Как устроиться в избирательную комиссию на работу

Опубликовано: 17.05.2024

Как стать членом избирательной комиссии и сколько за это платят?

Если бы не Сергей Шнуров, то слова «выборы, выборы» не рождали бы в моей голове неприличную рифму. Ведь право голосования – одно из важнейших достижений современности. Обидно, что не всегда этим правом дают воспользоваться. Чтобы на выборах не было подтасовок и нарушений, в состав избирательных комиссий должны входить мотивированные люди.

Те, кто будет делать свою работу максимально честно. Хотя зачем я объясняю прописные истины? Лучше поговорим о том, как стать членом избирательной комиссии. Какие требования к кандидату, сколько ему придётся трудиться на участке. И ещё: заплатят ли? Найдём ответы прямо сейчас.

Что в теории?

Порядок проведения выборов, а также виды избирательных комиссий закреплены в ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Полномочия органов при проведении референдума, выборов президента и депутатов Госдумы урегулированы соответственно ФЗ №5-ФКЗ от 28.06.2014, ФЗ №19 от 10.01.2003, ФЗ №20 от 22.02.2014. В ст.20 Закона №67 приведён перечень избиркомов:

  • ЦИК;
  • избирком субъекта РФ;
  • избирком муниципального образования;
  • окружные комиссии;
  • территориальные комиссии;
  • участковые комиссии.

Так вот, попасть в ЦИК тяжело: это постоянно действующий госорган, где служащие наделены 5-летним сроком полномочий. Из 15 членов по пять назначает Госдума, Совет Федерации и Президент. Если вдруг решите попасть в ЦИК, знайте: без высшего образования туда не берут.

Все остальные уровни избиркомов формируются на основании ст.22 ФЗ №67. В ней указано, что списки потенциальных членов представляют политические партии и общественные объединения. Избиркомы субъектов РФ тоже действуют на постоянной основе с 5-летними полномочиями. Туда тоже просто так не попасть: список формирует высшее должностное лицо и законодательный орган субъекта.

Куда может попасть обычный человек?

Теоретически простой смертный вправе найти место в территориальной или участковой избирательной комиссии. Вторая альтернатива – реальная. Возникает первая трудность: нужно как-то оказаться в списке предложений по кандидатурам в состав органа. Его формирует либо политическая партия, либо избирательное объединение. Сложно.

К кандидату избиркома предъявляются минимальные требования: членом ИК может стать совершеннолетний гражданин РФ без судимости. Проблемы могут возникнуть у тех, кто имеет паспорт другого государства. Ввиду определённых ограничений по месту работы, нужно доказать, что соискатель не имеет «запрещённой профессии».

Не могут стать членом избиркома:

  1. Лица, не имеющие гражданства РФ;
  2. Ограниченно или полностью недееспособные;
  3. Несовершеннолетние;
  4. Депутаты, прокуроры и судьи;
  5. Граждане, имеющие судимость либо привлекавшиеся в течение года к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Понадобятся некоторые документы:

  • ксерокопия паспорта;
  • справка с места работы или трудовая книжка, иной документ, подтверждающий род деятельности;
  • две фотографии 3х4 см;
  • письменное согласие на назначение.

А что на практике?

Допустим, я захотел стать членом участковой избирательной комиссии. По всем параметрам подхожу, документы собрал. Куда мне идти? Для начала нужно подыскать политическую партию или общественное объединение, выдвигающее «своих людей». Исходя из предпочтений, это могут быть как провластные организации, так и оппонирующие им структуры.

В интернете написано, что выдвинуться также можно с работы (учёбы) или провести собрание избирателей. Действительно, нужно подготовить протокол собрания избирателей, образцы которого нетрудно найти в интернете. Понадобится 10 голосов «за» (либо коллег, либо живущих в пределах избирательного участка).

Партия (общественная организация) нужные списки направит сама, а собственное заявление с протоколом собрания следует передать в территориальный избирком. Если вопросов нет, соискателя поставят в резерв. При появлении вакансии соискатель станет членом избирательной комиссии. При обнаружении несоответствий ФЗ №67, кандидатура соискателя будет отклонена. Отказ можно обжаловать в суде.

Сколько это продолжается?

Состав избиркома утверждается на 5 лет. Значит, если счастливчик получил работу, то он должен участвовать во всех выборах и референдумах пятилетки. Правда, можно отказаться от почётной должности, уведомив об этом территориальный избирком. У членов комиссии есть дежурства, а ещё – работа в основной день голосования. Некоторым придётся посетить избирателей, изъявивших желание проголосовать на дому.

Заплатят ли?

Невероятно, но факт: труд члена участкового избиркома вознаграждается. Предусмотрена почасовая оплата, которая зависит от субъекта РФ (за основу берётся МРОТ). За работу ночью и в выходной день – доплаты. При этом от налогов полученный доход освобождается. Один из членов УИК на выборах президента в марте 2018 года заработал 9450 рублей.

blank

Резюме. Стать членом избиркома можно. В теории

Удивлён, насколько сложен процесс формирования избирательной комиссии. Разумеется, это сделано ради безопасности. Нельзя ведь доверить процесс и подсчёт голосов кому попало? Если серьёзно, то для попадания в избирком придётся потрудиться. Самый простой путь – выдвинуться от общественного объединения или политической партии.

Даже если кандидат поставлен территориальным избиркомом в резерв, это не гарантирует попадание на участок. Вмешаться в деятельность комиссий на законных основаниях трудно. Значит, члены участковых комиссий будут отбираться не всегда прозрачно. В интернете много пишут про блат… Не исключаю, что попасть на участок по знакомству проще, чем без оного.

Но нужно понимать, что это – работа, причём на 5-летний срок. Да, участие в процессе вознаграждается, но лёгким такой труд назвать нельзя. И мне почему-то кажется, что гражданам с определёнными политическими предпочтениями и «яркой» биографией стать членом избиркома будет непросто.

Распоряжением Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 104-р
ЦИК России с 29 апреля 2019 года
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Аппарате
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – конкурс):

Управление по вопросам организации избирательного процесса

Территориальный отдел ведущий советник (главная группа должностей категории «специалисты»)

Квалификационные требования:

Высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Наличие стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее двух лет или стажа работы по специальности.

Управление государственных контрактов и обеспечения деятельности Комиссии

Отдел по вопросам обеспечения деятельности членов ЦИК России главный специалист 3 разряда (главная группа должностей категории «обеспечивающие специалисты»)

Квалификационные требования:

Наличие стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее двух лет или стажа работы по специальности.

Управление контроля расходов средств федерального бюджета и кадровой работы

Отдел контроля расходования средств федерального бюджета избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации

ведущий советник (главная группа должностей категории «специалисты»)

Квалификационные требования:

Высшее образование не ниже уровня специалитета/ магистратуры.

Наличие стажа государственной гражданской службы не менее двух лет или стажа работы, при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности ведущего советника отдела контроля расходования средств федерального бюджета избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Планово-финансовое управление

Отдел сводного планирования заместитель начальника отдела (главная группа должностей категории «специалисты»)

Квалификационные требования:

Высшее образование не ниже уровня специалитета/ магистратуры по группе специальностей «Экономика и управление».

Наличие стажа государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее двух лет стажа работы, при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности заместителя начальника отдела сводного планирования.

Управление по работе с обращениями и документационного обеспечения

Отдел прохождения документов и ведения архива ведущий специалист 3 разряда (ведущая группа должностей категории «обеспечивающие специалисты»)

Квалификационные требования:

Требования к стажу не предъявляются.

При исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.

Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится в два этапа. Первый этап конкурса, конкурс документов, включает установление соответствия сведений о претенденте, содержащихся в представленных документах, квалификационным требованиям.

Решение о допуске претендента ко второму этапу конкурса или об отказе в участии в конкурсе принимается конкурсной комиссией.

Основанием для отказа являются:

1) несвоевременное представление документов;

2) представление документов не в полном объеме или с нарушением правил оформления;

3) несоответствие квалификационным требованиям к должности, на которую представлены документы;

4) выявление установленных законодательством Российской Федерации ограничений для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Информация об итогах первого этапа конкурса, а также сообщение о дате, месте, времени проведения второго этапа конкурса будут размещены на официальном сайте ЦИК России в сети «Интернет» не позднее, чем за 15 календарных дней до начала второго этапа, а также доведены до сведения участников конкурса письменно.

Оценка профессиональных и личностных качеств участников конкурса будет осуществляться на втором этапе конкурса посредством проведения тестирования и индивидуального собеседования.

В целях самоподготовки можно пройти тестирование на соответствие базовым квалификационным требованиям для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации , размещенное на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации».

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, проживание и др.) осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Документы, представленные для участия в конкурсе, могут быть возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса.

Условия прохождения гражданской службы

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.

Статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Порядок проведения конкурсов определяется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112, Положением о конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России от 25 июля 2018 года № 170/1403-7.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Перечень документов, представляемых для участия в конкурсе

1. Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет:

1) личное заявление на имя Председателя ЦИК России;

2) заполненную и подписанную анкету , форма которой утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р, с приложением фотографии (2 шт., размер 3х4, матовая без уголка);

3) копии документов подтверждающих информацию, указанную в анкете (СНИЛС, ИНН, военного билета, подтверждающий стаж, свидетельство о рождении детей, свидетельство о браке (разводе) и т.п.);

4) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

5) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

  • копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту службы (работы), либо иные документы, подтверждающие служебную (трудовую) деятельность гражданина;
  • копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту службы (работы);

6) заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению (учетная форма № 001 ГС/у, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 г. № 984н) с лицензией медицинского учреждения на оказание данной услуги;

7) справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы (Справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заполняется с использованием специального программного обеспечения СПО «Справки БК», размещенного по электронному адресу: http://gossluzhba.gov.ru/page/index/spravki_bk);

8) сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов
в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”,
на которых государственным гражданским служащим или
муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации,
претендующим на замещение должности государственной
гражданской службы Российской Федерации или
муниципальной службы, размещались общедоступная информация,
а также данные, позволяющие его идентифицировать, заполненные в соответствии с утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации формой.

9) согласие на обработку персональных данных;

2. Гражданский служащий, замещающий должность в ином государственном органе, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет:

1) личное заявление на имя Председателя ЦИК России;

2) заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. 667-р, с приложением фотографии (1 шт., размер 3х4, матовая без уголка);

3) согласие на обработку персональных данных;

3. Гражданский служащий Аппарата ЦИК России, изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает личное заявление на имя Председателя ЦИК России.

Прием документов осуществляется в течение 22 дней с 29 апреля по 20 мая 2019 года (включительно).

Документы можно подать:

2. Предоставить лично с понедельника по четверг с 9.30 до 15.00, в пятницу с 9.30 до 14.00 (за исключением выходных и праздничных дней) по адресу: г. Москва, Большой Черкасский пер., д. 9.

Кто считает голоса на выборах в Беларуси?

Если выстроить иерархию подчинения во время проведения выборов, то главным организатором является Центральная избирательная комиссия, ей подчиняются областные и Минская городская территориальные комиссии, далее идут районные и городские (если город областного подчинения) территориальные комиссии, замыкают цепочку участковые избирательные комиссии, куда приходит каждый избиратель, чтобы поставить галочку в бюллетене (чаще всего такие участки расположены в ближайшей от дома школе).

Голоса считают члены участковых комиссий, именно они выдают и собирают бюллетени, все вышестоящие комиссии работают с цифрами, которые им передают с участков (в итоговых протоколах).

Если вы хотите непосредственно считать голоса, это можно сделать, только будучи членом участковой комиссии.

В интернете появилась платформа «Честные люди» для желающих стать членом комиссии на избирательном участке, где по пунктам расписаны все этапы и даже подготовлены бланки документов.

Хочу считать голоса на своем участке. Что делать?

Если вы решили стать членом участковой комиссии, нужно определиться, на каком именно участке вы хотите работать. Можно пойти на тот же участок, куда вы как избиратель ходите голосовать, а можно выбрать любой другой, независимо от регистрации в паспорте. Чем меньше город и участок, тем больше шансов попасть в комиссию (конкуренция ниже).

Дальше выбираем способ выдвижения в участковую комиссию:

  • от группы граждан — нужно собрать минимум 10 подписей от граждан, которые живут в границах участка, где вы хотите быть членом избирательной комиссии (если вы живете за границей, нужно собрать минимум три подписи от граждан, которые будут голосовать на участке в посольстве).
  • от политической партии или общественной организации — решение принимает руководящий состав структурного подразделения партии или организации, например, Гродненская городская организация партии БНФ направляет представителей в участковые избирательные комиссии города Гродно, областная организация — в участковые комиссии уже по всей области.
  • от трудового коллектива — в организации должно быть не менее десяти сотрудников, вопрос ставится на собрании, где должно быть не менее половины работников, решение принимается простым большинством, представителя направляют на тот участок, который территориально относится к предприятию или зоне его обслуживания.

Если это выдвижение от группы граждан, оформляется заявление, если от политической партии, общественной организации или трудового коллектива — протокол (как правильно оформить документы, смотрите последний абзац ст. 35 Избирательного кодекса). Можно также подкрепить заявление рекомендательными письмами, биографией. С документами и паспортом приходим в исполком, к которому территориально относится выбранный участок.

В этом году решение об образовании участковых комиссий будет принято 24 июня (за 45 дней до выборов). Документы нужно подать до 21 июня, не позднее чем за три дня до образования комиссий. Решение принимают местные власти и депутаты. Как заявитель вы можете присутствовать на заседании. Если не согласны с решением, в течение трех дней можно обратиться в районный суд (жалоба подписывается тем, кто вас выдвигал), постановление суда является окончательным.

Участковая избирательная комиссия состоит из 5−19 членов (при необходимости может как увеличиваться, так и уменьшаться). Как отмечается на сайте Центризбиркома, «традиционно более половины состава избирательных комиссий представляют женщины».

Кто не может быть членом избирательной комиссии?

В состав комиссии не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов. Чиновники не могут составлять более одной трети состава комиссии (для комиссий в посольствах таких ограничений нет).

В Избирательном кодексе указано, что комиссии, как правило, на треть состоят из представителей политических партий и других общественных объединений, это действительно самый популярный способ выдвижения на выборах в Беларуси, и лидеры здесь БРСМ, «Белая Русь, «Белорусский союз женщин», Федерация профсоюзов Беларуси, Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский фонд мира.

Какие законы нужно знать, чтобы работать на выборах?

Обязательно изучите и добавьте в закладки Конституцию, Избирательный кодекс, материалы рубрики «Избирательные комиссии» на сайте Центризбиркома.

Также практические советы можно найти на сайтах проектов «Право выбора», «Правозащитники за свободные выборы». Чтобы узнать, как проходили предыдущие выборы в Беларуси (какие нарушения зафиксировали белорусские и международные правозащитники, какие рекомендации были направлены в Центризбирком), посмотрите итоговые отчеты по наблюдению за президентскими выборами в 2010 и 2015 году, за парламентскими выборами в 2016 и 2019 году (в рубрике «Документы» на сайте Белорусского Хельсинкского комитета).

Какие права и обязанности у члена комиссии?

Как избиратели мы видим работу членов участковой комиссии в том, что они сверяют наш паспорт с данными в журнале регистрации и выдают нам под подпись бюллетень. Важно — члены комиссии считают все наши голоса, готовят итоговый протокол. Кроме того, проводят заседания, заранее получают пустые бюллетени, сверяют и уточняют списки избирателей, организуют приглашения прийти на избирательный участок, готовят сам избирательный участок.

Председатель, заместитель председателя и секретарь избираются на первом заседании комиссии.

Член комиссии имеет право:

  • вносить предложения в повестку дня заседания комиссии, а также предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии
  • выступать на заседаниях комиссии и требовать проведения голосования по внесенным предложениям
  • задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу
  • знакомиться с документами и материалами комиссии

Член комиссии обязан:

  • соблюдать законы, не совершать действий, дискредитирующих комиссию
  • принимать участие в подготовке заседаний комиссии, участвовать в заседаниях, а в случае невозможности участия — сообщать об этом председателю
  • выполнять решения и поручения комиссии.

А платить будут?

Отдельные члены участковой комиссии по решению комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения трудовых обязанностей. При этом за работником сохраняется средняя заработная плата за счет средств, выделенных на проведение выборов.

За исполнение обязанностей в комиссии в свободное от основной работы время или в выходные дни оплата производится за фактически отработанное время, исходя из сметы расходов для участковой комиссии.

В теории звучит неплохо, но кто реально входит в избирательные комиссии?

На примере последних выборов — парламентская кампания в 2019 году — видно, что при формировании участковых избирательных комиссий в большинстве случаев (77,5%) обсуждения выдвинутых в состав претендентов не происходило и голосование проходило по заранее определенному списку претендентов без обсуждения кандидатур (52,5% случаев), отмечают в кампании «Правозащитники за свободные выборы».

В некоторых случаях претенденты были заранее отобраны специально созданными в исполкомах «рабочими группами». Наблюдатели также отмечают «производственный принцип» формирования участковых комиссий, когда члены комиссии представляют один и тот же коллектив (например, учителя школы), а их непосредственные начальники являются председателями этих избирательных комиссий (например, директор школы). И такой принцип формирования комиссий независимые наблюдатели фиксируют из года в год.

В Избирательном кодексе нет обязательства включать в состав комиссий представителей, выдвинутых всеми политическими субъектами, которые принимают участие в выборах. При выборе кандидата часто отдается предпочтение тому, кто раньше уже работал на выборах — «у него есть опыт».

Основными организаторами выборов являются представители пяти общественных объединений — «Белая Русь», БРСМ, «Белорусский союз женщин», Белорусское общественное объединение ветеранов и профсоюзов, входящих в ФПБ, в 2019 году к ним присоединился Белорусский фонд мира. На выборах в 2019 году включение представителей этих организаций в участковые избирательные комиссии составило 95,9% от выдвинутых ими соответственно кандидатов. Общий процент представительства оппозиционных партий в составе участковых избирательных комиссий составил 0,033%.

Могут ли меня исключить из избирательной комиссии?

Выйти из комиссии можно по личному заявлению, также отозвать полномочия может тот, кто выдвигал представителя (политическая партия, коллектив, общественная организация, группа граждан), прекратить полномочия члена комиссии может исполком — за систематические нарушения законодательства и неисполнение обязанностей. На практике таких случаев практически не было. Юрист кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лобкович вспомнил всего один такой эпизод: на президентских выборах в 2010 году из членов участковой комиссии исключили представителя движения «За свободу» после того, как он возмутился, что явка на досрочном голосовании, зафиксированная в протоколе, не соответствует реальной, и опубликовал документ. Если член комиссии выбывает, его либо заменяют новым (обращаются в общественные организации или политические партии), либо комиссия продолжает работать в усеченном составе (если общее число остается правомочным). Исключение из членов комиссии можно в 3-дневный срок обжаловать в суде.

Считать голоса меня не взяли, но можно хотя бы стать наблюдателем?

Можно, но нужно понимать, что функции и права у наблюдателей и членов комиссии разные.

Наблюдатель не может непосредственно считать бюллетени, принимать участие в составлении протокола голосования, его задача — следить за происходящим на участке, фиксировать нарушения и распространять об этом информацию, чтобы как можно больше людей узнали, как в Беларуси проходят выборы. Изучите, какие документы нужно собрать и в какие сроки подать, чтобы вас зарегистрировали наблюдателем на избирательном участке.

Попал я в избирательную комиссию совершенно случайно — предложили подработать знакомые из садика, куда я вожу младшую дочь. Попробовать новую специальность и пообщаться с новыми людьми мне всегда интересно.

Вначале мы прошли обучение, так как многие правила заполнения документов и особенностей процесса с прошлого года сильно изменились. Теперь, например необходимо писать специальные заявления, если хочешь из-за переезда/отпуска/командировки проголосовать в другом городе. По началу это кажется очень сложным — много бумажной работы, необходимо правильно и точно заполнять кучу документов и журналов. А от бумажной работы я всегда старался держаться подальше - ранее даже когда необходимо было от руки заполнить какой-нибудь бланк, заявление, внести свои паспортные данные — возникало лёгкое чувство паники.

Это очень интересно, когда тебя на 4 часа оставляют в помещении с совершенно незнакомым тебе человеком. Людей приходивших написать заявление о голосовании не по месту прописки приходило не много, поэтому большую часть времени мы просто общались. Можно легко находить общие интересы и темы для разговора с человеком, который старше тебя на 30 лет, или младше тебя на лет на 15. С одной девушкой мы разговаривали о психологии и психотерапии; о том как здорово было бы иметь свой дом, о технологиях отопления посредством солнечных коллекторов или геотермального отопления. С другой женщиной о детях и образовательной системе. С третей - о кино. Эти дежурства были очень похожи на поездки в поезде. В том смысле, что люди со мной дежурившие на тот момент — не более, чем случайные попутчики, которые пытаются скоротать время поездки за разговором. А мне всегда везёт на случайных попутчиков, поэтому время моего дежурства пролетает незаметно. Говорить с ними легко, все с удовольствием идут на контакт. Зачастую разговор с попутчиком может превратиться в маленькое окошко осознанности, через которую можно по новому посмотреть на мир.

Перед днём выборов мы начали доставать кабинки голосования и урны из кладовой гимназии. Нужно было выставить стенды с кандидатами, поставить столы, наклеить объявления, кинуть времянки для подключения оборудования и повесить наш триколор. Очень здорово, когда все участники (а в избир.комиссии более 10 человек) вдохновлены работой и все чем-то постоянно заняты — есть чувство сопричастности. Это немного похоже на разворошённый муравейник.

В день выборов (а это было воскресенье) на участке нужно было быть в 6:30. Все нарядно одеты, у всех приподнятое настроение. В прошлые выборы наш участок сидел до 10 утра следующего дня, т.к допустили ошибки в документах. Поэтому я на всякий случай взял с собой пару одеял — на следующий день нужно было идти на работу, и при возможности я рассчитывал немного поспать, если появится такая возможность.

Голосование теперь идёт с использованием КОИБов — комплекса обработки избирательных бюллетеней. Это в общем-то простые сканеры, которые ставятся на избирательные урны. Не скажу, что мне нравится это решение — так как вручную количество голосов за того, или иного кандидата не подсчитываются. В конце считается только общее количество бюллетеней и сверяется с данными КОИБ. Сразу скажу — на нашем участке всё прошло быстро и честно. Никаких вбросов, подозрительных личностей и провокаций.

Около 10 часов начинают идти уже люди среднего возраста — большинство приходят с детьми. Это важно, как мне кажется, приучать детей ходить на выборы и делать выбор хотя бы из тех, кого предложат. Очень мало идёт людей до 30 лет, хотя в этом году вроде даже какая-то лотерея есть для проголосовавших — можно выйграть машину. Статистика примерно такая: 70% - пожилые, 20% — чуть старше среднего, 10% - средний. Приходил забавный ДЕД-хиппи. Синяя кепка, футболка с каким-то принтом, белые кроссовки, джинсы и пиджак. В руках — планшет, держался очень бодро.

В нашей избирательной комиссии есть очень бойкий Борис Николаевич, предпенсионного возраста. Мне кажется он работал на 79 заводе всю свою жизнь. Заводчане не похожи на других людей, создаётся впечатление что там время остановилось и до сих пор существует Советский Союз. Они как мне кажется до сих пор живут В ТОМ времени. Какие-то по хорошему простые, честные и не совсем приспособленные к современной жизни.

Я не заполняю списки и не раздаю бюллетени т.к первый раз учувствую в составе комиссии. Моя задача — периодически наблюдать за тем, чтобы в кабинках голосования всегда были ручки. И следить за порядком. Периодически я подсаживаюсь к нашим девушкам, чтобы поболтать, а Борис Николаевич меня от них отгоняет.

Вечером, когда избиратели идут совсем вяло мы очень оживлённо разговариваем с одной из девушек о соционике, Кастанеде и пейоте к нам подходит член избир.комиссии и даёт свой телефон. А в телефоне открыта трансляция с вёб камеры нашего участка и слышен ВЕСЬ разговор, который происходил у нас минуту назад. Начинаются шутки про то, что если на вёб-камеру зайдёт моя жена и увидит как я непринуждённо общаюсь — вечером у порога меня будут ждать чемоданы с моими вещами :)).

На городских дорогах проводятся ремонтные работы, которые могут негативно влиять на дорожную обстановку.

Изменения будут действовать до 18 июня.

Авиасообщение восстанавливается на взаимной основе.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

В последнее время граждане проявляют все больший интерес к политической жизни страны, и все больше людей принимают участие в выборном процессе. Несколько последних избирательных кампаний (и федеральных, и региональных) показали, что люди готовы становиться наблюдателями на избирательных участках. Можно пойти и дальше — и самому стать членом избирательной комиссии. Насколько это сложно и как это сделать? Давайте разберемся!

Материалы по теме:

Содержание

Как формируются избирательные комиссии?↑

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"», вступивший в силу 1 ноября 2012 года, откорректировал сроки и принцип формирования избирательных комиссий. Отныне избирательные участки и состав участковых избирательных комиссий (УИК) организуются на 5 лет. Другими словами, избирательные участки будут расположены на одном и том же месте в течение пяти лет. Состав УИК будет работать в течение пяти лет, т.е. граждане, которые станут членами какой-либо УИК в апреле 2013-го, будут работать и проводить выборы в течение пяти лет на одном и том же избирательном участке.

О чем говорит 5-лентний срок? О том, что тем, кто попадет в УИК, предстоит проводить следующие федеральные — думские и президентские — выборы. Так что стать членом комиссии — очень ответсвенный шаг.

Все избирательные участки должны быть организованы, а комиссии — сформированы, до 30 апреля 2013 года.

Формированием УИКов занимаются территориальные избирательные комиссии или ТИКи (в случае с Москвой — это 125 комиссий, сформированных по районам столицы, и подчиненных Московской городской избирательной комиссии). К формированию УИК имеет обычно отношение и местная администрация.

Комиссии, хоть и постоянно действующие, фактически будут начинать работу где-то за двадцать дней перед днями голосования, и их работа до дня голосования не очень бурная: уточнение списков избирателей, извещение избирателей о выборах (рассылка приглашений) выдача открепительных удостоверений, просто «дежурство» на месте.

И сейчас начинается самое интересное — граждане РФ, которые желают стать членами УИК, смогут это сделать! Важно проявить настойчивость и внимательность, чтобы не пропустить сроки подачи заявки.

Все, что написано ниже, имеет отношение к кандидатам в члены комиссии с правом решающего голова (такая должность более веская, чем член комиссии с правом совещательного голоса). Что касается выдвижения на должность члена комиссии с правом совещательного голоса, то эта процедура проще выдвижения в «решающие» члены. Достаточно обратиться в партию (или к зарегистрированному кандидату в депутаты — это зависит от того, кого выбирают на конкретной территории) за направлением в УИК. Дело в том, что членом УИК с правом совещательного голоса, как и наблюдателей, вправе назначать политические партии, зарегистрировавшие избирательные списки и зарегистрированные кандидаты в депутаты.

Что нужно, чтобы стать членом УИК?↑

Для того, чтобы статья кандидатов в члены УИК, нужно подать представление (заявку).

Подавать заявки имеют право (в соответствии с пп. 1 и 2 статьи 22 и п.4 статьи 27 закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»):

  1. Органы партий и общественных объединений, уполномоченные на то уставом.
  2. Представительный орган муниципального образования (т.е. муниципалитеты, и прочие органы местного самоуправления).
  3. Собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (их можно организовать самостоятельно, подробнее об этом ниже).

Под первым пунктом списка подразумеваются парламентские партии (т.е. партии, прошедшие в Государственную Думу РФ), а также партии и общественные объединения, которые на предыдущих выборах на данной территории провели своих депутатов в региональный законодательный орган (в случае с Москвой — это Мосгордума) или в местный представительный орган власти (муниципалитеты). Они имеют обязательную квоту — одно место — в каждом УИКе. Поэтому самый простой способ стать членом УИК — обратиться к какой-либо из парламентских партий (вступать не обязательно) или других квотированных организаций и напроситься в члены избиркома. В случае успеха партия представит вас в ТИК в качестве кандидата в члены УИК. Обычно желающим идут навстречу, и представят если не в члены с решающим голосом, то в члены с совещательным голосом; например, на прошедшей президентской кампании такой возможностью пользовались многие из тех, кто интересуется выборами.

Второй и третий пункты списка могут представлять по несколько кандидатов в один и тот же УИК, но у них нет квотированных мест.

В регистрации кандидату могут отказать. И те, кто представлены от партий, имеют гораздо больше шансов, т.к. нет юридических оснований для оспаривания отказа, за исключением кандидатур, выдвинутых парламентскими партиями.

Важный момент: старт для подачи заявок дает публикация в местных СМИ о приеме предложений в составы избирательных комиссий. С момента публикации у кандидата есть 30 дней на выдвижение в члены УИК. В публикации о начале приема заявок должны быть указаны требования к подаваемым документам. И этим требованиям нужно неукоснительно следовать. Луше всего заранее проконсультироваться в ТИК.

Заявка в ТИК состоит из двух документов:

  1. Протокол собрания избирателей/решение уполномоченного на то уставом органа о представлении гражданина на должность члена УИК.
  2. Заявления гражданина-кандидата о его согласии быть членом УИК.

Оба документа должны быть составлены полностью в соответствии с требованиями, установленными ТИКом, чтобы было меньше поводов для отказа.

Собрания избирателей↑

Собрание избирателей это собрание инициативной группы граждан, объединенных по принципам места жительства, работы, службы или учебы. Участников такого собрания должно быть не менее пяти человек.

Решение собрания нужно оформить протоколом о проведении и вынесенном решении. В протоколе должно быть указано: место и время проведения собрания, число участников, указание на избрание председателя и секретаря собрания, список обсуждаемых вопросов, четкую формулировку решения; участники собрания и их паспортные данные (адрес постоянной регистрации, серия и номер паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт); и конечно же граждане, которых собрание выдвигает в члены УИК. Также указывается лицо, уполномоченное собранием на предоставление документов, необходимых для внесения предложений о кандидатурах в состав УИК.

Составление такого протокола весьма и весьма важно. Лучше всего проконсультироваться заранее в ТИКе о желательной форме протокола совета избирателей.

Читайте также: