Как занятость населения влияет на экономику страны

Опубликовано: 16.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Меренкова А.С., Новикова Н.В. Факторы и условия занятости населения в регионе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20582 (дата обращения: 17.05.2021).

Теория развития региональной экономики описана в каждом учебнике по профильной дисциплине. Однако, региональная экономика, как и любая другая, видоизменяется под влиянием многочисленных факторов и современных условий развития регионов. Занятость населения является одним из основных показателей регионального развития, который также подвержен изменениям деловой активности людей в той или иной хозяйственной системе региона с течением времени.

Выявление факторов, влияющих на занятость населения, является одной из важнейших проблем современной теории и практики управления региональным развитием. В зависимости от связи с внешней средой, факторы, влияющие на занятость трудоспособного населения региона, можно разделить на внешние и внутренние (рисунок 1).


Рисунок 1 – Факторы, влияющие на развитие занятости в регионе

К внешним основным факторам и условиям развития занятости населения региона относятся: политические, экономические, социальные, инновационные.

Государственная политика регулирования занятости населения в регионах Российской Федерации, прежде всего, направлена на достижение баланса в области решения социально-экономических проблем. Кризисные тенденции в экономике объективно влияют на рост социальной напряжённости на региональных рынках труда, поэтому современная политика занятости населения нуждается в более эффективных, обоснованных и системно реализуемых подходах.

Управление занятостью в регионах включает составление программ управления трудом и занятостью в рамках реализации государственной политики в сфере труда и занятости. Однако сегодня в сложных социально-экономических условиях реализация программ содействия занятости на региональном уровне затруднена по причине бюджетного дефицита, поэтому наиболее перспективным направлением повышения эффективности государственной политики в области занятости является реализация активных программ служб занятости совместно со всеми заинтересованными органами власти и предпринимателями по созданию новых рабочих мест и содействию самозанятости населения. При этом каждый регион должен самостоятельно разрабатывать программы по управлению занятостью населения, реализуя взвешенный комплексный подход и используя возможности взаимодействия государственных структур с предпринимателями по созданию новых рабочих мест.

Государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы», разработанная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации была принятая 27 ноября 2012 года Правительством Российской Федерации. Она определила пути совершенствования государственного управления в сфере занятости населения. В 2014 году вышла в свет новая редакция данной программы [2]. Ее реализация должна содействовать повышению уровня занятости населения и обеспечению защиты прав граждан в области труда, оптимизации процесса принятия государственных решений в рассматриваемой сфере и повышению эффективности деятельности в данной сфере общественных отношений.

б) Экономические факторы. В данную группу факторов можно включить эффективность рыночных механизмов, стабильность системы налогообложения, устойчивость банковской системы и другие. Экономические факторы могут оказывать существенное влияние путем:

- льготного налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места;

- прямого финансирования предприятий малого и среднего бизнеса;

- финансирования любых проектов, связанных с поддержкой самозанятости населения региона в различных формах (индивидуальный предприниматель, фермер и т.д.);

- поддержки крупных инвестиционных проектов, реализация которых связана с созданием сразу большого количества рабочих мест;

- поддержки инновационных проектов, связанных с модернизацией и автоматизацией рабочих мест с внедрением передовых технологий и т.д.

в) Инновационные (технологические) факторы. Инновации оказывают огромное влияние на развитие занятости населения. Внедрение информационных технологий позволяет быстро осуществлять поиск работы, отправлять резюме на электронную почту, обучаться и повышать квалификацию онлайн в режиме реального времени или дистанционно. Уровень инновационной активности населения в регионе, использование новых технологий, мобильность способствуют эффективному развитию занятости в регионе.

В современных условиях вся информация центров занятости населения размещается на их официальных сайтах. Издаются информационные материалы (буклеты в печатном и электронном видах) по основным направлениям деятельности центров занятости, например, «Выпускнику школы (для старшеклассников, готовящихся к поступлению в учебное заведение)», «Выбор профессии», «Организация оплачиваемых общественных работ», «Трудоустройство подростков на временную работу», «Если Вам грозит увольнение» (работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников)», «Профессиональное обучение – это Ваш шанс найти работу», памятка безработному гражданину (извлечения из Закона РФ «О занятости населения в РФ» [1] и многая другая информация. Таким образом, центры занятости всё активнее внедряют информационные технологии.

г) Социальные факторы: уровень и качество жизни населения (заработная плата, размер прожиточного минимума, обеспечение населения необходимыми благами: здравоохранение, образование, защита прав человека, обеспечение жильём и т.д.) также оказывают большое влияние на развитие занятости населения в регионе.

Основными внутренними факторами являются:

- особенности системы органов управления занятостью населения в регионах;

- особенности спроса и предложения на региональном рынке туда;

- особенности системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов.

а) К особенностям системы органов управления занятостью населения в регионах можно отнести:

- относительная самостоятельность в реализации региональной политики в сфере занятости населения с учетом региональной специфики;

- передача многих полномочий и функций государства по управлению занятостью населения на региональный и местный уровни;

- развитие системы коммерческих участников в системе управления занятостью населения в регионах (появление коммерческих кадровых агентств, консалтинговых компаний и т.д.).

Для формирования банка вакансий специалисты центров занятости населения сотрудничают с руководителями и работниками кадровых служб предприятий. Специалистами центров оказывается населению государственная услуга информирования о положении на рынке труда определенному кругу лиц на основании личного обращения граждан с заявлением-анкетой. Наиболее востребованная информация – это спрос на рынке труда, возможностях трудоустройства либо получения профессии или переподготовки/повышения квалификации по востребованным профессиям. Специалисты центров занятости также содействуют в переподготовке и повышении квалификации кадров определенных специальностей.

В целях содействия трудоустройству безработных граждан центрами занятости населения организуются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, включая организацию общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов.

б) Особенности спроса и предложения на региональном рынке трудовых ресурсов. Если спрос выше, чем количество предложений вакансий в той или иной сфере деятельности, то возникает некоторая напряженность на рынке труда и занятости населения, последствия которой могут привести к:

- росту женской безработицы;

- преобладанию безработных граждан, не имеющих соответствующего профессионального образования и опыта;

- дефицит работников определенных профессий. В последние годы увеличилось количество молодых людей в возрасте от 18-29 лет, получивших услугу по профориентации. При этом учитывалась такая особенность, что третья часть из них имеет профессии, не востребованные на рынке труда региона (например, в Свердловской области много выпускников-юристов, тогда как региону нужны рабочие специальности для восстановления и развития промышленности), а остальные не имеют профессии вообще, поэтому им рекомендуются профессии (специальности), востребованные на рынке труда региона;

- сокращению работников вследствие ухудшения экономического положения предприятий и организаций региона.

в) Особенности системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. Следует отметить, что любые формы обучения должны осуществляться с учетом не только потребностей граждан, но и потребностей регионального рынка туда. Необходимо предусмотреть наличие образовательных организаций по подготовке кадров различных сфер экономики региона.

В связи с тем, что в 2014-2015 гг. увеличилось количество одиноких и многодетных родителей, то в регионах практикуется дистанционная форма профориентации. Одинокие и многодетные родители и мамы, которые имеют детей до трех лет, не всегда могут выехать из дома с целью получения профессии (специальности) востребованной на рынке труда. Поэтому им рекомендуется дистанционное обучение с возможностью получения профессии (специальности), не выезжая за пределы постоянного места жительства.

Как правило, центры занятости успешно сотрудничают по вопросам профессиональной ориентации граждан с управлениями образованием администраций районов, входящих в субъект РФ, со школами, а также с существующими на территории региона профессиональными учебными заведениями.

В регионах в целях содействия занятости населения также предусматриваются программы профессионального обучения граждан. Профессиональное обучение ориентировано на овладение всеми делающими востребованными на рынке труда района и округа профессиями. При этом, учитываются гарантийные письма работодателей, ходатайства администраций поселений района на обучение под конкретные рабочие места или с целью дальнейшей самозанятости граждан. Профессиональное обучение безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности и самозанятости является одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки. При этом заключаются договора на проживание обучаемых в период прохождения профессионального обучения. Формирование учебных групп проводится в соответствии с потребностями рынка труда. Средняя продолжительность профессионального обучения в зависимости от региона может составлять 2,8 месяца, профессиональной переподготовки – 2,4 месяца, а повышения квалификации – 1,1 месяца.

Таким образом, на состояние занятости населения в регионе влияние многочисленные внешние (политический, экономический, инновационный, социальный) и внутренние (особенности системы органов управления занятостью населения в регионах, спроса и предложения на региональном рынке туда, системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов) факторы.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение экономического роста

Экономика любого государства существует за счет постоянных финансов и переменных. К постоянным относят те, что государство выделяет периодически, на поддержание определенных процессов экономического, социального, финансового назначения. К переменным относят в основном инвестиционные потоки, которые носят непостоянный характер, снабжая экономику дополнительными финансовыми ресурсами и давая особые преимущества и возможности.

Экономический рост это очень хорошая тенденция для любого государства, это то, к чему необходимо стремится. Такой рост дает стабильную экономику, уверенность в завтрашнем дне, надежду на будущее процветание.

Экономический рост имеет колоссальное значение для государства и населения страны, так как он способен:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Экономический рост и занятость населения 430 руб.
  • Реферат Экономический рост и занятость населения 250 руб.
  • Контрольная работа Экономический рост и занятость населения 250 руб.
  • Развивать научную и исследовательскую работу. Стабильный экономический рост сопровождается большими финансовыми вложениями в науку и исследования, так как за этим будущее, чтобы не терять конкурентные позиции на рынке и открывать что-то новое в различных областях;
  • Поднимать уровень жизни населения, в том числе за счет глубокой социальной политики. Эта тенденция практически одна из первых говорит о благосостоянии экономики страны, так как ее народ и есть страна, чем выше уровень комфорта людей, чем больше денежных средств выделяется на сокращение безработицы, на социальные нужды, на образование, тем выше уровень экономического развития и роста;
  • Развивать все аспекты инфраструктуры. Экономический рост сопровождается хорошей инфраструктурой, которая включает транспортное сообщение, наличие большого количества торговых точек, медицинских учреждений (включая платные), предприятий общественного питания, внешнего облика страны, туризма, мест развлечений и т.д. Без инфраструктуры слабо предполагается рост экономики в принципе.

Экономическим ростом и его результатами можно вполне себе управлять, их можно направлять в нужное русло, контролировать и снижать риск наступления негативных последствий, для этого необходимо сформировать грамотный аппарат управления, иметь стабильное финансирование и выделять достаточно средств и внимания на инновационные идеи.

Характеристика занятости населения

Абсолютно любая экономическая система зависима от трудовых ресурсов, так как они составляют ту часть экономических отношений, без которых невозможно существование государства в принципе. Люди – это и ресурсы страны и мира, без которых невозможно все остальное.

Трудовые ресурсы – это рабочее население страны, которое участвует в экономических процессах, и приносит доход государству.

Надо заметить, что чем больше рабочего населения в стране, тем лучше экономическая обстановка, тем выше потенциал страны и возможности.

Рабочее население, то есть те, кто занят в процессах производства, торговли, здравоохранения, образования, социальной сфере и т.д., составляет налоговый актив для государства и его бюджета. Так как бюджет формируется из налоговых отчислений, то именно рабочий класс обеспечивает большую долю этих отчислений.

Занятость населения можно определить в стране с помощью показателя безработицы, если этот показатель большой, обычно это более 25%, то в данном случае в стране слишком мало рабочего населения и можно предположить, что в экономике такой страны есть существенные проблемы.

Низкий показатель занятости населения может возникать по разным причинам:

  • Слабая экономика, где неразвито производство и другие отрасли промышленности и народного хозяйства. Экономика таких стран не имеет возможности снабдить всех рабочими местами, ввиду чего в государство процветают бедные кварталы;
  • Неофициальная работа граждан. Данная проблема стала основной во многих даже развитых странах. Люди скрывают свою занятость, что уклоняться от уплаты налогов, также им в этом помогают сами работодатели, которые также предпочитают не платить налоговые отчисления в бюджет государства, так как это слишком большие статьи расходов;
  • Экономические кризисы и оптимизация рабочей силы. Кризисы в экономике происходят периодически, не зависимо от желаний граждан страны, это связано с общемировыми тенденциями и политикой, проводимой государством. Прежде всего, кризисы ударяют по рабочей силе, сокращая рабочие места, в последнее время, это тенденция получила название «оптимизация кадров». Когда предприятие начинает сокращать бюджет, то начинается это с сокращение работников, большая часть которых потом переходит в разряд безработных.
  • Следовательно, государство не всегда может обеспечить полную занятость трудовым ресурсам населения, так как есть множество препятствий этому. Надо отметить, что рабочее население создает условия благосостояния для всех остальных граждан страны: пенсионеров, детей, инвалидов и т.д.

Экономический рост и занятость населения

Экономика страны очень сильно влияет на уровень занятости населения. Даже, надо сказать, что государство может контролировать и регулировать этот процесс.

Так, если в стране наблюдается экономический рост, то, скорее всего, занятость население высокая, так как при экономическом росте наблюдается:

  1. Рост объемов производства, торговли и т.д. Повышение уровня продаж и выпуска продукции подразумевает большее количество людей, участвующих в этом процессе.
  2. Развитие внешних отношений и налаживание торговых связей, что также преследует цели максимального уровня продаж и производства.
  3. Развитие таких отраслей как туризм, гостиничное хозяйство, развлечения. В стране с экономическим ростом повышается уровень благосостояния населения, которое способно выделять и тратить деньги не только на первичные потребности, но и на отдых, а индустрия развлечений зарождает новый бизнес и новые рабочие места.
  4. Развитие науки. Как известно, если в стране кризис, то, прежде всего, страдает научные отрасли, поэтому в период экономического роста именно наука начинает возрождаться, что приводит к формированию новых рабочих мест и т.д.

То есть, когда в стране наблюдается экономический рост, то все показатели экономики, включая занятость населения, растут. В дальнейшем такая динамика приводит к еще большим возможностям, например, снижение безработицы до минимума, что будет способствовать росту бюджета страны.

021915 1235 1 Занятость и безработица в системе экономических отношений
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, сложностью и неоднозначностью ситуации с безработицей в нашей стране и необходимость поиска путей ее снижения. В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике в конце ХХ века, на пути формирования современной рыночной экономики не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан. Во-вторых, достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. За время проведения реформ в России полностью сформировались региональные рынки труда, которые отличаются заметной дифференциацией и интенсивностью протекающих процессов, различными структурными сдвигами и адаптационными возможностями. Понятие «рынок труда» – весьма сложная и во многом новая для России категория. Сегодня положение на российском рынке труда определяется ситуацией на рынке труда в разных субъектах Российской Федерации, поэтому вопросы занятости населения в настоящее время приобретают актуальнейшее значение для любого региона. И не для кого не секрет, что самой актуальной проблемой регионального рынка труда сегодня является безработица.

В работах этих авторов особый акцент делается на раскрытии таких проблем, как:

– раскрытие понятие, сущности и условиям формирования рынка труда как экономической категории;

– характеристике занятости и безработицы, их основным признакам;

– последствия безработицы для национальной экономики;

– государственное регулирование рынка труда и проблемам государственного вмешательства.

Объектом
исследования является рынок труда, безработица и занятость в разрезе местного рынка труда г. Краснодара.

Предмет исследования – экономические отношения, складывающиеся между участниками рынка труда.

Целью исследования является разработка предложений по снижению напряжения на местном рынке труда на примере г. Краснодара.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

– раскрыть понятие занятости и безработицы, раскрыть их экономическую сущность;

– анализ рынка труда муниципального образования г. Краснодара и выявить основные его проблемы;

– определить основные пути и способы регулирования занятости на примере муниципального образования г. Краснодара.

1.1 Рынок труда как экономическая категория

Под рынком труда понимается система правовых, социально-экономических и трудовых отношений, в рамках социального мира и согласия, возникающих между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций, на основе спроса и предложения, по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, социальной защиты и поддержки и т.п. Необходимо отметить, что отношения на труда не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с управлением занятостью на предприятиях на региональном и федеральном уровнях.

На наш взгляд, к основным элементам [7] рынка труда относятся субъекты рынка труда, правовые акты, правила и нормы, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда, конъюнктура, спрос и предложение, конкуренция, мобильность на рынке труда, инфраструктура рынка труда. Важное как теоретическое, так и практическое значение имеет выделение и характеристика различных видов рынка. В научной литературе, посвященной изучению рынка труда, используются многочисленные вариации общего понятия «рынок труда» [8]. На наш взгляд, наиболее детальная и полная классификация представлена в монографии М.Г. Гильдингерш [9]. Однако в ней отсутствуют некоторые существенные признаки, которые в значительной степени характеризуют процесс формирования рынка труда в России. Наряду с дополнением существующих классификаций, в настоящей работе предпринята попытка уточнить содержание уже установленных признаков. Итак, в обобщенном виде, с учетом авторских добавлений и уточнений, критерии классификации, конкретизирующие категорию рынка труда, можно характеризовать по различным признакам и представить в следующем виде.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать применительно к условиям Российской Федерации с ее специфическим федеративным типом построения государства и соответствующим административным делением – федеральный рынок труда, рынки труда федеральных округов, субъектов федерации, республиканские, краевые, областные, районные рынки труда, рынки труда крупнейших мегаполисов, городские и сельские рынки труда. На уровне межгосударственных отношений можно вести речь о международном рынке труда, а также о рынках труда крупных межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский и т.д.).

По степени государственного воздействия: контролируемый и неконтролируемый. Неконтролируемый рынок труда не охвачен услугами государственных органов трудоустройства и практически не регулируется государством.

По критерию временных параметров: текущий, перспективный, потенциальный и прогнозный рынки труда.

По уровню организации различают организованный и неорганизованный рынок труда. Функционирование организованных рынков труда регулируется определенными нормативными актами.

По степени развития: совершенный и несовершенный. Рынок труда является совершенным в том случае, если а) образует однородную совокупность; б) является конкурентным; в) не персонифицирован; г) обладает прозрачностью.

По степени привлекательности: первичный и вторичный. Первичный рынок труда характеризуется высокой заработной платой, постоянной занятостью на режимах полного рабочего времени, высокой квалификацией и возможностью профессионального роста. Вторичный рынок труда характеризуется временной или менее стабильной занятостью, невысокой заработной платой, низкой квалификацией работников.

По степени эластичности: гибкий рынок труда и жесткий рынок труда. К гибкому рынку труда можно отнести следующие положения: применение нестандартных форм занятости, использование нестандартных режимов полного рабочего времени, повышение гибкости в вопросах найма и увольнения, развитие различных форм профессиональной подготовки и переподготовки, совершенствование процедур определения и изменения заработной платы.

По критерию интегрированности выделяют понятия интегрированного рынка труда и локального рынка труда. Развитие рыночных отношений ведет к формированию интегрированного рынка труда, состоящего из конечного множества локальных рынков труда, сегментированных как в региональном и демографическом плане, так и в разрезе профессий, групп профессий, статусных социальных групп.

В региональном плане различают: асимметричные (непропорциональные), которым присущи существенные перекосы в соотношении контролируемого и неконтролируемого рынков труда, диспропорции в отраслевой и профессиональной структуре занятости; равновесные (с относительно развитыми структурами рынка труда, в условиях регулируемого роста безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений); диверсифицированные, характеризуемые высокой степенью реструктуризации занятости и саморегуляции, относительно стабильным уровнем безработицы и сокращением регистрируемой безработицы.

По демографическим признакам различают рынок труда женщин (для него характерны возможные продолжительные перерывы в работе, снижение профессиональных способностей); рынок труда молодежи (его особенность — высокая мобильность, низкий уровень квалификации); рынок труда пенсионеров и лиц предпенсионного возраста (низкая экономическая активность, невысокая производительность труда).

По критерию социальной группы различают рынок преимущественного физического труда (рабочие); рынок преимущественного умственного труда (служащие); рынок преимущественного творческого труда (научная и художественная интеллигенция); рынок труда менеджеров и специалистов (техническая интеллигенция, директорский корпус, предприниматели); рынок крестьянского труда (включил фермеров).

По критерию соотношения спроса и предложения труда выделяют понятие равновесного (сбалансированного), дефицитного (спрос превышает предложение) и избыточного (предложение превышает спрос) рынков труда [10].

Развитие рыночных отношений предполагает исследование возникающих проблем, в том числе и на рынке труда с позиций государственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно в условиях такого государства, как Российская Федерация, с его значительными внутрирегиональными различиями, которые могут повлиять на формы проявления тех или иных принципов рыночной экономики и возможности обеспечения межрегионального взаимодействия при размещении производства и формировании региональных рынков. Поэтому существует настоятельная необходимость рассмотрения рыночных отношений в их региональных формах, формирование на их основе региональных рынков различного объема и масштаба. В целом на характер формирования и функционирования региональных рынков влияют разнообразные группы факторов и условий, взаимосвязанных между собой. К ним, прежде всего, относятся:

- хозяйственно-экономические факторы – хозяйственная, отраслевая специализация региона, экономическая структура, инвестиционная активность, транспортные коммуникации и др. [11].

В настоящее время идет активный процесс формирования рынка труда в России. И хотя он в окончательном, развитом виде еще не сформирован, имеются все его основные элементы. Формирование российского рынка труда происходит под влиянием большого количества разнообразных факторов, вызывающих влияние на тенденции и условия его развития. Эти факторы различаются по уровню функционирования, по своему характеру, степени и направлениям воздействия на рынок труда. Так, например, рабочая сила в России отличается чрезвычайно низкой территориальной мобильностью, порожденной многими факторами: особенностями Менталитета, административными препонами, неразвитым рынком жилья и др. Территориальные различия в природных условиях и ресурсах, демографической базе и экономическом потенциале определяют характерные черты формирования рынка труда в том или ином регионе. Исходя из этого можно выделить три уровня системы различных факторов: макроуровень, региональный и микроуровень [11].

Таким образом, чтобы рыночные отношения и региональный рынок труда были в состоянии обеспечить эффективное развитие и функционирование воспроизводственного процесса, необходимы определенные элементы и соответствующие социально-экономические условия. Естественно, что наличие упомянутых элементов и создание перечисленных условий в первую очередь зависит от стартового уровня развития региональной экономики и функционирования локальных воспроизводственных циклов, определяющих пространственно-временной характер формирования тех или иных региональных ресурсов. Большое значение при этом имеет проблема формирования адекватной складывающейся в регионе экономической ситуации политики на рынке труда, являющейся неотъемлемой частью региональной социально-экономической политики.

1.2 Понятие, экономическая сущность и виды занятости и безработицы

Проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест [13].

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.

Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы.

Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов [14].

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

В международной статистике широко применяются категории «экономически активное население» и «экономически неактивное население».

Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), к экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг, включая производство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования. Это следующие категории: лица наемного труда — рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т.п.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режиме неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

Трудовой статус экономически активного населения количественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени (12 месяцев или один календарный год). По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых.

К экономически неактивному населению международная статистика относит всех, кто, независимо от возраста, не входит в категории экономически активного населения, о чем говорилось выше.

В составе экономически неактивного населения можно выделить также несколько групп. Самую большую группу составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.

К экономически неактивному населению относятся также отдельные функциональные группы населения, такие, как занятые на неоплачиваемой общественной работе, лица, оказывающие добровольные, бесплатные услуги, другие лица, занятые деятельностью по оказанию милосердной помощи социально слабым слоям населения.

К той же категории экономически неактивного населения относятся лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных и объективных причин. Они составляют особую группу в классификации экономически неактивного населения.

Помимо категории занятости, понимаемой как занятость в общественном производстве, есть категория незанятости. Эта категория включает два понятия — безработицы и вынужденной незанятости.

Согласно определению международных организаций – МОТ и ОЭСР, безработные — это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился на работу, но еще не приступил к работе. Так, например, в США безработными считаются гражданские лица, которые: 1) не имели занятости в течение недели обследования; 2) предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращаясь непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости, либо к друзьям); 3) лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.

В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам [15]:

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в 1990 г. уровень зарплаты работников нефтедобывающей промышленности опережал уровень зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1995 г. - уже в 2,7 раза. В то же время в машиностроении наблюдалась обратная тенденция: уровень зарплаты в 1990 г. примерно равнялся средней зарплате по отраслям экономики, а в 1995 г. он составлял уже 80% от средней зарплаты по народному хозяйству.

На 1 ноября 1996 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения).

Если к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12% экономически активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.

2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.

3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятия (организации) , не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.

5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование промышленных предприятий, проведенное в июле 1993 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.

6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.

8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

В соответствии с российским законодательством пособие по безработице составляет в первые три месяца 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев - 60, а в оставшиеся полгода - 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше средней заработной платы в регионе.

В декабре 1993 г. среднее пособие по безработице было эквивалентно 1,1 минимума заработной платы и составляло 38% прожиточного минимума. В декабре 1994 г. размер средних выплат на одного безработного (они включают пособие по безработице, единовременные выплаты материальной помощи и пособия на иждивенцев) увеличился до 2,3 минимальной заработной платы, но снизился до 36% прожиточного минимума. В 1995 г. средние выплаты на одного безработного составили 96 тыс. руб. по сравнению с 48,1 тыс. руб. в декабре 1994 г., или 2,2 минимальной заработной платы (30% прожиточного минимума) .

В среднем за 1995 г. пособия выплачивались половине безработных, имеющих право на получение пособия. Остальные либо не имели такого права (поскольку получали выходное пособие от предприятия или были уволены по статьям КЗоТ), либо им приостановили выплату пособия на срок до трех месяцев (как правило, за нарушение режима перерегистрации). Из общего числа безработных - обладателей пособия в 1995 г., 49,2% получали его в минимальном размере, равном минимальной заработной плате.

В регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие в минимальном размере оказалась существенно выше: в Республике Дагестан - 85,5%, в Республике Ингушетия - 66, в Ивановской области - 57,3%. Можно сделать вывод, что уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий. Однако, согласно информации Федеральной службы занятости, в ряде регионов политика местных властей направлена на сокращение данной статьи расходов региональных фондов занятости.

Осенью 1995 г. впервые возникли проблемы с выплатами пособий по безработице. Если в начале 1996 г. во многих российских регионах задержки с выплатой пособий составляли 3 месяца, то к концу года они увеличились до 4-6 месяцев. Особенно острая ситуация сложилась в регионах с высоким уровнем безработицы, число которых возросло с 58 в конце 1995 г. до 65 в конце 1996 г. Поступающие на расчетные счета служб занятости средства сразу же расходуются на выплату пособий. Но поскольку поступление денег происходит неравномерно, службы занятости не могут выплатить пособия всем безработным, кто их должен получать. Поэтому в ряде регионов разработаны "приоритеты" в выплате задержанных пособий. Так, в одной из областей выплаты производятся в первую очередь безработным, в семьях которых есть другие безработные, во вторую - одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в третью - одиноким безработным и т.д.

Расчеты показывают, что в 1996 г. на пособия, включая выплаты иждивенцам, должно было приходиться 37,2% общих расходов фонда занятости, а в 1997 г. их доля составит 27%. Сокращение на десять процентных пунктов означает, что либо уменьшится численность безработных, либо значительно возрастет сумма средств, аккумулируемых в фондах занятости. Но эти предположения маловероятны , поскольку экономический кризис в стране продолжается, и число простаивающих, некредитоспособных предприятий растет. Следовательно, сокращается и налогооблагаемая база для отчислений в фонды занятости.

Данные обстоятельства учитывались разработчиками Федеральной программы содействия занятости населения на 1996-1997 гг. И хотя в ней указаны лишь общие суммы расходов фонда занятости, можно подсчитать, что годовая сумма выплат на одного безработного (пособие, материальная помощь, пособие на иждивенцев и т.п.), который получил бы все причитающиеся ему средства (был бы безработным в течение всего срока и более, имел бы двух детей), составит 1 млн. 90 тыс. руб., или 90,8 тыс. руб. в месяц. Поскольку с мая 1996 г. минимальная заработная плата уже составляла 75,9 тыс. руб. в месяц, а в 1997 г. повышена до 83,5 тыс. руб., вряд ли следует ожидать какого-либо улучшения материального положения безработных.

Правда, этого можно добиться, сократив количество безработных и соответственно увеличив выплаты на одного безработного. Такой механизм в программе указан: "Предполагается усовершенствовать порядок назначения пособий по безработице в повышенном размере, увязав его с продолжительностью периода уплаты страховых взносов (стажем работы) и причиной увольнения". В большинстве стран с рыночной экономикой пособие или страховка по безработице не выплачивается работникам, уволившимся по собственному желанию. В российской экономике число подобных увольнений (другими словами, вынужденных увольнений из-за остановок производства, невыплат заработной платы и т.п., поощряемых администрацией, которой выгоднее такая форма выбытия занятых, чем сокращение персонала, поскольку последнее влечет за собой выплату трехмесячного выходного пособия) намного опережает количество высвобождений работников по инициативе администрации. Федеральная служба занятости, отслеживая причины увольнений на своем сегменте притока в ряды безработных, показывает, что те, кто был уволен в связи с сокращением численности персонала, составили всего 30% от зарегистрированных безработных. Данные Госкомстата по всем крупным и средним предприятиям показывают, что увольнения по экономическим причинам (сокращение численности или ликвидация предприятия) в 1996 г. составили не более 7-9% всех увольнений. Складывается впечатление, что вынужденные увольнения продолжают оставаться второстепенной по важности причиной, не превышая 25% всех увольнений на промышленных предприятиях. Введение же такого ограничения на поучение пособия, как увольнение по собственному желанию, фактически будет означать резкое сокращение числа регистрируемых безработных. В наибольшей степени это затронет самую бедную категорию граждан, для которых даже мизерное пособие по безработице нередко является единственной формой денежных поступлений в семейный бюджет. Обследование безработных, проведенное в 1996 г., показало, что для 14,8% семей зарегистрированных безработных пособие - первый по значимости источник существования, а для 34% семей - второй.

Отличительной чертой России являются необычно большой отток из рядов безработных. Сопоставляя ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина - с низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Начиная с первого квартала 1994 г. началось увеличение притока, приведшее к тому, что ежемесячный темп притока в ряды безработных составил 0,5% (от численности занятых).

Хотя показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6-7% безработных ежемесячно находят работу. Как для притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных различий.

Низкие показатели притока связаны с решением предприятий, которые могут как целенаправленно сокращать излишнюю рабочую силу, так и полагаться на добровольное выбытие работников - в связи с уходом на пенсию и с увольнением по собственному желанию. В принципе, рост уровня увольнений должен как-то проявиться в повышении притока в ряды безработных. Однако предприятия весьма неохотно и слабо сокращают работников. Значительная часть притока в ряды безработных связана с добровольными решениями рабочих. Следует, однако, оговориться: разграничительную черту между добровольными и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы по собственному желанию может быть вынужденным. Но даже имея это в виду, следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.

Со стороны оттока из рядов безработных данные Федеральной службы занятости показывают, что уровень трудоустройства не только высок - свыше 40% всего оттока, - но и направляется почти исключительно в государственные предприятия, с постепенным ростом доли сферы услуг и сокращении доли промышленности и сельского хозяйства. Хотя и наблюдается рост средней продолжительности поисков работы, что 60-80% трудоустраивающихся находят работу менее чем за 4 месяца. Итак, для тех, кто нашел работу, будучи безработным, период пребывания без работы был относительно коротким: примерно треть находило работу менее, чем за месяц в 1995 и одна пятая - в 1996 г.

Тем не менее, наблюдается снижение уровня оттока и уровня трудоустройства на протяжении 1996 г. Это изменение может объясняться и изменением предложения труда, и сокращением создания новых рабочих мест. Учитывая общую жесткость макроэкономической политики правительства на протяжении первой половины 1995 г., представляется вероятным, что доминировало сокращение спроса на труд, что привело к сокращению количества свободных рабочих мест и снижению оттока из рядов безработных.

Вот уже более полугода официальный уровень безработицы и количество официально зарегистрированных безработных составляют 3,4% и 2,5-2,6 млн. человек соответственно. Безусловно, меры, принимаемые Федеральной службой занятости РФ по смягчению напряженности на рынке труда, сдерживанию массового высвобождения, особенно на градообразующих предприятиях, несколько стабилизировали ситуацию. Однако приведенные цифры характеризуют лишь уровень официальной безработицы. Если же учесть около 2 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках или работающих неполный рабочий день (их нельзя отнести напрямую к безработным, но они по тем или иным причинам могут ими стать), то на конец января 1997 года 9,5% экономически активного населения (6,9 млн. человек) испытывало проблемы, связанные с занятостью.

Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных. Это наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда. Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом отсутствии шансов себя реализовать. Вакансии же начинают появляться с оживлением производства и сферы услуг, т.е. с созданием новых рабочих мест. Особенно тяжелая ситуация складывается в моногородах и закрытых территориальных административных формированиях, где в отличие от больших городов у людей нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или шахта), нет возможности заняться своим делом (даже торговлей), потому что у потенциальных покупателей - таких же безработных - нет денег.

Такое сложное и многогранное явление как безработица - следствие процесса разделения труда, о котором Смит писал как о величайшем прогрессе в производстве, что привело к высвобождению рабочей силы с ростом ее производительности [12]. Далее – технический прогресс, облегчивший труд работников, и соответственно, сокративший необходимость привлечения большого количества служащих.

Для осуществления государственной политики занятости необходимо дифференцировать безработицу [8,98]. В современной экономической теории принято выделять фрикционную, обусловленную добровольным переходом работника с одного места работы на другое; структурную, возникающую в результате несовпадения структуры спроса на труд и его предложения; циклическую безработицу, вызванную циклическими спадами производства и уменьшающую совокупный спрос на труд [6]. Циклическая безработица имеет место, если фактическая безработица превышает уровень естественной. Последняя включает фрикционную и структурную безработицы. Ее уровень достаточен для удовлетворения предложения труда, обеспечения гибкости рынка труда и создания конкуренции на данном рынке.

Последствия безработицы проявляются на всех уровнях экономической и социальной жизни, оказывая непосредственное влияние на существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

В последние годы проблемам занятости и безработицы уделяется особенное внимание, что, несомненно, положительно сказалось на рынке туда [5]. Проанализируем динамику численности безработных на рисунке 1. В период с 2000 по 2007 год наблюдалась тенденция к снижению количества безработных, достигнув значения в 4518 тыс. человек по всей России, что соответствует уровню безработицы в 6% против 10,6% в 2000 году. Это, в первую очередь, связано с возрастанием валового внутреннего продукта.

Однако с наступлением мирового экономического кризиса её уровень резко возрос на 2,3% (1765 тыс. чел.). Повторный рост проявился в 2015 году (на 0,4% по сравнению с уровнем 2014 г.), что вызвано ослаблением национальной валюты почти в два раза. Следовательно, увеличились издержки производства, что приводит к соответствующему росту себестоимости продукции, для уменьшения которой экономические субъекты вынуждены сокращать штат.

Как уже было отмечено, уровень безработицы является результатом динамики ВВП. Проанализируем взаимосвязь между данными показателями, рассчитав коэффициент корреляции на основании данных Федеральной службы государственной статистики [13].

Расчёт тесноты связи между объемом ВВП в ценах 2011 г. и уровнем безработицы за 2011 – 2015 гг.

ценах 2011 г., млрд. руб.

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики

Таким образом, можно сделать вывод о наличии довольно высокой обратной взаимосвязи между исследуемыми показателями, то есть с ростом ВВП уменьшается уровень безработицы в стране.

Учитывая многообразие и неоднозначность последствий безработицы, важно, чтобы госполитика занятости исходила из типа безработицы. Для снижения уровня фрикционной безработицы государство обеспечивает:

1) информационную открытость рынка труда, создавая площадки для взаимодействия предложения труда и спроса на него через биржи труда;

2) мобильность рабочей силы посредством развития рынка жилья, а также устранения территориальных барьеров между субъектами федерации [10].

Структурная безработица снижается при соответствии рабочей силы имеющемуся спросу через программы профессиональной переподготовки.

Наибольшей сложностью отличаются методы борьбы с циклической безработицей. В этом случае государству необходимо обеспечить условия для повышения спроса на товары и услуги, что приведёт к росту выручки экономических субъектов и затем к расширению производства, для которого необходима дополнительная рабочая сила для наибольшего удовлетворения спроса на товарном рынке.

Кроме того, государство может бороться с данным явлением в явной форме, применяя активную политику на рынке труда, или в скрытой форме – пассивную.

Меры активной политики включают мероприятия, направленные на: предотвращение сокращения количества рабочих мест, а также на переподготовку безработных, их обучение новым профессиям; создание новых рабочих мест в госструктурах, а также субсидирование создания новых рабочих мест в существующих экономических субъектах; материальную поддержку индивидуального и малого предпринимательства, которые при расширении открывают новые вакансии. Возможно и введение квот на иностранную рабочую силу в стране или регионе, что обеспечивает равномерное распределение количества безработных по округам

Наиболее активным периодом трудоспособности и готовности к новаторским идеям является именно молодой возраст [4]. Однако в связи с высокими требованиями, предъявляемыми к работникам на рынке труда, основное из которых заключается в наличии практического опыта работы, молодежь не способна реализовать свои способности. В связи с этим целесообразно открытие центров занятости населения (так, в 2016 году в Москве появился центр занятости молодежи, в котором на сегодняшний день зафиксировано более 9800 вакансий), а также создание программ для прохождения стажировки выпускниками школ и ВУЗов [3,52]. Еще одним направлением в сфере занятости молодежи выступает создание условий для получения наиболее востребованного со стороны работодателей образования. Поскольку возникла проблема ориентации системы профессионального образования не на работодателя, а на потребителя - абитуриентов и их родителей, следствием чего становится отставание системы образования от потребностей экономики страны [9]. В связи с этим наблюдается увеличение количества бюджетных мест в ВУЗах с технической направленностью и их уменьшение в учебных заведениях социально-гуманитарного профиля.

Таким образом, активная политика государства направлена на создание благоприятных условий на рынке труда. Пассивная политика, напротив, в большей степени ориентирована на сглаживание негативных последствий безработицы и включает в себя выплату пособий, материальной помощи, а также заключение страхового договора.

Согласно Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным [1]: выплату пособия по безработице; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Данный закон также устанавливает величину пособия по безработице в процентном соотношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если безработный был трудоустроен более года.

Таким образом, величина пособия находится в обратной зависимости от периода безработицы. Если же безработный стремится возобновить трудовую деятельность или впервые ищет работу, то величина пособия будет равняться его минимальной сумме. Стоит отметить, что во всех случаях величина пособия не может превышать его максимальную величину, устанавливаемую Постановлением Правительства ежегодно. И не может быть меньше минимальной величины, увеличенной на размер районного коэффициента.

На 2015 – 2017 гг. минимальный размер пособия по безработице совпадают и составляют 850 рублей, а максимальный – 4900 рублей [2].

При истечении срока выплаты пособия органами службы занятости может оказываться материальная помощь безработным.

В законе также оговорено право граждан на заключение договора добровольного страхования со страховой компанией на случай потери работы.

Таким образом, государственные меры по борьбе с безработицей весьма эффективны. Доказательством этого является ее снижение с 2000 годов в два раза. Такая тенденция положительно влияет на общую экономическую ситуацию в стране, поскольку население имеет возможность получить образование, что предотвратит дальнейшую безработицу. На рынке товаров и услуг обеспечивается устойчивый спрос, что ведет к развитию экономики, увеличению количества вакансий на рынке труда. Соответственно, уменьшается вероятность проявлений социальной нестабильности.

Список литератур

1 .Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета. № 84. 1996.

2 .Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год»// Российская газета. -№ 286.- 2016. 3.Голомолзина Н.В., Цыганкова Е.А., Колымагин В.А. Безработица в России: проблемы, факторы, методы борьбы // В сборнике: Проблемы устойчивого развития российских регионов материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Л. Н. Руднева. -2014.- С. 51-53.

4 .Кильдюшева О.А. Безработица в молодежной среде российского общества: особенности проблемы и пути борьбы с ней на современном этапе// Общество: социология, психология, педагогика. -2017. -№ 1. -С. 20-22.

5 .Климова О.С., Егорова А.Е. Безработица в России и в мире: анализ основных тенденций// Общество: политика, экономика, право. -2014.- № 1.- С. 112-116.

6 .Ляпанов А.В. К проблеме занятости населения в Российской Федерации// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.- 2014.- № 1 (24). -С. 129-139.

7. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская и др. Отв. ред.М.Л. Альпидовская и Н.В. Цхададзе.- Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 406с.

8.Подольная Н.Н. Исследование актуальных конъюнктурных проблем рынка труда: региональный аспект// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2017. -Т. 13.- № 1 (346). -С. 94-105. 9.Труфанова Н.Н. Рынок труда и сфера образования: проблема взаимодействия// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. -2015. -Т. 15. -№ 1. - С. 46-50.

10. Цхададзе Н.В. Совершенствование инфраструктуры управления рынком труда// Тенденции развития экономики и менеджмента. Казань, 2016.-С. 26-31.

11.Цхададзе Н.В., Богатская К.А. Миграция рабочей силы и ее влияние на воспроизводственные процессы// Воспроизводство России в ХХI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография, т. II / кол. авторов; под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.:РУСАЙНС,2017.- 286 с.

12. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов, государств. -М.; Л., 1935.- Т. 1.

Читайте также: