Как выявить неформальную занятость

Опубликовано: 01.10.2024

Снижение неформальной занятости и легализация трудовых отношений – это задача, решение которой приобретает сегодня особую значимость для всего населения.

Значительное число граждан, фактически осуществляющих те или иные виды деятельности, не состоят ни в трудовых, ни в гражданско - правовых отношениях, не имеют статуса предпринимателя.

Наличие нелегальной занятости приводит не только к низкой собираемости налогов, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сфере оплаты труда и охраны труда. Трудовой договор зачастую оформляется по устной договоренности, когда заработная плата выплачивается «в конверте», так называемая «серая заработная плата». Одним из признаков «серой заработной платы» является низкая заработная плата, установленная работнику, а ссылка работодателя на то, что трудовые отношения будут оформлены только после испытательного срока, является признаком «неформальной занятости» и не желанием работодателя уплачивать налоги и выплачивать официальную заработную плату, отражая ее в бухгалтерских документах.

По причине низкой правовой культуры, невозможности устроиться по договорной форме и без опыта работы, отсутствия образования многие работники, в том числе молодежь предпочитают работать без официального оформления трудовых отношений.

Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав. Использование работодателями труда наемных работников без оформления трудового договора лишает работника достойного пенсионного обеспечения, в том числе и льготного, возможности оплаты больничных листов и других видов пособий, получения банковского кредита, приобретения квартиры в ипотеку, получения социальных и имущественных налоговых выплат по НДФЛ за покупку жилья, лечение, получения образования.

Не защищен работник и от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Работодатели должны помнить, что за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа. Согласно части 4 статьи 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей наказание за отсутствие трудового договора с работником или неправильное его оформление, штраф составляет: на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; для юридических лиц - от 50 тысяч до100 тысяч рублей.

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Каждому гражданину, приступающему к работе необходимо знать, что трудовой договор с работником заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (статья 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. В соответствии со статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации приказ работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

С января 2021 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 12 792 рубля в месяц, с учетом районного коэффициента сумма минимального размера оплаты труда составляет – 14 710,80 коп.

За консультацией, а также при нарушении трудовых прав Вы можете обращаться: в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Большая Гражданская, 24, тел.: 8 (347) 277-87-18.



Негативные последствия неформальной занятости в период принимаемых мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)

Теневая занятость (или неформальная занятость), в России иногда также называемая «левой работой», — это вид занятости в неформальной экономике, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Обычно эти отношения скрываются по инициативе работодателя или работника для того, чтобы не платить налоги или обойти тот или иной закон. В этом случае расчёт обычно производится наличными, зачастую работодателя не интересует прошлое работника и его документы. Неформальную занятость можно определить как «любые виды трудовых отношений, основанные на устной договоренности». Не секрет, что некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, то есть предлагают ему работать «вчёрную». Да и многие работники (из-за «высокой» заработной платы) и по другим причинам предпочитают работать без официального оформления. Неприятность этой ситуации человек начинает понимать сегодня, в период принимаемых мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), обращаясь за пособием в центры занятости и более остро почувствует, ближе к старости.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие неофициального трудоустройства. Наличие нелегальной занятости приводит не только к низкой собираемости налогов, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сфере оплаты труда и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного страхового стажа негативно влияет на формирование пенсионных прав этой категории работников.

Кроме того, наличие неформальной занятости населения создаёт негативную среду для возникновения недобросовестной конкуренции, подрывающую основы нормальной рыночной экономики.Сегодня сложившаяся ситуация с использованием схем выплаты заработной платы «в конвертах» с целью занижения налогооблагаемой базы находится на особом контроле Правительства Российской Федерации.В Свердловской области проводится работа по выявлению работодателей, использующих труд граждан без официального оформления трудовых отношений и не уплачивающих страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Последствия неформальной занятости достаточно серьезны.

От легализации трудовых отношений, использование работодателями труда наемных работников без оформления трудового договора зависят социальные гарантии граждан, лишает работника достойного пенсионного обеспечения, в том числе и льготного, возможности оплаты больничных листов и других видов пособий, получения банковского кредита, приобретения квартиры в ипотеку, получения социальных и имущественных налоговых выплат по НДФЛ за покупку жилья, лечение, получения образования. Не защищен работник и от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. А сегодня, в период принимаемых мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) у граждан, обратившихся в центры занятости населения в целях поиска подходящей работы, получения статуса безработного и пособия по безработице возникают проблемы - невозможность подтвердить: стаж, место, период работы, опыт профессиональной деятельности, величину заработной платы, что влияет на величину пособия по безработице.На недопущения фактов неформальной занятости имеют влияние как работодатели, так и работники, осуществляя оформление трудовых отношений путем заключения трудовых договоров.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Большой вклад в решении данной проблемы могут внести сами работники, не соглашаясь на оформление трудовых отношений и получение «серой» заработной платы.

Каждому гражданину, приступающему к работе необходимо знать, что трудовой договор с работником заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. В трудовом договоре должна быть отражена сумма реальной заработной платы. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (статья 67 ТК РФ).

Работникам, вступающим в трудовые отношения необходимо ознакомиться с локальными актами работодателя (Правилами внутреннего трудового распорядка, положениями по оплате и премировании и др.); заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц; на территории Свердловской области минимальная заработная плата для всех работников –12130 рублей.

Ответственность работодателя за обнаружение нелегальной занятости и выплату «серой заработной платы» установлена статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

- штрафы за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы могут составлять в размере до 20 и 40 процентов от неуплаченной суммы налога (статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)»;

- размеры административной ответственности за невыплату заработной платы и за уклонение от оформления трудового договора существенно повышены и дифференцированы в зависимости от того, кто совершил правонарушение. За невыплату заработной платы они составляет от 1 до 100 тыс. рублей;

- за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, между работником и работодателем предусмотрены штрафы в размере от 5 тыс. рублей до 200 тыс. рублей. Предусмотрена и дисквалификация на срок от 1 года до трех лет (статья 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права»).

В крайнем случае, предусмотрена и уголовная ответственность согласно статье 199.1. Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей налогового агента». За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агентапо исчислению, удержанию налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенно в крупном размере и особо крупном размере. Размеры штрафов от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного.

Предусмотрены принудительные работы на срок до пяти лет в зависимости совершенного правонарушения и лишение свободы на срок до шести лет.

Работодателям, которые не оформляют трудовые отношения с работниками необходимо помнить, что в соответствии с действующими нормами Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях размеры административных штрафов существенно повышены и дифференцированы (в зависимости от того, кто совершил правонарушение).

Так, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 рублей.

Контролирующие органы, как правило, налагают штраф как на должностное, так и юридическое лицо.

За аналогичное административное правонарушение, ранее подвергнутым административному наказанию, влечет наложение на должных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.

Для информации сообщаем телефоны «горячей линии»:

(34349)21490 – отдел экономики Администрации Туринского городского округа

Задача Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Пуровском районе (далее – Межведомственная рабочая группа) состоит не только в получении и обмене имеющейся информаций трудовых отношениях, но и в организации совместных контрольных мероприятий. Работа в данном направлении должна проводиться в контакте с представителями отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы (далее – МИФНС), Государственной инспекции труда, а так же контрольно надзорных органов.

I. Организация работы телефонов "горячей" линии для приема информации от граждан о фактах не оформления трудовых отношений или "конвертных" формах оплаты труда, иных нарушениях трудового законодательства.

При поступлении соответствующей информации от граждан:

а) оказывать содействие в подготовке искового заявления в суд к работодателю о признании отношений – трудовыми;

б) в ГИТ ЯНАО направляется ходатайство местной Администрации поселения о проведении проверки, копия – в Межведомственную рабочую группу;

в) проводить заседание в местной Администрации поселения с приглашением "проблемного" работодателя;

2. Формирование негативного отношения среди населения к нелегальной занятости, освещение ее последствий:

а) выезд Межведомственной рабочей группы в поселения муниципальных образований с приглашением работодателей и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории данного поселения с участием представителей прокуратуры;

б) освещение проблематики в СМИ.

II. Выявление "проблемных" работодателей, допускающих нарушения трудового законодательства

В зону внимания должны попасть работодатели, имеющие расхождение в представлении отчетности:

- выплачивающие среднюю заработную плату на 1 работника ниже минимального размера оплаты труда;

- работодатели, которые уплачивают НДФЛ, но не уплачивают страховые взносы и наоборот;

- работодатели, длительное время не отчитывающиеся или представляющие нулевую отчетность;

- работодатели, имеющие количество трудовых договоров, не сопоставимое с количеством торговых точек или иных мест оказания услуг.

2.1. Для поиска данных работодателей необходимо проработать варианты:

1) получить от МИФНС № 3 России по Пуровскому району информацию об организациях, представляющих нулевые отчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

2) получить от МИФНС № 3 России по Пуровскому району информацию о хозяйствующих субъектах, не перечисляющих НДФЛ, при начислении и уплате других налоговых платежей.

Данная информация позволит выявить работодателей, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, но не уплачивающих налог на доход физических лиц, страховые взносы.

Начисление организацией НДФЛ и не начисление страховых взносов может являться признаком подмены трудовых отношений договорами подряда.

3) сопоставить информацию о суммах фонда оплаты труда, указываемого в отчетности при начислении НДФЛ и страховых взносов. Расхождения в суммах фонда оплаты труда, с которых уплачивается НДФЛ и страховые взносы, могут свидетельствовать о занижении налоговой базы.

4) совместно с представителями налоговой службы проанализировать отчетность предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Сравнить данные ФНС о количестве наемных работников в представленных декларациях и количестве мест осуществления деятельности (например, осуществление розничной торговли через несколько торговых точек).

5) проанализировать информацию о работодателях, у которых установлено ведение финансово-хозяйственной деятельности на основании представленных банками выписок о движении денежных средств на расчетных счетах, предоставляющие отчетность в налоговую службу о начисленных страховых взносах с нулевыми значениями.

6) на основании информации МИНФС № 3 России по Пуровскому району определить предпринимателей, организации, официально закрывшие деятельность, но продолжающие фактически вести собственное дело.

Наличие одного из этих признаков должно являться основанием для приглашения данного работодателя на межведомственную рабочую группу (далее - МРГ) на предмет неоформленных трудовых отношений.

Приглашать руководителей организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, на заседания МРГ для оценки гражданско-правовых договоров на наличие признаков трудовых отношений. Предлагать руководителям организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, имеющие признаки трудового договора, оформить трудовой договор.

2.2. Направлять в адрес Департамента экономики ЯНАО и в Государственную инспекцию труда в ЯНАО перечень организаций, имеющих неоформленные трудовые отношения с работниками, вышеуказанные мероприятия, в отношении которых не привели к заключению трудовых договоров.

Данный перечень утверждается решением Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Пуровском районе.

2.3.С учетом проанализированной информации, рассмотрение возможности проведения выездных мероприятий для общения с работниками данного работодателя на предмет наличия фактов неформальной занятости.

2.4.При подтверждении фактов неформальной занятости – направлять соответствующее заявление о привлечении работодателя к административной ответственности в Прокуратуру, ГИТ.

Сведения, подтверждающие незаконное осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (такси), в течение 5 дней направлять в ГИБДД.

Сведения по нелегальным иностранным работникам в течение 3 дней – в ОМВД России по Пуровскому району.

III. Последующий мониторинг заключения трудовых договоров с работниками

В целях осуществления контроля за перечислением страховых взносов в МИФНС № 3 на тех работников, с которыми были перезаключены ГПХ договоры на трудовые договоры, на муниципальном уровне проводится мониторинг.

По результатам мониторинга работодатели, которые не подали сведения о застрахованных лицах, с которыми были перезаключены ГПХ договоры на трудовые договоры, должны повторно приглашаться на заседания МРГ.

Неформальную занятость можно определить как «любые виды трудовых отношений, основанные на устной договоренности». Не секрет, что некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, то есть предлагают ему работать «вчерную». Да и некоторые работники предпочитают работать без официального оформления.

Почему люди переходят в неформальную занятость? Здесь существует несколько основных причин: низкая правовая культура населения, невозможность устроиться по договорной форме (большая конкуренция, маленькое предложение, нежелание работодателя выплачивать налоги); гибкий график работы; дополнительный доход; пример друзей, нежелание работать под надзором начальства или в коллективе; устройство на работу без высокого уровня образования, квалификации. Молодежь склонна к неформальной занятости, потому что здесь сказываются отсутствие образования, невозможность устроится без опыта работы, также сложность совмещать учебу и иную деятельность.

Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав.

Соглашаясь работать неформально, работник рискует:

- получать заниженную оплату труда
- не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем
- не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск
- не получить оплату листка нетрудоспособности
- полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором
- получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве
- не получить расчет при увольнении
- получить отказ в выдаче необходимого ему кредита
- получить отказ в выдаче визы

Кроме того, с его зарплаты не будут осуществляться пенсионные начисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро ближе к старости.

Работникам следует проявлять бдительность и осторожность при вступлении в трудовые отношения, финансовая сторона которых не так «прозрачна», как должна быть.

На уровне предприятия использование неформальной занятости представляется, на первый взгляд, выгодным, так как приводит к снижению издержек и росту прибыли. Однако в случае применения к предприятию санкций (штрафов, запретов на деятельность и прочее) эффект может оказаться и негативным. В каждом конкретном случае работодатель сам соизмеряет выгоду от использования неформалов с риском.

При неформальной занятости государство, а как следствие и общество, теряет часть налогов, которую могли бы платить работники и их работодатели при наличии официального оформления трудовых отношений. Это ведет, например, к недостаточному финансированию бюджетной сферы, ограничивает возможность повышения оплаты труда в бюджетной сфере.

О зарплате «в конверте»

«Серый» заработок с точки зрения закона считается нелегальным. А уж если человек всю зарплату получает исключительно в конверте (таких в России порядка 11%), то он и сам становится нелегальным работником. Соответственно трудовое законодательство перестает на него распространяться. А потому возможность получить, к примеру, отпускные у него стремится к нулю (в этом случае все зависит от доброй воли работодателя - а в суд не пойдешь: нелегал). Велик также риск лишиться социальных гарантий и пособий.

Да и что касается будущей пенсии - получающий зарплату в конверте работник, по подсчетам Роструда, сознательно сокращает ее в 2-3 раза. Ведь по существующим правилам основа для ее расчета - отчисления работодателя в ПФР с белой зарплаты, которые аккумулируются на вашем личном счете в Пенсионном фонде.

У получателей «серых» зарплат возникают дополнительные проблемы и в ситуации, когда работодатель задерживает зарплату. Обратиться в суд или в прокуратуру такому сотруднику проблематично: как доказать, сколько ему задолжала фирма? Впрочем, один способ, как объясняют в Роструде, есть. Если вам платят серую зарплату, старайтесь собирать расчетные листки, зарплатные ведомости, приказы и другие внутренние документы фирмы, так или иначе подтверждающие подлинный размер вашего заработка. В случае задержки выплат можно подать жалобу в Госинспекцию труда через сайт «онлайнинспекция.рф».

Соглашаясь на «серую» зарплату, люди обычно совсем не принимают в расчет такие вещи, как финансирование и строительство детских садов, школ, поликлиник, наличие в них квалифицированных сотрудников. Однако все это напрямую зависит от того, насколько хорошо собирает местный бюджет налоги. Если большая часть работающих в регионе людей получают «серую» зарплату, понятно, что они платят (если вообще платят) минимальный подоходный налог. А значит, их дети будут по несколько лет стоять в очереди в детсад, в школах будет не хватать педагогов и т.д. Дело в том, что основной получатель вашего подоходного налога - тот регион, где вы живете.

Реальному наказанию за «серые» зарплаты пока подвергаются только работодатели (хотя человек, соглашающийся на такой способ оплаты, становится соучастником налогового преступления) - от штрафа (ст. 122 Налогового кодекса, ст. 5.27 КоАП) до уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

Последствия получения «серой» зарплаты

Всегда существует риск преследования со стороны налоговых органов. Однако наиболее существенные последствия - финансовые. Вот только некоторые из них:

- суммы серой зарплаты не будут участвовать в формировании накопительной части пенсии;
- возможность гражданина взять кредит будет ограничена его официальной заработной платой (либо банк потребует более высокий процент за «принятие во внимание» части зарплаты, полученной «в конверте»);
- при начислении выплат социального характера они будут производиться только на основании белой зарплаты.

Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях

Статья 5.27 . Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

предупреждение или административный штраф 1000-5000 руб.

административный штраф 1000-5000 руб.

административный штраф 30000-50000 руб.

2. Фактическое допущение к работе лица, не уполномоченного на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор)

административный штраф 3000-5000 руб.

административный штраф 10000-20000 руб.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

административный штраф 10000-20000 руб.

административный штраф 5000-10000 руб.

административный штраф 50000-100000 руб.

4.Совершение административного правонару-шения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

административный штраф 10000-20000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

административный штраф 10000-20000 руб.

административный штраф 50000-70000 руб.

5. Совершение административных правонару-шений, предусмотренных частью 2 или 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Неформальную занятость можно определить как любые виды трудовых отношений, основанные на устной договорённости, без заключения письменного трудового договора, а также подменой трудовых отношений договорами гражданско-правового характера, выплатой заработной платы работникам в так называемых “конвертах”, схемах ухода работодателей от налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

Поэтому одним из важных направлений деятельности в сфере трудовых отношений остается работа по легализация трудовых отношений и сокращению неформальной занятости.

Основные проявления неформальной занятости:

- отсутствие оформления трудовых отношений с работником в письменной форме;

- существование серых схем и расчетов в наличной форме при оплате труда;

- уклонение от уплаты страховых взносов;

- подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.

Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав.

Соглашаясь работать неформально работник рискует:

- получать заниженную оплату труда

- не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем

- не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск

- не получить оплату листка нетрудоспособности

- не получать в полном объеме пособие безработице

- полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором (пособие по уходу за ребенком, выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов и др.)

- получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве

- не получить расчет при увольнении

- получить отказ в выдаче необходимого ему кредита

- получить отказ в выдаче визы

Кроме того, с его зарплаты не будут производиться пенсионные отчисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро при выходе на пенсию.

В масштабах государства неформальная занятость ведет к недополучению налогов, страховых выплат, ограничивая возможность развития государственной социальной политики.

Для работодателей выплата «серых» зарплат, не оформление надлежащим образом трудовых отношений с работниками грозит административной ответственностью в виде уплаты «сэкономленных» работодателем средств и внушительными штрафами.

Практика применения нелегальной занятости имеет негативное влияние не только на экономику страны, но и на самих работодателей – нарушаются принципы конкуренции в бизнесе, добросовестные работодатели оказываются в менее выгодном финансово-экономическом положении.

В Республике Саха (Якутия) работа по снижению неформальной занятости активно проводится на территории каждого муниципального образования в рамках действующих межведомственных комиссий, в состав которых входят специалисты Пенсионного фонда РФ, налоговой инспекции, Фонда социального страхования РФ, Государственной инспекции труда в РС(Я), Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по РС(Я), Федеральный орган государственной статистики по РС(Я), Федерация профсоюзов РС(Я), руководители отраслевых министерств и ведомств, центров занятости населения, по следующим направлениям:

1) выявление работодателей, использующих неформальные трудовые отношения;

2) содействие в оформление трудовых отношений, самозанятости;

3) повышение информированности населения и работодателей о последствиях нелегальной занятости.

Полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений – работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы.

При нарушении трудовых прав Вы можете обратиться в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения телефон «горячей линии»: 8-4112-507-825.

Читайте также: