Как устроиться на работу классный час

Опубликовано: 01.10.2024

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав - соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas._kak_ustroitsya_na_rabotu.docx 28.9 КБ
prezentatsiya.pptx 2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час в 9 классе ( профориентация).

Тема: « Как устроиться на работу?».

Цель: научить, как правильно представить себя работодателю; развивать навыки делового общения; коммуникабельность, воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим людям.

Мотивация: В современном мире трудно найти работу. Мнение, которое мы произведём на работодателя – очень важно. Как это сделать, мы узнаем сегодня.

  1. Составим резюме. (Деловая игра).
  2. Имидж. Деловой стиль одежды.( Работа в группах).
  3. Практическая работа: « Завязывание галстука».(Релаксация).
  4. Психологические приёмы на собеседовании. ( Беседа, диалог).
  5. Тестирование по изученному материалу. (Критерии оценки указаны).
  6. Итоги.

« Умение общаться с людьми - это товар, и я заплачу за него больше всего на свете»

«Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно». (Аристотель).

«Разговоры и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в умении перехода от слов к делу, в их согласовании».

«Когда мы перестаём делать – мы перестаём жить».

« Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

1. Слово учителя.

Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами.

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Приведите примеры профессий.

- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Итак, после получения профессии человек должен устроиться на работу. Вот мы с вами и подошли к теме нашего сегодняшнего классного часа. Первый шаг – это составление резюме. Резюме (франц.) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.

1) Фамилия. Имя. Отчество.

2) Домашний адрес.

3) Номер телефона.

4) Дата и место рождения.

6) Семейное положение, наличие детей их возраст.

7) Цель (Например, трудоустройство на должность начальника отдела сбыта с окладам не менее 30000рублей).

8) Образование (в обратной хронологии). Сначала даётся о последнем месте учёбы, также указывается специальность.

9) Опыт работы (сведения о предыдущем месте работы в обратной хронологии). Полностью указывается наименование предприятия, его местонахождение, сфера деятельности.

10) Дополнительные сведения

(Знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональные навыки по другой специальности).

Второй пункт. «Имидж» англ. Образ, слепок, умственное представление конкретного лица , содержательная сторона его характера. Созданный имидж в значительной степени обусловлен нашим внешним видом. Решающую роль играет первое впечатление, сложившееся у нас о ком-то. В большинстве случаев мы бессознательно сравниваем реальную картину с созданной воображением, учитывающей осанку, комплекцию, голос, движения, запах, и в большей степени ассоциируется с одеждой, приятной для глаза. Если воображаемая картина совпадает с тем, что мы видим и слышим, мы делаем вывод - «симпатичен», если соответствия нет, то быстро проявляется первая антипатия.

«харизма» греч. Одарённость, авторитетность, мудрость, святость.

Стиль одежды формируют 3 главных элемента – покрой, ткань, цвет.

Стиль одежды во многом зависит от типа работы и образа жизни. Работая в деловой сфере или занимаясь преподавательской деятельностью, приходится выбирать строгий официальный стиль, поскольку вы всегда находитесь на людях. Другие сферы, например, рекламный бизнес, допускают намного более свободный стиль.

Встречают по одёжке, провожают по уму.

Самое важное – одеваться не столько модно и дорого, сколько чисто, опрятно и со вкусом.

НЕ считайте, что элегантным и изящным вас делают деньги.

Это делает хорошо воспитанный и строгий вкус.

Одевайтесь так, чтобы одежда подчёркивала выгодные стороны вашей фигуры, а не её недостатки.

Продумайте свою рабочую одежду – она не должна привлекать особого внимания окружающих, тем самым отвлекая их от дел, и должна быть удобной для вас.

Высокому мужчине лучше носить двубортный костюм. Невысокому – однобортный.

Мужчине никуда нельзя выходить без пиджака.

Летом нужно надевать костюм из «прохладной» ткани.

У себя на работе пиджак можно снять. В гостях и на неофициальном приёме можно попросить разрешения снять пиджак.

Нижнюю пуговицу пиджака не застёгивают никогда!

Деловой костюм не должен быть слишком светлым или с полосками разной ширины, рубашки не должны выглядеть поношенными, а галстук пёстрым или слишком ярким.

Для любого случая подходят тёмно-синий или тёмно-серый костюм в тонкую полоску. Сорочка предпочтительно белая или светлая однотонная, с длинными рукавами ( манжеты выступают из-под рукава на два см). Чёрная обувь подходит ко всем костюмам, коричневая – к костюмам коричнево-бежевой гаммы.

Носки не должны быть светлее брюк . Носки должны быть такой длины, чтобы из-под штанины не выглядывала голая нога.

Воротники рубашек, лацканы пиджака, ширина и покрой брюк должны соответствовать современной моде .

3.Практическая работа: «Завязывание галстука».

4.Психологические приёмы на собеседовании.

1)Если на собеседовании вас просят карандашом на чистом листе бумаги нарисовать несуществующее животное – не удивляйтесь. Подвох и хитрость заключается в том, что это животное будет олицетворять вас, являясь вашим психологическим портретом.

2 )Вопросы о ваших сильных и слабых сторонах могут нести за собой подвохи и хитрости.

Говоря о собственных достоинствах , главное - не переусердствовать и не уйти в сторону к не относящимся к данной вакансии качествам. Можно говорить о вашей ответственности, исполнительности, пунктуальности, инициативности, порядочности, умению сохранять работоспособность в самых сложных ситуациях. Недостатки открыть сложнее. В этом случае лучше придумать пару несуществующих недостатков, которые всегда могут толковаться двояко.

3). Часто на собеседовании применяется психологическое давление.

Задача такого метода – посмотреть ваше поведение и выяснить, агрессивны ли вы, владеете ли вы собой и можете ли адекватно вести себя в сложных ситуациях.

4). Ваш собеседник иногда может вести себя неадекватно.

Этот метод применяется для того, чтобы выяснить, как поведёте вы себя на грани конфликта.

В такой ситуации уместны терпение и самообладание.

5). Вопросы о будущих планах – это тонкий метод выяснить ваши дальнейшие намерения относительно работы в данной организации.

Говоря о своих планах ,вы должны убедить работодателя в том, что ищете работу с длительными перспективами.

6).Слишком откровенный и разговорчивый чаловек производит не самое лучшее впечатление на работодателя.

Если задаются вопросы личного плана, то поинтересуйтесь, насколько важен ваш ответ для получения места в данной фирме.

7).Иногда, обсудив все профессиональные качества, собеседник попытается узнать ваши взгляды на отвлечённые темы. ( РЕЛИГИОЗНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И Т.Д.)

Отвечая, следует соблюдать некоторую осторожность и дистанцию.

5. Тестирование по изученному материалу.

  1. Какая ткань создаёт образ прочного, основательного человека?

в) плотная шерсть или твид

г) гладкая блестящая ткань

2. Кому принадлежат слова: «Мода – это то, что быстрее всего выходит из моды»?

3. Хороший тон диктует, чтобы одежда

а) соответствовала ситуации и обстановке

в) шокировала всех

г) Была стильной и модной

4) Носки в мужском костюме

а) должны быть светлее брюк и бросаться в глаза

б) не должны быть светлее брюк и бросаться в глаза

5) Однобортный костюм носят :

а) высокие мужчины

б) невысокие мужчины

в) как высокие, так и невысокие

г) не носит никто.

6) Где появился современный галстук?

7) В официальной одежде практически повсеместно правилом является:

а) галстук светлых тонов в сочетании с чёрной сорочкой

б) галстук тёмных тонов в сочетании со светлой сорочкой

в) Чёрный галстук-бабочка

г) белый галстук-бабочка

8) В брючных карманах не место:

а) носовому платку

9) Не подходящей одеждой для официальной беседы являются:

а) классические брюки

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Найти себя!» Классный час

Эпиграф: Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет. К.Д. Ушинский

Профессия - это трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Знаковая система Техника Художественный образ Человек Природа Человек - человек 5 типов профессий 1 2 3 4 5

Профессиональное самоопределение желания способности спрос ХОЧУ МОГУ НАДО + +

Резюме (франц.) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу

1) Фамилия. Имя. Отчество. 2) Домашний адрес. 3) Номер телефона. 4) Дата и место рождения. 5) Гражданство. 6) Семейное положение, наличие детей их возраст. 7) Цель (Например, трудоустройство на должность начальника отдела сбыта с окладам не менее 30000рублей). 8) Образование (в обратной хронологии). Сначала даётся о последнем месте учёбы, также указывается специальность. 9) Опыт работы (сведения о предыдущем месте работы в обратной хронологии). Полностью указывается наименование предприятия, его местонахождение, сфера деятельности. 10) Дополнительные сведения (Знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональные навыки по другой специальности).

Имидж (англ.) - образ , слепок, умственное представление конкретного лица , содержательная сторона его характера.

Деловой костюм Высокому мужчине лучше носить двубортный костюм. Невысокому – однобортный. Мужчине никуда нельзя выходить без пиджака. Летом нужно надевать костюм из «прохладной» ткани. У себя на работе пиджак можно снять. В гостях и на неофициальном приёме можно попросить разрешения снять пиджак. Нижнюю пуговицу пиджака не застёгивают никогда! Деловой костюм не должен быть слишком светлым или с полосками разной ширины, рубашки не должны выглядеть поношенными, а галстук пёстрым или слишком ярким. Для любого случая подходят тёмно-синий или тёмно-серый костюм в тонкую полоску. Сорочка предпочтительно белая или светлая однотонная, с длинными рукавами ( манжеты выступают из-под рукава на два см). Чёрная обувь подходит ко всем костюмам, коричневая – к костюмам коричнево-бежевой гаммы.

Носки не должны быть светлее брюк . Носки должны быть такой длины, чтобы из-под штанины не выглядывала голая нога. Воротники рубашек, лацканы пиджака, ширина и покрой брюк должны соответствовать современной моде .

Психологические приёмы на собеседовании 1)Если на собеседовании вас просят карандашом на чистом листе бумаги нарисовать несуществующее животное – не удивляйтесь. Подвох и хитрость заключается в том, что это животное будет олицетворять вас, являясь вашим психологическим портретом. 2 )Вопросы о ваших сильных и слабых сторонах могут нести за собой подвохи и хитрости. Говоря о собственных достоинствах , главное - не переусердствовать и не уйти в сторону к не относящимся к данной вакансии качествам. Можно говорить о вашей ответственности, исполнительности, пунктуальности, инициативности, порядочности, умению сохранять работоспособность в самых сложных ситуациях. Недостатки открыть сложнее. В этом случае лучше придумать пару несуществующих недостатков, которые всегда могут толковаться двояко. 3). Часто на собеседовании применяется психологическое давление. Задача такого метода – посмотреть ваше поведение и выяснить, агрессивны ли вы, владеете ли вы собой и можете ли адекватно вести себя в сложных ситуациях. 4). Ваш собеседник иногда может вести себя неадекватно. Этот метод применяется для того, чтобы выяснить, как поведёте вы себя на грани конфликта. В такой ситуации уместны терпение и самообладание.

5). Вопросы о будущих планах – это тонкий метод выяснить ваши дальнейшие намерения относительно работы в данной организации. Говоря о своих планах ,вы должны убедить работодателя в том, что ищете работу с длительными перспективами. 6).Слишком откровенный и разговорчивый чаловек производит не самое лучшее впечатление на работодателя. Если задаются вопросы личного плана, то поинтересуйтесь, насколько важен ваш ответ для получения места в данной фирме. 7).Иногда, обсудив все профессиональные качества, собеседник попытается узнать ваши взгляды на отвлечённые темы. ( РЕЛИГИОЗНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И Т.Д.) Отвечая, следует соблюдать некоторую осторожность и дистанцию.

П рофессионально важные качества трудолюбие, интерес к природе, наблюдательность, доброта, терпение, смелость, выносливость трудолюбие, интерес к людям, доброжелательность, взаимопонимание, выдержка, вежливость, общительность трудолюбие, точность, аккуратность, организованность, исполнительность, интерес к технике, выносливость трудолюбие, аккуратность, точность, усидчивость, особые требования к мышлению, памяти, вниманию трудолюбие, творческий подход, художественный вкус, творческие способности, наличие фантазии, наличие таланта Человек – природа Человек – человек Человек – художественный образ Человек – техника Человек – знаковая система

Тест Какая ткань создаёт образ прочного, основательного человека? а) шелк б) лён в) плотная шерсть или твид г) гладкая блестящая ткань 2. Кому принадлежат слова: «Мода – это то, что быстрее всего выходит из моды»? а) Д.Рокфеллеру б) С.Дали в) Людовику 14 г) К. Шанель 3. Хороший тон диктует, чтобы одежда а) соответствовала ситуации и обстановке б) была дорогой в) шокировала всех г) Была стильной и модной

4) Носки в мужском костюме а) должны быть светлее брюк и бросаться в глаза б) не должны быть светлее брюк и бросаться в глаза 5) Однобортный костюм носят : а) высокие мужчины б) невысокие мужчины в) как высокие, так и невысокие г) не носит никто. 6) Где появился современный галстук? а) в Англии б) во Франции в) в Италии г) в Китае

7) В официальной одежде практически повсеместно правилом является: а) галстук светлых тонов в сочетании с чёрной сорочкой б) галстук тёмных тонов в сочетании со светлой сорочкой в) Чёрный галстук-бабочка г) белый галстук-бабочка 8) В брючных карманах не место: а) носовому платку б) ключам в) очкам г) зажигалке 9) Не подходящей одеждой для официальной беседы являются: а) классические брюки б) платье в) джинсы г) костюм


Цель: формирование навыка самопрезентации, знакомство с правилами составления резюме, правилами поведения при приёме на работу.

-формировать познавательную активность, любознательность, интерес.

-воспитывать ответственное отношение к окружающим в группе, трудовом коллективе.

-научить детей правильному профессиональному самоопределению.

-развивать познавательные потребности в знаниях, готовности к профессиональному самоопределению.

Новые понятия:
1. Самопрезентация — это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его.
2. Резюме — информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.
3. Интервью — это беседа с потенциальным работодателем, в ходе которой желательно произвести на него хорошее впечатление.

Не верьте словам ни своим,

верьте только делами своим,

и чужим.
Л. Н. Толстой

Ход занятия.

I. Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.
I I. Разминка . (При проведении игры: «Омонимы-профессионалы» осуществляется фронтальная работа с классом, в ходе которой учащиеся вспоминают различные профессии.)

Учащимся необходимо отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых –
название профессии.
1. Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. ( Техничка .)
2. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. ( Полотер .)
3. Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. ( Проводник .)
5. Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. ( Ударник .)
6. Не только сто рублей, но и придворный чин на Руси до XVII века. ( Стольник .)
7. Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. ( Дипломат .)
8. Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. ( Конструктор .)
9. Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. ( Посол .)
10. Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. ( Дворник .)
11. Не только ученый-физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. ( Механик .)
12. Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. ( Детектив .)

III. Работа на основном этапе.
1. Вводное слово классного руководителя.
По окончании школы или профессиональных учебных заведений вы придёте устраиваться на работу. Вам необходимо заявить о себе как о потенциальном работнике, т.е. сделать собственную презентацию.
Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно.
Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему («Встречают по одежке — провожают по уму», «По одежке протягивай ножки», «По Сеньке шапка», «Не в свои сани не садись» и т. д.). Как вы понимаете эти пословицы?
В некоторой степени успешность самопрезентации человека зависит от его типа нервной системы и темперамента. Сангвинику легче собраться с мыслями при устройстве на работу, продумать предстоящую беседу с работодателем.
Холерики очень импульсивны, деятельны, активны, возбудимы, эмоциональны. Им труднее сдерживать свои эмоции и чувства.
Флегматикам нужно активизировать свою мыслительную деятельность, мобилизовать внутренние ресурсы своего организма. Иначе они могут произвести впечатление людей безынициативных, вялых.
Для меланхолика, который незначительный пустяк может воспринять как жизненную драму, устройство на работу — экстремальная ситуация.
Особенности темперамента и нервной системы необходимо учитывать, но не стоит абсолютизировать. Уверенный и раскованный сангвиник может произвести на работодателя отвратительное впечатление, если он бестактен и невоспитан, а меланхолик будет принят на работу, несмотря на робость и неуверенность, если произведет впечатление серьезного, интеллигентного человека и профессионала. Влияние воспитания и уровня образования, подкрепленное специальными навыками, способно «перевесить» все остальное.

2. Упражнение «Резюме» ( осуществляется индивидуальная работа ).
1). В течение 10-15 минут, пользуясь памяткой, составьте свое резюме. Не забудьте указать следующую информацию:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).
3. Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с . по . специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).
4. Дополнительные навыки:
- дополнительное образование (курсы 2-3-месячные);
- знание языков (родной, иностранный);
- компьютерная грамотность (какие программы знает);
- водительские права (на какую категорию машин);
- участие в конференциях и семинарах и т. п.
5. Опыт работы (начиная с последнего места работы: укажите срок работы, название и адрес организации, в качестве кого работал(а), временно или постоянно, сколько человек было в подчинении и т. п.).
6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания.
7. Для связи: домашний адрес и телефон.
8. Дата и подпись.
2). Несколько учащихся (по желанию) зачитывают своё резюме.

Далеко не всегда при приеме на работу солидные рекомендации и впечатляющие резюме гарантируют удачу. Главное — это собеседование, или интервью. Это своеобразная психологическая дуэль, в которой обе стороны останутся в выигрыше, если вам удастся найти общий язык с работодателем. От впечатления, которое вам удалось произвести в первые 30 секунд, зависит успех вашего предприятия.
Обдумайте ответы на вопросы, которые вам обязательно зададут.
Будьте готовы к сюрпризам. Это может быть вполне обычный вопрос, заданный в неожиданной форме: «Какие у вас преимущества по сравнению с другими претендентами?» Не считайте, что в ваших способностях сомневаются. Просто о них недостаточно информированы. Приготовьте краткие и убедительные примеры, свидетельствующие, что у вас есть необходимые для данной вакансии качества. Ваша речь должна быть предельно корректна и стилистически нейтральна.
Чаще всего вакансия достается человеку, который не только компетентен, но и способен устанавливать контакты. Поэтому ваша основная задача — найти общий язык с работодателем, произвести на него благоприятное впечатление.

3. Ролевая игра «Интервью» ( осуществляется парная работа, остальные учащиеся выступают в роли зрителей ).
В течение нескольких минут побудьте в роли работодателя и соискателя. В ходе беседы вы можете воспользоваться рекомендациями:

Анализ ситуации:
Что вы чувствовали, находясь в роли работодателя и соискателя работы?
Довольны ли вы результатами собеседования?
Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии и трудоустройству?

IV. Защита творческих проектов «Я и моя профессия».
Примечание : учащимися заранее была проведена исследовательская работа, в ходе которой подготовлена компьютерная презентация своей будущей профессии. ( Групповая форма деятельности ). На занятии осуществляется её показ.

V. Подведение итогов занятия.
1. Учащимся предлагается на специальном листе ответить на вопросы.
1. Что называется самопрезентацией? _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

2. Что включает в себя резюме? _____________________________________
_________________________________________________________________

3. Как подготовиться к встрече с потенциальным работодателем? ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________

4. Какую цель преследует соискатель работу, давая интервью работодателю? ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

5. Какую из профессий, презентация которых была представлена, вы бы хотели освоить? ___________________________________________________________
___________________________________________________________________

2. Анализируется весь ход занятия и его основные моменты, оценивается деятельность каждого ученика на уроке.

VI. Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».
Из предложенных поговорок выберите ту, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на сегодняшнем занятии:

- Дело мастера боится.
- Через тернии к звёздам.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Где хотенье – там уменье.
- Терпение и труд – всё перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Цель занятия: ознакомить студентов с навыками самопрезентации, правилами составления резюме, поведения при приёме на работу.

Ход классного часа:

Не верьте словам ни своим,

верьте только делам и своим,

и чужим.
Л. Н. Толстой (1828-1910), русский писатель

Ход занятия.

  1. Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.
  2. I Разминка. (При проведении игры: «Омонимы-профессионалы» осуществляется фронтальная работа с группой, в ходе которой студенты вспоминают различные профессии.)

Студентам необходимо отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых –
название профессии.
Задания:

  1. Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка.)
    2. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотер.)
    3. Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник.)
    4. Не только справочник о каком-либо историческом месте, музее, но и прежнее (устаревшее) название гида. (Путеводитель.)
    5. Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счет, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер.)
    6. Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник.)
    7. Не только сто рублей, но и придворный чин на Руси до XVII века. (Стольник.)
    8. Не только многолетняя медоносная трава семейства розоцветных, но и торговец мукой и зерном в прежнее время. (Лабазник.)
    9. Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат.)
    10. Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор.)
    11. Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол.)
    12. Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График.)
    13. Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник.)
    14. Не только ученый-физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик.)
    15. Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив.)

III. Работа на основном этапе.
1. Вводное слово учителя.
По окончании колледжа вы придёте устраиваться на работу. Вам необходимо заявить о себе как о потенциальном работнике, т.е. сделать собственную презентацию.
Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно.
Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему («Встречают по одежке — провожают по уму», «По одежке протягивай ножки», «По Сеньке шапка», «Не в свои сани не садись» и т. д.). Как вы понимаете эти пословицы?
В некоторой степени успешность самопрезентации человека зависит от его типа нервной системы и темперамента. Сангвинику легче собраться с мыслями при устройстве на работу, продумать предстоящую беседу с работодателем.
Холерики очень импульсивны, деятельны, активны, возбудимы, эмоциональны. Им труднее сдерживать свои эмоции и чувства.
Флегматикам нужно активизировать свою мыслительную деятельность, мобилизовать внутренние ресурсы своего организма. Иначе они могут произвести впечатление людей безынициативных, вялых.
Для меланхолика, который незначительный пустяк может воспринять как жизненную драму, устройство на работу — экстремальная ситуация.
Особенности темперамента и нервной системы необходимо учитывать, но не стоит абсолютизировать. Уверенный и раскованный сангвиник может произвести на работодателя отвратительное впечатление, если он бестактен и невоспитан, а меланхолик будет принят на работу, несмотря на робость и неуверенность, если произведет впечатление серьезного, интеллигентного человека и профессионала. Влияние воспитания и уровня образования, подкрепленное специальными навыками, способно «перевесить» все остальное.

Далеко не всегда при приеме на работу солидные рекомендации и впечатляющие резюме гарантируют удачу. Главное — это собеседование, или интервью. Это своеобразная психологическая дуэль, в которой обе стороны останутся в выигрыше, если вам удастся найти общий язык с работодателем. От впечатления, которое вам удалось произвести в первые 30 секунд, зависит успех вашего предприятия.
Обдумайте ответы на вопросы, которые вам обязательно зададут.
Будьте готовы к сюрпризам. Это может быть вполне обычный вопрос, заданный в неожиданной форме: «Какие у вас преимущества по сравнению с другими претендентами?» Не считайте, что в ваших способностях сомневаются. Просто о них недостаточно информированы. Приготовьте краткие и убедительные примеры, свидетельствующие, что у вас есть необходимые для данной вакансии качества. Ваша речь должна быть предельно корректна и стилистически нейтральна.
Чаще всего вакансия достается человеку, который не только компетентен, но и способен устанавливать контакты. Поэтому ваша основная задача — найти общий язык с работодателем, произвести на него благоприятное впечатление.

Консультант говорит о том, что многие люди боятся пока­заться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участ­ников, знакомо ли им это чувство.

Следующее упражнение предлагается в качестве средства из­бавления от этого опасения.

Группа разбивается на две команды. Первая команда загады­вает какое-нибудь слово или словосочетание (от названий пред­метов, часто встречающихся в обиходе, до фразы из двух-трех сложных и редких слов), вторая — выбирает участника (лучше добровольца), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.

Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изображающего побывало большинство участников, мож­но обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать».

Факторы: базовые приобретения (уверенность, инициатива), доступ к внутренним ресурсам (креативность)

Возраст: 14-17

Источник: Малкина – Пых «Возрастные кризисы»

Вводная часть. В некоторых жизненных ситуациях людям часто не хватает слов для того, чтобы выразить свое возму­щение и негодование по поводу хамского поведения других людей. Да и не всяким словом удается это сделать. Как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны.

Основная часть. Участники тренинга разбиваются на пары. В каждой паре сидящий слева — человек, добросовест­но стоящий в очереди. Сидящий справа — это нахал, пытаю­щийся пролезть без очереди. На попытку нахала необходимо отреагировать экспромтом, да так, чтобы было неповадно в дальнейшем. Затем пары меняются ролями.

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (коммуникативные навыки, ассертивность)

Возраст: 14-17

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».

  1. Ролевая игра «Интервью»(осуществляется парная работа, остальные студенты выступают в роли зрителей).
    В течение нескольких минут побудьте в роли работодателя и соискателя. В ходе беседы вы можете воспользоваться рекомендациями:

Анализ ситуации:
Что вы чувствовали, находясь в роли работодателя и соискателя работы?
Довольны ли вы результатами собеседования?
Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии и трудоустройству?

  1. Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».
    Из предложенных поговорок выберите ту, которая соответствует вашемуэмоциональному состоянию на сегодняшнем занятии:

Нажмите, чтобы узнать подробности

разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, время отдыха, увольнение и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Твой трудовой старт"»

Классный час

Твой трудовой старт

Тема нашего классного часа «Твой трудовой старт» выбрана не случайно. Дело в том, что на основании ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. И сейчас, когда всем вам уже исполнилось 16 лет, считаю необходимым ознакомить вас с основными положениями ТК РФ, чтобы трудоустраиваясь, а затем, исполняя трудовые обязанности и прекращая трудовые отношения, вы вели себя грамотно, основываясь на действующее законодательство. Целями проведения классного часа являются:

расширение правовых знаний в области трудовых отношений;

разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, время отдыха, увольнение и т. д.

Давайте начнём наш классный час, процитировав некоторые высказывания о труде:

"Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.)

"Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)

"Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)

Все эти высказывания свидетельствуют о важности труда в нашей жизни. И я уверена, что каждый из вас обязательно будет трудиться. Потому что вы приучены трудиться родителями, школой. Но работу нужно ещё найти. Куда обращаться при поиске работы?. При этом современные исследования показывают, что большинство подростков ищут работу с помощью знакомых и родственников, по связям и объявлениям. И лишь незначительная часть (менее 10%) - через биржи труда и средства массовой информации. Наиболее эффективные способы поиска работы:

обзор рекламных газет и журналов с объявлениями работодателей;

поиск работы через интернет;

обращение в центры труда и занятости;

использование услуг негосударственных кадровых агентств;

посещение молодёжных ярмарок вакансий

При поиске работы нужно проявлять такие качества как

упорное утверждение своей личности;

способность контактировать с окружающими;

физическая выносливость (завидное здоровье, которое тоже важный элемент успеха)

особая гибкость(человек умеет при необходимости быть очень упорным, не делает личной трагедии

из отступления, поскольку уверен в своем конечном успехе);

незаурядная способность убеждать других;

Нашли работу - идём на собеседование (Тест американского психолога Шарона Кохена)

1.В чем будет состоять ваша домашняя подготовка:
а) вы подробно, чтобы ничего не упустить, восстановите в памяти все свои достижения ;
б) как можно больше постараетесь узнать об организации, в которой вы собираетесь работать.
в) выбросите все из головы : надо отвлечься , может быть, устроить вечеринку.
Правильный ответ--"Б". Это позволит вам разумно отвечать на вопросы и показать ,что вы можете быть полезным организации.
Итак, визит деловой "дамы" Кого бы мы сейчас делегировали устраиваться на работу (встречают по одёжке)
1.Выглядим опрятно и нарядно. Белые джинсы)
2. Избегаем ярко--оранжевых, красных, розовых, голубых тонов
3. Приходим на 10-15 минут раньше.
4. В кабинет не стучим .
5. Войдя, говорим :"Позвольте"--"Здравствуйте". Не забываем об улыбке.
6. Представляемся.
7. И вот вы входите в кабинет. Ваш собеседник встречает вас у дверей и просит присесть. Вы осматриваетесь и выбираете ;
а) стул перед письменным столом;
б) диван;
в) остаетесь стоять.
Верный ответ --"А". Это место испытуемого напротив экзаменатора. Контролирует ситуацию он. Предпочтя диван,
вы вынудите его сесть рядом с вами, то поставит вас как бы на одну доску. Если же вы останитесь стоять,вам обоим будет неловко.
8. Вы садитесь на стул и:
а) кладете ногу на ногу , скрешиваете руки на груди ;
б) садитесь откидываетесь на спинку стула;
в) сидя на краешке стула, наклоняетесь вперед с выражением внимания и готовности;
Правильный ответ-"-Б" Это самая нейтральная поза. Поза "А" враждебная и агрессивная."В" выдает ваше волнение Исключаем кресло --оно коварно.
9. Кто начинает разговор:
а) вы --задаете толковый вопрос об организации, в которой хотите работать ;
б) ваш собеседник.
Верный ответ -"Б". Это его игра.
Спокойное лицо и размеренный ровный тон --умение властвовать собой !

10. Звонит телефон. Хозяин кабинета снимает трубку и довольно долго разговаривает. Вы:
а) сидите очень тихо, чтобы не отвлекать.
б) легонько постукиваете пальцами по столу, чтобы он понял, что ваше время дорого стоит;
в) кашляете, прочищаете горло, чтобы привлечь его внимание;
г) встаете с места и разглядываете книги, стоящие на полках.
Правильный ответ-"Г".Это самая естественная и тактичная линия поведения
10. Слушаем внимательно, не торопимся с ответом, говорим спокойно.
11. На нетактичный вопрос отвечаем нейтрально. (что вы делаете сегодня вечером?) Не нужно спорить --это лишнее и неприятно.

12На вопрос, как далеко простираются ваши профессиональные планы, вы отвечаете:
а) вот бы такую должность, как ваша!
б) угадайте;
в) хотелось бы открыть свое собственное дело, но до этого еще далеко;
г) хочу работать в этой должности, пока не исчерпаю возможности своего профессионального роста.
Верный ответ "Г"
13. Следует ли отвечать на вопросы абсолютно честно и искренне:
а) да;
б) нет;
Правильный ответ "Б"
14. Он спрашивает, нравилась ли вам ваша последняя работа и почему вы с ней расстались. Ваш ответ:
а) я категорически не сошлась взглядами с руководством;
б) я достигла своего потолка в этой организации и поняла , что пора двигаться дальше;
в) работа мне нравилась, но рабочий день казался мне невыносимо долгим;
г) таких бессовестных мошенников, как в этой конторе, я в жизни своей не видела ;
д) эта работа не приносила мне удовольствия;
Верный ответ-"Б" .Это показывает вас с выгодной стороны и обьясняет, почему вы покинули работу.
"А" характеризует вас как "подрывной элемент", "В"- как лентяйку, "Г"--как жертву, а"Д" - как мечтательницу.
15.В беседе появились паузы --визит заканчиваем, не дожидаясь, когда с вами начнут прощаться.
16.Встаем только тогда, когда прощаемся.

Классный руководитель: Первым делом, я хочу вас познакомить с теми нормативными документами и иной литературой, к которым вы всегда сможете обратиться, если вам понадобится найти ответ на какой-либо вопрос из области трудовых отношений.

Такими нормативными документами являются:

Конституция РФ от 12 декабря 1992 г.

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Если эти нормативные акты будут вам непонятны, можно обратиться к более простым текстам, например: Трудовое право: вопросы и ответы. Учебное пособие / Под ред. М.О. Буянова, М., 2008.

А теперь поговорим о порядке трудоустройства. Как вы думаете, какие документы надо иметь, чтобы можно было трудоустроиться?

Послушайте, пожалуйста, что об этом сказано в законе. При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы:

трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней);

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель);

документы воинского учета (с 18 лет для юношей);

документ об образовании (или справку с места учебы).

С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.

Трудовая книжка – это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Справка о судимости)

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Почему нужно как можно раньше заводить тр. Книжку, (Для пенсии, Для устройства после вуза на работу, Юра за преданность компании без году неделя)

Теперь обращаю ваше внимание на права, которыми закон наделяет сотрудника, и обязанности, которые он должен исполнять.

Каждый работник имеет право:

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;

на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска;

на объединение в профессиональные союзы;

на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;

на судебную защиту своих трудовых прав.

Как уже было сказано, обязательно, если есть права, то есть и обязанности. Какие на ваш взгляд обязанности могут быть закреплены в Трудовом кодексе РФ относительно трудовой деятельности?

– Не опаздывать и не прогуливать.

– Ничего не брать с работы, аккуратно относиться не к своим вещам, к станкам, мебели и т. д.

Действительно, работник обязан:

добросовестно выполнять трудовые обязанности;

соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;

бережно относиться к имуществу предприятия, организации;

выполнять установленные нормы труда;

работать честно и добросовестно.

И, конечно, работает хорошо тот, кто хорошо отдыхает, поэтому далее разговор пойдет о времени отдыха.

Временем отдыха является:

обеденное время (продолжительность устанавливает работодатель);

нерабочие праздничные дни;

ежегодный оплачиваемый отпуск. (Я, когда проработала 1-ый год)

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который не учитывается при подсчете рабочего времени.

Теперь считаю необходимым ознакомить вас с правовой стороной увольнения. Увольнение с работы возможно в трех вариантах:

по инициативе работника;

по инициативе работодателя;

по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Указанный срок начинает отсчитываться со следующего дня после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения двухнедельного срока. В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и др.), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, но только если на его место не приглашен в письменной форме другой работник. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника, и произвести с ним окончательный расчет.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Вопросы расторжения трудового договора по инициативе администрации вызывают больше всего затруднений. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований подобных действий администрации, и они могут быть классифицированы по критерию наличия или отсутствия вины работника.

Итак, ребята, пожалуйста, запомните случаи, когда увольнение сотрудника может произойти по инициативе работодателя:

несоответствие сотрудника занимаемой должности;

неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей;

прогул (т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, подтвержденной документом, более 4 ч подряд);

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

совершение по месту работу хищения, в т. ч. мелкого;

представление работником при трудоустройстве просроченных или поддельных документов.

Хочу обратить ваше внимание, что причина увольнения точно вписывается в трудовую книжку, и она не может быть иной, кроме указанной в законе.

А обстоятельствами увольнения, не зависящими от воли сторон, являются:

призыв работника на военную службу;

восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

смерть работника либо работодателя – физического лица.

Я осветила основные теоретические вопросы, касающиеся области трудовых отношений. Почему нужно как можно раньше устроиться на работу? (стаж, опыт работы)

Молодым людям, впервые нанимающимся на работу, пригодится следующая информация:

Поступая на работу, необходимо заключить юридически грамотный контракт, оговорить всё до мелочей - от времени пребывания на рабочем месте до того, кто будет варить кофе и ездить по городу с документами как курьер. (Оплата каждого дополнительного пункта обязанностей оговаривается отдельно). Если договор с вами заключать отказываются, разворачивайтесь и уходите.

Будьте бдительны, читая объявления в газетах о найме на работу типа «. в офис требуется молодая девушка со знанием английского языка, ПК, коммуникабельная, рабочий день не нормирован, зарплата от 400 $. ». Может, так оно и есть, но, скорее всего какой-нибудь полукриминальной фирме нужна «девушка для сопровождения». Необходимо посмотреть на работодателя (возможно, у начальника тяжёлый характер, работать с ним сложно, поэтому места постоянно освобождаются), точно узнать круг обязанностей.

Можно расклеивать рекламные объявления. Работать придётся каждый день (включая выходные), распространяя не менее сотни листков разноцветной бумаги с разного рода сообщениями о купле-продаже товаров и услуг. Необходимо иметь в виду, что большинство фирм оплачивает работу расклейщика лишь в случае отклика на то или иное объявление.

Можно раздавать бесплатные газеты и рекламные листовки или же раскладывать их по почтовым ящикам. Иногда пачки листовок и бесплатных газет подкидываются в людных местах по принципу: кому надо, тот и сам возьмёт. (За это, правда, можно лишиться и работы, и денег).

Можно подработать диспетчером на домашнем телефоне. Работа начинается с звонка в крупные и мелкие фирмы, предприятия и магазины с предложениями товаров или услуг. Если кто-то откликнется на предложение, вы получите процент от сделки. (Говорят, если из ста организаций пять согласятся на договор, — это уже неплохой результат).

Объявление: «Нужна няня на несколько часов в неделю к мальчику 3 лет». Няни действительно нужны многим, на полный день или на определённые часы. Но первую встречную на эту работу не берут, тут надо обзавестись опытом и положительными рекомендациями. Тактика действий та же. Оговаривайте обязанности, сверхурочную оплату в вечернее время, если родители задерживаются, а также вопросы питания и дополнительной нагрузки (например, ребёнка нужно возить по всему городу в кружки — бывает, няня делает это за свои деньги).

Работа в структурах, торгующих косметикой, травами, средствами народной медицины и прочее. Придётся ходить по фирмам и предприятиям с сумками, гружёнными товаром, стараясь его продать. Всё, что сверх себестоимости, — ваша зарплата. Это занятие для тех, у кого хорошие физические возможности и коммерческий дар убеждения. Называется эта работа— дистрибьютор, коммивояжёр или менеджер по рекламе.

Уборщица в подъездах, магазинах. Преимущества: честный низко квалифицированный труд, отбирающий не слишком много времени. На утреннюю уборку подъезда уходит часа полтора-два, оставшийся день свободен. Зарплата — рублей 800 в месяц.

Мытьё окон, уборка квартир, полив цветов и кормление животных в отсутствие хозяев. И здесь могут быть проблемы. С вашей стороны — если вы не очень аккуратны, и со стороны хозяев, которые, придравшись к мелочам, могут не доплатить вам, ссылаясь на неудовлетворительное качество работы. Лучше, если работа связана со специальностью (Медсестра, воспитатель в лагере, няня)

Вопросы учащимся для подведения итога урока:

Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет.)

Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у совершеннолетнего гражданина? (40 ч.)

Кто и в какой срок должен оформить трудовую книжку тому, кто трудоустраивается впервые? (Книжку в течение пяти дней оформляет работодатель.)

Что отражает такой документ как трудовая книжка? (Должности, на которых человек работал, и его стаж.)

Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день? (Добавляется еще один выходной.)

образовательная: знать перечень документов при приеме на работу, уметь вести диалог на заданную тему, активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

коррекционная: работать по развитию грамотной устной и письменной речи, обогащать словарь учащихся новыми словами;

развивающая: развивать навыки коллективной, творческой, поисковой деятельности учащихся, развивать абстрактное мышление, формировать умения к изучению специальной справочной литературы;

воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, внимательность к говорящему, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.

Оборудование: Словарь, объявления, газеты, база данных о вакансиях, портфолио учащихся, песочные часы.

Презентация.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы и работают по выбору трудоустройства, самостоятельно изучают специальную справочную литературу, подготавливают сценку «Устройство на работу».
^ Словарь (на доске): Вакансия, работодатель, трудоустройство, резюме, стиль одежды, информация, диплом, склонности, способности, «Если для одного работа – мать, а для другого – мачеха».

^ Ход занятия

I.Организационный момент.

Ребята, поздоровайтесь с гостями. Встанем в круг и поиграем.

Игра «Паутинка».

Правила выполнения упражнения:
-Возьмите клубок ниток (или тесьмы) и проделайте следующее упражнение:
Встаньте в круг, ведущий, берет конец тесьмы и передает клубок, разматывая его, участнику напротив, называя одно из своих положительных качеств.
-второй ученик, удерживая отрезок тесьмы (нитки) рукой (или намотав на палец), передает клубок следующему, называя одно из лучших качеств и так далее, пока остатки клубка не окажутся у ведущего.

-В завершающей части упражнения, оказывается, что все участники связаны единой «сеточкой – паутинкой из положительных качеств».
-Проверьте, насколько тонка и насколько крепка нить, связывающая вас.
-Проверьте, какую нагрузку может выдержать эта паутинка, а теперь расслабьте нитки и сразу получатся «конфликты», или «проблемы».
-Вынесите их за дверь и «выкиньте в мусорное ведро».
Ребята, на занятии слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно; (говорят вместе с воспитателем)
Конкурс «Угадай пословицу» (закончить конец пословицы):

«Терпенье и труд все перетрут»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Землю солнце красит, а человека – труд»

-Скажите, о чем они?

Это пословицы о труде.

Пословицы о работе.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.

Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.

Да, ребята, сегодня тема занятия ТРУДОУСТРОЙСТВО

Из скольких слов состоит это слово? - труд и устройство.

Подберите синонимы к слову труд.

ТРУД – работа, занятие, дело.

А что такое устроить?

Устроить - это значит определить, найти хорошее место работы.

Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы.

- Для беседы нам нужно знать значение таких слов (словарная работа).

Один ученик у доски показывает, а остальные читают.
^ Вакансия – должность, место.

Работодатель – человек, который дает работу.

Резюме – автобиография.

Диплом – документ об образовании.

Стиль (одежды) – форма одежды.

Информация – сведения о работе.

Способность – талант, умение.

Склонность – желание чего-либо.

^ II. Вводная беседа (о важности выбора профессии).
Фразы на слух:

1. Какие у тебя жизненные планы? (Спроси у . )

2. Какие ты знаешь профессии? (Спросить друг друга)

3. Кем ты хочешь быть?(4чел на слух)

-Ребята, сегодня мы будем думать о выборе достойной работы.
Многие из вас, ребята, после окончания школы, училища пойдут на работу. Но чтобы устроиться на работу, одного диплома недостаточно. Необходимо понравиться работодателю. Поэтому так важно знать нормы этикета и уметь грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим (читают с экрана).

-[Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы?]

Можно обратиться в бюро занятости.

^ Можно искать работу по объявлениям в газете.

Можно посетить Интернет.

Посоветоваться с родителями, друзьями.

Хорошо, правильно, способов найти работу много. Мы проведем деловую игру «Я ищу работу».

Как будем искать работу? У нас есть различная информация.

^ Дайте мне, пожалуйста, газету «Работа».

Я хочу найти работу в базе данных о вакансиях.

Я прочитаю объявления, можно мне газету.

^ Я обращаюсь в интернет.

Я посоветуюсь с родственниками (по телефону)

(поставить песочные часы, раздать газеты, объявления, и т.д.)

-Какую работу вы выбрали?

Я выбрал (а) работу.

-^ Молодцы все выбрали работу. Скажите, а как вы выбирали работу?

Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу. потому что я люблю. .

^ Я выбрал (а) эту работу. потому что мне нравится работа на компьютере.

Я люблю рисовать и хочу работать художником оформителем.

Молодцы, все выбрали работу по своим интересам. Таня по. Алена по .

О чем надо помнить, когда идешь трудоустраиваться?

о правилах поведения,

о формах общения.

1.Стиль одежды. [ Какой должен быть стиль одежды?]

(выходит к доске и рассказывает)

Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем)

Брюки стандартной длины.

Строгая блузка с юбкой или брюками.

Джинсы и одежда из джинсовой ткани, однотонные.

В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт. Чулки и колготы телесного или черного цвета, без орнамента.

Обувь – модели неярких тонов.

-Еще о чем надо помнить?

Сергей [Как правильно вести себя с работодателем?]

(выходит к доске и рассказывает)

^ Вести себя скромно, говорить четко, громко, сохранять на лице улыбку. Нельзя кричать, спорить.

-Еще о чем надо помнить?

Олях[Нужны ли документы? Какие?]

(выходит к доске и рассказывает)

заявление о приеме на работу,

документ об образовании,

ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика),

страховое пенсионное свидетельство,

фотографии, резюме, папки портфолио.

-Еще о чем надо помнить?

Формы общения с работодателем.

[Какие формы общения с работодателем?]

Здравствуйте! Разрешите войти?

Здравствуйте! Можно войти?

Разрешите обратиться по поводу работы. Меня зовут.

Добрый день! Можно войти?

Извините, пожалуйста, можно мне спросить?

^ 1. Итог. Что мы узнали?

о правилах поведения,

о формах общения.

А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка. Упражнение-энергизатор «Дождь».
Я начинаю действие и передаю его соседу, он передает это действие своему соседу, и так по кругу. Когда действие дойдет до меня, я начинаю следующее движение. Итак, я начинаю.

-Действия делаются в следующем порядке:

1. Трение ладоней

5. Хлопанье по бедрам

2. Щелканье пальцами

6. Щелканье пальцами

3. Хлопанье по бедрам

7. Трение ладоней

4. Переступания ногами

8. Солнышко выглянуло (руки к голове)

^ 2.Сценка (подготовили студенты)

- А теперь давайте посмотрим сценку и узнаем о чем надо помнить, когда идешь к работодателю?

Установка: смотрите внимательно, думайте, почему так поступил работодатель?
(говорят вместе с воспитателем)

За столом сидит работодатель, что-то пишет, разговаривает по телефону, дает объявление в газету о наборе специалистов.
По классу проходит мальчик, размахивает газетой «Работа» и выкрикивает: «Газета «Работа». Свежий выпуск. Требуются молодые, инициативные, грамотные специалисты!» (перечисляет профессии)
К работодателю приходят девушка и юноша. Вульгарно одетые, жуют жвачку, в ушах наушники. «Здрасьте, это вам требуются специалисты? Так это мы»
Работодатель: «Здравствуйте. Что ж, очень рад. Давайте посмотрим ваши дипломы, резюме, автобиографии». Ребята замешкались, не совсем корректно ведут себя.
Работодатель: посмотрел документы, прощается с молодыми людьми и сообщает, что такие работники ему не нужны .
– Посмотрели? Подумали?

– Как вы думаете, почему работодатель отказал молодым людям?
Потому что грубо говорили.
Я думаю, что неправильный стиль одежды.
Мне, кажется, что у них документы не все.
^ Итог: Есть такое выражение: «Для кого работа - мать, а для кого – мачеха».
Если для одного работа – мать, это значит что работа для человека любимая, интересная. А кому работа не нравиться, не интересно работать, и работают без любви. Для них работа – мачеха.
Что мы сегодня узнали на занятии? (Фраза на слух)

Читайте также: