Во сколько лет вы впервые устроились на работу

Опубликовано: 01.10.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При приеме на работу в 2021 году гражданин бумажную трудовую книжку не представил, так как ее потерял, восстановить возможности нет. Последние два года официально не трудоустраивался, соответственно, до 31.12.2021 заявление о выборе способа ведения трудовой книжки не подавал. Работодатель получил с работника объяснение о причине отсутствия трудовой книжки, в котором сотрудник изъявил желание вести трудовую книжку в электронном виде. Работодатель передал в ПФР сведения о приеме по форме СЗВ-ТД.
Правильно ли поступил работодатель?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действия работодателя правомерны. При непредставлении работником трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности работодатель вправе полагать, что работник трудоустраивается впервые. В таком случае работодатель обязан формировать сведения о работнике в электронном виде (вести электронную трудовую книжку).

Обоснование вывода:
Так, с 1 января 2020 г. при заключении трудового договора работник представляет трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые (ст. 65 ТК РФ). В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (часть пятая ст. 65 ТК РФ).
Лицо, утратившее трудовую книжку, может выбрать один из двух вариантов действий, предусмотренных Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила).
Первый вариант предусмотрен п. 31 Правил, в соответствии с которым лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления. Поэтому при выборе данного варианта работнику следовало обратиться к одному из предыдущих работодателей за выдачей дубликата трудовой книжки, и уже этот документ предъявлять при устройстве к новому работодателю (смотрите ответ 1, ответ 2 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Второй вариант предусмотрен непосредственно в части пятой ст. 65 ТК РФ, согласно которой в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" (далее - Закон N 439-ФЗ) формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются. Таким образом, с 1 января 2021 года работодатель не вправе оформлять трудовые книжки тем работникам, кто устраивается на работу впервые. При непредставлении работником трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности работодатель вправе полагать, что работник трудоустраивается впервые. В таком случае работодатель обязан формировать сведения о работнике только в электронном виде (вести электронную трудовую книжку). Аналогичное мнение высказывают и представители Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим, что для работников, не имевших возможности подать работодателю по 31 декабря 2020 года включительно заявление о продолжении ведения трудовой книжки или переходе на предоставление сведений о трудовой деятельности, законодатель предусматривает возможность сделать это в любое время и позже указанной даты (ч. 6 ст. 2 Закона N 439-ФЗ). К таким лицам закон относит, в частности лиц, имеющих стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявших в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавших соответствующее заявление.
Из вопроса следует, что гражданин до трудоустройства в организацию уже работал по трудовому договору (трудоустройство в организацию не является для него первым). Следовательно, работодатель обязан по письменному заявлению лица, поступающего на работу, об отсутствии у него трудовой книжки и согласии на предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде (в заявлении должна быть указана причина отсутствия трудовой книжки) оформить ему сразу электронную трудовую книжку (смотрите ответ 1, ответ 2 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Поэтому действия работодателя в данной ситуации правомерны.
Обращаем внимание, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов и мнением контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

20 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Компании могут принимать на работу несовершеннолетних, но с учетом ряда особенностей, установленных трудовым законодательством. Они затрагивают виды деятельности, в которых могут быть задействованы молодые люди до 18 лет, а также другие вопросы: оформление трудового договора, продолжительность рабочего дня, отпуск и т.д.

Федеральный закон от 01.07.2017 № 139-ФЗ расширил возможности работодателей по найму несовершеннолетних. До этого заключать трудовой договор с подростком можно было только на свободное от учебы время, а правила по трудоустройству тех, кто закончил учебу или был отчислен, законодательством и вовсе не были установлены.

Сейчас фактически принимать на работу можно даже детей до 14 лет, но с учетом ряда условий и ограничений. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, вводит ст. 63 ТК РФ.

Возраст несовершеннолетнего

Условия заключения
трудового договора

  • сферы: кинематограф, театр, театральные и концертные организации, цирк; участие в создании или экспонировании произведений, работа в качестве спортсмена;
  • работа не должна приносить ущерб здоровью и нравственному развитию;
  • согласие одного из родителей (опекуна);
  • разрешение органа опеки и попечительства;
  • трудовой договор подписывает родитель (опекун);
  • в разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия.

14 лет, получено общее образование или учеба продолжается

  • только легкий труд;
  • требуется согласие одного из родителей (попечителя);
  • требуется согласие органа опеки и попечительства;
  • работа производится в свободное от учебы время;
  • работа без ущерба освоению образовательной программы;
  • работа не вредит здоровью.
  • только легкий труд, не причиняющий вред здоровью, но при одном из условий:
  • после получения общего образования;
  • в свободное от учебы время при получении общего образования;
  • во время каникул в период обучения в общеобразовательных учебных заведениях или средних профессиональных учебных заведениях.

Как видно из приведенной выше таблицы, ключевые характеристики работы, на которую принимаются несовершеннолетние по закону: работа не должна приносить ущерб здоровью и нравственному развитию, она должна быть легкой. Перечень работ, к которым не могут быть допущены несовершеннолетние, подробно приводится в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Всего таких работ более 2000, все они так или иначе связаны с вредными и опасными условиями.

Ч. 5 ст. 282 ТК РФ устанавливает для людей до 18 лет ограничения на работу по совместительству.

Рабочее время для работников до 18 лет

Если вы решили нанимать на работу несовершеннолетних, то важно учитывать не только продолжительность рабочей недели для них, но и продолжительность рабочего дня.

  • Продолжительность рабочей недели

В отличие от большинства обычных сотрудников, для которых продолжительность рабочей недели составляет 40 часов, на несовершеннолетних распространяется правило сокращенного рабочего времени. Причем время сокращается в зависимости от возраста и других обстоятельств — в частности, учитывается факт обучения.

Так, например, для работников до 16 лет, продолжительность рабочей недели составляет не более 24 часов, а для работников от 16 до 18 лет она удлиняется на 11 часов, то есть не превышает 35 часов (ст. 92 ТК РФ).

Если при условии обучения несовершеннолетних и работы в свободное от учебы время в течение учебного года продолжительность работы не может превышать половины от установленных норм, а именно:

  • 12 часов в неделю, если молодому человеку или девушке не исполнилось еще и 16 лет;
  • 17,5 часов, если несовершеннолетнему от 16 до 18 лет.

При этом работодатель имеет право потребовать справку из учебного заведения, которая подтверждает факт получения образования.

В период каникул несовершеннолетние работники, которые продолжают обучение, могут отработать весь срок сокращенной рабочей недели полностью — 24 или 35 часов соответственно.

  • Продолжительность рабочего дня

Существуют также жесткие ограничения по продолжительности рабочего дня, установленные ст. 94 ТК РФ:

  • подростки в возрасте 14-15 лет работают 4 часа;
  • подростки в возрасте 15-16 лет — 5 часов;
  • молодые люди и девушки в возрасте 16-18 лет — 7 часов.

Если несовершеннолетний совмещает учебу по общеобразовательным программам или программам среднего профессионального образования, с работой в свободное от учебы время, в течение учебного года, то продолжительность рабочей смены не должна превышать:

  • 2,5 часа — если несовершеннолетним 14-16 лет;
  • 4 часа — если несовершеннолетним 16-18 лет.

Обратите внимание на то, что ст. 268 ТК РФ запрещает работодателям:

  • Отправлять несовершеннолетних в служебные командировки;
  • Привлекать подростков до 18 лет к сверхурочной работе;
  • Давать им работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работодатель не имеет права устанавливать для несовершеннолетнего работника испытательный срок (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). Также ему запрещено поручать такой категории работника выполнение работ в условиях полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).

Исключением в этих случаях являются только творческие сферы: СМИ, кинематограф, съемки, театральная и концертная деятельность, цирк.

Отпуск несовершеннолетним

Все мы хорошо помним, что обычно право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении 6-ти месяцев непрерывной работы в компании. Но есть категории работников, которым законодательство (ст. 122 ТК РФ) предоставляет право на ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения полугода. К ним относятся женщины — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, работникам, усыновившим ребенка в возрасте до 3-х месяцев, и несовершеннолетние. Отпуск предоставляется по заявлению работника.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для работника до 18 лет, согласно ст. 267 ТК РФ, больше, чем для обычных сотрудников — это 31 календарный день.

Работодатель не имеет права отзывать несовершеннолетнего сотрудника из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ) и компенсировать отпуск деньгами (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).

Как определить продолжительность отпуска в случае, если он предоставляется работнику после достижения им 18 лет? Правильный вариант: по совокупности времени, отработанному отдельно до и отдельно после наступления совершеннолетия.

Как оплачивается труд несовершеннолетних

Согласно ст. 270 ТК РФ, для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Если несовершеннолетний был нанят после получения общего или среднего профессионального образования, а также если он прошел соответствующее обучение на производстве, то трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки.

При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. В ст. 271 ТК РФ уточняется, что «работодатель может за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы».

Если несовершеннолетний выполняет сдельную работу, то оплата производится по установленным сдельным расценкам. Если работник до 18 лет обучается и работает в свободное от учебы время, то оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. И в первом, и во втором случае работодатель тоже может (но не должен!) устанавливать такому работнику доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Какие документы нужны для оформления трудового договора с несовершеннолетним

Комплект необходимых документов для оформления трудового договора сильно зависит от возраста несовершеннолетнего работника и некоторых обстоятельств — например, впервые или нет он устраивается на работу. Кроме того, если работнику до 14 лет, то трудовой договор за него подписывает родитель или опекун.

В максимально полном виде этот комплект будет выглядеть следующим образом:

В договоре с несовершеннолетним нужно прописать все особенности трудовых отношений: продолжительность рабочей недели, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и другие детали. Вы можете использовать в качестве шаблона этот трудовой договор с несовершеннолетним работником – образец для скачивания.

Увольнение несовершеннолетнего

Стоит отметить, что основания для увольнения подростков те же, что и для обычных работников. Это, в частности, неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если имеется дисциплинарное взыскание; однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (прогул, совершение хищений и др.) и т.д. (полный список см. в ст. 81 ТК РФ). Хотя одно отличие все же есть: несовершеннолетних нельзя уволить по причине непрохождения испытательного срока, так как испытательный срок для них устанавливать нельзя.

В целом процедура увольнения имеет свои особенности только в том случае, если увольнение несовершеннолетнего происходит по инициативе работодателя: в этом случае ст. 269 ТК РФ обязывает работодателя соблюсти ряд дополнительных требований (исключением является лишь увольнение в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП)

  • наличие согласия госинспекции труда;
  • наличие согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Соответственно, прежде чем издать приказ о расторжении трудового договора, работодателю придется сделать письменные запросы в комиссию по делам несовершеннолетних и госинспекцию по труду по месту жительства работника, а также в выборный орган предприятия.

Только при наличии согласий издается приказ, с которым нужно ознакомить работника, производится расчет и выплата всех полагающихся сумм, а также выдача трудовой книжки.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые увольняются организацией в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата, обеспечивается получение за счет средств работодателя необходимого профессионального обучения с последующим трудоустройство, о чем говорится в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Билл Гейтс написал свою первую компьютерную программу в 13 лет, а основатель WhatsApp Ян Кум в школьные годы мыл полы в продуктовом магазине. Чем не пример для подростка, мечтающего о самостоятельном заработке?

По российскому законодательству официально можно заключать трудовой договор с 16 лет. Но есть и некоторые отступления. Так, если ученик окончил девять классов и дальше продолжает обучение в вечерней школе, он имеет право трудоустроиться с 15 лет.

Четырнадцатилетние подростки также могут получить работу по закону, но только с согласия родителей и муниципального органа опеки. По его требованиям, работа не должна вредить здоровью и мешать учиться. С этого же возраста и на тех же условиях подросток имеет право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Ещё одно исключение касается работы в сфере киноиндустрии, театра, К примеру, для съёмок в сериале, рекламе могут взять ребёнка моложе 14 лет, но здесь требования закона ещё строже. Необходимо письменное нотариально заверенное согласие родителей (опекунов) и разрешение органа опеки и попечительства, а трудовой договор подписывает не ребёнок, а один из родителей.

Какие нужны документы для трудоустройства несовершеннолетнего?

Прежде всего, необходим паспорт. В отдельных случаях могут взять на работу и по свидетельству о рождении, но это, скорее, исключение, чем правило. В необходимый пакет документов также входят:

  • письменное разрешение одного из родителей;
  • справка из школы (для трудоустройства в учебное время);
  • письменное согласие муниципального органа опеки и попечительства;
  • медицинская справка установленного образца (медосмотр оплачивает работодатель);
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка (если есть).

Как и взрослый соискатель, несовершеннолетний пишет заявление о приеме на работу, трудоустройство оформляют приказом, заводят трудовую книжку, разъясняют права и обязанности, согласуют график выходов.

Сколько длится рабочий день подростка?

По действующему на 2021 год трудовому законодательству установлены следующие нормы рабочего времени для школьников.

Сколько длится рабочий день подростка?

Принимая на работу несовершеннолетнего, работодатель обязан организовать для него удобный график: во время каникул — с утра, в учебное время — после уроков.

Где искать работу?

Существует несколько вариантов поиска подработки для школьников.

1. Городские и региональные программы временной занятости несовершеннолетних

Они созданы, чтобы поддержать нашу молодежь, и есть не только в Москве, но и в каждом регионе. Информацию о них легко найти на официальных сайтах муниципалитетов. Чаще всего работа, которую предлагают подросткам в 2021 году, связана с участием в благоустройстве улиц и парков, помощью пожилым людям и другими подобными занятиями.

Занятость по таким программам хороша тем, что подросток не только получает первый трудовой опыт, но и находится в безопасности — школьника официально оформляют, работу подыскивают рядом с домом, не нарушают его права.

2. Центры занятости

В крупных городах созданы специальные Центры занятости для молодёжи (например, в Москве, Самаре), Молодежные биржи труда (Санкт-Петербург), но можно обратиться и в обычную «взрослую» службу занятости. Даже если не найдётся ничего для школьников, в ЦЗН подскажут, в каких организациях требуются люди и есть работа с подходящими условиями.

3. Самостоятельное трудоустройство

Многие компании охотно берут подростков без опыта работы на простые низкооплачиваемые вакансии. Для них это способ сэкономить, а школьников устраивает гибкий график и возможность работать 2–3 часа в день. И даже если месячная зарплата всего 3–4 тысячи рублей, она может стать неплохим подспорьем для бюджета подростка.

Самостоятельно можно устроиться официантом, посудомойщиком в кафе, подсобным рабочим на рынке, в магазине, уборщиком офиса, территории, разнорабочим на стройке. После карантина 2020 года многим предприятиям всё ещё требуются дополнительные курьеры. Самая популярная работа для четырнадцатилетних — раздача листовок и расклеивание объявлений.

4. Устроиться на работу к родственникам

Ещё один способ заработать — предложить за небольшую оплату помощь вашим родственникам, у которых есть свой бизнес. Это могут быть самые простые обязанности — курьерская доставка, помощник продавца, подсобный рабочий, раздача продукции во время дегустации.

Многие 15–16-летние тинейджеры набираются опыта в семейных компаниях, выполняя обязанности секретаря, помощника, а иногда и просто разнорабочего.

5. Мелкие услуги соседям и знакомым

В качестве разовой подработки можно предложить присмотреть за домашними питомцами, посидеть с детьми, купить продукты. Вашими клиентами могут быть соседи, родственники, знакомые. Можно развесить объявления с предложением своих услуг по району.

Работа, на которую не возьмут даже в 16 лет

Подростка возьмут не везде. Согласно ТК РФ, несовершеннолетних запрещено:

  • ставить в ночные смены;
  • принимать на работу, связанную с подъёмом тяжестей, вредными условиями;
  • трудоустраивать в заведения, угрожающие нравственному развитию ребёнка (ночные клубы, казино, точки продажи алкоголя и сигарет, работу с доступом к токсическим и наркотическим препаратам).

Сколько можно заработать?

Трудясь два часа в день по муниципальной программе временной занятости, можно получать ежемесячно 4,5–5 тысяч рублей. Та же работа, но в течение полной рабочей недели может приносить 10 тыс. рублей + 1,5 тысячи рублей материальной поддержки от Центра занятости.

Зарплата может быть и больше. Так, в Москве промоутером (раздача рекламных листовок) зарабатывают до 2,5 тысяч рублей в день. Труд курьера оценивается в 20–25 тысяч рублей ежемесячно. Вожатые за лагерную смену получают по 18–20 тыс. рублей.

Мне 15 лет, и я хочу работать. Можно ли найти работу через центр занятости населения? Как правильно по закону устроиться на работу? Какие условия труда должны соблюдаться?

Пересмотрел много сайтов, везде все описывается непонятно и сложно. Надеюсь, что ваша команда поможет мне разобраться.

Этот материал обновлен 22.03.2021

Николай, привет! Если вкратце, то в 15 лет официально устроиться без письменного разрешения родителей и органов опеки не получится. Зато в 16 лет вы сами себе хозяин и можете заключать трудовой договор с работодателем без чьего-либо согласия.

С какого возраста можно работать

16 лет. Трудовой кодекс разрешает работать с шестнадцати лет. Государство считает, что в этом возрасте ребенок самостоятелен и может сам заключать с работодателем трудовой договор.

В этом случае для заключения трудового договора понадобятся:

  1. Паспорт.
  2. Справка из поликлиники по форме 086/у.
  3. Справка из школы.
  4. СНИЛС .

14—15 лет. Если вам 15 лет, вы тоже можете самостоятельно устроиться на работу, но только если окончили девять классов, учитесь заочно или ушли в вечернюю школу, техникум или колледж. Если это не так и вы учитесь в девятом классе или только перешли в десятый, придется добыть еще два документа:

  1. Письменное разрешение одного из родителей с копией паспорта родителя — заверять у нотариуса не нужно.
  2. Разрешение из органов опеки.

Чтобы опека выдала разрешение, вам нужно взять одного из родителей и со всеми необходимыми документами сходить в органы соцзащиты. Там вы напишете заявление, приложите к нему согласие родителя и проект трудового договора. Чиновники все проверят и выдадут письменное согласие. Или откажут, если работа вам противопоказана или не по плечу.

13 лет и младше. Если вам еще нет четырнадцати, вы можете работать только в кино, театре, цирке или участвовать в концертах и рекламе. Вы пока не имеете права самостоятельно принимать решения и подписывать документы. Трудовой договор от вашего имени подписывает один из родителей, а еще вам понадобится согласие опеки.

Разовая работа

Вместо трудового договора с вами могут заключить гражданско-правовой. Такой договор заключают на выполнение разовой работы. Например, когда агентство устраивает акцию и нанимает вас промоутером. В таком случае согласие на работу пишут оба родителя, даже если вам уже шестнадцать.

График работы

Государство считает, что, пока вы учитесь в школе, вы не можете забросить учебу и пропадать с утра до вечера на работе. Трудовой кодекс разрешает работать неполный день и только в свободное от учебы время — бегать по району и расклеивать объявления во время уроков не стоит.

Дети не могут работать по ночам: с 22 вечера до 6 утра они должны быть дома.

Сколько можно работать ребенку

Возраст Часов в день Часов в неделю
14—15 лет 2,5 после школы
5 в каникулы
12 после школы
24 в каникулы
16—18 лет 4 после школы
7 в каникулы
17,5 после школы
35 в каникулы

Закон запрещает работодателям устанавливать подростку испытательный срок, поскольку их труд не требует специальной квалификации.

Еще вы имеете право на ежегодный отпуск. У подростков отпуск составляет 31 день, взять его можно в любое удобное время. Поскольку у большинства подростков работа временная и на короткий срок, в отпуск они уйти не успевают. В этом случае при увольнении работодатель платит компенсацию за неотгулянный отпуск.

На какую работу ребенка не возьмут

Вы можете выполнять только легкую работу, которая не вредит здоровью и нравственному развитию. Вас точно не возьмут разгружать мешки с цементом, не отправят работать под землей, не позовут на химкомбинат, не разрешат продавать табак с алкоголем и не предложат работать в казино.

Если вы решили работать курьером, почтальоном, кладовщиком или рабочим на стройке, то не сможете перетаскивать тяжести наравне со взрослыми.

Где искать работу

Есть несколько способов найти работу: в интернете, по объявлениям в газете, у родителей и на молодежной бирже труда. Последние два способа — самые безопасные.

Поиск работы в интернете и по объявлениям — дело опасное. Есть риск нарваться на мошенников, которые не заплатят за работу или попросят денег и исчезнут. Прежде чем искать работу таким способом, советуем прочитать нашу статью о фальшивых работодателях.

На бирже труда вам подберут работу по силам, а работодатель заключит с вами срочный трудовой договор на определенный срок, но вы имеете право расторгнуть его досрочно.

Обычно на бирже предлагают подработать дворником, почтальоном, курьером, промоутером, помощником на стройке. Летом можно сажать цветы, красить ограды, а зимой убирать во дворах снег.

Устроиться на работу через биржу труда можно только с 14 лет, потому что нужен паспорт. Вакансий немного, хорошую работу расхватывают сразу, приходится записываться в лист ожидания. Платят немного — от 5000 до 15 000 Р в месяц, зато все официально. Если хотите найти работу на лето, обращайтесь на биржу заранее — в апреле-мае, пока не разобрали интересные вакансии.

Кроме зарплаты вы можете ежемесячно получать доплату из регионального бюджета, но если в договоре между биржей и работодателем есть такое условие. Лучше заранее спросить об этом на бирже.

Размер доплаты у каждого региона свой. Например, Москва за полный отработанный месяц платит не больше 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения, то есть 16 471 Р в первом квартале 2021 года, а Мурманск — не больше двух минимальных пособий по безработице, умноженных на районный коэффициент.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.


Фото Бориса Мальцева, Кублог

Первый рабочий день является самым важным и сложным. От того, как вы поведете себя в первый день, будет зависеть то, как будут складываться ваши отношения с коллегами в дальнейшем. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег.

1. Сотруднику

В первый рабочий день руководитель обязан представить коллективу его нового сотрудника. Далее опытные работники должны ввести нового коллегу в курс дела. Нельзя отрицать тот факт, что есть люди, испытывающие удовольствие при виде мучений нового сотрудника. Ваша задача — доставить им как можно меньше удовольствия.

Однако и новый сотрудник не должен при любом затруднении отвлекать коллег от их собственных дел. У каждого есть свои обязанности, поэтому не стоит постоянно дергать кого-то, мешая ему работать. Старайтесь быть наблюдательным и берите на заметку, как остальные решают те или иные проблемы.

Каким бы высоким профессионалом вы ни были, хорошие отношения с людьми в коллективе играют не последнюю роль. К новичку в коллективе сначала будут присматриваться и могут относиться пристрастно. Сразу же покажите, что вы пунктуальны — не опаздывайте на работу и не покидайте рабочее место до окончания рабочего дня. Не слоняйтесь без надобности по кабинетам.

В первые дни от вас требуются дружелюбное приветствие и короткие вежливые и доброжелательные контакты. Такое начало рабочего дня помогает забыть домашние проблемы, преодолеть тягостные впечатления от транспортных неудобств, легче войти в нормальное рабочее состояние.

Не следует вводить нового сотрудника в хитросплетения личных отношений между некоторыми членами коллектива. Форма обращения всех сотрудников организации зависит от традиций и от личных симпатий каждого, однако не принято обращаться к кому-либо по фамилии.

Воспитанные люди всегда интересуются делами своих коллег. Их успехи должны искренне радовать, а неудачи огорчать. Личные обиды, симпатии и антипатии не должны сказываться на деловых отношениях с коллегами. Не следует надоедать сослуживцам рассказами о своих заботах и личных неприятностях.

Рабочее место сотрудника также может многое рассказать о нем. Воспитанный человек никогда не заставит окружающих любоваться беспорядком на своем столе. Женщинам не следует заниматься макияжем на рабочем месте, тем более если в кабинете находится несколько человек. Не рассматривайте бумаги на чужом столе, ничего не ищите там. Не ведите долгих личных разговоров по служебному телефону, недопустимо прислушиваться к чужим телефонным разговорам.

Если кто-то подходит к вам, немедленно уделите этому человеку внимание. Постарайтесь вспомнить его имя, тихо повторив его про себя. Если вы не уверены в имени, попросите человеку сразу же назвать его. Слушайте все, что вам говорят, выделяя особо интересное, чтобы продолжить разговор.

Если в разговоре нет ничего интересного, попытайтесь уцепиться хоть за что-то. Если кто-то представляет вас, посмотрите сначала на того, кому вас представляют, а потом на того, кто представляет. Единственным допустимым физическим контактом в мире бизнеса является рукопожатие. Мало внимания уделяется рукопожатию, хотя практически оно является универсальным и к тому же весьма важным для восприятия.

Доброжелательное рукопожатие крепкое, но безболезненное; сопровождается взглядом в глаза и улыбкой; осуществляется правой рукой; длится не более двух-трех секунд. Не нужно пожимать руку все время, пока вас представляют, и использовать рукопожатие, чтобы притянуть человека к себе.

Рукопожатие необходимо выполнять в следующих ситуациях:

  • если другой человек протягивает вам руку;
  • если вы встречаете кого-либо;
  • если вы приветствуете гостей или хозяйку дома;
  • если вы возобновляете знакомство;
  • если вы прощаетесь.
  • не сутультесь, но и не стойте по стойке смирно;
  • не складывайте руки на груди;
  • не рассказывайте длинные скучные анекдоты;
  • не смотрите, как другие люди перемещаются по комнате, в то время как кто-то говорит с вами;
  • не переполняйте свой разговор непонятными и загадочными словами.

Если вы являетесь руководителем и согласно своей должности должны координировать работу подчиненных, может случиться так, что кто-то выполнит свою работу ненадлежащим образом. В таком случае не избежать критики. Однако и здесь следует обратить внимание на несколько правил:

  • критикуйте только наедине и ни в коем случае не при свидетелях;
  • критикуйте проблему, а не человека;
  • говорите конкретно;
  • цель критики — улучшить работу, а не уничтожить доверие.

Воспитанный человек всегда отметит, что коллега сегодня хорошо выглядит. И снова, прежде чем сделать комплимент, вспомните о правилах:

  • будьте искренними;
  • будьте конкретными;
  • комплименты нужно говорить вовремя;
  • не делайте сравнений.
  • просто скажите «спасибо»;
  • не скромничайте и не говорите что-то вроде: «Какая ерунда!»;
  • не говорите, что вы могли бы сделать еще лучше при большем количестве времени;
  • не модернизируйте комплимент со своей стороны.

В ответ на поздравления обычно предлагается угощение, однако нежелательно устраивать слишком пышных торжеств на рабочем месте. Не старайтесь поразить окружающих своей щедростью и кулинарными талантами.

2. Руководителю

Специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы, что в итоге даст положительные результаты в виде повышения производительности труда нового сотрудника, улучшения психоэмоционального состояния коллектива в целом. Поскольку, как показывают исследования, до 90% уволившихся с работы в течение года приняли это решение в первый день своей работы.

Процесс адаптации — это двухсторонний процесс. С одной стороны, за тем фактом, что человек начал работу в компании, стоит его сознательный выбор, основанный на определенной мотивации принятого решения, и ответственность за это решение. С другой стороны, организация принимает на себя определенные обязательства, нанимая работника для выполнения конкретной работы.

В процессе адаптации сотрудника в коллективе можно выделить четыре этапа.

Первый этап — оценка уровня подготовленности новичка. Она необходима для разработки программы адаптации. Если сотрудник имеет опыт работы в соответствующих структурных подразделениях, период его адаптации будет минимальным. Однако, поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, новичок неизбежно попадает в незнакомую для него ситуацию. Адаптация должна включать знакомство с персоналом, особенностями коммуникации, правилами поведения.

Второй этап — ориентация. Этап предполагает практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Как правило, программа ориентации включает ряд небольших лекций и экскурсий, в ходе проведения которых должны затрагиваться вопросы о политике организации, оплате труда, дополнительных льготах, технике безопасности, экономических факторах, процедуры, правила, предписания, формы отчетности, рабочие обязанности и ответственность.

Третий этап — действенная адаптация. Состоит в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обуславливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках этого этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе полученные знания об организации.

Четвертый этап — функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. При спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если процесс регулировать, то этап может наступить через несколько месяцев.

Сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

Традиционно в программе адаптации выделяют три основных направления.

1. Введение в организацию

Организация — это идентифицируемая социальная общность, члены которой преследуют разделяемые всеми множественные долгосрочные цели, полагаясь на осознанные и координируемые действия и межличностные отношения. Решая вступить в организацию, человек определяет, что он может внести — умения, действия, способности, потенциал. При наличии альтернативы выбирается организация, которая имеет ценности и убеждения, близкие человеку. Работодатель привлекает сотрудника для выполнения определенных задач и одновременно подкупает его как личность. Ожидания сотрудника и работодателя со дня вступления в организацию будут представлять собою компромисс. Любая организация основывается на компромиссах.

Еще до решения принять предложенную работу человек пытается представить себе, какой она будет. Снизить болезненную неопределенность в первые дни работы можно только быстрым усвоением всей относящейся к делу информации. Если вы представлены сами себе, на сбор и анализ уходят месяцы. Поэтому выход может быть только один — адаптироваться, адаптироваться и еще раз адаптироваться.

Процесс вхождения сотрудника в организацию исследователи разделяют на четыре стадии.

  • Стадия 1. Ожидание. Фаза предшествует реальному вступлению в организацию. Чем меньше удается узнать на этой стадии, тем выше вероятность того, что не придется надолго задерживаться в организации. Работодатель заинтересован говорить правду во время собеседования при отборе на должность.
  • Стадия 2. Формальное вступление. Чем важнее для индивидуума социальная защищенность, система структурированных отношений и прочное положение, тем с большей готовностью усваиваются формальные сигналы об ожидаемом от него поведении. За несколько часов принятый на работу сотрудник в явной или неявной форме принимает общие цели организации, соглашается с задачами, которые должен будет решать, и т.д.
  • Стадия 3. Усвоение ожиданий коллег. Неформальные ценности, нормы и ожидания столь же важны, как и формальные. Через вербальные и невербальные сигналы неформальных или дружественных взаимоотношений приобретается социальная поддержка и опора своей индивидуальности. Вскоре групповые нормы, касающиеся трудовой деятельности, темпа работы, одежды и т. д., добавляются к пониманию роли, которую надлежит играть в организации.
  • Стадия 4. Завершение процесса вступления в организацию. К этому времени сотрудник должен ощущать себя достаточно комфортно. Прошел стресс, вызванный вступлением; известны формальные и неформальные ожидания; мы вносим вклад в общее дело. В свою очередь, мы получаем, как и было согласовано при приеме на работу, регулярную заработную плату. Мы можем использовать вербальные и невербальные сигналы, чтобы убедить других привести формальные требования в большее соответствие с нашими ожиданиями. Успешное вживание в социальную роль должно заключаться в удовлетворенности работой. Роль включает в себя одновременно формальные, технические, неформальные и личные ожидания в отношении работы. Некоторые считают, что организация — это коллектив актеров, играющих роли ради достижения определенной цели. Одним сотрудникам вхождение в роль дается легко, другим с трудом. По этой причине исполнение ролей никогда не может приносить полного удовлетворения. Здесь следует учесть вероятность проявления некоторых ситуаций, связанных с ролевой адаптацией.

Спланированная работа по введению работника в организацию предполагает обеспечение его полной информацией. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах, структуре организации, организации работы подразделений и их взаимодействии, порядке работы, количестве и расположении подразделений.

В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требования и ожиданий со стороны компании.

2. Введение в подразделение

Обычно руководитель просит одного из сотрудников оказывать помощь новому работнику на первых порах. Для быстрого решения проблем и преодоления трудностей, которые могут встретиться новичку в первый день работы, руководитель подразделения может предложить зайти к нему в кабинет в конце рабочего дня и поделиться впечатлениями о том, как прошел его первый день на новом рабочем месте.

3. Введение в должность

Информация, которую необходимо сообщить новичку:

  • кто является непосредственным начальником и вышестоящим руководителем;
  • каковы требования к продолжительности рабочего дня, что считается поздним и ранним уходом с работы;
  • кто входит в команду, куда зачислен новичок, и каковы обязанности каждого из них;
  • как следует общаться с ними новому члену организации;
  • в чем состоит вклад команды в работу фирмы в целом;
  • какие карьерные возможности открываются в фирме;
  • как планируется повышение квалификации и профессиональный рост;
  • как функционирует система вознаграждений, включая заработную плату, премиальные, оплату отпусков, пенсионную программу.

Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичками после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и основными функциональными обязанностями. Непосредственный руководитель раскрывает основное содержание профессиональной деятельности и то, какой вклад работа нового сотрудника вносит в общий успех организации. Руководитель должен продумать, какие меры могли бы помочь новичку обрести необходимую уверенность.

При введении в должность важно уделить внимание следующим вопросам:

  • Коллеги нового работника и их задачи. Все ли сделано для эффективного сотрудничества?
  • Общий тип заданий, которые он будет выполнять в течение первых нескольких дней. Готов ли новый работник к успешному их выполнению?
  • Требования, предъявляемые к его работе, степень его ответственности за результаты работы. Достаточно ли хорошее представление о них имеет новый работник?
  • Кто отвечает за его обучение в подразделении. Достаточно ли четко новый работник видит эту связь?
  • Время начала и окончания работы, время обеденного перерыва. Насколько хорошо осведомлен новый работник об основных требованиях внутреннего распорядка?
  • Где должны храниться его личные вещи?

На практике чаще всего используются две модели адаптации.

Первая модель — адаптация при приеме на работу. Сразу после приема на работу необходимо сформировать у новых сотрудников устойчивое положительное отношение к корпоративным стандартам и процессам, а также активизировать и поддержать персональные навыки применения стандартов в рабочих стандартных и нестандартных ситуациях.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • ознакомить сотрудников с корпоративными стандартами компании;
  • сформировать устойчивое активно-положительное отношение к корпоративным стандартам компании;
  • сформировать персональные навыки применения корпоративных стандартов в рабочих ситуациях.

Сотруднику часто приходится адаптироваться, работая в одной и той же компании, в ситуации изменяющихся условий профессиональной деятельности. Компания должна постоянно отслеживать уровень и динамику удовлетворенности у сотрудников, для того чтобы иметь возможность воздействовать на мотивацию путем применения специальных технологий.

Читайте также: