Учитель истории который уволился потому что переехал в другой район города

Опубликовано: 02.05.2024

Б. Если человек, который активно ищет работу, работает неполный рабочий день, он относится к категории занятых.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Определите, к какому типу безработицы относятся следующие граждане: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) телефонистка, уволенная после автоматизации телефонного узла

Б) программист, уволившийся из-за ссоры с начальником

В) учительница, уволившаяся из-за переезда в другой город

Г) банковский служащий, уволившийся с целью перехода в другую фирму

Д) электрик, уволенный в свя зи с банкротством завода во время экономического кризиса

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) занятые; 2) безработные; 3) трудоспособные; 4) студенты; 5) домохозяйки.

4. Выберите в приведенном ниже списке людей, которые не могут претендовать на пособие по безработице, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) бухгалтер, болеющий гриппом

2) шахтер, участвующий в забастовке

3) металлург, уволенный в связи с закрытием завода

4) медсестра, ищущая работу после переезда из другого города

6) сотрудник телефонного узла, желающий найти другую работу

5. Определите, к какой категории населения относятся следующие граждане: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) студент дневного отделения колледжа

Б) многодетная мать, работающая в фирме неполный рабочий день

В) машинистка, уволенная в связи с использованием персональных компьютеров

Г) рабочий, участвующий в забастовке

Д) домашняя хозяйка, которая занята своим домом и детьми

Е) 10-летний подросток, продающий газеты

3) не включаемые в рабочую силу

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

1) рабочий, который получил профессиональное заболевание и стал инвалидом

2) многодетная мать, ухаживающая за детьми

3) маляр, ищущий работу

4) кассир кинотеатра, работающий на полставки

7. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «безработица».

1) циклическая; 2) структурная; 3) фрикционная; 4) сезонная;

5) регрессивная; 6) демографическая.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

8. Раскройте смысл предложенного ниже высказывания,обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

«Самый несчастный человек — это тот, для кого в мире не нашлось работы» ( Т. Карлейль )

1. – 2 2. – 23331 3. – 3 4. – 1256 5. – 312133 6. – 3 7. – 56

8. - Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) выставляется 0 баллов.

К1 Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании-1 балл

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании – 0 бал.

К2 Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки

по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы – 2 балла.

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия и положения -1 балл

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой – 0 баллов.

К3 Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из различных источников) – 2 балла.

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведен (-ы) пример (-ы) из источника одного типа – 1 балл.

Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов Максимальный балл 5

Педагогам нужно отработать пять лет в одной школе, но за это они получили миллион

Слева направо: Дарья Черникова, Надежда Черенцова, Анастасия Филиппова, Анна Чернявская

Слева направо: Дарья Черникова, Надежда Черенцова, Анастасия Филиппова, Анна Чернявская

Коллаж: личные архивы героинь

Мы поговорили с четырьмя учителями, которые в получили по федеральной программе миллион за переезд в сельскую местность, об их работе. Они честно рассказали, с какими трудностями столкнулись, как их приняли в коллективе и отличаются ли школьники в городе и деревне.

В 2020 году в России стартовал федеральный проект «Земский учитель». По этой программе педагоги могли переехать в малый город или село и получить рублей. Эти деньги учителя могли потратить на свое усмотрение. Единственное условие — нужно отработать .

В Кузбассе по этой программе в прошлом году устроились работать . Учителя приехали в том числе из Новосибирской, Томской, Московской областей, Дагестана, Красноярского края, Алтая и других регионов. В стать «земскими учителями» могут .

Четыре учителя рассказали NGS42.RU, почему решились на переезд и оправдались ли их ожидания.

«Ипотека сыграла большую роль»

Анна Чернявская преподает английский язык в Арлюкской школе (Юргинский округ). Она переехала в Кузбасс из Новосибирской области еще в . С тех пор она работала педагогом в школах № 15 и 8 и лицее Юрги. Девушка рассказала корреспонденту NGS42.RU, что несколько раз собиралась сменить сферу деятельности, но в итоге осталась работать с детьми.

В прошлом году, когда девушка была в отпуске, ей неожиданно поступило предложение стать «земским учителем». Анна признается, что не занималась поиском новой работы, потому что ее всё устраивало, но возможность получить миллион сыграла свою решающую роль. На тот момент девушка уже взяла в ипотеку квартиру в Юрге.

— Программа «Земский учитель» дала возможность погасить эту ипотеку в полном объеме. Квартира находится в Юрге, я там уже прописана и планирую жить после истечения контракта. Во-первых, потому что Юрга недалеко от места, где живет моя мама, это очень удобно. Во-вторых, мне там комфортно. Я поездила по крупным городам Сибири и почти год жила в Москве, но именно в Юрге мне комфортно, я чувствую его своим по энергетике, по размеренному ритму, — рассказывает Анна Чернявская.

На срок договора администрация поселковой школы сделала всё возможное для комфортной работы педагога — Анне дали двухкомнатную квартиру с центральным отоплением и водоснабжением. Зарплата в Арлюкской СОШ оказалась даже чуть выше, чем в юргинском лицее — больше часов. Девушка преподает английский язык со 2-го по 8-й класс.

Анна отмечает, что для нее самая большая сложность на данный момент — чувство невостребованности.

— У детей в городе есть понимание, для чего им нужны школьные знания, даже если это никак не понадобится в жизни. Здесь зачастую ребенок не понимает, зачем ему это нужно. Соответственно, и результата не будет, ребенку просто неинтересно. И что бы ты ни делал, этого недостаточно. Все-таки это колоссальная работа не только одного учителя. Раньше я на это внимания не обращала, — говорит педагог.

Анна Чернявская сменила работу в престижном лицее на сельскую школу

Фото: личный архив героини

Работу в сельской школе Анна воспринимает как жизненный урок и переосмысление ценностей. В Юрге у девушки была уже устоявшаяся жизнь, а при переезде ей пришлось выйти из этой сложившейся зоны комфорта.

— Раньше в своей работе я не сталкивалась с такими поведенческими моментами, которые проявляют дети здесь. В Юргинском лицее я работала на свои личные баллы. А здесь понимаешь, что твоя профессия связана не просто с сухой передачей знаний, не с балловой системой, это что-то большее, — отмечает Анна.

Педагог говорит, что только после переезда осознала, что ученик может быть не готов к занятиям или невнимателен на уроке из-за проблем дома. И в такие моменты важнее ребенку дать поддержку, чем поставить оценку.

— Первые два месяца я была в очень депрессивном состоянии, потому что наблюдать это, когда ты не подготовлен, очень тяжело. Потом адаптируешься, пробуешь как-то по-другому вести себя и над моделью поведения своего работаешь, и над подачей материала. Даже в таких стесненных условиях есть над чем работать. Пока проблемы с отзывчивостью. Маленькие дети (2–4-й класс) более контактные, мобильные. Они могут подойти, обнять. А чем старше, тем более зажатым, закрытым ребенок становится, — рассказывает учительница английского.

Анна поясняет, что разница есть и в родителях. В деревенской школе встречаются родители, которые вечно всем недовольны и перекладывают ответственность на других. Но в основной массе родители с уважением относятся к учителям и больше доверяют педагогам, чем в городе.

«Мне очень понравилась природа, и я захотела здесь жить»

— У меня мама, тетя и другие родственники работают в школе. И я знала, сколько времени они там проводят. Поэтому не пошла преподавать сразу после вуза — побоялась. Но до «Земского учителя» где-то год думала о том, что хотела бы попробовать вести уроки. А тут и такое подспорье в виде миллиона, и просто так не сбежишь при первых трудностях, — рассказывает Дарья.

Таштагол девушка выбрала потому, что там живут родственники, у которых она была несколько раз. Ей понравилась природа, и Дарья с мужем решилась на переезд. По словам девушки, они изначально решили, что сразу потратят миллион на покупку квартиры, а первое время поживут у родственников. Поэтому Дарья не интересовалась, могут ли им с мужем предоставить жилье.

— Миллион получила почти сразу после начала работы. Когда пришло сообщение о поступлении, я несколько минут считала количество нулей и не верила, что правда. Эти деньги мы поделили — часть потратили на первый взнос ипотеки, примерно , а остальное оставили на ремонт. Ведь мы всё время жили на съемных квартирах, поэтому нет ни техники, ни мебели своей никакой, — рассказала Дарья Кулагина.

Девушка пояснила, что ее ожидания совпали с реальностью и даже превзошли. Например, Дарья думала, что будет получать рублей, но зарплата оказалась больше — девушка получает доплату как молодой специалист. Также она взяла классное руководство и педагога-организатора среднего звена.

Однако, как и представляла Дарья, ей приходится уделять работе много времени — проверять тетради и выставлять оценки приходится иногда по вечерам и на выходных. От этого появляется усталость.

— Какого-то негатива из-за отсутствия опыта со стороны коллектива я не встретила. В том числе потому, что школу отремонтировали недавно. Пока был ремонт, учителей и детей расформировали по другим школам. И некоторые педагоги обратно не вернулись. Поэтому коллектив обновился, вместе со мной пришли еще три новых учителя, они в начальном звене работают. Одна коллега пришла работать сразу после педагогического колледжа. Так что директор, наоборот, положительно смотрит на молодых педагогов, — рассказала Дарья Кулагина.

Молодым педагогам оказалось проще во время дистанционного обучения

Фото: личный архив героини

По словам Дарьи, обновление коллектива сыграло на руку и во время дистанционки — молодые педагоги быстро смогли организовать учебный процесс онлайн.

Девушка преподает сейчас у параллели 5-х классов. Ей нравится вести уроки и заниматься внеурочной деятельностью с детьми. Например, недавно одна из ее учениц заняла первое место в районном конкурсе «Лидер-2021». Для Дарьи это особая гордость.

Конфликтов с детьми или родителями у нее не возникало. Но были моменты непонимания. Например, девушка рассказала, что однажды не успела вечером в пятницу заполнить электронный журнал и написать домашнее задание. Она подумала, что ничего страшного не произойдет, ведь ученики получили задание еще на уроке. Но утром ее разбудила завуч — родители пожаловались, что молодой педагог забывает про «домашку».

В противовес этой истории Дарья вспомнила, что в конце 2020-го на одном из школьных праздников кто-то негативно высказался в ее сторону. А родители ее учеников заступились.

«Я ехала в никуда»

Анастасия Филиппова — учитель начальных классов в школе в Берёзовском. Она переехала в Кузбасс из Забайкальского края. До того как начать работать в Берёзовском, девушка никогда не была в Кузбассе. Участвовать в программе ей предложила однокурсница, которая чуть раньше подала необходимые документы. Анастасия посмотрела информацию про Кемеровскую область и решилась на переезд.

— Мои ожидания оправдались, мне здесь понравилось. Город небольшой, но такой уютный. И снега много, в Забайкальском крае зимы могут быть совсем бесснежными. А тут мы с ребенком на лыжах ходим. Администрация с директором мне помогли с переездом, дали трехкомнатную квартиру с хорошим ремонтом. Переезжать боялась, особенно с ребенком, потому что ехала в никуда. Но очень хотела уехать из Забайкальского края, мечта такая была. Поэтому решилась. Продала там вообще всё полностью: и недвижимость, и автомобиль. Так что возвращаться некуда, да и не планирую, — объясняет Анастасия Филиппова.

Анастасия решила не тратить деньги до истечения контракта

Фото: личный архив героини

Девушка рассказывает, что коллектив школы принял ее хорошо и конфликтов не возникало. Сын-третьеклассник тоже достаточно быстро привык к жизни в новом городе, нашел друзей.

— Зарплата немного меньше, чем там, но здесь и нагрузка меньше. Я знала, на что еду, сколько часов. Сейчас у меня 4-й класс. Конечно, не очень удобно, что не с самого начала ведешь детей. Но ребята быстро привыкли, мне с ними довольно комфортно работать. Конфликтов ни с кем не было, — рассказывает Анастасия.

Девушка пояснила, что перед тем, как начать работать, встретилась с родителями учеников. Они задали друг другу все интересующие вопросы, обменялись номерами. Родители рассказали, что учитель у их класса меняется уже не первый раз.

Педагог отмечает, что иногда ее тянет обратно в Забайкальский край, потому что там родственники и друзья. Но девушка не считает это большой проблемой. Ей настолько понравилось жить и работать в Кемеровской области, что она зовет сюда на работу бывших коллег.

Миллион Анастасия еще не потратила и не планирует этого делать до окончания договора. На что потратить деньги через 5 лет, она еще не решила, но, скорее всего, вложит их в приобретение квартиры.

«Дистанционка в Кузбассе далась проще»

Надежда Черенцова — учитель английского языка в школе в Берёзовском. До переезда в Берёзовский Надежда с мужем жили в поселке в Новосибирской области. Как рассказала девушка, там ее супруг не мог найти работу по специальности и постоянно ездил на вахту. Это стало одним из аргументов в пользу переезда.

— Там, где мы жили, мужу проблематично было с работой, ему всё время приходилось ездить на вахту. А здесь карьерный рост возможен, да и мне для развития больше вариантов. Все-таки школа здесь больше. При переезде нам помогли, квартиру тоже дали с временной пропиской. Трудностей особо ни с детьми, ни с коллективом не было, — рассказывает Надежда.

Надежда говорит, что в Кузбассе дети лучше разбираются в компьютерной технике

«Терпеть бесконечные унижения просто невозможно»: педагог – о том, почему учителя бегут из школ

Когда стало известно о массовых увольнениях, начальник Департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева заявила, что педагоги просто переходят из одной школы в другую. По ее словам, учителя работают с нагрузкой в полторы ставки, кадровые потребности школ закрыты, а на место уволившихся специалистов быстро приходят новые — выпускники вузов и колледжей. В то же время звучали предположения, что педагоги уволились из-за того, что не смогли сработаться с новым директором. Сами учителя говорят, что это стало лишь последней каплей, а проблемы и недовольство копились давно. Мы попросили сотрудника одного из образовательных учреждений города анонимно (для максимальной откровенности) рассказать, что на самом деле происходит в школах и почему увольняются учителя:

Последняя капля

— Педагоги уволились, потому что в обе школы пришли новые директора. Это правда. Не знаю почему, но в системе образования теперь так принято. В каждой школе по-прежнему существует практика «кадрового резерва»: людей из коллектива готовят к тому, чтобы кто-то из них сменил директора, когда тот уйдет. Но этим кадровым резервом почти никогда не пользуются. Новый директор приходит из другой школы. За ним приходят его люди — завучей меняют вслед за директором. И завуч — это как раз тот специалист, который работает непосредственно с педагогическим коллективом. Отношения с новым начальством не сложились. Вот и ушли.

Думаете, мелочь? Так себе причина для «массовых увольнений»? Вы правы. Но это и не причина, а последняя капля. Знаете, в определенном смысле хорошо, что так получилось. Появился повод поговорить о проблеме. Только никто не говорит и не пишет почему-то.


В Екатеринбурге — новое массовое увольнение учителей. Из лицея № 3 ушли 16 педагогов

Штатная ситуация

Ответственные за образование чиновники назвали то, что произошло в 108-й гимназии и 3-м лицее, штатной ситуацией. Это верно. Но не в том смысле, что ничего страшного. А в том, что такое происходит постоянно и везде. Увольнение педагогов восприняли как локальное ЧП. На самом деле это вялотекущая катастрофа: учителя уходят, на смену им никто не приходит. Я сама второй год пытаюсь уволиться. Но не могу. Вместо меня работать некому. И я держусь. Пока. И все мы держимся. Но силы заканчиваются. Потому что терпеть бесконечные унижения уже просто невозможно.

Знаете, например, чем прямо сейчас занимаются педагоги в школах, техникумах и колледжах вместо того, чтобы учить ваших детей? Заполняют очередной огромный бесполезный отчет — «в связи с проверкой соблюдения норм законодательства в вопросах контртеррористических мероприятий». Мы обязаны рассказать о том, не завербовали ли наших учеников экстремисты, и о том, что мы, педагоги, сделали для борьбы с этим. Но погодите. Разве это наша работа? Точно? Вроде бы нам следует прививать детям любовь к чтению, интерес к естественным наукам, развивать в них критическое мышление, логику и так далее. С террористами вроде сражаются совсем другие структуры. Но по факту они просто переложили эту ответственность на нас, обязали заполнять бесполезный отчет, в конце которого, например, есть примерно такой пункт: «Не являются ли сторонниками экстремистских организаций сотрудники образовательного учреждения?». Понимаете? Нас еще и спрашивают: кстати, а вы сами-то не террористы случайно? Что это, если не унижение?

Просто обслуга

Мы стерпим. Заполним и отправим. Отчитаемся по всей форме, что у нас все хорошо. Как всегда. А потом пойдем в классы и аудитории, где нас снова будете унижать вы и ваши дети. Авторитет педагога растоптан. Для родителей учитель и уборщица — это теперь специалисты примерно одного уровня. Просто обслуга. Мы теперь живем в мире, где педагога увольняют за безобидное фото в купальнике. Где дети доводят учителя до истерики, а потом включают камеры мобильного телефона. Где ребенок всегда прав, а училка — всегда дура и садист.


Учительницу литературы уволили за фото в купальнике. Пять историй о том, за какие снимки травят педагогов

Наше высокое начальство относится к нам примерно так же. Вы читали, например, кодекс этики педагогического работника, который недавно обновило Министерство просвещения? Почитайте . Интересно. Там по одному из пунктов в общении с учениками и родителями учитель всегда обязан «проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность». Строгость, настойчивость, авторитет проявлять не должен. О таком там ни слова.

Это лишь иллюстрация того, что для власти мы тоже обслуга: массовка на митингах «Единой России», послушный электорат, бесплатная рабочая сила на городских субботниках и так далее.
«Зачем вы тогда все это терпите? Почему не уйдете?» — спросите вы. Мы уйдем. Не переживайте. Еще чуть-чуть потерпим и уйдем. А вы подумайте о том, кто вместо нас будет учить ваших детей в переполненных школах, где спортзалы и рекреационные зоны в коридорах переделывают в учебные классы?

«Ярмарка вакансий»

Девочки-выпускницы педагогических вузов нас сменят? Нет. Не сменят. Расскажу для примера о том, как в таких вузах проходят «ярмарки вакансий» — когда потенциальные работодатели, сотрудники учебных заведений, приходят к студентам и приглашают к себе на работу. Вы, наверное, представили себе ярмарку, как в УрФУ: большой зал, стойки с раздаточными материалами, между которыми задумчиво расхаживают будущие выпускники.

Все не так. Мы приходим к студентам, когда у них идет пара. Как только она заканчивается, нас быстро запускают внутрь и запирают дверь аудитории снаружи на ключ. Потому что иначе они разбегутся. Им неинтересно нас слушать. Никто из них к нам на работу не собирается. Они спросят нас о наших окладах. Мы ответим. Они посмеются. И все.

Когда мы были молодые, с подругами-учителями между собой шутили: мол, чтобы дать нашим детям неплохое образование, можем просто водить их друг другу в гости. Внуков, похоже, именно так и будем учить. В школах их вряд ли кто-то чему-то научит.

UPD

После выхода колонки в редакцию 66.RU обратились представители департамента образования администрации Екатеринбурга с комментарием по этой проблеме. Публикуем его без изменений:

— На сегодняшний день и в гимназии №108, и в лицее №3 проблема кадрового голода отсутствует. Увольнение педагогов из данных образовательных учреждений было связано с различными причинами: выходом на заслуженный отдых, повышением по должности, сменой места жительства. Об уходе сотрудников руководители учебных заведений были заранее проинформированы, что позволило своевременно принять на вакантные места новых педагогов. Директора в этих учреждениях не менялись, работают давно и стабильно.

Естественная ротация сотрудников традиционно происходит во время летних школьных каникул. Примерно в этот же период — с мая по сентябрь — руководители образовательных учреждений проводят комплектование кадрового состава.

Отметим, что проблема нехватки учителей отсутствует и в остальных общеобразовательных учреждениях Екатеринбурга: на все вакантные места приняты как молодые педагоги, так и учителя со стажем работы.

С 2020 года в России работает программа «Земский учитель».

Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.

Законодательная база

На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Условия предоставления выплаты

Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.

Чтобы получить выплату, учитель должен:

  1. Быть не старше 55 лет на дату подачи документов.
  2. Иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и соответствовать требованиям к педагогическим работникам: например, не быть судимым за ряд преступлений, подходить по состоянию здоровья. Формально работать учителем на момент подачи документов не обязательно, хотя очень часто в регионах устанавливают это требование.
  3. Устроиться в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку.
  4. Взять на себя обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой.

Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.

Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.

Где придется работать

Список вакансий в школах регионы формируют до конца года, предшествующего году отбора, и отправляют данные на официальный сайт программы «Земский учитель».

В разделе «Банк вакансий» нужно выбрать регион, школу и предмет, который готовы вести.

Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.

Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.

Сельские школы в основном выглядят так: типовые советские здания, детей с каждым годом становится все меньше, но школы в соседних деревнях объединяют, и учеников возят автобусами. За 18 часов в неделю зарплата будет около 15 000 Р . В богатых регионах зарплата выше. Например, средняя зарплата учителя в Тюменской области составляет 26 205 Р .

Взять больше часов, как в городе, получится не всегда: просто нет такого количества классов и детей. Зато зачастую в сельских школах не хватает учителей по другим предметам, поэтому можно совмещать. Например, учитель физкультуры может взять ведение нескольких секций, ОФП и спецзанятия для детей с инвалидностью. Еще можно взять классное руководство, за которое из федерального бюджета платят 5000 Р , плюс есть региональная доплата.

Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.

Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.

Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.

При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.

Как и куда подать документы

Нужно зарегистрироваться на федеральном портале «Земский учитель» и подать электронную заявку.

Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.

Например, Омской области в 2021 году выделены 10 млн рублей, следовательно, число вакансий с правом на выплату — 10. Но количество вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.

Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения

Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и сейчас работаю учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.

К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.

Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.

Участники программы создали паблик во «Вконтакте», где делятся впечатлениями и консультируют новичков. Это очень полезная группа, там обсуждают условия, зарплаты, инфраструктуру, проблемы с жильем. Я сама там отвечаю на вопросы, если есть время.

Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.

Документы на конкурс подаются в структуру власти или учреждение, которое отвечает за сферу образования в регионе. Например, в Омской области это казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Республике Карелии — государственное учреждение «Карельский институт развития образования».

Обычно у кандидатов просят такие документы:

  1. Заявление.
  2. Копию паспорта.
  3. Копию диплома.
  4. Копию документа об установлении первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  5. Заверенную работодателем или нотариусом копию трудовой книжки.
  6. Копию ИНН.
  7. Копию СНИЛС (выписки из ПФР).
  8. Согласие на обработку персональных данных.
  9. Согласие о готовности к переезду в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 тысяч человек.
  10. Банковские реквизиты.

Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.

Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.

Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.

При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.

Как проходит конкурсный отбор

Конкурс проводится в четыре этапа.

Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.

Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.

Критерии оценки в Новосибирской областиPDF, 115 КБ

Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.

Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.

Наш переезд планировался в более благоприятный период, а не в том, странном 2020 году. Но обо всем по порядку. Наша семья, состоящая из меня, мужа и ребенка, давно хотела переехать из Волгограда в какое-нибудь более подходящее для жизни место. Я понимаю, что кроме Москвы и Санкт-Петербурга в регионах примерно одинаковая ситуация с работой, экологией и инфраструктурой. Но в то же время есть города более развитые (к сожалению, по закону рынка, они более дорогие) и совсем депрессивные, как Волгоград, из которого ежегодно «голосует ногами» множество жителей в связи с безработицей.

В первую очередь для нас стал критичен вопрос климата, который не подходит нашему ребенку по медицинским показаниям. Летом Волгоград превращается в раскаленную сковородку при плюс 42-45 в тени, а зимой — в Ледовый Дворец, где снегодождь изредка сменяется солнечной морозной погодой, так что без ледоступов на улицу лучше не выходить. И в целом, погода меняется как настроение беременной женщины.

Мы давно смотрели в сторону Казани, тем более, что много раз там бывали. По предварительной информации этот город нам очень подходил. Он находится в средней полосе, и его умеренно-континентальный климат оптимален для нас. Мы не ставили цель зарабатывать намного больше, но казанских вакансий на хэдхантере и суперджобе обнаружилось впечатляюще много по сравнению с Волгоградом (насколько они реальны — это уже другой вопрос). Зарплаты обещались заманчивые, хотя мы с вами знаем, что «обещать — не значит жениться».

Нас огорчали лишь высокие цены на недвижимость, в которых нет ничего удивительного, ведь Казань очень популярна для переезда. Национальный компонент смущал только в части изучения татарского языка в школах, так как мы его не знаем, но проблема вполне решаема при наличии татаро-говорящих родственников. Итак, выбрав Казань, мы запланировали переезд на 2021 год.

Мечеть Кул-Шариф

Но жизнь много раз доказывала, что ей плевать на чьи-либо планы. В феврале 2020 года мой муж теряет работу. Я в это время работаю в колледже, и моя зарплата не покрывает даже минимальные потребности семьи. А в марте всех отправляют на самоизоляцию, так что шансы найти в нищем Волгограде работу быстро уменьшаются до нуля. Хорошо, что были небольшие накопления плюс пособие по безработице и моя зарплата. Это позволило нам продержаться до конца самоизоляции. Работы у мужа по-прежнему не было, и мы решили попытаться осуществить свои планы по переезду в Казань. Это было больше похоже на отчаянную авантюру, чем на запланированный переезд.

Далее в лучших традициях 2020 года снова происходит ситуация в духе «Шеф, все пропало! Что делать?» Мужу предложили хорошую подработку именно тогда, когда я уволилась из колледжа, и мы раскидали ноутбуки и плюшевых зайцев по чемоданам. Он согласился и временно остался в Волгограде. Подработка была рассчитана на пару-тройку месяцев, как раз за этот срок я смогла бы обустроиться в Казани.

В июне мы с ребенком приехали в Ульяновск, где живет моя мама. Через знакомых я дистанционно нашла риэлтора по аренде в Казани. Предварительно мы с мужем выбрали для проживания Приволжский район. Вахитовский (Центр) и Ново-Савиновский были для нас очень дорогими, хотя большая часть предлагаемых в интернете вакансий сосредоточена именно в центре. Советский показался перенаселенным и неудобным с точки зрения транспорта. Кировский и Авиастроительный нам не рекомендовали по причине удаленности от центра, запущенной инфраструктуры и криминальности. Как запасной вариант мы рассматривали Московский район, исключая Жилплощадку.

Вскоре риелтор предложил несколько вариантов, и я, оставив бабушку на растерзание ребенку, поехала в Казань.

Первый же вариант жилья меня устроил, и муж одобрил его через вайбер. Мы заключили договор аренды, оплатив услуги риелтора в 50% арендной платы. Эта была однокомнатная квартира на окраине города в Приволжском районе, недалеко от конечной станции метро Дубравная. В ней был неплохой ремонт, мебель и бытовая техника. Единственным минусом являлся невероятно страшный и ободранный подъезд. Цена — 14 000 рублей плюс оплата воды и света по счетчикам. Для Казани это довольно дешево. Сейчас цены поднялись, а тогда давали скидку, потому что было сложно найти квартирантов во время пандемии.

Надо отметить, что в Казани на тот момент было уже мало ограничений: ношение масок, измерение температуры клиентам (например, в парикмахерской мне отказали в обслуживании при температуре 36,9), кафе работали только на вынос и на улице. Какие-то заведения были закрыты, но по городу уже бродило множество туристов.

Вид на Кремль

Самое смешное, что этот директор по персоналу позвонит мне потом через 3 месяца и предложит другую вакансию в том же отделе, когда мне это будет уже неактуально.

И еще один раз звонили из Иннополиса (это такой высокотехнологичный «город будущего» рядом с Казанью, если кто не знает). На их условия я уже готова была кричать «я ваша навеки и так далее», но выяснилось, что им необходимо знание английского на очень продвинутом уровне (а не «читаю и перевожу через гугл-переводчик»), так как у них много иностранных сотрудников, и эта чудесная работа от меня уплыла.

Что касается зарплаты, то, как правило, предлагалось не меньше 30 000 рублей. Неплохо, с учетом того, что я рассматривала позиции среднестатистического офисного хомячка с опытом работы. Но это были крупные компании, и неизвестно, платили ли бы они эту сумму на самом деле.

Одновременно я выслала резюме своей казанской знакомой, работающей в сфере подбора персонала. Она порекомендовала меня одному агентству, и это сразу сработало, потому что даже без собеседования, лишь на основе ее рекомендации, они предложили мне участие в двухмесячном проекте. «На безрыбье и килька слон», — подумала я и согласилась, надеясь заработать денег и найти за это время постоянную работу. Про блат и кумовство я тоже подумала, но сейчас не об этом. Однако это был не мой год! В последний момент заказчик агентства решил, что справится с этой работой сам (ведь негоже казну разбазаривать во время эпидемий), и мое трудоустройство отменилось.

Чем я занималась помимо поиска работы? Конечно же, смотрела достопримечательности и изучала город. Если говорить без эмоций, Казань великолепна и не похожа ни на один из российских городов, хороша как невеста и величественна как царица. Эти большие пространства, прекрасные дороги, необычные строения (современные и старинные), национальный колорит, чистота! Да, я иногда видела разбитые дворы с ржавыми детскими площадками (и сама жила в таком), побитый местами тротуар, воняющие за версту и исписанные подъезды домов, но это не испортило моё впечатление о городе. Мне очень нравился центр, и по своему району я тоже ежедневно с удовольствием гуляла.

Каждую неделю я ездила на несколько дней в Ульяновск, чтобы увидеться с дочкой, но, конечно, мне было очень одиноко в чужом городе, тем более что никаких родных у меня здесь не было. Я утешала себя тем, что скоро мы снова будем вместе, сходим во вновь открывшийся зоопарк, съездим на Черное озеро, на экскурсию в Булгары и другие интересные места.

Одновременно с поиском работы я пыталась устроить ребенка в школу. Школ в округе оказалось три. И все — гимназии. Одна из них — печально известная поборами и скандалом в СМИ. Там мне вкрадчиво объяснили, что нужно пройти тестирование-собеседование (интересно, что будут тестировать — глубину моего кошелька?).

Вторая гимназия оказалась татарско-английской, а третья была просто забита под завязку, и там с сожалением сообщили, что мест нет, потому что в начальных классах и так по 40 человек. Пришлось рассматривать учебные заведения за пределами своего микрорайона.

Время шло, я продолжала искать работу. Успехов не наблюдалось. И тут муж сообщил, что ему предложили еще немного поработать на более крупном и долгоиграющем проекте. Снова возник вопрос «Что делать?». Перспективы туманные, но у этого работодателя зарплата и печеньки, а красотами чужого города сыт не будешь. Кроме того, муж тоже рассылал резюме в казанские компании, в итоге прошел 2 телефонных интервью, но потом ему так и не перезвонили. Уезжать мне не хотелось, но нужно было признать, что затея с переездом в Казань провалилась. Виной тому стали экстренность переезда из-за отсутствия постоянной работы, неудачный период времени и наши завышенные ожидания.

Памятник зодчим Кремля

Памятник зодчим Кремля

А теперь опишу свои общие впечатления о разных сферах жизни в Казани.

Транспорт и дорожное движение

С первых дней пребывания в городе я полюбила метро. Меня поразило, что со своей окраины возле леса я могу за 20 минут спокойно доехать до центра. И станции, и вагоны чистые и новые, везде дежурит полиция; все названия, как и объявления остановок, на 3 языках — русском, татарском и английском.

Иногда приходилось пользоваться автобусами, которых в городе довольно много, и они в неплохом состоянии. Современные остановки оборудованы электронным табло, где указано время прибытия транспорта. Стоимость билета — 30 рублей.

Конечно, всегда есть что улучшить в этой сфере, но когда казанцы ругали свой общественный транспорт, мне хотелось сказать как в фильме «За двумя зайцами»: «Ой, ваша Галя балована». Приезжайте на экскурсию в Волгоград посмотреть на наши разбитые газельки, у вас будет пища для размышлений.

Водители в Казани словно пауки в Австралии — все время хотят тебя убить. Они ездят по тротуару и вообще везде, где душа пожелает, безразличны к сигналам светофора. Говорят, в последнее время ситуация улучшилась, потому что везде повесили камеры. Может быть.

Дороги

Что касается пробок в Казани, то они, конечно, есть, и весьма внушительны в час пик.

Инфраструктура

Мне в целом понравилась. Центр города, разумеется, выше всяких похвал. В спальных районах могут быть контрасты. Например, часть Ново-Савинского выглядит прекрасно и очень современно, а часть представляет собой какие-то страшные грязные многоэтажки и ободранные остановки. Кировский район совершенно не понравился, хотелось поскорее оттуда уехать.

Хорошие детские площадки в спальных районах есть возле огороженных забором новостроек, а возле старых домов площадок нет вообще, не считая какой-нибудь погнутой железной горки возле одинокой ржавой качели.

Отдельно хочу упомянуть, что мне почти не встречались бродячие собаки. Видимо, администрация Казани как-то решает данную проблему, потому что в Волгограде это настоящий бич города в последние годы. Стаи собак бегают по улицам, оккупируют дворы и нередко нападают на жителей, уже два человека умерли от бешенства из-за укусов.

Экология

Она в Казани ничем не отличается от таковой в любом крупном городе. Какой-то химической вони я не заметила, но воздух загазован из-за автомобилей. Внушает опасение и строительство мусоросжигательного завода. При этом в Казани хорошее озеленение. Мне это очень понравилось, не люблю, когда город выглядит как пыльный каменный мешок.

Вид на Дворец Земледельцев

Вид на Дворец Земледельцев

Жители города привыкли к большому количеству приезжих и туристов, всегда подсказывают дорогу и в целом довольно вежливы и общительны. Мне не встретилась агрессия в транспорте, сфере услуг или хамство со стороны потенциальных работодателей. Возможно, я не так долго прожила в Казани, и мне просто повезло с нормальными людьми.
Небольшое лирическое отступление. Исходя из своего опыта проживания и поездок в разные города России, я хочу сказать, что люди вообще везде одинаковые — не хорошие и не плохие. Обычные, погруженные в свои проблемы. При этом чем крупнее город, тем более торопливы и равнодушны его жители, и чем беднее город, тем злее народ.

Школы

Это головная боль местных родителей, тем более город молодежный, и много молодых семей с детьми. Здесь я хочу выделить 2 основных проблемы: ужасная переполненность школ и возмущение родителей внушительными поборами вплоть до многочисленных обращений в прокуратуру. Например, многие, услышав, что я собираюсь подавать документы в гимназию, спрашивали «а ты узнавала сумму «вступительного взноса»? По информации от знакомых и с форума мамочек Казани такие взносы варьируются от 40 до 120 тысяч.

Добавьте к этому большие расстояния в городе и недостаточное количество школ, особенно с учетом темпов строительства и объемов возводимого жилья, и вы поймете, что проблема довольно острая.

О зарплатах

У многих есть иллюзия, что в Казани огромные зарплаты. Это так, если вы редкий высококлассный специалист или переехали по приглашению работодателя. Или, что еще более существенно, у вас замечательные родственные и дружеские связи. В противном случае на многие вакансии зарплата не будет превышать 25-30 тысяч, и даже эти деньги нужно еще умудриться найти.

Насколько мне удалось пообщаться с местными жителями и работодателями, фактор «по знакомству», а точнее, родственно-дружеским связям здесь играет огромную роль.

Еще один минус местного рынка труда — высокая конкуренция, то есть на 1 вакансию вместе с вами будет претендовать довольно много квалифицированных специалистов. Работодателям есть из кого выбрать, ведь в город постоянно едут на ПМЖ из соседних регионов и со всего Татарстана.

Цены на недвижимость

Почему зарплаты даже в 30-40 тысяч вам будет сильно не хватать? Примерно так же, как зарплаты в 20 тысяч в небольшом областном центре. Потому что цены на недвижимость в Казани — это необъезженные мустанги в необъятной степи, то есть очень дикие и необузданные.

Начнем с аренды. Выше я писала, что снимала 1-комнатную квартиру на окраине Поволжского района за 14000 руб., а в среднем цена по городу за однокомнатную квартиру составляет 18-20 тысяч. Можно снять дешевле на Жилплощадке или в Кировском/Авиастроительном районе, если желаете окунуться в атмосферу 90-х и добираться на работу по 2 часа, но сэкономите незначительно. Покупка однокомнатной квартиры обойдется примерно в 3,5-4 миллиона. Полка, на которую надо класть зубы при таких ценах, должна выдаваться при въезде в Казань.

Цена на жилье — один из немногочисленных недостатков города, но увы, во многом определяющий качество жизни людей. Все остальное — продукты, медицина, транспорт, сфера красоты, одежда — по ценам сопоставимо с любым другим городом-миллионником.

Приволжский район, улица Рихарда Зорге

Приволжский район, улица Рихарда Зорге

Подводя итог, скажу, что впечатления от города замечательные. Но я вернусь сюда только в качестве туриста, или если вдруг кто-то из нас с мужем получит невероятно выгодное предложение о работе. Так что мы продолжаем свои поиски оптимального места жительства с нежарким климатом.

Читайте также: