Как уволиться из мчс беларуси

Опубликовано: 18.09.2024


Дмитрий Нахилов мечтал, чтобы его дети гордились отцовской профессией и рассказывали в детском саду, что их папа – пожарный. Поэтому 15 лет своей жизни он посвятил МЧС: 4 года очной учебы в Гомеле и 11 лет работы в Гродно. Последние 10 лет Дмитрий служил старшим помощником начальника штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций Центра оперативного управления Гродненского областного МЧС в звании майора внутренней службы. Про увольнения задним числом, снятие бчб-флагов спасателями и решение уволиться Дмитрий рассказал Hrodna.life.

Корреспондент Hrodna.life брал интервью у Дмитрия Нахилова накануне его переезда в другую страну. Там он намеревался продолжать работать по своему призванию и спасать людей.

Вызовы на бчб-флаги

– Сами горожане нам не звонили, не жаловались и не просили снять бело-красно-белые флаги. Эти звонки поступали из милиции. Просили помочь, если без высотной техники не могли снять флаг.

Такая техника есть не только в МЧС. Но мы – одна из силовых структур. Милиции проще договориться с нами, чем с другими организациями.

Охота на бчб-флаги в Гродно

В сентябре 2020 года гродненцы почти каждый день сообщали в редакцию Hrodna.life о странной работе МЧС по ликвидации бчб-флагов с зданий и водоемов.

В том числе милиционеры приходили из-за бчб-флага в редакцию Hrodna.life.

Главный документ для спасателей – Закон Республики Беларусь о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В нем указаны задачи МЧС. Одна из основных – предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС). ЧС – это пожар, наводнение, землетрясения, природные чрезвычайные ситуации и так далее. Всё, что может привести к гибели людей, травмам либо материальному ущербу.

Флаг не несет угрозы ни людям, ни здоровью. Флаг не может причинить материальный ущерб, поэтому мы все негодуем. У нас просят технику для выполнения не нашей задачи.

Я рискую жизнью, спасая людей, а ОМОН из избивает

МЧСники Беларуси спасают в год приблизительно 1000 человек. Но от политических репрессий за три месяца после выборов пострадало в несколько раз больше людей.

Это не укладывается в моей голове – для чего я и другие пожарные рискуем жизнью, спасая людей, если потом их калечат из-за простого желания жить лучше.

Настучал коллега, которого считал другом

В МЧС, как и практически везде, есть “стукачи”. Никогда бы не подумал, что среди моих близких коллег может быть такой человек. Вот как я это выяснил.

11 августа я был дома. Примерно в полночь увидел под своим окном, как собрались несколько молодых ребят с бело-красно-белым флагом. Они сидели и разговаривали. Позже приехали несколько таксистов, девушка кая-то к ним присоединилась. Всего их было человек семь. Один раз они крикнули «Жыве Беларусь».

Каждые пять минут я смотрел в окно, потому что я волновался за них. Потом я услышал визг тормозов, подъехал бусик с тонированными стеклами и милицейский автомобиль. Ребята с флагом разбежались в разные стороны. Навстречу им из домов бросились люди в черном без шевронов и опознавательных знаков. Ребят с флагом не просто задержали. Их необоснованно жестоко избили. Всё это я смотрел не на каком-то видео telegram-канала, а своими глазами вживую.

Я хотел выйти и разобраться, кто и за что проводил такие задержания. Но понимал, что один против неопознанного подразделения я бессилен. Меня тревожило и не покидало чувство, что я ничего не смог предпринять. Я расстроился и написал в чат Viber для самых близких коллег (там буквально 5 человек): «Сложные чувства, ребята, увидел своими глазами, ничего сделать не могу».

На следующий день мне позвонил мой руководитель с вопросом «Что ты там пишешь в соцсетях?» Но я писал только в Viber и только своим, других социальных сетей у меня не было. По словам начальника, ему звонили из КГБ с вопросом о том, что я что-то не то пишу. «Это деморализует других наших работников, перестаньте писать», – добавил он.

Оказалось, что в КГБ доложил один из моих близких коллег. Как продолжать работать, если ближайшим коллегам нельзя доверять?

Про увольнения задним числом и давление на спасателей

Когда я выпустился из института, работал в пятой части в Гродно начальником караула. Тогда в мой караул попал служить Андрей Олиферчик. Он человек добрейшей души. Наши жены подружились и дети вместе играли. Но после выборов-2020 Андрея уволили из МЧС задним числом.

Андрей с женой 9 августа пошли смотреть итоги выборов. Никаких лозунгов они не выкрикивали, плакатов у них не было. Просто оказались не в том месте, не в то время. Тогда возле их участка задерживали всех подряд.

Уволили Андрея 7-м августа, Хотя седьмого он сутки дежурил. Оформили увольнение по соглашению сторон. Когда я захотел проверить даты в книге службы (документе в дежурной смене, где расписан наряд на службу, техника и личный состав, который несет службу), мне не дали доступ к ней, хотя у меня были на это полномочия. Возможно там что-то подделали, не могу утверждать, не видел.

Андрею оставалось доработать до конца контракта 24 дня. Поэтому при увольнении он пришлось выплатить большую сумму.

Основной причиной, по которой силовые и военизированные структуры не могут уволиться – это деньги.

Сотруднику положено единовременное денежное вознаграждение при продлении контракта или заключении повторного после 5 лет службы по Указу Президента № 355 от 17 августа 2015 года.

Те, кто заключили/продлили контракт на срок от 3 до 5 лет – получают 10 базовых окладов (2200 рублей). 35 базовых окладов (7700 рублей) получают заключившие/продлившие его на 5 и более лет.

При увольнении до истечения срока контракта, сотрудник обязан вернуть всю эту сумму.

Задержание МЧСника – это проблема для начальства. Как ее решить? Уволить человека задним числом. Будто он и не работал у нас, тогда на МЧС пятна не будет.

Некоторых других коллег уволили за белые браслеты. В день выборов на каждом избирательном участке присутствовал работник МЧС с целью обеспечения пожарной безопасности.

Все сотрудники были в форме. Некоторые из них надели белые ленточки (так оппозиционно настроенные избиратели обозначали себя — Hrodna.life). В тот же день они уже не были нашими коллегами. Может их тоже задним числом уволили.

Нам сказали, что белая лента — это нарушение формы одежды. Устав запрещает носить любые украшения. Но за нарушение устава полагается выговор или замечание, но не увольнение.

С флагами тоже сложно. За отказ снимать флаг уволить сотрудника нельзя: это не первоначальная задача МЧС. Но у руководства есть много способов воздействия на сотрудника: дисциплинарные взыскания, год без премии или перевод в другую часть.

Квест с продлением контракта

В прошлом году у меня закончился пятилетний контракт. Я подал документы, чтобы продлить его еще на 5 лет. Для этого нужно было сдать нормативы по физподготовке и подтвердить, что за время предыдущего контракта не было административных правонарушений. Еще нужно было самому на себя написать характеристику. Позже этот документ мне зачитывал начальник. Странная процедура.

Я специально тренировался, сдавал все нормативы на отлично, бегал зимой, готовил документы – все делал ради продления контракта на максимальный срок.

Начальник посмотрел все документы и говорит: «Дима, никак не получится. Только на год. У тебя целых 26 больничных дней за 5 лет».

Я ответил, что не против и не могу его подставлять. Нельзя значит нельзя, но менять свой рапорт я не стану. Пусть начальник областного управления увидит, что я хотел продлить контракт на 5 лет.

Начальнику надо было поставить резолюцию “ходатайствую” или “возражаю”. Он ничего не написал, и мы пошли к начальнику областного управления без подписей. Там мне сказали то же самое: с 26 днями больничного дадут контракт только на год.

У нас контракт — это, фактически, пятибалльная оценка работника. Дают контракт на 5 лет, значит я – отличный работник и нужен ведомству. А мне фактически поставили единицу.

В 2020 году все изменилось: в августе мне нужно было снова продлевать контракт и я попросил на год. И что я слышу? «Дима, что ты принес? Пиши на 5 лет! Сейчас другая политика: только на 5. Если на год, то ты очень плохим работником. Мы еще получим по шапке за это».

Сейчас я с большой уверенностью могу сказать, почему так получилось. В 2019 проводили Европейские игры – просто не было денег на МЧС. Контракты на 5 лет не продлевали практически никому.

Я оставил рапорт на год, не сдавал физическую подготовку, не готовил никаких бумаг и думал, что мне принесут контракт на год. Вместо этого мне продлили контракт на 5 лет, уговорили. Правда события августа 2020 года поставили жирную точку во всем этом.

Как убивают идеалы

Я всегда мечтал, что когда моих детей в садике спросят, кто их папа, они скажут: мой папа – спасатель. Вот чего я хотел. Я хотел быть не просто пожарным, а офицером, носить на погонах звезды. Ведь мой отец — тоже офицер.

Я поступил в МЧС в Гомель, и это отдельный период моей жизни. За 4 года учебы я забыл, как жил до этого, многому научился. Нас учили чему-то высокому: хорошему поведению, ответственности за своих коллег и сокурсников. На этих идеалах я закончил институт и попал в пожарную часть. А там все по-другому, как я описал выше. Реалии убили желание защищать все, чему учили в институте.О своей истории службы Дмитрий снял несколько видеороликов.

Всем нам рано или поздно приходится сталкиваться с процедурой увольнения. Увольнение – это прекращение трудовых отношений между работником (сотрудником) и работодателем.

Основным документом, который регламентирует процедуру увольнения, являясь тем самым гарантом защиты прав сотрудника, является Федеральный закон РФ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 мая 2016 года. Давайте подробно рассмотрим все аспекты увольнения.

Итак, документ, который устанавливает трудовые отношения для сотрудников МЧС России – это заключенный контракт о службе, который устанавливает права и обязанности сторон. Соответственно, увольнение – это прекращение или расторжение контракта. Давайте разберемся, в чем принципиальное отличие прекращения контракта от расторжения его. Прекращение – это окончание контракта, а расторгается еще действующий контракт по инициативе сторон (одной из сторон).

Прекращение контракта

Согласно ст. 83 ФЗ 141, оснований для прекращения контракта всего два, и это:

  1. Истечение срока действия контракта.

Здесь все предельно ясно. Контракт заключается на определенный срок, когда этот срок заканчивается – отношения прекращаются.

Обратите внимание, что вас должны письменно об этом уведомить не позднее, чем за семь рабочих дней до дня истечения указанного срока.

  1. Достижение сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.

Предельный возраст установлен ст. 90 Федерального закона РФ № 141-ФЗ и в зависимости от присвоенного специального звания составляет:

  • для сотрудника, имеющего специальное звание от рядового до подполковника внутренней службы – 50 лет;
  • для полковника внутренней службы – 55 лет;
  • для генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы – 60 лет;
  • для генерал-полковника внутренней службы – 65 лет;

Но данная статья вступает в действие с 1 января 2022 года, а до этого времени предельный возраст остается прежним, установленным «Положением о службе в органах внутренних дел»:

  • для сотрудника, имеющего специальное звание от рядового до подполковника внутренней службы – 45 лет;
  • для полковника внутренней службы – 50 лет;
  • для генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы – 55 лет;
  • для генерал-полковника внутренней службы – 60 лет.

Расторжение контракта

Расторжение контракт в МЧС

Расторжение контракт по инициативе сотрудника МЧС России

В соответствии со п. 2 ст.83 Федерального закона РФ № 141-ФЗ контракт может быть расторгнут в следующих случаях:

  1. Соглашение сторон.

Обе стороны – и сотрудник, и работодатель пришли к соглашению, расторгают свои отношения и претензий друг к другу не имеют.

  1. Инициатива сотрудника.

1. Сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в федеральной противопожарной службе по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

Равнозначно привычной формулировке «по собственному желанию». Сотрудник имеет право по собственному желанию расторгнуть контракт, а работодатель не в праве ему в этом отказать. Для того, чтобы работодателя уведомить о своем желании, сотрудник пишет соответствующий рапорт. С момента подачи рапорта об увольнении из ФПС начинается отсчет срока, за который работодатель должен удовлетворить желание и провести процедуру увольнения. Обратите внимание, срок этот – один месяц.

Через месяц после подачи рапорта сотрудник имеет право прекратить выполнение своих обязанностей, то есть попросту не приходить на службу.

Также в течение этого срока сотрудник имеет право отозвать свой рапорт, если вдруг увольняться передумал. Отзыв производится в письменной форме, то есть для этого необходимо написать еще один рапорт.

Что по поводу таких метаний скажет работодатель, неизвестно, но право такое сотрудник имеет.

  1. Изменение условий контракта и отказ сотрудника от продолжения службы в ФПС.

Формулировка довольно исчерпывающая – условия контракта изменились и сотрудника устраивать перестали, вследствие чего службу он решил прекратить.

  1. Выслуга лет, дающая право на получение пенсии.

В настоящее время выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение, составляет 20 и более лет в календарном исчислении или общий трудовой стаж не менее 25 лет при условии, что 12.5 из них – служба.

Важно: необходимо достижение сотрудником предельного возраста пребывания на службе. Без этого условия пенсия по общему трудовому стажу назначена не будет. Предельный возраст уточняйте в ФЗ РФ 141-ФЗ от 23.05.2016.

  1. Несоответствие сотрудника замещаемой должности.

Основанием для увольнения по этому пункту является рекомендация аттестационной комиссии.

  1. Грубое нарушение служебной дисциплины.

Сотрудник может быть уволен со службы в случае грубого нарушения дисциплины в порядке дисциплинарного взыскания.

Случаи, которые относятся к грубому нарушению служебной дисциплины, подробно прописаны в пункте 2 статьи 48 Федерального закона РФ № 141-ФЗ.

Стоит отметить, что требования к служебной дисциплине довольно жесткие и трактуются как грубые в том числе и такие нарушения, как отсутствие на службе без уважительной причины более четырех часов и утрата служебного удостоверения.

  1. Неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания.
  1. По состоянию здоровья.

Основанием для увольнение должно быть заключение военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в ФПС , а также отсутствие возможности перевода на другую должность, обязанности по которой состояние здоровья сотрудника позволяет выполнять.

  1. Восстановление в должности сотрудника, ранее замещавшего эту должность.

Самый простой пример – когда сотрудник замещает должность на период отпуска по уходу за ребенком основного сотрудника. Ребенок достигает возраста, при котором отпуск по его уходу прерывается, основной сотрудник выходит на свое место, которое сохранялось за ним по закону.

Сотруднику, замещавшему основного на период декрета, предлагают перевод на другую имеющуюся должность и, в случае его отказа, контракт расторгается.

  1. Отчисление из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.
  1. Сокращение должности, замещаемой сотрудником.

О том, что должность подлежит сокращению, сотрудник должен быть уведомлен за два месяца в письменном виде (вручается уведомление об увольнении).

Уведомление об увольнении

Уведомление об увольнении

  1. Истечение срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения. Максимальный срок нахождения сотрудника в распоряжении – 2 месяца.
  1. Отказ сотрудника от прохождения службы в ФПС в особых условиях без уважительных причин.

Особые условия прописаны в части первой ст. 35 Федерального закона РФ № 141-ФЗ, к ним в числе прочих относится служба в период действия военного положения, в условиях военного конфликта, ликвидации ЧС и др.

  1. Отказ сотрудника от перевода на нижестоящую должность в ФПС в порядке исполнения дисциплинарного взыскания.

То есть, если на сотрудника наложили взыскание в виде перевода на нижестоящую должность, а он переводиться отказывается, то сотрудник подлежит увольнению.

  1. Нарушение условий контракта сотрудником.
  2. Нарушение условий контракта уполномоченным руководителем.

Любое нарушение условий, прописанных в контракте, одной из сторон, может явиться основанием для его расторжения

  1. Инициатива сотрудника в следующих случаях, указанных в ст. 37 Федерального закона РФ № 141-ФЗ.
  1. Перевод сотрудника на государственную службу иного вида.
  1. Избрание или назначение на государственную должность РФ.
  1. Несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;
  1. Прекращение допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную тайну.

В том случае, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

В соответствии с п. 3 ст. 83 Федерального закона РФ № 141-ФЗ контракт должен быть расторгнут в следующих случаях:

  1. Болезнь сотрудника.

Основанием является заключение военно-врачебной комиссии, в котором должно быть указано, что сотрудник не годен к службе в федеральной противопожарной службе.

  1. Признание сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным.

Основание – решение суда, вступившего в законную силу.

  1. Невозможность или отказ сотрудника от перевода на иную должность в ФПС.

Увольнение по данному пункту происходит за исключением случаев, оговоренных в некоторых пунктах ст. 30 Федерального закона РФ № 141-ФЗ.

  1. Прекращение гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства.

Не гражданин РФ и гражданин другого государства сотрудников ФПС быть не может.

  1. Представление сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу.
  1. Отказ сотрудника от перевода на иную должность в ФПС в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства.
  1. Осуждение сотрудника за преступление.
  1. Призыв на военную или альтернативную службу.
  1. Совершение проступка, порочащего честь сотрудника ФПС.
  1. Нарушение сотрудником обязательных правил при заключении контракта.
  1. Истечение срока для возобновления службы в федеральной противопожарной службе.

Касается случаев, когда сотрудник безвестно отсутствует. Увольнению подлежит в случае признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим – со дня вступления в силу решения суда.

  1. Отказ без уважительных причин от перевода на равнозначную должность в порядке ротации.
  1. Утрата доверия.

Подробно все случаи увольнения по данной формулировке рассматриваются в ст. 84 Федерального закона РФ № 141-ФЗ. Среди них такие, как непредставление (или неполное представление) сведений о расходах и доходах – своих и своей семьи, предпринимательской деятельности, и т.д.

***Нередки случаи, когда для прекращения или расторжения контракта имеется одновременно несколько оснований. Тогда право выбора одного из этих оснований предоставляется самому сотруднику. Однако такое право предоставляется только если сотрудник подлежит увольнению по основаниям, перечисленным в п.7 ст. 83 Федерального закона РФ № 141-ФЗ.

Порядок увольнения


Бывалые сотрудники шутят, что уволиться из пожарной охраны едва ли не так же сложно, как и устроиться.

Конечно, это не совсем так, но доля истины имеется – только написанием рапорта и получением трудовой дело не ограничится.

Попробуем пройти весь путь. Рассмотрим наиболее распространенное основание – по инициативе сотрудника.

Внимание. 6 октября 2017 года вышел приказ МЧС № 430 «Порядок представления сотрудников ФПС ГПС к увольнению со службы», в котором присутствует некоторые изменения:

Вот небольшая выдержка из официального документа

Сотрудник ФПС ГПС при увольнении со службы ФПС ГПС обязан:

Сотруднику предлагается пройти военно-врачебную комиссию для получения заключения о состоянии его здоровья. В случае согласия ему выдается направление. В противном случае оформляется письменный отказ сотрудника от прохождения комиссии.

Сотруднику выдается обходной лист – так называемый «бегунок», в котором указаны должностные лица разного уровня. Сотруднику предлагается «оббежать всех», указанных в листе и заполучить их подписи. Подписи должностных лиц в обходном листе подтверждают отсутствие какой-либо задолженности. Как правило, в обходном листе подразделения ФПС указывается начальник части, старший мастер газодымозащитной службы, представитель тыловой службы, финансовой части, отделения кадров.


Вот что самое интересное – оформление обходного листа не предусмотрено в трудовом законодательстве, а значит, применение его в производственной деятельности неправомерно. По сути, требовать заполнение обходного листа работодатель права не имеет.

Далее на сотрудника оформляется представление на увольнение, где обязательно отражается основание увольнения, выслуга, состояние здоровья на основании заключения ВВК, если оно имеется. Если от прохождения ВВК сотрудник отказался, это так же отражается в представлении.

Немного сложнее процедура увольнения на пенсию – к обязательным пунктам добавляются открытие счета и предоставление реквизитов, предоставление фотографий для пенсионного удостоверения.

Вот, в общем-то и все. Сотрудника под роспись должны ознакомить с приказом об увольнении, копия приказа выдается на руки. В последний рабочий день с сотрудником обязаны полностью рассчитаться и выдать трудовую книжку.

У меня такой вопрос я являюсь лейтенантом внутренней службы МЧС. Мой контракт заключён на год, срок его действия с 01.07.2012 по 30.06.2013г.По результатам аттестации начальник написал что, считает не целесообразно продлить со мной контракт. Предполагаю что контракт мне не продлят точнее уверен в этом. Так вот вопрос.
1) Обязано ли моё подразделение МЧС (начальник, отдел кадров..) не смотря на результаты аттестации с которыми я был ознакомлен под роспись, уведомить меня об не продлении со мной контракта.
2)Если да то За какой срок обязаны уведомить?

Вопрос №2
В соответствии с моим контрактом и ПОЛОЖЕНИЕМ
о прохождении службы в органах и подразделениях
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

100. На работников распространяется установленная
законодательством продолжительность рабочего времени.
В необходимых случаях по решению Министра либо соответствующих
начальников органов или подразделений по чрезвычайным ситуациям
работники могут привлекаться к исполнению служебных обязанностей
сверх установленного рабочего времени, а также в ночное время, в
выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется
компенсация в порядке, установленном законодательством.
ВОПРОС: Какая именно предусматривается компенсация?? понятно что денежная, но в каком размере и в какие сроки должна оплачиваться. Начальник систематически привлекает к работе меня вне рабочие время (работаю сутки через двое)которое мне не оплачивается и если я не явился, например на проверку жилого сектора, вне рабочае время, налагает на меня дисциплинарное взыскание в виде выговора уже не однократно, что в свою очередь не с играло в мою пользу, так как за систематическое нарушение(дважды за этот год объявил мне выговор) (с точки зрения начальника) меня не повысили в звании которое мне должны были присвоить в этом году.

вопрос № 3
имел ли право начальник наложить на меня дисциплинарное взыскание не запросивши у меня письменного объяснения?? и законно ли такое наложение если сначала объявили выговор и лишь только потом запросили объяснение.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕм
о прохождении службы в органах и подразделениях
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
62. Начальник, аттестующий работника, обязан:
провести до составления аттестации индивидуальную беседу по
вопросам прохождения службы в органах и подразделениях по
чрезвычайным ситуациям, совершенствования
профессионально-должностной подготовки, стиля и методов работы;
дать необходимые рекомендации по устранению недостатков,
улучшению профессионально-должностной подготовки и выполнению
служебных обязанностей;
ВОПРОС: Начальник этого не сделал , просто сам составил аттестацию и всё!?

И НА КОНЕЦ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ЕСЛИ Я ОБРАЩУСЬ В СУД ТО ИЗ ВСЕГО ВЫШЕ СКАЗАННОГО ЧТО ИМЕННО МНЕ ПРЕДЪЯВИТЬ В ИСКЕ?? И ИМеет ли место в моём случае ст.243 ТК РБ

ЗА РАНЕЕ Благодарю ЗА ПОМОЩЬ, С УВАЖЕНИЕМ ЕГОР ЯРОСЛАВСКИЙ

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

Почему ни кто не отвечает?? жду с нетерпением ответа

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

Правовое государство создаётся для того, чтобы ты как ребёнок верил что тебя не обманывают

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

Очень много нюансов о которых здесь нет смысла обсуждать..а здесь я пытался выяснить именно правовую точку данной ситуации и не в коем случаи ни моральную и точно не искал совета как нужно себя вести с начальником что ему угодить либо по- нравиться. Лишь только потому что зачастую как и в моей ситуации некоторые рабочие превышают свои трудовые обязанности нарушая таким образом трудовое право других рабочим ..и откровенно говоря в наше время нужно за это бороться а именно за справедливость и за трудовое равенство, все должны подчиняться законом без исключения. На дворе 2013 год а не временна СССРа когда то что вы написали являлось реальностью и было для всех нормальным сейчас же я думаю что мы должны стремится к лучшему а не стоять на месте. Но конечно если у большинства людей нашей страны будут такие точки зрение то все старания нашего государства будут напрасны. Нужно быть оптимистами и бороться за то что каждый из нас считает нужным а не опускать руки , кивать головой и пускать всё на самотёк.

Но благодарен всё равно за ваш ответ ведь каждый имеет право на свою точку зрения . наши с вами расходиться

Качественное совершенствование организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь и иных воинских формирований, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, гарантирующей военную безопасность страны, приведение штатной численности военнослужащих на уровень, адекватный существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом экономических возможностей государства, создание эффективной системы гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы по контракту, является важнейшей задачей успешной реализации мероприятий и достижения целей строительства военной организации государства.

Вместе с тем выполнение данной задачи затрагивает права значительного количества военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими понимаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), поскольку сопряжено с прекращением военной службы и досрочным увольнением в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.

Следует отметить, что увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ввиду наличия объективных причин невозможности продолжения военно-служебных отношений поставлено законодателем в один ряд по совокупности установленных прав, гарантий и льгот с такими основаниями увольнения, как увольнение по возрасту или по болезни (часть шестая статьи 59 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»). К таким, наиболее значимым льготам и гарантиям, относятся:

  • предоставление основного отпуска при увольнении с военной службы исходя из общей продолжительности военной службы в календарном исчислении, независимо от прослуженного времени в году увольнения (пункт 151 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186);
  • назначение пенсии за выслугу лет (при наличии выслуги на военной службе 20 и более лет) непосредственно при увольнении с военной службы, независимо от достижения предельного возраста состояния на военной службе (статья 14 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»);
  • выплата необлагаемого подоходным налогом выходного пособия в размере шести месячных окладов денежного содержания (пункт 192 Положения о порядке прохождения военной службы);
  • другие.

Неслучайно по этой причине увольнение по указанному основанию является для отдельных военнослужащих наиболее «желаемым» и «выгодным» (до достижения предельного возраста состояния на военной службе), что, в свою очередь, является почвой для возможных злоупотреблений при оценке правомерности и обоснованности увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с абзацем вторым части четвертой статьи 59 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» военнослужащий может быть уволен с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Локальными правовыми актами воинских формирований штат воинской части определяется как документ, определяющий ее состав, организационную структуру, численность личного состава и количество вооружения и техники. Штат должен предусматривать наименование воинской части, входящих в нее структурных подразделений, воинских должностей личного состава, а также воинские звания (штатно-должностные категории), военно-учетные специальности, должностные оклады (тарифные разряды) по воинским должностям.

В законодательстве нет четкого определения организационно-штатных мероприятий. Понятия «штат» определяются в словарях как постоянный состав сотрудников какого-либо учреждения, «организация» – как упорядоченное, продуманное устройство; стройная система, а «мероприятие» – как организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление какой-либо цели [1, II том, с. 62, 477, III том, с. 892]. Определяя понятие «организационно-штатные мероприятия» на основе составляющих, можно сделать вывод, что это действия, направленные на изменение устройства организации путем реорганизации постоянного состава сотрудников данного учреждения.

Обычно под организационно-штатными мероприятиями подразумеваются:

  • расформирование, формирование, переподчинение, переименование, перевод на новые штаты, внесение изменений в штаты органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций;
  • создание, реорганизация и ликвидация военных учебных заведений, военных факультетов и военных кафедр при учреждениях образования;
  • изменение состава и штатной численности воинских формирований, проводимое во исполнение указов Президента Республики Беларусь;
  • переименование воинских должностей, проводимое на основании изменения специальных перечней должностей, подлежащих замещению военнослужащими, и соответствующих этим должностям воинских званий.

Однако не любые организационно-штатные мероприятия можно отнести к основаниям увольнения с военной службы. Условия увольнения по данному основанию уточняются Положением о порядке прохождения военной службы. Так, в соответствии с подпунктом 211.1 пункта 211 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен в запас до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего, должность которого сокращена, на другую должность по основаниям, предусмотренным пунктом 24, подпунктом 27.2 пункта 27, подпунктом 28.1 пункта 28 настоящего Положения, т.е. основаниям назначения на высшую, равную и низшую должности. В соответствии с подпунктом 21.14 пункта 21 Положения о порядке прохождения военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы при сокращении занимаемой им воинской должности и отсутствии условий и оснований для назначения на другую воинскую должность.

Таким образом, необходимым условием увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями является фактическое сокращение занимаемой военнослужащим должности. На практике, в отдельных случаях, установление данного факта вызывает затруднения как со стороны самих военнослужащих, так и их командиров (начальников). По мнению автора, о фактическом сокращении воинской должности могут свидетельствовать:

  • переименование воинской должности, в том числе при сохранении военно-учетной специальности, штатно-должностной категории, должностного оклада, а также численности должностей в подразделении;
  • изменение военно-учетной специальности при сохранении наименования должности и численности должностей в подразделении;
  • исключение воинской должности, влекущее сокращение численности должностей в подразделении.

При этом не может считаться фактическим сокращением должности изменение штатно-должностной категории и (или) должностного оклада по воинской должности, в том числе и в случаях, когда их изменение оформляется путем исключения из штата воинской должности и включения должности с тем же наименованием, но другими штатно-должностной категорией и (или) должностным окладом.

Следует отметить, что фактическое сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности является необходимым, но недостаточным условием увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Исходя из приведенных выше предписаний Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий может быть уволен с военной службы при сокращении занимаемой им воинской должности и отсутствии условий и оснований для назначения на другую воинскую должность. Такие основания предусмотрены пунктом 24 – назначение на высшую должность в порядке продвижения по службе (с согласия военнослужащего) или по итогам конкурса (при назначении на должность научного, научно-педагогического состава), подпунктом 27.2 пункта 27 – назначение на равную должность в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (с учетом его военно-учетной специальности, уровня военного образования (подготовки) и опыта служебной деятельности) и подпунктом 28.1 пункта 28 – назначение на низшую должность в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (при отсутствии условий и оснований для назначения его на равную или высшую должность с согласия военнослужащего).

Анализ приведенных нормативных предписаний свидетельствует, что причины увольнения по организационно-штатным мероприятиям носят объективный характер, не зависят от воли и внутреннего состояния сторон и выступают при этом в роли юридических дозволений возможного поведения субъектов военно-служебных отношений, предоставляя возможность действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать установленные административно-правовой нормой действия.

Так, при наличии в воинской части организационно-штатных мероприятий соответствующий командир (начальник) вправе зачислить военнослужащего в распоряжение на срок не более 6 месяцев; предложить назначение на высшую или низшую воинскую должность с согласия военнослужащего; назначить на равную воинскую должность без согласия военнослужащего, в том числе в воинскую часть, находящуюся в другой местности (с учетом его военно-учетной специальности, уровня военного образования (подготовки) и опыта служебной деятельности). Военнослужащий, в свою очередь, при организационно-штатных мероприятиях может дать согласие на перевод к новому месту военной службы, в том числе находящемуся в другой местности (при назначении на высшую или низшую воинскую должность), заявить об отказе от назначения на высшую или низшую воинскую должность и желании уволиться с военной службы по рассматриваемому основанию и т.п.

Таким образом, увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями проводится по объективной причине лишь в случае невозможности его использования на военной службе и при отсутствии других оснований для увольнения. Например, при сокращении воинской должности, реализованном посредством ее фактического переименования с сохранением военно-учетной специальности, штатно-должностной категории и должностного оклада, увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями не может быть признано правомерным, поскольку, несмотря на фактическое сокращение воинской должности, в данном случае имеется объективная возможность назначения военнослужащего на равную должность без его согласия.

Вывод о правомерности увольнения военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями лишь в случае невозможности его использования на военной службе и при отсутствии других оснований для увольнения подтверждается и российскими юристами, исследующими вопросы увольнения с военной службы. Так, по мнению Терехина А.М., желание военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не является основанием для его увольнения. У военнослужащего не возникает права на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, даже если его должность сокращена [2].

Э.А.Данилюк также подчеркивает, что право определять возможность и невозможность увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями принадлежит командованию, но никак не военнослужащему, а значит, его волеизъявление по данному вопросу командованием может во внимание не приниматься [3].

Следует отметить, что анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере прохождения гражданами военной службы по контракту показывает, что, несмотря на имеющиеся отличия в целом, порядок увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями регулируется аналогичным образом. Так, в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность). В связи с этим исследования, представленные в российских источниках научной информации по проблемным вопросам увольнения с военной службы, заслуживают внимания с правоприменительной точки зрения.

Одной из разновидностей организационно-штатных мероприятий является изменение штатно-должностной категории, соответствующей воинской должности, или должностного оклада по должности. Под штатно-должностной категорией понимается предельное воинское звание, предусмотренное штатом для конкретной воинской должности, с учетом которого военнослужащему присваивается очередное воинское звание, определяются права и обязанности, должностной оклад и др. Можно согласиться, что, по сути, изменение штатно-должностной категории или должностного оклада является организационно-штатным мероприятием, поскольку в данном случае изменяются обязательные атрибуты штата воинской части.

Вместе с тем законодатель выделил снижение штатно-должностной категории, соответствующей занимаемой военнослужащим должности, либо уменьшение должностного оклада по занимаемой им должности в отдельное основание увольнения с военной службы, предусмотрев иной порядок и условия увольнения.

Так, в соответствии с абзацем четвертым части пятой статьи 59 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на увольнение с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи со снижением штатно-должностной категории, соответствующей занимаемой военнослужащим воинской должности, либо уменьшением должностного оклада по занимаемой им воинской должности.

Данное основание увольнения в отличие от увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями, выступающего как юридическое дозволение возможного поведения субъектов военно-служебных отношений, является правом военнослужащего на увольнение, влекущим соответствующую обязанность со стороны командиров (начальников).

В указанном случае увольнение военнослужащего осуществляется только по его просьбе, при отсутствии согласия с оставлением на военной службе в занимаемой должности или назначением на другую воинскую должность в соответствии с законодательством (подпункт 21.13 пункта 21 Положения о порядке прохождения военной службы).

Вместе с тем существенное различие в правовых последствиях наступления указанных юридических фактов, относящихся к организационно-штатным мероприятиям (сокращение должности, с одной стороны, и снижение штатно-должностной категории либо уменьшение должностного оклада по занимаемой воинской должности, с другой стороны), представляется не вполне обоснованным. Почему в случае сокращения воинской должности военнослужащий может быть уволен с военной службы только при отсутствии условий назначения на другие должности, в то время как при снижении штатно-должностной категории либо уменьшении должностного оклада по занимаемой воинской должности военнослужащему предоставляется безусловное право на увольнение? По мнению автора, в обоих случаях причинами увольнения с военной службы являются организационно-штатные мероприятия, имеющие подобную правовую природу, в связи с чем и правовые последствия, определяющие степень дозволения возможного поведения субъектов военно-служебных отношений, в обоих случаях должны быть идентичными. Данная позиция реализована в российском законодательстве.

Так, абзацем четвертым подпункта «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

На основании изложенного представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» и Положение о порядке прохождения военной службы, предусмотрев, что увольнение с военной службы военнослужащего, по должности которого в результате организационно-штатных мероприятий снижена штатно-должностная категория либо уменьшен должностной оклад по занимаемой воинской должности, осуществляется при несогласии с оставлением его в занимаемой должности и отсутствии условий и оснований для назначения на другую должность.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. : ок. 160 000 слов / Т. Ф. Ефремова. – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 3 т.

3. Данилюк, Э. А. Проблемы, связанные с увольнением военнослужащих при проведении организационно-штатных мероприятий // Рос. военно-правовой сб. – 2005. – № 5. – 279 с.

Дроздов С.А.,
начальник юридического управления Государственного пограничного комитета

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Командира пожарного звена Сергея Генина, спасшего человека, обвиняют в халатности. Фото: ГУ МЧС по Кемеровской области

Этот пост, появившийся в соцсети в разгар событий, связанных с задержанием актера Павла Устинова, зацепил каким-то безнадежным отчаянием. Писал человек, к известному делу не причастный, но понимающий, что мы в одной лодке и активная позиция по отношению к одним и безучастие к другим может обернуться бедой для всех. Я созвонилась с автором послания. Называть его не стану - человек не намерен расставаться с делом, которому предан. С его подачи еще раз поговорим о службе, от безупречного состояния которой зависит жизнь каждого из нас. Тревогу снова бьют пожарные - а значит, горим мы все.

Это выступление действительно похоже на крик души.

- Случаи уголовного преследования врачей по искам пациентов порождают в обществе большой резонанс. Но почему-то не вызывает народного возмущения судебное преследование пожарных. Нет, не инспекторов, а РТП - руководителей тушения пожара, реальных пожарюшек-тушилкиных, - пишет неравнодушный к происходящему человек. - Вот несколько примеров:

  1. Дело «Зимней вишни». Как-то все подзабыли, что там под следствием и в СИЗО находятся двое пожарных. Один из них, старший лейтенант СергейГенин, начальник караула, обвиняется родственником погибших в том, что не следовал его (родственника!) указаниям и тем самым не спас. Хочу напомнить, что старлей Генин на этом пожаре спас человека. Спас - и судят за преступную халатность.
  2. Пожар на Амурской улице. Москва. Судят РТП и начальника штаба (НШ). На этом пожаре погибло восемь пожарных. Один из погибших - друг детства НШ. Вместе учились, вместе тушили пожары. Теперь внимание! Свидетелем обвинения выступают представители владельцев и эксплуатантов склада, на котором произошел пожар. А вот это сильно. То есть у тебя загорелось, ты пролюбил сам все нормы пожбезопасности, погибли пожарные, спасая твое имущество и бабло… и ты выступаешь свидетелем обвинения.
  3. А теперь в глубинку. Смоленская область, город Гагарин. Пожар в жилом доме, 2-й этаж. Асоциальная квартира, два алкаша. Пьяные в дым, спали. От сигареты загорание. Пожарные огонь ликвидировали, попытались эвакуировать алкашей (разбудить не удалось). Скорая отказалась от госпитализации и уехала. Соседи не дали вынести на лестничную клетку, мотивируя, что на улице мороз -21. Прибыла полиция, пожарные уехали. Результат. Начальнику караула - три года условно по статье «Оставление в опасности». Уволен. То есть скорая и полиция тут ни при чем…

И таких дел по России - 17. Вы мне можете сказать: где же профсоюз? Где же выступления в защиту? Выступали. Еще начиная с Генина. Но не было «Я/МЫ пожарные. Все на защиту ребят!».

Автор поста рассказывает о попытках поднять проблему в СМИ. В ответ услышал: «Вы - неформат. У вас нет слезливой истории. Ваши истории - не хайповые. И никто из нашей тусовки за вас не встанет»…

Эксперт предлагает представить, что «на пару дней из жизни ребят и девочек внутри Садового кольца исчезли пожарные, врачи и полицейские».

- Ибо исчезновение на несколько дней актера Устинова нанесет только душевные травмы, - считает он. - А вот исчезновение начальника караула Пупкина вместе с его караулом или врача скорой помощи Ивановой - травмы реальные, а может, даже смерть. Ничего не имею против господина Устинова. Но почему вы нас так не любите? Почему на боготворимом вами Западе пожарный - уважаемый человек. А здесь для вас - грязное, чумазое быдло? Вот в чем вопрос. Честь имею!

О том, что в пожарно-спасательной службе не все в порядке, мы писали по горячим следам ЧП в Москве на Амурской улице (подробности). Специалисты рассказывали о сомнительной реорганизации структуры, разбухшем чиновничьем аппарате, разваливающейся на ходу технике, куче бумажной работы. С приходом нового руководства МЧС начинает что-то меняться, признают те, кто знает систему изнутри. Но слишком много утрачено, чтобы вернуть уважаемой профессии былой престиж.

Полковник в отставке Геннадий Шагин

Полковник в отставке Геннадий Шагин 30 лет отдал службе

Не нужны умные - нужны преданные

- Развал начался в начале 2000-х с переходом из системы МВД в МЧС, когда службой стали командовать люди, отношения к делу не имеющие, - поделился мыслями о происходящем профессиональный пожарный Геннадий Шагин. - Раньше был ценз: чтобы преподавать спецдисциплины - такие как пожарная тактика, противопожарное водоснабжение и т.д., - нужно было отработать лет десять на земле. А сейчас нет ни одного «курсового» офицера, который имел бы практический опыт тушения.

В СССР действовали два основных подразделения - тушения пожаров и их профилактики. Теперь создаются отделы прогнозирования, центры управления кризисными ситуациями… Штат раздут. Раньше было 320 - 350 тыс. пожарных на всю страну и всего пять профильных генералов. Сегодня число состоящих в структуре выросло в разы, а вот тех, кто выезжает на возгорания, стало намного меньше. Зато появилось целых 120 генералов. А почитайте приказы по взаимодействию, которые нам спускают, - там у Минздрава, МВД, пожарной службы полная несостыковка. Например, врачу запрещается заходить в зону горения. А пожарному нельзя трогать пострадавшего. Три ведомства не могут договориться. В результате руководители пожарных служб боятся отправлять людей на объект.

Идет борьба за статистику. Погибшим в носы заглядывают. Коли сажи нет, значит, он погиб не в пожаре, а раньше. И не дай бог, если хотя бы на одного человека погибло больше по сравнению с прошлым годом, потому что за это наказывают.

Вот судят наших коллег с «Зимней вишни». Очевидно, эти люди не виноваты в том, что им вменяют. Они делали так, как их учили.

Восемь погибших пожарных - беда страшная, и все же, на мой субъективный взгляд, это трагическая случайность. Но наша работа подразумевает опасность и риск.

Сейчас что ни пожар, то стихийное бедствие. Недавний пример - торговый центр «Максим» во Владивостоке. Начался пожар с 70 квадратных метров. А закончился на 1,5 тыс. И тоже ни система оповещения, ни система тушения не сработали.

Бедного Генина из «Зимней вишни» обвиняют в том, что из-за него якобы погибли 37 человек. Пожарные шли втроем и, даже если бы добрались туда, где находились люди, спасли бы еще одного, максимум двух человек. Потом в баллонах кончится воздух, и бойцы пойдут его менять. Все это можно установить на следственных экспериментах, но их почему-то не проводят.

Другому обвиняемому по делу о «Зимней вишне» - Андрею Бурсину вменяют то, что он не создал штаб пожаротушения. А как создать штаб, если «тушил» до того посокращали, что вместо десяти человек приехали трое?

ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово был открыт в здании бывшей кондитерской фабрики после реконструкции, проведенной без разрешения надзорных органов. 25 марта 2018 г. он сгорел. Погибли 60 человек, из них 37 - дети

ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово был открыт в здании бывшей кондитерской фабрики после реконструкции, проведенной без разрешения надзорных органов. 25 марта 2018 г. он сгорел. Погибли 60 человек, из них 37 - дети. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

«Рашен файер крейзи»

- Знаете, почему случилась «Зимняя вишня»? - размышляет Шагин. - Потому что «умные» руководители отлучили инженеров нормативно-технического отдела от проектирования и ввода зданий в эксплуатацию. Исправность сигнализации, возможность эвакуации, наличие запасных выходов, сечение электропроводов, диаметр водопроводных труб, напор воды - все это согласовывалось с пожарными. Контрольно-наблюдательное дело каждого здания велось с начала строительства. При переоборудовании составлялся новый проект, который тоже согласовывается с пожарной службой.

Сейчас проверка зданий проходит раз в три года, и ее нужно утвердить в прокуратуре, чтобы, не приведи господь, ты не явился внепланово. Придумали новую тему - пожарный аудит: расчет так называемых пожарных рисков независимыми организациями. Но в 99 процентах случаев эти бумаги составляются фиктивно. Зато те, у кого есть заключение аудита, на три года освобождаются от плановых инспекций Госпожарнадзора.

Хуже того. В здании обосновалось, скажем, ООО «Муха». Через три года «Муха» перерегистрируется в «Пчелу», потом в «Шмеля»… И пожарный инспектор туда не приходит. Вот вам все сгоревшие торговые центры.

- Страшно. То есть если что-то случится, нет уверенности, что приедут и спасут? На работе вот периодически включается сирена…

- И никто из здания не выходит? К сожалению, во многих зданиях система так спроектирована, что постоянно срабатывает, и люди перестают на нее реагировать. Насчет уверенности - приедут и попытаются спасти. Но могут возникнуть обстоятельства, которые помешают этому. Пожарным может не хватить опыта, их будет мало, у них не окажется доступа к гидранту. В регионах, к слову, идет борьба с этими гидрантами. Вода дорогая, и многим субъектам невыгодно ее тратить. Плюс обслуживание. Гидрант надо починить, к зиме утеплить. Я уж не говорю про систему пожаротушения в многоквартирных домах - меня учили: приехал на пожар - надейся только на свою машину, потому что в подъездах зачастую пожарные краны пустые, а рукава дырявые.

Фильм Тревожное воскресенье

Фильм «Тревожное воскресенье» с Эммануилом Виторганом, Кларой Лучко и Александром Белявским эксперты считают одним из немногих, где правдиво отражены будни пожарных

К сожалению, новых разработок противопожарной обороны нет. Возьмите Москва-Сити и похожие здания со стеклянными фасадами. Мировая практика тушения небоскребов существует, но в методиках, по которым учат у нас, про это не сказано. В высотках установлены стеклопакеты по полторы тонны весом, которые держатся на тонких металлических креплениях. При пожаре огонь нагревает эти крепления, и они теряют несущую способность. Стеклопакеты летят вниз, убивая людей. А в образовавшиеся проемы врывается пламя.

Что касается пожарной техники, в Москве нет ни одного подъемного механизма российского производства - все зарубежное, потому что надежнее. В СССР пожарную технику делали заключенные, и до сих пор особого прогресса нет. А на Западе на это работает целая индустрия. Иностранцы называют нас «рашен файер крейзи». Не хочу принизить заслуги зарубежных коллег, но мы смелее. При 600 градусах они бегут из огня, а мы и в 900 продолжаем работать. Привыкли к трудностям.

От нехватки новых разработок в России появляются псевдоспециалисты, которые через Интернет продвигают тактику тушения пожаров, не имеющую научного обоснования и не стыкующуюся с законодательством.

В каждом субъекте есть одна - две показательные пожарные части, где не готовятся к ЧП, а целый день наводят марафет на случай, если приедет высокое начальство. В обычных же частях в провинции люди несут службу в неотремонтированных зданиях с крысами, тараканами, получая 18 - 20 тыс. Говорят о повышении, но пока ничего существенного не происходит. Пожарный сутки через трое дежурит - и идет на подработку. Да дело не только в зарплате - пожарная охрана перестала быть престижной службой. Героизм «тушил» - его же не видно. Я не знаю ни одного коллеги, ставшего Героем России при жизни. Хотя еще Гиляровский писал, что пожарный всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой.

Все предусмотреть невозможно

- Споры, нужно ли наказывать пожарных за то, что они сделали или не сделали, - очень серьезная тема, которая не укладывается в юридическую плоскость, - считает независимый эксперт в области пожарной безопасности Денис фон Мекк. - Каждый пожар отличается от предыдущего, и нормировать его на 100 процентов невозможно. Поэтому нельзя осуждать человека, идущего в огонь, что он сделал что-то не так - он один обладает информацией для принятия решения и понимает лежащую на нем ответственность. Сейчас все, кто связан с профессией, следят, чем закончатся судебные разбирательства в отношении пожарных. И если за принятие рискованных решений отправят в тюрьму, они не станут принимать такие решения. Один неверный шаг общества может подтолкнуть пожарных к «итальянской забастовке», а часть из них просто уйдет. И тогда, набирая 01, 101 или 112, мы не сможем быть уверены, что помощь придет.

Читайте также: