Можно ли устроиться на работу с высшим неоконченным высшим

Опубликовано: 01.10.2024

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

Как устроиться на работу учителем с неполным высшим образованием.

Не попала на защиту диплома, т.к. не успела вовремя написать работу, могу ли я с неполным высшим образованием поступить на сокращенную форму?

Могу я работать с неполным высшем образованием учась на 5-м курсе по заочной форме, без опыта работы по профилю образования. Чем я могу мотивировать руководителя согласно законам?

Я пришла устраиваться в школу на работу первый год с дипломом бакалавра. На что мне ответили, что зарплата будет выплачиваться как человеку с неполным высшим образованием. Законно ли это?

Пожалуйста имеем ли мы право принять на работу девушку с неполным высшим образованием на должность специалиста отдела мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера в Региональный центр МЧС?

Мне отказывают в приёме на работу в войсковую часть на должность психолога, ссылаясь на какой-то новый закон где с 1.07.2016 г. Бакалавр считается неполным высшим образованием.

Есть ли этот документ и если да то какой именно? Как я могу защитить свои права и доказать что бакалавр считается полноценным высшим образованием? Заранее спасибо.

Мне отказывают в приёме на работу в войсковую часть на должность психолога, ссылаясь на какой-то новый закон где с 1.07.2016 г. Бакалавр считается неполным высшим образованием.

Есть ли этот документ и если да то какой именно? Как я могу защитить свои права и доказать что бакалавр считается полноценным высшим образованием? Заранее спасибо.

В какое государственное учреждение можно устроиться на работу с военным билетом (категория запаса 1, группа РА) и с неполным высшим образованием бакалавра (не закончил в этом году, осталось сдать одну курсовую, ГОС. и защитить дипломную.

Недавно получила диплом бакалавра педагогики. Сейчас бакалавриат считается полным высшим образованием, об этом нам твердили все 4 года обучения. Вместе с нами учились специалисты-также обучались они 4 года. Сроки и стоимость обучения-одинаковы. Однако на работе в моем образовательном учреждении мне установили коэффициент к зар. плате 1,4, как бакалавр (неполное высшее образование), в специалисты, обучающиеся в вузе вместе с нами, будут иметь 1,5. Помогите разобраться: если у нас в стране бакалавры-это теперь полное высшее образование, то почему в системе оплаты труда они по прежнему остаются на уровне тех неполных бакалавров, которых обучали когда-то. Посоветуйте, куда можно обраться по данному вопросу. Спасибо!

Пожалуйста сейчас возможно ли получение офицерского звания и должности с неполным высшим образованием как и раньше, если я работаю в органах уже 2 года и не имею высшего образования и тем более юридического, проконсультироваться в своем отделе кадров не имею возможности.

Заранее благодарен за ответ!

У нас на предприятии начались сокращения. Мою должность по новому штатному расписанию не сократили, но мне выдали уведомление о сокращении через два месяца в связи с тем, что у меня 4 курса ВУЗ. я продолжаю обучение. До этого за последние 6 лет проходил три раза аттестацию, выговоров, нареканий по работе не имею. Являюсь старейшим сотрудником отдела, имею двух несовершеннолетних детей на иждивении, в отделе имеются сотрудники отработавшие полгода и без детей, но с полным высшим образованием. Работаю в отделе информационных технологий инженером-программистом 2 категории. Общий стаж работы в данном учреждении 6.5 лет, должность инженера-программиста 2 категории получил 5 лет назад по итогам аттестации. Прошу Вас разъяснить мне могут ли меня сократить в связи с неполным высшим образованием.

Работаю в детском саду 8 лет воспитателем. 4 года назад взяли на должность младшего воспитателя женщину с неполным общим образование. Работала по должностной инструкции, а за последний год я с ней на мучилась. Группа разновозрастная, а она помогать не хочет. Только моет, а если все помоет-то сидит отдыхает. Детьми, игрушками, оформлением занимаюсь сама. Планы на работе писать некогда, пишу дома. Естественно семья против, но что делать. Вот и затаился у меня вопрос: могу ли я с высшим пед образованием (учитель) перевестись на должность младшего воспитателя? Сил моих больше нет все это терпеть, а ребенок скоро в первый класс пойдет, ему время уделять нужно. Разница в зарплате не большая. Работы на селе больше нет. Спасибо.

Как заполнить графу образование на титульном листе трудовой книжки, если при приеме на работу работник предоставил академическую справку о том, что он обучался с 2004 по 2007 год в ВУЗе и отчислен за невыполнение учебного плана. Работник настаивает, чтобы ему сделали запись о неполном высшем образовании. Правомочно ли это? Спасибо!

Обучался в ВУЗе на заочном обучении (платно), с 2007 по 2013 год, по обучению никаких долгов за все время не имел, в 2013 сдал госэкзамен, но диплом не защитил, т.к. он не был написан. С 2013 взял академ отпуск.. я так понимаю на год, с академ отпуска не вышел, в 2015 году меня отчислили, а в мае 2016 года моя специальность в этом ВУЗЕ была закрыта. По моему запросу выдали справку об обучении, где написаны дисциплины которые я изучал, и написано что практику и курсовую (диплом) не проходил. Справка на бланке ВУЗа, но без печати, только подписи проректора и декана. Сейчас устраиваюсь на работу где требуется высшее или неполное высшее образование, говорят что не могут считать справку документом о неполном высшем образовании. Считается ли такая справка документом о неполном высшем образовании, можно ли ее приравнять при оформлении к средне специальному образованию, могут ли мне выдать диплом о неполном образовании, могу ли я перевестись на другую специальность и защитить диплом, или могут ли меня взять на последний курс другого ВУЗа, для защиты диплома по моей специальности? Какие есть варианты решения этой ситуации?

Прошу Вас ответить на следующий вопрос.

Должен ли ВУЗ выдавать диплом установленного образца о неполном высшем образовании в случае не завершения полного обучения?

Я в 1989 году закончил полных 4 курса медицинского института, успешно прошел промежуточную аттестацию и получил зачеты (сестринская практика после 3-го курса и врачебная практика после 4-го курса). С 5 курса был отчислен; деканат выдал только выписку из приказа. Впоследствии я закончил другой институт, получил высшее техническое образование.

На данном этапе собираюсь устроиться на работу в медицинскую организацию, но должность предусматривает среднее специальное или неоконченное высшее медицинское образование.

Обязан ли медицинский вуз, в случае моего обращения, выдать соответствующий диплом об образовании? Если да, то какой юридический официальный документ это предусматривает? Имеет ли значение давность времени (более 10 лет после ухода из мединститута)?

В 1970 году педагог нашего ОУ окончила 10 классов и поступила в педагогический класс. В 1971 году окончила его с присвоением специальности учитель начальных классов. До нынешнего времени работает в школе учителем начальных классов, имеет первую квалификационную категорию, стаж работы 42 года. В Положении об оплате труда нашего ОУ прописано, что работники с неполным высшим и средним профессиональным образованием имеют размер базового коэффициента 1,3. Правомерно ли начисление заработной платы данному педагогу с коэффициентом 1,3 как специалиста со средним специальным образованием.

Уважаемые юристы! Прошу помочь мне разобраться в сложившейся ситуации: 2 года проработала в режиме полного рабочего времени по договору на выполнение работ (договор заключался на каждый месяц) Помогала инженеру. Когда работник находился в отпуске, замещала его (соответственно без доплат, т.к. являлась внештатным работником).

В этом же отделе появилась вакансия - на это место взяли вновь трудоустроенную девушку (образование у нас одинаковое). Через год снова появилась вакансия, изначально предназначавшаяся в наш отдел. Но так как должность звучит просто - инженер, её снова отдали другому работнику (с неполным высшим образованием) в другой отдел, а мне предложили нижеоплачиваемую должность (моя зарплата упала на 30% относительно суммы по договору) с условием выполнения своих настоящих обязанностей. Всё ли законно в данной ситуации?

Я врач, работаю в поликлинике, в настоящее время в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Параллельно получаю второе высшее образование в экономическом ВУЗе. Ребенку сейчас 1,5 года-пособие на ребенка до полутора лет выплачивать прекратили, поэтому решила выйти на работу на неполный рабочий день в коммерческую фирму менеджером, нашла вариант, прошла собеседование. Сразу оговорюсь, что выходить в поликлинику на полставки нет смысла-зарплата около 3000 руб., не покроет ни расходы на няню, ни проезд до работы, и увольняться тоже не хочу-мало ли что. Обратилась в отдел кадров за трудовой книжкой, там мне ее выдать отказались, только копию, заверенную инспектором отдела кадров. Правомерно ли это, как-то не солидно устраиваться с копией?

У меня такая ситуация я встала на учет в центре занятости как сирота при этом я закончила 11 классов и 4 года в юридическом институте, отчислили из за не сдачи последнего госэкзамена, меня поставили на учет по образовании 11 классов предлагают работу такую как уборщица, фасовщица и т.д зарплата там не выше 13 тысяч а мне с ребенком тяжело будет прожить на эти деньги, час живу хотя бы на пособие по безработице так как и сама работу найти пока не могу, хотя я пыталась уговорить чтоб мне хотя бы одну дали вакансию по той профессии. На которую я обучалась они мне отказывают, скажите пожалуйста с неполным высшим образованием можно устроится через центр занятости по специальности?

Меня отчислили за не защиту преддипломной практики перед ГОСами на 6 курсе университета, из личной неприязни педагог не пошла мне навстречу, в зачётке хвостов за 6 лет нет, приказ звучит: отчислить за неуспеваемость с 5 курса, потом исправлено. на 6-й курс. Как мне забрать зачётку, академ справку, как получить диплом о неполном высшем образовании? Прошло 6 лет, у меня тогда на руках был маленький ребёнок и ещё двое детей (старшая дочь-инвалид) платить за защиту практики не было средств, думала сама сдам. Я имею педагогическое образование стаж работы в школе 17 лет, да и сама окончила школу на отлично. Как быть?

Работаю в гос учреждении 4 года по должности кассир, во время работы окончила 3 из 5 курса института по профилю работы и продолжаю учится. Но переводить на свободную ставку младшего научного сотрудника не хотят, говорят нужно окончить институт. Правда это или не обоснованно?

Директор гос учреждения сама говорила, что оставляет эту должность за мной пока не доучусь. А местный кадровик говорит, что можно занять уже сейчас должность

Думаю нужно уточнить, что учусь на искусствоведа, а работаю в музее.

Общее правило/требование для заключения трудового договора по определённой должности предусмотрено ТК, в частности ст. 64, ст. 65:

Ст. 65: «Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки»

«Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка. а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается»

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). (п.10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

В Вашем случае, полагаю, наличие законченного образования является обязательным условием для выполнения соответствующей трудовой функции. Данный вывод содержится в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37):

"Младший научный сотрудник. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет. При наличии ученой степени, окончании аспирантуры и прохождении стажировки — без предъявления требований к стажу работы. При наличии рекомендаций советов высших учебных заведений (факультетов) на должность младшего научного сотрудника могут быть назначены в порядке исключения выпускники высших учебных заведений, получившие опыт работы в период обучения".

Таким образом, полагаю, позиция руководства обоснована. Возможно, имеются более детальные ведомственные акты именно по Вашему направлению, но по общему правилу — необходимо завершить обучение и получить документ об образовании по специальности.

Коллеги ниже уже процитировали Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н, который придерживается основной линии (необходимость законченного образования): («Требования к квалификации.
Младший научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в музее не менее 1 года»).

Т.е. общий вывод прежний — необходим диплом.

При этом, в том же приказе имеется норма, допускающая исключение при проведении аттестации (п. 10 раздела 1):

«10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Попробуйте обсудить такую возможность с руководством и отделом кадров.

Согласно п. 3.2 Единого квалификационного справочника должностей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 30.03.2011 г. № 251н требования к квалификации Младшего научного сотрудника музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в музее не менее 1 года.

Поэтому Вам необходимо закончить высшее образование, только тогда Вас смогут назанчить на должность. В Вашей ситуации прав Ваш директор.

Елена, добрый вечер!

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии“установлены требования к квалификации младшего научного сотрудника:

Т.е. нужно иметь либо высшее соответствующее образование, либо среднее соответствующее профессиональное образование со стажем работы в музее один год независимо от должности.

Получение образования подтверждается документами об образовании, регламентируемыми ст. 60 вышеназванного Закона:

1. В Российской Федерации выдаются:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
2) высшее образование — бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование — специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
4) высшее образование — магистратура (подтверждается дипломом магистра);
5) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

На данный момент Вы учитесь и соответственно документа об образовании (диплома) у Вас нет, т.е. подтвердить получение необходимого для работы по нужной Вам должности образования Вы на данный момент не можете. А это в свою очередь препятствует занять вакантную должность младшего научного сотрудника. Без документа об образовании работать по указанной должности невозможно, это противоречит установленным требованиям законодательства.

Поэтому Вам нужно подождать еще определенное время до окончания обучения, получить диплом и тогда Вы уже вправе будете занять должность младшего научного сотрудника музея.

<p>Фото: &copy;&nbsp;Shutterstock</p>

Согласно данным Росстата, почти четверть всех безработных — молодёжь (люди до 25 лет). В основном это выпускники, которые высшее образование уже получили, но опыта работы у них ещё нет, поэтому их никуда не берут.

Бывшие студенты в отчаянии регистрируются как безработные, чтобы получать хотя бы пособие. Как Лайфу рассказали в пресс-службе Минтруда, на конец июня 121 тыс. россиян в возрасте 16–29 лет стояла на учёте в службах занятости.

Согласно исследованию Career.ru (проект HeadHunter), в первом полугодии 2018 года молодые специалисты разместили на HeadHunter 2,3 млн резюме. А молодёжных вакансий на портале было 250 тыс. — то есть в 9 раз меньше.

Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock

Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock

Только три четверти выпускников находят работу в первые месяцы после окончания вуза. Об этом в феврале 2018 года заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

— Такие цифры по стране нас не могут устраивать, потому что есть с этим проблема, государственная проблема — трудоустройство выпускников, — говорил премьер-министр.

На эту проблему не раз обращал внимание и президент Владимир Путин.

— Очень важно сопровождать выпускников наших высших учебных заведений — в данном случае Московского государственного университета — вплоть до трудоустройства. Это чрезвычайно важно, чтобы молодые люди, когда они приходят учиться, с первого курса уже понимали, что у них есть перспектива достойного трудоустройства в своей собственной стране, — сказал президент, выступая на заседании попечительского совета МГУ имени Ломоносова в 2017 году.

Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock

Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock

Эксперты рассказали, что делать, если всё, чем вы богаты, — это "корочка" недавно законченного вуза.

Стажировка — билет в профессию

— Сейчас распространена практика стажировок для студентов и выпускников, — сказал руководитель сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Каючкин. — Компенсации часто невысокие или могут отсутствовать, но это хороший шанс для соискателей без опыта получить навыки и попробовать себя в профессии. После выпуска молодой специалист уже может добавить прохождение практики в своё резюме, что будет большим плюсом при устройстве на постоянную работу. Часто компании оставляют у себя специалистов, которые у них проходили стажировки.

Одна из крупных компаний, куда можно устроиться на стажировку — "РУСАЛ". В феврале 2017 года там был запущен проект "Новое поколение". Участвовать могут выпускники вузов и профессиональных учебных заведений по самым разным специальностям — от электрика до эколога. Они получают хорошую зарплату — 80% от оклада, который положен при постоянном трудоустройстве.

Имеющийся опыт не важен, но берут на стажировку, а затем и на постоянную работу, безусловно, лучших: для специалистов средний балл диплома должен быть выше 4,5, для рабочих специальностей — выше 4. При равных условиях преимуществом будет хорошее портфолио — наличие собственных исследований, участие в грантовых, стипендиальных и иных поощрительных программах, владение иностранными языками, а также прохождение практики на предприятиях "РУСАЛа".

— Так как в "РУСАЛе" мы настроены на долгосрочное сотрудничество и привлечение талантливых специалистов, поэтому и условия приёма на стажировку достаточно строгие. Но взамен у вчерашнего студента появляется уникальная возможность начать карьеру в крупнейшей международной компании по специальности. Конкурс серьёзный — до 10 человек на место, а это говорит о том, что программа очень востребована и нужна, — отметила директор по персоналу "РУСАЛа" Наталия Бекетова.

Стажировку прошли уже 225 человек. Из них более 75% (140 человек) остались работать в компании.

Один из таких стажёров — 23-летняя Наталья Налоева. Девушка ещё со школы мечтала стать экологом. Она считает, что это — профессия будущего, которая спасёт природу от гибели и донесёт красоту планеты до новых поколений. Но, закончив в своём родном Братске вуз с красным дипломом, девушка столкнулась с суровой реальностью.

— Вакансия "эколог" довольно редкая, в нашем городе почти нет мест, а без рабочего опыта на молодого специалиста даже и не смотрят, — рассказала Наталья. — Почти все мои одногруппники пошли учиться в магистратуру, потому что не смогли устроиться по профессии на работу.

Наталье повезло больше. Во время учёбы она проходила практику в "РУСАЛе", и там её запомнили как ответственного работника. Когда подошло время прощаться с родными стенами вуза, Наташе позвонили. Выпускницу пригласили пройти программу "Новое поколение" в "РУСАЛе".

— Сообщение о том, что стажёром выбрали меня, конечно, воодушевило. Работать по своей профессии, да ещё на большом предприятии, — это отличный старт! — сказала Наташа.

Она должна следить за многими параметрами работы предприятия, принимать участие в разработке экологических отчётов и работать с контролирующими органами. Программа стажировки рассчитана на полгода. В октябре девушку ждёт итоговый экзамен — комиссия решит, останется ли она в компании.

Наташе, как и всем выпускникам, которые проходят стажировку, выделили своего наставника. Девушку опекает тёзка — Наталья Шпет, специалист отдела экологии.

Наставница вспоминает, как 18 лет назад пришла на завод неопытным специалистом. Подобных программ не было и в помине, и приходилось все тонкости профессии познавать самой.

— Внимание к экологии с каждым годом только растёт, поэтому и работы у нас становится больше, — сказала Наталья Шпет. — Давать шанс молодым ребятам, с учётом того что технологии так динамично меняются, очень важно, они приносят новые, свежие идеи и оптимизируют работу.

Проект "РУСАЛа" охватывает уже многие города России — и крупные (Москва, Красноярск, Волгоград), и мелкие (Бокситогорск, Североуральск, Саяногорск, Шелехов). При этом приехать на стажировку можно из любого региона, если есть желание найти интересную работу.

В регионах центры занятости также нередко организуют стажировки. Как сообщалось в июле, более 130 выпускников в Карачаево-Черкесии смогут в этом году попробовать свои силы на местных предприятиях. Из регионального бюджета работодателям будут выделяться компенсации за каждого стажёра (на зарплату, на оплату наставничества, на проезд выпускника). Цель — снижение напряжённости на рынке труда.

Правильно составленное резюме

Успех для выпускника, который ищет работу, также во многом зависит от того, насколько правильно составлено резюме. Правила можно изучить на рекрутинговых порталах — рекомендаций очень много. Одна из них: не используйте фразы с негативом. Например, не пишите прямо: "У меня нет опыта работы". Лучше вместо этого обозначить, что во время учёбы вы получили знания, необходимые для этой работы, или что у вас есть качества, необходимые для неё.

В резюме внесите все свои достижения, которые были во время учёбы, — это могут быть, например, проектные работы.

— Опишите все стажировки, которые вы проходили, — рассказал Александр Каючкин. — Если вы участвовали в общественной деятельности, обязательно напишите об этом. Это охарактеризует вас как коммуникабельного человека. Не забудьте поставить хорошую фотографию в резюме.

Если вы мечтаете работать в какой-то конкретной компании, то лучше изучить её корпоративную культуру, считает эксперт.

— Работодатели любят, чтобы кандидат на собеседовании мог рассказать, почему ему хочется работать именно в их компании на данной должности, — отмечает Каючкин.

Будьте готовы или ждать, или поменять профессию

Это действительно может быть крайне трудно — найти работу в вашем регионе по вашей специальности. И тогда нужно или ждать, или что-то менять — регион или профессию.

По данным портала Rabota.ru, сложнее всего найти работу в Псковской, Смоленской, Ивановской, Курганской, Кировской и Брянской областях.

— Из таких регионов чаще всего едут в Москву и Санкт-Петербург, — сказал Александр Каючкин. — В Москве работу найти можно всегда и практически за один день, но если ты готов работать барменом, официантом, продавцом в ретейле и т.д.

По его словам, легче всего устроиться, даже без опыта, в молодых сферах — например, IT или digital.

— Спрос на рынке в данных областях достаточно высокий. В этих отраслях работодатели часто берут специалистов и растят их внутри компании. В продажи легко берут молодых специалистов, в перспективе здесь может быть хороший рост до руководителя отдела продаж и коммерческого директора, — рассказал Александр Каючкин.

Это подтверждает и исследование HeadHunter. Как сообщалось, максимальная доля вакансий для молодых специалистов в общем числе — 51% — в продажах. На втором месте — обслуживающий персонал в туристических компаниях, гостиницах и ресторанах (20%), на третьем — административный персонал (18%). Также весьма большой спрос на молодёжь есть в финансовых компаниях и банках.

Труднее найти работу в производственных сферах. И некоторым приходится переучиваться.

— Многие ребята, которые учились на инженеров, стараются получить дополнительное образование по экономике или менеджменту, — рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — По инженерным специальностям многие сталкиваются с проблемой трудоустройства.

Как отмечают эксперты, у выпускников часто завышенные ожидания по поводу трудоустройства и особенно зарплаты. Они считают, что их должны взять, раз у них есть "корочка" хорошего вуза. Но работодателю важна не сама "корочка", а уверенность, что сотрудник будет полезным.

— Трудности с устройством на работу без опыта чаще всего происходят из-за того, что выпускник не понимает, что нужно будущему работодателю. Компании готовы брать молодых специалистов, они в этом заинтересованы, — сказал Александр Каючкин. — Но нужно показать и доказать, что кандидат будет приносить реальную пользу компании. Сейчас бизнес работает на результат и работодателю интересны люди, которые будут закрывать конкретные задачи. При этом у самих выпускников часто необоснованно завышенные ожидания, никто не хочет работать за опыт, за небольшие деньги или бесплатно.

Может ли работать в школе учитель с незаконченным высшим образованием? Вы знаете ответ на этот вопрос? Без образования вы не сможете преподавать. Но если у вас есть средне-специальное образование, то вы вполне могут принять на должность учителя.

Можно ли устроиться учителем без педагогического образования 2020?

На данный момент учителем без образования по профилю можно устроиться, если специалист работает в соответствующей сфере деятельности. Также могут преподавать студенты после 2-го курса педагогического института.

Можно ли стать преподавателем без образования?

Кто может стать учителем

Участником программы может стать и кандидат со средним педагогическим образованием. Возраст и опыт работы в школе значения не имеют. Главное — чтобы потенциальный учитель любил и глубоко знал предмет, который он собирается преподавать.

Можно ли работать учителем с дипломом о профессиональной переподготовке?

Где пройти профессиональную переподготовку, чтобы стать учителем? Итак, при наличии среднего или высшего профессионального образования вы можете пройти курсы профпереподготовки, которые позволят вам работать педагогом в общеобразовательной школе.

Можно ли работать в школе не имея педагогического образования?

46 ФЗ «Об образовании в РФ», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Что нужно для того чтобы стать преподавателем в школе?

Для того чтобы работать в должности учителя начальных классов необходимо получить диплом, подтверждающий получение высшего или среднего специального педагогического образования согласно данной специальности, также можно пройти обучение по смежному или похожему направлению.

Что нужно для того чтобы стать учителем физкультуры?

Данную профессию могут выбрать и мужчины и женщины. Для того чтобы добиться цели, достаточно окончить школу и поступить в педагогический колледж или университет на соответствующую специальность. Полученного среднего образования будет достаточно, чтобы после завершения учебы поступить в школу работать по специальности.

Можно ли преподавать английский не имея педагогического образования?

Кем можно работать в школе без педагогического образования?

Нужно ли высшее образование для учителя начальных классов?

Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».

Можно ли работать психологом с дипломом о профессиональной переподготовке?

Исходя из них, получив диплом о профессиональной переподготовки по психологии и получив право на ведение того или иного вида психологической деятельности, вы согласно законодательству психологом не стали. На должность психолога вас с таким дипломом не примут и психологом называться вы права не имеете.

Сколько часов нужно для переподготовки на учителя?

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности составляет свыше 500 часов аудиторных занятий, для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1000 часов.

Можно ли заочно учиться на учителя?

Выучиться на преподавателя можно как очно, так и заочно. Эту форму часто выбирают желающие совмещать работу с учебой, молодые мамы или взрослые люди, получающие второе заочное образование.

Можно ли работать в школе после колледжа?

Выпускники университетов и колледжей могут работать в образовательных учреждениях (детских садах, школах, колледжах, вузах), в социальных организациях, частных подготовительных курсах для дошкольников и школьников.

Что нужно для того что бы работать учителем старших классов?

Чтобы преподавать в средних и старших классах, нужно окончить педагогический институт. Окончить ВУЗ по одной из дисциплин. В России любой выпускник ВУЗа имеет право преподавать в школе. Окончить педагогический колледж, начать работать учителем младших классов, параллельно обучаясь на заочном отделении ВУЗа.

Что нужно чтобы стать учителем обж?

Получить профессию учителя ОБЖ можно на базе школьного образования в педагогическом вузе. Вступительные испытания – предметы «Русский язык», «Обществознание» и в некоторых учебных заведениях – профессиональное испытание (спортивные дисциплины). Срок обучения – 5-6 лет (в зависимости от формы обучения).

Читайте также: