Имеет ли право бывший сотрудник прокуратуры уволенный по отрицательным мотивам носить форму

Опубликовано: 18.09.2024

1. Единая федеральная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории:
а) Прокуратура РФ +
б) Верховный Суд РФ
в) Парламент РФ

2. Первым генерал-прокурором Сената Петр 1 назначил графа:
а) Якубинского
б) Ягужинского +
в) Симонинского

3. С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного:
а) Министерства Иностранных дел
б) Министерства Внутренних Дел
в) Министерства юстиции +

4. Единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации:
а) Прокуратура РФ +
б) Парламент РФ
в) Админсуд РФ

5. В Прокуратуру РФ входят:
а) школы
б) суды
в) научные и учебные организации прокуратуры +

6. В Прокуратуру РФ входит:
а) Суды субъектов РФ
б) Прокуратуры субъектов РФ +
в) Школы субъектов РФ

7. В Прокуратуру РФ входит:
а) боевая прокуратура
б) воинская прокуратура
в) военная прокуратура +

8. К внутриорганизационным принципам деятельности прокуратуры относится:
а) предметный +
б) законности
в) централизации

9. К внутриорганизационным принципам деятельности прокуратуры относится:
а) независимости
б) гласности
в) зональный +

10. Срок полномочий генерального прокурора РФ составляет:
а) 6 лет
б) 5 лет +
в) 7 лет

11. К какой ветви власти относится система органов прокуратуры в России:
а) ни к одной из трех ветвей власти +
б) к судебной
в) к судебной

12. Высшим звеном системы органов прокуратуры в РФ является:
а) прокуратуры субъектов
б) Генеральная прокуратура +
в) районные прокуратуры

13. Какое из этих утверждений неверно:
а) Прокуратуре запрещено участвовать в правотворческой деятельности +
б) все функции прокуратуры прописываются в федеральном законодательстве
в) Прокуратура надзирает за исполнением законодательства на территории РФ

14. Предельный возраст пребывания на службе Генпрокурора РФ составляет:
а) 70 лет
б) 65 лет
в) законом не определен +

15. Кто назначает заместителя Генерального прокурора РФ:
а) Совет Федерации Федерального Собрания РФ +
б) Президент РФ
в) Генеральный прокурор РФ

16. С какой судебной стадии прокурор имеет право вступить в дело:
а) только со стадии предварительного слушания
б) с любой +
в) только если уже началось рассмотрение дела по существу

17. Имеет ли право бывший сотрудник прокуратуры, уволенный по отрицательным мотивам, носить форменную одежду после увольнения:
а) да, если выслуга составляет более 20 лет
б) да, вне зависимости от стажа работы
в) нет, ни при каких обстоятельствах +

18. Может ли Генеральный прокурор РФ уволить своего заместителя:
а) может, если это не Первый заместитель
б) нет, это не в его полномочиях +
в) может

19. Если установлено, что работник прокуратуры осуществляет предпринимательскую деятельность, то он:
а) лишается ежемесячной премии
б) подлежит наложению строгого выговора
в) подлежит увольнению из органов прокуратура в связи с утратой доверия +

20. Кто уполномочен присваивать первоначальный классный чин работнику прокуратуры:
а) прокурор субъекта РФ
б) генеральный прокурор РФ +
в) руководитель органа прокуратуры, в котором служит работник

21. Средством выявления правонарушений как правовым средством прокурорского надзора является:
а) прокурорская проверка +
б) возбуждение производства об административном правонарушении
в) протест

22. Органы прокуратуры, созданные согласно административно-территориальному делению государства и призванные осуществлять функции прокуратуры на конкретной территории, называются:
а) Генеральной прокуратурой РФ
б) территориальными органами прокуратуры +
в) специализированными органами прокуратуры

23. Определение квалификации работника органов прокуратуры называется:
а) мерой дисциплинарного воздействия
б) испытательным сроком
в) аттестацией +

24. Документ, который подтверждает личность прокурорского работника, его должность и классный чин – это:
а) приказ о назначении на должность
б) служебное удостоверение +
в) паспорт гражданина РФ

25. Совещательный орган, который создан в Генпрокуратуре РФ и прокуратурах субъектов РФ для обсуждения и решения организационных вопросов деятельности, называется:
а) организационно-методическим отделом
б) советом прокуроров
в) коллегией +

26. Режим особых условий в исправительных учреждениях вводится по:
а) только по распоряжению министра юстиции
б) согласованию с прокурором субъекта Федерации +
в) только с согласия Генерального прокурора РФ

27. При обращении прокурора в суд в порядке гражданского судопроизводства:
а) иск освобождается от государственной пошлины +
б) судебные издержки относятся на счет федерального казначейства
в) суд обязан рассрочить уплату им государственной пошлины

28. Должностное лицо, занимающее должность руководителя региональной природоохранной прокуратуры, именуется:
а) атторнеем
б) судьей
в) прокурором +

29. Коллегия Генеральной прокуратуры РФ является:
а) совещательным органом +
б) законодательным органом
в) руководящим органом

30. Прокурорский надзор осуществляется:
а) тайно
б) гласно +
в) без разницы

Трудовое право РФ, как и в других странах, в большей мере стоит на защите интересов менее защищенной стороны – наемного сотрудника. Уволить человека, не имея на то никаких оснований, кроме своего намерения, работодателю практически невозможно. И тогда в ход пускаются средства, вынуждающие работника согласиться написать заявление «по собственному желанию», даже если на самом деле такого желания он не имеет.

В некоторых ситуациях при таком давлении заявление может быть оспорено и признано недействительным. Рассмотрим самые распространенные спорные ситуации, связанные с принуждением к увольнению, и разъясним, как можно от этого защититься.

«Принуждение к увольнению» на языке права

Трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает закрытый перечень оснований, по которым наниматель может уволить своего сотрудника без его согласия (ст. 81 ТК РФ). В основном это отрицательные мотивы, сокращение численности (штата) или ликвидация самой организации. Но нередко начальники, грубо нарушая Трудовой кодекс, вынуждают неугодного работника выразить свою волю для ухода якобы «по собственному желанию», «согласию сторон» либо фальсифицируют его заявление.

Принуждение к увольнению – действия нанимателя, направленные на то, чтобы повлиять на работника с целью написания им заявления об уходе или составления соглашения о расторжении трудового договора.

Почему, несмотря на явную неблаговидность, работодатели допускают такие действия? Потому что они им выгодны:

  • можно быстро убрать из штата ненужного человека;
  • при уходе «по своему желанию» не придется выплачивать выходных пособий и компенсаций;
  • коллективу демонстрируется частный случай применения начальственной власти.

Популярные методы принуждения

Редкий начальник-самодур изобретет нечто новое в этой сфере. Способы «выдавить» подчиненного с работы стары и немногочисленны, но, увы, достаточно эффективны:

  1. Просьба, в которой нельзя отказать. Начальник просит в большинстве случаев вежливо и убедительно написать заявление об уходе. Либо в ход может пойти угроза, вплоть до физической.
  2. «Уволить всегда есть за что». Если на просьбу о самостоятельном уходе ответ отрицательный, руководство может прибегнуть к шантажу: пригрозить, что найдет отрицательный мотив для увольнения по инициативе работодателя.
  3. «Выдавливание». На работе с подачи начальства искусственно создается атмосфера придирок и психологического дискомфорта: публичное выговаривание даже за мелкие неуспехи, дисциплинарные взыскания за малейшие нарушения распорядка, пренебрежение правом на повышение в должности, лишение бонусных выплат и т.п.
  4. «А мне Кодекс не указ». Работодатель явно пренебрегает правами работника: использует в отношении него денежные штрафы, вызывает на сверхурочную работу, задерживает, сокращает или не выплачивает заработную плату и т.п.

ВАЖНО! Если проверяющий орган уличит работодателя в одном из этих видов поведения, правомерно привлечение его к административной ответственности за нарушение требований ТК РФ.

Иногда уж лучше уволиться самому

Есть ситуации, когда принуждение к увольнению – благо для работника со стороны работодателя. Это может иметь место в тех случаях, когда альтернативой является увольнение по статье, особенно с выплатами по материальной ответственности сотрудника. Иногда работодателю проще быстро избавиться от виновного работника, разрешив ему «сохранить лицо» и не портить трудовую книжку неприятными записями. Доказательства отрицательных оснований для увольнения требуют от работодателя дополнительного времени и усилий, а также юридически правильного оформления.

В таких случаях работники с благодарностью принимают предложение уйти «по собственному желанию», хотя это также будет принуждением их к увольнению.

Принудить легче, доказать трудно

Юридическая практика говорит о том, что работодатели-принудители часто выходят безнаказанными. Причин тому несколько:

ВНИМАНИЕ! Для более робких сотрудников часто бывает достаточно фразы: «Вы уволены, пишите заявление!» Образ всемогущего начальника нередко демонстрируется в кинофильмах, поэтому такое увольнение может показаться обывателю правомерным.

Что грозит за принуждение

Если все же вина работодателя будет доказана, закон предусматривает для него следующую административную ответственность (по ст. 5.27 КоАП РФ):

  • штраф 1000 – 5000 руб.;
  • дисквалификацию до 3 лет;
  • восстановление несправедливо уволенного;
  • выплату денег за вынужденный простой;
  • назначенную судом компенсацию.

Если к уходу принудили беременную женщину и это удалось доказать, ответственность становится уголовной (ст. 45 УК РФ): по ней виновному руководителю грозят обязательные работы, а его фирме – приостановление деятельности.

Что делать, если вас принуждают уйти

  • решить с работодателем вопросы о сроке и условиях добровольного ухода;
  • написать заявление не по своему желанию, а по согласию сторон, оговорив выплату выходного пособия и компенсации.

Если же принято решение о борьбе, то советы будут следующими:

  • озвучить работодателю свою позицию: вам известно, что вас хотят «выжить», но вы не намерены сдаваться;
  • ни в коем случае не писать и не подписывать никаких документов об увольнении, взять за правило тщательно вычитывать все подписываемые документы;
  • скрупулезно соблюдать трудовую дисциплину и внутренний распорядок;
  • письменно фиксировать все спорные моменты;
  • не поддаваться на провокации;
  • быть готовым к неприятным неожиданностям (например, к недопуску к работе из-за не вовремя пройденного медосмотра, слишком пристрастной проверке техники безопасности, оформление прогулом отгула, оформленного лишь на словах и др.).

Что послужит доказательством принуждения

В суд на работодателя можно подать в течение месяца со дня увольнения. Для суда доказательством может служить не все. Если вы намерены подавать на работодателя в суд, придется позаботиться о доказательной базе:

  • максимум документального оформления (например, если понадобился отгул, не следует полагаться на устное разрешение, а подать письменное прошение и получить на нем отметку «не возражаю»);
  • видео и аудиозаписи (должна быть доказана их подлинность);
  • показания свидетелей.

К СВЕДЕНИЮ! Единственным почти бесспорным доказательством принуждения к уходу служит принятие на работу другого сотрудника в день написания заявления истцом: при «реальном» увольнении за столь короткий срок маловероятно нахождение нужного специалиста.

Форменная одежда должна строго соответствовать по размеру, а также в обязанности сотрудника входит поддержание формы в чистом, ухоженном и поглаженном виде. Работникам полиции не разрешается появляться в форме вне времени выполнения служебных обязанностей в различных публичных местах.

Ношение гражданской повседневной одежды допускается лишь для работников полиции, занимающих конкретные должности, к примеру, психологи, оперативные сотрудники. Прочие категории работников во время выполнения рабочих обязанностей должны носить исключительно форменную одежду, соответствующую всем нормам и требованиям.

Право ношения военной формы офицером запаса

В соответствии с ч. 21 ст. 31 Положения «О порядке прохождении военной службы» офицерам и прапорщикам, безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией — независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия.

Здравствуйте, Вячеслав. В соответствии с ч. 7 ст. 39 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», право ношения военной формы одежды имеют также граждане, пребывающие в запасе или находящиеся в отставке, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды.

Ношение формы пенсионерами

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 1992 г. N 4202-1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ТЕКСТА ПРИСЯГИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 58. Основания для увольнения из органов внутренних дел
….в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
….Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, а также сотрудникам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы и юстиции, при увольнении с правом на пенсию разрешается ношение форменной одежды.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы

При этом необходимо помнить, что непосредственно в месте проверки документов полицейский не вправе требовать уплаты штрафа. Штраф назначается только постановлением компетентного органа после рассмотрения протокола о факте административного проступка.

  • военный билет;
  • временное удостоверение личности (выдается на период оформления паспорта);
  • паспорт гражданина СССР;
  • водительское удостоверение (строго говоря, этот документ не относится к удостоверениям личности, но во многих случаях его могут принять в качестве такового).

Имеет ли право сотрудник полиции в отставке носить форму

3. Гражданам, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, разрешается ношение форменной одежды, а гражданам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы или юстиции, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, может быть разрешено ношение форменной одежды по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

А если бедолага после инсульта (не дай БОГ) оденет форму,не ведая,что творит,пусть готовит деньги на штраф :Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

Право ношения полицейской формы одежды на пенсии

(с) Анофриев. Кот в мешке. Мурка задумчиво в небо глядит: может быть там колбаса пролетит; мысль, что бывают ещё чудеса, даже приятнее, чем колбаса. Если каждый начальник будет трубы таскать, то откуда столько труб возьмется? (с) Анофриев. Кот в мешке. Мурка задумчиво в небо глядит: может быть там колбаса пролетит; мысль, что бывают ещё чудеса, даже приятнее, чем колбаса.

Основания для увольнения из органов внутренних дел ….в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию; ПРИКАЗ Минюста РФ от 30.12.2021 n 258 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОТРУДНИКОВ И ИХ СЕМЕЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2021 № 7427) VIII.

Правила ношения формы сотрудниками полиции в РФ в 2021 году

Данный раздел посвящен рассмотрению ключевых нюансов ношения форменной одежды полиции РФ, разберемся, для чего нужна форма и почему обязательно ее носить во время исполнения служебных обязанностей, детально рассмотрим правила ношения формы полиции нового образца.

Руководство четко регламентирует и контролирует выполнение данных правил. В данном материале приведем для вас основные правила ношения формы сотрудниками полиции в РФ в 2021 году, которые действуют для всех подразделений во всех регионах РФ.

Имеет право гражданское население носить военную форму без знаков отличия

Купить сейчас конечно может любой человек практически все, что захочет, однако носить военную форму установленного образца по закону нельзя. Правда поймать таких «модников» можно чаще всего на огородах или рыбалке – камуфляж и старая ношеная форма – это любимая одежда рыбаков и огородников. Одевают по принципу – выкинуть жалко, а сносить еще можно.

Вот с приобретением погонов чуть сложнее. В военторге опять же их купить можно, но редко, в основном их выдают воякам «на работе». Ну и опять же возвращаясь к ношению знаков отличия – это нарушение действующего закона, статью для примера привели выше.

Право ношения полицейской формы одежды на пенсии

А теперь вот ВОПРОС у меня возникает: ежли, например, офицер ВВ с почетом увольняется, то какую-такую военную форму он имеет ПРАВО в «табельные» дни право носить, коли у нас уже по всем частям — «форма одягу міліції»? :-X Парадокс, однако? Как говорил г-н Паниковский, «яура, это человек из раньшего времени!

Действие данной статьи не распространяется также на находящихся в отставке с правом ношения форменной одежды военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. 4. Субъект административного правонарушения по ч. 1 данной статьи — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Право ношения формы для сотрудников без звания в мвд

Добрый день Сергей, в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам в возрасте 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 календарных лет. По состоянию на июль 2021 года данная норма закона является действующей.

Всеми вопросами ухода на пенсию занимаются пенсионные органы МВД. Если полицейский планирует уволиться и уйти на заслуженный отдых, то за три месяца до увольнения, ему следует обратиться в кадровое отделение с рапортом об увольнении. После этого его направляют на военную врачебную комиссию (ВВК), после прохождения, которой сотрудник может быть признан негодным к службе. В таком случае он направляется на СМЭ, где сотруднику могут установить инвалидность. Для оформления пенсии полицейский обязан предоставить в кадровое подразделение перечень документов, включающий заявление, справку о составе семьи, заключение ВВК, СМЭ, и копии всех имеющих отношение к службе удостоверений. Этот перечень имеется в приказе N418 от 27 мая 2021 года. Подготовленные документы оформляются в дело, которое регистрируется, а сведения об увольнении и начислении пенсии в банк, где находится зарплатный счет полицейского. Важно, если за время службы сотрудник приобрел инвалидность в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей, то ему при увольнении будет доплачиваться выплата по инвалидности. В зависимости от степени инвалидности, полицейский может получить единовременное пособие в размере 500000 рублей по инвалидности третьей группы, 1000000 рублей по инвалидности второй группы, 1500000 рублей по инвалидности первой группы. Если же сотрудник признан годным и может продолжить работу, достигнув пенсионного возраста, он может продолжить работать далее. Для сотрудников полиции установлен возрастной ценз 50 лет.

Право ношения военной формы на гражданке

Тем же целям отвечает предусмотренная законодательством специально для военнослужащих военная форма одежды, наглядно отражающая их принадлежность к той или иной составной части, виду Вооруженных Сил, роду войск, другим государственным военным организациям, воинское звание.

9. Вещевое обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в войсках которых они проходят военную службу, имеет целью удовлетворение их потребностей в военной одежде, обуви, нательном белье, постельных принадлежностях, снаряжении, теплых вещах, специальной одежде и другом вещевом имуществе, что позволяет создать условия для выполнения задач боевой и специальной подготовки.

Вопросы, пожелания, недовольства, нехватка функционала по новому движку

Положение о прохождении службы: 71. Особам середнього, старшого і вищого начальницького
складу, крім осіб середнього і старшого начальницького складу міліції, які бездоганно прослужили в органах внутрішніх справ, Збройних Силах СРСР і органах Комітету державної безпеки СРСР 20 і більше років (у пільговому обчисленні), а тим, які мають особливі заслуги, незалежно від вислуги років, при звільненні в запас або відставку наказами начальників , які здійснюють звільнення, може надаватися право носіння встановленої форми одягу. Цими ж начальниками можуть бути позбавлені цього права особи, засуджені за вчинення злочину, або такі, що вчинили проступки та дії, які дискредитують звання рядового і начальницького складу органів внутрішніх справ.

Имеет ли право полицейский проводить личный досмотр без понятых

Личный досмотр не предполагает предварительного получения каких-либо документов, санкций (как ордер на обыск) и нарушения конструктивной целостности вещей (например, разрезание подкладки одежды). Проводить его кроме полиции имеют право ФСБ, таможенная служба, служба наркоконтроля и др. Согласно части 4 статьи 5 Федерального Закона «О полиции», перед началом вам должны быть разъяснены ваши права и причина досмотра. Для проведения данной процедуры достаточно даже подозрения полиции в том, что у вас при себе есть предметы правонарушения (ядовитые, радиоактивные вещества, боеприпасы, наркотики и т.п.).

Не следует путать личный досмотр с осмотром при входе на крупные мероприятия или в охраняемые зоны. Первый вариант – принудительное действие, обследование на предмет объектов правонарушения. Второй – добровольный поступок, при отказе от которого вы просто не будете допущены на определенную территорию. Личный досмотр – это осмотр непосредственно человека и вещей, в которые он одет.

Можно ли пенсионеру мвд носить форму

/ / У молодых и вновь прибывших работников полиции в РФ в качестве мер патриотического воспитания государство формирует уважение со стороны сотрудников к форменной и ее элементам, непосредственно к статусу работника полиции, к профессии в целом и к государству.

/ / quote: Originally posted by JPaganel:У нас есть понятие «sworn officer», то есть офицер полиции дававший присягу. Они имеют значок, удостоверение и табельное оружие, и могут быть в форме или без в зависимости от звания и обязанностей.

Работники прокуратуры осуществляют надзор за выполнением законов Российской Федерации. Давайте рассмотрим, какие требования работники прокуратуры вправе предъявлять к гражданам Российской Федерации. Также рассмотрим их обязанности.

Кадровые работники прокуратуры

Функции сотрудников правоохранительного органа

  • исполнение законов страны;
  • надзор или контроль над работой государственных структур;
  • составление актов реагирования на ошибки предприятий;
  • рассмотрение писем, заявлений от граждан или предприятий о нарушениях работы;
  • контроль за выполнением законов, ведение следствия;
  • действия на стороне обвинителя или государства.

Правовой статус работников прокуратуры

Сотрудник такой организации обязательно должен быть гражданином страны, на которую работает. При этом иметь полное высшее образование, для некоторых профессий необходим опыт и стаж работы. У сотрудника обязательно должна быть соответствующая физическая подготовка. При вступлении в должность служащий проходит испытательный срок (до 6 месяцев). Если обязанности на занимаемой должности заключаются в дополнительной помощи служащему правоохранительных органов, то на такое место работы могут претендовать студенты, проходящие обучение на юридическом факультете.

Генеральная прокуратура РФ

Будущему прокурору обязательно должно быть больше 25 лет, стаж работы в такой организации должен быть не менее 3 лет. Сотрудники являются лицами, которые защищают государство. Сами они также попадают под его защиту. Работники прокуратуры в своей деятельности обязаны выполнять приказы прокурора. Они должны правильно организовать сбор статистических данных и справок. Документы и их копии должны обязательно предоставляться по требованию прокурора. Обязанностью прокурора является посещать местные совещания глав города, а также принимать непосредственное участие в жизни города либо района.

Особенности сотрудничества

При вступлении в должность будущему сотруднику обязательно шьется профессиональная форма или обмундирование. Готовая форма не продается, поэтому купить ее не получится. У сотрудника прокуратуры должен быть комплект синей формы. Она считается рабочей. Парадная форма имеет белый цвет. В набор одежды входят брюки для мужчин и юбка для женщин, форменные рубашки белого и синего цветов с короткими и длинными рукавами, форменный галстук, фуражка, китель с погонами. В подтверждение занимаемой должности работнику выдается удостоверение Следственного комитета. Документ имеет вид маленькой раскладной книжки красного цвета. Данный документ очень важен для сотрудника органов, так как он содержит всю информацию о человеке. Удостоверения нельзя давать третьим лицам. Перед выходом на работу его всегда нужно брать с собой. Без данного удостоверения сотруднику прокуратуры имеют право отказать в предоставлении информации.

Звания и льготы сотрудников

В нашей стране для прокуратур и юстицией действует ряд званий:

  • Действительный советник прокуратуры.
  • Государственный советник юстиции 1, 2, 3 класса.
  • Старший советник.
  • Советник прокуратуры.
  • Младший советник 1, 2, 3 класса.
  • Младший юрист.

Форма прокурора

Сотрудникам с правовым статусом работников прокуратуры присуждаются классные звания, они идут наряду с военной классификацией. Рассмотрим подробнее соответствие чина воинскому званию:

  1. Действительный советник равен генералу.
  2. Советник 1 класса равен генерал-полковнику.
  3. Советник 2 класса равен генерал-лейтенанту.
  4. Советник 3 класса равен генерал-майору.
  5. Старший советник равен полковнику.
  6. Советник юстиции равен подполковнику.
  7. Младший советник равен майору.
  8. Юрист 1 класса равен капитану.
  9. Юрист 2 класса равен старшему лейтенанту.
  10. Юрист 3 класса равен лейтенанту.
  11. Младший юрист равен младшему лейтенанту.

Прокурор в суде

Служащим правоохранительных органов обязательно положены льготы.

  • Служащие имеют право на предоставление судебного иммунитета.
  • Работники прокуратуры постоянно находятся под защитой страны, это распространяется и на их родственников (Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).
  • Служащим разрешается ношение оружия и опасных средств.
  • Служащие застрахованы, имеют право проходить бесплатное лечение в медицинских учреждениях.
  • Работники имеют право на бесплатное пользование некоторыми видами транспорта.
  • Служащим положено бесплатное жилье.
  • Работникам прокуратуры положены ежегодные путевки (им самим, их детям и родственникам).

Сотрудники правоохранительных органов не имеют права вступать в политические партии.

Нельзя заниматься предпринимательской деятельностью и иметь дополнительные источники дохода.

Правила поведения

Помощник прокурора

Сотрудники судов должны соблюдать определенные правила поведения.

Правила поведения работников аппарата суда регламентируются законодательством России, а именно Конституцией РФ.

Правила общего характера:

  • При работе с коллегами и посетителями необходимо сохранять спокойствие, не повышать голос, избегать лишних жестов.
  • Сотрудник не должен отвечать, если его оскорбляют или обвиняют, нельзя проявлять агрессию.
  • При общении с судьей необходимо проявлять такт и уважение, нельзя обсуждать коллег правоохранительных органов или распускать слухи о них.
  • Внешний вид сотрудника прокуратуры должен быть аккуратным. Необходимо носить нагрудную визитную карточку с указанием полного имени, звания и должности. Необходимо носить служебную форму или деловую одежду, удостоверение всегда должно быть при себе.
  • Каждый сотрудник суда отвечает за свое рабочее место и обязан держать его в чистоте и порядке, отвечать за сохранность инвентаря и техники. Из здания выносить ничего нельзя без соответствующего разрешения.
  • Работник суда на рабочем месте должен придерживаться правил техники безопасности, соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Служащему прокуратуры нельзя курить в общественных местах и находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Правила профессиональной этики:

  • Сотрудник своей деятельностью не должен влиять на судебный процесс.
  • При ведении дела работнику не разрешается дискриминировать подследственного на основании национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.д.
  • Личная критика или чье-то мнение не должно влиять на сторону обвинения.
  • Необходимо учитывать мнения всех людей, обратившихся в суд.
  • Сотрудник должен строго соблюдать правила неразглашения секретной информации.
  • Служащий суда должен корректно контролировать передачу данных на публичных выступлениях и при предоставлении информации для прессы.
  • Сотрудник не должен использовать свое положения для получения выгоды.

Работник прокуратуры должен осознавать свою ответственность перед государством и его гражданами. Проблемы личного характера не должны влиять на его профессиональную деятельность.

Несмотря на то, что прокуроры – это элита юридического сообщества, практика Верховного Суда РФ располагает единичными прецедентами, когда уволенным прокурорам удавалось оспорить приказы работодателя. В исчерпывающем большинстве случаев шансов на восстановление, к сожалению, нет.

Насколько оправдана подобная позиция правоприминителя?

Защищены ли от необоснованного увольнения главные законники нашей страны?

Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен по так называемым ведомственным основаниям, которые предусмотрены ФЗ «О прокуратуре РФ»: по инициативе руководителя в случае нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника. Правоприменительная практика не выработала четких критериев, что считать нарушением Присяги и когда совершенный проступок является порочащим. Приведем наиболее типичные случаи:

1. Прокурор с признаками алкогольного опьянения управляет транспортным средством, попадает в ДТП, причиняет вред здоровью участникам ДТП; отказывается от медицинского освидетельствования и/или скрывается с места ДТП. Суды признают, что перечисленные деяния сами по себе свидетельствуют о совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника. Для судов не является юридически важным факт установление вины прокурорского работника в административном порядке. Поскольку, как указывают правоприменители, вина лица в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, устанавливается не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а при рассмотрении соответствующего гражданского дела ;

2. Прокурор не обеспечивает сохранность полученных для проверки и находящихся у него уголовных дел, что приводит к их утрате. Достаточно результатов служебной проверки. Уголовное дело может и не возбуждаться ;

3. Вступление в неделовые отношения с адвокатом, который обещает обвиняемому переквалификацию уголовной статьи на менее тяжкую с последующим утверждением прокурором обвинительного заключения. Доводы прокурора о том, что не установлена вина в совершении какого-либо преступления, судами не принимаются, поскольку основанием для увольнения является не обстоятельства, относящиеся к составу преступления, а нарушение Присяги прокурора, требующей от работника прокуратуры непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, пресекая их совершение в любой жизненной ситуации, быть образцом неподкупности, моральной чистоты и скромности. Поскольку работник прокуратуры о факте обращения к нему лица с целью склонения к получению взятки вышестоящего не уведомил, каких-либо мер к прекращению противоправной деятельности указанного лица не принял, то это подрывает авторитет органа, уполномоченного осуществлять надзор за исполнением федерального законодательства ;

4. Смерть обвиняемого, помещенного в СИЗО, в результате бездействия прокурора, наделенного в силу ст. 39 УПК РФ полномочиями давать указания следователю по вопросу избрания меры пресечения, а также согласовывать вопрос относительно изменения меры пресечения, но который ограничился указанием на необходимость установления обстоятельств возможности содержания обвиняемой под стражей и не поставил вопрос об изменении меры пресечения. Довод прокурора о том, что о состоянии здоровья обвиняемой было известно лицам, которые в силу своей процессуальной независимости самостоятельно решали вопрос об избрании и изменении меры пресечения, не стали основанием для освобождения от ответственности за допущенные им нарушения, послужившие основанием к его увольнению ;

5. Оказание прокурором содействия третьим лицам в коммерческой деятельности либо понуждение третьих лиц предоставить бизнес-преференций родственникам прокурора и иные формы покровительства и фактического участия в родственном бизнесе, незаконное вмешательство в деятельность коммерческих организаций, что нанесло ущерб репутации и авторитету органов прокуратуры, что нарушает Присягу прокурора и свидетельствует о совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника . Доводы о том, что в возбуждении уголовного дела в отношении прокурора было отказано в связи с отсутствием в его действиях состава преступления и, следовательно, отсутствуют основания полагать о совершении им нарушений, суд признал необоснованными, поскольку данное обстоятельство не исключает возможность привлечения прокурора к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника;

6. Нарушение порядка подачи сведений об имуществе и доходах ; незаконное получение субсидии ;

7. Отсутствии истца на рабочем месте без уважительных причин ;

8. Самовольное внесение изменений в служебное удостоверение. Доводы о вынужденности самовольного внесения изменений в служебное удостоверение в связи с направлением в служебную командировку и ненадлежащем исполнении должностных обязанностей кадровой службой по своевременной замене служебного удостоверения, не были приняты судом как юридически значимые ;

9. Вступление во внеслужебные отношения с осужденным и иными лицами из корыстных целей и вопреки интересам службы, а также получение денежного вознаграждения за невынесение апелляционного представления на постановление об условно-досрочном освобождении. Доводы о том, что сам факт возбуждения в отношении прокурора уголовного дела не является достаточным основанием для освобождения от должности, поскольку обвинительный приговор в отношении него не постановлен, уголовное дело не окончено, а его вина в совершении преступления не доказана, не были признаны судом юридически значимыми ;

10. Использования прокурором своего служебного положения для получения имущества близким родственникам, не имевшим права на их бесплатное получение и не состоявшим для этого в очереди с последующей их продажей и получением прибыли ; непринятие мер по противодействию незаконного отчуждения муниципального имущества в пользу своей семьи ;

11. Нарушение прокурором режима секретности в виде выезда на отдых за пределы Российской Федерации в период временной нетрудоспособности без согласования с руководством прокуратуры ;

12. Склонение прокурором своего сослуживца к даче показаний в собственных интересах в процессе рассмотрения судом гражданского дела по иску прокурора к прокуратуре Российской федерации об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания . Доводы прокурора о том, что он была привлечен к дисциплинарной ответственности в результате оговора лиц, испытывающих к ней неприязнь, суд не принял во внимание;

13. Участие прокурора на стороне супруге в судебном процессе и исполнительном производстве в качестве представителя .

Среди нетипичных случаев увольнения прокурора можно выделить попытку незаконного оказания медицинской помощи в состоянии алкогольного опьянения в виде вправления позвоночника третьему лицу .

Анализ судебной практики показывает, что ведомственное увольнение за нарушение Присяги применяется даже тогда, когда должны использоваться нормы трудового законодательства. Например, отсутствие на рабочем месте более четырех часов без уважительных причин.

Кроме того, даже если проступок прокурора содержит признаки административного правонарушения или уголовного деяния, то суды полагают, что не требуется решение компетентного органа об установлении вины прокурорского работника. Подобный подход санкционирован Конституционным Судом РФ. Например, в определении Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 225-О-О отмечено, что ошибочным является вывод заявителя о том, что судам общей юрисдикции позволено признавать законным увольнение прокурорских работников до разрешения в установленном порядке вопроса о виновности в инкриминируемых преступлениях, что нарушает принцип презумпции невиновности. Существование такого основания увольнения прокурорских работников, как нарушение Присяги прокурора (следователя), обусловлено спецификой деятельности, которую осуществляют органы и учреждения прокуратуры и которая предопределяет специальный правовой статус ее работников. Исходя из этого государство, регулируя государственную службу в органах и учреждениях прокуратуры, в том числе основания увольнения с этой службы за виновное поведение, может устанавливать в данной сфере особые правила (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2003 года N 86-О), что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. При этом Конституционный Суд не поясняет, что же представляет собой этот особый порядок. Учитывая подобную неопределенность, уволенные прокуроры безуспешно пытались доказать в КС РФ, что действующее законодательство позволяют увольнять сотрудников органов прокуратуры за совершение порочащих честь прокурорского работника проступков, конкретное содержание которых не определено .

Суды общей юрисдикции, что называется, исполняя указания вышестоящих коллег под козырёк, высказывают выводы, которые скорее свойственны репрессивным механизмам советской правовой системе. Например, сам факт проведения в отношении прокурора следственной проверки, вне зависимости от ее результатов, свидетельствует о наличии у ответчика оснований для увольнения прокурора в соответствии с пп. "в" п. 1 ст. 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", поскольку свидетельствуют о том, что прокурор своим поведением вызвал сомнение в добросовестном исполнении должностных обязанностей . Мы прекрасно понимаем, насколько легко может быть инициирована следственная проверка в отношении неугодного прокурора. Если руководствоваться подобной логикой, то любой прокурор в любой момент может быть смещен с занимаемой должности.

И все же есть единичные случаи, когда прокурору удавалось отстоять свои прав по тем, основаниям, что уголовное дело в отношении него было прекращено в связи с непричастностью к совершению преступления. Однако и в этом случае прокурор не был восстановлена на работе. Суд изменил формулировку основания увольнения прокурора на увольнение по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ . Как правило, в иных случаях попытки прокуроров изменить формулировку увольнения в судебном порядке заканчиваются провалом .

Верховный Суд РФ в определении от 05.09.2014 N 26-КГ14-27 отметил, что для решения вопроса о законности увольнения со службы в органах прокуратуры юридически значимым и подлежащим выяснению с учетом содержания спорных правоотношений сторон являлось установление факта совершения прокурором дисциплинарного проступка, повлекшего его увольнение. При этом данный факт не является предметом рассмотрения в рамках уголовного судопроизводства. В то время как в рамках уголовного дела разрешается вопрос о наличии или отсутствии в действиях истца состава уголовно наказуемого деяния. Позиция ВС РФ более чем спорная. Ведь если проступок является уголовным преступлением и административным правонарушением, то, как в рамках гражданского дела суд может предопределить выводы, которые будут высказаны в будущем в рамках административного или уголовного судопроизводства. Получается, что прокурор может быть уволен, даже если в будущем он будет признан невиновным. Как не вспомнить крылатую фразу: «Ложечка нашлась, а осадок остался».

Что касается формальной стороны процедуры увольнения по ведомственным основаниям, то она должна осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры России от 28.04.2016 N 255). В данном документе мы не найдем указания на необходимость руководства такими принципами как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Однако специфичный ведомственный порядок проведения проверок и применения мер дисциплинарного взыскания не устраняет необходимость соблюдения общих принципов трудового права. Например, ТК РФ и международным законодательством предусмотрено, что работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск о восстановлении на работе может быть удовлетворен (абзацы второй, третий, четвертый пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2).

К сожалению, что касается прокурорских работников, то суды, как правило, игнорируют вышеуказанные положения. Правоприменение имеет настолько системный характер, что в защиту прокуроров пришлось высказаться Верховному Суду РФ.В определении Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 56-КГ17-18 отмечено, что суд, разрешая спор об увольнении прокурора в связи с нарушением Присяги, должен проанализировать не только тяжесть вменяемого в вину дисциплинарного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, а также то, что работодателем учитывалось предшествующее поведение прокурора, ее отношение к труду, доводы о тяжелом семейном и материальном положении, фактическом нахождении у прокурора на иждивении нетрудоспособных родственников. Обязательно должен быть проанализирован вопрос о возможности применения к прокурору менее строгого вида дисциплинарного взыскания.

Несмотря на вышеуказанные разъяснения Верховного Суда РФ, автор настоящей статьи, располагает только одним примером, когда они были применены нижестоящим судом . Тем самым судом, который рассматривал спор, после того как он вернулся из ВС РФ. Согласитесь, что в такой ситуации сложно не учесть доводы высшего судебного органа. Во всех иных случаях судами игнорируются обстоятельства, связанные с предшествующим поведением прокурора, его отношения к труду, доводами о тяжелом семейном и материальном положении, фактическом нахождении у прокурора на иждивении нетрудоспособных родственников.

Интересным является вопрос о судебных процессуальных гарантиях для прокурора, который восстанавливается на работе. Мы знаем, что по искам о восстановлении на работе в качестве лица, дающего заключение по делу, участвует прокурор. А если истцом является уволенный прокурор, а ответчиком – орган прокуратуры, то может ли в таком деле участвовать прокурор, дающий заключение? В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 и ч. 1 ст. 18 ГПК РФ прокурор не может участвовать в рассмотрении дела, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности. Суды считают, что по смыслу названных статей, прокурор как особый субъект гражданского процесса, наделенный полномочиями по даче заключения по делу, не может участвовать в деле, в котором орган прокуратуры выступает в качестве стороны спорного правоотношения, то есть имеет ведомственную заинтересованность в исходе дела.

Практика располагает прецедентами, когда уволенные прокуроры обращались в Конституционный Суд РФ, указывая, что приведенное законоположение противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно допускает проведение судебного заседания без участия независимого и беспристрастного прокурора (не находящегося в прямом подчинении ответчика - органа прокуратуры), дающего заключение по делу о восстановлении на работе гражданина, уволенного из органов прокуратуры. Однако КС РФ счел, что оспариваемое законоположение не препятствовало реализации в полном объеме прокурором своих прав как стороны в процессе, а потому это законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе. Ведомственная заинтересованность не позволяет прокурору, дающему заключение, участвовать в споре, стороной которого является прокуратура .

Высшие суды констатировали невозможность участия прокурора, дающего заключение, в рамках судебного спора о восстановлении прокурорского сотрудника на работе в связи с ведомственной заинтересованностью. Но не разъяснили, какой механизм должен обеспечивать защиту прав прокурора, востанавливающегося на работе, как социальной незащищённой стороны с отношениях с экономически и юридически сильным работодателем. Ведь получается, что главный защитник страны остается без защиты, в той ситуации когда любому иному работнику, в том числе из силовых структур, гарантировано участие прокурора в деле о восстановлении на работе.

Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из универсального принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которого различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2009 года N 12-П, от 22 октября 2009 года N 15-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 28 мая 2010 года N 12-П и др.).

Полагаем, что прокурор, пытающийся восстановиться на работе, ничем не отличается от любого иного лица, которое инициирует судебное разбирательство о восстановлении на работе. Поскольку любой из таких субъектов является обычным гражданином, реализующим право на судебную защиту. Поэтому в целях недопущения различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях, считаем, что законодатель должен обеспечить для прокуроров, останавливающихся на работе, возможность участия в судебном заседании некого лица, которое по аналогии с прокурором, будет давать заключение по делу. Например, таким лицом может стать Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

Автор настоящей статьи полагает, что некоторые прецеденты, связанные с увольнением прокуроров (Разоблачение врачей-мошенников обернулось для прокурора увольнением), свидетельствуют о необходимости создания более серьезных механизмом их защиты. Сегодня законодатель придерживается диаметральной позиции. Госдума облегчила увольнение прокуроров. Государственная дума 15 января приняла в первом чтении поправки в закон о прокуратуре, которыми ужесточаются требования к прокурорским работникам. В частности, закон дополняется нормой, которая предусматривает возможность увольнения прокуроров в период временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске. Причиной этого может стать нарушение прокурором присяги прокурора, если оно наносит ущерб авторитету прокуратуры и дискредитирует работника.

Читайте также: