Кто может уволить главу центробанка рф

Опубликовано: 27.04.2024

Как это происходит в разных странах и турецкий прецедент

Знающие люди хорошо понимают, что главе государства почти невозможно уволить руководителя Центробанка. Подавляющее большинство Центробанков мира имеют так называемый «независимый» статус, делающий их почти неподконтрольными государству (президенту, правительству, парламенту и даже судебной власти).

Центробанки, являющиеся частью государственной машины (входящей в исполнительную ветвь власти) можно пересчитать по пальцам одной руки. Это Центробанки Ирана, Северной Кореи, Кубы, Сирии. Еще в начале нынешнего века в эту группу входили также Центробанки Судана, Ливии, Афганистана и Ирака. С определенными оговорку в эту группу также можно включить китайский Центробанк — Народный банк Китая (НБК), подчиняющийся Госсовету.

Наиболее независимыми от государства эксперты называют ФРС США, Банк Англии и Немецкий федеральный банк. Примечательно, что цели и задачи Банка Англии вообще не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи основаны на «национальных традициях» в данной области. Одним из проявлений независимости Центробанков является то, что государство реально не может или почти не может влиять на принятие решений о назначении и увольнении руководителей Центробанков (называемых председателями, директорами или президентами). Президенты государств и парламенты лишь формально участвуют в процедурах «согласования и утверждения» кандидатур. Реальную инициативу в этом вопросе институтам государственной власти крайне трудно проявить. Кадровые решения по первым лицам Центробанков принимаются закулисно «хозяевами денег», а государственные чиновники эти решения лишь озвучивают.

Чтобы не ходить далеко за примерами, посмотрим на нынешнюю ситуацию в США. Еще когда в 2016 году Дональд Трамп проводил предвыборную кампанию, он позволял себе весьма острые выпады в адрес тогдашнего председателя Федеральной резервной системы США Джанет Йеллен. Это было достаточно необычно, ибо за вековую историю существования Федерального резерва кандидаты в президенты и тем более президенты страны всячески избегали подобной критики. Более того, Трамп три года назад намекал, что когда придет в Белый дом, то уволит даму с поста председателя ФРС. Однако, когда Трамп занял кресло президента США, то о своем обещании уволить Джанет Йеллен как бы забыл. Теоретически он, конечно, мог предпринять такую попытку, однако практически ее было почти невозможно осуществить по причине крайне сложной и запутанной процедуры, прописанной в американских законах. Трампу пришлось терпеть до начала прошлого года, когда истек установленный законом четырехлетний срок пребывания Джанет Йеллен на посту руководителя ФРС.

С 5 февраля 2018 года на ее место заступил Джером Пауэлл. 2 ноября 2017 года он был выдвинут на эту должность президентом США Дональдом Трампом и утверждён голосованием Сената 23 января 2018 года. Согласно официальной версии, Пауэлл — «человек Трампа». Однако ряд экспертов говорят, что Трамп лишь согласился с кандидатурой Пауэлла. Что у Трампа с самого начала не было уверенности, что Пауэлл будет «послушным». Что согласие Трампа означало для него «выбор между плохим и совсем плохим». Действительно, уже в середине прошлого года стали наблюдаться признаки «независимости» Пауэлла. Во второй половине прошлого года отношения Трампа и Пауэлла приняли форму острого конфликта. Дело дошло до того, что весной этого года Трамп стал грозить, что уволит Пауэлла. Но председатель ФРС США сохранял невозмутимость. Видимо, полагая, что у Трампа руки коротки. В середине текущего года, правда, конфликт резко пошел на убыль. Но лишь потому, что Федеральный резерв, исходя из собственных соображений, решил прекратить ужесточение денежно-кредитной политики и даже может начать новый сеанс ее смягчения. Это совпадает с тем, чего Трамп добивался от ФРС.

Иногда в СМИ и даже книгах упоминается история об «увольнении» американским президентом Рональдом Рейганом председателя ФРС США Пола Уолкера. Даже называется дата, когда Уолкер покинул кресло руководителя Федерального резерва — 11 августа 1987 года. Напомню, что заступил на вахту в ФРС Уолкер 6 августа 1979 года. Получается, что на должности председателя Уолкер пробыл аккурат два срока. Максимальный срок пребывания на посту руководителя американского Центробанка — 14 лет, Уолкер мог остаться еще на один срок. И его кандидатура была уже согласована на следующие четыре года. Но неожиданно вместо Уолкера в кресле председателя 11 августа 1987 года оказался Алан Гринспен. Приписывать Рейгану главную роль в осуществлении этой рокировки не стоит: в это время он был уже очень болен; я думаю, что ему было не до кадровых интриг такой сложности. Моя версия: Пол Уолкер как опытный, матерый финансист понял, что мавру наступило время уходить, ибо впереди маячил серьезный кризис; он сам инициировал «самоотвод». Кстати, через два месяца после прихода Гринспена на пост руководителя ФРС в Америке действительно разразился тяжелейший финансовый кризис. А Пола Уолкера до сих пор вспоминают, как одного из лучших руководителей ФРС.

На моей памяти есть действительно пример того, как президенту удалось добиться смены руководителя Центробанка, хотя и очень дорогой ценой. Событие почти десятилетней давности, произошло в Аргентине. Президентом страны тогда была Кристина Фернандес де Киршнер. В 2010 году Аргентине надо было выплатить международным кредиторам большие суммы. Президент Аргентины для этих выплат решила взять деньги не из государственной казны, а из международных резервов ЦБ в размере 6,6 млрд долл. (при общем объеме резервов 48 млрд долл.). С экономической точки зрения это было совершенно правильно, т.к. международные резервы ЦБ обеспечивали чисто символическую доходность: от 0,5 до 1,0% в год. А Аргентине на международном рынке предлагали займы под 14−15%. При покрытии государственных долгов за счёт внешних займов, страна всё более погружалась бы в зависимость от мировых ростовщиков. При использовании резервов ЦБ Аргентина в короткий срок могла бы полностью избавиться от внешней долговой зависимости.

Тогдашний президент ЦБ Аргентины Мартин Редрадо отказался выполнять приказание Киршнер, сославшись на «независимость» Центробанка от государства. Президент страны в ответ подписала указ об увольнении Редрадо. Это было в первых числах января 2010 года. Для вступления в силу указа президента, необходимо его визирование всеми министрами правительства страны. Все министры завизировали документ. Тем не менее, Редрадо подал исковое заявление в суд Буэнос-Айреса и уже через пару дней (10 января 2010 года, какая оперативность!) аргентинская Фемида отменила указ президента страны. Конкретно судья по имени Сармьенто, которая вела дело, мотивировала своё решение тем, что «президент не имеет полномочий для принятия решения об отставке главы Центрального банка». Примечательно: суд не только принял решение о восстановлении Редрадо в должности президента ЦБ, но также потребовал отмены решения президента Аргентины об использовании международных резервов ЦБ для погашения долга.

В конце концов, после привлечения парламента страны к решению вопроса, президента Национального Банка Мартина Редрадо удалось уволить в начале следующего месяца. Однако решение суда о запрете использования международных резервов ЦБ было оставлено в силе. Т.е. до конца поставить Центробанк президенту Аргентины не удалось.

Вместе с тем, за посягательство президента Аргентины на «свободу» Центробанка «хозяева денег» жестко начали мстить и Аргентине, и самой Кристине Киршнер. Примечательно, что в январе 2010 года счета Национального банка Аргентины в американских банках были заморожены по решению суда Нью-Йорка. Решение было вынесено на основании требований кредиторов-держателей внешнего долга Аргентины. Формально решение нью-йоркского суда не было связано с решением Киршнер. Однако специалисты, хорошо знающие «правила игры» в мировой финансовой системе, считают, что это было своеобразное предупреждение «хозяев денег» президенту Аргентины. Месть лично Кристине Киршнер проявилась в том, что против нее была организована процедура импичмента и началось судебное преследование.

И вот последняя новость, относящаяся к рассматриваемой нами теме. Сегодня мировые и российские СМИ растиражировали следующее сообщение, пришедшее из Турции: председатель Центрального банка Турции Мурат Четинкая отправлен в отставку, на его место назначен бывший заместитель главы ЦБ Мурат Уйсал. Об этом говорится в указе турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, опубликованном в субботу в официальном правительственном вестнике Resmi Gazete. Причины, по которым Четинкая был снят со своей должности, не указываются. Некоторые подробности добавило агентство Рейтер, ссылаясь на свои источники: Эрдоган и министр финансов и казначейства Берат Албайрак в течение последних недель требовали от Четинкая покинуть свой пост. Последний добровольно уйти отказывался, поэтому пришлось прибегнуть к президентскому указу.

На сайте турецкого ЦБ появилось заявление нового руководителя Уйсала. В нем говорится, что «ЦБ продолжит применять независимые инструменты денежно-кредитной политики, направленные на стабилизацию цен», что является его главной задачей. Подобное заявление следует рассматривать как «дежурное», призванное не допустить паники на финансовых рынках. В заявлении также указывается, что Уйсал в ближайшее время проведет пресс-конференцию.

Мурат Четинкая, бывший до сегодняшнего дня руководителем ЦБ на этом посту находился немного более трех лет — с 19 апреля 2016 года. Это был период обострения отношений президента Турецкой республики и председателя Центробанка. По мнению Эрдогана, турецкий Центробанк не развивал, а душил национальную экономику. Основным инструментом такого удушения стала ключевая ставка, которую Центробанк постепенно довел до уровня 24%. Мурат Четинкая не раз говорил о том, что повышение ключевой ставки является вынужденной мерой, направленной на предотвращение оттока капитала из страны и падение валютного курса турецкой лиры. Эрдоган же говорил и продолжает говорить, что Мурат Четинкая перепутал причины и следствия. Что капитал из страны бежит, а национальная валюта падает из-за отсутствия в стране экономического развития. А оно невозможно именно по причине запредельно высоких процентных ставок. На чрезвычайных президентских выборах в июне прошлого года Эрдоган обещал, что будет добиваться снижения ключевой ставки и намекал, что поставит Центробанк под свой контроль. За истекший год снижения ставки ему добиться так и не удалось. Это, по моему мнению, главная причина появления сегодняшнего указа. Наверняка Эрдоган рассчитывает, что новый председатель Центробанка Мурат Уйсал начнет снижение ставки. Между тем, можно ожидать, что подобный «волюнтаризм» сильно напряг «хозяев денег». Ведь турецкий прецедент смены руководителя Центробанка главой государства может стать заразительным примером для других стран. Можно не сомневаться, что в самое ближайшее время Эрдоган почувствует жесткую реакцию со стороны «хозяев денег».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

Захват финансово-экономического блока в России определёнными силами – тема, которую Царьград поднимает постоянно. На протяжении многих лет эффективность управления системой вызывает сомнения. Есть мнение, что ключевыми фигурами в цепочке неэффективных решений, мешающих "играть в долгую", стали глава Центробанка Эльвира Набиуллина и министр финансов России Антон Силуанов. Тогда почему Путин не увольняет их? Ответ на вопрос редакция искала вместе с экспертами.

Наличие разных групп влияния во властных структурах ни для кого не секрет. В 90-х годах эти группы влияния были зарубежными – после развала страны команда во главе с президентом Борисом Ельциным получала инструкции напрямую из Вашингтона. Фактически под диктовку из США была написана Конституция, и сегодня мы продолжаем избавляться от этого наследия. Впереди голосование по поправкам, маячит большая политическая реформа. Будет ли она включать кадровые перестановки? Наверняка да. Вопрос лишь в том, как станут тасовать колоду чиновников.

Либеральному финансово-экономическому блоку в лице Эльвиры Набиуллиной или Антона Силуанова противостоят академик РАН, министр Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев или, например, экономист Валентин Катасонов. Явно это противостояние мы наблюдали, когда Центробанк написал откровенную кляузу на Глазьева. Как отметил в беседе с Царьградом экономист Михаил Хазин, острая реакция Набиуллиной объясняется тем, что Сергей Глазьев теперь может говорить о её ошибках в официальных документах.

"Весь ор Набиуллиной по поводу Глазьева связан с тем, что академик своё альтернативное мнение включил в официальный документ Евразийской экономической комиссии. И вот по этой причине они взвились. Для них это реально очень опасная ситуация. Думаю, их время всё-таки прошло. Их теснит даже не Си Цзиньпин в Китае или Дональд Трамп в США, а конкретные результаты работы. Это недопущение инвестиций в российскую экономику. Проблемы с выплатами российским врачам, отказ давать деньги простым российским гражданам и всё остальное. Это всё люди одной и той же команды. Но бороться с ней будет очень тяжело", – сказал экономист.

В чём сложность борьбы?

Так почему бы Владимиру Путину просто не подписать указ о снятии полномочий с членов этой команды? Хазин отвечает так:

"Это не люди. Это представители некой силы, очень мощной и глобальной, – сказал Хазин. – Обратите внимание: когда уходил Игнатьев (председатель Центробанка Сергей Игнатьев. – Ред.), даже сама по себе мысль назначения человека не из этой силы – Сергея Глазьева – вызвала бешеную реакцию".

Сходной точкой зрения с Царьградом поделился и кандидат экономических наук, секретарь Федерального Совета "Партии Дела" Алексей Лапушкин. Он, как и Михаил Хазин, дал понять, что Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов – это скорее символы, некие образы системы. Поэтому трудно говорить, почему именно их не отправляют в отставку.

"Мне сложно говорить, какими мотивами руководствуется президент. Я могу высказать своё мнение. Силуанов, Набиуллина, сейчас новые ребята, например, министр Антон Котяков – это следующая генерация. Первая пришла к власти после развала Советского Союза в 1991 года, это были Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Альфред Кох и компания, там их много было. Сейчас просто меняются генерации этих людей, а экономическая политика не меняется. Всё то же самое, что и проводилось когда-то при Гайдаре и Чубайсе. Только каждый раз её проводят новые люди, но и они птенцы гнезда Гайдара – Чубайса".


Примет ли президент окончательное решение? Фото: Kremlin Pool/Globallookpress.

В чём суть этой опасной экономической политики? Ориентация на Запад, отвечает Лапушкин.

"Эти игроки либерального экономического блока ориентируются на транснациональные корпорации. Им развитие российской экономики – всей страны, глубоко индифферентно, как бы об этом мягче сказать, с одной стороны, – подчеркнул спикер. – Есть книга "Исповедь экономического убийцы" Джона Перкинса. Он рассказывает, как сам по заданию правительства США и различных международных структур разрушал экономики латиноамериканских стран. Открываешь эту книжку, а там просто все реформы 90-х годов, проведённые в России. Прямо один в один. Найди два отличия".

Остановить эту разрушительную для российской экономики работу отчасти удалось в конце 90-х, когда Борис Ельцин стал терять власть.

"Он был вынужден позвать правительство Примакова – Маслюкова, Центральный банк возглавлял Геракл (в тот период ЦБ руководил Виктор Геращенко. – Ред.), и те смогли ситуацию во многом обернуть вспять, задав целую волну экономического роста. То есть Владимир Путин приходил к власти на волне экономического роста, созданного правительством Евгения Примакова. Потом цены на нефть подтянулись, как-то начала жизнь налаживаться, но проблема заключается в том, что в период, когда начала налаживаться жизнь, все наши доходы, которые могли быть направлены на развитие экономики и её серьёзнейшее перевооружение, были запечатаны в "кубышку". А кубышкой оказались США со всеми отсюда вытекающими. Поэтому для меня большой вопрос, почему президент не принял это решение избавиться от этой команды. Возможно, пока просто не настало время".

Сегодня ту самую "кубышку" мы просто оставляем за скобками, не распечатываем. Хотя споры вокруг неприкосновенного запаса ведутся жаркие. Те же Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов в дни коронавирусной "заморозки" экономики заявляли, что открывать запасы нельзя, а деньги людям только навредят – мол, обрушат экономику. Не соглашались они и на печатание денег, заявляя, это мол, "вертолётные деньги", ничего хорошего не будет. Но. мы уже знаем, что президент России Владимир Путин распорядился о предоставлении прямых выплат большинству семей в России и ряда других категорий граждан, в том числе через субсидирование в бизнес-сообществе. Последуют ли следующие шаги с полным отказом от прозападного экономического блока? Понимая, что Путин – приверженец эволюционного пути развития России, нам остаётся лишь ждать и прогнозировать. И один из таких прогнозов дал Михаил Хазин:

"Я хотел бы говорить о проблемах системы, а не о конкретных персонажах, к которым я могу испытывать и личную неприязнь. Именно поэтому Силуанов и Набиуллина – это некий символ. Но я могу вас уверить – если вместо них придут другой Силуанов и другая Набиуллина – ничего не изменится. Менять надо систему".

Чтобы как-то окончательно завершить тему с главой аналитического отдела Сбербанка Николаем Кащеевым, публикую этот завершающий «трилогию» материал.

Напомню суть дела: в программе 5 канала, в которой мы оба принимали участие (http://nstarikov.ru/blog/10611), я сказал, что Центральный Банк России не подчиняется российскому государству. В ответ Николай Кащеев сказал сакраментальное: «И чё?».
После того, как я опубликовал на эту тему материал (http://nstarikov.ru/blog/10976), уважаемый сбербанкир обрушил на меня целый ворох ругательств, повторять которые мне не позволяет воспитание (http://nstarikov.ru/blog/10999).

ЦБ России. Неформальное подчинение государству - это фикция.


Зато в своем блоге Николай Кащеев все пояснил.

«Мне г-н Стариков прислал свои книги. Я их не взял. Мне некогда. Вдобавок, я жду не книг, а извинений за гнусный пост. Книги я люблю читать на КПК. И кое-что начинал читать из Старикова». (http://blogs.investfunds.ru/post/4047/)

Вот так. Некогда. И ещё он ждет извинений. До сих пор никак не могу понять за что? Уж если кто и должен ждать извинений из нас двоих, так это я. Ведь меня назвали разными нехорошими словами, в том числе даже «интернет-гопотой». (http://blogs.investfunds.ru/post/4047/)

Нельзя же всерьез считать ответом на вопрос о подчиненности или не подчиненности ЦБ России государству, следующие слова Кащеева:

Тут, что ни слово, то шедевр.

То есть Центральный Банк независим, чтобы страна жила строго по средствам. А как же США, которые все время печатают деньги? А как же Еврозона, власти которой также рисуют деньги из ниоткуда? Тут Кащеев проговаривается – ЦБ в разных других странах для того и существуют, чтобы, не дай Бог, никто кроме владельцев доллара, фунта, евро, йены и швейцарского франка, не мог точно также выпускать деньги, печатать их по своим потребностям.

И на страже этой «уникальности» Западного мира стоят ЦБ во всех других, остальных странах.
Служат они интересам вовсе не своей страны…
Читаем ответы Кащеева дальше, дальше там ещё интереснее.

Это как, «неформально»? Это значит – реальных рычагов воздействия на ЦБ у государства нет, но есть косвенные, неформальные?
Любопытно, а в своем аналитическом отделе Сбербанка господин Кащеев использует такой же метод воздействия на подчиненных? Это же «мировая практика, сформированная годами». То есть его подчиненные будут слушать его не потому, что он их начальник, а они ему подчиняются формально, а просто будут неформально к Кащееву «прислушиваться».

А кстати, а сам Николай Кащеев к главе Сбербанка Герману Оскаровичу Грефу тоже «неформально прислушивается»? Или все-таки существует в их структуре жесткая управленческая вертикаль, в которой вышестоящее звено может увольнять и наказывать нижестоящее, ФОРМАЛЬНО имея такие полномочия?

Сможет ли работать в такой ситуации хоть одно предприятие, если работники его подчинены «неформально» своему руководству? Нет. Везде и всегда подчиненность ФОРМАЛЬНАЯ. То есть можно не только назначить, но и уволить! Отчетность ЦБ перед парламентом – не более чем бутафория. Что такое эта отчетность? Отчитался, рассказал, пошел дальше. Сделать-то исполнительной власти по результатам отчета НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ. Можно только отчет слушать.

Вот эти условия, вот закон о ЦБ, читаем: http://www.cbr.ru/today/status_functions/

«Статья 12. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации… Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации».

Значит, главе России, если он хочет снять главу Центрального Банка в случае его плохой работы, нужно только обратиться к Думе? Вот директор любого предприятия может просто уволить нерадивого сотрудника, президенту сложнее. Нужно идти к депутатам, но ведь задача решаемая.

Нет, все ещё только начинается. Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы чисто теоретическая. Чтобы в этом убедиться, надо лишь дочитать статью 12 до конца.

«Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; 3) личного заявления об отставке; 4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; 5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России».

Покажите мне хоть одно предприятие или учреждение, глава которых имел бы такие же ограничения в увольнении своих подчиненных?

А вот если понять, что ЦБ России самой России в лице её президента и парламента не подчиняется, то все встает на свои места. Не может же директор завода уволить, директора ближайшего банка, банкомат которого висит в его фойе? Даже если директор этого банка будет перед директором завода ежемесячно отчитываться о проделанной работе…

Самое любопытное, что глава аналитического отдела Сбербанка Кащеев говорит, что ЦБ не подчиняется стране. Только, как и все банкиры, говорит с оговорками и экивоками:
«Центральный банк, как это принято во всем мире, не подчиняется правительству формально».

Если убрать из его фразы лишние слова – то получится суть.

Центральный банк не подчиняется правительству.

Что и требовалось доказать!

И ещё по поводу «золотовалютных резервов» России, которые на самом деле принадлежат именно Центральному Банку.

Сливочным маслом действительно не обязательно смазывать колеса вагонов. А вот понимать, что все эти сотни миллиардов долларов ЗВР являются лишь гарантией того, что выпущенные Центральным Банком рубли можно обменять на доллары, нужно обязательно. Я говорил об этом многократно – без того, чтобы «положить» в ЗВР доллары, ЦБ не имеет право эмитировать рубли. Всегда сохраняется пропорция рублевой массы в экономике и долларов в ЗВР.

ЗВР – это своеобразный залог, положенный в ЦБ, чтобы иметь возможность просто напечатать нашу национальную валюту!

В своих ответах на вопросы моих читателей Николай Кащеев все время пишет, что эмитировать денег, мол, мы можем сколько угодно. Просто не хотим.

Которые именно поэтому и нельзя тратить. Можно вообще считать, что этих сотен миллиардов просто нет.

О чем я говорил и писал не раз. Что и требовалось доказать!

P.S. Думаю, что словесной дуэли у нас с Кащеевым не получится. Ему очень удобно ждать извинений за несуществующие оскорбления, чтобы иметь красивое оправдание. Чтобы вновь не оказаться в весьма неудобном положении, когда сказать правду о финансовом устройстве нашего ЦБ и американской ФРС по каким-то причинам невозможно. А говорить междометиями и в качестве главного аргумента использовать усмешку – уже неудобно.

P.P.S. «Рост цен на золото и увеличивающаяся популярность обезличенных металлических счетов (ОМС) могут обернуться убытками для Сбербанка. Банк, как следует из его отчетности, слишком поздно начал покупать драгметалл, из-за чего разрыв между обязательствами по ОМС и активами, выраженными в физическом металле, достиг 45 млрд. рублей. Проблема для банка заключается в том, что большая часть счетов открывалась при цене золота $1,6 тыс. за унцию, а докупать его в случае необходимости (или расплачиваться с вкладчиками деньгами) придется по текущим, гораздо более высоким, котировкам. $1755 по состоянию на 12 августа. Соответственно, убыток Сбербанка по ОМС может составить 4,3 млрд рублей». (http://marker.ru/news/497165)

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

👉🏻 Подпишитесь на рассылку

Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.

Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».



НОВАЯ КНИГА
НИКОЛАЯ СТАРИКОВА

Русанова Ирина Александровна

  1. Кто является учредителем Банка России?
  2. Глава ЦБ РФ
  3. Совет директоров
  4. Контроль над ЦБ РФ
  5. Делаем выводы

Существуют ли учредители Банка России, кто им руководит, первые лица главного банка страны. Можно ли стать частью этой структуры, купив ее акции. Что входит в задачи ЦБ РФ, кто и как осуществляет над ним контроль. Рассказывает специалист Бробанк.ру.

Кто является учредителем Банка России?

Центральный Банк важен для страны, но между тем он создан как отдельная структура, не подвластная правительству. Государство не правомочно вмешиваться в дела ЦБ РФ, этот орган самостоятельно принимает важные решения.

Глава ЦБ РФ

Эльвира Набиуллина - глава ЦБ РФ с июня 2013 года

Действующий глава ЦБ родилась в Уфе в 1963 году в обычной рабочей семье. Она закончила школу на отлично, поступила в МГУ Ломоносова на экономической факультет и с отличием его окончила. В 2007 году окончила Йельский университет.

В Минэкономики России Эльвира Набиуллина пришла в 1994 году, в 1997 уже стала замминистра минэкономики России. Была министром экономики в 2008-2012 годах, затем стала помощником президента по экономическим вопросам. И 9 апреля 2013 года приняла высокую должность главы ЦБ РФ. В 2017 году она была переизбрана на следующий срок по инициативе В.В Путина.

Председатель избирается правительством на 4 года. После избрания государство не может уволить председателя до окончания установленного срока правления.

Совет директоров

Это не список учредителей Центрального Банка России, это люди, которые находятся на его верхушке, являются главными лицами в подчинении Эльвиры Набиуллиной.

Первые заместители:

  • Скоробогатова Ольга Николаевна;
  • Тулин Дмитрий Владиславович;
  • Швецов Сергей Анатольевич;
  • Юдаева Ксения Валентиновна.

Просто заместители:

  • Вестеровский Руслан Николаевич;
  • Поздышев Василий Анатольевич;
  • Полякова Ольга Васильевна;
  • Скобелкин Дмитрий Германович;
  • Чистюхин Владимир Викторович.

Также в этот перечень входят советники председателя. Это опытные люди в экономической области Игнатьев Сергей Михайлович и Симановский Алексей Юрьевич.

Совет директоров принимает решения по регулированию экономической ситуации в стране

Всего в совет директоров Центрального Банка входят 15 человек, включая Набиуллину. Они назначаются непосредственно председателем правления по согласованию с Президентом и Государственной думой.

По закону совет директоров принимает важные решение самостоятельно без утверждения правительства РФ. Но между тем, негласные согласования все равно имеют место быть.

Контроль над ЦБ РФ

Структура независимая, но обязана держать отчет перед правительством. Ежегодно он подготавливает отчет о деятельности и направляет его в Государственную Думу. Всегда назначается аудиторская проверка, команда специалистов тщательно анализирует годовую деятельность ЦБ. Кроме того, существует и внутренний аудит, который тоже регулярно проводится.

ЦБ РФ ежегодно готовит отчеты о деятельности для Госдумы

В отчете перед правительством всегда фигурирует информация об анализе денежного обращения в стране, валютное положение РФ, годовая финансовая отчетность Центробанка, собственное аудиторское заключение, обзор мероприятий по денежно-кредитной политике.

Кроме того, ЦБ ведет собственный сайт, где обязуется предоставлять важные сведения в свободный доступ. Он раскрывает информацию о своей деятельности, о проводимых операциях, о сделках с ценными бумагами и пр.

Делаем выводы

Если рассматривать, кто контролирует Центробанк России, то он держит отчет перед правительством. Это самостоятельная единица, которая принимает решения, но в любом случае советование с правительством ведется. Можно даже сказать, что это правительство советуется с ЦБ РФ в лице Эльвиры Набиуллиной. Какие еще важные выводы можно сделать:

ЦБ РФ является самостоятельной организацией

Русанова Ирина Александровна

Ирина Русанова - высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению "Банковское дело". С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю "Финансы и кредит". Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru

Комментарии: 11

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Русанова Ирина Александровна

Попович Анна Александровна

Пихоцкая Ольга Владимировна

Почему ЦБ поднимает ставку рефинансирования, ведь как следствие повысятся % ставки кредитования бизнеса и населения. Ведь это на мой взгляд большее зло, чем повышение доходов финспекулянтов из за большой волотильности рубля? Задушить заботой о высоком курсе рубля промышленность и надежды населения на искоренение нищеты в РФ вполне по силам ЦБ!!

Считаю что надо нацианализировать ЦБ.Ставку рефинансирования установить 2%.

Повлияло ли изменение в Конституции на отношения ЦБ и Международного Валютного Фонда и каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию

Интересно а деньги российские за ресурсы куда деваются? Почему не вливаются в экономику? Поэтому у нас и везде хаос полный. Потому что кто то контролирует все финансы России и это не правительство. Это кто то темная лошадка о которой никто не знает.

В связи с тем,что ЦБ РФ- независимая структура, поэтому Минфин РФ и выкупил акции Сбербанка РФ, чтобы прибыль Сбера была в Минфине РФ?

Уважаемая Светлана, одной из причин данной сделки является то, что она перераспределяет основную часть получаемого дохода ЦБ в пользу правительства.

А почему ЦБ обязан выполнять указания МВФ?

а где в межд.праве записано о подчинении цб перед фрс?
межд.право пишется в оон. где один из гланых создателей межд.права-это россия
причем наш конституционный суд дал разьяснение о приоритете внутр права над межд.праве

Читайте также: