Как стать участником национального проекта производительность труда и поддержка занятости

Опубликовано: 11.05.2024

Сегодня у отраслевых предприятий есть возможность, заручившись поддержкой государства, развивать и улучшать экономические и производственные показатели, выходя качественно новый уровень. Например, вы можете получить от государства льготный займ или субсидию на обучение своих сотрудников, если ваша организация соответствует критериям «Национального проекта», в рамках которого осуществляется помощь и поддержка. Что это за проект? Как в него вступить и получить субсидию? Читайте в этой статье!

Коротко о проекте

«Цели и тактические задачи развития страны до 2024г.».

В 2018 году Президент России издал Указ, в котором определил «Цели и тактические задачи развития страны до 2024г.». Этот документ стал предпосылкой к созданию национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости», который в период с 2017г. по 2025г. будет считаться приоритетным для России. Проект предлагает бизнесу получить государственную поддержку, в том и числе финансовую. Это позволит несырьевым компаниям внедрять и развивать бережливое производство, обучать сотрудников, оптимизировать и улучшать рабочие процессы по льготным условиям и за счет бюджетных средств. Такие меры приведут к повышению производительности, конкурентоспособности продукта и увеличат прибыли компании. Взамен же руководство предприятия-участника обязано провести у себя ряд мероприятий и структурных изменений, чтобы вывести производство на качественно новый уровень и увеличить темпы собственного экономического роста на 10-15-30% в первые три года участия.

Ярким и показательным примером успешного участия в проекте стал «Туламашзавод». Тульскому завод машиностроения, после вмешательства специалистов и помощников госпрограммы, удалось увеличить годовую выручку на 4,5 миллиона рублей, в 24 раза снизить показатель брака, и в 11 раз сократить время протекания рутинных рабочих процессов. Производительность труда сотрудников возросла на 75%. При этом ни один работник на заводе не был уволен — каждый прошел курс повышения квалификации или был полностью переобучен привлеченными льготных условиях экспертами проекта.

Какие регионы могут подать заявку на вступление в нацпроект?

Сегодня принять участие могут компании из 36 регионов России. Каждый год количество регионов-участников проекта растет:

Список городов участников нацпроекта повышения производительности труда

Базовый проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» объединяет в себе три подпроекта. Каждый из них имеет свой комплекс мер и льгот по поддержке бизнеса, направленный на улучшение экономических, производственных показателей и управленческих навыков. Если вы становитесь участником базового проекта по повышению производительности труда, то автоматически имеете право на получение любых преференции (субсидии, льготы, помощь) каждого из трех федеральных подпроектов. Какую конкретно помощь вы получите в рамках базовой федеральной программы и подпроектов, решать вам. Это может быть субсидия на обучение сотрудников из программы «Поддержка занятости», льготный государственный займ под 1% и выход на экспорт по программе «Акселератор экспортного роста» из «Системных мер по повышению производительности труда». Любой набор льгот имеет место быть, главное, чтобы все меры, которые вы собираетесь применить на своем предприятии были полезны, экономически и практически обоснованы.

Федеральные проекты базового нац.проекта производительности труда

Перечисленные меры — это конкретная поддержка государством предприятий в рамках программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Более подробную информацию по содержанию каждого федерального проекта, входящего в состав базовой национальной программы, и комплексу доступных к получению льгот, вы можете изучить самостоятельно.

Субсидию на обучение можно получить только в рамках третьего федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». Так как наша статья посвящена именно получению субсидии, сегодня мы затронем третий федеральный проект и подробно расскажем, какие шаги следует предпринять, чтобы на льготных условиях переобучить своих сотрудников, повысить уровень их профессиональной квалификации, и как следствие, увеличить КПД труда.

Что такое субсидия на обучение сотрудников и как ее получить?

Государственная субсидия на обучение и переобучение сотрудников в рамках проекта «Поддержка занятости» — это компенсация затраченных на образование работников денежных средств. Получить такую компенсацию вы можете, если ваше предприятие соответствует критериям отбора участников нацпроекта.

Отметим, что затраченные на образование работников денежные средства, государство возвращает компании-участнику после проведения обучения. Однако чтобы получить субсидию, нужно вступить в проект и заключить договор с Минпром субъекта РФ строго до обучения! Договор, заключенный между предприятием и обучающей организацией до вступления в программу «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и до подписания соглашения с регионом, не подлежит субсидированию.

Компания-участник вправе выбрать любую независимую организацию, где ее сотрудники будут получать профильное образование или повышать квалификацию. Обязательные критерии для такой организации - действующая лицензия и факт ее нахождения на территории РФ. Обучающий курс должен длится не более 2 месяцев, а стоимость курса не должна превышать 30 тысяч рублей в месяц на человека. Важно, чтобы цель выбранной вами учебной программы соответствовала приоритетным задачам повышения производительности труда и затрагивала одно из следующих направлений: управление персоналом, IT-технологии, бережливое производство (lean-production), профильные производственные компетенции.

Посредником между участником нацпроекта и Минпромом РФ на пути получения субсидии является региональный Центр Занятости (ЦЗН). Именно в Центр Занятости по месту нахождения вашей компании вы должны обратиться для получения денежной компенсации. В свой первый визит в ЦНЗ вы оставляете заявку на обучение работников и указываете выбранную вами обучающую организацию. Далее в течение 10 дней ЦЗН проверяет документы и готовит решение о выдаче субсидии. После одобрения, предприятие подписывает договор о сотрудничестве с обучающей организацией и заключает с Центром Занятости соглашение о возмещении расходов после обучения. Когда все этапы обучения пройдены, участник должен предоставить в ЦНЗ отчет о проведенном обучающем мероприятии и достижении показателей результативности. Затраты на обучение компенсируются в течение 10 дней после одобрения документов.

схема взаимодействия ЦЗН и организации с целью получения субсидии в рамках программы повышения производительности труда и поддержки занятости.jpg

Регионы сами выбирают, каким образом программа будет реализована на их территории, а также самостоятельно определяют размер и назначение субсидии. Так, например, в Пермском крае компаниям выдаются субсидии с учетом следующих пунктов Постановления:

Критерии отбора участников нац.проекта повышение производительности труда

Критерии и условия вступления в нацпроект для компаний:

Стать участником программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и получить субсидию могут предприятия, которые:

  • Расположены на территории уже зарегистрированного и принимающего участие в нацпроекте субъекта Российской Федерации. Актуальный список всех субъектов-участников есть в пункте «Коротко о проекте» этой статьи.
  • Работают в одной из отраслей: обрабатывающая и сельскохозяйственная промышленность, строительство, торговля, транспортные системы.
  • Имеют средний годовой оборот от 400 000 000 руб. до 30 000 000 000 руб.
  • Имеют потенциал для роста производительности труда больше 10%.
  • Не имеют налоговых резидентов иностранных государств, или имеют, но их доля в уставном капитале компании не превышает 25%.
  • Готовы взять на себя ответственность и в соответствии с регламентом нацпроекта увеличить производительность труда на 10-15-30% в первый, второй и третий год участия по отношению к базовому году.

Еще критерии, способные повлиять на решение о допуске:

  • Желание активно развиваться и работать для того, чтобы достичь успеха.
  • Опыт и практики Lean-технологий в работе предприятия.
  • Наличие проектного офиса для реализации проекта.
  • Ощутимый разрыв между текущими показателями производительности труда, оборачиваемости запасов и отраслевыми бенчмарками.
  • Возможность роста объема продаж за счет наращивания объемов производства.
  • Одобрение участия компании в проекте руководством субъекта России и Федеральным Центром компетенций в сфере производительности труда (ФЦК).

Указ Владимира Путина о задачах на повышение

Выше мы привели общие критерии для вступления в программу «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Напомним, что регионы вправе вносить корректировки в проект: выбирать приоритетные отрасли, устанавливать собственные целевые показатели и источники финансирования. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам изучить «Постановления об утверждении порядка установления субсидий» вашего субъекта РФ! Если ваше предприятие подходит по всем вышеперечисленным критериям — следуйте инструкции ниже.

Инструкция по регистрации в системе «производительность.рф» и алгоритм подачи заявления на получение субсидии

На сайте производительность.рф есть более подробная инструкция по регистрации в Личном кабинете с поэтапным описанием каждого шага.

2. Заполнить форму подачи заявки на присоединение к проекту. На главной странице сайта нажмите на кнопку «Стать участником» и заполните данные в пустых строках.

подать заявку на участие в нацпоректе повышение производительности труда.jpg

На сайте производительность.рф также имеется более подробная инструкция по подаче заявки на участие в федеральном проекте с поэтапным описанием каждого шага.

3. После успешной регистрации и подачи заявления на участие в программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости» на электронную почту обращающегося лица придет письмо с номером заявки (ID) с электронного адреса info@pptrf.ru Это значит, что ваше обращение принято в обработку. Дождитесь обратной связи. Обычно на обработку запроса уходит 3-7 дней. При возникновении вопросов необходимо обратиться по электронному адресу info@pptrf.ru.

4. Подать заявление на участие в национальном проекте в Министерство промышленности предпринимательства и торговли того субъекта РФ, где зарегистрировано ваше предприятие (пример письма).

5. Получить ответ и подписать «Общее соглашение о вступлении в национальный проект», «Соглашение — подтверждение вовлеченности предприятия в национальный проект» и «Соглашение о сотрудничестве с минпром субъекта РФ». Федеральный Центр Компетенций может запросить у участника дополнительные сведения, а также устные и письменные пояснения, касающиеся предприятия в рамках «Национального проекта». Дать ответ на запрос Центра Компетенций необходимо в течение трех дней.

6. Выбрать центр, оказывающий образовательные услуги по повышению производительности труда, бережливому производству, логистике, менеджменту, проведению аудита и т.д. Как выбрать центр для субсидированного обучения сотрудников в рамках программы «Повышение производительности труда» читайте ниже. Проинформировать центр о желании провести обучение сотрудников за счет средств государственной субсидии.

7. Подать в Центр Занятости Населения заявку на обучение работников, указывая выбранную обучающую организацию (образец заявления). В течение 10 дней ЦЗН проверит документы и выносит решение о субсидировании, о чем проинформировав вас. После одобрения, необходимо подписать соглашения о сотрудничестве с обучающей организацией, и заключить с Центром Занятости соглашение о возмещении расходов/о финансовом обеспечении до обучения.

8. Провести обучение сотрудников по одной или нескольким направлениям: автоматизация и цифровизация, бережливое производство, бизнес-процессы, инженерные и производственные компетенции, логистика, операционный менеджмент, планирование, построение системы управления затратами, продажи и маркетинг, профессиональная подготовка, работа с поставщиками, развитие системы менеджмента качества, управление на основе данных, управление проектами, управление персоналом, информационные технологии.

9. После успешного обучения предприятие подписывает с ЦЗН договор на возмещение затрат путем предоставления субсидии и предоставляет в ЦЗН ряд отчетных документов:

  • договор на оказание образовательных услуг, с приложением копий лицензий на образовательную деятельность;
  • приказы о направлении работников на обучение;
  • документы, подтверждающие затраты на стоимость обучения, проезда, выплату стипендий, и т.д;
  • справка, подтверждающая сохранение занятости работников предприятия, прошедших обучение.

10. Центр Занятости еще при первом обращении обозначит сроки подачи отчетных документов. В интересах заказчика сдать документы быстрее, чтобы быстрее получить субсидию.

11. Дождаться приказа о возмещении от Центра Занятости населения. После подписания сторонами договора о предоставлении субсидии, денежные средства на счет организации заявителя поступают в течение 10 дней. Однако если не затягивать и своевременно подать документы, получить денежную компенсацию можно в течение 3 дней.

12. После проведенного обучения предприятие и обучающая организация представляют в ЦЗН отчет о достижении показателей результативности и целевого расходования финансовых средств. Все необходимые формулы и обязательные бланки отчета предприятию-участнику и обучающему центру предоставит ЦЗН. Отчет необходимо подать в течение 10 дней.

схема взаимодействия ЦЗН и организации с целью получения субсидии в рамках программы повышения производительности труда и поддержки занятости.jpg

Как выбрать центр для субсидированного обучения в рамках программы «Повышение производительности труда» ?

Чтобы с одобрением документов в Центре Занятости и получением субсидии не возникало проблем, предприятию-участнику «Национального проекта» следует выбирать компании и обучающие центры, соответствующие следующим критериям:


Проект: Национальный проект «Экология»


Проект: Капитальное строительство - онлайн


Проект: Значимые реализованные проекты


Инициатива: Инициатива по реформированию Лечебно-профилактического питания с особо вредными условиями труда в Национальном Проекте «Демография», Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»


Инициатива: Прекратим алиментный кошмар!


Инициатива: Энергоэффективность. Налог на имущество


Инициатива: Оформление паспортов объектов недвижимости в БТИ


Паспорт проекта утвержден: 24.12.2018 г

Цели проекта

  • Распространение знаний в области повышения производительности труда
  • Стимулирование интереса к повышению производительности труда со стороны предприятий, региональных и федеральных органов власти

Задачи проекта

  1. Сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда
  2. Стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций
  3. Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений
  4. Формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях

Ответственные за реализацию проекта «Производительность труда и поддержка занятости»

  • Куратор национального проекта: А.Г. Силуанов , первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации – министр финансов Российской Федерации
  • Руководитель национального проекта: М.С. Орешкин , министр экономического развития Российской Федерации
  • Администратор национального проекта: С.С. Галкин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации

Показатели национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»

Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, процент к предыдущему году:

  • 2018 год - 101,4
  • 2019 год - 101,4
  • 2020 год - 102,0
  • 2021 год - 103,1
  • 2022 год - 103,6
  • 2023 год - 104,1
  • 2024 год - 105,0

Прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики по отношению к производительности труда в РФ, процентных пунктов:

  • 2018 год - 0,0
  • 2019 год - 0,1
  • 2020 год - 0,2
  • 2021 год - 0,2
  • 2022 год - 0,4
  • 2023 год - 1,2
  • 2024 год - 1,8

Количество привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов Российской Федерации, ед. нарастающим итогом:

  • 2018 год - 16
  • 2019 год - 29
  • 2020 год - 43
  • 2021 год - 57
  • 2022 год - 71
  • 2023 год - 85
  • 2024 год - 85

Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, не менее ед. нарастающим итогом:

  • 2018 год - 100
  • 2019 год - 958
  • 2020 год - 2034
  • 2021 год - 3728
  • 2022 год - 5840
  • 2023 год - 8090
  • 2024 год - 10000

Доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям, процент:

  • 2018 год - 0
  • 2019 год - 60
  • 2020 год - 80
  • 2021 год - 90
  • 2022 год - 95
  • 2023 год - 95
  • 2024 год - 95

Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, воспользовавшихся мерами поддержки в рамках национального проекта, не менее ед. нарастающим итогом:

  • 2018 год - 0
  • 2019 год - 60
  • 2020 год - 575
  • 2021 год - 1220
  • 2022 год - 2237
  • 2023 год - 3504
  • 2024 год - 4854

Финансовое обеспечение

  • федеральный проект «Системные меры по повышению производительности труда» - 5 545,0 млн. рублей
  • федеральный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» - 33 857,5 млн. рублей
  • федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эфыективности рынка труда для обеспечения роста производительности» - 12 724,7 млн. рублей

Федеральные проекты национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»

    , сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта С.С. Галкин , сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта Н.И. Соломон , сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта А.В. Вовченко

О проекте

Нацпроект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» является продолжением одноименного приоритетного проекта, который реализовывался с 2017 года. По состоянию на 1 июня 2018 года в приоритетный проект было вовлечено 100 средних и крупных несырьевых предприятий. Планируется, что нацпроект затронет уже 10 тыс. предприятий в 85 регионах РФ, а мерами поддержки в его рамках воспользуются 4 тыс. 854 предприятия.

Нацпроект нацелен на стимулирование предприятий к повышению производительности труда, снятие лишних административно-регуляторных барьеров и развитие экспортного потенциала. Для выполнения этих задач будут проводиться обучение и стажировка управленческих кадров (всего планируется обучить почти 200 тыс. человек), а также создана система грантовой поддержки, модернизированы службы занятости. Главный целевой показатель нацпроекта - ежегодный рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора экономики. Его планируется довести c 1,4% в 2018 году до 5% в 2024 году.

Кто может стать участником проекта

Участником проекта может стать любое производственное предприятие из любого региона Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора

Основные критерии для участия в проекте

  • Выручка предприятия от 400 млн рублей до 30 млрд рублей в год
  • Наличие потенциала повышения производительности труда не менее 10%
  • Отношение предприятия к одной из приоритетных отраслей, а именно: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство
  • Доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 25%

Дополнительные критерии для участия в проекте

  • желание руководства участвовать в проекте и добиваться результатов
  • опыт внедрения инструментов бережливого производства на предприятии
  • наличие ресурсов (проектного офиса) для реализации проекта
  • существенный разрыв между текущими показателями производительности труда, оборачиваемости запасов и отраслевыми бенчмарками
  • возможность роста объема продаж за счет наращивания объемов производства
  • согласование участия предприятия в проекте руководством региона и ФЦК

Видео о нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости»

Определен план развития России на ближайшие пять лет

Гайдаровский форум – 2019. Роль производительности труда в обеспечении конкурентоспособности

alt="Производительность не всегда можно повысить, заменив оборудование, меняться должны люди. Фото: Татьяна Андреева/ РГ" />
Производительность не всегда можно повысить, заменив оборудование, меняться должны люди. Фото: Татьяна Андреева/ РГ

Николай Соломон: Все сотрудники - от руководителя до рабочего - должны относиться к потерям на своем рабочем месте как к своим собственным. Отсутствие такого восприятия и становится источником всех проблем. Потерь очень много: брак, простои, лишние действия. Избавиться от них одним приказом генерального директора не получится. Каждый на своем месте должен смотреть, что и как улучшить. Причем такая инициатива снизу, для нашей страны совершенно не свойственная, должна поощряться и реализовываться. Это очень серьезный слом культурологического шаблона. Но на это надо идти, это дает результат.

Инициатива наказуема…

Николай Соломон: Мы с этим выросли, это у нас в генофонде, но это надо менять. На одной из ферм, где мы работали, за месяц смогли увеличить надои на 18%. Там остались те же коровы, те же корма, тот же доильный зал и те же доярки. Просто немного изменили алгоритм дойки, чтобы работники не ходили лишний раз туда-сюда, не тратили силы и время на лишние действия. И только на этом повысили производительность, а значит, и доходы фермы. Люди должны получать удовольствие от работы, а их идеи и предложения открывать им перспективу карьерного роста, повышения зарплаты за счет дополнительной прибыли. Так эта система начинает работать. Здесь есть ключевое звено - руководитель, который сможет все это воспринять и реализовать. Но включаться в процесс надо всем.

Простая перестройка рабочих процессов может принести такой результат?

Николай Соломон: Конечно, причем это касается любой отрасли, не обязательно производственной. Мы реализовывали пилотный проект в одной из московских школ. Собрали рабочие группы из учеников, родителей и педагогов и задали им один и тот же вопрос: что надо изменить, чтобы вы были более удовлетворены своей учебой или работой? И тут стали вскрываться поразительные вещи. Неправильно устроенная пропускная система заставляла учеников тратить по 20 минут на вход в школу. На получение горячего обеда в столовой у ребят уходило по 10 минут, когда вся перемена - 15 минут. Постоянные перемещения из класса в класс приводили к чисто бытовым травмам - то один ученик приложит рюкзаком другого, то лбами столкнутся, то еще что-то. Учителя тратили кучу времени на заполнение разных бумаг… Проанализировали все это, чуть изменили систему прохода, отправив тех, кто забыл или потерял пропуска, на отдельный турникет, подсказали поварам, как им лучше организовать работу, закрепили классы за кабинетами, чтобы не дети ходили к учителям, а педагоги к ним… В итоге время на проход в здание и обслуживание в столовой сократились до 3 минут, ученикам высвободили дополнительно 27 минут, учителям за счет оптимизации бумажной работы - 34 минуты, снизился травматизм - довольны остались все. Некоторые школы потом посмотрели и стали внедрять такое у себя.

Фото: iStock

Вы говорите о довольно очевидных, на первый взгляд, изменениях. Чего не хватает организациям, чтобы самим, без вашей помощи, их внедрить?

Николай Соломон: Мотивации. По статистике, 80% людей вообще не хотят никаких изменений. А зачем они им, если зарплата и так каждый месяц падает? Очень часто наши эксперты слышат: а зачем я буду что-то делать по-другому? Меня еще сам Михалыч когда-то так учил делать. И я своим молодым подопечным эти скрепы передам. Самое главное - сделать первый шаг. А потом происходит вот что. В Ижевске есть троллейбусный парк, в котором стандартный ремонт одной машины растягивался на два месяца. Такая константа. Мы пришли, посмотрели, подсказали и сократили время того же самого ремонта до 30 дней. Просто за счет оптимизации всех процессов. И потом рабочие подходили, уже взрослые мужики, глаза горят: представляете, мы его за месяц перебрали! И дальше уже сами начинают смотреть, что где и как можно улучшить, оптимизировать. Они много лет работали по одному стабильному алгоритму, даже не задумываясь о том, что это не канон, его можно и поменять. Тут очень важна роль руководителя и менеджеров среднего звена. Они должны быть готовы воспринять такие рацпредложения. И не только воспринять, но и обязательно отметить человека, подсветить его, хотя бы на доску почета поместить. Чтобы остальные смотрели, замечали, видели и тоже подключались к процессу. Пусть это станет таким соревнованием по улучшению деятельности.


А что может мешать директорам поддержать этот процесс?

Николай Соломон: Многие руководители предпочитают командовать производством из своего красивого кабинета. Это неправильно - 60% своего времени директор должен проводить на производстве, в цехах, с мастерами и начальниками участков разбирать все ситуации, вникать, искать причины сбоев и возможности для улучшения. Своей вовлеченностью показывать, как и что надо делать. Добиться чего-то приказом сложно, а вот натренировать персонал - реально. Но для этого надо самому быть тренером и участвовать в процессе. Мы сами всегда выходим на площадку, показываем, помогаем. И директор должен делать то же самое. Вспомните фильм "Москва слезам не верит". Образ Кати как руководителя очень точный: она знает свое производство, вникает во все детали, поэтому и работают - она сама и все предприятие - эффективно.

У вас были случаи, когда ваши партнеры выходили из программы повышения эффективности?

Николай Соломон: Из полутора тысяч участников из проекта вышли две организации. Одна ушла, вторая немного подумала и вернулась. Мы, правда, очень тщательно проводим отбор: в таких трансформациях критически важна роль лидера. Есть предприятия, например, с возрастными директорами, и мы часто видим, что тут уже ничего не сделать, скорее всего, не получится.

Они обречены?

Николай Соломон: С одной стороны, переламывать через колено бесполезно, люди должны хотеть меняться. С другой - вот пришла пандемия, все сразу сели дома, надели маски и перчатки. Потому что это смерть, это страшно, это заставляет заботиться о себе, о детях, о родителях. Здесь тоже может наступить такая ситуация. Если у организации нет цели, она просто работает, просто плывет по течению, внедрить в ней какие-либо модернизации довольно сложно. А когда надо цепляться за рынок, бороться за лидерство, готовность и желание что-то изменить вдруг появляются.

Фото: iStock

То есть эта история все-таки больше про коммерческие организации? Федеральные и муниципальные предприятия такой мотивации лишены?

Николай Соломон: У них есть свои требования по эффективности, которые заставляют их тоже напрягаться. Мы работали с Центром занятости населения в Тольятти. Там люди получают по 20 тысяч рублей в месяц - казалось бы, откуда у них взяться мотивации? Но нет, люди хотят работать, причем работать хорошо. Заменили им программное обеспечение, которое по три раза в день зависало, оптимизировали потоки посетителей, автоматизировали работу с документами - средний срок поиска работы для заявителей сократился с полугода до трех месяцев. У нас среди участников программы несколько десятков ФГУПов, МУПов и ФГБУ, там тоже есть очень прогрессивные руководители, они пришли из бизнеса и очень хотят качественно работать.

Вы повышаете эффективность основного производства. А что делать с бухгалтерией, охраной.

Николай Соломон: Конечно, неэффективный клерк, который не смог качественно подготовить проект соглашения с партнером, и за ним эту бумагу начинают переписывать и юристы, и бухгалтерия, и функциональщики, - это проблема. Но она тоже решаема. У нас был случай, когда лидером изменений на одном режимном предприятии неожиданно стал самый консервативный отдел - охраны. Пошли иностранные контракты, надо принимать зарубежные делегации. Но тут кто-то сообразил - нельзя приглашать гостей, если им потом по полчаса надо будет ждать в бюро пропусков разрешения на вход. Поговорили с коллегами, немного перестроили систему. И без потерь по уровню безопасности - предприятие-то режимное! - обеспечили выдачу пропуска за несколько минут. Со всеми подразделениями можно работать, везде есть что и как улучшить.

10022020.jpg

Приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Пермском крае» на 2017-2025 годы во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» преобразована в Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», в состав которого входят федеральные проекты, на основании которых разработаны паспорта региональных проектов:

● «Системные меры по повышению производительности труда» (Паспорт РП «Системные меры»);

● «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» (Паспорт РП «Адресная поддержка»);
● «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» (Паспорт РП «Поддержка занятости»).

10022020_1.jpg

10022020_2.jpg

В рамках проектов предусмотрена поддержка предприятий-участников:

• Реализация проектов с РЦК;

• Самостоятельная реализация проектов.

Контакты по вопросам реализации мероприятий в рамках проектов «Системные меры» и «Адресная поддержка»:

Феоктистова Ольга Владимировна, ведущий консультант отдела стратегического развития Министерства промышленности и торговли Пермского края, тел. (342) 217 67 69.

Шмигирилова Ольга Сергеевна, ведущий консультант отдела информационно-аналитической работы и реализации специальных программ Министерства промышленности и торговли Пермского края, тел. (342) 217 73 62.

Контакты по вопросам реализации мероприятий в рамках проекта «Поддержка занятости»:

Гофман Елена Борисовна, и. о. начальника отдела проектов и программ в сфере содействия занятости ГКУ ЦЗН Пермского края, тел. (342) 236 91 50;

Контакты по вопросам получения льготных займов ФРП:

Гакашев Марат Миратович, директор Фонда «Региональный фонд развития промышленности Пермского края», тел. (342) 258 07 11.

Курушин Алексей Борисович, начальник отдела методологии АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда», тел. + 7 (916) 772 31 68

Как стать участником проекта:

Шаг 1: Проверка соответствия предприятия критериям отбора участников:

· Выручка предприятия от 400 млн. рублей до 30 млрд. рублей в год.

· Наличие потенциала повышения производительности труда не менее 10%.

· Отношение предприятия к одной из приоритетных отраслей, а именно:

- обрабатывающее производство, за исключением группировок 19, 12, 11.01, 11.02, 11.03, 11.04, 11.05, 11.06;

- строительство (раздел F);

- транспортировка и хранение (раздел H), за исключением группировок 52.10.21, 52.10.22, 49.5;

- сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, за исключением группировки 01.15;

- ЖКХ, группировки 81.1, 81.21, 81.22, 81.29, 35.13, 35.14, 35.22, 35.23, 35.30.2, 35.30.3, 35.30.4, 35.30.5, 36.00, 37.0, 38.11, 38.32.

· Доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 25%.

Шаг 2: (при соответствии предприятия критериям проекта):

Шаг 3: Очный отбор предприятия в проект: выезд экспертов ФЦК, РЦК с чек-листом, подписание протокола (Форма чек-листа);

Шаг 4: Заключение соглашений о взаимодействии по реализации проекта;

Шаг 5: Реализация проекта!

С нами в проекте:

Лучшие практики реализации регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности на предприятиях". Ссылка на презентацию

В соответствии с соглашением о сотрудничестве в сфере производительности труда, заключенным с Минэкономразвития России, регион разработал и принял распоряжением Правительства Пермского края от 13.12.2017 № 324-рп региональную программу, где определены основные участники программы, направления ее реализации, источники финансирования мероприятий и целевые показатели.

Основные мероприятия программы, реализация которых начнется с 2018 года:

аудит предприятий, разработка и реализация корпоративных программ;

привлечение займов от Фонда развития промышленности на реализацию корпоративных программ;

организация опережающего обучения работников в связи с созданием модернизированных рабочих мест, а также содействие трудоустройству при высвобождении;

организация работы регионального центра компетенций.

О готовности принять участие в программе с 2017 года заявили 26 предприятий Пермского края.

Материалы по Программе повышения производительности труда и поддержке занятости:

Условия и схема получения льготного займа по программе Фонда развития промышленности "Повышение производительности труда"

Материалы выездного экспресс-аудит на ПАО «ОДК-Пермские Моторы» 27 июля 2018, город Пермь
Пресс-релиз_Производительность труда.doc

Материалы совместного заседания Управляющего комитета по реализации региональной программы по повышению производительности труда и поддержки занятости и Совета директоров промышленных предприятий Пермского края, 13 декабря 2018 года, г. Пермь:
АНО ФЦК_ Н.И. Соломон_Адресная поддержка.pdf
Минпромторг ПК_Е.В. Дегтярева_О ходе реализации приоритетной программы.pdf
Минэк РФ_Ю.В. Урожаева_Производительность_новые горизонты.pdf

Дополнительную информацию можно получить по тел.(342) 217-67-69, 217-73-62.

Цель национального проекта "Производительность труда " - обеспечить к 2024 году темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год.

Национальный проект состоит из двух федеральных проектов, реализация которых должна сформировать единую экосистему успешного функционирования предприятий, реализующих мероприятия по повышению производительности труда:

1. Системные меры по повышению производительности труда: финансовое стимулирование, создание системы подготовки кадров, преодоление административных барьеров, снижение регуляторной нагрузки, экспортная поддержка.

2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях: формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда, создание образцов, разработка ИТ-платформы, создание РЦК, обучение инструментам бережливого производства, подготовка внутренних тренеров.

В рамках реализации проекта в Камчатском крае планируется до 2024 года:

  1. Привлечь к участию в проекте не менее 38 предприятий края.
  2. Оказать экспертную поддержку 20 предприятиям, внедряющим мероприятия проекта под федеральным управлением, и 18 предприятиям, внедряющим мероприятия проекта под региональным управлением.
  3. Обучить 522 сотрудника предприятий методом повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства.

Участником проекта может стать любое производственное предприятие при условии соответствия критериям отбора на безвозмездной основе.

Национальный проект "Производительность труда" Наименование федерального проекта Наименование регионального проекта Куратор регионального проекта Руководитель регионального проекта Администратор регионального проекта
Системные меры по повышению производительности труда Системные меры по повышению производительности труда в Камчатском крае Е.А. Чекин, заместитель Председателя Правительства Камчатского края Ю.С. Морозова, министр экономического развития и торговли Камчатского края И.Э. Мандрик, заместитель министра экономического развития и торговли Камчатского края
Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Камчатского края Е.А. Чекин, заместитель Председателя Правительства Камчатского края Ю.С. Морозова, министр экономического развития и торговли Камчатского края И.Э. Мандрик, заместитель министра экономического развития и торговли Камчатского края

Камчатский край приступил к реализации национального проекта "Производительность труда " в 2021 году.

Вместе с тем у предприятий Камчатского края есть возможность досрочно вступить в реализацию национального проекта, став его самостоятельным участником.

Для этого необходимо:

1. Соответствовать следующим базовым требованиям:

  • Выручка предприятия составляет от 400 млн рублей до 30 млрд рублей за предыдущий год.
  • Предприятие относится к одной из приоритетных отраслей, а именно: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, ЖКХ.
  • Доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 25%.
  • Юридическая регистрация предприятия на территории Камчатского края.

2. Заключить соглашение с Министерством экономического развития и торговли Камчатского края (по всем вопросам можно обратиться по тел. (4152) 42-56-56, 42-01-07, 42-59-82).

3. Пройти отбор, подав заявку. Предприятие, успешно прошедшее отбор и заключившее соглашение с Министерством экономического развития и торговли Камчатского края, становится участником национального проекта, что дает ему право претендовать на меры поддержки 3-х федеральных проектов, входящих в его состав.

Читайте также: