Почему трудно устроиться на работу выпускникам учреждений

Опубликовано: 01.10.2024

Пахарев Александр Александрович

В статье кратко рассказано об основных трудностях, с которыми сталкивается молодой специалист - выпускник техникума.

ВложениеРазмер
выпускник, трудоустройство 46 КБ

Предварительный просмотр:

Условия и факторы, содействующие трудоустройству выпускников Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Великоустюгский автотранспортный техникум"

Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста.

В данной публикации мы постарались выделить, с какими основными проблемами сталкивается выпускник, устраиваясь на работу:

1. дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии) (например, на данный момент выпускников экономических специальностей выпускается гораздо больше, чем их востребовано на рынке труда);

2. низкий уровень заработной платы (как правило, из-за отсутствие стажа и квалификации);

3.завышенные требования со стороны работодателей (наличие стажа, дополнительных умений, высокой квалификации специалиста(например, хорошее владение иностранным языком или умение работать со сложным программным обеспечением ПК и т.д.);

4. несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя (недостаточно высокий уровень знаний и умений);

5. низкий общественный статус некоторых профессий (специальностей).

Ряд выпускников, на наш взгляд, также "виноваты" в том, что не могут найти работу. Причины этого следующие:

1. нежелание работать по полученной специальности (например, учеба ради получения документа государственного образца - диплома) порядка 5-7 % выпускников открыто заявляют, о том, что не пойдут работать по полученной профессии и им было нужно только образование);

2. завышенный уровень притязаний (требуется сразу высокая заработная плата, карьерный рост и т.д.);

3. низкий уровень активности при трудоустройстве (одним из "простых" решений является постановка на учет в Центры занятости) как правило, 1-2 выпускника, буквально через 1-2 месяца, а то и раньше становятся на учет в Центры занятости. При последующем собеседовании выясняется, что они практически не проявляли активности, пытаясь найти работу;

4. нежелание повышать квалификацию (как правило, студенты считают что их квалификация достаточно высока, забывая о том, что дополнительно знание основ быстрого набора текста или курсы секретаря-референта значительно увеличивают их шанс трудоустройства);

5. низкий уровень профессиональных знаний и умений.

Стоит отметить, что о данных проблемах говорилось и 5 и 10 лет назад, но, несмотря на активную работу учебных заведений по трудоустройству выпускников, эти проблемы актуальны до сих пор.

В нашем техникуме с 2011 года стала функционировать Служба по трудоустройству выпускников. Были определены основные направления работы, определены основные задачи службы, такие как:

- разработка и реализация системы содействия трудоустройству выпускников техникума;

- мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда (постоянная работа с местным Центром занятости, работа с объявлениями в газетах и социальных сетях, общение с выпускниками, нынешними директорами предприятий). До недавнего времени студенты нашего техникума проходили производственную практику на одном из крупнейших предприятий страны по ремонту военной техники - «Муромтепловоз». За 5 лет прохождения практики разными курсами, ряд студентов – выпускников остались работать на данном предприятии;

- проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу;

- заключение договоров между техникумом и предприятиями, по организации стажировок и производственных практик для студентов;

- привлечение работодателей к разработке образовательных программ и проведения производственной практики учебных заведений, с возможным последующим трудоустройством выпускников;

- участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т.д.);

- разработка и реализация программ (проектов), направленных на адаптацию выпускников на рынке труда;

- проведение просветительской работы с выпускниками с целью позитивного изменения трудовых установок, формирования мотиваций в процессе поиска работы;

- развитие социальных компетенций и навыков в процессе поиска работы.

Условия, способствующие трудоустройству выпускников, созданные на базе БОУ СПО ВО "Великоустюгский автотранспортный техникум":

1. Информирование студентов , начиная с первого года обучения о состоянии отрасли, в которой предстоит работать будущему выпускнику, как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по региону, обозначение проблем и перспектив развития отрасли, уровня средней заработной платы и т.д. Выпускник должен знать с какими трудностями он столкнется при устройстве на работу. (Например, в нашем техникуме уже на 1 курсе студентам обучающимся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", преподаватели специальных дисциплин рассказывают о высокой конкуренции в данной среде, необходимости дополнительной подготовки, развитии навыков работы на компьютере, в том числе работа со специальными программами. Обращается внимание на возможность временного трудоустройства не по профилю образования, с последующим поиском работы по полученной специальности).

2. Постоянное обновление оборудования и применение новых технологий. Не секрет, что развитие практически любой отрасли идет непрерывно и быстрыми темпами. Еще 10 лет назад, ноутбук был предметом роскоши, а сегодня у каждого третьего студента в руках на перемене планшет или смартфон. За последние 10-15 лет, производственные базы предприятий обновились на 60-80 процентов, большое количество электронного оборудования, зачастую иностранного производства "заставляют" руководителя образовательной организации тратить большие финансовые средства на закупку нового оборудования, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, который без дополнительного переобучения сможет работать на современном оборудовании.

3. Дополнительное обучение по смежным (дополнительным) профессиям. Чем большим количеством профессиональных знаний и умений обладает выпускник, тем легче ему найти работу. Студенты, обучающиеся в нашем техникуме по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" помимо основной специальности и получения профессии "Водитель автомобиля категории В и С", также могут пройти дополнительное обучение и получить свидетельство по дополнительным профессиям: "Автоэлектрик", "Специалист по шиномонтажным работам" или "Оператор линии комплексного диагностирования технического состояния автомобиля".

4. Включение в образовательные программы учебных дисциплин , обучающих применению технологий трудоустройства, умение анализировать современный рынок труда. В нашем техникуме успешно апробированы следующие дополнительные учебные дисциплины (курсы) для студентов выпускных курсов: "Технология поиска работы", "Основы предпринимательской деятельности".

5. "Качественное прохождение" производственных практик и стажировок во время обучения . Необходимо отметить, что данное условие обеспечивается только комплексным взаимодействием представителей учебно-производственной работы (например, заведующим практикой) и работодателями. Руководители многих предприятий начинают отбор претендентов для работы с 3 курса, привлекая их вначале для прохождения производственной практики, а затем и для постоянной работы. В то же время, администрации образовательной организации необходимо отслеживать качество прохождения производственной практики. (Со слов директора одного из предприятий нашего города: "Я готов принимать на работу ваших выпускников, готов оплачивать им получение высшего образования с перспективой карьерного роста, но сначала я должен оценить, как они работают и хотят ли они работать вообще?").

6. Участие представителей работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, программ практик и программ Государственной итоговой аттестации, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Именно работодатели знают и понимают какими знаниями и умениями должен обладать выпускник, на какие учебные предметы необходимо обратить больше внимания, с какими основными проблемами сталкиваются студенты, пришедшие на практику и выпускники, пришедшие устраиваться на работу. Наш техникум активно сотрудничает в этом направлении с представителями многих автотранспортных предприятий области.

7. Работа с сетью информационных ресурсов , предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и подготовке кадров. Необходимо создавать базу вакансий, работать "на перспективу", т.е. готовить тех специалистов, которые будут востребованы через 3 - 4 года. К сожалению, данное направление работы осложняется тем, что работодателю нужны специалисты "уже сейчас", а "не завтра" и как правило нужны 2-3 специалиста, а не группа выпускников в 15-25 человек. И вот тут может пригодиться рассмотрение вопроса о целевом обучении студентов, заключении договоров с предприятиями, и последующей отработкой выпускниками затраченных на обучение средств. Мы проводили подобное обучение, правда, договора заключались на подготовку студентов заочной формы обучения. Кроме того, важно доводить до молодежи информацию об успешных специалистах, мастерах своего дела, которые являются их ровесниками по возрастной группе, о людях которые уже получили Почетные грамоты, стали победителями каких-либо профессиональных конкурсов, смогли открыть свое дело и т.д.

Работа Службы по трудоустройству выпускников нашего техникума была неоднократно положительно оценена специалистами в области трудоустройства, работодателями и студентами выпускных групп. В частности, в январе 2014 года в областном конкурсе "Лучший центр трудоустройства выпускников - 2013" Служба по трудоустройству выпускников нашего техникума была отмечена Дипломом 2 степени среди 36 средних учебных заведений Вологодской области.

В заключении, следует отметить, что в данной публикации были затронуты только некоторые аспекты трудоустройства. Вторичные факторы, такие как предоставление субсидий и жилья молодым специалистам, перспективы развития "малых городов" в сравнении с мегаполисами и т.д. заслуживают отдельного рассмотрения.


Шматко, А. Д. Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений / А. Д. Шматко, И. В. Перепелица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 600-605. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59900/ (дата обращения: 26.05.2021).

Очень часто выпускники учебных заведений сталкиваются с проблемами трудоустройства (устройства на работу), с безработицей или уходом из профессии в другое направление, в другую сферу деятельности, туда, где удалось найти подходящую работу.

Попробуем разобраться в причинах возникновения таких ситуаций. Для того, чтобы понять целостность картины по безработице рассмотрим официальные аналитические данные Центра занятости населения города Санкт-Петербурга:

Наибольший пик безработицы за последние годы приходился на 2014 и 2016 годы доля безработных выпускников профессиональных образовательных учреждений составила 2,9 % от общей доли безработных, в 2015 году доля не трудоустроившихся молодых специалистов немного сократилась на 0,2 % и достигла 2,7 %. Наименьший показатель безработицы можно наблюдать в 2017 году, когда доля безработных снизилась до 1,0 %, 2018 год можно рассмотреть только половину, первое полугодие, к сожалению, доля не устроившихся на работу специалистов возросла до 1,2 %.

Что касается выпускников средних (полных) образовательных учреждений наименьшая доля безработных пришлась на 2015 год и составила 11,8 %, на 0,2 % меньше, чем 2014 году (12 %), с 2016 года можно наблюдать стабильный рост безработицы среди выпускников данной категории, с 11,9 %, 2017 год 12,2 % и на коней второго квартала 2018 года составил 13,5 %.

Аналогичная динамика наблюдается по лицам, которые не закончили среднее (полное образование), 2014 год безработица составляет 5,2 %, в 2015 году снижается на 1 % процент и составляет 4,4 %, в 2016 году снижается еще на 0,1 % и составляет 4,3 %, а далее с 2017 года начинает расти до 5,2 %, а в настоящее время на конец второго квартала 2018 года составляет 6,1 %.

Из приведенной выше аналитики видно, что наиболее уязвимые с точки зрения безработицы являются выпускники средних общих (полных) образовательных учреждений, именно они составляют наибольший процент (13,5 %) не трудоустроенных на сегодняшний момент выпускников учебных заведений, меньший процент безработных составляют лица не имеющие среднего общего (полного) образования 6,1 %, и наконец выпускники профессиональных образовательных учреждений находятся на последнем месте по безработицы среди выпускников и составляют 1,2 %. Вышеперечисленные данные можно оформить в виде таблицы № 1.

Количество безработных выпускников учебных заведений города Санкт-Петербурга

Образование

2014

2015

2016

2017

2018 (2-й квартал)

Выпускники профессиональное образовательных учреждений

Выпускники средних (полных) общих образовательных учреждений

Не имеющие среднего (полного) образования

В среднем по году 20,8 % от всего количества безработных составляют выпускники учебных заведений и это только официальные данные. При поиске работы молодые соискатели сталкиваются с двумя основными причинами.

Первая: Наличие теоретических знаний и отсутствие практики.

В этом случае молодому специалисту проще найти подходящую работу только тогда, когда требования к знаниям превышают требования к наличию практики. То есть, когда потенциальный работодатель готов взять молодого специалиста, который обладает большим количеством теоретических знаний и хочет, чтобы практические знания будущий работник получил именно в его организации или на предприятии.

В данном случае происходит инвестирование в молодого специалиста, с целью получить более квалифицированного работника определенной сферы деятельности, но в свою очередь работодатель несет возможные определенные риски: молодой специалист не адаптируется к существующему коллективу, месту работы, самой работе; никто не дает гарантий, что через месяц или два вчерашний выпускник не передумает работать по приобретенной специальности, и работодателю не придется тратить время и деньги на поиск нового сотрудника; молодому специалисту, только, что окончившему учебное заведение не устанавливается испытательный срок; молодой специалист может быть призван на службу в Вооруженные силы России.

Из собственного профессионального опыта можно привести следующий пример: директор компании принял решение расширить штат организации, а именно юридического отдела, выпускниками высших учебных заведений со следующими критериями отбора: выпускники любых высших учебных заведений и факультетов, но с дипломом о законченном высшем образовании (бакалавр, специалист или магистр) в 2018 году. С помощью работного сайта SuperJob были отобраны резюме тридцати подходящих кандидатов, но вчерашние выпускники с неохотой отвечали на телефонные звонки, не перезванивали и не отвечали на письменные приглашения с просьбой связаться и прийти на собеседование. В результате из тридцати молодых специалистов удалось дозвониться до шестерых, согласились прийти четверо, пришли на собеседование двое, двое других не пришли и не предупредили о том, что не смогут присутствовать на встрече, на звонки не отвечали, что говорит о безответственности и не желании в поиске работы. Вторая: Оплата труда молодых специалистов ниже уровня средней заработной платы, предлагаемой рынком труда для специалистов с опытом. Но данная проблема несет временный характер, ведь получая опыт работы, со временем, вчерашний выпускник может рассчитывать на более высокий уровень оплаты. Работодатель не всегда готов потратить время и деньги на обучение молодого специалиста, да и выпускник, имеющий на руках только диплом об образовании, пытается найти работу как можно более высокого уровня, показывая будущему работодателю свои амбиции. В данной ситуации работу по приобретенной специальности будет проще найти молодым специалистам, которые располагают только теми навыками и знаниями, которые у них есть и не диктуют потенциальному работодателю свои условия. Если обратиться в прошлое, а именно во времена СССР, когда государство занималось распределением выпускников учебных заведений и попытаемся разобраться в причинах отказа от данной системы. Выпускники высших и средних специальных учебных заведений подлежали направлению в плановом порядке на работу по приобретенной специальности и квалификации, что являлось одной из гарантий обеспечения права граждан СССР на труд (статья 118 Конституции СССР) [1], а в свою очередь молодой специалист должен был исполнить свой гражданский долг — работать в соответствии с направлением.

Высшие и средние специальные учебные заведения подготавливали и предоставляли в министерства и ведомства сведения о выпуске и рекомендовали направления выпускников учебных заведений на работу в соответствии с полученной специальностью и квалификацией, так же учитывались целевое направлении на учебу, целевого характера подготовки молодых специалистов, семейного положения и т. д. в свою очередь шла обработка полученной информации от учебных заведений, согласовывалась с заинтересованными министерствами и ведомствами и передавалась далее в Госплан СССР и Госпланы союзных республик. Министерства и ведомства, в распоряжение, которых направлялись выпускники должны были в определенные сроки предоставить информацию о том по каким экономическим районам страны и крупным городам, будут распределяться молодые специалисты, а также их количество и рекомендации по наиболее целесообразному использованию выпускников. Еще один нюанс, министерствам и ведомствам не позднее, чем за 4 месяца до окончания учебного заведения, а по отдельным специальностям в сроки, установленные специальными решениями Совета Министров СССР, обязаны провести персональное распределение молодых специалистов, и предоставить перечень мест работы по каждому учебному заведению: наименование и адрес предприятия, организации, городского (районного) управления (отдела), должность, размер заработной платы, вид предоставляемой жилой площади, т. е. работу обязаны предоставить всем молодым специалистам.

Ректоры и директора учебных заведений получая план распределения выпускников и перечень мест работы проводили подготовительную работу по отношению к будущим выпускникам: знакомили с Положением о персональном распределении молодых специалистов, готовили личные карточки с указанием о состоянии здоровья и семейного положения, готовили рекомендации о назначении на работу, знакомили с характером и условиями труда на предприятиях и в организациях, привлекая к этому, по возможности представителей этих предприятий и организаций; проводили медицинские освидетельствования, чтобы определить возможности предоставления работы с особыми условиями труда и в определенных климатических условиях.

В том случае, если молодой специалист был не согласен с персональным распределением, это не освобождало его от прибытия на работу по направлению.

Возникает вопрос: нельзя ли вернуть систему распределения выпускников профильных учебных заведений? На этот вопрос отвечает издание «Российская газета»:

В Государственную Думу внесен законопроект о том, чтобы выпускникам некоммерческих отделений, вменить в обязанность отрабатывать свое обучение в государственных организациях или на предприятиях, а также в органах государственной власти, причем нужно будет отрабатывать не три года, как во времена СССР, а не мене четырех лет, если учился по программе бакалавриата, не мене пяти, если программа специалитета, и не мене шести при обучении по программе магистратуры. В случае отказа от отработки, выпускникам придется компенсировать бюджету государства все затраты за студенческие годы. Для чего хотят это сделать, ответ очевиден большое количество молодых специалистов испытывают трудности в поиске работы свыше трех лет.

Не все согласны с тем, что необходимо направлять на работу и принуждать отрабатывать государству при обучении на бюджетных отделениях.

«Такая модель будет работать в плановой экономике, что мы и видели на примере системы распределения в Советском Союзе, в рыночной экономике подобная система в чистом виде невозможна, — считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Георгий Остапкович. — Она нарушает весь принцип свободного перемещения и выбора, когда у работодателей есть возможность подобрать те кадры, которые именно им нужны, а у выпускников — кардинально поменять свою жизнь. Например, выучился человек на нефтяника и вдруг у него проснулся литературный талант. Зачем ему его рубить на корню?» [2].

К сожалению, в настоящее время в системе образования отсутствует планирование по выпуску специалистов определенных специальностей соответствующих отраслей для обеспечения выпускников рабочими местами.

Обратимся к международному опыту трудоустройства выпускников учебных заведений стран Японии, Америки и Германии, каким образом происходит трудоустройство в этих странах.

На сегодняшний день в США отсутствует бесплатное высшее образование, которое дает преимущество в поиске работы и как следствие достойную заработную плату для выпускников американских учебных заведений. Получение достойного образования является для американцев своеобразной мечтой, которую они пытаются осуществить, а страна пытается исполнить данную мечту путем развитой системой образовательных кредитов, которые для американцев являются наиболее обременительными. Часто американцы отправляют учится своих детей по той профессии или специальности, на которую у них есть средства.

При американских университетах существуют Центры профессионального роста, что позволяет выпускникам учебных заведений найти место работы уже на первых трех курсах. Учебные заведения практикуют поддержание обратной связи со специалистами (не во всех учебных заведениях), которые устроились на работу ранее и готовы взять на себя нагрузку наставников для будущих выпускников, т. е. они берут на стажировку, как платную, так и бесплатную, студентов в компании, в которых сами работают. В Центрах существует служба психологической поддержки и библиотека, в которой можно найти информацию о существующих корпорациях и фирмах (для определенных штатов), информацию как найти работу, как оформить необходимые документы. В свою очередь представители американских компаний предпочитают отбор будущих работников среди студентов и выпускников Центра профессионального роста [4].

В Германии существует Закон об общих принципах организации высшей школы, который не только обязывает поддерживать студентов на протяжении всего срока обучения, но и уведомлять их об учебных возможностях, содержании, структуре и учебных требованиях, поэтому большая часть высших учебных заведений создали Центральные консультационные бюро, которые занимаются с будущими студентами (дни открытых дверей в школах) и действующими студентами, консультируя их по вопросам правильности выбора специальности, перевода на другой факультет, проблемы, связанные с учебой, а так же проблемы личного характера. Так же, как и в Америке при высших учебных заведениях находятся собственные профориентационные службы, которые оказывают помощь выпускникам в трудоустройстве [5].

Подведя итоги, получаем, что проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений заключаются в следующем: отсутствует практика или стажировка по приобретаемой профессии или специальности, и как следствие отсутствует опыт работы и за частую отсутствует понятия сути выполнения самой работы; отсутствует конкурентоспособная заработная плата, по сравнению со специалистами в определенной области; отсутствуют центры помощи поиска работы выпускникам учебных заведений; отсутствует желание со стороны представителей работодателей брать на работу выпускников и инвестировать в них; отсутствует желание искать работу по приобретенной специальности. Как способы решения выше указанных проблем можно предложить:

улучшить качество практики или стажировки для студентов, которая бы реально отражала специфику получаемой профессии или специальности, со стороны учебных заведений необходимо проводить не только дни открытых дверей для абитуриентов, но и для потенциальных работодателей, установить практику или стажировку не в течении одной недели — месяца, а ввести как обязательный предмет и на протяжении всего периода обучения практика должна проходить хотя бы один раз в неделю, у одного и того же работодателя, плюсы такой практики понятны, у работодателя есть возможность выбрать из наиболее талантливых и способных практикантов (стажеров) своего будущего специалиста, а будущему специалисту более глобально окунуться в свою профессию;

обязательно создать клуб (центр или группу в интернете) выпускников учебных заведений по факультетам, которые устроились и работают по специальности или профессии, которую они приобрели именно в этом учебном заведение, поддерживать с ними связь, предлагать брать на стажировку студентов своих факультетов, осуществлять наставничество над ними. Обязательна должна быть заинтересованность и поддержка со стороны государства за счет квотировании рабочих мест для молодых специалистов. В том случае, если представители работодателя, учебных заведений и государства будут действовать совместно над проблемами трудоустройства выпускников, то можно добиться положительных результатов.

Правительство разработает меры поддержки выпускников при трудоустройстве. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что в условиях кризиса им сложнее найти работу. По данным кабмина, на рынок труда вышли или выйдут в ближайшее время более 1,5 млн молодых людей, окончивших высшие и средние учебные заведения. «Известия» выяснили у представителей вузов, HR-специалистов и предпринимателей, с чем придется столкнуться выпускникам в новых реалиях.

Из вуза


Главная проблема молодых специалистов без опыта — значительно возросшая конкуренция на фоне пандемии коронавируса. На 1 июня в России насчитывалось свыше 4,5 млн безработных. За апрель и май их число выросло более чем на миллион, в центрах занятости официально зарегистрированы 2,4 млн человек. Об этом рассказал на совещании у президента России Владимира Путина министр труда и соцзащиты Антон Котяков.

В этом году многие студенты последних курсов из-за эпидемии не смогли пройти производственную и преддипломную практику. Для учащихся это всегда шанс устроиться на работу и набраться опыта.

По словам первого проректора РЭУ им. Г.В. Плеханова Петра Карасева, этой весной больше 25% организаций — партнеров университета не были готовы принять обучающихся на практику. Но места для них нашлись: со студентами продолжили работать госструктуры и многие предприятия.


Сейчас, по данным Карасева, работу ищут 6% нынешних и недавних учащихся вуза.


— Из-за распространения коронавирусной инфекции многие опытные специалисты лишились работы, не говоря уже о выпускниках вузов, которые оказались в более уязвимом положении. Кроме того, выпускникам придется понизить свои зарплатные ожидания. Наиболее высокие шансы на трудоустройство имеют выпускники востребованных направлений, например, IT-специалисты, — сказал «Известиям» первый проректор РЭУ.

Он добавил, что Плехановский университет во время пандемии организовал дополнительные мероприятия, кроме уже существующих недель карьеры, ярмарок вакансий, дней компаний и воркшопов.

— В апреле, например, у нас была создана информационная платформа «Студенческая биржа», благодаря которой студенты и выпускники имеют возможность осуществлять мониторинг актуальных вакансий и направлять свои резюме. Размещенные на ней 254 стажировки и вакансии по 17 направлениям подготовки, имеют от 200 до 1000 просмотров.

Декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова считает, что в нынешней кризисной ситуации для выпускников есть и плюсы, и минусы.


Минус заключается в том, что в период кризиса работодатели хотят получить готовых специалистов, способных действовать здесь и сейчас. У них нет времени на раскачку вчерашнего выпускника. Максимум, на что готово большинство компаний, — записать молодого специалиста в кадровый резерв. Так происходит потому, что бизнес пока не понимает, что его ждет во вторую волну пандемии, сколько сотрудников придется сократить и что будет с зарплатным фондом. Плюс заключается в том, что для некоторых инновационных компаний выгодно брать на работу неопытных специалистов. Когда сотрудник «не испорчен» предыдущим опытом, из него можно «слепить» профессионала с компетенциями, которые нужны конкретной компании. Такой сотрудник в будущем может дать новый виток развития.


Она подчеркнула необходимость тесной работы вузов с работодателями: чтобы предприятия обращались к университетам, институтам и колледжам с конкретными запросами, а те оперативно готовили молодых людей с необходимыми компетенциями.

На работу

В кризис могут остаться не у дел не только соискатели, но и уже успевшие найти работу выпускники, считает CEO и генеральный директор компании Webinar Group Александр Альперн.

— Работодатели проводят оптимизацию персонала, так что молодых специалистов без опыта работы, во-первых, почти не будут нанимать, предпочитая им опытных профессионалов, во-вторых, даже тех, кто уже устроился, скорее всего, будут просить освободить занимаемую должность, — пояснил он «Известиям».

По его словам, сложнее всего придется выпускникам гуманитарных специальностей.

— Представители востребованных направлений, скорее всего, найдут работу. А вот среди гуманитариев трудоустройство по специальности и ранее не превышало 40%, а сейчас этот показатель снизится до 20%. Несколько выше шансы трудоустройства у выпускников, которые уже работают, устроившись на 3–4-м курсах.

Выпускники

Руководитель отдела по работе с персоналом QBF Светлана Белодед рассказала изданию, что рост уровня безработицы среди молодых специалистов в России начался до пандемии — весной 2019 года. Сказалась пенсионная реформа: количество людей, которые позже заканчивают свою трудовую деятельность, растет.


Для смягчения проблемы трудоустройства молодых специалистов обсуждается целый комплекс мер поддержки. В частности, Министерство науки и высшего образования РФ еще в апреле выступило с предложением предоставлять субсидии вузам, которые готовы трудоустроить у себя заинтересованных в заработке студентов. Перспективной может быть идея организации стажировок для молодых специалистов, расходы на которые будут компенсироваться работодателям из бюджетных фондов. Думаю, по мере снятия ограничений, связанных с эпидемиологическими проблемами, ситуация на рынке труда будет улучшаться, поэтому наиболее серьезная поддержка выпускникам учебных заведений потребуется лишь в краткосрочной перспективе, — сказала она «Известиям».

И в бизнес

Со стартапами, которые запускают студенты и выпускники, дела обстоят лучше, уверен предприниматель, инвестор, основатель компании «Залог24» Ян Марчинский.

— Нынешней молодежи очень повезло. Им достался уникальный шанс заходить в различные рынки, бизнес-модели в условиях сильно пониженной конкуренции. Потому как часть людей и предпринимателей находятся в выжидательной позиции и бездействуют, другие теряют бизнесы, объемы, сокращают сотрудников и уходят с рынка. Примерно 30% предпринимателей не пройдут нынешний кризис, и их место займут новые, более молодые и рисковые предприниматели. Подтверждает мои слова статистика, которая показывает, что в апреле и мае в разгар кризиса было открыто более 50 тыс. новых компаний, — пояснил он «Известиям».

В открытии бизнеса студентам помогают специальные программы на базе вузов или крупных компаний. В такой работе важно обеспечить учащимся нужные условия.

После покорения «образовательного Эвереста», каждый выпускник сталкивается с главным вопросом: куда устраиваться? Если учащийся сумел зарекомендовать себя во время учебы, практики, то в большинстве случаев ВУЗ направляет его на работу в конкретное учреждение или он «заочно» устраивается на место практики.

Сложности трудоустройства после окончания ВУЗа

После покорения «образовательного Эвереста», каждый выпускник сталкивается с главным вопросом: куда устраиваться? Если учащийся сумел зарекомендовать себя во время учебы, практики, то в большинстве случаев ВУЗ направляет его на работу в конкретное учреждение или он «заочно» устраивается на место практики.

В 75% случаев выпускники ВУЗов сталкиваются с проблемой трудоустройства. Специалисты образовательного центра DissHelp выяснили самые распространенные препятствия, с которыми сталкиваются молодые специалисты.

Проблема трудоустройства

Куда устраиваться после окончания вуза

Проблема №1. Психология

Самым настоящим испытанием для выпускника ВУЗов является прохождение собеседования, где он не знает, о чем его будут спрашивать, как себя вести, как сохранять спокойствие и преподнести себя как высококвалифицированного специалиста.

В 80% случаев молодые специалисты не готовы психологически к новым испытаниям. Поддаваясь волнению, стрессу, они теряются, вызывая сомнения у работодателя. Чтобы доказать свою профессиональную состоятельность, следует умело управлять своими эмоциями и психологическим состоянием.

Для этого эксперты рекомендуют изучать психологию, посещать различные конференции и обучающие семинары (тренинги), просматривать телепрограммы и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Проблема №2. Опыт работы

Нередко работодатели предъявляют к сотрудникам и кандидатам серьезные требования: наличие высшего образования, ограничение в возрасте и опыт работы. Где взять молодому специалисту (или выпускнику ВУЗа) опыт работы (особенно, если требуют 3-5 лет)? Решить данный вопрос можно следующим образом:

Проблема №3. Отсутствие навыков по поиску работы

Выпускники не имеют представлений: как и с чего начать поиск работы, где ее искать, по каким критериям следует ориентироваться и пр. Помочь в данном деле может отдел по трудоустройству выпускников в ВУЗе, Центр занятости населения, психологические тесты (профориентация).

При поиске работы составьте примерный перечень условий, подходящих для Вас: размер зарплаты, график работы, обязанности и материальная ответственность и пр.

Проблема №4. Несоответствие реальности и желаемой работы

Нередко ожидания выпускника ВУЗа не совпадают с суровой действительностью. Найти работу с подходящим графиком, зарплатой, условиями довольно трудно. Первое время следует себя зарекомендовать себя, заслужить доверие руководства, продемонстрировать свою «практическую» состоятельность.

Тщательно изучайте условия сотрудничества, указанные в объявлении, не стесняйтесь задавать вопросы при собеседовании. Не спешите устраиваться на первое попавшееся место. Важно не просто работать и получать заработную плату, но и моральное удовлетворение от выполняемых обязанностей. Ищите работу, которая будет вам по душе.

Проблема №5. Резюме

Нередко работодатели оценивают своего будущего сотрудника по резюме. Данный документ призван продемонстрировать личные сведения о кандидате, уровне его образования, имеющемся опыте работы, желаниях и предпочтениях и пр.

Важно отражать исключительно достоверные сведения, ведь работодатель может легко их проверить. Чтобы грамотно составить резюме, можно скачать «образец» из Интернета или попросить помощи у специалиста (кадровика, делопроизводителя, опытного работника) составить его.

Проблема №6. Неготовность к переобучению

Новоиспеченный специалист считает себя «профи» и не намерен получать дополнительные знания, направления. У работодателя иной взгляд на это: он полагает, что ля выполнения обязанностей кандидат должен обладать конкретными знаниями и умениями, которые можно приобрести на дополнительных курсах. Чтобы улучшить свое положение, будьте готовы к переобучению.

Следует отметить, что нет не решаемых проблем. Важно правильно подготовиться к любым обстоятельствам. Было бы желание, а работа обязательно найдется. Ведь кто ищет, тот всегда найдет!

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов [5].

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким [6].

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV–VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20–24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся [1].

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1–2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.


Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2–3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них [6].

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период [6].

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

- встречи студентов с потенциальным работодателем;

- организация экскурсий студентов на предприятия;

- организация практик и стажировок на предприятиях;

- заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились [1]. К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18–29 лет [1].

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16–29 лет [1]. Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Читайте также: