Может ли быть признан безработным гражданин обучающийся по заочной форме обучения в вузе

Опубликовано: 01.10.2024

Об условиях и порядке признания гражданина безработным см. разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2013 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 11 мая 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 137-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 2019 г. N 31-П

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 статьи 3 настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. N 24-П

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 11 августа 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 2019 г. N 31-П

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Далеко не каждому студенту удается найти работу и реализовать себя во время учебы. Можно ли студенту встать на биржу труда и получать пособие по безработице, предлагаем узнать из представленного материала.

Абитуриентам сложно представить, что им придется пройти период учебы. Если вчерашний ученик поступил на бюджет, стипендии хватит лишь на проезд и покупку чая с булочками в столовой. Для студента-отличника, который готов похвастаться одними пятерками, предусмотрена повышенная стипендия, хотя и она несущественно способно поменять финансовое положение. Если же учеба на очном отделении платная, учеба в большинстве ситуаций может лишить студента перспективы дополнительного заработка, поскольку недостаток сил и времени сразу дадут о себе знать.

Стоит ли сравнивать стипендию студента-очника с заработком того же рабочего? Отнюдь. Тогда появляется логичный вопрос: поскольку ввиду учебы не удается подработать, можно ли студенты как безработному встать на биржу? Реально ли получать пособие?

Трудоустройство в учебный период

Поступая в высшее заведение, любому студенту стоит понимать: в предстоящие 5 лет (а иногда и 6) учеба является его основной трудовой занятостью. Однако, к сожалению, на стипендию прожить нереально, потому и идут отчаянные студенты подрабатывать, и порой этот труд отнимает все силы и то время, которое бы студенту использовать на восстановление сил. Что же по данному поводу разъясняет государство?

Вне учебного процесса государство позволяет официально осуществлять трудовую деятельность всем студентам. Данным правом пользуется активно молодежь, находя работу по своей специальности, но чаще студенты перебиваются временными подработками, к примеру, официантом, курьером и пр.

Если студент-очник вправе трудоустраиваться, можно ли ему иметь статус безработного, когда работы нет? С 01.01.2019 г. максимальный размер пособия составлял 8 тыс. руб. ежемесячно. С мая-июня 2020 г. пособие для безработных увеличено. Если гражданин нигде не работал до обращения в ЦЗ согласно трудовому договору, ему положено минимальное пособие – 1,5 тыс. руб., в мае-августе 2020-го – 4,5 тыс. руб. Размер может увеличиваться на районный коэффициент.

Биржа труда и студенты: совместимы ли эти понятия

Исходя из закона, однозначно студент, обучающийся на дневном отделении, любого высшего учебного заведения РФ не имеет права становиться на учет как безработный, поскольку учебу в вузе приравнивают к труду, а стипендия считается оплатой трудовой деятельности.

Если же студенту захочется пойти на хитрость и подать на биржу документы, утаив данные об обучении, это является административным нарушением. Соответственно, лучше не идти на подобный риск.

Есть и такие студенты-очники, которые пренебрегают установленными правилами. Как же им удается обмануть? Существуют ложные способы, когда студент становится на биржу, чтобы получать пособие:

  1. Пока в России нет общей базы, где содержатся все вузы и ссузы. И даже при наличии таковой бирже труда не предоставлялся бы к ней доступ. Отсюда недостаток сведений, а также отсутствие взаимосвязи между различными системами.
  2. Статус, как студента-очника, так и заочника, отследить невозможно, если он не представит студенческий билет. В иной ситуации данные останутся нераскрытыми.
  3. Некоторые студенты пользуются связями в штате работников биржи труда, и это дает возможность им использовать льготы, несмотря на статус студента. Между тем стоит иметь в виду, что это чревато уголовной ответственностью.

Кому можно становиться на биржу труда

Предусмотрен ряд правил, которые следует соблюдать в ходе постановки на учет. Исходя из закона «О занятости населения России» № 1032 от 19.04.1991 г., в документе четко указаны категории лиц, которым можно воспользоваться привилегиями биржи:

  • гражданин трудоспособного возраста;
  • человек не имеет инвалидности, а также серьезных болезней;
  • лицо не располагает официальной работой и заработком;
  • гражданин ищет работу с целью предстоящего трудоустройства.

При совпадении данных пунктов, человеку можно претендовать на финансовую поддержку от государства. Обращаем внимание на список лиц, которым категорически запрещается подавать на биржу бумаги:

  • студенты, обучающиеся на заочном отделении;
  • находящиеся на воинской службе;
  • лица, не достигшие совершеннолетнего возраста;
  • пенсионеры;
  • осужденные, а также приговоренные к лишению свободы либо же исправительным работам;
  • лица без документов, которые требуются, чтобы можно было встать на учет.

Примечание. Студент-заочник способен получить статус безработного. Но для этого ему предстоит собрать и предъявить документы на биржу.

Необходимые документы для постановки на учет

Чтобы студенту, обучающемуся на заочном отделении в Москве либо другом регионе, встать на учет, нужно подготовить для биржи труда документы:

  • трудовая книжка (копии заполненных страниц);
  • официальное заявление исходя из образца;
  • паспорт (копии всех страниц);
  • справка о доходах с официального места работы за минувшие 3 месяца.

В определенных ситуациях сотрудники биржи вправе затребовать дополнительные бумаги.

После представления всей документации инспектор оформляет личное дело, и с этого времени лицо считается официально безработным. Он будет получать регулярные выплаты, а также предоставление работы при появлении соответствующей вакансии.

Стоит помнить: биржа труда вовсе не является средством от безработицы. Каждый человек сам должен быть заинтересован в поиске работы. Нужно понимать, что получать пособие удастся лишь некоторый период, и, так или иначе, придется выходить на работу. Тем более финансовая помощь, предоставляемая биржей, мизерная.

Студенту, являющемуся очником, стоит забыть о пособии, которое платят по безработице. Впору заняться учебой, ведь это долгосрочное вложение в предстоящую профессию и, соответственно, заработную плату. Но если станет очень трудно, всегда можно прибегнуть к сервису студенческой поддержки.

Как отмечают специалисты, трудовое право уделяет большое значение урегулированию и решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного определения, можно выделить следующие условия признания граждан безработными:

  • достижение 16 летнего возраста;
  • отсутствие работы и заработка;
  • регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • отсутствие подходящей работы;
  • поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней.

Как отмечают А. Долгова и И. Жукова, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.

Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона о занятости, то есть, работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.

В качестве заработка не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.

Однако не считаются безработными лица:

  • не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по старости (возрасту), в том числе досрочно, либо получающие пенсию за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу – в случае двух отказов от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный службой занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

По мнению В.А. Павленкова, готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 10 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; для впервые ищущих и не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании.

Таким образом, государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Федеральная служба занятости выступает посредником между безработными и работодателями, а основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.


Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 8 октября № 31-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости населения в РФ.

Поводом к рассмотрению стала жалоба бывшего индивидуального предпринимателя из г. Воронежа Михаила Чайковского. В ноябре 2015 г. воронежский Центр занятости поставил его на учет, но не признал безработным из-за неполного комплекта документов. В частности, заявитель не представил справку о среднем заработке за последние три месяца (т.к. организация, где он работал, к тому времени была ликвидирована) и документ, удостоверяющий квалификацию. Стоит отметить, что этому предшествовало обращение Михаила Чайковского в Конституционный Суд РФ в 2015 г. Тогда КС в Постановлении от 6 октября 2015 г. № 24-П указал, что отсутствие справки о среднем заработке с последнего места работы как документа, предусмотренного п. 2 ст. 3 Закона о занятости, не является препятствием к признанию гражданина безработным.

В апреле 2016 г. после очередного обращения в службу занятости и представления необходимых документов, включая диплом о высшем образовании, Михаил Чайковский был зарегистрирован в качестве ищущего работу, а спустя 10 дней – признан безработным.

Суды поддержали позицию службы занятости

В декабре 2016 г. Михаил Чайковский обратился в суд с иском к центру занятости, в котором просил признать его безработным со 2 ноября 2015 г. по 11 марта 2016 г., взыскать пособие по безработице за указанный период в размере 4250 руб., а также компенсацию морального вреда в 50 тыс. руб.

Коминтерновский районный суд отказал истцу в удовлетворении требований. Как отмечалось в решении от 31 марта 2017 г., в указанный период истец состоял на регистрационном учете в качестве ищущего работу и не был признан безработным, так как не представил все документы, необходимые по закону. Таким образом, пособие по безработице за данный период взысканию в адрес истца не подлежит. Также суд отказал во взыскании компенсации морального вреда, поскольку не выявил нарушений прав истца ответчиком. При этом, как отмечается в решении, а нарушение права на получение пособия по безработице является нарушением имущественного права.

Решение устояло в апелляции. В передаче дела на рассмотрение кассационной инстанции Воронежским областным судом также было отказано. Суды пришли к выводу, что хотя отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы – с учетом выявленного КС конституционно-правового смысла положений п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости (Постановление № 24-П по первой жалобе Чайковского) – не может препятствовать признанию гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначения ему пособия по безработице в размере минимальной величины, отказ органа службы занятости был обусловлен отсутствием еще одного из необходимых документов – удостоверяющего квалификацию заявителя.

Доводы жалобы в КС

Не согласившись с отказами, Михаил Чайковский обратился в КС. В жалобе (есть у «АГ») он указал, что примененные в его деле взаимосвязанные положения п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости противоречат положениям Конституции РФ в той мере, в какой служат основанием для отказа органами службы занятости в признании безработными граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, к которым относится заявитель, при непредставлении документа, удостоверяющего квалификацию. По мнению заявителя, это нарушает конституционные принципы равенства и ограничивает право на защиту от безработицы.

Там же отмечается, что законодатель, устанавливая в оспариваемой норме общие требования для всех категорий граждан, обращающихся в службу занятости, не учел наличие специальных норм, вводящих ограничения для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Так, согласно п. 3 ст. 4 Закона о занятости оплачиваемая работа, включая временную и общественные работы, требующая (или не требующая) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства, считается подходящей для таких категорий граждан.

Также в силу п. 2 ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, устанавливается в минимальном размере, при этом согласно п. 1 ст. 34 Закона пособие гражданам, признанным безработными и стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, а также бывшим ИП начисляется в размере минимальной величины, увеличенной на районный коэффициент.

Следовательно, резюмируется в жалобе, требование документа, удостоверяющего квалификацию, применительно к гражданам указанной категории не влияет и не зависит на допустимость предлагаемой им работы в качестве подходящей.

КС вновь указал на неправомерность отказа в признании заявителя безработным

Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд со ссылкой на Правила регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891, указал, что постановка на регистрационный учет осуществляется при предъявлении – наряду с паспортом, трудовой книжкой или документами, их заменяющими, а также справкой о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, – документов об образовании, об образовании и о квалификации, о квалификации, об обучении, об ученых степенях и ученых званиях. Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании.

При этом Суд сослался на собственную позицию, выраженную в Постановлении № 24-П, о том, что само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма соцзащиты, и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ч. 3 ст. 37 Конституции, ни как умаление государственных гарантий его реализации.

Вместе с тем, указал КС, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций и не создавать необоснованных затруднений в реализации права граждан на защиту от безработицы.

С этой точки зрения требование о представлении гражданином, зарегистрированным в службе занятости, для принятия решения о признании его безработным документа об образовании и (или) о квалификации обусловлено подбором подходящей работы, каковой, по общему правилу, считается работа, в том числе временная, соответствующая профпригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

При этом работа в соответствии с утвержденными Постановлением № 891 Требованиями должна подбираться с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы) гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника.

Таким образом, подчеркивается в постановлении КС, требование о представлении документов об образовании и (или) о квалификации установлено в интересах самих граждан, ищущих работу. Непредставление таких документов хотя не исключает содействие органов занятости в поиске работы, тем не менее препятствует предложению работы, соответствующей уровню образования и профессионально-квалификационным характеристикам заявителей.

Суд добавил, что для отдельных категорий безработных предусмотрено специальное регулирование, в том числе в части определения критериев подходящей работы, а также размера пособия. В частности, для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, подходящей считается оплачиваемая работа, включая временную и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а назначаемое им пособие устанавливается в минимальномразмере.

Подобное правовое регулирование, предполагающее дифференцированный подход к определению критериев подходящей работы, а также размера пособия в отношении безработных, состоявших в трудовых отношениях и уволенных по любым основаниям (за исключением нарушения трудовой дисциплины или других виновных действий, предусмотренных законодательством), с одной стороны, и иных безработных граждан, в том числе имевших статус ИП, а также лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, с другой стороны, основано на объективных критериях – например, отсутствии предшествующей трудовой деятельности или продолжительности ее перерыва. Соответствующая дифференциация, учитывающая, кроме того, различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и ИП, не может расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства или ограничивающая право на защиту от безработицы (Постановление № 24-П, определения от 21 декабря 2006 г. № 559-О, от 12 апреля 2011 г. № 550-О-О, от 29 мая 2012 г. № 1002-О, от 24 сентября 2013 г. № 1329-О и др.).

Следовательно, резюмировал Суд, содействие в подборе подходящей работы гражданам указанной категории не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у заявителя образования определенного уровня и (или) квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им подходящей работы. В этой связи непредставление такими гражданами документов об образовании и (или) квалификации не препятствует не только надлежащему содействию им в подборе подходящей работы, но и предоставлению установленных законом мер соцподдержки в период безработицы.

КС подчеркнул, что рассматривая вопрос о признании гражданина указанной категории безработным, орган службы занятости не вправе уклониться от принятия в отношении него правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие документов, удостоверяющих квалификацию, необходимость представления которых предусмотрена п. 2 ст. 3 Закона о занятости. К тому же, добавил Суд, в п. 3 данной статьи перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, сформулирован исчерпывающе и не включает лиц, зарегистрированных в службе занятости, но не представивших документы, удостоверяющие квалификацию.

С учетом данной позиции, правоприменительные решения по делу заявителя КС признал подлежащими пересмотру.

Мнение судьи КС о значимости документов о высшем образовании

Постановление содержит также мнение судьи КС Константина Арановского, в котором он подчеркнул, что при получении статуса безработного гражданин больше не обязан предъявлять диплом о высшем, в частности, образовании в доказательство профессиональной квалификации. Так, КС в Постановлении от 14 ноября 2018 г. № 41-П отметил, что наличием диплома не может быть строго обусловлено даже право на педагогическую деятельность (определенных видов), если ее успешно осуществляет лицо, соответствующее занимаемой должности.

«Постановление ˂…˃ могло бы, наверное, состояться в несколько ином содержании, имей образовательные документы иную репутацию, чем теперь. Если бы профессиональное образование уверенно гарантировало квалификацию обладателей дипломов, то в конституционно-правовом балансе интересов и ценностей это имело бы иной, вероятно, вес, который дал бы больше оснований поддержать авторитет диплома, чтобы обладание им было условием осуществления свободы труда и связанных с нею прав», – сообщается в документе.

Судья добавил, что тенденции, наблюдаемые в настоящее время в сфере высшего и пост-вузовского образования, таковы, что со строгой обязательностью дипломов в разных правоотношениях, возможно, придется повременить, пока не появятся веские доказательства тому, что вузы восстанавливают автономию.

Эксперты «АГ» считают, что КС выступил «вышестоящей инстанцией» по делам гражданина

Комментируя «АГ» постановление, руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что противостояние Михаила Чайковского с Воронежским центром занятости «имеет длинную историю, во многом даже кафкианскую».

Вместе с тем, добавила она, постановление вряд ли можно назвать прорывным. «Так, вывод об отсутствии оснований для отказа в предоставлении статуса безработного в случае не предоставления документа о квалификации и образовании лежит на поверхности, – пояснила она. – Более того, это уже второе аналогичное постановление по жалобе данного лица. КС в очередной раз выступил как некая "третья кассация", устраняющая очевидные нарушения. Однако, как показывает практика, – с неясным результатом, учитывая текущую ситуацию с применением позиции по делу И. Дадина».

Адвокат АП Нижегородской области Василий Шавин также считает, что постановление не является слишком примечательным, поскольку не решает вопроса, имеющего существенное значение для практики или правовой системы России. «Хотя, конечно, для некоторых граждан, столкнувшихся с похожей ситуацией, оно значимо, – пояснил он. – Повторюсь, что таковых, по моим оценкам, не так много, и случай нельзя отнести к массовым».

Гораздо интереснее и более значимым для юристов, полагает эксперт, является контекст, в котором вынесено постановление, а также его значение для оценки состояния судебной системы в части судов общей юрисдикции. «Заявитель ровно четыре года назад уже получал постановление КС в свою пользу по схожему вопросу, где речь шла о справке о зарплате в том же разрезе, – подчеркнул Василий Шавин, – В обоих случаях КС указал, что данные документы не обязательны для признания гражданина безработным».

Адвокат добавил, что заявителю пришлось дважды пройти круг по признанию безработным с привлечением Конституционного Суда, и предстоит еще и третий – когда, наконец, он добьется положенного ему по праву, Конституции и закону. «К сожалению, судьи трех инстанций продемонстрировали неспособность разобраться в "трех соснах" Закона о занятости населения, и дважды вынесли незаконные решения. Причем второй раз – уже при наличии правовой позиции КС. Как видно из обоих постановлений, речь в них шла именно о правовом анализе ситуации с весьма относительным привлечением Конституции для решения дела. По сути, КС выступил вышестоящей инстанцией по делам гражданина, но упрекать высшую инстанцию в этом не могу», – резюмировал он.

В то же время, эксперты особо отметили мнение судьи Арановского.

«Используя данное дело в качестве предлога, Константин Арановский рассуждает о проблемах, связанных с реформой российского образования и его качеством, внося утерянную долю важности и остроты проблем, затрагиваемых Конституционным судом», – пояснила Александра Герасимова. При этом эксперт добавила, что перенос полемичных вопросов из текста судебного акта в особые мнения является общей тенденцией, которая отмечается на протяжении последних лет.

Василий Шавин подчеркнул, что поддерживает позицию судьи Арановского, который в большей степени выразил озабоченность состоянием дел в российском образовании.

В своем обращении автор просит разъяснить, вправе ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) заключать договоры о целевом обучении с коммерческими организациями.

Согласно ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, заключение договора о целевом обучении коммерческой организацией возможно, если в уставном капитале хозяйственного общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и т. д.) присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, получая второе высшее образование, вы имеете право на дополнительные отпуска только в том случае, если это прямо указано в соответствующем договоре с работодателем.

В-третьих, если такое право и предусмотрено в договоре с работодателем, он обязан предоставить отпуск целиком. Поскольку в вашем случае право на отпуск не предусмотрено действующим законодательством, порядок его предоставления должен быть согласован с работодателем. Порядок разделения отпуска на части предусмотрен ст. 125 Трудового кодекса только для основного ежегодного оплачиваемого отпуска.

Гарантии и компенсации, предоставляемые аспирантам, обучающимся по заочной форме обучения, установлены новой статьей 173.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

Согласно данной статье работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель.

Аспиранты-заочники имеют также право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Аспиранты и соискатели имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью три месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

О правилах предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук (соискателям), см.

Нет. Особенность очной аспирантуры как одного из видов послевузовского профессионального образования (ч. 4 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), состоит в том, что в учебную программу входит преподавательская практика, что дает основания присвоить аспирантуре несвойственные признаки трудовых отношений.

Вместе с тем, трудовые отношения согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ – это отношения, возникающие на основании трудового договора (особого вида соглашения) между работником и работодателем о личном выполнении работником за определенную плату трудовой функции (работы по определенной специальности, должности), подчинении правилам трудового распорядка, при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Не существует обязанности работодателя оплачивать обучение своих работников за исключением случаев, когда работник обучается по направлению работодателя. В таком случае между работником и работодателем заключается ученический договор, который регулируется главой 32

Действующее законодательство не содержит такого основания увольнения, как поступление в аспирантуру и не требует увольнения с основного места работы, чтобы учиться в очной аспирантуре и получать стипендию.

Согласно материалам дела, ГОУ ВПО было обвинено в неправомерном расходовании бюджетных средств – университет выплачивал аспирантам дневной формы обучения при наличии сведений о работе данных аспирантов по трудовым договорам в различных организациях. Налоговый орган ссылался на п. 43 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814, согласно которому освобождение от работы лиц, принятых в очную аспирантуру, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Стипендия аспирантам очной формы обучения, зачисленным в счет контрольных цифр, выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.

Суд признал позицию налогового органа необоснованной, действия университета – правомерными, а указанный выше п. 43 Положения – противоречащим действующему законодательству в части условия об увольнении с предыдущего места работы.

Да. В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана.

Дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней).

Также отпуск с сохранением заработной платы предоставляется для прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.

Работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.

Также всем работникам, вне зависимости от успехов в учебе, осваивающим аккредитованные программы в вузе по заочной и очно-заочной формам обучения на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Читайте также: