Может ли быть признан безработным осужденный к обязательным работам

Опубликовано: 05.05.2024

На просторах интернета нам попалась обычная на сегодняшний день история. Девушка эмоционально и подробно рассказывает, как она становилась на учёт в Центр занятости населения, получала пособие и жила на него с семьёй. Ей начислили минимальную для Москвы сумму — 3 800 рублей в месяц. Как прожить на эти деньги? Никак. «Можно кормить ребёнка раз в день, а самой питаться чёрным хлебом с солью раз в два дня». Поэтому девушка стала подрабатывать — делала генеральную уборку, получая за это 1 000−1 500 рублей с квартиры. На этом месте надо остановиться и заглянуть в закон, потому что фактически автор истории совершила преступление.

Из безработных в преступницы. Фото: rabotiazhka. livejornal.com

Получать пособие по безработице и любой другой дополнительный доход нельзя. Государство наказывает за это по всей строгости: снимает с учёта, требует вернуть незаконно полученные деньги, заводит административное или уголовное дело. Давайте разбираться, что закон запрещает безработному, получающему пособие, и как ЦЗН находит и наказывает нарушителей.

Матчасть

Читая истории людей, лишившихся пособия, понимаешь, что главное — знать закон. Многие становятся нарушителями непреднамеренно.

  1. Работающий по трудовому договору. Количество рабочих часов и сезонность не имеет значения. Есть трудовой договор — нет пособия.
  2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты.
  3. Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам.
  4. Работающие по договору ГПХ.
  5. Военнослужащие.
  6. Обучающиеся по очной форме обучения.
  7. Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации и т. д.
  8. Члены крестьянских хозяйств.
  9. Получатели пособия по уходу за ребёнком.
  10. Пенсионеры, которым назначена пенсия по старости, в том числе досрочно или по выслуге лет.

Обязанность гражданина — сообщить в ЦЗН о том, что работа нашлась, доход есть, и написать заявление о снятии с учёта. О пенсии, учёбе, призыве тоже надо сообщать своему инспектору. Работа — это не только постоянное место, но и любой другой доход. Устроился колоть дрова на один день, получил 500 рублей — лишился государственных выплат. Подрабатываешь в такси по два часа — снимись с учёта, потому что и так имеешь доход и работу.

Обман — это…

Центры занятости выделяют несколько случаев, которые считаются «получением пособия обманным путём».

Либо работай, либо получай деньги от государства

На первом по популярности месте — сокрытие занятости. Кто-то это делает преднамеренно, считая, что и пособие невелико, и зарплата маленькая, а вместе уже приличная сумма. Кто-то просто не знает, что даже договор ГПХ — работа и доход, лишающие пособия.

ЦЗН г. Верхний Уфалей сообщает:

Заметим, что срока давности по этому преступлению нет. Получив незаконные выплаты в 2008, можно понести наказание в 2020. Инспекторы ЦЗН выборочно проверяют личные дела безработных, делая запросы в ФНС и ПФР, где есть данные по всем работникам всех предприятий.

Центры занятости следят за безработными. Фото: mayaksevera.ru

Думаете, что работая без оформления, можно не беспокоиться? Не всегда. Есть «доброжелатели», которые могут послать в ЦЗН сообщение.

Мастера маникюра, косметологи на дому, няни, репетиторы тоже под ударом. Сотрудники ЦЗН присматривают за своими подопечными не только через запросы в официальные ведомства, но и через мониторинг социальных сетей.

ЦЗН Еманжелинска сообщает:

Заметим, что здесь налицо ещё одно преступление — незаконная предпринимательская деятельность. Если ЦЗН поделится информацией с налоговой, то на мастера маникюра заведут сразу два дела.

Честность и открытость

Документы подделывать нельзя, их всё равно проверят по межведомственному взаимодействию.

Ещё раз обращаем внимание, что пособие по безработице не положено пенсионерам, студентам и военнослужащим. Призвали в армию — снимись с учёта, иначе придётся вернуть пособие.

В полицию можно попасть внезапно. Фото: rpnews.ru

Показательная история Павла Ивановича. За несколько месяцев до пенсии он потерял работу, встал на учёт в ЦЗН и получал пособие. В назначенный срок Павел Иванович отнёс документы в ПФР и оформил пенсию. Инспектору об этом не сообщил, продолжив получать две выплаты: пособие по безработице и пенсию. Наказание не заставило себя ждать. Павла Ивановича вызвали в полицию, где он пытался объяснить, что полностью прав, ведь пенсия — не работа.

Наказание по букве закона

  1. Безработный снимается с учёта, а пособие больше не начисляется (п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
  2. Пособие надо будет вернуть обратно в бюджет (ст. 1064 ГК РФ).
  3. По ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предполагает штраф от 1 000 до пятикратной суммы незаконно присвоенных денег, а также арест на 15 суток, либо обязательные работы до 120 часов.
  4. По ст. 159 УК РФ полагается штраф до 120 000 рублей или в размере годового дохода, обязательными работами до 360 часов, исправительными работами на срок до 3-х лет, ограничением свободы до 2-х лет, принудительными работами до 2-х лет, арест до 4-х месяцев, лишение свободы до 2-х лет.

Как только ЦЗН узнаёт о нарушении, безработного снимают с учёта, перестают платить пособие и направляют требование вернуть незаконно полученные деньги. Вместе с этим документы уходят в правоохранительные органы, где уже и решится — по какой статье завести дело.

То есть наказание будет в любом случае, даже если сразу вернуть деньги. Начальник отдела реализации активной политики занятости населения регионального минтруда Марина Мороз предупреждает, что в будущем правонарушение неблагоприятно скажется на карьере. «Российская газета» цитирует эксперта:

Службы безопасности для отсева недобросовестных сотрудников сейчас используют различные методы сбора информации, например о наличии судебных разбирательств, и другие инструменты, позволяющие спрогнозировать склонность к воровству, в том числе полиграф. Естественно, что факт отказа предприятия от взаимодействия с таким сотрудником является крайне неприятным


Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Наша законодательная база четко устанавливает, что если человек совершил некое действие, которое повлекло за собой создание общественно опасной ситуации, то против него будет установлено соразмерное наказание. Здесь все будет зависеть оттого, какие последствия правонарушения имеют место быть. Если суд определит их как тяжкие, то в качестве наказания уголовная база может установить реальный тюремный срок. Если же последствия незначительные и особой опасности для социума не несут, то в таком случае наказание будет несколько более мягким, таким как обязательные работы.


Преступления, не представляющие большой общественной опасности

В зависимости от степени тяжести и характера общественной опасности, все правонарушения, признанные преступлениями могут быть разделены на тяжкие, особо тяжкие, менее тяжкие и не несущие серьезной опасности.

В соответствии с действующими нормами уголовного права, любое нарушения должно повлечь за собой справедливое наказание виновника. В случае с категорией тяжких нарушений, ответственность будет установлена в соответствии с УК РФ, и может быть представлена принудительными работами, тюремным заключением на конкретный срок или пожизненно и смертной казнью. Однако стоит заметить, что последняя мера ответственности в нашей стране не применяется.

В случае с преступлениями, которые не представляют большой опасности для социума, наказание будет установлено в виде денежного штрафа или незначительного ограничения свободы. Кроме того, здесь могут быть применены обязательные работы.

Назначение наказания в виде обязательных работ

Наказание в виде обязательных работ применяется в отношении правонарушителя, который совершил некие преступные деяния, которые не повлекли за собой создание общественно опасной ситуации. Этот тип уголовной ответственности заключается в исполнении виновником определенных общественно полезных работ в свободное время от учебы или основной работы.
Перечень обязательных работ можно встретить в ст.49 УК РФ, которая регулирует установление данного типа наказания для осужденных. Стоит отметить, что к обязательным работам могут быть отнесены:

  • Работы, связанные с благоустройством населенного пункта;
  • Очистка дворов или улиц от мусора;
  • Погрузочно-разгрузочные работы;
  • Прочие виды общественной работы.

В любом случае, в отношении определения исправительных работ устанавливается правило, согласно которому данный вид деятельности не требует никаких особых навыков, квалификации и знаний.

Понятие обязательных работ встречается в ст.49 УК РФ. Здесь указано, что данный тип ответственности может быть применен ко всем гражданам, которые совершили правонарушения, не повлекшие за собой никаких тяжких последствий. При этом характер работ и исполнение наказания в виде обязательных работ должны быть согласованы с муниципальными властями и исполнительными инспекциями.

Данный тип наказания может применяться исключительно в качестве основного наказания на конкретный период времени, установленный в соответствии с уголовной базой РФ. Определено, что работы могут быть установлены на срок в пределах от 60 до 240 часов, и при этом устанавливаются некоторые ограничения. В частности, нарушители отбывают обязательные работы продолжительностью не более 4-х часов в сутки, и лишь в то время, когда они свободны от основного вида деятельности или учебы.

Обязательные работы содержат в себе следующие свойства, в соответствии с которыми определяется карательный элемент этого наказания:

  • Обязательность наказания, что обеспечивает государственное принуждение к несению наказания;
  • Непрестижность работ и невозможность виновнику самостоятельно определится с их типом;
  • Исполнение трудовой повинности в свободное время;
  • Выполнение работ по месту жительства, что усилит воздействие наказания за счет возможности публичной огласки;
  • Безоплатность исполнения трудовых повинностей.

Срок и порядок исполнения обязательных работ

Обязательные работы как вид уголовного наказания устанавливается в отношении тех лиц, которые совершили преступные деяния, которые не стали причиной для возникновения общественно опасной ситуации. В нашей стране этот вид наказания появился относительно недавно, и стал применяться на практике с начала 2005 года.

В соответствии с действующими нормами, обязательные работы могут быть установлены на определенный временной отрезок, продолжительность которого составляет от 60 до 240 часов. Но при этом при отбывании данного наказания устанавливаются некоторые ограничения.

В частности, работы должны исполняться в обязательном порядке исключительно в свободное время нарушителя, когда он не находится на учебе, или же не занят по месту своей основной работы. Кроме того, имеются некоторые ограничения и относительно продолжительности отбывания наказания. Но при этом никаких разговоров об освобождении от ответственности не ведется. В день допускается не более 4 часов рабочего времени.

  • Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ происходит следующим образом:
  • Изначально в отношении нарушителя устанавливается мера ответственности в виде работ общественно полезного назначения;
  • Потом нарушителя приглашают на профилактическую беседу, в рамках которой ему зачитывается судебный приговор и объясняются основные условия отбытия наказания;
  • Определяется продолжительность наказания в часах, а также конкретное место, где нарушитель будет отбывать повинность;
  • Формируется график отбывания наказания, с точным указанием исполняемых работ каждый день.

Замена обязательных работ штрафом

В некоторых ситуациях, когда преступление совершено несовершеннолетними гражданами, обязательные работы могут быть заменены на иной вид наказания. В частности, таковым может считаться денежный штраф.

А обязанности по его уплате в данном случае будут возложены на родителей ребенка или его официальных опекунов.

В отношении совершеннолетних нарушителей мера ответственности также может быть заменена. Однако для этого необходимо наличие некоторых обстоятельств и причин. Замена мера ответственности на штрафные санкции может быть произведена:

  • Если судебный приговор булл обжалован в установленном законом порядке, и апелляционная комиссия постановила изменить меру ответственности;
  • Если нарушитель не имеет возможности осуществлять трудовую повинность из-за проблем со здоровьем или по назначению медицинских работников;
  • Если нарушитель в одиночку воспитывает ребенка до 3-х лет;
  • Если трудовой график нарушителя составлен таким образом, что у него попросту нет свободного времени для исполнения наказания в виде обязательных работ.

Стоит отметить, что государство проводит контроль за соблюдением действующей законодательной базы, и в тех ситуациях, когда нарушитель игнорирует судебные предписания или отказывается выполнять решение суда, устанавливает дополнительную ответственность.


Ответственность за уклонение от обязательных работ

Обязательные работы устанавливаются в отношении граждан, которые совершили некие действия, классифицированные уголовным законодательством как преступления, которые не нанесли особого вреда обществу. В качестве наказания будут установлены некие непрестижные работы на конкретный срок.

Встречаются ситуации, когда нарушитель в силу тех или иных обстоятельств противится судебному решению о назначении такого наказания, как обязательные работы, и злостно игнорирует обязательность их исполнения. Если имеет место аналогичная ситуация, то против нарушителя будет возбуждено уголовное преследование, и ответственность будет изменена на более жесткую.

В частности, ч.3 ст. 49 УК РФ предусматривает, что отказ от принудительных работ в добровольном порядке может привести к заключению преступника под стражу и замене наказания на лишение свободы на определенный срок.

При этом стоит обратить внимание, что неисполнение принудительных работ будет признано тогда, когда нарушитель без уважительных причин не менее 2-храз в течении 30 дней не появляется на обязательных работах.

Добавим, что согласно статистике судебного департамента ВС РФ 3 , в I полугодии 2020 года по всем статьям УК РФ к исправительным работам приговорили 18 800 человек, к обязательным – 40 462 (по гл. 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья» – ​933 и 5541 человек).

Отличие исправительных работ от обязательных заключается в том, что первые осужденный может отбыть по основному месту работы 4 , а если его нет, то в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного (из зарплаты в доход государства удерживается сумма в размере от 5 до 20%). К тому же обязательные работы не подразумевают трудовыми правоотношениями и заключаются в выполнении осужденными в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ.

В трудоустройстве осужденного и дальнейшем его сопровождении принимают участие:

  • администрация муниципального образования;
  • уголовно-исполнительная инспекция;
  • организация (или ИП), в которую направляется осужденный;
  • осужденный.

Рассмотрим статус каждого из участников данного процесса, чтобы выяснить права и обязанности сторон.

Перечень организаций, в которых осужденные отбывают исправительные работы

Перечень объектов, на которых могут отбывать наказание в виде исправительных работ осужденные 5 , определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией 6 (см. перечень мест, определенных для отбывания уголовного наказания осужденными к исправительным работам на территории города Нижний Тагил во фрагменте документа).

Статья 50 Уголовного кодекса РФ «Исправительные работы»

1… Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

В основном в Перечень входят предприятия, где требуется неквалифицированный рабочий труд. Это могут быть муниципальные и обычные коммерческие организации, индивидуальные предприниматели. К сожалению, в настоящее время отсутствуют критерии, закрепленные на законодательном уровне, опираясь на которые органы местного самоуправления могли бы формировать Перечни (см. определение ВАС РФ от 27.04.2012 № ВАС-5273/12 по делу № А45-6022/2011).

Постановление Администрации города Нижний Тагил от 23.05.2018 № 1501-ПА (с изм. от 20.01.2021)

Перечень
мест, определенных для отбывания уголовного наказания осужденными к исправительным работам на территории города Нижний Тагил

1. Акционерное общество «Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод” имени Ф.Э. Дзержинского».

2. Акционерное общество «Уралкриомаш».

3. Акционерное общество «Химический завод «Планта».

4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Городская инфекционная больница город Нижний Тагил» (только лицами, достигшими 18-летнего возраста, при соблюдении требований статей 331, 351.1. Трудового кодекса Российской Федерации).

13. Крестьянское (фермерское) хозяйство Авоян А.Р.

14. Магазин «Семья» ИП Мамедов Р.А.

15. Магазин продукты общества с ограниченной ответственностью «Семенов».

16. Мастерская Ерышканов А.А.

17. Мастерская ИП Атабекян М.М.

18. Мастерская ИП Гальямов Р.Р.

37. Муниципально-унитарное предприятие производственно-технического объединения Жилищно-коммунального хозяйства Пригородного района, Висимо-Уральский участок.

38. Непубличное акционерное общество «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод».

39. Нижнетагильский филиал открытого акционерного общества «Прокатмонтаж».

40. Нижнетагильский центр организации железнодорожных станций.

136. Общество с ограниченной ответственностью «Монблан Керамик».2

137. Общество с ограниченной ответственностью «СпецТехСтрой».

138. Общество с ограниченной ответственностью «Радуга».

139. Индивидуальный предприниматель И.М. Андриуцэ.

140. Индивидуальный предприниматель Ильясов Гаджи Шамсетдин оглы.

186. ООО «Управляющая жилищно-эксплуатационная компания» «ДОМОУПРАВ-НТ».

187. ООО «Рекорд-Урал».

257. Индивидуальный предприниматель Малышев Валерий Валентинович.

258. Общество с ограниченной ответственностью «Полуфабрикаты».

259. Общество с ограниченной ответственностью «Новаторов».

Органы местного самоуправления могут самостоятельно разрабатывать нормативные акты, которыми утверждают порядок включения организаций в Перечень. Практика показывает, что власти далеко не всегда согласовывают с организациями включение их в этот список, как и УИИ – направление к ним осужденных.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа



Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Особенности трудовых отношений с осужденными к исправительным работам

Исправительные работы являются одним из видов наказания за совершение уголовного преступления. Они назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет и за этот период из зарплаты осужденного производятся удержания в доход государства в размере от 5 до 20%. Если у осужденного есть основное место работы, то он отбывает исправительные работы там. Если же его нет, то уголовно-исполнительная инспекция направляет его к работодателю в районе места жительства гражданина. Если ваша организация будет выбрана органом местного самоуправления для отбытия такого наказания, то нужно учитывать некоторую специфику. В частности, что касается отпуска, поощрения, взыскания, увольнения. Расскажем, на что работодателю обратить внимание, чтобы трудовые отношения с осужденным не вылились в проблему. На конкретных примерах покажем, как рассчитать отпуск. Приведем образцы формулировок в трудовой договор, отчетность перед инспекцией, документы об увольнении.

Что делать в случае задержания (ареста) работника

Неявка сотрудника на работу вследствие его задержания, заключения под стражу или отбывания административного / домашнего ареста – не повод для прекращения с ним трудовых отношений. Несмотря на то что указанные меры в большинстве случаев принимаются при совершении лицом противоправных деяний, на трудовые отношения с работодателем это не влияет. Отсутствие на работе по указанным причинам нельзя признать неуважительным, поскольку не зависит от воли работника. Скоропалительное решение об увольнении пропавшего подчиненного может стоить работодателю длительных судебных разбирательств и денежных затрат, если суд признает расторжение трудового договора незаконным.

Как отмечают специалисты, трудовое право уделяет большое значение урегулированию и решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного определения, можно выделить следующие условия признания граждан безработными:

  • достижение 16 летнего возраста;
  • отсутствие работы и заработка;
  • регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • отсутствие подходящей работы;
  • поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней.

Как отмечают А. Долгова и И. Жукова, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.

Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона о занятости, то есть, работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.

В качестве заработка не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.

Однако не считаются безработными лица:

  • не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по старости (возрасту), в том числе досрочно, либо получающие пенсию за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу – в случае двух отказов от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный службой занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

По мнению В.А. Павленкова, готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 10 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; для впервые ищущих и не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании.

Таким образом, государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Федеральная служба занятости выступает посредником между безработными и работодателями, а основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.

Необходимость более широкого использования наказаний без изоляции осужденного от общества очевидна. То количество граждан, которые содержатся в местах лишения свободы, тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения.

Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России проходит около 1 млн осужденных. Как правило, эта цифра из года в год превышает количество лиц, содержащихся во всех исправительных учреждениях, где исполняется такой вид наказания, как лишение свободы. Так, по состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 671,7 тыс. человек [1].

Проведенный ФКУ НИИ ФСИН России анализ исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества показывает увеличение доли осужденных к исправительным работам (на 84,02%) и обязательным работам (на 1,57%) в общей численности лиц, состоявших на учете в УИИ в 2010 -2014 годах.


Рис. 1. Доля осужденных к обязательным и исправительным работам в общей численности лиц, состоявших на учете в УИИ в 2010 -2014 годах

Реализация государством современной уголовной политики требует более широкого введения в правоприменительную практику альтернативных лишению свободы видов наказаний, в том числе и исправительных работ, что находит свое отражение на самых различных уровнях. Не стала исключением и принятая 14 октября 2010 г. № 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) [3].

Обозначенная тенденция подтверждается и данными судебной статистики, согласно которым доля осужденных к исправительным работам имеет тенденцию к увеличению: 2008 - 47 892 (5,2%), 2009 - 44 398 (5,0%), 2010 - 41 282 (4,9%), 2011 - 40 037 (5,1%), 2012 - 70 400 (9,6%), 2013 - 75 902 (10,4%), 2014 - 75 120 (10,5%) [2].

Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества,
в отечественной пенитенциарной практике доказали свою необходимость и жизнеспособность. Параллельно с развитием наказаний без изоляции осужденного от общества происходит совершенствование законодательства, регулирующего их применение и определяющего систему учреждений органов, на которые возложено их исполнение.

Вместе с тем в настоящее время существует ряд организационно-правовых проблем в регулировании данных видов наказаний, имеется потребность в глубоком, комплексном исследовании исправительных работ как альтернативного лишению свободы вида уголовного наказания. Важно установить актуальные проблемы их применения и исполнения с целью дальнейшего решения и совершенствования как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

С введением в 1997 г. новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, и в 2003 г. со вступлением в силу федеральных законов
от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» институт исправительных работ на законодательном уровне претерпел серьезные изменения как в объеме выполняемых функциональных обязанностей, так и на законодательном уровне.

7 декабря 2011 г. был принят очередной Федеральный закон № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором исправительные работы подверглись новым изменениям. Например, законодатель в 2011 году вернулся к возможности назначения исправительных работ лицам, имеющим основное место работы, увеличил количество статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в санкциях которых предусмотрено рассматриваемое наказание.

Но, несмотря на положительный опыт исполнения, введенные новеллы, законодательство об исправительных работах требует дальнейшего совершенствования.

С этой целью ФКУ НИИ ФСИН России была изучена практика исполнения исправительных работ в территориальных органах ФСИН России.

В процессе изучения с помощью анкет опрошены 81 начальник (заместитель, исполняющий обязанности) уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России; собран эмпирический материал; использованы материалы судебной практики, прокурорского надзора и другие материалы, касающиеся применения законодательства об исправительных работах.

Результаты проведенного исследования, основанного на анализе существующей практики и экспертного опроса, сделали более очевидным понимание того, что эффективность борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами зависит от организации деятельности по применению законодательства, а также от того, насколько совершенным является применяемый закон. Поэтому актуальным является вопрос совершенствования действующих альтернативных наказаний, одними из которых являются исправительные работы.

Согласно результатам анкетирования, мнения практических работников относительно действенности исправительных работ как меры наказания имеют не такую однозначность, как в отношении обязательных работ, и характеризуется многовекторностью позиций. Так, исправительные работы действенной мерой наказания считают лишь треть опрошенных респондентов - (30,86%), потому что осужденный работает, имеет доход и соответственно имеет возможность оплачивать причиненный им ущерб, алименты и т.д. Критическую позицию относительно эффективности наказания в виде исправительных работ высказали - (35,8%), т.е. большая часть респондентов, затруднились в выборе позиции - (17,28%) опрошенных. При этом с определенными оговорками: при дальнейшем совершенствовании законодательства, трудоустройства через органы ЦЗН, квотировании рабочих мест, в случае назначения наказания только работающим гражданам, положительно готовы охарактеризовать исправительные работы - (12,34%) практических работников.

Изучение практики позволило установить и ряд фактов недопонимания и неправильного применения некоторыми сотрудниками отдельных нормативных предписаний, что снижает эффективность исполнения наказания, а иногда приводит и к нарушениям законности.

Так, определяя условия исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ в ст. 39 УИК РФ, законодатель отмечает, что исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Конкретные места работ определяются местным органом самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

В соответствии с п. 70 Приказа № 142 по окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному, не имеющему основного места работы, предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо критерии, в соответствии с которыми орган местного самоуправления определяет объекты и места, на которых отбываются исправительные работы (определение ВАС РФ от 27.04.2012 № ВАС-5273/12). Список (перечень) подобных организаций и предприятий (мест и объектов) регулярно истребуется от ОМС для дальнейшего согласования с УИИ. Более того, отсутствие подобного согласованного перечня в УИИ нередко расценивается органами прокуратуры как бездействие со стороны последних.

Несмотря на то что перечень видов и объектов отбывания исправительных работ ежегодно согласуется с органами местного самоуправления, тем не менее данные правовые акты абсолютно не гарантируют трудоустройства осуждённых по причине того, что механизм определения подобных мест и объектов (предприятий) законодательно нигде не прописан, действенных рычагов воздействия на руководство предприятий у местных властей практически нет [2].

Действующее законодательство не обязывает работодателей вступать в императивном порядке в трудовые отношения с каждым направленным по предписанию УИИ осужденным к исправительным работам. Более того, известны случаи, когда администрации организаций узнают о том, что они включены органами местного самоуправления в вышеупомянутый перечень, лишь по факту получения предписания из УИИ.

Более того, по смыслу действующего законодательства, органы местного самоуправления абсолютно не обязаны предоставлять УИИ какой либо перечень (списки) предприятий для отбывания исправительных и обязательных работ!? В соответствии с ч. 1 ст. 39, ст. 25 УИК РФ на ОМС возложена лишь обязанность определять и согласовывать места для отбывания исправительных работ, вид и объекты для отбывания обязательных работ.

Законодатель предполагает необходимость направлять в ОМС соответствующее уведомление (извещение) при каждом поступлении на исполнение в УИИ приговора по исправительным работам.

Проведенное исследование ФКУ НИИ ФСИН России и изучение проблем исполнения исправительных работ на практике показало, что основной причиной, не позволяющей своевременно привлечь осужденных к отбыванию наказаний в виде исправительных и обязательных работ, является отсутствие на предприятиях определенных органами местного самоуправления вакантных рабочих мест (82,72%). Причем половина опрошенных респондентов (50,62%) считает, что администрации организаций и предприятий не желают (не заинтересованы) принимать на работу указанную категорию граждан. Следующими по значимости серьезными факторами, препятствующими привлечению осужденных к исправительным работам к труду, практические работники отметили уклонение со стороны самих осужденных от исполнения наказания (65,43%) и отсутствие у некоторых осужденных документов, необходимых для заключения трудового договора в соответствии со ст. 65 ТК РФ (61,73%). Серьезной проблемой, препятствующей своевременно исполнить приговор суда, является также наличие у осужденных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез легких, болезни органов кровообращения, эндокринной системы, психические заболевания и т.д.), указанный фактор актуален для каждого третьего опрошенного респондента.

По мнению большинства специалистов, одним из ключевых положений выхода из сложившейся ситуации является инициация подготовки нормативных правовых актов о льготном налогообложении организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам. Решение данной проблемы возможно также путем создания механизма квотирования рабочих мест для осужденных к исправительным работам, кроме того, необходимо внести дополнения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предполагающие наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам, включая стимулирование организаций, обеспечивающих осужденных к исправительным работам рабочими местами, путем предоставления налоговых льгот и иных преимуществ [3].

Анализ подобной практики показывает, что указанные меры в немалой степени способствуют существенному расширению перечня видов и объектов для отбывания исправительных и обязательных работ.

Учитывая выше указанные сложности, представляется целесообразным, например, опыт стран-участников Содружества Независимых Государств в трудоустройстве осуждённых к наказанию в виде исправительных работ посредством деятельности государственных учреждений и органов занятости населения применительно к современным российским условиям (например, по аналогии с ч. 2 ст. 43 Кодекса исполнения наказаний Республики Азербайджан, законодательством которого предусматривается возможность самостоятельного либо при посредничестве государственных органов занятости населения трудоустройства на работу в течение 3 месяцев), что избавило бы от излишней репрессивности данного вида наказания (предположительно, таким сроком могут быть 2 недели или 15 дней). В том случае, если осуждённый не трудоустроился в указанный срок, предусмотреть занятие его работой в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, сохранив при этом общий тридцатидневный срок. Тем более что подобная возможность самостоятельного трудоустройства осужденного к исправительным работам была предусмотрена законодательством предыдущих лет [4].

В юридической литературе было высказано предложение о том, что определение конкретных объектов для отбывания исправительных и обязательных работ целесообразно возложить на Центры занятости населения, поскольку именно на эти отделы администраций органов местного самоуправления возложена обязанность трудоустройства безработных граждан, и именно они владеют информацией о наличии свободных рабочих мест [7]. На наш взгляд, с указанным утверждением вполне можно согласиться, тем более что Центры занятости владеют самой обширной информацией о свободных рабочих местах.

С учетом вышесказанного ч. 3 ст. 39 УИК РФ после слов «контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные» можно было бы дополнить словами «при необходимости направляют их в центры занятости для трудоустройства. » далее по тексту.

Действительно, на сегодня остро назрела необходимость подключить к данному вопросу государственный орган занятости, который парадоксальным образом оказался законодательно никак не задействован в механизме решения проблем трудоустройства осужденных к исправительным работам. И это притом что по своим функциям и полномочиям он осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере труда, содействия занятости населения, трудовой миграции и охраны труда, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции.

В настоящее время реализации подобной инициативы препятствует положение п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которым осужденные по решению суда к исправительным работам не могут быть признаны безработными и не регистрируются в качестве ищущих работу.

Хотя и в данном случае возникает вопрос: «Будет ли органами службы занятости населения принято решение о регистрации в качестве ищущих работу и признании безработными лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы, в случае вынесения судом приговора об условном неприменении наказания к виновным, с обязательным определением испытательного срока или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в соответствии со статьями 73 и 80 Уголовного кодекса РФ» [5].

Анализируя вопросы исполнения наказания в виде исправительных работ, некоторые специалисты - правоведы, также считают нецелесообразным назначение данного вида наказания иностранным гражданам и лицам без гражданства. По их мнению, при решении вопроса о применимости исправительных работ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо первоначально установить не только разрешение на работу, но и наличие у них права на проживание на территории Российской Федерации [6].

На основании вышеизложенного и в целях нормативно-правового совершенствования и оптимизации законодательства, регулирующего исполнение исправительных работ, предлагается следующее.

1. Предусмотреть в законодательстве Российской Федерации особый порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, осужденным к исправительным работам, или внести изменения в ч. 5 ст. 50 УК РФ, дополнив ее словами следующего содержания:

«Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. » далее по тексту.

2. Установленный в ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ порядок определения мест отбывания исправительных работ неэффективен, осложняет трудоустройство осужденных и на практике нередко не соблюдается уголовно-исполнительными инспекциями.
В современных условиях более целесообразным было бы закрепить в законе (но не в уголовном) положение, что места отбывания исправительных работ определяются уголовно-исполнительными инспекциями по согласованию с органами службы занятости и органами местного самоуправления.

3. Инициировать внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части обеспечения со стороны государства дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, осужденным к исправительным и обязательным работам путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Таким образом, указанные изменения позволят оптимизировать практику исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ, поспособствуют совершенствованию законодательства, регламентирующего исправительные работы.

Рецензенты:

Спасенников Б.А., д.ю.н., профессор, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва;

Дворянсков И.В., д.ю.н, доцент, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва.

[1] В 1990 г. ООН приняла Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в которых провозгласила важность и необходимость применения альтернативных наказаний.

[2] Прим.: также не регламентирована процедура согласования перечня предприятий для отбывания исправительных и обязательных работ. В связи с чем предлагается руководствоваться пунктом 3.23. Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», где предусмотрено, что согласование инспекцией перечня может осуществляться тремя способами.

[3] Прим.: в ряде субъектов Российской Федерации указанная экономическая мера реализовывается на региональном уровне, например в Чеченской и Мордовской республиках, Мурманской и Еврейской автономной области, Забайкальском крае и др.

Читайте также: