Куда можно устроиться на работу с медицинским образованием без аккредитации

Опубликовано: 01.10.2024

alt="В Минздраве подчеркивают, что привлекать на работу будут квалифицированных специалистов. Фото: Photoxpress" />
В Минздраве подчеркивают, что привлекать на работу будут квалифицированных специалистов. Фото: Photoxpress

"Кадровый" вопрос в государственной медицине сегодня один из самых острых. В государственных поликлиниках и больницах сейчас трудится около 2 миллионов врачей, фельдшеров, медсестер. При этом, исходя из потребностей, в целом по стране не хватает 25 тысяч врачей и 130 тысяч среднего медперсонала.

Фото: Pixabay

Картина пестрая и по регионам, и по медицинским специальностям: понятно, что в городах ставки заполнены лучше, чем в сельской местности, а в стационарах кадровый голод меньше, чем в амбулаторном звене.

"Ситуация с дефицитом по отдельным специальностям различна, - сообщили "РГ" в Минздраве. - Например, врачей-офтальмологов в общей сложности не хватает 240 специалистов, но в поликлиниках не заполнена 521 ставка, а в стационарах, наоборот, имеется избыток специалистов - 279 врачей. Аналогичная ситуация и с ортопедами. В поликлиниках не хватает 600 специалистов, а в стационарах имеем профицит. Психиатров нехватка и в амбулаторной службе, и в больницах - всего не хватает 1059 врачей".

Остро стоит проблема и с подготовкой онкологов, особенно если учесть большие планы по развитию онкологической службы.

Создать условия, которые помогли бы привлечь врачей из иностранных государств (речь идет, конечно же, о наших ближайших соседях, где половина населения говорит по-русски), желающих переехать и работать в России, решено было несколько лет назад. С 2015 года в утверждаемом Минтрудом перечне профессий, специальностей и должностей для иностранных граждан, дающих право на упрощенное получение российского гражданства, появилась категория "врач". А сейчас Минтруд конкретизировал и расширил медицинскую часть перечня, перечислив практически все специальности, по которым ощущается кадровый голод.

Если перечень будет утвержден (сейчас идет общественное обсуждение проекта документа), то через год работы по специальности гражданство смогут получить педиатры и терапевты, психиатры, наркологи, хирурги, офтальмологи, стоматологи, ортопеды-травматологи, врачи скорой помощи, а также медсестры и фельдшеры разных специализаций.При этом в Минздраве подчеркивают, что речь идет исключительно о квалифицированных специалистах

Фото: Алексей Насыров / ТАСС

Свое медицинское образование и уровень компетенции любой доктор, приехавший работать в Россию, должен подтвердить. Причем процесс этот не такой и простой и не быстрый.

Сначала в Рособрнадзоре необходимо пройти процедуру признания диплома, если медвуз доктор заканчивал не в России. Потом копия диплома, документов о последипломном образовании (ординатура, интернатура, курсы повышения квалификации и т.д.), а также справки о всех местах работы по специальности предоставляются в Роздравнадзор. Третий этап - обязательное прохождение экзамена в одном из российских образовательных учреждений. И только после этого врач получает в Росздравнадзоре сертификат специалиста, с которым может устроиться на работу.

Впрочем, на практике эта жесткая схема работает не всегда. Уже сейчас вовсе не редкость, когда приходя на прием, пациент сталкивается с врачом, плохо говорящим по-русски. Оценить уровень профессиональной компетенции такого доктора человеку, не имеющему медицинского образования, весьма не просто.

Время от времени в прессу попадают и вопиющие случаи, когда пациент пострадал от рук некомпетентного доктора. И во время расследования выяснялось, что диплом у врача фальшивый.

В Росздравнадзоре "РГ" пояснили, что оценить компетентность, проверить уровень подготовки доктора должен еще и главный врач, который принимает претендента на работу. Работодатель имеет полное право попросить соискателя предоставить справку из вуза, где тот учился. Можно подтвердить подлинность диплома и через портал "Госуслуги", где с нынешнего года работает такой сервис. Правда, стоит такая услуга 2,5 тысячи рублей, а потому особого энтузиазма у главврачей этот путь проверки кандидата не вызывает.

Более того, во время проверок медучреждений представители Росздравнадзора сталкивались с ситуацией, когда на работу брали врачей, не прошедших процедуру сертификации.

Одним словом, проблемы с подготовкой и профессиональным уровнем врачей-иностранцев, определенно, есть. Возможно, еще и поэтому в Минздраве не считают привлечение врачей из других стран "панацеей", способной решить проблему дефицита. Скорее, тут делают ставку на подготовку собственных кадров.

"Если говорить о динамике, то с 2014 года число врачей в поликлиниках увеличилось на 6,3 тысячи человек. Увеличилась и численность педиатров-участковых - более чем на 1,8 тысячи человек, врачей общей практики на 1,8 тысячи человек, врачей анастезиологов-реаниматологов на 2,3 тысячи, врачей-онкологов на 1,3 тысячи. Сокращается коэффициент совместительства", - сообщили в министерстве.

В 2016 году Минздрав упростил процедуру аккредитации, разрешив участковым терапевтам и педиатрам начинать профессиональную деятельность без обязательного прохождения ординатуры. Можно спорить, насколько рискованным был этот шаг, как отразилось решение на уровне подготовки врачей, работающих с населением на участках. Но в какой-то мере острую нехватку терапевтов и педиатров таким образом уже удалось преодолеть.

"По данным федерального регистра медицинских работников за 2017-2018 годы, на эти должности после прохождения аккредитации устроились почти шесть тысяч терапевтов и более трех тысяч педиатров, - поясняют в министерстве. - Подавляющее большинство этих специалистов продолжают работать на своих должностях и сегодня, то есть эффективность решения достаточно высокая. Если тенденция будет сохраняться, это позволит ликвидировать дефицит специалистов в первичном звене в течение следующих двух лет".

Предлагают в Минздраве также увеличить целевой набор - выпускники, отучившиеся за счет бюджета, должны несколько лет отработать, по сути, "по распределению".

"В этом году на первый курс подведомственных Минздраву вузов за счет бюджета было зачислено более девяти тысяч ординаторов. Для сравнения - в 2017 году прием составил 6700 человек", - говорят в министерстве.

По-прежнему делают ставку в министерстве и на программы "Земский доктор" и "Земский фельдшер", которые помогают привлечь медиков в сельскую местность. Причем если вначале стать участниками программы и получить "подъемные" (один миллион рублей врач и полмиллиона - фельдшер) могли только молодые специалисты, то со следующего года возрастные ограничения будут сняты. Опросы показали, что среди медиков предпенсионного и пенсионного возраста хватает специалистов, готовых переехать и продолжать работать на селе.

Всего, по данным Минздрава, с 2012 года в села и деревни переехали 34,3 тысячи врачей и фельдшеров, в этом году, по планам, участниками программы должны стать почти 6,7 тысячи врачей.

Министерством здравоохранения РФ издан Приказ от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (далее – Приказ № 327н), в соответствии с которым:

1. вводится мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и (или) сертификатов специалиста на срок до 1 января 2021 г.;

2. продлевается срок действия сертификатов специалиста на 12 месяцев;

3. устанавливаются случаи и условия, при которых допуск физических лиц к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности возможен без наличия указанных документов.

Что такое мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и (или) сертификатов специалиста согласно Приказу №327н?

Пунктом 2 приказа № 327н устанавливается мораторий на срок до 1 января 2021 г. на получение сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации специалиста, в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста. Это означает, что выдача свидетельств об аккредитации специалиста и сертификатов специалиста по итогам проведения данных процедур осуществляться не будет, а возможность осуществления профессиональной деятельности без указанных документов установлена пунктом 1 приложения к приказу № 327н. В связи с этим, как утверждает Министерство здравоохранения РФ в письме от 24.04.2020 г. №16-7/и/2-5471, в срок до 1 января 2021 г. проведение процедур аккредитации специалистов и сертификационного экзамена (включая подачу заявления и документов для прохождения указанных процедур, рассмотрение поданных документов, прохождение указанных процедур специалистами, проведение заседаний соответствующих комиссий и подкомиссий) нецелесообразно.

Следовательно, мораторий в данном случае означает запрет на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста.

Министерство здравоохранения РФ в пункте 8 разъяснений к Приказу №327н уточнило, что с 1 января 2021 года лица, допущенные к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с подпунктами «а» - «г» пункта 1 приложения к приказу № 327н, для продолжения осуществления такой деятельности, подлежат прохождению аккредитации специалиста по соответствующей специальности в порядке, предусмотренном Положением об аккредитации специалистов.

То есть все медицинские работники, которые были допущены к работе в 2020 году в соответствии с Приказом №327н в отсутствие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации, в обязательном порядке должны будут пройти процедуру аккредитации в 2021 году. Специалисты, имеющие действующие сертификаты и свидетельства об аккредитации, смогут работать в соответствии с указанным в этих документах сроком действия.

Согласно пункту 2 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Следовательно, с 1 января 2021 года все специалисты будут включены в систему аккредитации.

Таким образом, медицинские работники, имеющие сертификат специалиста, действие которого истекает в 2020 году, могут пройти процедуру сертификации и продлить его действие до 2025 года.

Какие категории лиц допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста?

К ним относятся:

1) лица, завершившие обучение по программам высшего медицинского и фармацевтического образования (бакалавриат, специалитет, ординатура), среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

Допуск указанных лиц к медицинской и (или) фармацевтической деятельности осуществляется по специальностям в соответствии с полученными документами об образовании.

2) лица, получающие в настоящее время высшее медицинское образование по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» и до завершения такого обучения (т.е. сдачи ГИА и получения диплома) вне зависимости от объема освоенной образовательной программы (года обучения) могут быть трудоустроены на период до 1 января 2021 года на должность врача-стажера при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов). Данные лица осуществляют медицинскую деятельность под контролем врача-специалиста. Указанное правило также применяется в отношении лиц, которые будут приняты на обучение по программам ординатуры в 2020 году, с момента начала обучения в 2020/2021 учебном году.

3) лица, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» (приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199) могут быть трудоустроены на должность специалиста со средним медицинским образованием и допущены к осуществлению медицинской деятельности до 1 января 2021 года при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов); трудоустройство. Данные лица осуществляют медицинскую деятельность под контролем старшей медицинской сестры. Указанное правило, в том числе, распространяется с начала нового учебного года (с 1 сентября 2020 г.) на студентов, которые будут переведены на выпускные курсы на обучение в 2020/2021 учебного году.

4) лица, имеющие медицинское образование, полученное в Российской Федерации (подтверждаемое соответствующим дипломом), и не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть трудоустроены на должность врача-стажера (для специалистов с высшим медицинским образованием) или должность специалиста со средним медицинским образованием (для специалистов со средним медицинским образованием) и допущены к осуществлению медицинской деятельности до 1 января 2021 года при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов).

Пунктом 3 приказа № 327н устанавливается, что сертификаты специалиста, срок действия которых заканчивается в период с 6 апреля 2020 г. включительно, продлеваются на 12 месяцев с даты окончания срока их действия. Например, если срок действия сертификата заканчивается 27 апреля 2020 г., то он продлевается до 27 апреля 2021 г. включительно. При этом получение нового сертификата специалиста или осуществление иных действий по продлению срока его действия со стороны медицинских и фармацевтических работников не требуется.

В настоящее время одним из лицензионных требований является наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста. Невыполнение лицензиатом данного требования является грубым нарушением (пп. д.п. 4–6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291). Грубое нарушение может повлечь административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

До 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности имеют лица с сертификатом специалиста – п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее закон № 323-ФЗ). С 1 января 2016 г. вступает в силу ст. 69 закона № 323-ФЗ, согласно ч. 1 которой право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, обладающие свидетельством об аккредитации специалиста. Вступление в силу данной нормы повлечет: 1) изменение Положения о лицензировании медицинской деятельности; 2) издание приказа об аккредитации.

В настоящее время проекты нормативных актов об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности и аккредитации специалистов отсутствуют. В то же время сертификаты специалиста, выданные до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 закона № 323-ФЗ). Данная правовая неопределенность порождает следующие риски: 1) будут ли допущены к медицинской деятельности с 1 января 2016 г. специалисты, имеющие сертификат, срок действия которого не истек; 2) какова процедура аккредитации? По имеющейся информации, Минздрав России в качестве одного из основных направлений развития Национальной системы здравоохранения определил ведение обязательной аккредитации медицинских работников. Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио, профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования) и профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра.

Председатель совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корреспондент РАН Петр Глыбочко и руководители Минздрава РФ в лице первого заместителя министра здравоохранения России Игоря Каграманяна и директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяны Семеновой дали разъяснения: вся первичная аккредитация специалистов (выпускники) с 2016 г. остается за всеми 46 профильными вузами системы Министерства здравоохранения; вторичная аккредитация действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно и в течение 5 лет с постепенной заменой действующих сертификатов. Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение – на экспертно-методические центры, также в структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации.

Игорь Каграманян рассказал, что головная роль в системе аккредитации отводится Национальному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Часть вузов системы Минздрава станут базовыми окружными центрами аккредитации. Задача ближайшего времени – определиться с количеством специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации. Предположительно аккредитация будет проводиться уполномоченными центрами – вузами системы Минздрава. Но поскольку аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования (ч. 3 ст. 69 закона № 323-ФЗ), а уполномоченные вузы сами проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), у них возникнет незаконное конкурентное преимущество перед иными организациями ДПО, лишенными такого права. В настоящее время в соответствии с п. 3 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, т.е. все образовательные организации независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности находятся в равных условиях.

Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 г. государственная аккредитация образовательных организаций в части программ ДПО проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности в сфере медицины.

Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в том числе Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей. После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 г. органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация вузов на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты.

Рособранадзор занял позицию, согласно которой вузы имеют право выдавать документы государственного образца о ДПО на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более что приказом Минздравсоцразвития № 705н действующими признавались документы исключительно государственного образца. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации вузов, исключив из них ДПО.

В результате ряда судебных разбирательств в 2011–2012 гг. между Рособрнадзором и ФАС с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 г., норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом № 705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив нарушение Закона о защите конкуренции. Минздрав России согласился с позицией ФАС и отменил приказ № 705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ № 66н от 03.08.2012.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 г. Минздрав издал приказ № 982н «О выдаче сертификата специалиста мед- работникам», который вступил в силу 29 марта 2013 г. Согласно этому приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация. В апреле 2013 г. экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа.

В августе 2013 г. Минздравом в него были внесены изменения, согласно которым негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, и документы государственного образца более не требуются. Еще раз подчеркнем, что в первоначальной редакции приказа № 982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАС дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава. Подобная ситуация может повториться, приведя к еще более пагубными последствиями. В настоящее время в РФ – около 650 000 врачей и 1 500 000 среднего медицинского персонала.

Даже при проведении аттестации поэтапно в течение 5 лет с постепенной заменой действующих сертификатов в среднем в год данную процедуру необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медсестрам – не многовато ли для уполномоченных центров? В то же время такой подход в условиях экономического кризиса приведет к дополнительным значительным расходам для работодателей. В соответствии с абз. 4 ст. 196 Трудового кодекса работодатель обязан проводить ДПО работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством. В соответствии со ст. 187 ТК при направлении работодателем работника на ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на ДПО с отрывом от работы в другую местность, оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, компенсации предусмотрены в случае прохождения дополнительного образования, к которому собственно аккредитация не относится. Следовательно, работодатель будет вынужден выбрать для своих сотрудников прохождение ДПО в уполномоченном вузе, возможно, расположенном в другом городе, с последующей аккредитацией для отнесения расходов на себестоимость. При этом сами расходы значительно вырастут из-за отрыва сотрудника от работы, сохранения места работы (должности) и средней заработной платы, оплаты проезда и проживания по сравнению с прохождением обучения и аккредитации, совмещенных с работой.

Вызывает настороженность и высказывание первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна о том, что задачей ближайшего времени является определение количества специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.

Пунктом 2 приказа № 982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н. Аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей вряд ли возможна, поэтому, скорее всего, речь идет о дальнейшем дроблении допуска к выполнению отдельных работ врачами. Например, аккредитация по акушерству и отдельно по гинекологии. Пагубность таких барьеров очевидна – врачам связывают, если не сказать выкручивают, руки при оказании помощи пациентам, поскольку допуск тесно связан с лицензированием.

Непонимание последствий во всей их взаимосвязи, неумение их прогнозировать, а подчас просто близорукость – слагаемые фирменного стиля Минздрава.

В связи с вышеизложенным необходимо:

1. Внести изменения в Положение о лицензировании в части лицензионных требований – наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа в равной степени должны предоставлять допуск к медицинской деятельности.

2. Сохранить преемственность процедуры допуска врачей к деятельности в части:

  • наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию;
  • аккредитации специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам.
Автор: Д.А. Борисов, кандидат экономических наук, член правления саморегулируемой организации (СРО) Некоммерческое партнерство «Объединение частных медицинских клиник
и центров»

Мнение эксперта

Аккредитация специалиста – новая система допуска к работе по специальности, идущая на смену устаревшей системе сертификации, предусмотрена ст. 69 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Основными преимуществами новой системы должны стать большая гибкость в допусках к отдельным направлениям деятельности, прозрачность и независимость контроля знаний и умений медицинских работников, снижение коррупционных рисков. В настоящее время Советом при Минздраве России по обеспечению перехода к проведению аккредитации специалиста рассматриваются 4 вида аккредитации. Базовая аккредитация, которую будут проходить все выпускники медицинских вузов после окончания образовательных программ по федеральным государственным образовательным стандартам (в 2016 г. – по специальностям «стоматология» и «фармация», с 2017 г. – по всем специальностям группы здравоохранение).

Выпускники программ обучения в ординатуре будут проходить специализированную аккредитацию, врачи, участвующие в системе непрерывного медицинского образования (НМО) – после набора 250 ч будут допускаться к повторной аккредитации (реаккредитации), а при освоении новых компетенций – к компетентностной аккредитации, дающей допуски к выполнению отдельных методов диагностики и лечения. Таким образом, повторная аккредитация является завершением 5-летнего образовательного цикла, в течение которого медицинский работник должен набрать не менее 250 ч образовательной активности за счет участия в различных образовательных мероприятиях, самостоятельного изучения электронных учебных материалов.

Такая модель обучения уже была опробована в 2014 г. в рамках пилотного проекта, проведенного Министерством здравоохранения РФ в 12 регионах РФ, и показала хорошие результаты.
Предусмотрен поэтапный переход к участию в НМО и повторной аккредитации в течение 5 лет, с 2016 по 2020 г. В этот период медицинские работники, у которых истекает срок действия сертификата специалиста, будут проходить циклы повышения квалификации и после получения документов, дающих допуск к работе по специальности на 5-летний период, будут вступать в систему НМО. Процедура аккредитации специалистов будет включать проверку знаний с помощью тестовых заданий с машинным контролем и умений – с применением объективного структурированного клинического экзамена.

На кого можно переобучиться медицинскому специалисту? фото

Если у вас есть высшее или среднее профессиональное медицинское образование, и по каким-то причинам вы не желаете более работать в сфере здравоохранения, то эта статья для вас. Ниже мы рассмотрим варианты развития профессиональной деятельности медицинских работников, которые решили уйти из медицины в другую профессию.

Ценность профессионального опыта медицинского специалиста очень высока для других отраслей экономики. Не секрет, что получить медицинское образование может не каждый. Для этого нужна колоссальная выдержка, сила воли, интеллектуальные способности. Уже поэтому обладатели диплома о медицинском образовании стоят на ступень выше по своим морально-волевым и интеллектуальным качествам.

Причины, по которым медработники уходят из медицины

Почему врачи и средний медицинский персонал бросают медицину? Их достаточно много: объективные и субъективные.

Перечислим самые распространённые:

Профессиональное выгорание – это объективный фактор. В условиях высокой нагрузки выгорание происходит быстрее. На фоне проводимых реформ в сфере здравоохранения ощущения неудовлетворённости профессиональной деятельностью отмечается чаще. Сегодня это НМО, замена сертификации на аккредитацию. Другим фактором, который обостряет выгорание – это негативные публикации в СМИ, которые очень часто неверно отражают тот или иной конкретный случай. Такие публикации в СМИ генерируют негативный общественный импульс в отношении всего медицинского сообщества.

Профессиональные показания. Во-первых, это связано с вредными и опасными условиями труда: инфекции, негативные физические факторы. Например, для рентгенологов, рентген-лаборантов имеются свои ограничения. Медицинские работники имеют возможность уйти раньше на пенсию. Но если силы позволяют поработать, то встаёт вопрос о выборе новой профессии.

Финансово-экономическая необходимость. Из-за невысоких зарплат специалист вынужден искать дополнительные источники дохода. Первый вариант: подрабатывать по профессии в других медицинских организациях. Второй вариант: внутреннее совмещение, дополнительная нагрузка на месте работы. Третий вариант: искать заработки в других сферах. Многие после того, как попробовали себя в других профессиях, в итоге уходят именно туда.

Другие профессии для медицинских специалистов

Научная и исследовательская деятельность

Средний и высший медицинский персонал могут участвовать в научных и лабораторных исследованиях. Данный вид работы не всегда, но часто, оплачивается в достаточной мере и позволяет сохранить профессию.

Медицинские знания и опыт позволят быстро освоить сферу научных исследований в фармацевтическом производстве, деятельности лабораторий и НИИ. То же касается участия в деятельности по биолого-химическим специальностям. Например, в пищевой промышленности.

Научная и исследовательская деятельность изображение

Чтобы работать в этой сфере в принципе не требуется какого-то отдельного дополнительного образования. Если эта работа сопряжена с преподаванием, то тут потребуется пройти переподготовку.

Фармацевтический представитель

Работа медицинским представителем предполагает карьерный рост и достаточно высокие заработки. При этом здесь имеет место ненормированный рабочий день, постоянные разъезды и коммуникации с большим количеством людей ежедневно.

Многие медицинские работники выбирают данную сферу и строят эффективную карьеру. Для работы в этой сфере достаточно пройти спецкурсы или тренинги «Эффективное общение», «Технологии продаж».

Эстетическая косметология, СПА

Индустрия красоты и отдыха всегда держит открытыми двери для специалистов с медицинским образованием. Работать можно в салонах красоты и косметических кабинетах. Заработок можно формировать самостоятельно, чтобы получать приличный доход, предполагается самостоятельное продвижение услуг и наработка клиентской базы. Навыки и медицинские знания в этой сфере найдут прямое применение. При этом салон красоты или СПА, в котором работает специалист с медицинским образованием, будет более конкурентоспособным.

Чтобы полностью адаптироваться в этой профессиональной области, нужно пройти небольшие по объему практические спецкурсы. Обычно они заточены под каждую организацию. Например, «Технологии консультирования клиентов».

Баллы НМО курс

Работа в фитнес-клубе, бассейне, йога-студии

Данная должность подходит для врачей с высокой квалификацией. В зависимости от объемов работы и формы собственности, заработная плата может быть внушительной. Вариантом работы в таких центрах может быть несколько. Можно вести консультации клиентов в качестве спортивного врача или спортивного диетолога (нутрициолога). Для этого, конечно нужно пройти профессиональную переподготовку по таким программам, как «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Диетология», «Нутрициология». Первые две программы предполагают медицинскую специализацию, а «Нутрициология» - немедицинская специализация. Обладатель медицинского диплома может с успехом работать консультантом по похуданию и коррекции веса. Другой вариант, можно получить дополнительное образование фитнес-тренера, фитнес-инструктора. Здесь также достаточно пройти переподготовку.

Работа в фитнес-клубе, бассейне, йога-студии картинка

Специалист страховой компании

Расследование и установление страховых случаев. Оплата часто сдельная, а базовая заработная плата невысокая. Если в этой сфере есть талант, то можно зарабатывать хорошие деньги и рассчитывать на карьерный рост.

Педагог и репетитор

Возможно работать в частных и государственных компаниях и/или оформить индивидуальное предпринимательство. Если специалист решил работать на себя самого, то с введением закона «О самозанятости», упрощается адаптация в этой сфере. Доход и карьерный рост зависят от педагогической и профессиональной подготовки и сферы деятельности.

Первый вариант, пройти переподготовку до 1000 ак. часов на педагогическую специальность. Программа с объёмом 1000 часов позволяет получить диплом о переподготовке с присвоением квалификации «учитель», «педагог». Диплома о переподготовке достаточно, чтобы работать в образовательных учреждениях всех форм собственности.

Пройдя курс «Менеджмент в образовании» или «Государственное и муниципальное управление», можно занять административные должности в образовательном учреждении: методист, педагог-организатор, заместитель директора, директор. В государственных учреждениях имеет место конкурсная основа. Более располагают к успешному освоению такие педагогические специализации, как

  • «учитель биологии и химии»,
  • «учитель физической культуры»,
  • «учитель ОБЖ»,
  • «педагог-психолог»,
  • «учитель-дефектолог»,
  • «логопед»,
  • «социальный работник».

Педагог и репетитор снимок

Если вы заинтересованы в продолжении медицинской карьеры, можно обратить внимание на работу за рубежом. Для этого необходимо знать язык страны и иметь отличную подготовку.

Выбор новой профессии в принципе не ограничен. Согласно закону "Об образовании" можно пройти переподготовку практически по любой профессии. Выбор новой профессии зависит от желания, некоторых способностей и т.д. Полный перечень специальностей и направлений представлен на сайте Академии СНТА.

Стоит отметить, что всегда можно пройти очные и дистанционные курсы профессиональной переподготовки на базе Современной научно-технологической академии (СНТА) и начать карьеру в новой профессии.

Приказом Минздрава РФ до 1 января 2021 года объявлен мораторий на проведение аккредитации:

На каких должностях могут работать выпускники лечебного факультета медицинских ВУЗов 2020 года, у которых в дипломе стоит специальность «врач-лечебник»? На каких условиях можно принимать их на работу?

Могут ли указанные лица при желании работать на должностях среднего медицинского персонала по оказанию медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией, если да, то какие документы они должны предъявлять для оформления трудового договора?

Проанализировав положения действующего законодательства, сообщаем, что выпускники 2020 года по специальности «Врач-лечебник» могут занимать должность врача-терапевта участкового, а также, после сдачи отдельного экзамена или прохождения обучения не менее 36 часов, ряд должностей среднего медицинского персонала. До начала работы с коронавирусной инфекцией нужно ознакомиться с материалами по коронавирусу на Портале непрерывного медицинского образования и пройти тестирование.

Согласно п.1 Приказа Минздрава России от 14.04.2020 N 327н в период моратория на получение свидетельств об аккредитации допускается допуск по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

  1. наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
  2. соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности.

Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утв. приказом Минтруда России от 21.03.2017 N 293н, предусматривает только одну должность по указанной специальности: «Врач-терапевт участковый».

Данный специалист должен иметь высшее образование:

  • специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 года;
  • специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
  • подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
  • дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
  • сертификат специалиста по специальности «Терапия» и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Лечебное дело» (неактуально до 2021 года).

Следовательно, в 2020 г. для занятия должности врача-терапевта участкового специалисту «Врач-лечебник» достаточно предъявить диплом.

Согласно п.2 Приказа N 327н допуск к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста осуществляется при условии соблюдения требований пунктов 5 и 6 приложения N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Пункт 5 Приложения 10 к приказу N 198н прямо разрешает допускать к лечению больных с коронавирусной инфекцией лиц с высшим медицинским образованием для работы на должностях среднего медицинского персонала.

Такой допуск осуществляется в порядке, установленном приказом Минздрава от 27 июня 2016 года N 419н. Так, лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Лечебное дело» в объеме трех курсов и более либо имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по специальности «Лечебное дело» могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

  • медицинская сестра;
  • медицинская сестра палатная (постовая);
  • медицинская сестра перевязочной;
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
  • медицинская сестра процедурной;
  • медицинская сестра приемного отделения;
  • медицинская сестра участковая;
  • медицинский регистратор.

Для занятия какой-либо из указанных должностей лица с высшим медицинским образованием должны предъявить:

  1. диплом;
  2. положительный результат сдачи экзамена, подтвержденный выпиской из протокола сдачи экзамена (п.3 приказа N 419н).

Экзамен проводится специальной комиссией при образовательной организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации реализуемых образовательных программ высшего медицинского образования.

Без экзамена лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к работе по какой-либо из вышеуказанных должностей среднего персонала на следующих условиях:

  • прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
  • под контролем старшей медицинской сестры.

До начала работы с COVID-19 нужно пройти дополнительную подготовку по реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, предусмотренную приложением N 9 к приказу N 198н, — зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, ознакомиться с разделом «Материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19» и пройти тестирование.

Эксперт Наумова Анастасия Александровна

Больше консультаций экспертов по медицине ищите в системе «Медицина. Премиум»!

Ещё не работаете с «Медицина. Премиум»? Попробуйте бесплатный доступ!

Читайте также: