Как устроиться на работу в прокуратуру в рк

Опубликовано: 01.10.2024

Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 24 июля 2013 года № 76. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 июля 2013 года № 8585.

Сноска. Заголовок в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе" ПРИКАЗЫВАЮ:

Сноска. Преамбула в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

1. Утвердить прилагаемые Правила вне конкурсного поступления на службу в систему органов прокуратуры Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

2. Начальнику Департамента кадровой работы принять меры к государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

3. С настоящим приказом ознакомить всех сотрудников органов, ведомств и учреждений прокуратуры Республики Казахстан.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Департамент кадровой работы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Утверждены
приказом Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 24 июля 2013 года № 76

Правила вне конкурсного поступления на службу в систему органов прокуратуры Республики Казахстан

Сноска. Заголовок в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

1. Настоящие Правила вне конкурсного поступления на службу в систему органов прокуратуры Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе" (далее – Закон "О правоохранительной службе").

Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

2. На службу в систему органов прокуратуры Республики Казахстан (далее – органы прокуратуры) принимаются на добровольной основе граждане Республики Казахстан, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

3. Порядок поступления и прохождения воинской службы в органах военной прокуратуры определяется законами Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года "О воинской службе и статусе военнослужащих", "О правоохранительной службе".

4. Право поступления на службу в органы прокуратуры вне конкурсного отбора, при соответствии предъявляемым квалификационным требованиям, имеют:

1) лица, завершившие обучение в организациях образования правоохранительных органов;

2) лица, ранее являвшиеся сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими;

3) депутаты Парламента Республики Казахстан;

4) политические государственные служащие;

5) судьи, прекратившие свои полномочия.

На службу в органы прокуратуры не могут быть приняты лица, указанные в подпунктах 1)-5) пункта 4 настоящих Правил, уволенные либо прекратившие свои полномочия по отрицательным мотивам.

5. Исключен приказом Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

6. Лица, поступающие на службу вне конкурсного отбора (далее – кандидаты), подают в органы прокуратуры заявление в произвольной форме о приеме на службу вне конкурсного отбора.

Для принятия решения о приеме на службу вне конкурсного отбора руководитель органа прокуратуры или структурного подразделения, в которое предполагается назначение кандидата, в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления (о приеме на службу), проводит собеседование, разъясняет характер предстоящей работы и функциональные обязанности по должности.

Кандидат прошедший собеседование, согласовывается с подразделением по обеспечению внутренней безопасности.

Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

7. После проведения собеседования и согласования с подразделением по обеспечению внутренней безопасности, в течение пяти рабочих дней кандидат предоставляет в кадровую службу органа прокуратуры следующие документы:

1) личный листок по учету кадров по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

2) автобиографию, написанную собственноручно по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

3) анкету для кандидата для назначения на должность по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

4) характеристику с последнего места работы (учебы) и резюме;

5) копию документа, удостоверяющий личность (оригинал для сверки);

6) копии документов об образовании государственного образца (оригиналы для сверки);

7) документ, подтверждающий трудовую деятельность;

8) военный билет или удостоверение о приписке к призывному участку;

9) фотографию размером 4х6 (2 штуки);

10) документы, подтверждающие представление кандидатом и его супругой (супругом) в налоговые органы по месту жительства декларации о доходах и имуществе в соответствии с антикоррупционным законодательством Республики Казахстан;

11) документы, подтверждающие передачу в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем (нотариально заверенный договор на доверительное управление имуществом).

Кандидаты могут предоставлять дополнительную информацию, касающуюся их образования, опыта работы и профессионального уровня.

Организация работы по приему документов, отбору и изучению кандидатов принимаемых в органы прокуратуры осуществляется кадровыми подразделениями органов прокуратуры.

Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 03.04.2018 № 47 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

8. Кадровое подразделение в течение трех рабочих дней со дня получения документов, перечисленных в подпунктах 1)-11) пункта 7 настоящих Правил, рассматривает их, осуществляет проверку соответствия кандидата установленным квалификационным требованиям, предъявляемым к претендуемой должности.

9. При ненадлежащем оформлении документов или несоответствия их перечню, указанному в подпунктах 1)-11) пункта 7 настоящих Правил, они подлежат возврату в письменном виде для устранения недостатков с указанием причин возврата.

Непредставление или искажение сведений, указанных в представленных документах, перечисленных в подпунктах 1)-11) пункта 7 настоящих Правил, является основанием для отказа в их рассмотрении.

10. Для установления пригодности к службе, кадровым подразделением кандидату выдается направление на прохождение военно-врачебной комиссии для медицинского и психофизиологического освидетельствования, в том числе полиграфологического исследования.

11. В случае отсутствия специальной проверки кадровое подразделение направляет в отношении кандидата материалы в органы национальной безопасности для проведения проверки.

12. При приеме на службу бывших сотрудников органов прокуратуры кадровое подразделение изучает архивное личное дело и прикладывает обновленные документы, перечисленные в подпунктах 1)-11) пункта 7 настоящих Правил.

13. После предоставления кадровым подразделением документов с учетом положений пунктов 10 и 11 настоящих Правил, руководитель органа прокуратуры принимает одно из следующих решений:

1) дает согласие о приеме на службу;

2) мотивированно отказывает в приеме на службу.

Основаниями для отказа в приеме на службу являются несоответствие кандидата предъявляемым квалификационным требованиям, условиям поступления на правоохранительную службу, предусмотренным пунктом 2 статьи 6 Закона "О правоохранительной службе", непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил.

Кадровое подразделение о принятом решении уведомляет кандидата под роспись в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

14. При соответствии кандидата требованиям, установленным действующим законодательством в сфере правоохранительной службы для поступления на службу, кадровое подразделение готовит проект приказа о приеме, визируемый руководителем структурного подразделения, в которое он назначается, руководителем подразделения по обеспечению внутренней безопасности и представляет на подпись руководителю органа прокуратуры, имеющему право назначения на должности и освобождения от должностей.

15. Кадровое подразделение в день регистрации приказа о назначении, ознакамливает с ним сотрудника и направляет копию приказа для сведения в структурное подразделение соответствующего органа прокуратуры.

Приложение 1
к Правилам вне конкурсного
поступления на службу в органы,
ведомства и учреждения прокуратуры
Республики Казахстан

КАДР ЕСЕБІНІҢ ЖЕКЕ ІС ПАРАҒЫ
ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК
по учету кадров

Место для фотокарточки

Аты Әкесінің аты

Имя ____________________ Отчество (при наличии)____________________

2. Жынысы 3. Туған күні, айы,жылы

Пол______________ Число, м-ц и год рождения _______________________

(ауыл, қала, аудан, облыс, республика

село, город, район, область, республика)

Оқу орнының атауы және мекен жайы

Название учебного заведения и его местонахождение

Бітірген немесе шыққан жылы

Год окончания или ухода

Бітірмеген жағдайда қай курстан кетті

Если не окончил, то с какого курса ушел

Қандай мамандық бойынша білім алды

По какой специальности получил образование

Қайндай біліктілік алды, дипломның немесе куәліктің нөмірі

Какую квалификацию получил,

№ диплома или удостоверения

7. Ана тілің, қандай деңгейде басқа тілдерді меңгердіңіз және

Родной язык, какими другими языками владеете и в какой

Оқып, сөздікпен аудара аласыз ба, оқып түсіндіре аласыз ба, толық

білесіз бе? Читаете и переводите со словарем, читаете и можете

объясняться, владеете свободно ?

8. Ғылыми атақ, ғылыми дәреже

Ученая степень, ученое

9. Қандай ғылыми еңбектеріңіз бен жаңалықтарыңыз бар?

Какие имеете научные труды и изобретения

10. Еңбек жолы (жоғары оқу және арнайы орта білім орны, әскери

қызметі және қос қызметтілікті қоса алғанда).

Трудовая деятельность (включая учебу в высших и средних специальных

учебных заведениях, военную службу и работу по совместительству).

Осы бөлімді толтырған кезде, жұмыс орнының толық атын өз кезіндегі

атауымен, әскери қызметін, лауазымымен бірге жазу керек.

При заполнении данного пункта учреждения, организации и предприятия

необходимо именовать так, как они назывались в свое время, военную

службу с указанием должности, округа.

Лауазымы, қызмет орны, кәсіпорын

мекемесі, және министрлік (ведомство) атауы

Должность с указанием учреждения,

организации, предприятия, а также

11. Жеке іс қағазын толтырған уақыттағы отбасы жағдайы, және сіздің

Семейное положение в момент заполнения личного листка, Ваши близкие

Тегі, аты, әкесінің аты

Фамилия, имя, отчество

Туған жеріңіз, күні, айы, жылы

Дата и место рождения

Жұмыс орны, лауазымы

Место работы, должность

Тұрғылықты мекен жайыңыз

* Жақын туыстарыңыз: жұбайыңыз, оның әке-шешесі, аға-інілері,

апа-сіңілілері, және балалары. Заңда көрсетілген тәртіпке сәйкес,

егер өздерінің алғашқы тегін, аты-жөнін, әкесінің атын өзгерткен

жағдайда, сонымен бірге алғашқы жұбайлары туралы мәліметтер

* Близкие родственники: супруги, их родители, братья, сестры, дети.

Указать и прежние фамилии, имена и отчества этих лиц, если они

изменили их в установленном законом порядке, а также данные на бывших

12. Шет елдерде болу мерзімі (жұмыс, қызметтік іс-сапар, делегация

Пребывание за границей (работа, служебная командировка, поездка с

Шетелде болу мақсаты

Цель пребывания за границей

қай уақыттан бастап

с какого времени

қай уақытқа дейін

13. Қай сайлау органдарына сайландыңыз (қайда, қандай және қашан)

В какие выборные органы избирался (где, в какие и когда)

14. Әскери міндетті болуы

Отношение к воинской обязанности

әскери міндетті болуы, болмауы

әскери арнайы тіркеуі, әскери атағы, әскери билеттің нөмірі

және жеке нөмірі, военно-учетная специальность, воинское

звание, номер военного билета и личный номер

15. Қандай мемлекеттік наградаға ие болдыңыз

Какие имеете правительственные

қашан, кім және немен марапатталдыңыз

когда, кем и чем награждены

серия, нөмірі, кіммен және қашан берілді, тіркеу мекен-жайы

серия, номер, кем и когда выдан, адрес прописки

17. Тұрғылықты жері

". "_______________ 20… ж. Жеке қолы

Приложение 2
к Правилам вне конкурсного
поступления на службу в органы,
ведомства и учреждения прокуратуры
Республики Казахстан

АВТОБИОГРАФИЯ
_____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)

Автобиография пишется кандидатом собственноручно, в произвольной форме, без помарок и исправлений, с обязательным указанием следующих сведений:

К правоохранительным органам относятся органы внутренних дел (МВД РК), органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РК), антикоррупционная служба (Национальное бюро по противодействию коррупции РК) и служба экономических расследований (КГД РК), осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Как поступить на службу в правоохранительные органы РК

Поступление на службу в правоохранительные органы осуществляется в соответствии с принципами поступления на государственную службу РК и специальными принципами правоохранительной службы.

Поступление на правоохранительную службу РК

На службу в правоохранительные органы могут поступить совершеннолетние (достигшие 18 лет) граждане Республики Казахстан, способные по состоянию здоровья, физическому развитию, уровню образования, выполнять возложенные на них должностные обязанности.

При поступлении кандидаты обязаны пройти медицинское, психофизиологическое и полиграфологическое освидетельствование, а также обязательную специальную проверку.

На службу не может быть принято лицо:

Конкурсный отбор

Отбор кандидатов на службу в правоохранительные органы осуществляется на основе конкурсного отбора. До участия в конкурсе гражданам РК, впервые поступающим на правоохранительную службу, за исключением поступающих на обучение в организации образования, необходимо пройти тестирование на знание законодательства РК и оценку личных качеств, и в результате получить сертификат и заключение. Данные сертификат и заключение ОЛК имеют срок действия 1 год с момента прохождения тестирования, таким образом, кандидат может участвовать в конкурсе в течение одного года.

Имея на руках сертификат с положительным результатом, кандидату необходимо обратиться в кадровую службу правоохранительного органа, в который он желает поступить, для направления на прохождение медицинского, психофизиологического освидетельствования и полиграфологического исследования в военно-врачебных комиссиях для определения их годности к службе.

Далее кандидату предстоит участие в конкурсном отборе, который включает в себя ряд последовательных этапов:

  1. публикация объявлений о проведении конкурса в печатных СМИ (газетах) и Интернет-ресурсах правоохранительных органов;
  2. формирование конкурсной комиссии;
  3. подача документов от граждан и предварительное рассмотрение их на соответствие квалификационным требованиям к должностям;
  4. сдача кандидатами нормативов по физической подготовке;
  5. собеседование с конкурсной комиссией;
  6. вынесение решения конкурсной комиссией.

Расходы на дорогу, наем жилого помещения, проживания на участие в конкурсе кандидаты производят за свой счет.

Необходимые документы для поступления

Документы для участии в конкурсном отборе при поступлении в органы правоохранительной службы необходимо подать в кадровую службу в течение 10 рабочих дней с момента публикации объявления о проведении конкурса.

Необходимый пакет документов:

МВД РК, Генеральная прокуратура, Антикоррупционная служба, Служба экономических расследований

Кроме необходимого пакета документов большим плюсом будет подача дополнительной информации: копии документов о повышении квалификации, присвоении ученых (академических) степеней и званий, документы, подтверждающие спортивные достижения, характеристики, рекомендации, научные публикации и прочие.

Весь пакет документов должен быть подшит в скоросшиватель и представлен в кадровую службу нарочно или по почте.

Сдача нормативов по физической подготовке

После принятия документов кадровой службой формируется список кандидатов, допущенных к сдаче нормативов. Нормативы для определения физической подготовки сдаются кандидатами в течение трех рабочих дней со дня опубликования списка.

Прием нормативов осуществляется сотрудником кадровой службы органа и (или) инспектором по профессиональной подготовке подразделения.

В процессе сдачи нормативов производится видеофиксация для осуществления объективности результата и разрешения спорных ситуаций.

По завершении приема нормативов по физической подготовке результаты в течение одного дня передаются в конкурсную комиссию для составления списка кандидатов, допущенных к собеседованию.

Собеседования с конкурсной комиссией

Следующим заключительным и самым важным этапом является собеседование с кандидатами, проводимое конкурсной комиссией и дальнейшее вынесение решения

Список кандидатов, допущенных к собеседованию, в течение 3 рабочих дней должен быть размещен на информационном стенде соответствующего правоохранительного органа, а также на его интернет-ресурсе.

Целью собеседования является оценка личностных и профессиональных качеств кандидатов. При оценке члены конкурсной комиссии рассматривают поданные кандидатом документы, результаты тестирования на знание законодательства РК, оценки личных качеств, медицинского и психофизиологического освидетельствования, полиграфологического исследования, результаты нормативов по физподготовке, соответствие квалификационных требований и должностных инструкции к соответствующей должности.

Для обеспечения прозрачности и объективности работы конкурсной комиссии в ходе ее процесса производится видеофиксация, а также на ее заседание приглашаются наблюдатели. В качестве наблюдателей на заседании конкурной комиссии могут присутствовать депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов всех уровней, аккредитованные представители средств массовой информации, других государственных органов, общественных объединений (неправительственных организаций), коммерческих организаций и политических партий, сотрудники уполномоченного органа по делам государственной службы. В процессе собеседования наблюдатели не задают кандидатам вопросы.

В процессе собеседования члены конкурсной комиссии задают кандидату не более 5 вопросов, в том числе не менее одного вопроса по каждой категории (профильный, ситуационный, мотивационный).

Решение конкурсной комиссии

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие участника путем открытого голосования. Решение конкурсной комиссии считается правомочным, если на заседании присутствует не менее двух третей от ее состава.

Участник получает положительное заключение конкурсной комиссии в случае, если за него проголосовало большинство присутствующих из состава комиссии. При равенстве голосов при голосовании решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Национальное бюро противодействия коррупции, Прокуратура, Комитет государственных доходов РК, ДВД, ОВД

Списки участников, получивших положительное заключение конкурсной комиссии, а так же список кандидатов на правоохранительную службу, зачисленных в ведомственный банк данных, размещаются на информационных стендах соответствующего органа, а также на его интернет-ресурсе в течение трех рабочих дней после проведения конкурса.

Кандидат, имеющий положительное заключение о приеме на службу до прохождения первоначального обучения проходит специальную проверку и стажировку.

Стажировка в правоохранительных органах

Последним испытанием для кандидата на правоохранительную службу является прохождение стажировки.

Продолжительность стажировки составляет не менее одного месяца со дня назначения кандидата стажером по соответствующей должности, и на период стажировки с кандидатом заключается трудовой договор.

Стажеру, в соответствии с трудовым договором, за время прохождения стажировки выплачивается должностной оклад, предусмотренный по занимаемой должности штатным расписанием, а также производятся другие выплаты, установленные для соответствующих категорий сотрудников, не имеющих специальных званий.

Стажировка носит индивидуальный характер и предусматривает:

  • самостоятельную теоретическую подготовку;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации служебной деятельности;
  • изучение законодательства Республики Казахстан и применение его в практической деятельности;
  • участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов.

В ходе прохождения стажировки кандидат:

  • ознакамливается с требованиями нормативных правовых и иных актов, регламентирующих деятельность службы, в которой проводится стажировка, и органа в целом;
  • принимает участие в занятиях по профессиональной подготовке и других мероприятиях, проводимых по месту стажировки;
  • ведет учет проделанной работы;
  • составляет отчет о проделанной работе в период стажировки.

По окончании стажировки начальник структурного подразделения, в котором стажер проходил стажировку, на основе типовой модели профессиональных компетенций осуществляет оценку уровня профессиональной компетентности кандидатов на службу.

Как поступить на правоохранительную службу РК

Кандидаты на службу в органах внутренних дел проходят специальное первоначальное обучение.

При высоком и среднем уровне профессиональной компетентности стажера руководителем утверждается заключение, которое является основанием для издания приказа о направлении стажера на специальное первоначальное обучение.

При низком уровне профессиональной компетентности по итогам стажировки стажер не направляется на специальное первоначальное обучение, трудовой договор расторгается в соответствии с трудовым законодательством.

После издания приказа стажер направляется в учебное заведение ОВД для прохождения специального первоначального обучения, по завершении которого назначается на должность с испытательным сроком до трех месяцев.

Лица, успешно прошедшие испытательный срок, представляются к присвоению первого специального звания без повторного прохождения медицинского освидетельствования в военно-врачебной комиссии.

Для того чтобы попасть на службу необходимо сначала попасть в резерв. Я попал в резерв после соответствующего представления прокурора и сдачи психологических тестов. Чтобы из резерва попасть на службу необходимо ещё одно представление прокурора и, возможно, его неофициальное взаимодействие с ответственными за приём на службу лицами. Что это за лица мне доподлинно неизвестно, но есть подозрение что это начальник отдела кадров прокуратуры субъекта. Так что лучше всего договариваться с прокурором, под началом которого вы планируете работать.

2. Говорят прокуратура крайне закрытая структура. Реально ли туда устроиться постороннему человеку, без связей?

Вполне реально. Знаю несколько примеров. Да и у меня самого родственники в правоохранительной системе отсутствуют. Но говорить что я устроился совсем уж без связей наверное всё таки не стоит, так как в прокуратуре работает одна моя знакомая (однокурсница). Тем не менее её роль свелась лишь к предоставлению мне информации о том, что прокуратуре нужен сотрудник и сообщению прокурору пары хороших слов о моих способностях. Однако решение писать ли представление о приёме меня на службу или не писать принимал именно прокурор, человек ранее мне совершенно незнакомый. Я сумел перед ним себя хорошо зарекомендовать так как почти шесть месяцев я работал в прокуратуре общественным помощником абсолютно бесплатно. А выбор был у него обширный, в том числе среди разного рода родственников. Вообще грамотный прокурор смотрит не на связи а прежде всего на качества и способности человека с которым ему предстоит работать.

3. Нужно ли платить за трудоустройство?

Возможно это зависит от региона. Лично мне такие случаи не известны.

4. Правда что в прокуратуре работают одни родственники?

В моей прокуратуре соотношение примерно 50 на 50. Родственников много. Фамилии прокурорских работников часто идентичны фамилиям следователей, судей и высших чинов МВД, да и это никем особо не скрывается. Конечно имеется определённая система правил для избежания конфликта интересов, например правило о том, что родственники не должны находится друг у друга в подчинении и под надзором. Но половина работников это всё таки обычные люди, часто молодые, которые попали в прокуратуру самостоятельно (как я) или закончили ведомственные ВУЗы.

5. Какое необходимо образование?

Согласно закона для работы на должностях в прокуратуре требуется высшее юридическое образование. Наряду с очным оно может быть и заочным. Кроме прокурорских работников в прокуратуре работают также гражданские служащие: специалисты, секретари и водители. Для них юридическое образование не обязательно.

6. Берут ли на службу бакалавров?

К сожалению наши кадровики уходят от прямого ответа на этот вопрос. Вообще по закону требуется высшее образование без дополнительных условий. Бакалавриат это форма высшего образования, так что теоретически бакалавры в прокуратуре работать могут. Бакалавров подведомственных прокуратуре ВУЗов берут без проблем. Однако был у нас стажёр бакалавр, которого не взяли. Прокурор отказался писать на него представление. Официально из-за того что тот является бакалавром. Хотя возможно из-за недовольства работой или способностями.

7. Требования для приёма на службу.

Помимо высшего юридического образования особых требований к профессиональной подготовке и опыту работы нет. Не требуется также служба в вооружённых силах. Причём можно быть не годным к службе в армии но при этом быть годным к службе в прокуратуре, так как требования к здоровью у нас гораздо ниже.

8. Ограничения для приёма.

Ограничений больше чем требований. Лицо не может быть принято на службу если:

- имеет гражданство иностранного государства;

- признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

- имело или имеет судимость;

- имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника.

- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Это официальные ограничения, перечисленные в законе о прокуратуре. Но есть и одно неофициальное. Если близкие родственники претендента имеют судимость путь на службу в прокуратуру в большинстве случаев ему закрыт.

9. Процесс трудоустройства.

Ещё раз расскажу на личном примере. В один прекрасный день мне написала бывшая однокурсница, работающая помощником прокурора, и сообщила что им нужен грамотный сотрудник (предыдущего перевели в аппарат), а я, насколько она помнит, во время учебы был именно таким. Она предложила мне связаться с прокурором и прийти к нему на беседу. Ни родственников, ни друзей, работающих в таких структурах, у меня не было, эта однокурсница была единственным связующим звеном. При этом все что она сделала - рассказала прокурору что я в свое время хорошо учился и мною изъявлено желание придти на беседу. Прокурор в беседе сообщил что для того чтобы попасть на службу необходимо себя проявить и предложил мне поработать на добровольных началах (т.е. бесплатно). Я прикинул свои возможности и согласился. Каждый день я работал в прокуратуре по 4-5 часов, параллельно занимаясь частной практикой (чтобы не умереть с голоду). В первое время я выполнял простые задачи: записать что-то в журнал, отнести бумажки, отсортировать документы. Затем мне стали стали давать на проверку отказные материалы, потом жалобы для рассмотрения и подготовки ответа и наконец уголовные дела. Это "проявление себя" затянулось аж на 6 месяцев, после чего прокурор подписал представление (рекомендацию) о включении меня в кадровый резерв. При этом большинство "родственников" этот этап (бесплатная работа) пропускают. Ещё через месяц меня назначили на должность "помощник прокурора". С этого момента официально началась моя служба.

Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (антикоррупционная служба) и Комитетом по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (служба экономических расследований) объявляется отбор на первоначальную профессиональную подготовку для лиц, впервые поступающих на правоохранительную службу.

В органах прокуратуры отбор проводится на должности прокурора прокуратуры района/города (категория C-RGP-5), в функциональные обязанности которых входит осуществление в установленном законом пределах и формах высшего надзора за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представление интересов государства в суде и от имени государства осуществление уголовного преследования. Минимальная заработная плата составляет – 164 052 тенге.

Прием документов для участия в отборе проводится территориальными подразделениями правоохранительных органов (контактные телефоны и адреса указаны ниже) до 25 сентября 2020 года.

Для участия в отборе на первоначальную профессиональную подготовку кандидатам необходимо:

1) пройти тестирование, в том числе оценку личных качеств
в уполномоченном органе по делам государственной службы (по соответствующей программе для должностей правоохранительной службы);

2) подать следующие документы в территориальные подразделения правоохранительных органов (в планируемый для поступления орган):

Предоставление неполного перечня документов, а также с нарушением установленного срока, является основанием для отказа в участии в отборе.

Основные требования к кандидатам:

Гражданство Республики Казахстан.

Возраст от 18 лет, но не старше 35 лет.

В отборе не может участвовать лицо:

1) признанное в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) на которое в течение года перед поступлением на правоохранительную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

3) на которое в течение трех лет до поступления на правоохранительную службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось в судебном порядке административное взыскание;

4) в отношении которого в течение трех лет перед поступлением на службу за совершение уголовного проступка вынесен обвинительный приговор суда или которое в течение трех лет перед поступлением на службу освобождено от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

5) совершившее коррупционное преступление;

6) уволенное с работы за совершение коррупционного правонарушения;

7) ранее судимое либо освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из иных правоохранительных органов, специальных государственных органов, судов и органов юстиции.

Отбор на первоначальную профессиональную подготовку включает в себя следующие этапы:

1) прием документов от граждан, изъявивших желание принять участие в отборе;

2) прохождение собеседования в центральном аппарате либо в территориальных или приравненных к ним специализированных подразделениях правоохранительного органа;

3) прохождение медицинского и психофизиологического освидетельствования в военно-врачебных комиссиях;

4) прохождение полиграфологического исследования;

Экзамен будет проводиться по следующим дисциплинам и нормативным правовым актам:

1) конституционное право;

2) уголовное право;

3) уголовно-процессуальное право;

4) административное право;

5) Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе»;

6) Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;

7) Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан».

Кандидаты, успешно прошедшие отбор, будут проходить первоначальную профессиональную подготовку в Академии.

Срок первоначальной профессиональной подготовки составляет:

1) 1 год для поступающих в органы прокуратуры (6 месяцев обучение в Академии +6 месяцев стажировка);

2) 6 месяцев для поступающих в антикоррупционную службу и службу экономических расследований (5 месяцев обучение в Академии +1 месяц стажировка).

На период прохождения первоначальной профессиональной подготовки кандидаты обеспечиваются стипендией в размере 40 532 тенге.

Кандидаты, успешно завершившие первоначальную профессиональную подготовку, зачисляются на правоохранительную службу, при этом назначение на должность будет производиться без испытательного срока с одновременным присвоением классного чина/квалификационного класса.

Кандидаты при поступлении на правоохранительную службу должны быть готовыми принять на себя ограничения, связанные с пребыванием на правоохранительной службе и антикоррупционные ограничения.

Ограничения, связанные с пребыванием на правоохранительной службе:

Сотрудник не вправе:

1) быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления, состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии, создавать в системе правоохранительных органов общественные объединения, преследующие политические цели, основанные на общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда;

2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

3) заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы;

4) быть представителем по делам третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных законами;

5) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;

6) участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;

7) в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами физических и юридических лиц;

8) использовать свое служебное положение в корыстных целях, в том числе путем сговора с должностными и иными лицами;

9) занимать должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой).

Сотрудник в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения правоохранительной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности акции (доли участия в уставном капитале) коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, законно принадлежащих ему, а также иного имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению.

Сотрудник имеет право получать доход от переданного в доверительное управление имущества, в том числе в форме вознаграждения, дивидендов, выигрышей, доходов от сдачи в аренду имущества и других законных источников.

Антикоррупционные ограничения по:

1) осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций;

2) недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;

3) использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;

4) принятию подарков в связи с исполнением служебных обязанностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

Порядок отбора и условия прохождения первоначальной профессиональной подготовки регулируется Совместным приказом Генерального Прокурора от 26 июня 2020 года №80, Министра финансов Республики Казахстан от 14 июля 2020 года №675 и Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) от 29 июня 2020 года №199 «Об утверждении Правил отбора на первоначальную профессиональную подготовку и условия ее прохождения для лиц, поступающих на службу в органы прокуратуры, антикоррупционную службу и службу экономических расследований, а также основания их отчисления от первоначальной профессиональной подготовки».

Телефоны для справок в Академии: 8-701-700-05-50, 8-701-700-08-84, 8-777-406-22-74.

Адреса местонахождения территориальных подразделений правоохранительных органов, принимающих документы на отбор и контактные телефоны:

Тамара Вааль, Астана, Vласть

В генеральной прокуратуре завершили первый этап реализации проекта «В прокуратуру – лучшие кадры». И как показала практика, только каждый двадцатый смог сдать все необходимые тексты. Из 1350 человек успешно отбор прошли 64. При этом 93% опрошенной молодежи не верят, что в прокуратуру можно устроиться без связей и звонков, заявил во вторник в ходе коллегии в главном надзорном органе страны генеральный прокурор Жакип Асанов. Поэтому в ближайшее время такая практика будет сломана, пообещал он.

«Этот разговор, который сегодня пройдет, он важен, прежде всего, для всей нашей молодежи. Они должны увидеть и поверить: в прокуратуру можно устроиться без связей. Без звонков. Потому что мы опрос вели, 93% молодежи, к сожалению, говорят: «Чтобы устроиться в прокуратуру, обязательно надо иметь протеже», - сказал Асанов и подчеркнул: «Все зависит от них самих: от образа их жизни, от их социальной активности, стремления к знаниям, от энтузиазма. И президентские «100 шагов» (программа 100 конкретных шагов – V) заставят все госорганы, особенно квазигосударственный сектор открыть двери всем, у кого огонь в глазах, безграничный патриотизм и есть необходимые знания. Вот, что только нужно».

Начальник департамента кадровой работы генеральной прокуратуры Александр Огай рассказал, что недостатки старой системы заключались в том, что не было конкуренции, объявления о вакансиях печатались в газетах, документы принимались только пять рабочих дней, и многие просто не успевали их собрать. Таким образом, работать приходили «свои», кто заранее знал и готовился. Личность кандидата не изучалась, экзамены на знание законов не проводились, да и в целом, не было конкретных критериев отбора для выбора победителей.

«Конкурсные комиссии зачастую работали формально. А что имели в результате? Низкое КПД молодых сотрудников, неравномерность нагрузки, от чего страдало качества надзора и имидж прокуратуры. На службу часто приходили случайные люди», - подчеркнул Огай и признал: «система позволяла использовать принцип телефонного права для трудоустройства к нам».

Теперь же система отбора действует иначе.

«Кандидат не знает, кто его оценивает, а эксперт – чью работу он оценивает. До завершения оценки мы тоже не видим, кто автор зашифрованной работы (…). Специально дали не пять дней, а полтора месяца на сбор и подачу документов», - рассказал о нововведениях начальник департамента.

Как результат, заявки на первый конкурс подали 1350 человек, но, признал Огай, только 378 из них смогли сдать тест на знание законодательства. А успешно пройти все этапы смогли всего 69 человек, или каждый двадцатый. По мнению прокуроров, вся проблема в низком уровне образования. Всего в отборе участвовали выпускники 82 университетов, представители 51 из них – не прошли испытания. Кроме того, ни один отличник не прошел тесты, а было 76 обладателей красных дипломов.

«Эти цифры – серьезный повод задуматься. Чтобы не быть голословным покажу наглядно некоторые работы. На слайде работа выпускника Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета города Семей. Потратив целый час на описание жизненного опыта, он выдал четыре строчки. За следующие 120 минут написал эссе из шести строчек. Это чуть больше, чем сама тема эссе. Мы подсчитали: автор этих строк заплатил за обучение в университете 1 млн 160 тысяч тенге. Еще одна работа: выпускник академии экономики и права имени Жолдасбекова, кандидат потратил ровно три часа, в 140 словах допущено 53 орфографические ошибки», - привел примеры глава департамента.

Еще 62 кандидата написали свои работы хорошо, но не прошли из-за низкой оценки психолога. «Некоторые пытались показать себя лучше, чем есть. Неискренне отвечали на вопросы. Это легко определяется. У них выявилась склонность к наркотикам, алкоголю, игромании, правонарушениям и суициду. Мы не ищем всезнающих ботаников, нам нужны целостные и гармонично развитые личности», - объяснил Огай.

В результате новых подходов, «прокуратура получила новую генерацию сотрудников» - это 64 человека, рассказал он.

«Это грамотная, активная молодежь, на службу они поступили сами, и в условиях жесткой конкуренции. И тем, я считаю, дороже для них, статус прокурора», - уверен Огай.

Кроме того, подчеркнул он, апробированные инструменты показали свою эффективность, и уже активно применяются. Огай добавил, что за короткое время здесь смогли создать «систему объективной оценки отбора, не по знакомству или связям, а только по знаниям и личным качествам. И это работает».

«Звонки с просьбами устроить кого-то практически прекратились. Еще несколько таких конкурсов, и мы окончательно изменим парадигму о том, что в прокуратуру берут по блату», - заявил он.

Что касается планов на будущее, директор департамента предлагает оптимизировать и централизовать этапы отбора. Самые затратные, такие как медкомиссия и спецпроверка, проводить уже в финале, когда останется минимальное количество кандидатов. Кроме того, здесь предлагают централизовать прием, создав в Астане центр по набору сотрудников. Как объяснил Огай, ежегодно в прокуратуру поступает около 300 новобранцев, в среднем, по 15 – на область. При этом, каждый прокурор области делал отбор по-своему. Поэтому, создав единый центр в Астане, по всей стране будут единые стандартные требования к кандидатам, набор будет вестись одновременно во все области, набором займутся специально обученные люди, а прокуроры областей не будут отвлекаться от основной работы.

Читайте также: