Причины безработицы в республике тыва

Опубликовано: 01.10.2024


Кылгыдай, А. Ч. Региональный аспект занятости и безработицы (на материалах Республики Тыва) / А. Ч. Кылгыдай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1766/ (дата обращения: 26.05.2021).

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому проблемы занятости населения, безработицы, ресурсов для трудовой деятельности и, в целом, рынка труда, актуальны для экономики страны [1, с.3]. Изучение проблем на рынке труда, исследование его перспектив и направлений развития являются важными не только в теоретическом, но и в практическом аспекте, так как, проводимые в настоящее время в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики и отношения, складывающиеся на рынке труда затрагивают насущные потребности большинства населения страны, так как претерпевшие серьезные изменения структура экономики и система занятости, высокая безработица все больше выступают в качестве факторов социального риска, поскольку в отличие от других рынков рынок труда имеет социальную направленность: с одной стороны, доходы от трудовой деятельности являются основой благосостояния большей части населения, с другой – неполная занятость ведет к негативным последствиям, выражающимся в росте социальной напряженности, ухудшения социально-экономических показателей.

Особую значимость процессы, происходящие в сфере социально-трудовых отношений, приобретают на региональном уровне, выступая чаще всего в качестве деструктивного фактора развития региона. Следует подчеркнуть, что каждый регион в силу своего своеобразия (уровня социально-экономического, культурного и политического развития, менталитета народов проживающих, на определенной территории, а также национальных традиций и обычаев), имеет свои региональные особенности формирования и развития рынка труда.

Современный рынок труда Тувы сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в сельскохозяйственном секторе и промышленности, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.

Институциональные преобразования, осуществляемые при переходе к рыночной экономике в период трансформации социально-экономических отношений, сокращение объемов производства, банкротство и ликвидация части предприятий, в том числе и градообразующих, сужение емкости внутреннего рынка региона негативно сказались на развитии рынка труда республики. Одним из показателей изменившейся ситуации на рынке труда республики стало резкое сокращение масштабов занятости населения. В результате снижения инвестиционной активности произошло сокращение числа занятых в строительстве и предприятиях промышленности стройматериалов. Распались многие сельскохозяйственные предприятия, что привело к высвобождению сельского населения.

Численность занятого населения снижалась вплоть до 2000 г., когда сокращение занятости в республике достигло предельно высокой отметки – 27,1%. Незначительное увеличение спроса на труд в республике началось с 2001 г. Хотя вследствие стабилизации развития ряда отраслей экономики в республике, происходит дальнейшее повышение спроса на труд, тем не менее, по темпам роста численности занятых Республика Тыва отстает от Российской Федерации и Сибирского федерального округа. Наметившиеся в последние годы позитивные сдвиги в занятости республики, хотя и способствовали оживлению социально-трудовой сферы, пока не принесли устойчивых изменений в динамику занятости населения региона

С конца 2008 г. экономика Тувы, как и экономика России, испытывает воздействие мирового финансового кризиса. По сравнению с другими регионами РФ влияние кризиса на экономику Тувы является менее заметным и выраженным. В республике мало крупных экономических субъектов, деятельность которых в условиях кризиса находится в зоне риска. Хотя для Тувы не являются характерными большие потери финансовых капиталов, массовые увольнения, но все же произошли сокращения рабочих и служащих. Происходит снижение занятости населения, основными причинами которой явились обвальное падение объемов производства во всех сферах экономики, сопровождавшееся сокращением спроса на труд. В начале 2009 г. уровень занятости населения составил 45,9%.

Среди регионов Сибирского федерального округа Республика Тыва отнесена к регионам с крайне напряженной ситуацией на рынке труда, по уровню общей и регистрируемой безработицы, начиная с 2000 г. стабильно занимает первое место в округе. Наиболее негативной тенденцией на рынке труда Тувы является устойчивая безработица. Общий уровень безработицы в республике к 2008 г. уменьшился и составил 19,2%, чем в 2001 гг. когда показатель достиг наибольшей отметки в исследуемые годы – 23,8%, в 1993 г. он составлял 6,5%.

Общероссийский развал сельского хозяйства тяжело отразился на аграрных регионах, в том числе и для Тувы, где сельское хозяйство один из главных секторов экономики. Наличие большого удельного веса сельского населения в республике привело к росту уровня сельской безработицы – 79,3% безработных проживают в сельской местности (рис.3.). В настоящее время на рынке труда в сельской местности России избыток рабочей силы сосуществует с дефицитом квалифицированных кадров. Работоспособное и энергичное сельское население мигрирует в города, что приводит к обезлюдению многих сельских территорий, утрате традиционного образа жизни, культуры и традиций. Все эти проблемы – следствие неразвитости сельской экономики, в первую очередь отсутствия перспектив альтернативной занятости сельского населения (и несельскохозяйственной, и в нишевом аграрном производстве)[2, с.84].

Для сельского рынка труда Тувы характерна застойная безработица с высокой долей безработной молодежи – 45%. Сельские жители, пытаясь приспособиться к сложившимся условиям, наряду с приобретением скота и увеличением поголовья животных в личной собственности и расширением личных подсобных хозяйств, осваивают и нетрадиционные сферы занятости: женщины все больше устраиваются в сфере торговли, а для мужчин способом адаптации стала маятниковая миграция. В настоящее время процессы, происходящие на селе, обуславливают ситуацию, при которой положение сельхозпроизводителей остается крайне неустойчивым, отсутствуют возможности обеспечения полной занятости, а отраслевая структура рабочих мест практически не меняется.

До 2000 г. в республике сельское население постоянно превышало городское население и Тува выделялась среди других регионов России низким уровнем урбанизации. Всероссийская перепись населения 2002 г. показала, что численность городского населения на 9,1 тыс. человек (3,4%) превысила численность сельского, данная тенденция сохраняется и в настоящее время. К началу 2008 г. численность населения в городах и поселках городского типа составила 159,6 тыс. человек (51,2% населения республики) и 151,9 тыс. человек (48,8%) в сельской местности. Длительная и устойчивая безработица в селах вынуждает людей искать возможность занятости за пределами своих населенных пунктов, происходит активизация сельско-городской миграции. При этом люди нередко принимают решение о переезде, не соотнося его с возможностями трудоустройства на новом месте жительства, зачастую не находят себя в городе и активно пополняют ряды городских безработных.

Обращает на себя внимание высокий удельный вес безработной молодежи в возрасте до 30 лет, составляющий 38,2% безработных республики (рис.3.). Молодежь на рынке труда характеризуется как наиболее социально-уязвимая группа населения, поскольку менее конкурентоспособна по качественным параметрам. Молодые люди, получившие профессиональное образование и вышедшие на рынок труда в поисках первой своей работы, отличаются отсутствием навыков и производственного опыта. Для работодателя молодежь малопривлекательна, тогда как у молодого человека осознание своей хорошей подготовки, наличие амбиций и честолюбия, стремление к успеху формируют завышенные требования к будущему рабочему месту, условиям и содержанию труда, а также оплате. В связи с этим возникает проблема, как противоречие между оценкой работодателем молодого работника и самооценкой последнего, что зачастую приводит к невозможности трудоустройства. Так же причиной молодежной безработицы является приток на рынок труда специалистов- выпускников высших и средних учебных заведений, на специальности которых отсутствует спрос со стороны работодателей.

Последствия высокой молодежной безработицы это не только ухудшение условий воспроизводства кадров, но и серьезные социальные последствия, которые проявляются в распространении асоциального поведения среди молодежи в республике, из всех лиц совершивших преступления около 60% приходится на молодежь в возрасте 14-29 лет.

В настоящее время в Республике Тыва совершенствуются подходы к решению проблемы сокращения безработицы, позволяющие рассматривать проблему рынка труда на уровне региона в ее многогранных связях с развитием экономики, отраслевой структурой хозяйства, особенностями населения, социальными аспектами.

В Туве начата реализация одного из крупномасштабных инфраструктурных проектов России – строительство железнодорожной ветки Курагино-Кызыл, которая позволит приступить к активному освоению богатой минерально-сырьевой базы Тувы. Сегодня даже в отсутствие железнодорожного сообщения, компаниями «Норильский никель» (Россия), «Лунсин» (Китай) в Туве начато освоение двух крупных месторождений цветных металлов. Промышленные проекты открывают новые возможности для незанятого населения республики, поскольку возведение крупных объектов и дальнейшая эксплуатация станет мощным фактором социально-экономического развития коренного населения республики, возрастет занятость населения, соответственно уменьшится безработица.

Современная трансформация на рынке труда Тувы и наблюдаемые при этом интенсификация процессов в сфере занятости, таких как рост безработицы, высвобождение рабочей силы, усиление мобильности работников, появление новых профессий, расширение альтернативных форм занятости, делает актуальным разработку новых подходов, более совершенного механизма регулирования.

В целях снижения уровня безработицы, стабилизации на рынке труда в республике необходимо разработать и внедрить комплекс мер, включающий:

1. Привлечение средств, в том числе и федерального бюджета, в создание новых рабочих мест, ориентированных преимущественно на использование местного сырья и потребление готовой продукции как внутри республики, так и за ее пределами. При этом приоритетное финансовое содействие следует оказывать работодателям, трудоустраивающих граждан из социально уязвимых слоев населения: инвалидов, малоимущих жителей и многодетных семей.

2. Поддержка действующих предприятий и организаций реального сектора экономики, создание условий для получения кредитных средств в банках, обеспечение преференций при распределении инвестиционных ресурсов.

3. Обеспечение временной занятости (использование общественных работ в системе жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, торговли, на строительных и ремонтных работах), позволяющее путем ориентации этих работ на создание производственной и социальной инфраструктур оживить регион, сделав его привлекательным для частного капитала и предпринимательской активности. Так же организация занятости сельского населения, приравняв к общественным работам весенне-полевые и скотоводческие работы.

4. Стимулирование частных инвестиций в агропромышленный комплекс и развитие обрабатывающих производств в республике на инновационной основе. Переход от мер компенсационного характера к мерам, мотивирующим предприятия к внедрению инноваций: реализации технологической модернизации, диверсификации производства, выхода на новые рынки, предусмотренный Концепцией развития инновационной деятельности в республике Тыва до 2015 г.

5. Содействие развитию малого предпринимательства: предоставление гражданам реальной возможности раскрыть свои способности – «организация» предпринимателей, заинтересовать в реализации их способностей, предоставив им необходимую защиту, поддержку (предоставление финансовых, кредитных и налоговых льгот, развитие системы лизинга, размещение государственных заказов на малых предприятиях).

6. Создание новых производств – «точек роста» - в сельской местности с достойной заработной платой. Здесь возможно развитие деревообрабатывающих производств, открытие мини-цехов по переработке молока и мяса, заготовке дикорастущей продукции леса, продукции растениеводства, розливу экологически чистой питьевой воды и других.

7. Ускорение реализации крупных инфраструктурных проектов с целью вовлечения в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья: каменного угля, цветных и редких металлов.

8. Привлечение молодежи на новые рабочие места, оказание им помощи в получении необходимых профессий и повышении квалификации.

1. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.И. Рофе. – М.: Издательство «МИК», 1998. – 160 с.

2. Серова Е., Леман Ц., Звягинцев Д. Диверсификация источников дохода сельских домохозяйств и альтернативная занятость: результаты обследования // Вопросы. экономики. – 2008. – №6. – С.84-97.

Изучение проблем рынка труда, исследование его перспектив и направлений развития. Анализ вопросов, связанных с занятостью и безработицей в Республике Тыва. Пути решения многогранной проблемы безработицы и структурной коррекции регионального рынка труда.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.03.2018
Размер файла 838,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Региональные аспекты занятости населения Республики Тыва

Ш.В. Хертек, канд. экон. наук,

кафедры бухгалтерского учёта анализа и аудита

Тувинского государственного университета

Изучение проблем рынка труда, исследование его перспектив и направлений развития важны не только в теоретическом, но и в практическом аспекте, что обусловлено проводимыми в настоящее время в России преобразованиями, направленными на формирование социально-ориентированной рыночной экономики. Отношения, складывающиеся на рынке труда, затрагивают потребности большей части населения страны, так как претерпевшие серьёзные изменения структура экономики и система занятости всё чаще выступают в качестве факторов социального риска. Эффективность функционирования рынка труда определяется многими факторами. В статье рассмотрены региональные аспекты занятости населения: анализируются такие показатели, как качество жизни населения, демография, уровень экономической активности населения, уровень безработицы. Показано, что занятость является необходимым условием развития государства. Дан обзор рынка труда. Затронуты вопросы, связанные с занятостью и безработицей в Республике Тыва. Дана оценка трудовых ресурсов по таким категориям, как пол и возраст. Отношения занятости являются важнейшим направлением социально-экономической жизни и влияют, в свою очередь, на все сферы жизни населения. Результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости совершенствования действующего трудового законодательства, которое должно способствовать разрешению многогранной проблемы безработицы и структурной коррекции рынка труда. рынок труд занятость безработица

Ключевые слова: труд, занятость, безработица, рабочая сила, качество жизни населения, уровень экономической активности, рынок труда, государственная политика, регулирование занятости, управление занятостью

Ситуация на рынке труда Республики Тыва формируется под влиянием таких негативных явлений, как спад производства и наличие большого числа убыточных предприятий. Осложняют ситуацию и процессы внешней миграции. Вследствие этого в экономике обостряется проблема занятости населения, сохраняется безработица.

В настоящее время с учетом рыночного реформирования экономики проблема занятости и её регулирования приобретает всё большую актуальность. При анализе рынка труда целесообразно использование такого подхода, который позволит выявить его особенности, сильные и слабые стороны. Необходимо изучение комплекса экономических, демографических и социальных факторов, влияющих на формирование и становление рынка труда. Решающее воздействие оказывает группа экономических факторов: спрос предприятий и организаций на рабочую силу в целом зависит от изменения объёмов производства продукции и услуг. В табл. 1 представлены данные, характеризующие изменение основных социально-экономических показателей Республики Тыва в 2011 - 2015 годах 1 .

Как видно из табл. 1, в Республике наблюдается снижение социально-экономических показателей. На фоне снижения реальных денежных доходов населения и начисленной заработной платы снижаются потребительские расходы населения. Так, в 2015 году реальная заработная плата населения по сравнению с прошлым годом снизилась на 9,5%, а реальные денежные доходы - на 4,2%. Несмотря на ежегодный рост промышленного производства (в основном за счет роста добычи полезных ископаемых), наблюдается снижение производства сельскохозяйственной продукции. При ежегодном приросте инвестиций в основной капитал, начиная с 2011 года, в 2015 году произошло снижение данного показателя на 33,2%, что можно объяснить спадом в экономике России, начавшимся в 2014 году, и его последствиями.

Общей тенденцией является снижение числа занятых. Так, среднегодовая численность занятых в 2015 году снизилась по сравнению с 2011 годом на 4,1 тыс. человек, или на 4% (с 105,6 до 101,5 тыс. человек). В то же время, для разных отраслей соотношение темпов падения объёмов производимой продукции (оказываемых услуг) и темпов изменения числа работающих варьируется весьма существенно, что отражает тенденцию значительного изменения структуры занятости населения.

В 2011-2015 годах число занятых в экономике снизилось на 4,6%. Особенно это заметно в отраслях, занимающихся добычей полезных ископаемых (13,5%), на обрабатывающих производствах (12,5%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (13,8%). Резко упала численность работающих в гостиницах и ресторанах (33,3%). Сократилась численность работающих в сферах транспорта и связи (на 10,9 и 18,7% соответственно). В целом можно говорить об общем снижении числа занятых в экономике, рост наблюдается лишь в строительстве (за 2011-2015 годы - на 14,3%) 2 , что связано с увеличением числа организаций и частных лиц, занимающихся мелким ремонтом, строительными и монтажными работами.

В целом по Республике снижение числа занятых пропорционально снижению производства. При этом, несмотря на снижение реальной заработной платы в 2015 году на 9,5%, в этот же период наблюдается увеличение численности работающих на 0,4%, что свидетельствует о желании людей иметь постоянный источник дохода в условиях экономической нестабильности. Данный вывод может быть обоснован также посредством анализа показателей оценки качества жизни населения (табл. 2) 3 .

В 2016 году уровень жизни населения по сравнению с предыдущими двумя годами снизился. Несмотря на увеличение начисленной среднемесячной заработной платы, её реальная величина в октябре 2016 года составила 98,7% по отношению к предыдущему году; реальные располагаемые денежные доходы населения за 2015-2016 годы снизились на 12,6% 4 .

За 2011-2015 годы численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась до 38,2%. В составе денежных доходов основную долю составляет оплата труда (44,2% в 2015 году). Состав социальных выплат в доходах населения за 2011-2015 годы увеличился на 3,3% - с 29,1 до 32,4%. Значительно возросли доходы от собственности - в 2,86 раза (с 0,7 до 2,0%) 5 . Снижение доли оплаты труда при увеличении доли социальных выплат свидетельствует о проявлении отрицательных тенденций в экономике Республики.

В составе денежных расходов населения основную долю составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (48,8% в 2015 году). За 2011-2015 годы на 1,5% возросла доля расходов по обязательным платежам и взносам - до 13,5% в 2015 году. Снижение доли расходов в 6 раз - с 41 млн р. в 2011 году до 7 млн р. в 2015 году - говорит об отрицательных тенденциях в экономике, уменьшении доходов населения и снижении доли лиц, способных приобрести недвижимость. Увеличение доли обязательных расходов обусловил рост числа населения, покупающего скот и птицу с целью поддержания своего дохода и пропитания (с 0,9% в 2011 году до 1,2% в 2015 году) 6 .

Несмотря на некоторые позитивные изменения в экономике Республики в 2011-2015 годах, по ряду показателей ситуация продолжает ухудшаться. Растёт разрыв между доходами 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения: с 11,3 раза в 2011 году до 11,9 раза в 2015 году.

Особо серьёзная проблема - сложившаяся необоснованная межотраслевая дифференциация заработной платы, не соответствующая различиям в стоимости рабочей силы (табл. 3) 7 .

Так, в 2015 году разница между наиболее высоким (добыча полезных ископаемых) и самым низким (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) уровнем среднемесячной заработной платы составила 8 раз. Максимальный уровень заработной платы сложился в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых (в 2,37 раза выше среднереспубликанского уровня), финансовая деятельность (2,26 раза), в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении (в 1,8 раза). Самый низкий зафиксирован в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (29,6%), в обрабатывающем производстве (45,9%), оптовой и розничной торговле (46,4%), рыболовстве и рыбоводстве (57,0%).

Кроме того, существенную роль в росте уровня безработицы сыграл демографический фактор (табл. 4) 8 .

В 2011-2015 годах общая численность населения Республики Тыва выросла на 2,3%. Главные причины - превышение коэффициента рождаемости над коэффициентом смертности (в 2015 году на 13,5) и рост ожидаемой продолжительности жизни населения (на 2,8%). При этом миграционные процессы практически не оказывали влияния на численность населения. Несмотря на сокращение миграционного оттока, Республика занимает первое место по данному показателю в Сибирском федеральном округе (СибФО). За 2015 год на 10 000 человек населения Республику покинули 76 человек.

Однако благодаря повышению рождаемости постоянное население Республики продолжает расти на 1-2 тыс. человек в год. Сохраняется тенденция роста ожидаемой продолжительности жизни.

На фоне страны в целом демографическую ситуацию в Республике Тыва следует рассматривать как благоприятную. Так, в 2015 году суммарный коэффициент рождаемости (число детей на 1 женщину) составил 3,386 и вырос по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза (по России в 2015 году данный показатель составил 1,777 человека). Однако, несмотря на рост рождаемости и сокращение смертности, средняя продолжительность жизни населения остаётся относительно невысокой: Республика занимает 85-е место по продолжительности жизни в Российской Федерации. Если в среднем продолжительность жизни в России составляет 71,39 года, в Сибири - 69,39 года, то в регионе лишь 63,13 года.

Важной характеристикой населения с точки зрения формирования трудовых ресурсов и экономически активного населения региона является его половозрастная структура (рисунок).

Как видно из рисунка, в целом за 2005-2015 годы численность трудоспособного населения снизилась на 10,1%. При этом увеличилась доля населения моложе трудоспособного возраста - на 15,25%, а также населения старше трудоспособного возраста - на 11,2%, что обусловлено высокой рождаемостью и ростом продолжительности жизни населения Республики.

Анализ структуры населения Республики Тыва позволяет сделать следующие выводы:

- изменение численности и структуры населения за последние 10 лет обусловлено, прежде всего, ростом доли числа лиц нетрудоспособного возраста - коэффициент демографической нагрузки за 2005-2015 годы вырос с 633 до 814 человек, или на 28,6%;

- растёт число лиц младшего возраста за счёт увеличения рождаемости;

- в ближайшем будущем наиболее актуальными станут вопросы занятости подростков, молодёжи и лиц предпенсионного возраста, так как значительная часть населения перейдёт в эти возрастные группы.

Раскрывая положение заключительного пункта, отметим, что определяющей для целей экономического развития возрастной группой является так называемое экономически активное население.

Поэтому принципиальным вопросом является создание необходимых условий для обеспечения занятости людей данной группы (табл. 5) 9 .

Так, в 2011-2015 годах изменение численности и структуры экономически активного населения носило неоднозначный характер. Численность экономически активного населения в трудоспособном возрасте сначала резко снизилась (на 8,7% в 2012 году у мужчин и на 7,1% у женщин), затем до 2014 года шел постепенный рост, но в 2015 году вновь наблюдался спад (на 0,2%). В результате за 2011-2015 годы численность экономически активного населения в трудоспособном возрасте снизилась: у мужчин - на 4,2%, у женщин - на 5,0%.

В 2011-2012 годах численность занятых в экономике региона снизилась на 12,2%: мужчин - на 15,3%, женщин - на 9,6%. Однако за 2012-2015 годы численность занятых мужчин возросла на 8,8%, женщин - на 0,9%. Отмеченные выше процессы привели к снижению удельного веса экономически активного населения. Эти же процессы привели сначала к росту уровня безработицы в 2011-2013 годах (по трудоспособному населению - на 2,0%), а затем к его снижению (на 0,6%).

Важнейшими индикаторами развития экономики и изменений в сфере занятости являются показатели уровня безработицы и наличия вакантных мест (табл. 6).

Показатели, характеризующие уровень безработицы, и коэффициент напряжённости на рынке труда значительно снизились. Так, коэффициент напряжённости за 2005-2015 годы снизился в 14,9 раза, уровень регистрируемой безработицы - в 1,9 раза.

Таким образом, следует отметить, что уровень общей безработицы в Республике Тыва превышает средние показатели по РФ (2015 год - 5,6%) в 3,3 раза и в 2,4 раза - средний показатель по Сибири (2015 год - 7,7%).

Люди предпочитают искать работу самостоятельно, не обращаясь за помощью в органы государственной службы занятости, о чём свидетельствует существенный разрыв в показателях общей и регистрируемой безработицы - в 2015 году в 4,3 раза.

В целом для ситуации, сложившейся на рынке труда Республики Тыва, характерны следующие тенденции.

По-прежнему высок удельный вес молодёжи и сельского населения в составе безработных. Так, в 2015 году удельный вес молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет в составе безработных составил 42,1%. Уровень безработицы среди сельского населения составил 21,1%, в то время как среди городского населения - 16,6%.

Среднее время поиска работы безработными составило в 2015 году 10,4 месяца, что на 2,7 месяца больше показателей по СибФО; удельный вес безработных, ищущих работу более 12 месяцев, - 53,5%, что в 1,7 раза выше показателей по СибФО.

С учетом выявленных слабых сторон, характерных для современного состояния регионального рынка труда, автор посчитал возможным представить следующие направления улучшения сложившейся ситуации:

1. Уделить особое внимание подготовке востребованных специалистов и рабочих с учётом актуальной потребности корпоративного сектора.

2. Обеспечить регулярное проведение ярмарки вакансий для молодых специалистов.

3. Создать условия для закрепления специалистов в сельской местности. 4. Поддержать мероприятия по самозанятости и предпринимательской инициативе, инновационного характера, имеющие высокую социальную значимость.

Таким образом, в данной работе автором были рассмотрены региональные аспекты занятости населения Республики Тыва. В ходе подготовки публикации автор проанализировал динамику показателей, характеризующих социально-экономическое состояние региона, что позволило сформулировать направления административного воздействия, призванного нивелировать негативное влияние ряда наиболее существенных факторов.

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. 1326 с.

3. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения [Электронный ресурс] // Управление федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: офиц. сайт. URL: http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources (дата обращения: 09.03.2017).

4. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения [Электронный ресурс] // Управление федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: офиц. сайт. URL: http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources (дата обращения: 09.03.2017).

5. Состав денежных доходов населения [Электронный ресурс] // Управление федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: офиц. сайт. URL: http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources/904dd2804fac09b8bbbcbff73a3a624e/СОСТАВ+ДЕНЕЖНЫХ+ДОХОДОВ+НАСЕЛЕНИЯ.htm (дата обращения: 09.03.2017).

6. Состав денежных расходов населения [Электронный ресурс] // Управление федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: офиц. сайт. URL: http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources (дата обращения: 09.03.2017).

7. Среднемесячная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности [Электронный ресурс] // Управление федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: офиц. сайт. URL: http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources/b47fe9004ebbbbb09ac4fb0d534aab22/СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ+ЗАРАБОТНАЯ+ПЛАТА+РАБОТНИКОВ+ОРГАНИЗАЦИЙ+ПО+ВИДАМ+ЭКОНОМИЧЕСКОЙ+ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.htm (дата обращения: 09.03.2017).

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. 1326 с.

9. Численность экономически активного населения [Электронный ресурс] // Управление федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: офиц. сайт. URL: http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources (дата обращения: 09.03.2017); Уровень экономической активности населения, уровень занятости, уровень безработицы [Электронный ресурс] // Управление федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: офиц. сайт. URL: http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources (дата обращения: 09.03.2017).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, формы, причины и последствия безработицы. Анализ занятости и безработицы в России. Государственная политика борьбы с безработицей. Состояние рынка труда, механизмы обеспечения и пути решения проблем занятости населения в Красноярском крае.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 22.07.2010

Особенности сельского рынка труда. Анализ занятости и безработицы сельских жителей, динамики численности населения. Проблемы рынка труда в сельской местности в России, его государственное регулирование и пути повышения эффективности функционирования.

курсовая работа [166,2 K], добавлен 18.08.2013

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Понятие рынка труда. Тендерные аспекты состояния рынка труда. Ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда.

реферат [31,7 K], добавлен 30.06.2008

Исследование видов, форм, причин возникновения и последствий безработицы. Изучение особенностей безработицы и рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе. Анализ основных тенденций занятости в рыночной экономике и регулирования рынка труда.

курсовая работа [226,4 K], добавлен 29.10.2013

Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования. Структура рынка труда. Характеристика основных проблем развития рынка труда в России. Пути решения проблем рынка труда. Цели и задачи федеральной политики занятости в России.

Минтруд Тувы: Одна из причин безработицы - несоответствие перечня образовательных услуг требованиям рынка труда

Одна из причин сохранения высокого уровня безработицы в Туве заключена в дисбалансе между региональными рынками образовательных услуг и труда. К такому выводу пришли эксперты Министерства труда и социальной политики республики. Минтруд представил Главе Тувы Шолбану Кара-оолу доклад о складывавшейся в 2013 году ситуации на рынке труда и вопросах безработицы в республике. По словам министра Мергена Ооржака, доклад, объем которого составил более 300 страниц, - анализ проблем занятости населения. Авторы его, в частности, постарались избежать традиционной ссылки на слабость экономической базы республики при объяснении причин безработицы и сосредоточились на тех аспектах, в которых достичь позитивных изменений возможно в ближней и среднесрочной перспективе.

Среди направлений, на которых акцентируют внимание специалисты, - несоответствие перечня образовательных услуг требованиям рынка труда. В докладе приведен сравнительный анализ существующих в учебных заведениях Тувы специальностей и фактической востребованности их выпускников предприятиями и организациями республики. Он показал, что несовпадение между тем, кого готовят тувинские вузы и техникумы, и тем, в ком нуждается экономика региона, настолько значительно, что вполне способно серьезно влиять на рост безработицы. К примеру, из 17 укрупненных специальностей, на которых профилируются учебные заведения Тувы, работодателям уже сегодня оказались не нужны совсем или нужны не очень 11. Речь идет не о десятках, а о сотнях выпускников, которые ежегодно увеличивают ряды безработных. По их специальностям работы в республике либо нет вообще, либо конкуренция за вакансии настолько высока, что работник без опыта, даже с «красным» дипломом, обречен на незанятость по профессии. Не случайно сегодня именно молодежь составляет самую многочисленную часть всех безработных Тувы – более 35 %.

В докладе Минтруда РТ, кроме того, впервые представлена достаточно подробная характеристика структуры безработицы, дающая исчерпывающий портрет среднестатистического безработного Тувы. Всего, напомним, в 2013 году в центры занятости республики обратилось в поисках работы 18,2 тыс. человек ( в 2012 - 19,7 тыс.). Из них признано безработными 14,2 тыс. человек, что меньше уровня аналогичного периода на 9 процентов или на 1,5 тыс. человек.

Мужчин среди них – 50,8 процентов, женщин – 49,2 процента. По возрасту тувинская безработица скорее молодеет: безработные граждане в возрасте до 29 лет составляют 35,2 процента. Увеличилось среди обратившихся в поисках работы граждан число инвалидов – 2,9 процента против 2,6 в 2012 году. К жителям сельской местности относились 70,5 процента (в 2012 - 74,2).

Среди оснований, по которым люди теряли работу, подавляющее большинство составило увольнение по собственному желанию - 22,6 процента, что больше 2012 года на 1,4 процентного пункта. В связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата – 3,5 процента, или на уровне 2012 года. Немного увеличилась доля уволенных с государственной службы – 2,3 процента против 2,2 в 2012 году. Выпускники учреждений профессионального образования – 2,2 процента.

Срез по образовательному уровню безработных подтверждает доводы Минтруда о необходимости корректировки системы профобразования. Так, доля безработных граждан, имеющих высшее профессиональное образование составляет 9 процентов (589 человек), среднее профессиональное образование – 17,1 процента (1115 человек), начальное - 22,7 процентов (1480 человек). Лиц без диплома среди безработных - 51,2 процента (2783 человека).

Перечень специальностей у зарегистрированных безработных с вузовским образованием выглядит следующим образом: юристы (102 человека), экономисты (93), агрономы (31), бухгалтера (29), инженеры (29), менеджеры (25), учитель русского языка и литературы (23), учитель истории (22), зооинженеры (19), учитель географии (19), учитель физкультуры (18), учитель начальных классов (17), учитель биологии (17), технолог сельскохозяйственного производства (14), учитель тувинского языка и литературы (10), агроном-эколог (9), педагог-психолог (9), зоотехник (6), инженер-механик (4), учитель информатики (4), учитель химии (4).

В категории безработных с начальным профессиональным образованием первенство принадлежит трактористам (107человек), бухгалтерам (81) и поварам (80). Далее следуют продавец (79), водители (60), штукатур-маляр (51), слесарь (47), повар-кондитер (43), электромонтер (40), электросварщик (40), оператор ЭВМ (36), секретарь-делопроизводитель и парикмахер (по 30), машинист-кочегар котельной (28), социальный работник (22). овощевод (19), лесник (17), механик (12).

Рейтинг вакансий по состоянию на 1 марта 2014 года показал, что самыми востребованными профессиями в Туве являются врачи узкой специализации (141 вакансия), учителя английского языка, математики, русского языка и литературы (124), неквалифицированные рабочие – дворники, уборщики подъездов, разнорабочие (122), работники сферы ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности (119), работники сельского хозяйства, лесного, охотничьего хозяйств, рыболовства и рыбоводства (103), операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, слесари-сборщики (35), младший медперсонал (34).

Это сопоставление, по мнению Минтруда РТ, ясно показывает, что спрос на специалистов не соответствует предложенным вакансиям, т.е. из общего количества заявленных вакансий основную долю составляют рабочие профессии, не требующие высокой квалификации и высококвалифицированные профессии в сфере здравоохранения.

Квалификационная структура банка вакансий не изменилась, стабильно на рынке труда республики требовались квалифицированные рабочие такие, как электрик, электрослесарь, бульдозерист. Такой же стабильной остается каждый год потребность в преподавателях иностранных языков, врачах узкой специализации, учителях математики.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2013 года составила 5,9 тыс. человек, со снижением к 2012 году на 1,7 процентов.

Количество вакансий (рабочие места на которые требуются работники) значительно превышает количество тех, кто ищет работу.
Могу предположить, что такая же картина и в других местах России, где могут встретиться работодатель — ищущий работника, и работник ищущий своего работодателя.

Бухгалтерия, аудит, оценка Вакансии 382 Резюме 30

Директора, топ-менеджмент, CEO, АУП
Вакансии 577 Резюме 8

Журналистика, редактура, работа с текстом
Вакансии 390 Резюме 13

Информационные технологии, программирование
Вакансии 558 Резюме 12

Качество, сертификация, экспертиза, экология
Вакансии 280 Резюме 6

Медицинские работники, врачебные специальности, ветеринария
Вакансии 272 Резюме 6

Наука, исследования, аналитика
Вакансии 256 Резюме 6

Обслуживающий персонал, работники кухни, индустрии красоты и гостеприимства
Вакансии 357 Резюме 9

Охрана, служба безопасности, милиция, военные, МЧС
Вакансии 232 Резюме 21

Педагогика, тренерство, социальная работа
Вакансии 359 Резюме 20

Персонал для дома, помощники по хозяйству
Вакансии 295 Резюме 4

Продажи товаров и услуг, торговля, мерчандайзинг, супервайзинг
Вакансии 917 Резюме 30

Проектирование, конструирование, архитектура, сметное дело
Вакансии 275 Резюме 4

Работа с персоналом, HR, кадровое дело, охрана труда
Вакансии 1078 Резюме 24

Рабочие производств
Вакансии 299 Резюме 12

Реклама, маркетинг, связи с общественностью
Вакансии 1392 Резюме 12

Ремонт, сервис, наладка оборудования, бытовые услуги
Вакансии 244 Резюме 8

Секретариат, делопроизводство, переводы
Вакансии 458 Резюме 23

Сельхозработники, уход за животными и растениями, заготовка
Вакансии 237 Резюме 2

Строительные специальности, разнорабочие
Вакансии 250 Резюме 15

Творческие специальности, дизайн, фотография
Вакансии 342 Резюме 13

Транспорт, доставка, закупки, логистика, склад, ВЭД
Вакансии 285 Резюме 21

Хозяйственная служба, АХО
Вакансии 265 Резюме 8

Экономика, статистика, финансы, казначейство, инвестиции
Вакансии 325 Резюме 26

Юриспруденция, нотариат
Вакансии 234 Резюме 21

Если мне нужна работа, то я её ищу. Если я тунеядец — я от работы бегу.

Второй вопрос, как живут те, кто не работает?

Если он, якобы хочет работать, но для него по статистике нет работы — как он существует? За какие деньги он покупает себе еду?

Да, скажут — невыгодно работать, но …

Почему одному не выгодно, а остальные 86 человек, живущих вокруг него — работают? Им выгодно получается?
Что правы те, кто ранше говорил: «Работа дураков любит»?

1. Пособие по безработице.
2. Недекларируемая самозанятость.
3. Кормят родственники.
4. Ворует.

В жизни, Валерий Семёнович, порой наступает момент, когда понимаешь, надо что-то менять: машину, квартиру, мужа-оленя(жену), работу..
и не только.
:)

. сайт с неинтересными конференциями и тупыми вопросами.

В течениИ реки искать работу можно. а в течениЕ 10 месяцев - найти можно. М.б. резюме написано несколько неправильно?

Бесполезное замечание - Ягонин выше грамматики. Сколько уже ему об этом писали. А он считает, что это не главное: https://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/20--chitateljam-ne-nravjatsja-oshibki-2-8-iz-/

Слова не мальчика, но аристократа в красных шароварах!

Зато чай граматнай.

Не беспокоит, сначала удивляла, хотел помочь, а теперь понял, что бесполезно, как говорится "чего Бог не дал, в аптеке не купишь".
И дело отнюдь не в правописании, а в уважении к Вашим же читателям.

- он выше многого другого, что совсем не лишнее в голове. Про всего-навсего безработицу, хотя бы в одном регионе не может сказать ни бе, ни ме, но тему открыл. Так же рядом критикует ". измы", то же самое, что не умея считать на пальцах, критиковать высших математиков. Это уже совсем печально.

Хотя, может быть он всего-навсего "фантомная боль", зудит, ноет, лишь бы людям жить спокойно не давать. (А не давать спокойно жить с пользой и для людей и, для жизни, похоже, не получается.)

Геннадий,тему в СОО открыл Д.Ш.Гройсман:)

- тогда В. Я.- создал. Рискну и я заняться созидательным трудом, ответить за базар.

а Д.Гройсман ,предварительно грамотно отмодерировав- открыл.А налетели все на В.С. и давай темячко клевать:)

Сколько сменили. мужей?А то сейчас вообще модное слово. сожитель! А правильно то. трахатулик)))

А вот такие времена сейчас. Телефоны без кнопок. Колбаса без мяса. Секс без Мужика. Работа без зарплаты. Старость без пенсии.

У меня сосед, 3й год проходит медкомиссию.На днях помер отец-пенсионер,осталась матушка пенсионер и братишка соискатель работы.Очень трудно жить без работы-
товарищи и господа-удавы работодатели.Однако живём мы весело,не бедствуем.

Сегодня кругом "требуются" рабочие руки, почти как в 70-х - 80-х прошлого века.

Трудовая и технологическая дисциплина была в те, далекие уже, годы - "не очень". С конвейеров Выходило огромнейшее количество брака.

Демократизация общества при Брежневе - загубила социализм. Шутники Брежневский режим называли "БезБрежневская демократизация общества"

у, Туманов, ты где? Иправь мои ошибки. В э

Не уж то, Туманов у нас об смысле речи задумался? Сидит с пером в руках и думу думает, кому бы еще тут напакостить, а то скучно на пенси сидеть.

Ни стыда ни совести. В шуты заделался, под старость лет. Ему про то что проблема в России в осознании необходимости самой работы и в организации рабочих мест, а он тут про "жы и шы" антимонию на пенсии разводит.

Была бы пенся - 11-13 тыщ, пахал бы дворником, некогда было б пасквилями заниматься.

Тебя чо, учили грамоте, чо б людей парафинить?

Дорогой мой!Согласно установке партии и правительства буду работать до 65,на пенсионе уже 9 лет, а вообще мечта-всю оставшуюся жизнь работать даром и навсегда.На шее у деточек своих
сидеть не собираюсь.С браком работают-тунеядцы.

Да, такие люди были при советах. И их было много. Только их мало заметно было. Один бракодел мог очень многое напортить. И попробуй его тронь - хитренок в газетку напишет.

БезБрежневская демократия - много народу попортила. Страх потеряли, а совесть - её, коль родители не дали - на базаре не купишь.

А вот я вообще не понимаю, как можно работать в качестве "рабочих рук" и сохранять при этом оптимизм и положительный взгляд на жизнь. Ведь это -рабство. Значительных перспектив -никаких.Разве можно жить комфортно в рабстве -покупая за зарплату себе только еду и одежду - что бы опять таки иметь возможность ходить на работу, ну, еще машину -что бы ездить на эту работу ? Ну, еще квартиру в ипотеку ,что бы было где опять таки отдохнуть перед новым рабочим днем? Кто сможет быть счастливым при такой жизни? Только -раб. В нашей жизни подавляющее количество людей так живут. Они рабы, они счастливы. Мне нужно научиться стать таким? Что бы стать счастливым? Что мне советовать сыну ,как строить свою будущую жизнь, окончив институт через полотора года по специальности инженер-строитель подземных тоннельных сооружений и метро?

Раб не имел квартиры, машины, жену, детей, и, даже - домашней утвари. Жили в бараках, где все принадлежало рабовладельуц.

Однако: при рабовлдаельчестве появляется: трудовая дисциплина, распределение труда, появляется экономика, как практика и как наука. Появляются зачатки демократического государства.

Именно рабовладельцы уничтожили монополию абсолютной монархии.

К сожалению, такие учителя, как присутствуюший тут читалописатель (сейчас посомтрю фамилию . ) - Туманов, запросто найдет ошибку в написании слова рабовладельческий строй, но никогда в жисть не поймет отличия рабовладельца от помещика. Раба от крестьянина крепостного.

Тут некоторые скажут, что и у правильного крестьянина дисциплина была! Была да не та. У крестьянина, который управлял своими детьми - технология труда строилась на осознании, а у рабовладельца - на кнуте.

Но, тут этому, как его . а . Тманову - вообче ничего непонять. Это ж не ка кжи и шы писать, тут нужно не просто память, а еще и логикой владеть и читать очень много умных книжек. И не для получения диплома, а для правильного создания производства благ.
===============

Поэтому, детяЯм, таких как этому . - Туманову, прощеее жить, так как он их учить быть рабом, то есть беспрекословно подчиняться сильному мира сего, а как он, твой рабовладелец ослабнет - кол ему в заднее место. И . новому услуживать. В народе говорят - "лизать"

Будущее России, за думающими и переживающими, а не за тумановыми!
=========
Кажется, что мы скоро придем к пониманию - честности в своих делах. Кажется, скажу осторожно, мы туда свои ступни направили . Дай-то Бог.

Спросите, а как эти - тумановы? та кони ж давно на пенсии. Пусть сидят в соцсетях и ошибки правят. Кто то ж должОн и этим делом заниматься.

А вот, если они мешают порядочные тему обсуждать, например, которую Вы поднимаете, нужно иметь рычаги, заставить его не мешать. Иогда можно серьезно обсудить вашу серьезную тему.

Пришел ко мне паренек. Талантливый. Умница. За два дня обучения он успел пройти столько творческих практических шагов, сколько редко кто сможет осилить.

А вот учиться ему своему делу - практически негде. МБА - превратили в пересказ западных технологий десятилетней давности. Хотя они меняются раз в 2-3 года. Своих - вообще не встретишь.

Пора, пора переходить к своим истокам. Которые закопали в 17 году. Учиться у нашего родного крестьянства. Именно наши ребята, с нашим менталитетом ценятся в современнейших технологиях. Ребята из непоротого поколения.

Мы свободный народ! И перспективы у нас ясные - это вернуть уважение всего мира, которое было у могущественной царской России! Но, в реалиях нового мира.

от 17 июня 2016 года N 263

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В 2015 ГОДУ

Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Одобрить прилагаемый Государственный доклад о ситуации на рынке труда Республики Тыва в 2015 году.

2. Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству культуры Республики Тыва принять меры по снижению объемов совмещений нескольких рабочих мест одним работником.

3. Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва:

включать в конкурсные требования контракта пункт о трудоустройстве безработных граждан, проживающих в Республике Тыва;

организовать легализацию работников дорожной отрасли для обеспечения налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Тыва и отчислений во внебюджетные фонды.

4. Министерству труда и социальной политики Республики Тыва:

обеспечить взаимодействие министерств и муниципальных комиссий по легализации неформальной занятости;

принять действенные меры по трудоустройству безработных граждан на рабочие места, создаваемые в рамках государственных программ Республики Тыва получателями государственной поддержки из Министерства экономики Республики Тыва и Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва, и привлекать безработных граждан на строительство объектов образования, здравоохранения, культуры, военного городка горной мотострелковой бригады, домов для детей-сирот, на сельскохозяйственные предприятия республики в весенне-осенний период.

5. Отраслевым органам исполнительной власти для поднятия престижа рабочих профессий провести конкурсы профессионального мастерства.

6. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
А.МОНГАЛ

Одобрен
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 17 июня 2016 года N 263

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В 2015 ГОДУ


I. История формирования структуры органов службы занятости и мероприятий в области содействия занятости населения

В России, как и везде, всегда существовали необходимость найма рабочей силы и, в то же время, предложение рабочих рук, следовательно, появилась потребность в организации, регулирующей этот процесс.

В 1901 году в Москве Хитровским попечительством о бедных была создана первая "Морозовская биржа труда". Она обеспечивала работой выходцев из деревни, сезонных работников, городское безработное население.

В августе 1917 года был принят первый закон "О биржах труда".

Биржи труда открывались в населенных пунктах с населением не менее 50 тыс. человек. Всего в 1917 году в России открылись 42 биржи. На бирже труда осуществляли регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму, вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда.

В итоге во второй половине 1918 года спрос и предложение на рынке труда почти уравновесились.

После революции в январе 1918 года Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда, который предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж и проведение их съездов.

В мае 1918 года состоялся 1-й Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс. Биржи труда превратились в органы профессионального рабочего движения, действовали в интересах рабочих организаций. Поэтому были введены экономические санкции в отношении "отказников": запрещение безработным отказываться от направления на работу и лишение права на пособие, льготы по социальному страхованию.

Первая советская Конституция 1918 года объявила труд обязанностью всех граждан и провозгласила лозунг: "Не трудящийся да не ест".

В декабре 1918 года был принят Кодекс законов о труде, который установил не только обязанность трудиться, но и впервые - право на труд. Также была введена трудовая повинность для всех граждан от 16 до 50 лет.

Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка в соответствии с их специальностью и квалификацией.

В конце 1918 года уже действовала сеть из 238 бирж труда, кроме того, было создано 100 местных отделений бирж труда.

Военные органы отвечали за организацию трудового использования частей Красной Армии.

1921 год. Народные комиссариаты труда приступили к демонтажу административно-репрессивного механизма принуждения к труду.

1922 год - принят кодекс законов о труде. Новая политика занятости в условиях НЭПа. Отменена трудовая мобилизация и повинность.

В октябре 1930 года из Москвы пришло распоряжение ". ввиду огромного недостатка рабочей силы, прекратить выплату пособия по безработице".

Последними советскими безработными были подростки 1912 - 1913 годов рождения, которых посылали на работу биржи труда.

7 ноября 1930 г. объявлено о полной ликвидации безработицы в СССР.

В СССР работу по организации трудоустройства населения проводили государственные комитеты союзных республик по труду, отделы трудовых ресурсов исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Они занимались вопросами организованного набора рабочих на важнейшие предприятия страны, всесоюзные комсомольские стройки, обеспечивали трудовыми ресурсами отрасли народного хозяйства и проводили сельскохозяйственное переселение семей.

Функции указанных структур во многом совпадали с теми, что в настоящее время выполняют органы службы занятости. Они явились предшественниками государственной службы занятости населения.

Такова предыстория создания службы занятости населения.

Только через 60 лет после распада Советского Союза в сложных условиях переходного периода развития российской экономики 90-х годов началось возрождение рынка труда.

Проблема занятости и безработицы приобрела первостепенное значение с началом перехода к рыночной экономике и быстрым ростом безработицы.

Возникла острая необходимость регулировать спрос и предложение на рабочую силу, противостоять безработице, обеспечивать конституционные права российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы, т.е. осуществлять государственную политику в области занятости населения

В январе 1991 года принято постановление Верховного Совета СССР "О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик "О занятости населения". В нем впервые появилось понятие о государственной службе занятости, а 6 мая 1991 г. утверждено Примерное положение о государственной службе занятости.

19 апреля 1991 г. для реализации государственной политики занятости населения Верховный Совет РСФСР принял Закон Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.

Началось создание государственной службы занятости по всей стране. В мае 1991 года образован Государственный комитет РСФСР по занятости населения, где образованы фонды занятости населения, когда работодатели из фонда оплаты труда перечисляли 1,5 процента для оплаты безработным гражданам пособия по безработице.

В 1998 году фонд занятости населения преобразован в структуру федеральной службы занятости населения, когда задачами органа службы занятости населения республики были привлечение федеральных средств и полное, в течение года, их освоение. 31 декабря 2005 г. был принят Федеральный закон от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", в соответствии с которым полномочия Российской Федерации в области содействия занятости были переданы в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и с 2013 года из федерального бюджета финансируется только социальная поддержка безработных граждан или пособия по безработице.

В настоящее время выплата пособия по безработице является полномочием Федеральной службы по труду и занятости, ежегодно из федерального бюджета на эти цели в республику поступает около 200 млн. рублей. Данные федеральные средства, направляемые на финансирование социальной поддержки безработных граждан, не подлежат перераспределению на реализацию государственных услуг в сфере занятости населения, так как данные полномочия с 2012 года переданы в субъекты Российской Федерации.

Для осуществления 13 государственных услуг в сфере занятости населения, указанных в статье 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в 2015 году за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва профинансировано 17,6 млн. рублей, что к 2014 году составило 96,7 процента.

Поэтому с изменениями, происходящими в Российской Федерации, и в условиях сокращения бюджетных ассигнований центры занятости населения не только занимаются переобучением и трудоустройством безработных граждан, реализацией майских указов Президента Российской Федерации N 597 и 606 в части трудоустройства инвалидов на оборудованные рабочие места и обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, а также новым видом деятельности - легализацией неформальной занятости.

Таким образом, 19 апреля 2016 г. исполнилось 25 лет создания государственной службы занятости населения в Российской Федерации.


II. Анализ ситуации на рынке труда

В Республике Тыва после 1992 года проблема занятости стоит достаточно остро, численность лиц, не имеющих работу, достигала в 2001 году 24 процента от экономически активного населения, в 2005 году она составила 21,8 процента. В 2009 году вследствие влияния последствий финансового кризиса, начавшегося в октябре 2008 года, уровень безработицы возрос до 21,5 процента, в 2010 году он составил 22 процента, где за последние 10 лет наблюдался самый высокий рост уровня безработицы.

Причины низкой занятости граждан связаны с последствиями общеэкономического кризиса. В результате снижения инвестиционной активности произошло сокращение числа занятых в строительстве и на предприятиях промышленности. Прекратили существование домостроительный комбинат, кирпичные заводы, лесоперерабатывающие предприятия. Несколько раз приостанавливало работу градообразующее предприятие - комбинат "Туваасбест". Распались многие сельскохозяйственные предприятия, что привело к высвобождению сельского населения, поэтому основная доля работающих граждан была занята в государственных, муниципальных и федеральных учреждениях, бюджетных организациях.

Численность безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения, является управляемым процессом, так как на них предусмотрены государственные гарантии занятости: направление на общественные и временные работы, переобучение, оказание психологической поддержки, содействие самозанятости безработных граждан и возмещение расходов работодателям за создание рабочих мест отдельным категориям граждан, таким как инвалиды и многодетные родители.

Если на учете в центрах занятости населения на конец 1992 года состояло 0,3 тыс. безработных, то ежегодно численность безработных стала увеличиваться и в 2003 году составила 14,4 тыс. безработных, когда в связи с переходом фонда занятости на финансирование из федерального бюджета появилась возможность оплаты пособия по безработице всем безработным гражданам, обратившимся в центры занятости населения. Также с 2003 года расширяются формы содействия занятости населения и в 2009 году дополняются антикризисными мерами. В результате численность безработных граждан снизилась в 2005 году до 10,9 тыс. человек и к 2015 году до 5,4 тыс. человек, или за 10 лет в два раза.

Рис. Численность безработных, чел.*.

________________
*Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Соответственно уровень регистрируемой безработицы в 1992 году составлял 0,2 процента, в 2005 году - 7,9, в 2010 году - 5,6 и в 2015 году - 4,3 процента.

К концу 2010 года на регистрируемом рынке труда республики наблюдается некоторое улучшение ситуации. На снижение числа безработных граждан повлияли антикризисные меры, так, на открытие собственного дела и создание новых рабочих мест с 2010 по 2012 годы из федерального бюджета государственную поддержку получили 2394 человека на сумму 164 млн. рублей.

С 2013 года средства из федерального бюджета в связи со стабилизацией ситуации на рынке труда на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, не поступали.

Но статистический анализ показывает, что в 2013 году общая численность безработных увеличилась на 7,3 процента и составила 23,5 тыс. человек, в 2014 году увеличилась на 1,3 процента и составила 23,8 тыс. человек. На увеличение числа безработных граждан в эти годы повлияли увеличение в два раза пенсионных отчислений, которые на одного человека увеличились с 17 тыс. рублей до 38 тыс. рублей, что повлекло уход в неформальную занятость индивидуальных предпринимателей, занятых в оптово-розничной торговле, транспорте, образовании и строительстве.

Анализ показал, что начиная с 2009 года наибольшее высвобождение работников наблюдается в 2015 году, сокращено 830 рабочих мест, что больше по сравнению с показателем 2010 года на 46,6 процента (2010 г. - 566 человек) и в 2,5 раза по сравнению с показателем 2014 года (2014 г. - 332 человека). Причинами сокращения штатной численности являются меры по оптимизации бюджетных средств, проведенные в целом по Российской Федерации. Поэтому, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее - Тывастат), общее количество безработных снизилось незначительно или на 2,5 процента, в среднем за год - 23,2 тыс. безработных против 23,8 тыс. безработных в 2014 году.

Рис. Уровень общей безработицы*.

________________
*Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Необходимо отметить, что показатель "уровень общей безработицы", "численность безработных граждан" до 2009 года ежеквартально составлялся Тывастатом, поэтому данный показатель не в полной мере отражал движение рабочей силы. Но с учетом финансового кризиса с 2009 года данное обследование Тывастат начал проводить ежемесячно путем проведения выборочного обследования по проблемам занятости в домашних хозяйствах в количестве 350 человек в возрасте от 15 до 72 лет или 0,16 процента от численности населения этого возраста, обследованием охватывались 3 сельских населенных пункта по 51 человеку и 3 городских участка по 65 человек. Результаты опросов загружаются в программный комплекс статистики, который автоматически рассчитывает показатели занятости населения, но не отражает причину уменьшения или увеличения занятых и безработных граждан. По данным Тывастата, стандартная ошибка выборки по показателям "численность занятого населения" и "уровень занятости" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 0,2 процента до 1,9 процента (в целом по России - 0,07 процента). Таким образом, сведения о численности экономически активного населения, занятого населения, общей численности безработных ежемесячно публикуются в статистическом сборнике "Социально-экономическое развитие Республики Тыва" (каталог N 1.01.).

Тывастатом показатели рынка труда формируются в целом по республике, но в разрезе муниципальных образований не составляются из-за отсутствия такого инструментария и наличия одного специалиста Тывастата на кожуун (город). Поэтому при составлении анализа оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по снижению числа безработных граждан основополагающим документом является социальный паспорт кожууна (города), утвержденный председателем администрации муниципального района (городского округа).

Снижение числа безработных только предоставлением государственных услуг в сфере занятости невозможно, так как данные меры предусматривают снижение только социальной напряженности в республике. Поэтому основным показателем снижения числа безработных является создание новых рабочих мест. В 2015 году начато строительство военного городка горной мотострелковой бригады, продолжено введение новых социальных объектов (дошкольных образовательных организаций в г. Кызыле на 280 мест, с. Кундустуг Кызылского кожууна на 160 мест, с. Усть-Элегест Кызылского кожууна на 120 мест; спортивных объектов в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна, плавательного бассейна в г. Ак-Довураке и др.), осуществлялось строительство жилых домов для детей-сирот и других граждан, оказана поддержка предпринимательской инициативы граждан.

Министерством труда и социальной политики Республики Тыва для снижения напряженности на рынке труда в 2015 году приоритетными направлениями деятельности определена легализация неформальной занятости и трудоустройство безработных граждан на постоянные рабочие места, так на постоянные рабочие места трудоустроено 2593 безработных граждан, что составило 127,8 процента от плановых показателей (план 2014 г. - 2029 чел.), в том числе и в ходе рейдов легализована деятельность 5216 работников против 900 работников в 2014 году.

Трудоустройство безработных граждан также осуществлялось в рамках государственных программ, реализуемых в Республике Тыва. Всего в республике реализуется 27 государственных программ. Анализ показал, что в рамках 7 государственных программ создано 766 новых рабочих мест:

в рамках государственной программы Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы" центрами занятости населения у предпринимателей трудоустроено 270 безработных граждан;

в рамках государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы" на строящиеся объекты трудоустроено 237 безработных граждан;

Читайте также: