Как устроиться на работу в антимонопольную службу

Опубликовано: 01.10.2024

Онлайн-интервью с заместителем начальника Управления государственной службы Федеральной антимонопольной службы России Еленой Владимировной Косянчук

Сложно ли молодому специалисту получить работу в Федеральной антимонопольной службе России? Рассказывает заместитель начальника Управления государственной службы Федеральной антимонопольной службы России Елена Владимировна Косянчук.

КонсультантПлюс: Согласно независимым исследованиям, большинство молодых специалистов сегодня хотят работать в госструктурах. Как вы думаете, что их привлекает в работе госслужащего? Может ли устроиться на работу в ФАС вчерашний выпускник вуза? Какие требования предъявляются к начинающим специалистам - претендентам на должность госслужащих?

Елена Владимировна Косянчук: Сложная ситуация на рынке труда на сегодняшний день вынуждает молодых специалистов искать какую-либо стабильность. С этой точки зрения госслужащий может быть уверен в стабильном заработке и завтрашнем дне. К тому же растет престиж государственной службы, что немаловажно при выборе места работы.

Поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется в соответствии со ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по результатам конкурса. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. Выпускник вуза по результатам конкурса может претендовать на должности гражданской службы старшей группы должностей, где не предъявляются требования к стажу, либо на должности младшей группы, назначение на которые возможно без проведения конкурса.

КонсультантПлюс: Где обычно размещаются объявления о ваших вакансиях?

Е.В. Косянчук: Объявление о проведении конкурса размещается на официальном сайте ФАС России, а также в информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации". Для подбора специалистов на вакансию дополнительно объявления размещают на Superjob, HeadHunter.

КонсультантПлюс: При рассмотрении резюме молодого специалиста на что вы обращаете внимание прежде всего: на успеваемость в вузе или на специализацию, по которой выпускник обучался, тему дипломной работы или дополнительное образование, удостоверенное сертификатами и дипломами?

Е.В. Косянчук: Безусловно, на собеседовании с кандидатом, молодым специалистом учитывается в первую очередь направление подготовки и специализация. Часто члены комиссии интересуются и темой выпускной работы. Дополнительное образование приветствуется, но не является обязательным условием для поступления на службу. Те соискатели, которые проходили в ФАС России практику и заслужили положительные отзывы руководителей практики, имеют некоторые плюсы при трудоустройстве. Все участники конкурсных процедур, в том числе и выпускники вузов, проходят тестирование, более того, с вопросами тестов можно ознакомиться на официальном сайте ФАС России в разделе "Кадровый резерв".

КонсультантПлюс: Какие этапы в конкурсе на замещение вакансий проходит молодой специалист? Как быстро после отправки резюме обычно приглашают на собеседование?

Е.В. Косянчук: При участии в конкурсе молодой специалист обычно проходит несколько этапов:

- подготовка необходимых документов и их направление в ФАС России;

- при соответствии его установленным квалификационным требованиям - тестирование на знание русского языка и законодательства Российской Федерации, личностно-профессиональное (психологическое) тестирование;

- приглашение на заседание конкурсной комиссии для индивидуального собеседования.

КонсультантПлюс: Проводятся ли в ФАС стажировки для старшекурсников или выпускников вузов? Какие карьерные перспективы они открывают для молодых специалистов?

Е.В. Косянчук: ФАС России ежегодно принимает на практику более 200 студентов ведущих вузов г. Москвы. Около 35 студентов, проходивших практику в структурных подразделениях ведомства, приняты на государственную службу после окончания учебы и на сегодняшний день работают в стенах нашего ведомства, а многие, получив незаменимый опыт работы в ФАС России, перешли в другие органы государственной власти. ФАС России каждый год проводит день открытых дверей и приглашает студентов выпускных курсов познакомиться с деятельностью ведомства, дает возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Интерес к данному мероприятию стабильно растет, и число участников с каждым годом становится больше. ФАС России на постоянной основе участвует в таких мероприятиях, как день карьеры, день открытых дверей (в вузах), ярмарка вакансий, где знакомит молодежь с основными направлениями деятельности ведомства, а также с возможностью поступления на государственную службу в дальнейшем. Второй год подряд организуется и проводится в ведомстве всероссийский конкурс эссе "Точка роста", целью которого является повышение правовой и гражданской культуры учащихся в части конкурентной политики. Победитель получает возможность пройти практику в любом структурном подразделении центрального аппарата или территориального органа ФАС России.

Для старшекурсников на постоянной основе в центральном аппарате ФАС России проводятся профориентационные экскурсии и дни открытых дверей. С 2016 г. проходит общероссийская олимпиада по антимонопольному регулированию, целью которой является повышение уровня знаний школьников об антимонопольном регулировании в Российской Федерации, а также выявление выпускников образовательных учреждений, обладающих наиболее глубокими знаниями в этой сфере. Победители олимпиады получают либо дополнительные баллы при поступлении, либо возможность индивидуального собеседования при поступлении в вузы, поддерживающие проведение антимонопольной олимпиады.

КонсультантПлюс: У молодых специалистов изначально, как правило, завышенные ожидания от работы в госструктурах. Есть ли какие-то нюансы работы на госслужбе, о которых вы хотели бы сразу предупредить выпускников, чтобы они впоследствии не разочаровались?

Е.В. Косянчук: Как правило, объем работы в госструктурах велик и требует высокой интенсивности, максимальной концентрации внимания. Для успешного прохождения службы и карьерного роста очень важно осознать значимость поставленных задач, умение работать в команде, соблюдать служебную этику и нормы законодательства. Чтобы понять, что такое госслужба, совет один: пройти практику в том или ином ведомстве.

КонсультантПлюс: При приеме на работу юриста требуете ли вы от него умения работать с системой КонсультантПлюс? Пользуются ли ваши сотрудники системой в качестве источника правовой информации?

Е.В. Косянчук: В ФАС России государственные служащие используют в своей работе справочную правовую систему КонсультантПлюс. Умение пользоваться системой не является обязательным критерием отбора. Однако в процессе прохождения службы любой желающий может пройти обучение работе в системе на базе Учебного центра компании "КонсультантПлюс". Также благодаря команде КонсультантПлюс у служащих нашего ведомства есть возможность пройти обучение на рабочем месте в индивидуальном порядке.

КонсультантПлюс: Какой совет вы можете дать будущим выпускникам, решившим построить карьеру госслужащего?

Е.В. Косянчук: Покажите себя как личность - человека, стремящегося к развитию, ставьте перед собой задачу, сначала маленькую, и решайте ее, а потом более сложную. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Именно молодым специалистам принадлежит будущее!

Порядок и условия поступления на государственную гражданскую службу в ФАС России основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Вопросами обеспечения прохождения государственной гражданской службы в ФАС России занимается Управление государственной службы.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
в) ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Порядок проведения конкурсов определяется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112.

при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве ФАС России, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФАС России

заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

О документах для поступления на госслужбу

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.
Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в ФАС России:

а) личное заявление;
б) заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается «Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р (ред. от 20.09.2019) «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации», с приложением фотографии;
в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
- копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
- копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению (учётная форма №001-ГС/у: «Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению»);

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в ФАС России, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ФАС России, подает заявление на конкурс - на имя руководителя ФАС России.
Гражданский служащий, иного государственного органа, изъявивший желание участвовать в конкурсе, объявленный Федеральной антимонопольной службой, представляет в ФАС России заявление на конкурс - на имя руководителя ФАС России и заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждается Правительством Российской Федерации.
Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Лицо, поступающее на гражданскую службу в ФАС России,
предъявляет следующие документы:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы (заявление на имя руководителя);
2) заполненную и подписанную анкету установленной формы с фотографией;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
8) документ об образовании;
9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

С учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов

-«Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению» - учетная форма № 001-ГС/у;

Деятельность этой организации важна как для потребителей, так и для участников бизнес-отношений. Речь идет о Федеральной антимонопольной службе. В статье мы разберем, что это за учреждение, чем оно занимается, каковы его главные функции и полномочия, какова структура данной организации.

Что это?

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос - в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.

чем занимается антимонопольная служба

Общая информация

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

  • Служба основана 9 марта 2004-го.
  • Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
  • Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
  • Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
  • Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
  • На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы - более 2500.
  • Руководитель управления антимонопольной службы РФ - Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
  • Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.

жалоба в антимонопольную службу

Основные задачи

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

Главные направления деятельности

Чем занимается антимонопольная служба в РФ? Главная ее стратегическая цель - обеспечить свободу конкуренции, ограничить монополистические нарушения в пределах экономического пространства России.

Исходя из этой цели определены главные направления работы:

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, не относящихся к естественным монополиям.
  • Предотвращение и пресечение случаев вмешательства госорганов, властных региональных и муниципальных структур в функционирование рынка. Снижение вероятности коррупционного риска при размещении муниципальных и госзаказов.
  • Обеспечение равного потребительского доступа к продукции, услугам и товарам, реализуемым организациями естественной монополии. А также развитие конкуренции в среде данных естественных монополий.

как расшифровывается фас

Основополагающие законодательные акты

Теперь вы в курсе, чем занимается антимонопольная служба в нашей стране. Рассмотрим законодательные акты, которые служат для нее опорой:

  • ФЗ "О защите конкуренции".
  • ФЗ "О контрактных системах в области закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и общегосударственных нужд".
  • ФЗ "Об оборонном и госзаказе".
  • ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегически важные для РФ хозяйствующие общества".
  • ФЗ "О рекламе".
  • ФЗ "Об основах госрегулирования в РФ торговой деятельности".

Структура ФАС

Структура организации такова:

  • Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
  • Территориальные органы (на сегодня их 85).
  • При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
  • Экспертные советы по отдельным векторам работы службы - по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.

деятельность антимонопольной службы

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

  • Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
  • Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе - индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
  • Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
  • Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
  • Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда - из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

федеральная антимонопольная служба

Кто может обратиться?

  • Физические лица.
  • Юридические лица.
  • Правоохранительная структура (предоставление материалов).
  • Сообщения СМИ.
  • По собственной инициативе - по результатам проведенных ФАС проверок.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

  1. Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе - работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
  2. Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.
  4. После своих сообщений стороны удаляются. В их отсутствие члены комиссии принимают решение на основании большинства голосов в защиту той или иной позиции.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется предоставление дополнительной доказательной информации, привлечение определенных заинтересованных лиц, проведения экспертизы, то рассмотрение дела откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения комиссией производство по делу может быть прекращено в двух случаях. Первый - члены комиссии не нашли в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства. Второй - ответчик признается нарушившим нормы российских законов. В этом случае ему выдается соответствующее предписание, обязательное для выполнения.

Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.

полномочия антимонопольной службы

Громкие дела

Рассмотрим самые громкие дела, где ФАС смогла добиться восстановление справедливости:

  • В отношении "Газпрома" (2011).
  • В отношении торговой сети "Ашан" (назначение штрафа в 62 млн рублей).
  • В отношении ОАО "РЖД" (злоупотребление доминирующим положением - штраф в 2,2 млрд рублей).
  • В отношении "Гугл" (2014).
  • В отношении "Теле2" (скидки за необоснованные жалобы на конкурентов).
  • В отношении "Тинькофф Банка" (одностороннее принятие решения о снижении процентов на пополнение срочных вкладов).

фас что это за служба

В РФ действует служба, призванная защищать здоровую конкуренцию в экономической среде. Это ФАС, с чьей структурой, задачами, деятельностью мы ознакомились.

Законодательные акты

В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:

  • антимонопольным законодательством;
  • законодательством о государственных закупках;
  • законодательством о государственном оборонном заказе;
  • законодательством о рекламе;
  • законодательством о торговле;
  • тарифным законодательством;
  • законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.

Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).

Структура ФАС

Функции и полномочия антимонопольной службы ФАС

Структура представлена с официального сайта ФАС России

Функции ФАС России

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:

  1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:

  • проведения проверок;
  • рассмотрения дел;
  • выдачи предписаний;
  • наложения административных взысканий;
  • взаимодействия с правоохранительными органами.

Защита конкуренции

Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.

Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.

Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:

  1. возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  2. выдавать обязательные для исполнения предписания;
  3. выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  4. направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
  5. рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
  6. привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  7. обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  8. проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
  9. осуществлять иные полномочия, установленные законом.

Консультация юриста в Москве

Юридическое сопровождение проверок ФАС

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Контроль соблюдения закона о рекламе

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе

  1. предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
  2. возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Должностные лица антимонопольного органа имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки посещать здания, помещения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях проведения мероприятий по контролю, получения документов и информации, необходимых в ходе проведения проверки.

По результатам рассмотрения возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, антимонопольными органами выносятся предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе (недостоверная, неэтичная, недобросовестная реклама, нарушение требований к рекламе по отдельным видам товаров). Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой административную ответственность.

Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

Оборонный заказ

Деятельность ФАС по контролю и надзору ГОЗ, охватывает все этапы от планирования до размещения заказов и исполнения контрактов. После заключения контракта контроль со стороны ФАС уже не производится, так как у органа больше нет полномочий для выдачи предписаний. Однако при расторжении контракта заказчика и исполнителя можно привлечь к административной ответственности.

  • порядок образования цен на продукцию гособоронзаказа;
  • соблюдение требований и положений действующего законодательства в сфере ГОЗ организациями-заказчиками, головными исполнителями и исполнителями.

Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок. В случае установления нарушения законодательства ФАС выдает обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения. Невыполнение в установленный срок предписания или требования ФАС влечет административную ответственность.

Иностранные инвестиции

ФАС России также осуществляет мониторинг сделок, которые могут повлечь за собой установление контроля над российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, со стороны иностранных государств, международных организаций, в том числе созданных на территории Российской Федерации. В рамках данного направления деятельности ФАС осуществляет предварительное согласование сделок, заключаемых иностранными инвесторами со стратегическими организациями (например, по приобретению доли (пакета акций) такого хозяйственного общества.

Контроль в сфере торговли и услуг

ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, а также в области оказания различных услуг. Так, например, антимонопольные органы осуществляют контроль за соблюдением антимонопольных норм и правил, включенных в Закон о торговле. Особенно это касается взаимодействия торговых сетей и поставщиков, осуществляющих торговлю продовольственными товарами. Важным направлением деятельности ФАС является развитие конкуренции между частными и государственными организациями на рынках оказания услуг в сферах: образования, организации отдыха и оздоровления детей, спорта, культуры, ритуальных услуг и др.

Контроль госзакупок

Деятельность ФАС России, направленная на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и восстановление конкурентных условий для их осуществления. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России. Антимонопольными органами в досудебном порядке осуществляется рассмотрение жалоб участников конкурсов и аукционов на заключение госконтрактов.

Тарифное регулирование

ФАС регулирует государственные цены и тарифы на тот или иной вид продукции или сервисов, которые оказывают естественные монополии. Данная сфера деятельности ФАС связана с нарушениями, допускаемыми региональными органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), которые оказывают негативное влияние как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, являются следствием несовершенства действующей системы нормативного правового регулирования ценообразования. Тарифным регулированием охватываются вопросы ценообразования в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, железнодорожном и воздушном транспорте, в отношении лекарственных препаратов и медицинских изделий, коммунальной сфере в части установления тарифов на тепло- водоснабжение и водоотведение, и иных сферах, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. К полномочиям ФАС в данной сфере относится также рассмотрение разногласий и споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством.

Какие полномочия у ФАС?

Основные полномочия ФАС включают в себя:

  1. контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  2. контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  3. контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  4. контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
  5. контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
  6. контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  7. определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в установленных законом сферах;
  8. рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах естественных монополий, и потребителями;
  9. рассмотрение жалоб в отношении уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей;
  10. контроль в сфере обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на продажу государственного (муниципального) имущества, имущественных прав и природных ресурсов;
  11. рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих при установлении и применении цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  12. урегулирование споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение в сфере электроэнергетики и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.

Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?

На сайте ФАС России есть очень хорошая методичка-комикс, которая иллюстрирует наиболее частые ситуации из жизни, когда не просто стоит, а необходимо обратиться в этот государственный орган. Все нарушения безусловно связаны с нарушением ваших законных прав.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 11 марта 2011 г. N 166 "Об утверждении программы наставничества в Федеральной антимонопольной службе"

В целях создания в ФАС России комплексной программы адаптации новых сотрудников приказываю:

1. Утвердить программу наставничества в ФАС России согласно приложению N 1.

2. Управлению государственной службы (Белоусова Е.В.) и Административному управлению (Доценко А.В.) обеспечить реализацию программы.

3. Финансовому управлению (Боднар Е.А.) предусмотреть средства для премирования участников программы в соответствии с приложением N 1.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России А.Ю. Цариковского.

Руководитель И.Ю. Артемьев

Приложение N 1
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 11 марта 2011 г. N 166

Программа наставничества в ФАС России

Повысить эффективность работы ФАС России посредством создания комплексной программы адаптации новых сотрудников с использованием такого инструмента адаптации и обучения новых сотрудников, как система наставничества и адаптационные материалы для новых сотрудников "Первые шаги в ФАС России".

На 1 этапе участвует центральный аппарат ФАС России, на 2 этапе возможно тиражирование в территориальные органы ФАС России

Сотрудники Отдела информационных проектов Административного управления и Управления государственной службы

Концепция системы наставничества:

Наставничество - одна из форм адаптации нового сотрудника в коллективе, также способствующая его обучению. Наставничество считается наиболее эффективной разновидностью адаптации и обучения новых сотрудников (впервые принятых на государственную службу в ФАС России).

В течение первых 2-х месяцев испытательного срока новому сотруднику официально назначается наставник. Для этого в бланк заявления о назначении на должность вносится графа "Наставник". В эту графу руководитель подразделения при визировании заявления вносит фамилию будущего наставника, который, в свою очередь, ставит свою подпись, свидетельствующую о согласии. Сотрудники Управления государственной службы при приеме документов для назначения на должность проверяют заполнение графы "Наставник", ведут список назначенных наставников и ежемесячно готовят служебную записку в Финансовое управление о премировании сотрудников, назначенных наставниками.

Задача наставника - передать новому сотруднику опыт и знания необходимые для работы, помочь новому сотруднику влиться в коллектив, а также осуществить все организационные и кадровые активности, которые необходимы для каждого нового сотрудника нашей службы. В некоторых рабочих моментах наставник может выступать в роли практического учителя для нового сотрудника. Наставнику следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в памятке - приложение N 2.

Активная помощь наставника новому сотруднику заканчивается по истечении первых 2-х месяцев испытательного срока. Наставник участвует в оценке успешности прохождения испытательного срока своим подопечным. Подобное участие может быть выражено в отчете или в беседе с руководителем подразделения.

Кто может быть наставником:

Непосредственный руководитель или опытный сотрудник подразделения. Последний вариант наиболее предпочтителен, так как дает возможность мотивировать рядовых сотрудников подразделения, поручением почетной обязанности быть наставником.

Система поощрения наставников:

Выполнение функции наставника является хорошей формой мотивации для опытных служащих ФАС России, подчеркивающей их значимость и весомость в коллективе. В то же время выполнение обязанностей наставника рассматривается как выполнение особо важного задания и предусматривает единовременное материальное поощрение в размере 1000 рублей за одного курируемого сотрудника.

Оценка работы Наставника:

В качестве оценки работы наставника предлагаются:

1. Анкета (приложение N 3). По истечении первых 2-х месяцев испытательного срока курируемому сотруднику по электронной почте приходит письмо с просьбой заполнить анкету для оценки работы его наставника. Электронная форма анкеты размещается на внутреннем портале ФАС России. Все заполненные анкеты примут участие в конкурсе Лучший наставник ФАС России. Обрабатывают заполненные анкеты сотрудники Отдела информационных проектов.

2. Ежегодный конкурс - Лучший наставник ФАС России: В первом туре отбор лучшего наставника производится на основании анкет, заполненных новыми сотрудниками (по наиболее положительным отзывам). Во второй тур конкурса отбираются 10-15 лучших. По каждому из наставников, отобранных во второй тур конкурса, сотрудники Отдела информационных проектов проводят опрос руководителей структурных подразделений (их мнение о качестве работы наставников). Во втором туре выбор Лучшего наставника ФАС России осуществляет Конкурсная комиссия на основании анализа анкет и опроса руководителей.

Состав Конкурсной комиссии:

- Председатель комиссии (заместитель руководителя ФАС России).

- Члены комиссии: 2 представителя Управления государственной службы, 1 представитель первичной профсоюзной организации ФАС России, 1 представитель Административного управления.

- Секретарь комиссии, сотрудник Отдела информационных проектов Административного управления.

Анонсирование конкурса на звание Лучшего наставника ФАС России - на внутреннем портале. В случае, когда новые сотрудники, по каким-либо причинам не заполнили анкету, им предоставляется возможность написать на адрес forportal@fas.gov.ru о своем наставнике и объяснить, почему именно он заслуживает звание Лучший наставник ФАС России. Такие заявки также участвуют в конкурсе.

Результаты конкурса на звание Лучшего наставника ФАС России оглашаются на заседании Президиума коллегии ФАС России, размещаются на внутреннем портале и на информационных стендах. Победителю конкурса вручается грамота - Лучший наставник ФАС России.

Приложение N 2
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 11 марта 2011 г. N 166

Памятка наставнику

Перед Вами стоит интересная и творческая задача - помочь новому коллеге познакомиться с Федеральной антимонопольной службой, включиться в рабочий процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.

Кто такой наставник - опытный сотрудник отдела или непосредственный руководитель, задачей которого является сопровождение и адаптация нового сотрудника в первые месяцы работы в ФАС России.

Переход на новое место работы неизбежно является стрессом для любого человека, поэтому Вам необходимо помочь новому сотруднику почувствовать себя комфортно в нашем дружном коллективе.

1. Расскажите вашему новому коллеге, какая форма обращения ("Ты"/"Вы") принята в вашем управлении.

2. Расскажите новому сотруднику о ФАС России, о вашем управлении. Важно зародить в новом сотруднике чувство гордости за нашу Службу.

3. Проявите искренний интерес к персоне нового сотрудника. Спросите его о предыдущем месте работы, образовании, семье и пр.

4. Пообедайте вместе с новым сотрудником в его первый рабочий день (даже если эта обязанность не была делегирована Вам руководителем)!

5. Если в первый рабочий день сотруднику были поручены какие-либо задания, спросите, как продвигается их выполнение, и найдите повод, чтобы похвалить его.

6. Посоветуйте новому сотруднику ознакомиться со справочником для нового сотрудника "Первые шаги в ФАС России". Информация, содержащаяся в справочнике, может быть очень полезна.

7. Окажите новому сотруднику помощь в заказе временных пропусков для входа в здание ФАС России, пока его удостоверение находится в процессе оформления.

8. Расскажите новому сотруднику об особенностях государственной гражданской службы в ФАС России. Эта информация будет особенно интересна для сотрудников впервые принятых на государственную гражданскую службу.

9. Будьте доброжелательны к новому сотруднику и восприимчивы к его нуждам. Будьте готовы отвечать на возникающие вопросы. Хотя некоторые вопросы могут показаться Вам наивными, ни один из них не должен остаться без ответа. Будьте терпеливы!

10. Чтобы сформировать у нового сотрудника позитивное отношение к работе и коллективу, поддержать его энтузиазм и уверенность в себе, воодушевите его: "У тебя все получится. Здесь работают замечательные люди, в процессе работы ты со всеми познакомишься" и пр.

Помните, что именно вам поручена ответственная и непростая задача по адаптации нового сотрудника в ФАС России, и именно от вас зависит, насколько удачно новый сотрудник вольется в коллектив и пройдет установленный ему испытательный срок.

Пошаговая инструкция

N Срок Мероприятие
1 За неделю до выхода нового сотрудника Организация рабочего места. Обеспечение нового сотрудника канцтоварами, мебелью, компьютером.
2 В первый рабочий день сотрудника - Отдел кадров, оформление документов - Рабочее место нового сотрудника - Служебная записка на предоставление сотруднику необходимых для работы подступов к информационным ресурсам ФАС России - Личное представление сотрудника коллективу - Ознакомительная экскурсия по зданию. Расположение переговорных, туалетных комнат, медицинского пункта, организация питания - Совместный обед с новым сотрудником
3 В течение первой рабочей недели Помощь новому сотруднику в оформлении служебных записок и заявок для: - Получения внутреннего и городского телефонных номеров (если необходимо) - Доступа в Интернет и к внутренним информационным ресурсам ФАС России. Помочь избежать задержек в получении: - Пропуска; - Зарплатной карты Подробно процедура описана в справочнике для нового сотрудника "Первые шаги в ФАС России"
4 До конца испытательного срока Информационная поддержка, консультирование по возникающим профессиональным и организационным вопросам, помощь в решении текущих вопросов

Приложение N 3
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 11 марта 2011 г. N 166

Анкета

1. Укажите свои ФИО, должность, подразделение и дату приема на работу.

2. Укажите ФИО Вашего наставника, должность и подразделение.

3. Дайте оценку деятельности Вашего наставника по 10-бальной шкале. (0 -

очень плохо, 10 - превосходно) __________________________________________

4. Насколько Ваш наставник был дружелюбен и отзывчив к Вам? Дайте оценку

по 10-бальной шкале. (0 - очень плохо, 10 - превосходно) ________________

5. Как часто Вам приходилось обращаться к наставнику за помощью? Часто

Время от времени Почти не приходилось ___________________________________

6. Опишите в свободной форме и приведите примеры, в чем именно и в каких

ситуациях проявлялась помощь Вашего наставника

7. Как вы считаете, Ваш наставник приложил все усилия, чтобы помочь Вам?

Дайте оценку по 10-бальной шкале (0 - не прилагал усилий, 10 - приложил

все усилия, чтобы помочь) _______________________________________________

Вы удовлетворены оказанной Вам наставником помощью? Дайте оценку по 10-

бальной шкале (0 - не удовлетворен, 10 - удовлетворен вполне) ___________

8. Пригодились ли Вам в дальнейшей работе советы Вашего наставника?

9. Был ли Вам полезен справочник "Первые шаги в ФАС России"?

Да, очень Скорее да Скорее нет Нет, он бесполезен

укажите, если есть, ваши замечания к справочнику

10. Считаете ли Вы, что Ваш наставник достоин звания Лучшего в ФАС

11. Если "Да", то опишите человеческие и профессиональные качества Вашего

наставника, объясните, почему именно Ваш наставник заслуживает звание

Лучшего наставника ФАС России.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 11 марта 2011 г. N 166 "Об утверждении программы наставничества в Федеральной антимонопольной службе"

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Утверждена программа наставничества в ФАС России.

Цель - повысить эффективность работы Службы путем адаптации новых сотрудников в коллективе.

В течение первых 2 месяцев испытательного срока названному лицу назначается наставник. Задачи последнего - передать новому сотруднику необходимые опыт и знания, помочь ему освоиться и т. п.

Наставником может быть непосредственный руководитель или опытный сотрудник подразделения. Ему полагается единовременное материальное поощрение в размере 1 000 руб. за каждого курируемого гражданина.

Читайте также: