Как составить резюме пилота

Опубликовано: 17.05.2024

Образец резюме пилота гражданской авиации

Еще со времен античной Греции известны мифы о полетах. Человечество во все эпохи пыталось преодолеть физические законы притяжения и гравитации, начиная изобретением воздушного змея, прыгая с крыш с неким подобием крыльев, конструируя воздушные шары и аэропланы до создания нынешней сверхзвуковой летательной техники.

Занимая свое место в авиалайнере, пассажиры бессознательно доверяют свои жизни пилоту – специально обученному профессионалу, имеющему знания, умения и опыт управления воздушными летательными аппаратами любого назначения (самолетами, вертолетами и т.д.).

К профессиональным обязанностям пилота гражданской авиации относят:

  • подготовка, организация и осуществление полета;
  • контроль и проверка пилотажного оборудования;
  • изучение особенностей маршрута предстоящего рейса;
  • анализ предоставленной информации о метеоусловиях и орнитологической обстановке;
  • ответственность за безопасность в процессе перелета;
  • обсуждение с экипажем действий в случае возможного возникновения непредвиденных ситуаций;
  • использование во время полета сообщений и указаний диспетчера;
  • ведение контроля показаний приборов;
  • пресечение неадекватных действий пассажиров;
  • умение осуществлять полет с применением автоматизированных систем;
  • разбор подробностей выполненного полета с членами экипажа и руководством;
  • ведение и предоставление текущей и отчетной документации и другие.

Кроме того, пилот гражданской авиации должен владеть углубленными знаниями английского языка, быть готовым к постоянным переобучениям и медкомиссиям.

Пилотом гражданской авиации может стать человек, обладающий железной выдержкой и высоким самообладанием, имеющий лидерские задатки и аналитический ум, способный принимать мгновенные решения в форс-мажорных обстоятельствах, умеющий работать в ограниченном пространстве и жестких временных рамках.

Лицу, выбравшему данную профессию, особо важны отменное физическое здоровье, чувство ответственности за человеческие жизни, выносливость, усидчивость, высокая психоэмоциональная устойчивость, быстрая реакция, развитая интуиция, острая наблюдательность, готовность к постоянным командировкам.

Первый шаг в получении должности пилота гражданской авиации – получение профессионального высшего образования. Далее происходит теоретическая и практическая аттестация, выполнение физических нормативов, прохождение медкомиссии и минимальный налет 150 часов. Только после этого выдается летное свидетельство как допуск к желаемой должности.

С наработкой профессионального опыта и выполнения необходимого налета часов, пилот может рассчитывать на должность командира аэросудна. В перспективе, карьерный рост может состояться от позиции главного пилота до руководителя структурной единицы авиакомпании.

Авраменко Назар Валериевич
(Nazar V. Avramenko)

Фото в резюме пилота гражданской авиации
Дата рождения: 24.06.1968
Город: Уфа
Моб. телефон: +7 (000) 000 00 00
Дом. телефон: 00-00-00
E-mail: 0000@gmail.ru

Цель: Замещение вакантной должности пилота гражданской авиации.

Образование:

сентябрь 1990 г. – июнь 1995 г., Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков (Балашовское ВВАУЛ) г. Балашов, факультет «эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением», специальность «Летчик-инженер», диплом специалиста (дневное отделение).

Дополнительное образование:

Опыт работы:

2-й пилот Ан-2

Профессиональные навыки:

Личные качества:

Дополнительные сведения:

Семейное положение: женат.
Дети: есть.
Возможность переезда в другой город: да.
Загранпаспорт: есть.
Есть свидетельство коммерческого пилота (нового образца).
Хобби: плавание.

Как написать резюме

Для чего нужно резюме?

Резюме или CV служит в некотором роде «рекламой» вас работодателю. Как правило, резюме отправляется работодателю в случае, если они запрашивают его в объявлении о работе или когда вы запрашиваете об имеющихся вакансиях. Таким образом, цель резюме – сделать вас привлекательным, интересным, заслуживающим рассмотрения компанией и приглашения на собеседование.
На одну вакансию у работодателя может быть до нескольких сотен запросов, и он или она должен будет выбрать лишь несколько человек, которые покажутся подходящими для собеседования.
Поэтому ваше резюме должно быть настолько хорошим, насколько это возможно для вас.

Общий совет

Прежде чем приступить к написанию резюме

Сядьте с листком бумаги. Просмотрите вакансии, которые вы собираетесь запросить. Подумайте о том, как ваши навыки, образование, и опыт соответствуют требуемым работодателем. Сколько информации об описании работы у вас имеется?
Иногда работодатели дают недостаточную информацию. Спросите у работодателя больше информации. Потратьте время на поиск подробных сведений об интересующей вас работе и компании – их структура, продукция, достижения, методы. Воспользуйтесь:
их рекламой, отчетами и публикациями
библиотекой (бизнес-отчеты, отраслевые издания)
Интернетом и пр.

Что включить в резюме

Личные сведения

Образование

Укажите места, где вы обучались – начиная с самого последнего места обучения. Перечислите ключевые предметы. Укажите проекты и работы, имеющие отношение к вашей специальности.

Опыт работы

Указывайте самое последнее место работы вначале списка. Напишите название организации, вашу должность, и самое главное, опишите чем вы занимались и чего достигли.

Интересы

Указывайте только те интересы, которые, по вашему мнению, могут иметь отношение к области вашей профессиональной деятельности.

Навыки

Знания иностранных языков, пользование ПК, наличие водительских прав.

Рекомендации

Обычно указывается рекомендации двух лиц – одно – с места учебы, а другое с места работы.

Размер резюме

Возможно все, что вы хотите сообщить о себе работодателю, уместится на листе размера A4. Не переусердствуйте – вам может понадобиться два листа. Но не более. Проставьте номера страниц внизу каждой страницы.

Стиль

Существует два основных стиля написания резюме.

Хронологический

На основе навыков и умений

Вы продумываете ключевые навыки, которые необходимы для работы, на которую вы претендуете. Затем, вы составляете список ваших умений и навыков с описанием. Такой целевой метод составления резюме становится все более распространенным в Великобритании.
Но составить такое резюме сложнее.

Дополнительный вариант

Будет неплохо, если вы начнете свое резюме с личных данных. В двух трех предложениях вы делаете обзор ваших навыков, достоинств, ожиданий и планов. Это дополнительно привлечет внимание работодателя к вашему резюме.

Презентация

Вы можете изменить стиль в соответствии с характером вакансии, а так же в соответствии с культурными нормами, принятыми в вашей стране. Поэтому, если компания солидная, то они пожелают увидеть официальное резюме на белой бумаге. Но если, к примеру, вы претендуете на творческую работу на телевидении или ищете работу графическим дизайнером, то можно и выйти за рамки официального – использовать цветную бумагу, необычное оформление и т.д.!

Сопроводительное письмо

При отправке резюме работодателю, рекомендуется прилагать сопроводительное письмо. Назначение сопроводительного письма:

  • обеспечить правильную отправку резюме соответствующему человеку.
  • Избавить вас от необходимости звонить и выяснять имя лица, занимающегося подбором персонала, (в маленькой компании это может быть управляющий директор, в компании среднего размера – начальник отдела/департамента. В крупных компаниях – специалист отдела/департамента по работе с персоналом).
  • Убедить человека прочитать ваше резюме. Поэтому сопроводительное письмо должно быть целенаправленным, интересным и хорошо оформленным.
  • Ясно сообщить о том, чем вы интересуетесь. Если вы отправляете «умозрительное» резюме в надежде, что у них есть какая-либо работе для вас, объясните, какой вид работы вам интересен. Не пишите: «мне было бы интересно работать в компании «Н», лучше напишите: «я убежден, что мои навыки и умения позволят мне работать в департаменте развития производственной линии/отделе учета и отчетности/ каком-либо другом». После отправки предположительного резюме можно позвонить и поинтересоваться состоянием вашего запроса.
  • Сообщить причину вашего стремления получить именно эту работу и именно в этой компании.
  • Обратить внимание на ключевые моменты вашего резюме, которые, по вашему мнению, наиболее подходят именно для этой должности именно в этой компании.

Начните письмо с подчеркнутого заголовка с указанием должности, на которую вы претендуете. (Если вы видели объявление об этой вакансии – сообщите, где вы его увидели.)
Используйте стиль и модель делового письма, характерного для вашей культуры и страны. Можете поискать примеры деловых писем в Интернет самостоятельноили спросить у знакомых.
Деловое письмо должно быть вежливым и незатруднительным для чтения.
Отметьте в нем также время, когда вы сможете явиться на собеседование. В конце письма выразите заинтересованность в получении большей информации касательно данной темы – это может повлиять на принятие положительного решения работодателем.

Анкета поступающего на работу

An aircraft pilot is a person responsible for a plane and its flight, including navigation, directional control, and communications. An airline pilot resume needs to talk up your cockpit experience, flight hours, plane ratings, aviation skills, and aircraft education.

Christian Eilers

Sample Airline Pilot Resume

Certified Commercial Airline Pilot

Summary of Qualifications

Safety-oriented commercial airline pilot with over 4 years of experience with medium-haul and long-haul flights. FAA ATP certificate. Total: 3500, PiC: 500, X-Country: 100, Night: 100. Rated on Airbus A320neo and Boeing B737 MAX. Seeking to move from domestic US travel to international flights as the new long-haul airline pilot for Lufthansa.

Work Experience

Airline Pilot — First Officer
June 2017–July 2019
jetBlue Airways, Long Island City, NY & JFK International Airport, NY

Key Qualifications & Responsibilities

  • Worked with second in command to ensure safe, timely, and comfortable flights and great passenger experience.
  • Ensured health and safety standards were maintained throughout the flight according to international policies and airline regulations.
  • Communicated effectively with second officer, air traffic control, airline personnel, and cabin crew.
  • Conducted checks on operational equipment, navigational controls, fuel levels, and communication tools to guarantee problem-free flights.
  • Won “Friendliest Pilot” award from the passengers of jetBlue in 2018.

Cargo Pilot — Second Officer
June 2015–June 2017
FedEx Express, Memphis, TN

Key Qualifications & Responsibilities

  • Flew regular cargo flights between Memphis and New York City, Memphis and Los Angeles, and Memphis and Dallas.
  • Supported the Pilot in Command (Officer in Command) as the Second in Command, performing full piloting duties when necessary.
  • Ensured all safety protocols and standards were met before, during, and after each flight.

Education

Airline Career Pilot Program

ATP Flight School, MacArthur Airport (ISP), Ronkonkoma, NY

Bachelor of Science in Aeronautics & Aviation

Vaughn College of Aeronautics and Technology, Flushing, NY

Relevant Coursework : Airline Management, Flight Health & Safety, Aviation Maintenance Management, Aviation Operations Management, Airport Administration, Aviation Law, FAA Regulations, History of Flight, International Weather & Climate Systems.

Key Skills

  • Advanced Mathematics & Physics
  • Modern Aviation & Aircraft Technology
  • Teamwork & Collaborative Skills
  • Excellent Communication Skills
  • Spatial Awareness
  • Hand-Eye Coordination
  • Management & Leadership Skills
  • Ability to Remain Calm Under Pressure

Certifications

  • FAA Airline Transport Pilot Certificate
  • Commercial Certificate with Instrument and Multi-Engine Ratings
  • Certified Flight Instructor (CFI)
  • Certified Flight Instructor Instrument Rating (CFII)
  • Integrated Airman Certification and Rating Application (IACRA)
  • FAA Aviation Medical Certificate

Flight Time & Ratings

  • Total flight time : 3500 hours
  • As Pilot in Command : 500 hours
  • As Second in Command : 1000 hours
  • X-Country : 100+ hours
  • Nighttime : 100+ hours
  • Plane types : Airbus A320neo, Boeing B737 MAX

Airline Transport Pilot

- Airplane Multiengine Land And Sea

- Airplane Single Engine Land And Sea

Memberships

  • The Air Line Pilots Association, International (ALPA)
  • Women in Aviation International (WAI)

Languages

  • Hindi: Native Proficiency
  • Malayalam: Limited Working Proficiency

Want to save time and have your resume ready in 5 minutes? Try our resume builder. It’s fast and easy to use. Plus, you’ll get ready-made content to add with one click. See 20+ resume templates and create your resume here.

professional pilot resume templates

One of our users, Nikos, had this to say:

[I used] a nice template I found on Zety. My resume is now one page long, not three. With the same stuff.

Here are a few other pilot-related resume examples to check out:

Above was our take of a perfect sample pilot resume.

Let’s make yours just as awesome—

Here’s how to write a pilot resume as solid as your flight skills:

1. Choose the Best Format for Your Airline Pilot Resume

The Delta Air Lines slogan is “Keep Climbing.”

Want your airline career to keep climbing?

It all starts with formatting your aviation resume template in an organized, easy-to-understand way.

Here’s how to format a pilot resume template:

  • In your professional header, start with your resume contact information.
  • Use legible heading titles to split up your sections of a resume.
  • Use the standard resume format: the reverse chronological resume template.
  • Choose the best font for a resume, and play around with font size and bolding to make it stand out effectively.

Pro Tip: Save your resume format in PDF, unless the airline pilot job description explicitly requests one as a Microsoft Word document.

2. Write An Airline Resume Objective or Summary Statement

An airline pilot resume objective or summary, also called a resume profile, is a short paragraph introducing you to them, like an elevator pitch.

It gives airline employers a short introduction into your flight experience, aviation skills, and airline background.

Are you a seasoned veteran of the friendly skies?

The summary statement on a resume for airline jobs promotes you by listing your flying achievements, aircraft skills, and airline employment history.

New to this particular level of pilot work?

The airline pilot resume objective offers your flight career goals instead of your history, but it also gives a numbered accomplishment to prove you’re top gun.

Pro Tip: Write the heading statement last, because it’s easier to choose the best inclusions when the rest of the airline pilot resume is written first.

3. Create the Pilot Job Description for an Airline Resume

Whether writing a resume for FedEx pilot jobs or Delta Air Lines careers, the relevant work experience on your resume needs to be listed correctly.

Here’s how to write a pilot job description on an aviation resume:

  • Go in reverse-chronological order, placing your most recent job first.
  • Add your job title at the top of each entry, then the dates you were employed, and the company name and location.
  • Provide 5 or 6 bullet points detailing the most impressive aspects of your flight responsibilities.
  • Use power verbs (e.g., navigated, coordinated, etc.) to start each bullet point.
  • Add one or two achievements you’re proud of, using numbers, to prove you’re as awesome as your resume suggests.

Pro Tip: Tailor your resume to this one specific airline and pilot job. Generic resumes get tossed in the bin immediately.

4. Make Your Pilot Resume Education Section Soar

Keep these rules in mind to get it right:

  • List your most advanced degree first, then the one before it, in reverse-chronological order.
  • Add your major, the school name and location, graduation date, and any coursework relevant to aviation jobs.
  • Don’t add high school on a pilot resume, unless you don’t have a completed college degree.

Pro Tip: Your pilot flight school experience is more important than a bachelor’s degree for pilot jobs (though you usually need a bachelor’s degree, as well). So, add your flight school program first, followed by any traditional university courses beneath.

5. Highlight Your Pilot Skills on an Aviation Resume

Airline and commercial pilot jobs are projected to increase by 4% between 2016–2026.

That’s 4,400 new aviators challenging you for this job.

Impress the airline by listing the right aviation skills and piloting abilities for this airline job:

Pilot Skills for Resumes—Examples

  • Great Understanding of Mathematics & Physics
  • Modern Aviation Technology & Instrumentation
  • Teamwork & Collaborative Skills
  • Excellent Communication Skills
  • Attention to Detail
  • Spatial Awareness & Hand-Eye Coordination
  • Ability to Stay Calm Under Pressure
  • Situational Awareness
  • Environmental Awareness
  • Quick-Thinking Skills
  • Weather Systems & Weather-Based Decisions

Remember to tailor (like we mentioned earlier).

That means you can’t just take our list or any list of skills off the internet and put it straight into your resume for pilot jobs.

Rather, here’s what to do:

  • Write down all of the professional skills you possess which are related to being a commercial pilot.
  • Include a healthy mix of both soft and hard skills.
  • Look at the job responsibilities in the pilot job ad to find the best resume keywords.
  • If there’s a match, add it to your private pilot resume or corporate pilot resume.

Pro Tip: When listing skills in your airline resume, stick to the wording they use in the job ad to be as safe as possible when it comes to any ATS. The ATS (applicant tracking system) is software which reads your resume first, and if they don’t understand what you wrote, no job.

When making a resume in our builder, drag & drop bullet points, skills, and auto-fill the boring stuff. Spell check? Check. Start building your resume here.

When you’re done, Zety’s resume builder will score your resume and tell you exactly how to make it better.

6. Add Other Sections to Your Airline Pilot Resume

You know that awe you feel as you fly during a gray, rainy day and finally break through the clouds?

Your resume should be just like that, an epiphany, far above the other pilot candidates.

And extra resume sections give exactly that effect.

Here are great additions for a resume for piloting and airline jobs:

Pilot Resume Examples—Extra Sections

    (e.g., flight, safety)
  • Pilot flight time
  • Pilot ratings (Multi Engine, Single Engine, Instruments)
  • Aviation association and airline organization memberships

For flight hours, there are several factors you may include on a pilot resume template:

Pilot Resumes Examples—Flight Hours

  • Total flight time (in hours)
  • Flight hours as Pilot in Command
  • Flight hours as Second in Command
  • Flight hours on plane model type
  • Flight hours on cross-country (“x-country”) trips
  • Flight hours during nighttime travel
  • Turbojet hours
  • Turboprop hours
  • Instructor pilot hours

Pro Tip: Unlike resumes for other vocations, pilot resumes must be sent with supporting documentation. This will include your licenses, copies of your flight ratings, passport, medical records, and more.

7. Attach a Pilot Cover Letter to Your Airline Resume

Well, half of employers believe that a resume without a pilots cover letter is like an engine failure—

Your prospective job will crash and burn.

Here’s how to write a pilot covering letter they’ll appreciate:

  • Figure out the covering letter format before writing begins.
  • Start with a compelling cover letter intro.
  • Show them why you’re the best pilot for the job.
  • Explain that this job is perfect for you.
  • Add key, quantifiable achievements to seal the deal.
  • Close with a cover letter ending including a strong call to action.

Pro Tip: Don’t forget to follow up on your application by sending them an email after waiting at least a week. While you’re waiting, prepare for the interview!

Now THAT’S a pilot resume as impressive as Sully himself!

Got any questions on our sample pilot resume? Not sure how to list your flight hours, pilot instructor certifications, or aircraft ratings? Get at us in the comments below, and thanks for reading!

Работа пилота

Пилот гражданской авиации – крайне рискованная профессия, где ответ перед законом за пассажиров, самолет и экипаж лежит на плечах КВС. Работа требует от летчика постоянной концентрации, усидчивости и внимания. Необходимо одновременно следить за показанием десятков датчиков, которые говорят о текущем состоянии лайнера, координировать работу второго пилота и постоянно общаться с наземной диспетчерской службой.

Гражданская авиация

Пилоты гражданской авиации: особенности профессии и обязанности

Экипаж гражданского авиалайнера состоит обычно из двух человек: командира воздушного судна и второго пилота. Помощник необходим для работы во время внештатных ситуаций, когда первый пилот не может продолжить управление самолетом и его подменяет второй. Иногда в кабине также находится штурман.

Трудоустройство и требования к пилотам

Чтобы стать пилотом гражданской авиации в России, необходимо соответствовать требованиям. Летную лицензию могут получить выпускники высших учебных заведений, которые обучают студентов по программе пилота. Теоретически, возможность попасть за штурвал есть и у лиц с высшим или средним профессиональным образованием инженера, диспетчера или смежной специальности. Для этого необходимо пройти годовые платные курсы для переподготовки. На практике, попасть в серьезную авиакомпанию с подобным сертификатом крайне проблематично.

Многие желающие связать свою жизнь с небом расстаются с мечтой еще при поступлении в вузы. Проводится тщательная медицинская комиссия и дополнительный отбор по физической форме. Любые отклонения в сердечно-сосудистой, дыхательной системах и в опорно-двигательном аппарате не позволят стать пилотом. Часто уже на комиссии у абитуриентов выявляются проблемы со зрением и искривлением носовой перегородки. Подобная патология не даст человеку нормально дышать носом на большой высоте. Медкомиссия проводится постоянно в течение всей жизни пилота.

Летать в качестве командира воздушного судна можно до 65 лет. Дальше – только вторым пилотом и при отсутствии проблем со здоровьем. В среднем, на работу в крупные авиакомпании попадают в возрасте 25-45 лет.

Минимальные требования для работы в гражданской авиации:

  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • прохождение теоретической подготовки и наличие диплома об образовании;
  • 150 часов налета;
  • свидетельство коммерческого пилота.

Крупные авиакомпании вроде «Аэрофлота» выдвигают совершенно иные требования: необходим диплом, свидетельство коммерческого пилота и 1500 часов налета в качестве второго пилота или командира воздушного судна.

Помимо этого, необходимо отличное знание английского языка – на уровне Advanced (A1, A2), отсутствие длительных перерывов в летной практике (более 5 лет), а также допуск к управлению конкретной модели самолета. Последний пункт часто опускается, поскольку авиакомпания готова обучить пилота самостоятельно.

После заключения договора с компанией в течение 3-4 месяцев проводится дополнительное обучение пилота для допуска к управлению лайнером. После этого можно начинать работать в качестве второго пилота или командира ВС.

Зарплата пилота гражданской авиации

Зарплата летчика гражданской авиации зависит от:

  • Количества часов налета за месяц (стаж). Необходимый минимум – 65. За превышение полагается выплата дополнительной премии.
  • Оклада.
  • Самолета, на котором производятся рейсы. Больше всего зарабатывают пилоты аэробусов.
  • Авиакомпании, в которой работают пилоты.
  • Звания пилота.

По данным, которые предоставил «Аэрофлот», зарплата летчика гражданской авиации в России в крупной авиакомпании может достигать порядка 400 000 рублей в месяц, вплоть до 650 000. Зарплата второго пилота – 320 000-350 000 рублей. Летчики небольшой локальной компании получают 175 000-200 000 рублей в месяц.

При этом, иностранные авиакомпании готовы платить за работу в разы больше. На западе пилоты пассажирских самолетов получают до 36 тысяч долларов в месяц. В Китае компаниям из-за острой нехватки кадров требуются западные и российские пилоты. Они готовы платить вплоть до 29 тысяч долларов.

Годовой социальный пакет пилота ГА в России составляет порядка 300 000 рублей.

Трудовые гарантии и компенсации пилотам

Российские пилоты могут рассчитывать на 70 дней оплачиваемого отпуска в год. «Аэрофлот» дает своим сотрудникам полный социальный пакет и обеспечивает страхование здоровья и жизни, помогая в ситуации, когда летчику приходится уйти со своей работы по независящим от него причинам.

Семья пилота имеет огромную скидку на покупку билетов, сам летчик может бесплатно, либо же за символическую плату летать на самолетах своей компании и ее партнеров. «Аэрофлот» также дополнительно выплачивает пенсию своим сотрудникам, которые проработали у нее долгое время.

Из небольших приятных бонусов – пилоты и члены экипажа имеют скидку в 10% во всех магазинах Duty-Free.

Трудовые гарантии для семьи пилота

Где в России можно получить образование для работы пилотом гражданской авиации

В России есть десятки мест, которые готовят будущих пилотов. Среди них – Омский летно-технический колледж, Красноярский филиал СПбГУ ГА, Бугурусланское летное училище, Ульяновский институт гражданской авиации. Например, в Омский летно-технический колледж принимают и на базе 9 классов, и на базе 11. Есть платное и бесплатное обучение.

Лучшие вузы в РФ по обучению пилотов

Чтобы поступить в вузы для обучения по программе подготовки пилотов гражданской авиации, необходимо сдать ЕГЭ: русский язык, профильную математику и физику. Выпускники профессиональных училищ могут вместо ЕГЭ сдавать собственные вступительные экзамены института, которые проводятся в формате тестов.

Помимо этого, необходимо предоставить справку о состоянии здоровья и пройти испытания на физическую подготовку.

Лучшими авиационными вузами страны считаются Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Средний проходной балл на бюджет в авиационные институты составляет 190-200, для поступления необходимо сдать русский язык, профильную математику и физику. Годовая стоимость обучения составляет 170-200 тысяч рублей.

Московский авиационный институт

Московский авиационный институт

Поиск подходящего места работы

Поиск места работы связан с просмотром вакансий пилота гражданской авиации на сайтах поиска работ либо на официальном портале работодателя. В связи с острой нехваткой кадров в последнее время компании начали брать к себе летчиков без допуска к нужным самолетам и обучать их самостоятельно.

Чтобы попасть в крупную компанию, необходимо получить ATPL – лицензию пилота авиалиний. Для этого, вероятно, придется определенное время пробыть пилотом в небольшой локальной авиакомпании, которая выполняет чартерные рейсы. «Аэрофлот» готов рассматривать в качестве потенциальных пилотов на свои лайнеры лишь тех, чей общий налет составляет не менее 1500 часов, и у кого отсутствуют длительные перерывы в работе. Пилоты международных компаний должны знать английских язык на уровне Advanced, что равняется 4 и 5 ступени в ИКАО.

Как устроиться в крупную авиакомпанию по окончании училища/академии

С налетом около 1500 часов можно работать в небольших авиакомпаниях, которые проводят чартерные или среднемагистральные рейсы. При итоговом налете около 4000 часов практически любая авиакомпания мира будет заинтересована в трудоустройстве такого профессионала.

После училища либо академии у пилота есть около 150 часов налета, что слишком мало для работы даже в скромных авиакомпаниях, поэтому сначала нужно найти мелкую чартерную компанию, которая проводит единичные коммерческие перелеты, и набрать минимальный налет.

Однако стоит попытать свою удачу и разослать резюме во все возможные компании, вдруг кому-то из них потребуется начинающий второй пилот.

Как устроиться в крупную авиакомпанию

Летная школа «Аэрофлота» и курсы МВЛ для пилотов в Москве

Авиационная школа авиакомпании «Аэрофлот» предоставляет возможность получить CPL или ATPL при прохождении обучения в два этапа:

  • Прохождение курса в Сасовском летном училище и его аэропорту на бюджете с получением диплома о средне-специальном образовании. Подобная программа длится примерно 1,5 года.
  • Второй этап – обучение и получение опыта непосредственно в летной школе Аэрофлота на коммерческой основе и получение лицензии типа CPL, которая дает возможность работать на небольших чартерных рейсах.

Также после окончания обучения выпускник получает допуск и может работать вторым пилотом на лайнере Airbus A320.

Курсы МВЛ в Москве представляют собой дополнительное обучение английскому, которое заключается в изучении международных терминов и словообращений на иностранном языке. Работа в крупной международной компании без получения 4 или 5 ступени по шкале ИКАО невозможна. В среднем, платные курсы обойдутся в 50 тысяч рублей, и на них придется потратить около 100 академических часов. В зависимости от места обучения цена и сроки могут меняться.

Как получить работу пилота в «Аэрофлоте»

Трудоустройство в «Аэрофлот» мало чем отличается от аналогичного в другие крупные авиакомпании. Необходимо проверить соблюдение минимальных требований, подать свое резюме в отдел кадров и пройти собеседование.

«Аэрофлот» на своем сайте постоянно обновляет объявления о наборе пилотов на определенный вид транспортных самолетов с подробным указанием всех необходимых требований. Чаще всего требуются командиры ВС на крупные дальнемагистральные рейсы.

КВС может рассчитывать на полный социальный пакет и зарплату пилота «Аэрофлота» в размере 500 000-650 000 рублей в месяц.

Пилот «Аэрофлота»

Курсы обучения на пилота вертолета в РФ

Обучение проходит в два этапа: теория и практика. В теоретической части обучающийся должен узнать строение вертолета, правила безопасности, основы аэродинамики и принципы движения вертолета, правила ведения авиационных переговоров и подтянуть английский язык.

Практическая часть заключается в обучении взлету, управлении и посадке вертолета вместе с инструктором на специально оборудованном воздушном судне.

Цена обучения составляет приблизительно 1 300 000 рублей за 250 часов практических занятий за штурвалом вертолета.

В дальнейшем выпускник получает права на управление вертолетом и может совершать самостоятельные вылеты на собственном или арендованном воздушном судне.

Лицензирование деятельности пилота

  • PRIVATE PILOT LICENSE (PPL) – лицензия частного пилота. Дает возможность выполнять небольшие перелеты на собственном или арендованном самолете и строго запрещает любые виды коммерческой деятельности.
  • COMMERCIAL PILOT LICENSE (CPL) – лицензия пилота коммерческого самолета. Дает возможность летать с пассажирами за «вознаграждение» и быть капитаном в небольших чартерных компаниях либо вторым пилотом в крупных рейсах.
  • CERTIFIED FLIGHT INSTRUCTOR LICENSE (CFI) – лицензия инструктора и летчика-испытателя, которая дает возможность обучать других пилотов и назначать их квалификацию в соответствии с этой градацией. Пилот с этой лицензией допускается до управления воздушным судном только при наличии лицензии частного или коммерческого пилота.
  • AIRLINE TRANSPORT PILOT LICENSE (ATPL) – дает возможность быть командиром воздушного судна в крупных международных авиакомпаниях и может быть получена после получения CPL либо CFI.

Также существует SEA PLANE RATING (TR) – взлет и посадка самолета с «поплавками» с поверхности воды. Работает PPL, CPL, ATPL или CFI.

Пилоты военной авиации: особенности

Главное отличие армии от гражданской авиации – казарменное положение. Военные летчики живут жизнью военных, выполняя свой воинский долг за штурвалом самолета. Их работа морально и физически гораздо более тяжелая, чем в ГА.

Пилот ВВС после каждого боевого вылета не может быть уверен, что вернется домой, в отличие от гражданской авиации, где безопасность пассажиров и экипажа – первостепенная задача, и любая авария становится трагедией целой страны.

Военные истребители и штурмовики развивают гораздо большие скорости и способны сильно маневрировать, что приводит к развитию у пилотов сильных перегрузок и к риску развития серьезных патологий сердечно-сосудистой и нервной системы.

У военнослужащих коммерческая форма обучения – они находятся на полном государственном обеспечении. Первые два года получения образования у летчиков ВКС проходят в Краснодарском летном училище, в дальнейшем их распределяют в другие города, в зависимости от выбранной специализации.

Обучение на пилота в США

Обучение пилотов на территории Соединенных штатов Америки дешевле, чем такое же в регионах России. Получение PPL за океаном обойдется приблизительно в 10 000 долларов, что на данный момент равняется 650 000 рублей. Российские курсы выйдут в сумму около 1 миллиона рублей. Срок обучения в РФ – 6-8 месяцев, а в США можно уложиться в 2. Также существенную роль играет климат. При прохождении обучения во Флориде или Техасе можно летать практически каждый день, поскольку плохие погодные условия встречаются в несколько раз реже, чем в средней части России.

В США намного больше аэродромов, и качество покрытия их ВПП намного больше, поскольку в РФ большинство полос до сих пор грунтовые и малопригодны для обучения новичков в авиации.

Законы Америки не ограничивают обучение пилотов для иностранцев, и единственным критерием является получение TSA – Transport Security Administration. Также можно обойтись стандартной туристической визой при менее, чем 18 часов обучения в неделю. Количество выше этого обязывает получать студенческую визу и строго соблюдать условия договора с летной школой, которая помогла ее получить. При пропуске 2 недель занятий училище имеет право расторгнуть контракт с вами и аннулировать текущую визу.

Американская лицензия FAA – самая универсальная во всем мире, ее достаточно просто конвертировать в лицензию той страны, в которой пилот планирует работать. Также без получения локальной лицензии можно летать на самолетах иностранных, которые зарегистрированы в США, таким образом десятки пилотов с американским образованием работают в Европе и Азии.

Обучение на пилота в США

Женщины-пилоты гражданской авиации РФ

Обучение женщин-пилотов никак не отличается от мужского. У них даже есть некоторые льготы при поступлении – физические нормативы более лояльны. Однако до сих пор остается существенная предвзятость к девушкам за штурвалом самолета.

Пассажиры, когда видят после трапа пилота в юбке, начинают выказывать свою настороженность. Помимо них, предвзято относиться могут и другие члены экипажа, которые постоянно меняются. Это авиакомпании делают, чтобы пилоты не могли сдружиться и внимательнее следили за действиями друг друга.

Прекрасными примерами современных женщин-пилотов являются Мария Уваровская, Ольга Кирсанова и Мария Федорова.

Ольгу Кирсанову со скандалом уволили из авиакомпании, потому что она долгое время скрывала факт своей беременности, даже когда переучивалась на другой тип самолета. После декретного отпуска она устроилась обратно на работу в «Аэрофлот».

Еще одним существенным препятствием на пути к работе в небе являются близкие. Семьи часто крайне негативно относятся к выбору профессии своих дочерей.

Плюсы и минусы профессии пилота

Работа пилота предполагает постоянную самоотдачу человека небу и своим навыкам. Необходимо изо дня в день работать над собой, чтобы становиться лучше. Это хорошо оплачивается авиакомпаниями – летчики могут получать очень большие зарплаты: по данным Росстата, пилот пассажирской авиации в России – вторая по суммам заработка профессия, она уступает только капитанам дальнего морского плавания.

Пилоты и члены их семей имеют специальные льготы, которые позволяют приобретать авиабилеты с большой скидкой. Законный оплачиваемый отпуск летчика составляет 70 дней. При работе на зарубежных рейсах есть возможность посмотреть мир.

Однако в то же самое время, у этой работы нет стандартного графика и приходится жертвовать встречами с родными и близкими. Требуется тщательно следить за своим здоровьем, питанием и образом жизни, потому что любая, даже, казалось бы, незначительная для наземной работы травма или болезнь может поставить крест на всей профессии. У летчика нет ничего кроме неба, поэтому после выхода на пенсию или увольнения по состоянию здоровья люди часто срываются, пытаясь утешить себя алкоголем, либо впадают в затяжную депрессию.

Авиационный туризм: полеты по маршруту

Последнее время широкое распространение получил авиационный туризм, который заключается в полетах туристов на старых либо уникальных самолетах. Для этого желающие со всего мира съезжаются в авиационные клубы, в которых представлены редкие экземпляры.

К примеру, немецкая компания предлагает желающим попробовать полетать на реальном «Юнкерсе» времен второй мировой войны. Во всем мире таких летающих самолетов осталось всего 5 штук.

Многие подмосковные авиаклубы устраивают коммерческие вылеты самолетов второй мировой. Некоторые туристы имели возможность полетать даже на настоящем МиГ-15.

Помимо этого, можно заказать туристический полет по заранее обговоренному маршруту для просмотра достопримечательностей с высоты птичьего полета.

С каждым годом объем авиаперевозок в мире увеличивается. Соответственно, растет и потребность отрасли в молодых квалифицированных кадрах. Профессия «командир воздушного судна» традиционно самая высокооплачиваемая в нашей стране после капитана дальнего плавания. Журналист портала Юга.ру разобрался, что нужно сделать, чтобы покорить небо и руководство авиакомпании.

Летчик и пилот — это одно и то же?

На первый взгляд, понятия схожи: представители и той и другой профессии управляют летательными аппаратами. Только летчик сидит за штурвалом военного самолета, а пилот — гражданского. У них и методика обучения разная: у летчиков все гораздо сложнее. Нас же интересует судьба пилотов.

Тест Юга.ру:

Куда пойти учиться на пилота?

Сегодня профессии «летная эксплуатация летательных аппаратов» в России обучают в двух вузах и трех летных училищах. По окончании учебы вы получите диплом государственного образца и свидетельство коммерческого пилота.

1. Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева (УИ ГА), uvauga.ru

Город: Ульяновск
Срок обучения: 5 лет

Самый большой авиационный вуз России с самой длинной историей был основан в 1935 году. Готовит специалистов по направлению «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и бакалавров по направлению «летная эксплуатация гражданских воздушных судов (второй пилот самолета)». Есть аэродромный комплекс с 79 воздушными суднами DA 40 NG и DA 42 NG, а также центр с тренажерами самолетов Airbus-320, Boeing-737, SSJ-100, Ту-204.

Его филиалы — Сасовское и Краснокутское летные училища гражданской авиации — тоже готовят пилотов.

2. Сасовское летное училище гражданской авиации (СЛУ ГА), sasovoavia.3dn.ru

Город: Сасово, Рязанская область
Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Училище открылось в 1943 году, всего из его стен вышли более 20 тыс. пилотов отечественной гражданской авиации и более 1 тыс. пилотов зарубежных авиакомпаний. Учебные полеты выполняются на 39 воздушных судах типа Ан-2, Як-18Т 36-й серии, Cessna-172S, L-410 UVP E-20, L-410 UVP E.

3. Краснокутское летное училище гражданской авиации (ККЛУ ГА), kkluga.ru

Город: Красный Кут, Саратовская область
Срок обучения: 2 года 10 месяцев

4. Санкт-Петербургский университет гражданской авиации (СПбГУ ГА), spbguga.ru

Город: Санкт-Петербург
Срок обучения: 5 лет

С 1955 года университет успел выпустить свыше 50 тыс. специалистов. Полеты на тренажерах и на воздушных судах выполняются в полном соответствии с требованиями ICАО, которые предусматривают изучение и полеты на однодвигательном самолете (Cessna-172S/R или Diamond DA 40 NG) и на двухдвигательном (Diamond DA 42 NG). Всего парк учебных ВС насчитывает более 100 единиц.

5. Филиал СПбГУ ГА — Бугурусланское летное училище гражданской авиации (БЛУ ГА), bluga.ru

Город: Бугуруслан, Оренбургская область
Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Созданному в 1940 году училищу сегодня присвоен статус колледжа. Практиковаться можно на семи аэродромах и 52 воздушных судах Diamond DA 42 NG и Diamond DA 40 NG.

Теоретически при наличии высшего или среднего технического образования можно пройти профессиональную переподготовку в негосударственных авиационных учебных центрах (АУЦ) и получить профессию коммерческого пилота примерно за год. Однако с таким свидетельством будет чрезвычайно сложно устроиться в авиакомпанию.

А девушек берут в пилоты?

Еще совсем недавно даже речи быть не могло, чтобы женщину в России приняли в академию гражданской авиации на летную специальность. Однако в 2007 году жительница Екатеринбурга, студентка юрфака Ксения Борисова подала в суд на учебное заведение за дискриминацию и выиграла дело. Так что сегодня девушки тоже могут смело поступать на пилотов, и не только гражданской авиации: в этом году в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков впервые приняли не только парней.

Что нужно для поступления?

Первое: получить заключение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК ГА) о годности к обучению и карту прохождения психологического обследования. Для этого у вас должны быть стопроцентные зрение и слух, отсутствие дальтонизма, нормальное давление и содержание сахара/холестерина в крови, никаких серьезных физических и неврологических заболеваний типа сахарного диабета, болезней сердца, психоза или наркотической зависимости.

Для прохождения ВЛЭК нужно подготовить:
— результаты анализов (на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW, на группу и резус-фактор) и справки из психоневрологического, наркологического и кожно-венерологического диспансеров со штампом или записью «На учете не состоит»;
— рентгенографию придаточных полостей носа (с искривленной перегородкой не возьмут);
— электроэнцефалограмму головного мозга с описанием (так выявляют склонность к эпилепсии).

Также нужно будет сдать физические нормативы (бег: 1 км — не более 3 мин. 30 сек., 100 метров — 13,4 сек., подтягивание — от 9 раз) и пройти множество психологических тестов.

Второе: предоставить в приемную комиссию пакет документов.

Третье: заполнить заявление о приеме, анкету абитуриента и автобиографию.

Четвертое: сдать экзамены по математике, русскому языку, физике. Иногда еще добавляют английский и информатику.

Во сколько обойдется обучение?

Тем, кто поступил на бюджет, государство обеспечивает полное содержание: форменное обмундирование, питание, общежитие, стипендию, необходимые часы налета.

Курсанты платных групп снабжают себя сами. Стоимость обучения учебное заведение определяет самостоятельно. По данным газеты «Коммерсантъ», в летном училище эта цифра будет составлять примерно 2–3 млн рублей, включая летный модуль 150 часов. А за подготовку коммерческого пилота на иностранный самолет в вузе придется заплатить около 8 млн рублей, отмечает компания «Авиаперсонал», занимающаяся авиационным консалтингом и подбором авиаперсонала в России.

Что делать после получения диплома?

Итак, по результатам обучения у вас есть все для построения карьеры: крепкое здоровье, теоретическая подготовка, налет 150 часов и свидетельство коммерческого пилота. Теоретически вы можете идти и устраиваться на работу хоть в «Аэрофлот».

Однако не все так просто: чтобы получить возможность летать на больших авиалайнерах в качестве командира, требуется куда больше часов налета — 1500.

Так что же делать? В России более 60 авиакомпаний. Сначала обратите внимание на небольшие региональные компании, которые осуществляют внутренние авиаперевозки: туда намного проще устроиться, и у вас появится возможность налетать нужное количество часов и получить опыт самостоятельных рейсов.

Каковы требования к пилотам у крупных авиакомпаний?

Диплом, свидетельство и 1500 часов налета в качестве командира воздушного судна или второго пилота — это не все требования крупных авиакомпаний к соискателям.

Помимо этого от вас потребуют:

— владение английским языком на уровне не ниже 4-го по шкале ICAO (в переводе с авиационного языка Advanced);
— перерыв в летной работе не более 2–5 лет (в зависимости от компании);
— наличие действующего заключения медицинской комиссии о том, что вы полностью здоровы как физически, так и психологически;
— допуски на те типы самолетов, на которых ищут пилотов (этот пункт не всегда обязателен).

Если все собеседования и «вступительные экзамены» пройдены успешно, то вас принимают на первоначальные курсы подготовки пилотов, где вы изучаете документы компании, переучиваетесь на новый тип самолета и проходите программу ввода в строй вторым пилотом. Вся эта история занимает 3–4 месяца.

Сколько получают пилоты?

Все эти «хождения по мукам» оправданны, поверьте. По последним данным Минтруда, у командиров воздушных судов одна из самых высоких зарплат в России (они уступают только капитанам дальнего плавания с их 500 тыс. рублей) — 320 тыс. рублей в месяц. Плюс еще премия — 18% от оклада.

Между тем в «Аэрофлоте» называют цифры еще выше: командир воздушного судна авиакомпании получает 470 тыс. рублей в месяц, второй пилот — 320–350 тыс. рублей, а инструктор — более 500 тыс. рублей.

Кроме того, пилотов ждет 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них и членов их семей, оплачиваемое компанией жилье, если работать приходится в другом городе, и отличный соцпакет. К примеру, «Аэрофлот» обещает соцпакет до 300 тыс. рублей ежегодно.

А пенсия когда?

Вообще, в гражданской авиации можно уйти на пенсию после 6 тыс. часов налета. Предельный же возраст пилота на должности командира не должен превышать 65 лет. После этого он может продолжить полеты, но только в качестве второго пилота и если ему позволяет здоровье.

Читайте также: