться временно уволенными. Продолжительность их среднего срока незанятости выходит за границы того интервала, в пределах которого безработица считается фрикционной.
Циклическая безработица — это разность между фактической величиной нормы безработицы, зафиксированной в данный период времени, и величиной ее естественной нормы. В периоды спада экономической активности циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную. В периоды подъема деловой активности циклическая безработица исчезает.
Оценка рынка труда будет неполной без учета сезонной, скрытой и технологической безработицы. Сезонная безработица является результатом сезонных видов работ в определенных отраслях: сельском хозяйстве, строительстве, туризме и т.д., где занятость обеспечивается только во время определенных сезонов. Скрытая безработица возникает при использовании такого количества работников в производстве, которое не требуется в данный момент для эффективного ведения хозяйства. Технологическая безработица возникает при замене работников машинами, способствующими снижению трудоемкости производимых материальных благ.
Рост безработицы в постсоциалистических странах приводит к тому, что население начинает бороться не за активную жизненную позицию, не за поиск эффективных сфер занятости, а за выживание в условиях сохранения традиций патернализма и уравнительности. Это еще более усиливает спад в экономике и самым негативным образом сказывается на мотивации труда и его производительности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
В саморегулирующейся рыночной экономике безработица является неотъемлемым элементом развития. При достижении на непродолжительное время макроэкономического равновесия она может сочетаться с полной занятостью.
Поддержание равновесного состояния экономики предполагает увеличение национального дохода, что связано с ростом объема производства, инфляцией или сокращением производства и безработицей. Макроэкономическое равновесие устанавливается в результате колебания национального дохода вокруг совокупных расходов до момента равенства с ними.
Если национальный доход снизится и будет полностью потребляться обществом, а сбережений не будет, то совокупные расходы останутся неизменными. Отсутствие инвестиций и потребление всего произведенного продукта характеризуется равновесием. Однако неудовлетворенный спрос на инвестиции экономические агенты будут восполнять за счет товарных запасов. Рост совокупного спроса начнет превышать национальный доход, что будет стимулировать расширение производства и вызовет рост национального дохода, пока он не выравняется с совокупными расходами.
Противоположная ситуация сложится, если национальный доход превысит равновесное состояние экономики. Производители будут испытывать затруднения с реализацией произведенной продукции, т.е. совокупные расходы окажутся меньше национального дохода. Механизм рынка с целью достижения равновесия будет побуждать экономических агентов сокращать производство до равновесия совокупных расходов с национальным доходом.
Предположим, национальный доход составил 1200 млрд руб., потребление — 1200 млрд, спрос на инвестиции — 60 млрд, совокупные расходы — 1260 млрд руб., сбережения отсутствуют. Если бы инвестиции отсутствовали, то домохозяйства потребляли бы весь произведенный продукт и экономика находилась в равновесном состоянии. Однако неудовлетворенный спрос на инвестиции реализуется за счет использования товарных запасов, которые стимулируют расширение производства. Это, в свою очередь, ведет к увеличению национального дохода? В нашем примере это может продолжаться до того момента, когда национальный доход станет равным 1800 млрд руб., потребление — 1740 млрд, сбережения — 60 млрд, совокупные расходы— 1800 млрд руб., и, таким образом, национальный доход сравняется с совокупными расходами и в экономике наступит равновесие. Если предположить, что имеются свободные рабочие руки и незагруженные производственные мощности, т.е. потенциальные возможности повышения совокупного спроса, это может повлечь рост национального дохода и сокращение безработицы до установления полной занятости. Полная занятость при макроэкономическом равновесии имеет свои особенности. В нашем примере при национальном доходе, равном 2000 млрд руб., потребление составит 1920 млрд, сбережения — 80 млрд, инвестиции — 60 млрд, совокупные расходы— 1980 млрд руб. Мы видим, что национальный доход превышает совокупные расходы на 20 млрд руб. На рис. 16.3 такая ситуация характеризуется отрезком М0МE и назвается дефляционным разрывом. Рассмотренный пример и анализ рис. 16.2 и 16.3 показывает, что уровень полной занятости в большей степени зависит не от уровня заработной платы, а от определенного уровня производства: Y0 = N0. Отсюда следует, что полная занятость возможна лишь при уровне производства YE а равновесие товаров и услуг — при уровне производства Y0. Таким образом, достижение полной занятости предполагает дефицит товаров и услуг. Поэтому общество всегда находится перед выбором: смириться с безработицей (на рис. 16.3 это отрезок N0NE) или обеспечить полную занятость при превышении спроса на товары и услуги (нарис. 16.2 это отрезокМ0МE). Объективный механизм рынка не в состоянии совместить уровень равновесия товаров и услуг с уровнем полной занятости. В этой связи необходим внешний эффект, способствующий разрешению конфликта на рынках товаров и услуг и рабочей силы. Таким стабилизирующим фактором может выступать государство.
Полная занятость устанавливается на уровне Y0 = Y(N0). Из рис, 16.3 видно, что на рынке товаров и услуг производство достигает равновесия на уровне У0, определенном как Y0 = С(Y0) + 1. Равновесие возможно, если:

Рис. 16.2. Функция потребления

Рис. 16.2. Функция потребления

Рис. 16.3. Производственная функция

Рис. 16.3. Производственная функция

Y0< YE— неполная занятость или безработица;
Y0 = YE — полная занятость;
Y0 > YЕ— превышение уровня полной занятости или наблюдается недостаток в рабочей силе.
В экономике полная занятость может наблюдаться в случае, если уровень производства совпадает со спросом на товары и услуги, что позволяет каждому желающему найти работу. Ситуация Y0> YЕ характеризует нарушение равновесия, но ее можно стабилизировать, повышая заработную плату до момента достижения полной занятости. Ситуация Y0<YE наиболее сложная, так как профсоюзы могут препятствовать снижению заработной платы до установления занятости. Возможный способ обеспечения полной занятости — это стимулирование производства Y0 с помощью эффекта мультипликатора или фискальной политики для повышения производства с уровня Y0 до YE Достижение равновесия при полной занятости с использованием эффекта мультипликатора, инвестиций и стимулирования экономики невозможно без участия государства.
Проблема же нищеты из-за невозможности получать заработную плату выходит за рамки экономического равновесия и становится проблемой социального или политического равновесия. Безработица может быть терпимой, если безработным выплачиваются пособия, обеспечивающие им некоторый прожиточный минимум. Для государства безразлично, выплачивать пособия по безработице или вкладывать такие же суммы в экономику в форме правительственных расходов на строительство предприятий, дорог, аэродромов и т.п. Для преодоления нищеты при безработице одинаково эффективны такие меры, как выплата безработным пособия; предложение им работы; предоставление предприятиям долгосрочных кредитов под низкий процент. Все эти меры сводятся к распределению денег в экономике либо непосредственно среди безработных.
Существующие оптимальные пропорции между налогами и уровнем производства являются стабилизующим фактором в экономике. Если при полной занятости намечается тенденция к депрессии и снижению уровня бюджетных доходов, то государство увеличивает свои расходы, выдавая пособия безработным. В этом случае автоматически создается дополнительный дефицит бюджета, который в будущем будет способствовать полной занятости. Однако это свойственно только для краткосрочного периода, так как государство не может бесконечно увеличивать бюджетный дефицит. Приведенные меры, эффективные в краткосрочном периоде, не дают желаемого результата в долгосрочном. Выплата пособий по безработице не увеличивает будущий производственный потенциал, тогда как стимулирование создания новых заводов способствует такому увеличению.

В условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения появились такие понятия как занятость и безработица.

К занятому населению относятся следующие группы граждан:

· работающие по найму (трудовому соглашению или контракту) за вознаграждение в течение полного или вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой и т. д.

· самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов кооперативов, фермеров и членов их семей, занятых производственной деятельностью и т. п.

· военнослужащие и др. категории граждан.

· избранные, назначенные или утверждаемые на оплачиваемую должность.

Для того, чтобы обеспечить занятость населения государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики. С этой целью разрабатываются государственные, общественные, республиканские и региональные программы занятости. С целью реализации политики занятости населения на всей территории РФ сформирована Государственная служба занятости населения. Работу этой службы возглавляет и организует Государственный комитет РФ по занятости населения, в который входят государственные комитеты республик в составе РФ, центры занятости населения в краях, областях, автономиях, в Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах. Первичным звеном службы занятости являются районные и городские центры, в круг деятельности которых входят вопросы анализа состояния и прогноза занятости, оценка местного рынка труда, учет граждан, обращающихся по вопросу трудоустройства, обеспечение населения информацией о возможном трудоустройстве, организации профессиональной переподготовки, оказание помощи и консультации работодателей в подборе нужных им работников, обеспечивает в пределах своей компетенции социальную защиту незанятого населения.

Для реализации мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения, формируемый за счет отчисления определенного процента (в н. в. 2%) от фонда оплаты труда предприятий и организаций всех форм собственности.

В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняется структура занятого населения: уменьшается доля работающих на государственных предприятиях и значительно растет доля работников на предприятиях альтернативных форм собственности.

Определенный уровень безработицы (4-5% численности) считается оправданным и называется естественным уровнем.

Например, в любой период времени обязательно какая-то часть людей ищет работу, в т. ч. впервые или временно не занята из-за перерывов в сезонной работе. Это так называемая фрикционная безработица.

В настоящее время достаточно часто возникает такая ситуация, когда определенное число работников лишается рабочих мест в связи со структурными сдвигами в производстве, вызывающими изменениями в спросе на некоторые профессии. Это структурная безработица.

Не редка и такая ситуация, когда в связи с сокращением объема производства увольняются наряду с лицами пенсионного и предпенсионного возраста и молодые работники. Это демографическая безработица. Резервная армия труда отражает несоответствие между спросом на работников определенной профессии и квалификации и их предложением. С ростом банкротства предприятий, снижением объемов производства на действующих предприятиях эта армия увеличивается. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” (1991 г.) и постановление правительства РФ от 17.11.92г. “Об утверждении положения о порядке регистрации безработных и условиях выплаты пособия по безработице”, Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О занятости населения в РФ” от 6.05.1996 г. предусматривают компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений:

· выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации

· выплату пособий по безработице

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах

· компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другой регион по предложению службы занятости.

Читайте также: