Как пройти профориентацию в центре занятости

Опубликовано: 30.04.2024


При высокой конкуренции на рынке труда соискателю важно не только быть заметным и востребованным, но и правильно определить дальнейшее направление карьеры. Для успешного трудоустройства важно объективно оценивать себя и четко осознавать своё место на рынке труда. Помочь в этом может специальный тест, разработанный специалистами столичного Центра занятости населения «Моя работа».

Знания и мягкие навыки

Статус соискателя складывается из опыта работы, наличия у него определённых навыков и компетенций, востребованности его профессии. Узнать, какие сейчас есть вакансии на рынке труда, достаточно просто ― достаточно проанализировать любую открытую базу вакансий.

Объективно оценить свою квалификацию и актуальность профессиональных знаний и личностных компетенций самостоятельно могут не все. Как показывает практика, большинство работодателей выбирают кандидатов не только по релевантному опыту и знаниям (hard skills), но и по определенным личностным навыкам и компетенциям (soft skills).

Центр занятости населения «Моя работа» предлагает любому желающему бесплатно пройти комплексную оценку своих профессиональных и личностных компетенций. Сейчас данная услуга оказывается дистанционно. Подать онлайн-заявку можно на сайте Центра czn.mos.ru

Что дает тестирование

Профориентационное тестирование позволяет определить наиболее оптимальный вектор своего развития и выявить конкретные инструменты повышения любых недостающих навыков. Особенно это актуально для тех людей, которые вынуждены искать новую работу или сменить сферу деятельности в силу отсутствия на рынке труда подходящих вакансий.

Также оно будет полезно женщинам, находящимся в декретном отпуске, гражданам предпенсионного возраста и тем, кто неудовлетворен текущей профессией или долго не может трудоустроиться.

С помощью тестирования человек сможет определить потенциальные сферы развития, мотивацию, способности и карьерные деструкторы. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы понять свои слабые места и их прокачать, либо, наоборот, осознать свои сильные стороны и сделать на них акцент.

Главное умение соискателя заключается в том, чтобы отразить выявленные ключевые компетенции в резюме, научиться успешно ими оперировать и в дальнейшем продемонстрировать их на собеседовании.

«Карьерный трек» и «Мотивационный профиль»

После заполнения заявки соискателю на указанную почту придёт письмо с двумя основными тестированиями: «Карьерный трек» и «Мотивационный профиль». Тест «Карьерный трек» используется для выявления профессиональных предпочтений, определения сферы развития, склонностей и ведущих личных компетенций. Тест «Мотивационный профиль» помогает определить, что в наибольшей и наименьшей степени влияет на мотивацию человека в работе, а также показывает уровень знаний в деловой коммуникации.

После прохождения тестирования специалисты Центра «Моя работа» систематизируют результаты и связываются по указанному телефону с соискателем для подробной консультации, анализируют его сильные и слабые стороны, зоны роста, составляют варианты карьерного сценария и дают рекомендации по развитию профессиональных навыков. По запросу соискателя могут быть направлены и другие тесты, имеющиеся в базе Центра.

«Тестирование позволило мне понять, чего я хочу и куда мне лучше двигаться. Я смог составить удачное резюме и устроиться на работу, которая мне действительно нравится. Заниматься подходящим делом — это очень важно. Я благодарен специалистам за отличную консультацию», — делится Александр Форов, участник профориентационного тестирования в Центре занятости «Моя Работа».

Что может предложить служба занятости

Столичный Центр Занятости Населения «Моя Работа» также использует инструменты комплексной оценки известных международных компаний: SHL, TalentQ, Detech Group и Coca-Cola.

Тест «Диагностика Интеллекта (IQ)» определяет уровень развития интеллектуальных способностей, скорость и точность интеллекта, а тест «Эмоциональный интеллект и коммуникабельность» позволяет оценить социальные навыки человека.

Тестирования в Центре «Моя работа» также позволяют оценить уровень владения английским языком, MS Office, знания и умения в работе с программами Adobe PhotoShop/Illustrator/InDesign.

Профессиональный личностный опросник от компании Detech поможет оценить индекс предпринимателя в инновациях, лидерство и потенциал для запуска собственного бизнес-проекта, который позволит иметь стабильный доход без отрыва от заботы о семье.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения

Описание услуги

Государственная услуга по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения (далее - государственная услуга) направлена на реализацию права граждан на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.

Получателями государственной услуги являются:
- граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы;
- граждане, признанные в установленном порядке безработными.

Государственная услуга может предоставляться получателю государственной услуги по индивидуальной форме и (или) группе получателей государственной услуги - по групповой форме.
Работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой по групповой форме с учетом результатов проведения профилирования получателей государственной услуги.

Результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином заключения о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих личностным качествам, рекомендаций, содержащих перечень оптимальных видов занятости, профессий (специальностей) с учетом возможностей и потребностей гражданина, положения на рынке труда субъекта Российской Федерации для трудоустройства, профессионального обучения, успешной реализации профессиональной карьеры.

Государственная услуга предоставляется получателю государственной услуги в день обращения или по предварительной записи.
Государственная услуга может предоставляться группе получателей государственной услуги по групповой форме в установленные дни и часы.
Время ожидания в очереди для получения государственной услуги не должно превышать 30 минут.
В случае предварительного согласования даты и времени обращения заявителя время ожидания предостав-ления государственной услуги не должно превышать 5 минут.
Максимально допустимое время предоставления государственной услуги не должно превышать 60 минут.
Максимально допустимые сроки осуществления административных процедур, связанных с обработкой материалов тестирования граждан и подготовкой конкретных рекомендаций по выбору сферы деятельности, профессии (специальности), трудоустройства, возможности профессионального обучения не должны превышать 50 минут.
Максимально допустимые сроки осуществления административных процедур, связанных с фиксированием результатов предоставления государственной услуги в программно-техническом комплексе, содержащем регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, не должны превышать 30 минут.
Максимально допустимые сроки осуществления административных процедур, связанных с формированием документов и приобщением их к личному делу получателя государственных услуг, не должны превышать 10 минут.

Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, принятием решений работником центра занятости населения осуществляется директором центра занятости населения или его заместителем, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, а также должностными лицами министерства.
Текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется путем проведения директором центра занятости населения или его заместителем, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения и исполнения работником центра занятости населения положений Административного регламента, инструкций, содержащих порядок формирования и ведения регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, требований к заполнению, ведению и хранению бланков учетной документации получателей государственной услуги и других документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается министром труда и занятости населения Оренбургской области, или его заместителем, а также директором центра занятости населения или его заместителем.
Проверки, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан осуществляются министерством.

Правовая основа

Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";
Трудовым кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года N 1 "Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2011 года N 1308-п "О разработке и утверждении органами исполнительной власти Оренбургской области административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

Дополнительная информация

Государственная услуга предоставляется бесплатно, государственная пошлина за получение государственной услуги не предусмотрена.
Государственная услуга может быть предоставлена неоднократно.
Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение в центр занятости населения гражданина:
заполнившего форму бланка заявления-анкеты от руки либо в электронном виде или выразившего письменное согласие с предложением работника центра занятости населения, осуществляющего функцию по предоставлению государственной услуги, о предоставлении государственной услуги.
Основаниями для отказа в предоставлении гражданину государственной услуги являются отсутствие:
- з аполненного заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги или согласия гражданина с предложением работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги;
- п аспорта гражданина Российской Федерации, или документа, его заменяющего (у граждан Российской Федерации), документов, удостоверяющих личность гражданина и гражданство иностранного гражданина (у иностранных граждан), документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (у лиц без гражданства);
- и ндивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой в установленном порядке, - у граждан, относящихся к категории инвалидов.
На основании личного письменного заявления получатель государственной услуги вправе отказаться от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги.
В случае отказа получателя государственной услуги от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги, она может быть предоставлена на основании заявления-анкеты, представленного гражданином в центр занятости населения после отказа.

aoczn(alt)


Областная служба занятости начинает использовать новые инструменты по профориентации и карьерному консультированию

С сегодняшнего дня Архангельский областной центр занятости населения начинает использовать в своей работе новые инструменты «Навигатум» по профориентации и карьерному консультированию.


Для этого каждое отделение занятости было оснащено комплектами тренинговых игр и видеоматериалов, профконсультанты прошли специальное обучение.

Игра-тренинг «Думай как эйчар» (эйчар — специалист в области управления персоналом). Предназначена для снятия напряжения и страха перед собеседованием, получения практического навыка составления резюме и самопрезентации. Использовать новую методику можно для возрастной категории — от 16 до 55+, целевая аудитория: студенты, взрослые 25-45 лет, люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Комплект мини-игр «Думай как эйчар» позволяет проводить тренинги с соискателями, которые хотят найти «работу мечты», научиться уверенно чувствовать себя на любом собеседовании, не быть ведомыми.


С помощью нескольких игр отрабатываются ключевые этапы трудоустройства – составление резюме, прохождение собеседования и краткий рассказ о себе и своих преимуществах.

Механика игр позволяет показать соискателям процесс найма глазами эйчара, благодаря чему собеседование при трудоустройстве становится полностью понятным и перестает вызывать страхи и опасения. Новый инструмент, помогает понять, что задача соискателя – это не трудоустройство любой ценой, а выбор подходящей ему работы. Точно так же, как работодатель ищет не любого, а подходящего сотрудника.

Игра-тренинг «Моя компания. Монетизация».

Возраст: от 14 до 65+, целевая аудитория: школьники средних и старших классов, студенты, взрослое население.


Игра даёт возможность определить свои предпринимательские навыки и готовность принимать решения, существенно повышает финансовую грамотность, формирует конкретные навыки и компетенции, необходимые для открытия собственного бизнеса.

Профориентационная игра «Профи плюс». Целевая аудитория: школьники средних, старших классов, студенты. Игра состоит из 6 мини-игр, продолжительность каждой из них от 5 до 15 минут, что даёт возможность гибко управлять временем проведения профориентационных занятий.


Игра учит профессиональной терминологии, существенно расширяет кругозор, позволяет по новому взглянуть на профессии, поднимает имидж многих специальностей, знакомит с яркими представителями различных профессий.

Псифора: методики и упражнения по управлению эмоциями, страхом и стрессом.

Целевая аудитория: молодёжь, взрослые люди (соискатели, предпенсионеры, пенсионеры).


Это блок материалов, позволяющий начать работу по принятию себя, управлению своими страхами, формированию позитивного настроя и мотивации на работу, повышению стрессоустойчивости.

Приглашаем граждан, желающих принять участие в играх и тренингах по профориентации, подготовке к собеседованию и карьерному консультированию, в районные отделения занятости населения. Все услуги оказываются бесплатно.

Приглашаем учебные заведения Поморья к сотрудничеству по вопросам профориентации и проведению совместных мероприятий для школьников и студентов.

Я 8 лет работала как ИП, а в 2020 году стала безработной.

До 2020 года у нас с мужем был кукольный театр. Мы объездили с ним 30 городов России, но после моего декрета театр перестал приносить доход. Я закрыла ИП и встала на учет в центре занятости — его еще называют биржей труда.

Я всегда платила налоги и взносы, поэтому рассчитывала на пособие по безработице. Ожидала, что на бирже учтут мой опыт и устроят на работу, связанную с детьми. А в крайнем случае надеялась попасть на бесплатные курсы и освоить новую профессию. В статье расскажу, как вставала на учет, какие вакансии мне предлагали и какую помощь я в итоге получила.

Как я стала ИП

По образованию я журналист, 9 лет работала по специальности в Иванове и Санкт-Петербурге. А в 2012 году, когда я была в первом декрете, мы с мужем организовали кукольный театр. Хотели просто попробовать, но быстро вышли на стабильный доход.

В 2014 году мы переехали в мой родной Рыбинск в Ярославской области: оттуда было удобнее ездить на гастроли. Сначала выступали в соседних областях: Московской, Тверской, Ивановской и Вологодской. Потом объездили Ленинградскую область и юг России. Всего посетили больше 30 городов.

Спектакли мы показывали в школах, детских садах, торговых центрах и музеях. Но они работали только с юрлицами — по договору. Так что еще в 2012 году я оформила статус индивидуального предпринимателя.

Работать как ИП было удобно: я легально получала доходы, у меня шел трудовой стаж. Приходилось платить взносы на пенсионное и медицинское страхование, но сумма не зависела от заработка и была фиксированная. За 2012 год я заплатила 17 208 Р — для меня это было немного.

Я была предпринимателем 8 лет — до 2020 года. За это время родила еще двоих детей. Пока я 3 года была в декретах, платные спектакли мы не ставили. Я могла закрыть ИП, но тогда бы у меня прервался стаж. К тому же после декрета я хотела снова ставить спектакли и решила, что статус ИП еще пригодится.

Как я оказалась без работы

В декрете я подрабатывала журналистом на фрилансе и занималась общественными проектами в качестве волонтера. Организовывала экологические фестивали, устраивала бесплатные пикники и концерты для мам с детьми. А мой театр показывал благотворительные спектакли в детских домах и на городских мероприятиях.

В середине 2019 года я вышла из последнего декрета и хотела продолжить театральный бизнес. Но конкуренция выросла: появилось много других театров, аниматоров и развлекательных программ.

Бюрократических проблем стало больше. В одних регионах кукольные театры запретили, потому что многие из них работали нелегально. В других оформить сотрудничество стало сложнее, детские сады отказались от спектаклей. Ездить на гастроли стало некуда.

Мой театр стал приносить 20 000 Р в месяц — в 4 раза меньше, чем раньше. Зато взносы за страхование для ИП выросли в 2 раза. В 2012 году я платила 17 208 Р в год, а в 2019 году — 36 238 Р . В 2020 году взносы должны были вырасти вообще до 40 874 Р . Для меня это было много, и в январе 2020 года я решила закрыть ИП.

Закрыть ИП оказалось просто. Я пришла в МФЦ с паспортом, ИНН и свидетельством о регистрации в качестве ИП. Написала заявление и через неделю перестала быть предпринимателем. Я сдала декларацию о доходах за 2019 год и несколько дней в 2020 году, и моя история с предпринимательством закончилась.

Зачем вставать на учет по безработице

Я решила встать на учет в центре занятости и стать официально безработной. Вот что по закону должен давать такой учет.

Помощь в поиске работы. Центр занятости, или ЦЗН, помогает найти официальную работу. Пусть не всегда по специальности, зато будет идти стаж и хоть какая-то зарплата.

Мне подходила только почасовая оплата или сменный график, чтобы я могла уделять время детям. Я понимала, что в Рыбинске такую работу найти сложно, а связей у меня не было. Но я 8 лет, пока была ИП, работала в сфере культуры и надеялась, что на бирже мне найдут что-то подходящее.

Бесплатное повышение квалификации. Я слышала, что можно пройти бесплатные курсы от центра занятости и освоить новую профессию. Мой родственник так выучился на крановщика и нашел работу. Я бы тоже от такого не отказалась.

Пособие по безработице. Во время поиска центр занятости платит пособие по безработице. Размер зависит от зарплаты за последние три месяца. Для тех, кто в это время не работал, оно минимальное: в 2020 году это 1500 Р . А тем, кто работал, в первые 3 месяца положены 75% от прежней зарплаты, потом еще 3 месяца — 60%.

Но пособие не может быть больше максимального — в 2019 году оно было 8000 Р , а до конца 2020 года его увеличили до 12 130 Р из-за коронавируса. Уволенным после 1 апреля 2020 года эту сумму будут платить независимо от предыдущего заработка.

До постановки на учет я зарабатывала как ИП 20 000 Р в месяц и надеялась на максимальное пособие.

Справки об отсутствии дохода. Мы оказались малоимущей многодетной семьей и имели право на пособия и льготы. Например, на бесплатное питание ребенка в школе и на региональную выплату на третьего ребенка. В Ярославской области в 2020 году это 10 682 Р . Но чтобы их получать, надо было подтвердить отсутствие дохода. Центр занятости выдавал нужные справки.

Как встать на учет по безработице

Встать на учет в центр занятости может любой гражданин РФ старше 16 лет, если он не работает и не учится на дневном отделении. Откажут в учете только пенсионерам, действующим ИП и тем, кто работает по гражданско-правовому договору. А еще участникам ООО, даже если организация годами не работает.

Я прочитала в интернете, что для постановки на учет мне нужно принести в ЦЗН документы, пройти собеседование и написать заявление о постановке на учет. Визит будет считаться первой явкой. Все остальные посещения тоже называют явками.

Инспектор предложит две вакансии, и в следующие три дня я пойду по собеседованиям. Отказываться от предложенной работы нельзя — только если работодатель откажет сам.

Потом придется сходить на лекцию для безработных и снова явиться к инспектору. Не приду — не поставит на учет. Инспектор предложит еще две вакансии. Если меня опять никуда не возьмут, инспектор признает меня безработной. По закону это случится не позднее 10 дней после первой явки. В нашем ЦЗН произносят слово «‎признание»‎ так, словно речь о сакральном ритуале. После него мне станут доступны все привилегии безработного.

Дальше расскажу, как проходило признание безработной у меня и какую помощь я получила от государства.

Собеседование

Я примерно представляла, какие нужны документы, чтобы встать на учет, но точный список нигде не нашла. Вот что в итоге пригодилось на собеседовании:

  1. Свидетельство ИНН.
  2. Выписка из ЕГРИП.
  3. Паспорт.
  4. Диплом.
  5. Трудовая книжка.
  6. Санитарная книжка.
  7. Удостоверение многодетной семьи.
  8. Свидетельство о браке.
  9. СНИЛС.

Инспектор посмотрела документы и расспросила, как я осталась без работы. А потом стала отговаривать меня вставать на учет. Дело было вот в чем. Последняя запись в моей трудовой была в 2008 году: я работала редактором деловой газеты. В следующие 12 лет не бездельничала: работала пиар-менеджером по договору подряда, начинала учиться в магистратуре на историка моды, сидела в отпусках по уходу за детьми и как ИП ставила спектакли. Но все это никого не волновало. Инспектор сказала, если после официальной работы прошло от 3 лет, работу предложат самую низкооплачиваемую: завхоза, уборщицы или вахтера.

А на бывших ИП не действует даже срок 3 года. Если бы я была ИП всего месяц, а потом закрыла его и пришла на биржу, мой предыдущий опыт все равно бы не считался.

Еще инспектор предупредила, что пособие по безработице у меня будет минимальным — 1500 Р , хотя я работала как ИП. Потому что прибыль ИП не учитывается при расчете пособия.

минимальный размер пособия по безработице

Условия были не самые лучшие, но я согласилась и заполнила заявление.

Какую работу мне предлагали

На первой явке после собеседования инспектор внесла меня в базу. Указала, что я владею компьютером, могу читать, переводить и брать интервью на английском и что у меня есть водительские права. Это было нужно для подбора вакансий.

Я могла бы работать журналистом, пиар-менеджером, СММ-специалистом или копирайтером. Но таких вакансий в базе не было. Еще я была готова работать с детьми, например учителем русского или начальных классов. Но такие вакансии предлагают только кандидатам с образованием по профильному предмету. Например, русский может преподавать филолог, а я журналист.

Инспектор записала меня просто как специалиста. Она хотела предложить мне вакансии ночного администратора отеля, горничной, укладчика товара на конвейере и младшего воспитателя в детском саду. Но одни были далеко от моего дома, а для других нужна была медкнижка со свежим медосмотром. А я проходила его больше года назад.

В итоге инспектор предложила две вакансии. Первую — менеджера по продажам в компании, которая занималась оптическим оборудованием. Вторую — уборщицы в больнице. Зарплата была 15 000 Р и 12 000 Р соответственно. Для сравнения: по данным «‎Труд-ком» , в 2019 году средняя зарплата по Рыбинску была 32 000 Р .

В следующие три дня я прошла собеседования. На первом, на должность менеджера, я обмолвилась про гибкий график и мне отказали. На второе собеседование я тоже сходила впустую. В больнице уборщица была уже не нужна.

Во вторую явку в центр занятости через 10 дней мне предложили должность регистратора в больнице или секретаря в школе. Вакансии неплохие, но с такой же низкой зарплатой — от 12 000 до 15 000 Р . Обе были закрыты к моему приходу.

В третью явку еще через две недели мне достались вакансии кладовщика на предприятии по изготовлению дорожных машин и завхоза в детском саду. Но и они были закрыты, когда я пришла. В отделах кадров жаловались, что большинство кандидатов приходят для галочки — чтобы стоять на учете и получать пособие.

Больше я работу через центр занятости не искала, потому что пошла учиться на курсы.

Лекция для безработных

Лекция для безработных — добровольно-принудительное мероприятие. Чтобы встать на учет, пришлось посетить ее между первыми двумя явками.

Два специалиста за полчаса рассказали про наши права и обязанности. Например, что мы должны посещать инспектора минимум раз в месяц — иначе снимут с учета. Что если отказаться от работы по своей инициативе, то пособие на месяц сократят на 25%. То есть из минимальных 1500 Р я еще и потеряю 375 Р . А если не успеть пройти собеседования за 3 дня, пособия вообще на месяц лишат.

Нам напомнили, что нужно и самим искать работу, хотя проверять это никто не будет. А еще, что, пока мы на учете, нельзя получать доход, кроме детских пособий, алиментов и пенсии по инвалидности. Все это я и так знала из интернета.

Меня больше интересовали права. Лекторы сказали, что мы можем получать пособие, психологическую поддержку, помощь в профориентации и бесплатно учиться на курсах. Еще можно было получить деньги на открытие своего дела, но оно у меня уже было. Говорили и про особые условия для инвалидов и будущих пенсионеров, но я к ним не отношусь, так что не вслушивалась.

Я спросила, куда обратиться за психологической поддержкой, но психолога в центре занятости не было. Мне предложили побеседовать с инспектором — она должна была вдохновить меня на поиски работы. Помощь в профориентации обещали во время одной из явок. А про курсы сказали узнавать у специалиста по профориентации. В общем, ничего нового из лекции я не вынесла.

Помощь в профориентации

Помощь в профориентации мне оказали на третьей явке. К этому времени меня официально признали безработной и даже выплатили часть пособия — 412 Р .

Я ожидала, что мне дадут какие-нибудь тесты или проведут собеседование. Но все оказалось не так. За профориентацию отвечала суровая женщина. Я не поняла, как называлась ее должность, но это не инспектор, не психолог и не специалист по кадрам.

Она посмотрела в мою трудовую книжку и повторила то, что говорил инспектор: раз я не работала по специальности больше 5 лет, мои знания и умения уже не важны. Я попросила подобрать мне работу с детьми, а она сказала, что мой потолок — должность администратора или посудомойки.

В чем заключалась помощь в профориентации, я так и не поняла. Зато эта же женщина отвечала за бесплатные курсы и записала меня в очередь.

Какие бывают курсы

Пройти бесплатные курсы от ЦЗН можно раз в год и только после признания. А на время учебы придется сняться с учета.

На базе центра занятости в Рыбинске есть три вида курсов. Первые — обучение новой специальности. Можно стать маляром, парикмахером или поваром. Вторые — повышение квалификации. Там учат создавать сайты, составлять строительные сметы или управлять госзакупками. Во время обучения платят стипендию в размере пособия. В моем случае это были бы те же 1500 Р .

Третьи курсы — по региональной программе Ярославской области. У нее длинное название — «‎Содействие занятости женщин — создание дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет». Эти курсы только для безработных мам с маленькими детьми. Стипендия на них больше — 12 130 Р . Но программа новая, а специалисты по профориентации не знали, какие там есть специальности.

Я подала заявку на парикмахерские и бухгалтерские курсы со стипендией в 1500 Р . А раз двое моих детей еще дошкольники, специалист добавила меня и в очередь на курсы для мам. Но предупредила: не факт, что какие-то из них вообще начнутся. Нужно ждать, когда наберется группа — иногда это несколько месяцев.

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения

Описание услуги

Государственная услуга по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения (далее - государственная услуга) направлена на реализацию права граждан на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.

Получателями государственной услуги являются:
- граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы;
- граждане, признанные в установленном порядке безработными.

Государственная услуга может предоставляться получателю государственной услуги по индивидуальной форме и (или) группе получателей государственной услуги - по групповой форме.
Работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой по групповой форме с учетом результатов проведения профилирования получателей государственной услуги.

Результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином заключения о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих личностным качествам, рекомендаций, содержащих перечень оптимальных видов занятости, профессий (специальностей) с учетом возможностей и потребностей гражданина, положения на рынке труда субъекта Российской Федерации для трудоустройства, профессионального обучения, успешной реализации профессиональной карьеры.

Государственная услуга предоставляется получателю государственной услуги в день обращения или по предварительной записи.
Государственная услуга может предоставляться группе получателей государственной услуги по групповой форме в установленные дни и часы.
Время ожидания в очереди для получения государственной услуги не должно превышать 30 минут.
В случае предварительного согласования даты и времени обращения заявителя время ожидания предостав-ления государственной услуги не должно превышать 5 минут.
Максимально допустимое время предоставления государственной услуги не должно превышать 60 минут.
Максимально допустимые сроки осуществления административных процедур, связанных с обработкой материалов тестирования граждан и подготовкой конкретных рекомендаций по выбору сферы деятельности, профессии (специальности), трудоустройства, возможности профессионального обучения не должны превышать 50 минут.
Максимально допустимые сроки осуществления административных процедур, связанных с фиксированием результатов предоставления государственной услуги в программно-техническом комплексе, содержащем регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, не должны превышать 30 минут.
Максимально допустимые сроки осуществления административных процедур, связанных с формированием документов и приобщением их к личному делу получателя государственных услуг, не должны превышать 10 минут.

Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, принятием решений работником центра занятости населения осуществляется директором центра занятости населения или его заместителем, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, а также должностными лицами министерства.
Текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется путем проведения директором центра занятости населения или его заместителем, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения и исполнения работником центра занятости населения положений Административного регламента, инструкций, содержащих порядок формирования и ведения регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, требований к заполнению, ведению и хранению бланков учетной документации получателей государственной услуги и других документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается министром труда и занятости населения Оренбургской области, или его заместителем, а также директором центра занятости населения или его заместителем.
Проверки, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан осуществляются министерством.

Правовая основа

Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";
Трудовым кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года N 1 "Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2011 года N 1308-п "О разработке и утверждении органами исполнительной власти Оренбургской области административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

Дополнительная информация

Государственная услуга предоставляется бесплатно, государственная пошлина за получение государственной услуги не предусмотрена.
Государственная услуга может быть предоставлена неоднократно.
Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение в центр занятости населения гражданина:
заполнившего форму бланка заявления-анкеты от руки либо в электронном виде или выразившего письменное согласие с предложением работника центра занятости населения, осуществляющего функцию по предоставлению государственной услуги, о предоставлении государственной услуги.
Основаниями для отказа в предоставлении гражданину государственной услуги являются отсутствие:
- з аполненного заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги или согласия гражданина с предложением работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги;
- п аспорта гражданина Российской Федерации, или документа, его заменяющего (у граждан Российской Федерации), документов, удостоверяющих личность гражданина и гражданство иностранного гражданина (у иностранных граждан), документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (у лиц без гражданства);
- и ндивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой в установленном порядке, - у граждан, относящихся к категории инвалидов.
На основании личного письменного заявления получатель государственной услуги вправе отказаться от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги.
В случае отказа получателя государственной услуги от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги, она может быть предоставлена на основании заявления-анкеты, представленного гражданином в центр занятости населения после отказа.

Читайте также: