Какая статья за безработицу

Опубликовано: 01.10.2024

Региональные власти поддержали законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за уклонение от трудоустройства более шести месяцев, назвав эту меру «своевременной и актуальной». Проект поправок в федеральное законодательство, возрождающий существовавшее в Советском Союзе наказание за тунеядство, был разработан депутатом заксобрания Санкт-Петербурга Андреем Анохиным. Губернаторы Севастополя, республик Тыва, Адыгея, Марий Эл полностью одобряют действующую редакцию документа. Некоторые регионы предлагают учесть отдельные замечания — например, расширить категорию лиц, на которых закон о тунеядстве не будет распространяться, предусмотреть переходный период и организовать широкое обсуждение с научным сообществом. Об этом говорится в официальных ответах глав субъектов РФ, адресованных автору законодательной инициативы (письма находятся в распоряжении «Известий»). В то же время федеральные министерства настаивают, что наказание за тунеядство противоречит как действующей Конституции РФ, так и международным актам.

В конце апреля этого года депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин подготовил пакет поправок в федеральные законы, согласно которым россиян, уклоняющихся от трудоустройства свыше шести месяцев при наличии подходящей работы, будут наказывать исправительными работами сроком до 1 года. Для этого в Конституции РФ предлагается прописать, что труд — это не только право, но и обязанность каждого гражданина. Не будут считаться тунеядцами граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет и ряд других категорий граждан.

Весной законопроект получил широкий общественный резонанс — депутаты Госдумы в большинстве своем высказались категорически против. С связи с этим автор инициативы решил заручиться поддержкой со стороны региональных властей и трудовых коллективов. Анохин разослал обращения главам субъектов РФ, руководителям региональных парламентов, полпредам в федеральных округах, а также почти 1,5 тыс. предприятий, работающих в России и отражающих мнение трудящихся коллективов.

«Несправедливо кормить армию тунеядцев и бездельников»

Введение уголовной ответственности за уклонение от трудоустройства полностью поддержало руководство Севастополя, республик Тыва, Адыгея, Марий Эл и пр. По мнению вице-губернатора Рязанской области Сергея Филимонова, «указанная законодательная инициатива представляется своевременной и актуальной». Он отмечает, что «вопросы возрождения и поддержки ценностей честного труда в России будут учтены при разработке проектов нормативно-правовых актов Рязанской области».

Некоторые регионы согласны с необходимостью принять законопроект, однако предлагают учесть отдельные замечания. В первую очередь региональные власти считают, что нужно расширить категорию лиц, на которых закон о тунеядстве не будет распространяться.

Например, правительство Республики Бурятия предлагает учесть тех, кто занят личным подсобным хозяйством. Руководитель департамента труда и занятости населения Краснодарского края Игорь Мелких отмечает, что «возможность принятия указанного законопроекта, имеющего целью борьбу с нелегальными трудовыми отношениями, в целом поддерживаем. Вместе с тем перечень категорий лиц, на которых не распространяется действие предлагаемого состава преступления, нуждается в детальной проработке и возможном расширении».

Заместитель председателя правительства Ивановской области Ирина Эрмиш не уверена в том, что уклонение от трудоустройства должно быть расценено «именно как уголовно наказуемое деяние, а не как правонарушение, за которое должна быть предусмотрена иная форма ответственности — административная, дисциплинарная», поэтому она предлагает дополнить пояснительные материалы с соответствующим обоснованием выбора вида ответственности.

Заместитель полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Андрей Мотовилов поддержал концепцию законопроекта и предложил создать экспертную комиссию с привлечением полпредов всех округов и научного сообщества для дальнейшей проработки законопроекта.

«Введение обязательной занятости для маргинальных и асоциальных элементов считаем возможным, но распространять эту практику на всё население считаем неприемлемым», — считают в правительстве Кировской области.

«Указанные проблемы, связанные с ростом безработицы, снижением реальных доходов населения, социальным иждивенчеством, наличием теневого сектора экономики и неформальной занятости населения, действительно имеют место», — говорится в ответе заместителя председателя правительства Свердловской области, министра финансов Галины Кулаченко. В правительстве предлагают установить переходный период для введения и реализации законопроекта.

Наказывать за тунеядство считают справедливым в некоторых трудящихся коллективах — например, на заводе ОАО «Балаковорезинотехника» в Саратовской области была организована встреча с профсоюзным коллективом предприятия и «вопрос о принятии закона нашел активный отклик и поддержку». В Самарском электромеханическом заводе предлагают также возродить систему «лечебно-трудовых профилакториев для асоциальных элементов».

«Быть тунеядцем — это моральный выбор»

Большинство регионов, не поддержавших законопроект, ссылаются на противоречие действующей Конституции РФ и международным актам. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, несмотря на то что он «разделяет оценку остроты проблемы снижения авторитета человека труда в современных условиях», считает, что наказание за тунеядство «вызовет ухудшение международного имиджа нашей страны как демократического государства».

Вице-губернатор Еврейской автономной области Геннадий Антонов уверен, что в нынешних российских реалиях нельзя вводить наказание за тунеядство. В Советском Союзе под правом на труд подразумевалось «получение гарантированной работы», и это право обеспечивалось «социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства». Однако Конституция РФ таких обязательств не предусматривает.

«Тунеядство признается настолько социально опасным явлением, что за него предусматривается не административная, а уголовная ответственность. Между тем уголовная ответственность влечет за собой судимость, которая препятствует дальнейшему трудоустройству. В итоге принятие законодательной инициативы приведет к тому, что граждане РФ будут вынуждены устраиваться на любую работу, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности», — считают в администрации Смоленской области.

Фракция «Справедливая Россия» не поддержала законопроект. Первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Алла Кузьмина говорит, что «тунеядцы — это процент общества, который избегает работы, это их моральный выбор по отношению к семье, обществу и государству. Быть иждивенцами у государства неправильно, но любые меры принуждения здесь не помогут, это вопрос воспитания. Если государство не может дать работу гражданам, то они в этом не виноваты».

Федеральные ведомства — Министерство труда и социальной защиты, Министерство юстиции, администрация президента — единогласно высказались против принятия законопроекта.

В Минтруде считают, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения к административной или иной ответственности: «Согласно ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду».

В Минюсте полагают, что «ограничение конституционного права гражданина на труд может повлечь за собой умаление иных прав граждан (право на мирные собрания, на управление делами государства, на осуществление предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности, на образование, на свободу творчества и преподавания), поскольку обязательность осуществления трудовой деятельности связана с использованием значительного объема свободного времени гражданина, необходимого для реализации им своих конституционных прав».

Слово ответчику

Автор законопроекта о тунеядстве Андрей Анохин к осенней сессии Законодательного собрания Санкт-Петербурга планирует доработать текст документа с учетом предложений регионов.

«Чтобы учесть мнения всех регионов и получить консолидированную поддержку моей идеи борьбы с тунеядством и повышения престижа честного труда, данная законодательная инициатива требует доработки», — говорит он в своем письме к председателю заксобрания Вячеславу Макарову.

Профессор Института современного развития Алексей Скопин рассказал, что регионы, поддержавшие введение наказания за тунеядство, хотят таким образом пополнить бюджет недополученными налогами.

— В России сложилась большая социальная группа, которая работает в теневом секторе экономики, то есть они делают что-то, но не платят налоги, — например, те, кто занимается умственным трудом — пишут книги, рисуют картины. По данным Министерства труда, у нас 37 млн официально не занятых граждан. Законопроект может подтолкнуть россиян, чтобы они начинали регистрироваться как занятые. В некоторых регионах до 70% жителей занято в теневой экономике, а не официально. Поэтому главы субъектов, которые поддерживают законопроект, думают о пополнении бюджета, сокращении расходов на пособия по безработице и установлении прозрачности на рынке труда. Госстатистика эти вещи не улавливает, поэтому федеральные власти не всегда понимают суть проблемы. Те главы, которые выступили против, думают с точки зрения прав человека и Конституции, — говорит эксперт.

Скопин напомнил, что в этом году в Белоруссии был введен налог на тунеядство для тех, кто более полугода не был официально трудоустроен.

— В Белоруссии также стоит остро проблема теневой экономики — в стране очень многие зарабатывают на транзитной торговле, а уровень официальной занятости составляет 20–25% от общей численности населения, — сказал он.

По данным Росстата, в июле 2015 года численность занятых экономической деятельностью в России составила 73,1 млн человек, число безработных — 4,1 млн человек, а уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) — 5,3%. По сравнению с июлем 2014 года, количество занятого населения уменьшилось на 0,3%, а число безработных, наоборот, увеличилось на 7,9%.

В учреждениях службы занятости на учете в качестве безработных на июль этого года стояло 975 тыс. человек, что на 13,1% больше, чем в прошлом году. Около 800 тыс. россиян получали пособие по безработице. Отметим, что на 2015 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, а максимальная — в размере 4,9 тыс. рублей.

1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 2 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;

прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда или переселения безработного в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

3. Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случаях:

отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

отказа по истечении месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

абзац исключен с 3 мая 1999 г. - Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ

Информация об изменениях:

отпуска по беременности и родам;

выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме;

призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

5. Размер пособия по безработице сокращается на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).

6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ статья 35 настоящего Закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

7. Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В СССР тунеядство порицалось на идеологическом уровне и грозило бездельнику ответственностью. Современное российское законодательство не считает отказ от работы преступлением. Но разговоры о введении в правовое поле наказания за тунеядство ведутся регулярно.

💡 Кто такие тунеядцы и существует ли это понятие в современном российском законодательстве

Тунеядство – понятие родом из СССР. В 1961 году Президиум ВС РСФСР принял Указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Таким образом, тунеядцы – это трудоспособные граждане, которые вели соответствующий образ жизни и получали нетрудовые доходы (например, от сдачи в аренду земельных участков, жилья, автомобиля и пр.).

Наказание за тунеядство отменили вместе с распадом СССР, и современное законодательство РФ не содержит упоминания о данном социальном явлении и наказании за нежелание работать.

Но разговоры о том, что в России нужна ответственность за тунеядство, ведутся регулярно. Разработанные законопроекты предлагают как возобновление уголовного преследования необоснованно безработных, так и их ограниченный доступ к набору социальных благ.

💸 Возможный законопроект о налоге на тунеядство

Смысл законопроекта, предусматривающего введение взноса для нетрудоустроенных граждан, состоит в следующем: безработные без уважительной причины должны будут вносить ежегодную плату за «пользование социальной инфраструктурой». Ежегодно регионы платят за каждого безработного в ФОМС около 18 тыс. р., что позволяет ему получать медицинскую помощь. Предполагаемый налог на тунеядство авторы проекта оценили в сумму 20 тыс. р.

Обсуждения о необходимости налога на тунеядство связаны с желанием вернуть выпадающие налоги из бюджета за счет неработающих граждан. Планируется, что платить налог будут граждане, являющиеся безработными без уважительной причины. Исключением станут следующие категории нетрудоустроенных:

  • состоящие на учете в Центре занятости; ; ;
  • лица, осуществляющие уход за несовершеннолетними;
  • граждане с источниками дохода, с которого платят налог;
  • деревенские жители.

👇 К каким проблемам может привести введение налога

Вероятное введение налога на тунеядство вызвало волну критики. Такое новшество может вызвать следующие проблемы:

  1. Принуждение граждан к работе вступает в противоречие с действующей Конституцией. Это косвенно ограничит граждан в других неотъемлемых правах: например, праве на собрания, участие в госуправлении, занятие предпринимательством и пр.
  2. Неясен механизм реализации закона: как Минтруд отличит тех, кто получает «зарплату в конверте» или не хочет работать, от добросовестных граждан, не имеющих возможность работать: например, жен офицеров, студентов, а также недавно уволенных граждан, не пожелавших становиться на учет в центр занятости, представителей творческих профессий и пр.
  3. У квалифицированных профильных специалистов возникают сложности с поиском подходящего места. Им придется соглашаться на низкоквалифицированный труд, чтобы на них не распространялось действие закона.

⚡ Противоречит ли введение налога на тунеядство нормам существующего законодательства

Введение штрафных санкций и налога за тунеядство противоречит российскому законодательству. Конституция в ст. 37 гарантирует соотечественникам право на свободный труд и запрещает принуждение к работе.

Статья 1 Закона «О занятости населения в РФ» позволяет гражданам самостоятельно распоряжаться способностями к труду. В этой же статье подчеркивается, что незанятость не служит основанием для привлечения граждан к ответственности – административной или иной.

🔎 Мнение независимого эксперта

– Почему перестали привлекать тунеядцев к ответственности, как раньше? Было ли тунеядцев раньше больше или меньше, чем сейчас?

– Тунеядцев перестали привлекать к ответственности, так как это противоречит международным правовым нормам, действующей Конституции и базовым демократическим принципам.

Тунеядцев в СССР по сравнению с РФ было гораздо меньше. Так, за 3,5 года действия Указа «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» (1961-1964 гг.) наказание за тунеядство понесли около 37 тыс. человек.

Причина низкой распространенности тунеядства была даже не в наличии уголовной ответственности. Проблема не имела колоссального масштаба, так как гражданам гарантировали трудоустройство на государственном уровне и способы получения дохода без официальной работы были ограничены. Для сравнения – в современной России не трудоустроено около 37 млн экономически активного населения (по оценкам Минтруда). Многие из этих людей фактически работают, но налоги не платят.

Конечно, тунеядство является проблемой для государства и ведет к выпадающим доходам из бюджета. Но вопрос «работать или нет» должен быть личным моральным выбором гражданина, и никто не может принудить человека к труду без его желания. У государства есть другие механизмы для выведения доходов граждан из тени: например, введение льготных режимов налогообложения.

❓ Часто задаваемые вопросы

В Беларуси существовал налог на тунеядство, но в 2018 году он был отменен.

Трескова Клавдия Анатольевна

Закон о тунеядстве в России на начало 2020 года не принят. Хотя проект разрабатывали на протяжении всего 2019 года. На данном этапе эксперты считают, что документ содержит множество недоработок, которые необходимо устранить до принятия. Чтобы разрешить вопрос с занятостью трудоспособных россиян, которые уклоняются от работы, за основу хотят взять опыт СССР и Республики Беларусь.

  1. Как боролись с тунеядцами в СССР
  2. Наказание иждивенцев в Белоруссии
  3. Кто не попадает в тунеядцы
  4. Изменения в налоге
  5. Тунеядство в России
  6. Борьба с безработицей в развитых странах

Бробанк расскажет, кто такие тунеядцы, какими способами их наказывали в Советском Союзе и как проходит борьба с тунеядством в России, Белоруссии и развитых странах.

Как боролись с тунеядцами в СССР

До возникновения СССР борьба с тунеядцами не велась. Такое явление только получало социальное неодобрение. Когда к власти пришли большевики, началась перестройка всей политической системы. Для этого требовались деньги и трудовые ресурсы. Новое Правительство считало, что тунеядцев нужно перевоспитывать.

Такие идеи отразились в декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. По этому документу все жители Советского Союза, которые получали доход не от полезного обществу труда или использовали наемных работников, лишались политических прав. В 1951 году вышел указ о борьбе с иждивенцами. Но исполнение указа ограничилось осуждением только 1% безработных из 150 тысяч.

В СССР тунеядство рассматривали в 3 формах:

  • бродяги;
  • попрошайки;
  • лица, ведущие «паразитический образ жизни».

Полезными обществу считались только граждане, которые работали по найму в государственных организациях или на предприятиях. Самозанятость в современном понимании тогда порицали.

Во времена СССР тунеядцам грозило 4 года исправительных работ

Еще активнее бороться с «паразитирующими» гражданами начали в 1982 году. В учреждения сферы услуг отправляли наряды милиции. Если находили граждан, которые не работали в течение 4 месяцев, им присваивали статус лица без определенного рода занятий. Тем, кому был присвоен такой статус, грозило 4 года исправительных работ.

Уголовное наказание за тунеядство в России отменили в 1991 году. Тогда приняли указ «О занятости населения» и ввели понятие безработных граждан.

Наказание иждивенцев в Белоруссии

Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.

От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:

  1. Мать или отца ребенка до 7 лет.
  2. Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
  3. Адвокатов.
  4. Нотариусов.
  5. Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
  6. Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.

Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.

Во второй половине 2017 года граждане Беларуси начали протестовать, и властям пришлось идти на уступки. Штрафы за тунеядство отменили, а тем, кто уже заплатил его, вернули деньги. Но полностью налог не отменили. В 2018 году Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». По последним новостям в Белоруссии тунеядцами считают не работающих, не обучающихся и тех, кто не занят предпринимательством.

Кто не попадает в тунеядцы

В новом Декрете прописан список граждан, с которых не взимают налог:

  • несовершеннолетние;
  • инвалиды и нетрудоспособные граждане;
  • пенсионеры;
  • родитель ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, трех и больше несовершеннолетних детей;
  • граждане, которые находятся на территории страны менее 183 дней ежегодно, что подтверждено штампом о въезде-выезде из страны.

Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ

Также налог могут не выплачивать те граждане, которые участвуют в финансировании государственных расходов. Например, служащие по призыву, участники творческого союза, студенты дневной формы обучения, священнослужители.

Изменения в налоге

По сравнению с прошлыми декретами, нынешний документ указывает на изменения в форме сбора денег, но отношение к уклоняющимся от работы гражданам не изменилось. Основные положения нового закона о тунеядстве в Белоруссии:

  1. Понятия налога на тунеядство больше нет. Его не применяют для финансирования расходов государства.
  2. Внесенные платежи возвращают гражданам.

Неработающих без объективных причин граждан Беларуси переименовали в «социальных иждивенцев». Вероятно, экономическое давление на эту категорию белорусов продолжится, предположительно через оплату всех остальных социальных благ.

Тунеядство в России

Идеи о введении налога для иждивенцев в России возникали у законодателей несколько раз. В 2016 году в Министерстве труда и социальной защиты РФ поднимали вопрос о введении налога для безработных граждан. Позже предлагали установить административную и уголовную ответственность для тунеядцев в России. Несмотря на то, что в обществе идею восприняли негативно, разрабатывать форму сбора средств с иждивенцев продолжали. Правительство опиралось при этом на опыт соседней Белоруссии.

С неофициальной занятостью в России также пытаются бороться. Уже введен закон о налогообложении доходов самозанятых граждан. Но о налоговых сборах с иждивенцев эксперты отзываются отрицательно. Потому что после принятия такой инициативы могут пострадать некоторые граждане и организации:

Кто пострадает Причина
Жители небольших населенных пунктов В маленьких городах меньше рабочих мест и низкие заработные платы.
Центры занятости Увеличится наплыв граждан в центры занятости за получением статуса безработного, как это происходило в Белоруссии. От этого возрастут траты на пособия по безработице и перепрофилирование граждан с неконкурентоспособными профессиями.
Домохозяйки Закон не учитывает многочисленных женщин ведущих домашнее хозяйство без официальной работы, которых содержат их мужья.

С неофициальной занятостью (или тунеядством?) в России также пытаются бороться

Кроме того налоговые отчисления растут из-за повышения НДС. Более радикальные способы наказания в России за нежелание работать применить не могут, так как принудительный труд запрещен по Конституции. В последний раз создание закона о безработице упоминали в 2018 году. После этого вопрос больше не поднимали.

Борьба с безработицей в развитых странах

Государства Европы в качестве борьбы с тунеядством принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан

В Америке безработные не смогут получить пенсию при достижении законодательно установленного возраста, хотя пособие по безработице достаточно велико. Оно составляет около 350 долларов в неделю. Выплачивают его тем лицам, которых сократили после более чем 3 месяцев работы. Однако срок выдачи пособия ограничен, его выдают только в течение 26 недель.

Трескова Клавдия Анатольевна

Клавдия Трескова - высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Тамбовское областное государственное казенное учреждение

"Центр занятости населения № 4"

В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам выплату пособий по безработице в период поиска работы, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Большинство граждан, получающих пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются предоставленными им правами и выполняют свои обязанности. Однако в практике работы службы занятости нередки случаи предоставления гражданами недостоверных сведений о себе, сокрытия факта трудоустройства или других обстоятельств, влияющих на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или возможность его назначения. Иногда состоящий на учете безработный гражданин, считает, что если он работает без оформления, то он имеет полное право быть зарегистрированным в качестве безработного и работать. Но это является большим заблуждением и неисполнением Уголовного Кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», нарушение которых влечет за собой уголовную и административную ответственность.

Под попыткой получения либо получением пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии, материальной помощи и иных социальных выплат обманным путём следует понимать такие действия гражданина, в результате которых у него появляется возможность незаконно получать выплаты за счёт федерального бюджета.

К основным случаям получения пособия по безработице обманным путем относятся:

В соответствии со статьёй 2 и п. 3. статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не могут быть признаны безработными и, соответственно, не имеют права на получение пособия по безработице следующие категории граждан:

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

Следует отметить, что обнаружение фактов незаконного получения пособия по безработице и злоупотребления официальным статусом безработного может происходить на любом из этапов постановки на учёт, а также в течение всего периода безработицы.

Ответственность граждан

В случае установления фактов попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем в соответствии с п. 2 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Получение социальных выплат незаконным способом, сокрытие факта занятости, представление подложных документов и недостоверной информации влечет:

1. Уголовную ответственность:

Статья 159.2 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество при получении выплат»

Мошенничество проявляется в обмане либо злоупотреблении доверием работников службы занятости путем сокрытия определенных фактов (трудоустройство, назначение пенсии, наличие свидетельства о регистрации в качестве индивидуального

предпринимателя) или представления органам службы занятости информации, не соответствующей действительности.

Статья 327 Уголовного кодекса РФ Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

Под действие этой статьи попадают действия по подделке официальных документов, к которым относятся:

• трудовая книжка или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т.п.;

• бланки, незаполненные текстом, оттиском штампа, реквизитами предприятия и т.п., предназначенные для составления документа (бланк трудовой книжки, справки о среднем заработке и др.).

2. Административную ответственность:

В соответствии со ст. 7.27 КоАП РФ мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей.

3. Взыскание с граждан всей суммы незаконно полученного пособия по безработице и процентов за пользование чужими денежными средствами (статьи 395 и 1102 Гражданского кодекса РФ).

При установлении фактов получения или попытки получения пособия по безработице обманным путем предпринимаются меры к возмещению гражданами незаконно полученных пособий в добровольном или судебном порядке.

Центром занятости населения ведется системная работа по предотвращению попыток получения, либо получения гражданами пособия по безработице обманным путем. Справочно, по результатам работы за 7 месяцев 2017 года в центре занятости населения выявлено 7 случаев получения пособия по безработице обманным путем. Основными нарушениями являются: сокрытие безработным гражданином факта занятости, сокрытие безработным гражданином, получающим пособие, факта, когда он утрачивает право на пособие (трудоустройство). Сумма незаконно полученных средств составила 8 795,14 рублей и была полностью возвращена безработными гражданами, в добровольном порядке, в федеральный бюджет.

Чтобы не стать нарушителями закона, безработные граждане, зарегистрированные в центре занятости, а также те, кто только собирается обратиться в государственную службу занятости в целях поиска подходящей работы, при постановке на учет обязаны сообщить о себе достоверные сведения, записанные собственноручно в заявлении-анкете. Все эти сведения должны быть подтверждены документами – паспортом, трудовой книжкой, документами об образовании.

Читайте также: