Как уведомить центр занятости об отмене сокращения

Опубликовано: 01.10.2024

Вопросы отмены сокращения не регламентированы законодательством. Но для минимизации рисков претензий со стороны как сотрудников, так и контролирующих органов работодателю следует действовать аналогично тому, как он действовал в начале процедуры сокращения. Так, представляется необходимым уведомить:

Работников, в отношении которых было принято и отменено решение о сокращении.

Профсоюзную организацию, ранее уведомленную о сокращении в соответствии с ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

Центр занятости, уведомленный ранее о предстоящем сокращении на основании ст. 25 закона «О занятости населения…» от 19.04.1991 № 1032-1 (однако отметим, что никакой ответственности за несообщение службе занятости об отмене сокращения законом не установлено). Просто напишите в произвольной форме, что согласно приказа №. отменена процедура сокращения. Всего хорошего.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

Нет конечно в статье же 178 ТК РФ однозначно сказано: при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 178. Выходные пособия

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Нет, не может. Это будет нецелевое расходование бюджетных средств и повлечет административную ответственность по ст.15.14 КОАП РФ.

Увы, но при всем своем желании бывший работодатель не вправе самостоятельно выплатить работнику средний заработок за третий месяц, поскольку необходимым условием этого является предоставление уволенным по сокращению работником справки со службы занятости о том, что он в течение 2 недель после увольнения встал на учет и ему не была найдена подходящая работа (ст. 178 Трудового кодекса РФ):

Тем более, что это бюджетное учреждение.

Если бы это была коммерческая организация, то работодатель мог бы принять решение (вправе был бы это сделать) о выплате работнику какой-либо материальной помощи. Но это был бы уже не средний заработок за третий месяц после сокращения (в формальном смысле), а просто какая-либо материальная помощь.

При увольнении работника по сокращению штата и численности работников выходное пособие за третий месяц со дня увольнения на период трудоустройства выплачивается при наличии справки службы занятости о своевременной постановке на учет, если работник не трудоустроился. Если такой справки нет, то выплачивать за третий месяц не нужно.

Исходя из ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ следует, что работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников организации п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, выплачивается в день увольнения, выходное пособие в размере среднего заработка, если в течение второго месяца с момента увольнения работник не трудоустроится, то средний заработок за этот месяц. Если в двухнедельный срок с момента увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен (о чем выдается соответствующее решение указанного органа) в течение трех месяцев с даты увольнения, то в исключительных случаях по решению органа занятости работнику выплачивается средний заработок за этот третий месяц.

Это будет нарушением финансовой дисциплины и ревизия, обнаружив это, возложит на виновного обязанность возместить незаконную затрату. В принципе вы не обязаны были разъяснять о двухнедельном сроке.

ответы на вопрос:

Не каждое сокращение штата в организации требует извещения ЦЗН.

Вы не написали обстоятельства сокращения, поэтому я делаю вывод, что никаких нарушений нет.

ответы на вопрос:

Вы должны были встать на учет в двухнедельный срок с даты увольнения, чтобы иметь право на выплату третьего пособия.

В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

ответы на вопрос:

Нет, никакого уведомления направлять не нужно.

ответы на вопрос:

Трудовой договор может быть в любой момент прекращен по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ). Инициатором расторжения договора по данному основанию может являться как работник, так и работодатель. Договоренность сторон оформляется путем составления отдельного документа - соглашения о расторжении трудового договора. По мнению Минтруда России, такое соглашение можно заключить в любое время до дня, с которого стороны желают прекратить отношения. В соглашении нужно указать дату (т.е. последний день работы) и основание расторжения договора (соглашение сторон).

Если при расторжении договора работнику выплачивается компенсация или дополнительное вознаграждение, то это также указывается в соглашении. В него можно включить и иные условия (о предоставлении отпуска перед увольнением, о порядке передачи дел работником и т.п.).

Соглашение составляется в двух экземплярах, один из которых передается работнику, другой остается у работодателя. Если согласие работника и работодателя о прекращении договора оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору, то работник должен расписаться на экземпляре работодателя в подтверждение получения своего экземпляра соглашения.

Существует судебная практика, свидетельствующая о том, что для прекращения трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ достаточно прийти к взаимному соглашению. При этом форма соглашения не имеет значения. В частности, увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ признается судом правомерным при наличии заявления работника об увольнении по соглашению сторон и соответствующего приказа работодателя, даже если соглашение не было оформлено в виде отдельного документа.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

Статья 82 ТК РФ перечисляет основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, одним из которых является сокращение численности или штата работников организации или индивидуального предпринимателя. Понятие «сокращение численности» отличается от понятия «сокращение штата» тем, что при сокращении численности должность в штатном расписании остается, уменьшается лишь количество лиц, работающих в определенной должности. Например, из двух дворников на работе останется один дворник. В случае сокращения штата из штатного расписания организации (индивидуального предпринимателя) должность или целое подразделение, группа должностей, штатных единиц.

Необходимое условие для того, чтобы сокращение было признано законным – сокращение должно быть обоснованным. Верховный Суд РФ в своем определении от 03.12.2007 г. № 19-В07-34 указал на недопустимость произвольного сокращения и пояснил, что необходимость сокращения должна быть вызвана влияющими на производственный процесс факторами: экономическими, техническими, организационными и иными. Наличие указанных факторов и связь между ними и сокращением обязан доказать работодатель. Также сокращение должно быть фактическим. Например, суд вряд ли положительно оценит имевшее место исключение должности из штатного расписания, сокращение в связи с этим работника и последующее через незначительное время включение той же должности в штатное расписание снова. В этом случае суд признает увольнение незаконным и обяжет работодателя восстановить работника на работе и оплатить вынужденный прогул работника (определение Мосгорсуда от 24.06.2010 г. по делу № 33-18438).

Согласно ст. 180 ТК РФ о грядущем сокращении работодатель обязан предупредить работника под роспись не позднее, чем за два месяца до увольнения.

По общему правилу при необходимости выбрать между несколькими работниками, кого оставить, а кого сократить, должны быть уволены работники с более низкой квалификацией и низшей производительностью труда (ст. 179 ТК РФ). При равной производительности труда и квалификации предпочтение должно быть лицам, перечисленным в указанной статье ТК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» преимущественное право на оставление на работе имеют также бывшие военнослужащие, уволенные в запас, - при сокращении штата на работе, на которую они поступили впервые после увольнения в запас. Увольнение беременных по данному основанию невозможно (ст. 261 ТК РФ).

В случае если работодатель имеет в местности нахождения сокращаемого работника свободные вакансии, которые подходят работнику по уровню его квалификации и не противопоказаны ему по состоянию здоровья, работодатель обязан предложить занять их работнику. Желательно предложить работнику даже временную работу, т.к. в противном случае увольнение может быть признано незаконным, а работник – восстановлен на работе (определение Мосгорсуда от 01.07.2010 г. по делу № 33-19668\2010).

Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников организации может являться массовым. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и территориальных соглашениях. В настоящее время утверждены критерии массового увольнения в электроэнергетике, лесном сельском хозяйстве, водном транспорте, угольной промышленности и пр. В случае массового увольнения выборный профсоюзный орган подлежит уведомлению работодателем не менее чем за три месяца до сокращения (ст. 82 ТК).

Также не менее чем за три месяца при массовом увольнении работодатель обязан известить об этом органы службы занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В случае, если критерии массового увольнения отсутствуют, органы службы занятости должны быть извещены не позднее, чем за два месяца до увольнения из организации и не позднее, чем за две недели в случае, если работодатель – индивидуальный предприниматель. В уведомлении должны быть указаны должность, профессия, специальность, квалификационные требования к работнику, условия его оплаты. Сведения предоставляются в отношении каждого из увольняемых работников.

Форма уведомления утверждена Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения (утв. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99). Органы государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения в некоторых случаях самостоятельно утверждают такие формы. В Москве, например, указанные формы утверждены Департаментом труда и занятости населения города Москвы в соответствии с п. 4.2.3. Положения о Департаменте труда и занятости населения города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 08.02.2012 г. № 33-ПП).

В судебной практике сформулирована позиция, согласно которой нарушение порядка, сроков уведомления органов службы занятости, или отсутствие такого уведомления при отсутствии других нарушений не должно влечь признание увольнения незаконным и восстановление работника на работе, т.к. обязанность извещения работодателем органов службы занятости установлена не ТК РФ, а относится к сфере содействия работодателей в обеспечении занятости населения (определение Мосгорсуда от 26.01.2012 г. по делу № 33-1982, определение Мосгорсуда от 26.01.2012 г. по делу № 33-2127).

Организация обязана уведомить органы службы занятости о предстоящем сокращении численности или штата работников не менее чем за два месяца до увольнения. Сам по себе факт направления или не направления организацией уведомления прав работников не затрагивает и основанием для признания увольнения незаконным и восстановления работника на работе не является.

Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните сейчас!

Работодатель издал приказ о сокращении численности и уведомил службу занятости по месту регистрации компании, предоставив все необходимые данные на сокращенного работника (ч.2 ст.25 Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991 г. "О занятости населения в РФ"). После сокращения работник обратился в службу занятости по своему месту жительства (иной район субъекта РФ по отношению к месту регистрации компании) для постановки на учет и выдачи справок для получения среднемесячного заработка, где данных о его сокращении не оказалось. Управление государственной службы занятости составило протокол об административном правонарушении на должностное лица компании и направила документы в суд с целью привлечения к административной ответственности.

Задача и ее решение

01.06.2010 года работодатель ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» издал приказ №457 о сокращении нескольких должностей в службе охраны предприятия. Под сокращение попала Петрова П.П. (фамилия и инициалы изменены), зарегистрированная и проживающая в селе Михайловка, Михайловского района, Приморского края.

В соответствии с ч.2 ст.25 Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991г. "О занятости населения в РФ" работодатель уведомил службу занятости о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, не позднее чем за два месяца. При этом данные в службу занятости были отправлены работодателем одновременно на всех сокращаемых работников без градации их по месту жительства или регистрации. Указанные документы были отправлены в службу занятости по месту регистрации фирмы – Уссурийский район Приморского края.

Приказом № 694 от 02 августа 2010 года указанные работники были уволены по п.2 части 1 ст.81 ТК РФ по сокращению штата.

В течение недели после увольнения Петрова П.П. обратилась в службу занятости по своему месту регистрации и жительства (Михайловский район) с целью постановки ее на учет. По указанным выше причинам сведения о ее высвобождении в службе занятости Михайловского района отсутствовали, что привело к серьезным недоразумениям со стороны службы занятости по отношению к обратившемуся гражданину.

В результате, 11 августа 2010 года Управлением государственной службы занятости Приморского края был составлен протокол №10 об административном правонарушении в отношении должностного лица ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» (заместителя генерального директора по кадрам), совершившего по мнению службы занятости правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП (не предоставление сведений), выразившееся в не предоставлении в службу занятости по месту жительства работника сведений о его планируемом высвобождении, обязанность предоставить которые предусмотрена ч.2 ст.25 Закона о занятости населения.

Материалы административного производства Управлением государственной службы занятости Приморского края были направлены в мировой суд для рассмотрения по существу.

Будучи начальником юридического отдела фирмы, я представлял в суде по доверенности интересы заместителя генерального директора по кадрам, в отношении которого было возбуждено административное производство.

Основным доводом защиты по данному дело служил тот факт, что законом прямо не предусмотрено направлять предусмотренные ст.25 Закона о занятости населения сведения в орган службы занятости по месту жительства или регистрации работника. При условии, что такие сведения были направлены в любой орган службы занятости на территории РФ в установленные законом сроки, суд по моему мнению, должен был признать протокол об административном правонарушении незаконным и отказать в требованиях службы занятости за отсутствием состава правонарушения в действиях должностного лица фирмы.

23 сентября 2010 года мировой судья с/у №66 города Уссурийска рассмотрела материалы дела и вынесла Постановление по делу об административном правонарушении, признав должностное лицо заместителя генерального директора по кадрам виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде штрафа (номер дела №5-635/2010). С моими доводами мировой судья не согласилась.

Не согласившись с Постановлением мирового судья я обжаловал его.

14 октября 2010 года Уссурийский районный суд (номер дела №12-25/2010) вынес решение по моей жалобе, по которому Постановление мирового судьи участка №66 города Уссурийска Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, было отменено. Производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП – в связи с отсутствием в действиях заместителя генерального директора по кадрам состава административного правонарушения.

При этом суд указал, что в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о сокрушении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ составляют действия по непредставлению в государственный орган указанных в законе сведений (информация), а также предоставлению сведений (информации) с нарушением установленных сроков.

Пункт 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не содержит прямого указания для организации на ее обязанность при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме уведомить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий именно по месту жительства работников, а не по месту нахождения организации.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» направил в КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска» факсимильной связью и затем почтой сведения о планируемом сокращении штата работников предприятия (л.д. 17-21), в том числе и на Петрову П.П.

Как следует из информации, предоставленной КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска», сведения о высвобождении работника Петровой П.П. поступили именно от ОАО «322 АРЗ» и зарегистрированы за № 01-04/1236.

Привлекая заместителя генерального директора по кадрам к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП, мировой судья не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» направило в КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска» сведения о высвобождаемых работниках, в том числе и на Петрову П.П.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением считается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.

Поскольку, как установлено судом, ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в письменной форме сообщил в органы службы занятости не менее чем за два месяца при принятии решения о сокращении численности или штата работников по месту нахождения организации - г. Уссурийск Приморского края, то производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях должного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Суд принимая такое решения не нашел оснований для привлечения должностного лица работодателя к ответственности в силу отсутствия в законе прямого указания на необходимость предоставлять указанные выше сведения в службу занятости по месту жительства работника.

При этом мое личное (я полагаю объективное) мнение по данному вопросу однозначно на стороне службы занятости. Гражданин, пусть и уволенный по всем формальным правилам трудового законодательства, не должен быть ущемлен в его правах (в данном конкретном случае в сроках постановки его на учет в службе занятости). Также как и орган службы занятости не должен причинять гражданам определенные неудобства в связи с формальным подходом работодателей, хотя в моем случае все изложенное было совершено не умышлено. Полагаю, что п.2 ст.25 Закона о занятости населения подлежит доработке, в части жесткой регламентации того, куда должны подаваться требуемые сведения: по месту жительства или регистрации работника, или по месту регистрации фирмы.

Пробел в праве обеспечил мне очень интересный, да и к тому же выигрышный процесс.

Чего удалось добиться

Решение мирового судьи было отменено, дело по привлечению должностного лица к административной ответственности за непредоставление сведений в службу занятости прекращено. При этом суд указал, что Закон РФ "О занятости населения в РФ" не содержит прямого указания на обязанность компании уведомлять службу занятости именно по месту жительства работника.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» - вы можете проголосовать за него.

Можно ли отменить приказ о сокращении

В некоторых случаях руководству предприятия приходится сокращать сотрудников. Обычно это случается, если в организации наступил кризис или было принято решение оптимизировать штат. Но иногда ситуация меняется, и необходимость увольнять работников пропадает. В таком случае следует провести отмену сокращения штата. Образец приказа обязательно понадобится для этой процедуры.

Причины для отмены сокращения

Руководитель любого предприятия может провести процедуру сокращения штата. При этом все сокращённые сотрудники получают выплаты, положенные им согласно законодательству России или, к примеру, Украины, и приступают к поискам нового места работы.

Если ситуация изменилась, то руководитель имеет полное право отменить ранее принятое решение о сокращении работников. Для этого он создаёт новый приказ, отменяющий предыдущий документ. Причин для таких действий может быть несколько:

Как оменить приказ о сокращении

  • Неожиданное увеличение штата. В связи с тем, что работник продолжает трудиться на своём месте, то нанимателю не нужно выплачивать ему компенсацию. Сотрудник продолжит получать зарплату.
  • Перевод работника на иную должность. В этом случае за ним обычно сохраняют прежний заработок.
  • У организации нет денег на обязательные выплаты сотрудникам, попадающим под увольнение. Порой компенсации бывают довольно высокими. Кроме того, уволенных работников может быть много. И в том, и в другом случае предприятие может оказаться не в состоянии покрыть расходы на денежные выплаты. Выходом может стать отсрочка сокращения, которая позволит организации изыскать необходимую сумму для осуществления выплат уволенным.
  • При оформлении документов были допущены ошибки. Всю процедуру сокращения проводят заново, при этом работники продолжают выполнять должностные обязанности до срока, установленного новым приказом руководства.
  • Приказ о сокращении штата составил человек, не обладающий правами на осуществление таких действий. Эта ситуация возникает довольно редко, но если она произошла, то все документы оформляются повторно уполномоченным сотрудником.

Необходимо отметить, что это лишь самые распространённые основания для проведения отмены сокращения сотрудников. Руководство организации может провести эту процедуру по любой уважительной причине.

Этапы процедуры

Быстро отменить действие приказа о сокращении численности работников не получится. Эта процедура состоит из следующих этапов:

Приказ об отмене сокращения

  1. Создание нового приказа, отменяющего действие предыдущего. Если согласно первоначальному распоряжению уволить нужно было несколько работников, то составлять отдельный приказ на каждого нет необходимости. Одного документа, в котором перечислены все сотрудники, будет более чем достаточно.
  2. Составление уведомлений об аннулировании предыдущего приказа, а также о том, что связанные с ним извещения отозваны. Уведомляют сотрудников только в письменной форме. Извещения необходимо вручить под подпись каждому работнику, указанному в приказе.
  3. Ознакомление работников с новым документом. Это действие необходимо для того, чтобы каждый сотрудник знал о своём месте на предприятии и обо всех переменах, которые касаются его должности. Если наниматель отказывается ознакомить своих работников с документом, отменяющим сокращение, то они имеют право в течение месяца обратиться в судебные органы с соответствующим иском. Кроме того, если в рабочий график попадающих под увольнение людей будут внесены изменения, то об этом также следует сообщить всем, упомянутым в приказе.
  4. Оповещение Профсоюза и Центра занятости населения при условии, что ранее их уведомляли о предстоящем сокращении кадров.

До окончания действия приказа на сокращение его можно отменить. Если работникам уже вручены уведомления об увольнении, то следует выдать новые, составленные согласно последнему документу.

Нюансы проведения

Сокращение по приказу

При проведении сокращения кадров на нанимателя ложится обязанность уведомить об этом местный Центр занятости населения. Такая мера позволяет сокращённому работнику быстро встать на учёт в Центре занятости, а также в короткий срок найти новую работу. Но когда есть вероятность того, что сокращения кадров всё-таки удастся избежать или будет возможность восстановить работников в их должностях, то сообщать об этом в Центр занятости нет смысла.

Главное, уведомить сотрудников и о сокращении кадров, и об отмене этой процедуры. В обоих случаях это следует производить лишь в письменном виде. Если работники извещаются по телефону или в устной форме, то проверить эти факты не представляется невозможным, а значит, сокращение можно оспорить, то есть признать недействительным на том основании, что человек не знал о нём.

Необходимо учитывать возможность того, что кандидат на увольнение найдёт новое место работы до того, как сокращение будет отменено. В такой ситуации работник может прекратить трудовые отношения или по собственному желанию, или по соглашению сторон. Не требовать уволить его по сокращению, не претендовать на специальные выплаты он не имеет права, так как согласно статье 81 ТК РФ инициировать сокращение может лишь сам наниматель.

Но тем не менее эта ситуация достаточно сложна, так как бывший работник может обратиться за защитой своих прав в Профсоюз и судебные органы. Чтобы избежать этого, некоторые работодатели сохраняют за такими сотрудниками все компенсационные выплаты.

Оформление приказа

Смысл этого распорядительного акта состоит в том, чтобы аннулировать предыдущее распоряжение об увольнении сотрудников в связи с сокращением. Строгого образца для этого документа не существует. Его оформляют в произвольном виде, но согласно установленным правилам, то есть на официальном бланке предприятия и с подписью руководителя.

Издать такой приказ можно лишь на протяжении двух месяцев, следующих за датой оповещения сотрудников о предстоящем увольнении. В нём обязательно должна содержаться такая информация, как:

Как написать уведомление

  • Причина принятия решения об отмене увольнения.
  • Реквизиты всех распоряжений, которые следует аннулировать.
  • Указания работникам кадровой службы о том, что необходимо оповестить Центр занятости населения, а также другие государственные органы об изменении решения руководства организации.
  • В случае если некоторые работники, попавшие под сокращение штатов, уволились на протяжении периода предупреждения по собственному желанию, то следует распределить их должностные функции между остальными сотрудниками, указав необходимую информацию в этом документе.
  • Ответственные лица, которые обязаны контролировать соблюдение всех условий распоряжения. Чаще всего эта функция возлагается на самого руководителя.

В тексте распоряжения отдельным пунктом нужно отметить, что с ним обязательно должны быть ознакомлены главный бухгалтер и старший сотрудник отдела кадров предприятия. Аннулированный документ хранят в архиве, так как уничтожать его нельзя, поскольку документ зарегистрирован.

Письмо об отзыве предыдущего извещения

Извещение, содержащее информацию об отзыве уведомления о предстоящем увольнении, составляют в свободной форме. Но в него обязательно включают:

  • сообщение о факте отмены сокращения, содержащее ссылку на приказ;
  • уведомление о том, что трудовой договор будет продолжаться с сохранением прежних условий;
  • информацию о том, что работник не будет уволен в связи с сокращением, а если он не желает продолжать работать у этого нанимателя, то имеет право уволиться по собственному желанию.

Этот документ должен быть адресован каждому работнику лично. Его обязательно необходимо подписать руководителем предприятия.

Особенности вручения уведомления

Вручение уведомления

Работник организации, получивший извещение о сокращении своей штатной единицы, не считается уволенным. Его увольнение производится только если есть подписанный и заверенный печатью кадровой службы предприятия приказ. Лишь в этом случае в трудовую книжку сотрудника может быть внесена соответствующая запись. Наниматель имеет полное право потребовать вернуть ему ранее выданное извещение о сокращении, если появилась возможность не проводить эту процедуру или же нет оснований увольнять определённого сотрудника.

Чтобы избежать недоразумений и двусмысленных ситуаций при вручении уведомлений, следует придерживаться определённого порядка. Он включает в себя следующие действия:

  1. Работнику, который попадает под увольнение в связи с сокращением, извещение об отмене предоставляют под подпись.
  2. Сотрудник расписывается на двух экземплярах документа, один из которых хранится в личном деле этого человека.

Приказ о сокращении и наоборот

Если по каким-то причинам работник отказался подписывать уведомление, то при двух свидетелях составляется соответствующий акт об отказе. Он также вносится в личное дело. Необходимо отметить, что в такой ситуации сотрудник теряет право требовать расчёт и положенные сокращающимся специальные компенсационные выплаты. Если этот человек всё-таки хочет разорвать трудовые отношения с организацией, то ему придётся либо написать заявление по собственному желанию, либо попросить нанимателя о составлении приказа на увольнение по соглашению сторон.

Досрочно уволенные сотрудники

Статья 180 Трудового кодекса Российской Федерации говорит о том, что наниматель имеет право уволить сотрудника по сокращению штата до истечения срока предупреждения. Но это возможно лишь в случае, если человек дал на такую процедуру своё письменное согласие. Необходимо сказать, что указанное согласие не может изменить правовую составляющую увольнения, то есть работник считается уволенным именно в связи с сокращением. Изменяется лишь дата прекращения трудовых отношений и размер полагающейся ему компенсации.

При досрочном увольнении могут возникнуть такие ситуации:

Отмена сокращения штата

  • Если соглашение между работодателем и сотрудником заключено, но человек ещё не уволен, то отмена сокращения аннулирует это соглашение, так как такое увольнение может быть осуществлено лишь из-за уменьшения штатного количества сотрудников. Отмена этой процедуры оставляет штат неизменным, следовательно, сотрудника нельзя увольнять по сокращению.
  • Сотрудник уволен досрочно, он получил все причитающиеся выплаты. Возможно, что он уже работает в другой организации. В этом случае процедуру увольнения в связи с уменьшением численности работников считают завершённой, так как к моменту отмены приказа трудовой договор был расторгнут, а для увольнения имелось законное основание. В отношении должностей таких работников лучше не проводить процедуру отмены сокращения. Будет правильнее вновь вернуть их в штатное расписание. Кроме того, для предотвращения споров о правой составляющей уменьшения численности персонала нужно предложить указанные должности прежде всего уволенным работникам, причём сделать это рекомендуется в письменной форме.

Как отменить сокращение штата

В последнем случае необходимо чётко понимать, что если сотрудник был уволен до оформления приказа об отмене сокращения, то восстановить всё в короткие сроки не представляется возможным. Согласно Трудовому кодексу, восстановить сокращённую штатную единицу можно не ранее, чем через полгода.

Уменьшение количества рабочих мест и, как следствие, числа сотрудников регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Работодатель имеет право применять эту меру, но при этом он обязан должным образом уведомить своих работников. Кроме того, при изменении ситуации на предприятии можно отменить приказ о сокращении, а уведомленным работникам выдать извещения, ставящие их в известность о новом положении дел.

Войти через госуслуги или

Предоставление сведений о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников

Описание услуги

Для того, чтобы сдать отчетность через Интерактивный портал организации необходимо войти в личный кабинет или пройти регистрацию для создания личного кабинета.
Заполнить заявку на создание личного кабинета дистанционно.
Сотрудник Центра направит код активации на адрес электронной почты, указанной в карточке организации.

После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые формы. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Предоставлние отчета в электронном виде считается иполнением обязательств работодателя по предоставлению сведений о высвобождении.


При сокращении численности или штата работников, ликвидации организации, работодатель осуществляет следующие мероприятия:

  • издает приказ, в котором указываются основание, причины и срок высвобождения работников, их категории и количество, а также состав и порядок работы комиссии, занимающейся вопросами высвобождения;
  • определяются кандидатуры на увольнение с учетом требований ст.ст.179,261,269 ТК РФ;
  • посредством личного кабинета работодателя, сообщает о предстоящем увольнении работников в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае массового увольнения работников – не позднее, чем за три месяца (индивидуальные предприниматели не позднее чем за 2 недели);
  • сообщает в письменной форме об увольнении выборному профсоюзному органу данной организации в эти же сроки;
  • представляет информацию о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» (Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 486).

О предстоящем высвобождении предупредить работников персонально и под расписку, не менее чем за два месяца до дня увольнения, предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника (ст.180 ТК РФ); Предупредить лиц, увольняемых в связи с сокращением численности или штата работников, а также ликвидацией организации, о том, что им следует в течение двух недель со дня увольнения обратиться в территориальный отдел центра занятости населения для регистрации в целях подбора вариантов подходящей работы; Выдать трудовую книжку уволенному работнику, произвести с ним окончательные расчеты в день увольнения.

Работодатель имеет право:
С письменного согласия работника расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего месячного заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст.180 ТК РФ). В случае представления работодателем сведений о массовом увольнении работников или выявления угрозы массового увольнения для минимизации негативных последствий массовых увольнений ГКУ ЦЗН предлагает создать временный консультационный пункт на территории предприятия с целью информирования высвобождаемых работников об услугах службы занятости, содействия им в трудоустройстве и разъяснению положений Трудового Кодекса.
Критерии массового увольнения (определены Московским трехсторонним соглашением на 2019-2021гг.):
Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.
Сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Читайте также: