Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах

Опубликовано: 19.05.2024

Глава VI. Прекращение службы в таможенных органах (статьи 48 - 52)

Статья 48. Основания для прекращения службы в таможенных органах

1. Служба в таможенных органах прекращается в случаях увольнения сотрудника таможенного органа или его гибели (смерти).

2. Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по следующим основаниям:

1) по собственному желанию до истечения срока контракта;

2) по достижении предельного возраста, установленного статьей 49 настоящего Федерального закона;

3) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

4) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

5) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

6) в связи с переводом в другой государственный орган;

7_1) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (подпункт дополнительно включен с 1 апреля 2005 года Федеральным законом от 1 апреля 2005 года N 27-ФЗ);

8) по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

9) по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

10) в связи с признанием аттестационной комиссией указанного сотрудника не соответствующим занимаемой должности;

11) за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины.

Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия "систематические нарушения служебной дисциплины" даются в Дисциплинарном уставе таможенной службы;

12) в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда;

13) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

3. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8 - 13 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.

Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни, за исключением случая, указанного в подпункте 9 пункта 2 настоящей статьи.

4. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе сотрудника таможенного органа или с его согласия.

5. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным:

1) подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность;

2) подпунктом 8 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах, доступную ему по состоянию здоровья, или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность;

3) подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах, соответствующую уровню его квалификации, или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

6. Сотрудникам таможенных органов, уволенным со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии, разрешается ношение форменной одежды.

Статья 49. Возрастные ограничения, установленные для службы в таможенных органах

1. Сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста:

1) прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы - 50 лет;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 301-ФЗ.

1_1) младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы - 55 лет;
(Подпункт дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 301-ФЗ)

2) майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы - 60 лет;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 301-ФЗ.

3) генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации - 65 лет.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 301-ФЗ.

2. Сотрудники таможенных органов - женщины по своему желанию могут состоять на службе в таможенных органах на пять лет меньше срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Срок пребывания на службе в таможенных органах сотрудников таможенных органов, достигших предельного возраста, установленного пунктом 1 настоящей статьи, может быть продлен руководителем Федеральной таможенной службы в каждом конкретном случае до пяти лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 июля 2008 года Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 103-ФЗ.

Статья 50. Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей

1. Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

2. Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ.

Статья 51. Выплаты и компенсации увольняемым сотрудникам таможенных органов

1. Сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах выплачиваются пособия и компенсации. Выплата указанных пособий и компенсаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.

5. За сотрудниками таможенных органов, имеющими выслугу 20 лет и более, уволенными со службы в таможенных органах, а также за проживающими совместно с ними членами их семей сохраняются социально-бытовое обеспечение, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, предусмотренные для сотрудников таможенных органов настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ.

6. Действие пункта 5 настоящей статьи и пункта 1 статьи 50 настоящего Федерального закона распространяется на должностных лиц таможенных органов, уволенных со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии до вступления в силу настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.

Статья 52. Погребение сотрудников таможенных органов

Погребение сотрудников таможенных органов, погибших (умерших) в связи с исполнением должностных обязанностей или умерших после окончания службы в таможенных органах вследствие ранения (контузии), увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением ими должностных обязанностей, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

14 июля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Квасовой О.А.

судей: Авдеевой С.Н., Трофимовой М.В.

при секретаре П., -

с участием прокурора Бисеровой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.

гражданское дело по исковому заявлению Ф.А. к Воронежской таможне о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов

по апелляционной жалобе Воронежской таможни,

по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Воронежа

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 06 апреля 2016 года

(судья районного суда Н.В. Лисицкая)

Ф.А. обратился в суд с иском к Воронежской таможне о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере , судебных расходов в сумме , мотивировав заявленные требования тем, что с мая 2001 года он проходил службу в Воронежской таможне на различных должностях, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отделения по борьбе с контрабандой наркотиков таможни. На основании приказа таможни от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организационно--штатных мероприятиях" с ДД.ММ.ГГГГ возглавляемое им подразделение было расформировано. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N -к он был зачислен в распоряжение Воронежской таможни, а ДД.ММ.ГГГГ согласно приказа таможни от ДД.ММ.ГГГГ N -к был уволен со службы в таможенных органах РФ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий по пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Считает увольнение незаконным, поскольку после зачисления в распоряжение таможни ответчик не предлагал ему никаких должностей, хотя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись вакантные должности, одну из которых заняли ДД.ММ.ГГГГ вновь принятым сотрудником, при этом, он соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к этим должностям (т. 1 л.д. 3-4).

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 06 апреля 2016 года исковые требования Ф.А. удовлетворены частично: увольнение со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, майора таможенной службы Ф.А., находившегося в распоряжение Воронежской таможни, признано незаконным, изменена формулировка увольнения - на увольнение по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, изменена дата увольнения - с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. С Воронежской таможни в пользу Ф.А. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула в размере . Решение в данной части исполнению не подлежит. С Воронежской таможни в пользу Ф.А. взыскана компенсация морального вреда , расходы на представителя (т. 2 л.д. 138, 139-144).

В апелляционной жалобе, дополнительной апелляционной жалобе Воронежская таможня ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном применении норм материального права. Апеллянт указывает на то, что суд в решении не указал конкретные нарушения процедуры увольнения истца в связи с организационно-штатным мероприятиями, каким нормативным актом закреплена обязанность работодателя неоднократно предлагать вакантные должности, если новые вакантные должности не появились. При этом, судом применены нормативные акты, не подлежащие применению, так, суд руководствовался Инструкцией о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N, которая утратила силу, неверно применил к спорным правоотношениям ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". А также считает, что суд не в полном объеме дал оценку фактическим обстоятельствам дела и, следовательно, сделал неверный вывод, повлекший принятие неправосудного решения (л.д. 150-154).

В апелляционном представлении прокурора Ленинского района г. Воронежа ставится вопрос об изменении решения в части даты увольнения Ф.А. как незаконного и необоснованного, поскольку в силу п. 6 ст. 394 ТК Российской Федерации датой увольнения должна считаться дата истечения срока действия контракта (л.д. 157-158).

Представитель Воронежской таможни ФИО6 поддержала доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе.

Ф.А. выразил несогласие с доводами апелляционных жалоб, представления и просил решение суда оставить без изменения.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, что в силу положений ст. ст. 327.1 , 167 ГПК Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в апелляционном порядке в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнительной апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114- ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше Федеральный закон , другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 48 указанного выше Федерального закона сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по данному основанию осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа и допускается, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность (пункт 5 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ должность начальника отделения по борьбе с контрабандой наркотиков занимал Ф.А., с которым Воронежская таможня ДД.ММ.ГГГГ заключила контракт о службе в органах Российской Федерации за N на срок 3 года с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 37-45).

В соответствии с приказом Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организационно-штатных мероприятиях" с ДД.ММ.ГГГГ в штате Воронежской таможни подлежало сокращению 16 должностей сотрудников, в том числе должность начальника отделения по борьбе с контрабандой наркотиков (т. 1 л.д. 48-53).

ДД.ММ.ГГГГ Ф.А. был уведомлен о сокращении занимаемой им должности с ДД.ММ.ГГГГ и возможном увольнения со службы в таможенных органах Российской Федерации (т. 1 л.д. 54).

Судом первой инстанции было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с Ф.А. было проведено собеседование, в ходе которого было разъяснен порядок зачисления в распоряжение Воронежской таможни, порядок увольнения со службы, размеры выплат и компенсаций при увольнении, а также предложены имеющиеся вакантные должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам в оперативно-розыскной отдел, заместителя начальника оперативно-розыскного отдела, начальника отделения дознания и старшего оперуполномоченного по особо важным делам. Ф.А. согласился с назначением на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела, однако в назначении на данную должность ему было отказано. От иных предложенных должностей истец не отказывался, однако они ему вновь предложены не были.

Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия. При этом время нахождения в распоряжении не может превышать срок действия контракта о службе в таможенных органах, ранее заключенного с сотрудником по должности, которая была сокращена при проведении организационно-штатных мероприятий.

Приказом Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N -к Ф.А. был зачислен в распоряжение Воронежской таможни сроком на три месяца с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1. д. 35).

05.11.2015 года на основании приказа таможни от ДД.ММ.ГГГГ N -к истец был уволен со службы в таможенных органах РФ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

Согласно п. 18 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N, в период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе. Предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме.

В нарушение ст. 56 ГПК Российской Федерации ответчик не представил доказательства, свидетельствующие о том, что данная обязанность при увольнении истца со службы была выполнена.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно установлено, что увольнение истца произведено с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", поскольку истцу при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением его должности, не были предложены имевшиеся до момента увольнения вакантные должности, обязанности по которым он мог выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции обоснованным, поскольку ответчиком не представлено убедительных доказательств невозможности перевода истца на другую вакантную должность в таможенных органах при наличии таковых или отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

Так, судом первой инстанции было установлено и стороной ответчика данные обстоятельства не оспаривались, что в период нахождения в распоряжении Воронежской таможни - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись вакантные должности, которые истцу не были предложены.

При этом, утверждение представителя ответчика о том, что вакантные должности не были предложены истцу, поскольку были предложены иным лицам с более высокой квалификацией и опытом работы, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным, поскольку не свидетельствует о соблюдении ответчиком процедуры увольнения истца по пп. 5 п. 2 ст. 48 Закона "О таможенной службе в Российской Федерации" и не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика о том, что судом первой инстанции при вынесении решения применены нормы материального права, не подлежащие применению, а именно: Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденная приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N, которая утратила силу, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной гражданской службе Российской Федерации", обоснованы, но в данном случае они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда, поскольку при вынесении решения судом были применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться также с утверждением в апелляционной жалобе о том, что у Воронежской таможни отсутствовала установленная законом обязанность и возможность предложения истцу должности временно отсутствующих работников, однако на правильность вывода суда первой инстанции в части того, что увольнение истца произведено с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", оно влияет.

Частью 6 ст. 394 ТК Российской Федерации определено, что если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора, что также отражено в абз. 2 п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что срок заключенного с Ф.А. контракта о службе истекал ДД.ММ.ГГГГ, правомерно, руководствуясь положениями ст. 394 ТК Российской Федерации, пришел к выводу о том, что исковые требования истца о восстановлении на работе не подлежат удовлетворению, и изменил формулировку основания увольнения Ф.Л. и дату увольнения, указав дату вынесения решения судом, т.е. 06.04.2016 года.

Однако, судебная коллегия с решением суда в части указания датой увольнения истца дату вынесения решения не может согласиться и доводы апелляционного представления прокурора в этой части заслуживают внимания, поскольку контракт о службе, заключенный с Ф.А., истекал ДД.ММ.ГГГГ, к моменту принятия судом решения срок контракта истек, поэтому датой увольнения истца следует считать ДД.ММ.ГГГГ, поэтому решение суда в этой части подлежит изменению.

Поскольку судебной коллегией была изменена дата увольнения истца, то подлежит изменению и период вынужденного прогула и размер заработной платы за этот период, но судебная коллегия учитывает, что суд первой инстанции в решении указал о неисполнении решения суда в части взыскания заработной платы, поскольку ответчик добровольно выплатил истцу .

Учитывая факт нарушения трудовых прав истца, суд, руководствуясь положениями ст. 237 ТК Российской Федерации, принял во внимание характер и степень причиненных ему нравственных страданий, требования разумности и справедливости, и пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере , оснований не согласиться с определенным судом первой инстанции размером компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. ст. 98 , 100 ГПК Российской Федерации с учетом принципа разумности и справедливости, исходя из конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия соглашается с определенным судом первой инстанции с размером взысканных судебных расходов на представителя в сумме , полагая, что данная сумма соразмерна объему защищаемого права.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся с несогласием оценкой суда фактических обстоятельств по делу, однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, поскольку установленные ст. 67 ГПК Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были.

Доводы апелляционной жалобы, дополнительной апелляционной жалобы ответчика не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним формальным соображениям на основании ч. 6 ст. 330 ГПК Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, на основании п. 2 ст. 328 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 06 апреля 2016 года изменить в части даты увольнения Ф.А., указав дату увольнения 24 ноября 2015 года, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 06 апреля 2016 года изменить в части даты увольнения, указав дату увольнения 24 ноября 2015 года.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 06 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.

Служба в таможенных органах РФ имеет контрактную основу, окончание срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием для увольнения со службы в таможенных органах РФ (пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации») [12]. Правовая оценка данной нормы закона была дана в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года № 378-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 4 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», в котором указано, что правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечения срока) прекращаются. В итоге констатировано, что заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена [5]. Между тем контрактная основа прохождения сотрудниками службы в таможенных органах не должна подразумевать произвольный подход к заключению контрактов и отсутствие единых и четких требований к условиям их заключения [10, с. 47- 49; 11, с. 108-111].

Представляется, что наиболее серьезно увольнение со службы в таможенных органах с истечением срока контракта затрагивает интересы и права сотрудниц таможенных органов, с которыми не перезаключаются контракты на новый срок в период их нахождения в отпуске по беременности и родам либо по уходу за ребенком. Вряд ли выглядит справедливой ситуация, когда сотрудница, добросовестно служившая в таможенных органах на благо государства, уходит в декретный отпуск, а с ней расторгается служебный контракт за истечением его срока. Имея на руках малолетнего ребенка, она оказывается и без работы, а значит гарантированного заработка, и без ежемесячного пособия на ребенка, полагающегося ей с учетом стажа службы. В этом контексте хотелось бы привести в качестве примера судебное дело, инициированное уволенной сотрудницей таможенных органов в период отпуска по уходу за ребенком, не достигшим возраста полутора лет. В своем исковом заявлении о признании незаконным отказа в заключении с ней контракта о службе в таможенных органах и восстановлении на службе, она указала, что является одинокой матерью, воспитывающей двух несовершеннолетних детей. Суд оставил исковые требования без удовлетворения, констатировав, что «каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, законом не установлено» [9]. На довольно жесткую позицию судов указывает и тот факт, что суд первой инстанции не удовлетворил ходатайство истицы о восстановлении срока подачи иска о восстановлении на службе, хотя она указывала на грубейшие нарушения процедуры увольнения: с приказом об увольнении не ознакомлена, об увольнении узнала в телефонном режиме, трудовая книжка не выдана. При этом суд апелляционной инстанции подтвердил, «что доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд, не представлено. Обстоятельств, объективно препятствующих обратиться в суд в установленный законом срок, не установлено» [3].

Не менее показательным является судебное дело об увольнении сотрудницы таможенных органов в связи с истечением срока контракта во время нахождения еe в отпуске по беременности и родам. При этом в вину истицы был поставлен тот факт, что доказательств, препятствующих заявительнице своевременно обратиться к ответчику с заявлением о продлении контракта ей не представлено. И это при том, что сам таможенный орган не выполнил надлежащим образом ни обязанность по извещению сотрудницы об истечении срока контракта и о возможности ее увольнения со службы в таможенных органах, ни по извещению о прекращении срока действия контракта и принятом решении начальника таможенного органа о незаключении с ней контракта на новый срок и увольнении со службы в таможенных органах [8].

Трудовой кодекс РФ включает статью 261, которая предоставляет повышенные гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации. К сожалению, для женщин, которые проходят государственную службу, гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, не установлены. Тем не менее существует возможность применения норм Трудового кодекса РФ к государственной гражданской службе. Согласно статьи 79 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом [13]. К примеру, истицы обратились в суд с иском к таможенному органу о признании незаконным их увольнения в период отпуска по уходу за ребенком вследствие реорганизации таможни, в которой они проходили государственную гражданскую службу, по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (отказ государственного служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы»). В частности, они указывали на нарушение представителем нанимателя ч. 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ, согласно которой расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев, установленных Трудовым кодексом РФ. Приходя к выводу о незаконности увольнения истиц, суд сделал вывод, что увольнение гражданских служащих по указанному основанию не может осуществляться без предоставления гарантий, предусмотренных для случаев расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, в частности, гарантий, предусмотренных ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ, так как «положений, исключающих предоставление гарантий, которые установлены законодательством Российской Федерации для женщин в связи с рождением и воспитанием детей, законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации не содержит» [1;2]. С точностью до наоборот меняется ситуация в случае, когда идет речь о расторжении контракта о службе в таможенных органах. Суды напротив указывают, что ссылка на статью 261 Трудового кодекса РФ неправомерна, поскольку его нормы в данном случае применяются только к отношениям, не урегулированным Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [7].

Вместе с тем давать оценку сложившейся судебной практике по увольнению сотрудниц таможенных органов в период их нахождения в отпуске по беременности и родам либо по уходу за ребенком необходимо прежде всего с позиции защиты материнства и детства. Разделяем позицию о том, что отношение к материнству в обществе должно быть особенным, не только внимательным – трепетным! Если люди думают о своём будущем, если они не хотят вырождения и гибели своего народа, они обязаны возвести материнство в священный культ [14]. Представляется, что, прежде всего, это должно стать призывом к законодателю. Необходимо предоставить гарантии лицам от увольнения с государственной службы в период, когда они находятся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком. Уместно добавить, что данные гарантии следует предоставить не только женщинам, так как в силу разных обстоятельств в отпуске по уходу за ребенком могут находиться и мужчины [3]. Однако данный призыв следует адресовать и судьям, рассматривающим дела по иску государственного служащего о восстановлении на службе, в части необходимости обеспечить надлежащую судебную защиту государственного служащего как более слабой стороны в служебных спорах, связанных с его увольнением, тем более, когда речь идет об увольнении женщины, ухаживающей за малолетним ребенком.

Следует отметить, что зачастую судебные решения по спорам о защите нарушенных прав в связи с увольнением сотрудников таможенных органов в связи с истечением контракта содержат выводы, взятые из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 № 700-О, вынесенного по жалобе гражданки Зеленовой Ю.Н., уволенной с государственной гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта [6]. Нарушение своих прав заявительница усматривала в том, что оспариваемые положения закона в их взаимосвязи не относят увольнение в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя, что позволяет ему расторгнуть по данному основанию срочный контракт с государственным гражданским служащим - женщиной, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению данной жалобы, указав при этом, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта. Такое правовое регулирование, констатировал суд, не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, в том числе принцип равенства, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации данные выводы сделал применительно не только к государственной гражданской службе, указав, что аналогичное правовое регулирование действует в отношении лиц, заключивших срочный трудовой договор, что позволяет судам распространять их на правоотношения, связанные с заключением контрактов о службе в таможенных органах. Однако уместно ли говорить о равенстве государственных служащих в случае, если речь идет о женщине, находящейся к моменту истечения срока действия контракта в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком!?

Хотелось также добавить, что в вышеуказанном определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что «разрешение вопроса о распространении на государственных гражданских служащих, увольняемых в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, связано с внесением изменений в действующее законодательство и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится». Однако до сих пор законодательство о государственной гражданской службе в этой части осталось без изменения.

На основании вышеизложенного представляется необходимым внести изменения в п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», закрепив, что сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, за исключением случаев нахождения его в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок.

Список литературы

1. Апелляционное определение Костромского областного суда от 08.05.2013 по делу № 33-726 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Апелляционное определение Омского областного суда от 19.06.2013 по делу №33-3735/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 16.05.2013 по делу № 33-5076 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Кассационное определение Волгоградского областного суда от 08.02.2012 по делу № 33-1482/2012// СПС «КонсультантПлюс».

5. Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 № 378-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 4 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 № 700-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зеленовой Юлии Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1

статьи 35, частями 1 и 3 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Определение Московского городского суда от 28.04.2011 по делу № 33-12694// СПС «КонсультантПлюс».

8. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.07.2009 № 9662 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Решение Пролетарского районного суда г. Ростов-на-Дону от 04.03.2012; Апелляционное определение от 16.05.2013 по делу № 33-5076 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Трунина Е.В. Контрактная основа службы в таможенных органах: вопросы защиты прав сотрудников от субъективизма работодателей // Современное право. 2012. № 12.

11. Трунина Е.В. Правоохранительная и гражданская службы в таможенных органах Российской Федерации (проблемы совершенствования): монография. Волгоград, 2011.

12. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3586.

13. Федеральный закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета.31.07.2004.

ПАМЯТКА должностным лицам таможенных органов Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на службе в таможенных органах Российской Федерации и порядке их урегулирования

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 3 указанной статьи под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
  • выполнение иной оплачиваемой работы;
  • владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  • получение подарков и услуг;
  • имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  • взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  • явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

При определении содержания функций государственного управления учитывалось следующее.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

К функциям государственного управления относятся направления:

  • размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для таможенных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
  • осуществление надзора и контроля;
  • подготовка и принятие решений о возврате или зачёте излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
  • представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  • возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования;
  • участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.

Необходимо отметить, что в целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственном секторе, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ, в соответствии с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ и статьями, 17, 18 и 20 Федерального закона № 79-ФЗ, распространяются на иные виды государственной службы.

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

В частности, частью 2 статьи 11 Федерального зако на № 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможном возникновении конфликта интересов. Причем, непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо:

использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (при наличии оснований, установленных пунктом 10 Положения);

активнее привлекать соответствующ ие комиссии для выраб отки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуа циях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.

Основанием для осуществления проверки в отношении должностных лиц является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

  1. Правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

1.1 Должностными лицами подразделений кадровых служб таможенных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

  1. Постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
  2. Общественной палатой Российской Федерации;
  3. Общероссийскими средствами массовой информации.

На основании соответствующего представления руководителя ФТС России, начальника таможенного органа или любого члена комиссии, предусмотренного подпунктом «в» пункта 14 Положения о комиссии центрального аппарата ФТС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФТС России от 1 сентября 2010 г. № 1619 и подпунктом «в» пункта 14 Порядка формирования и деятельности комиссий таможенных органов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФТС России от 19 марта 2012 г. № 500, вопрос выработки мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии.

Анализ информации о деятельности комиссий таможенных органов по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются: совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров должностных лиц таможенных органов, выполнение последними иной оплачиваемой работы, владение ценными бумагами, акциями, замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения из таможенных органов, если отдельные функции государственного управления данными организациями, входили в должностные (служебные) обязанности должностных лиц.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О службе в таможенных органах Российской Федерации

(с изменениями на 31 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ (Российская газета, N 118, 02.07.2002) (изменения вступили в силу с 1 июля 2002 года);

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);

Федеральным законом от 1 апреля 2005 года N 27-ФЗ (Российская газета, N 68, 05.04.2005) (вступил в силу с 1 апреля 2005 года);

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 313-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009) (вступил в силу с 1 января 2010 года);

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230012) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290093);

Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 132-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010012) (вступил в силу с 1 января 2018 года);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030089);

Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2019, N 0001201910010050) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160073);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 268-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310037);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 288-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310065);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 301-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310077).


Принят
Государственной Думой
18 июня 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
4 июля 1997 года

Настоящий Федеральный закон определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Служба в таможенных органах

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Статья 2. Правовая основа службы в таможенных органах

Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

(Статья в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Должностные лица таможенных органов

Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

(Статья в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Работники таможенных органов

1. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

2. Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 5. Специальные звания и должности сотрудников таможенных органов

1. Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов (далее - специальные звания):

1) прапорщик таможенной службы;

2) старший прапорщик таможенной службы;

3) младший лейтенант таможенной службы;

4) лейтенант таможенной службы;

5) старший лейтенант таможенной службы;

6) капитан таможенной службы;

7) майор таможенной службы;

8) подполковник таможенной службы;

9) полковник таможенной службы;

10) генерал-майор таможенной службы;

11) генерал-лейтенант таможенной службы;

12) генерал-полковник таможенной службы;

13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

2. Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

3. Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

С учетом уровня профессионального образования, стажа службы в таможенных органах или стажа (опыта) работы по специальности в соответствии с полученным профессиональным образованием, профессиональных знаний и навыков сотрудникам таможенных органов в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы, присваиваются следующие квалификационные звания: специалист третьего класса, специалист второго класса, специалист первого класса, мастер (высшее квалификационное звание).

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

4. Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

5. Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов, работающим в таможенных органах на день вступления в силу настоящего Федерального закона, устанавливается Президентом Российской Федерации.

6. При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии к специальному званию добавляются слова "в отставке".

Глава II. Поступление на службу в таможенные органы

Статья 6. Условия поступления на службу в таможенные органы

1. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

2. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).

3. Гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) документы об образовании и о квалификации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее - близкие родственники).

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Статья 7. Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении

1. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока (пункт дополнен с 10 августа 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

2. Сотрудник таможенного органа не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2007 года Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2007 года Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Статья 7_1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в таможенных органах

На сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также: