В каких случаях военнослужащий подлежит увольнению с военной службы

Опубликовано: 18.05.2024

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или прекращением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

3.2. Военнослужащий женского пола имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

5. Утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Приказом ФСБ России от 22 ноября 2016 г. № 874-лс Глотько А.В. уволен с военной службы по п. «е.2» ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, и приказом командира войско вой части от 19 января 2017 г. № 8-лс он исключен из списков личного состава воинской части.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 октября 2014 г. № 705 Ибрагимов Р.Н. оглы досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. После увольнения с военной службы Ибрагимов Р.Н. оглы продолжил замещать государственную должность Российской Федерации - должность судьи в гарнизонном военном суде.

Административный истец полагает, что обжалуемое решение не соответствует подпункту «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пункту 5 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), пункту 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности.

Ст. 51 Закон о воинской обязанности в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

  • а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
  • в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
  • г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
  • д) в связи с лишением его воинского звания;
  • д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
    • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
    • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
    • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

    1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьёй 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

    2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

    • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
    • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
    • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
    • г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
    • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
    • е) как не выдержавший испытание;
    • е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьёй 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
    • е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
    • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
    • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
    • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
    • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
    • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

    2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учётом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчёта два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

    2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

    3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

    • а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
    • б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);
    • в) по семейным обстоятельствам:
      • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
      • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
      • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
      • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
      • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

      3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

      4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

      5. Утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

      6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

      7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

      Порядок увольнение с военной службы – как это происходит

      Причины увольнения военнослужащих могут быть разными. Это и заболевания, травмы, наступление пенсионного возраста и многое другое. Увольнение существенно отличается от стандартного регламента прекращения трудовых отношений между работником и работодателем на гражданке.

      Как происходит увольнение ?!

      • В виде отчисления из состава военной части для отбывания уголовной ответственности;
      • Зачисление в запас лиц, которые могут частично либо полностью исполнять строевую службу;
      • Отправление в отставку отсеянных лиц по состоянию здоровья или военных пенсионного возраста.

      Сама процедура проходит в рамках Российского законодательства. Перед тем, как подготавливается приказ об отчислении, военный может использовать дополнительный или основной отпуск по назначению. Решение об окончании пребывания в рядах российской армии военнослужащий получает за девяносто дней до непосредственного увольнения.

      Часто увольнения происходят по причине нарушений условий контракта. Об этом говорится в статье 51 Федерального закона об увольнении военнослужащих при несоблюдении условий контракта. Основные причины увольнения это неуставные отношения между бойцами, уход с места несения службы, срывы боевых дежурств, несоблюдение условий пограничной службы, игнорирование должностных обязанностей, патрулирование территории гарнизона без соблюдения уставных правил, неуставное поведение в общественных местах.

      Также увольнение оформляется при хронических заболеваниях и ранениях, полученных в ходе несения военной службы. Для военных пенсионеров существует свой порядок получения гражданской пенсии. Для этого подготавливается специализированный рапорт, в котором указывается дата рождения военнослужащего, ФИО, общий срок службы в рядах российской армии, звание, должность. Если вас незаконно уволили с военной службы, то в таком случае свои права надо защищать. Но сначала поговорим о том, что полагается военным по закону при расформировании из военной части.

      При увольнении военнослужащий получает единовременную выплату и на размер денежной компенсации влияют такие факторы, как статус и причина, по которой были покинуты ряды военных служащих. Также гражданин может получить пособие после увольнения, которое может складываться из нескольких окладов. Например, при стаже в двадцать лет увольнение с военной службы гарантирует то, что бывший военнослужащий получит семь ежемесячных окладов.

      Увольняют без пособия в следующих ситуациях:

      • Если военнослужащий подвергался уголовному наказанию, был осужден условно или же получил меру пресечения, связанную с лишением свободы;
      • При переходе в подчинение в дру
      • Если было оказано нежелание следовать учебному процессу с последующим отчислением из специализированного учреждения.

      В ситуациях, связанных с устранением от службы по состоянию здоровья военнослужащему полагается также не только денежное довольствие, но и страховая премия. Подведя итоги можно сказать, что при объективной причине увольнения гражданам положены медицинские льготы, пенсионное обеспечение, компенсация в сфере налогового обложения, транспортные льготы, помощь в решении жилищных вопросов. Если военный не согласен с причинами, то тогда он может в течение трех календарных месяцев подать документы в суд вместе с иском.

      Увольнение по окончанию действия контракта.

      Обычно проводится такое увольнение при несоблюдении условий контракта военнослужащим или же при явных нарушениях, которые совершаются со стороны командования частью. Также причинами увольнения могут служить такие факторы, как приговор или решение судебного органа в отношение военнослужащего, лишение воинского звания за совершенное противоправное общественно-опасное действие или выговор, когда он у военнослужащего не носит единичный характер.

      Увольнение военнослужащего по собственному желанию.

      Есть ситуации, когда увольнение производится по инициативе военнослужащего, и они носят следующий характер:

      • Когда достигнут предельный возраст и военный не хочет больше служить;
      • Нарушаются права военнослужащего со стороны руководства, которые были доказаны;
      • Гражданин принял решение, и он хочет поменять службу в рядах армии на выборную должность;
      • Военнослужащий был признан не годным или ограниченно годным к несению военной службы на основании решения врачебной медицинской комиссии;
      • Личные обстоятельства. Например, когда военнослужащий должен ухаживать за признанным недееспособным родственником.

      Если военный хочет уйти по собственному желанию из армии, то тогда он должен собрать документы, подтверждающие наличие оснований. После этого подается рапорт и проводится беседа с командиром, на основании военный увольняется из армии. Окончательный этап – это получение решения аттестационной комиссии, приказа об увольнении, также организовывается расчет и перечисление всех полагающихся военнослужащему выплат и затем исключение из личного состава.

      Увольнение пенсионера.

      Военнослужащие после двадцати лет несения службы в рядах российской армии могут выйти те пенсионеров проводится следующим образом:

      • За полгода за нужной даты увольнения пенсионера должны проинформировать об этом факте;
      • Подается работ на имя командира военной части в простой письменной форме, где обозначаются личные данные военнослужащего и причины увольнения;
      • Проводится проверка законности увольнения, включая наличие жилья в собственности у военного и наличие выслуги лет;
      • Военному предоставляются в соответствии с установленными законодательными нормами;
      • Проводится личная беседа непосредственного начальника с заявителем, составляется протокол беседы;
      • Издается приказ, на основании которого производят соответствующие выплаты. Суммы денежных выплат зависят от выслуги лет, звания и особенностей несения службы военнослужащим.

      После получения всех требуемых документов пенсионер должен передать их в военный комиссариат по месту проживания для того, чтобы получать единовременные и регулярные выплаты, положенные ему по закону.

      Когда увольнение будет считаться незаконным и что положено военному после ухода из армии ?!

      Незаконным может считаться увольнение, если были нарушены определенные условия. Например, военнослужащий пребывает на больничном, контрактник не выслужил свой срок и не достиг определенного положенного возраста, военный находится в отпуске, включая дополнительный, очередной, декретный, ученический отпуск, если это женщина, которая находится в состоянии беременности либо лицо не достигло выслуги в 10 лет при несении контрактной службы и 20 лет в ходе срочной службы.

      Выходное пособие рассчитывается на основании Федерального закона РФ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и состоит из нескольких сумм. Это семь окладов денежного содержания единовременно при наличии военной выслуги более двадцати лет. При длительности службы меньше двадцати лет военнослужащему полагается по закону два оклада денежного содержания. Также выплачивается военному после увольнения и премия, которая варьируется в размере от пяти до двадцати пяти процентов от оклада денежного содержания.

      рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям (далее - ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям) - Огородова А.Б. на апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 17 марта 2016 г. по делу об оспаривании Алексеевой Т.А. действий командира и аттестационной комиссии войсковой части , связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.

      Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления представителей административных ответчиков Огородова А.Б. и Черкащенко В.Ю. в поддержку кассационной жалобы, представителя административного истца Станкевича А.А., возражавшего против ее удовлетворения, Судебная коллегия

      решением Челябинского гарнизонного военного суда от 3 ноября 2015 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления Алексеевой Т.А. об оспаривании действий командира и аттестационной комиссии войсковой части , связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.

      Апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 17 марта 2016 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым удовлетворены требования Алексеевой Т.А.

      Суд апелляционной инстанции признал незаконными заключение аттестационной комиссии войсковой части от 8 июня 2015 г., приказ командира войсковой части от 16 июня 2016 г. N 68-лс, обязал указанный орган и должностное лицо данные решения отменить и восстановить Алексееву Т.А. на военной службе.

      Определением судьи Уральского окружного военного суда от 13 июля 2016 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

      В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, представитель начальника ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям Огородов А.Б., утверждая о нарушениях норм материального и процессуального права, просит отменить апелляционное определение окружного военного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.

      В обоснование своей просьбы он приводит доводы о том, что увольнение Алексеевой Т.А. с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является правомерным, поскольку в период прохождения военной службы она неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности, по службе характеризуется отрицательно, а также имеет неудовлетворительные оценки по предметам оперативно-боевой подготовки.

      Автор жалобы утверждает, что порядок увольнения административного истца с военной службы по названному основанию командованием нарушен не был, а указанные выше обстоятельства являлись предметом рассмотрения аттестационной комиссии ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям, которая пришла к выводу о том, что Алексеева Т.А. перестала удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в связи с чем ходатайствовала об увольнении ее с военной службы в связи с невыполнением ею условий контракта.

      Кроме того, представитель должностного лица указывает на отсутствие в материалах дела данных, свидетельствующих о беременности Алексеевой Т.А. на момент начала процедуры увольнения ее с военной службы.

      Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

      Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

      Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит апелляционное определение окружного военного суда подлежащим отмене.

      Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

      Из материалов дела следует, что с декабря 2009 года Алексеева Т.А. проходит военную службу по контракту в России, с 2011 года на воинской должности контроллера 2 категории контрольно-пропускного пункта отдела (пограничной комендатуры) войсковой части с дислокацией в с. области.

      28 декабря 2014 г. с Алексеевой Т.А. был заключен новый контракт о прохождении военной службы сроком на пять лет в соответствии с приказом ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 29 декабря 2014 г. N 141-лс.

      За период действия этого контракта Алексеева Т.А. трижды привлекалась к дисциплинарной ответственности за нарушения по службе: 15 января 2015 г. ей объявлен выговор за наличие при несении службы в наряде 22 декабря 2014 г. сотового телефона; 3 февраля 2015 г. - выговор за отсутствие 31 декабря 2014 г. доклада о прибытии с лечения, грубое и некорректное обращение с начальником подразделения; 10 апреля 2015 г. - строгий выговор за наличие при несении службы в наряде сотового телефона.

      Привлечение административного истца к дисциплинарной ответственности командованием произведено по результатам разбирательств.

      Неоднократные нарушения воинской дисциплины, допущенные Алексеевой Т.А., а также то, что принимаемые командованием в отношении нее меры дисциплинарного воздействия воспитательного эффекта не имели, послужило основанием для оценки ее служебной деятельности аттестационной комиссией ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям.

      8 июня 2015 г. аттестационная комиссия ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям пришла к выводу о том, что Алексеева Т.А. перестала удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в связи с чем ходатайствовала об увольнении ее с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

      Приказом командира войсковой части от 16 июня 2015 г. N 68-лс Алексеева Т.А. уволена с военной службы в связи с невыполнением ею условий контракта и исключена из списков личного состава воинской части с 30 июня 2015 г.

      Алексеева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части от 16 июня 2015 г. N 68-лс в части ее увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, а также признать незаконным заключение аттестационной комиссии ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 8 июня 2015 г., восстановить ее на военной службе в ранее занимаемой должности и взыскать с названной воинской части в ее пользу 100000 рублей в счет компенсации морального вреда.

      Отказывая в удовлетворении требований Алексеевой Т.А., суд первой инстанции исходил из того, что процедура увольнения административного истца с военной службы командованием соблюдена, заседание аттестационной комиссии проведено в установленном порядке, а неоднократное привлечение Алексеевой Т.А. в период прохождения военной службы к дисциплинарной ответственности свидетельствует о систематических нарушениях с ее стороны условий контракта.

      Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административное исковое заявление, окружной военный суд указал, что совершенные Алексеевой Т.А. в период действия нового контракта дисциплинарные проступки грубыми не являются, применены к ней в период болезни и нахождения в отпуске, данных о совершении ею уголовного или административного проступков в материалах дела не имеется, а примененные к ней до марта 2013 года дисциплинарные взыскания не должны были учитываться командиром воинской части и аттестационной комиссией, поскольку годичный срок, в течение которого она считалась имеющей неснятые дисциплинарные взыскания, истек в марте 2014 года.

      Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном толковании закона.

      В соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Согласно пп. "в" п. 2 ст . 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

      Аналогичные положения закреплены в пп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение).

      Как следует из выводов, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева", невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

      Досрочное увольнение Алексеевой Т.А. с военной службы было произведено вследствие невыполнения ею условий контракта, выразившегося в недобросовестном отношении к служебным обязанностям, в том числе в совершении ряда дисциплинарных проступков при наличии неснятых дисциплинарных взысканий, а также подтвержденного неудовлетворительными оценками по предметам оперативно-боевой подготовки, отрицательной характеристикой по службе. Приведенные обстоятельства обоснованно послужили поводом для постановки вопроса о ее соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту.

      Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии негативных последствий проступков Алексеевой Т.А. и об их крайней незначительности для военной службы не может быть признан правомерным, поскольку решение этих вопросов относится к дискреционным полномочиям воинских должностных лиц. Согласно ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее - Устав), определение вины и степени тяжести совершенного военнослужащим дисциплинарного проступка находится в компетенции должностных лиц, уполномоченных проводить разбирательство и привлекать виновного военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

      Решение по вопросу досрочного увольнения Алексеевой Т.А. с военной службы было принято в пределах полномочий воинских должностных лиц и с соблюдением процедуры аттестации, как это установлено п. 1 ст. 26 Положения.

      Оснований для сомнений в правильности действий административных ответчиков в процессе проведения аттестации Алексеевой Т.А. не имеется.

      Содержание исследованных в судебном заседании протокола заседания аттестационной комиссии и аттестационного листа указывает на то, что Алексеевой Т.А. командованием была предоставлена возможность заблаговременно ознакомиться с оценкой своей служебной деятельности, заявить о своем несогласии с такой оценкой, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии, обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд.

      Выполнение указанных условий позволило командованию обеспечить объективность заключения аттестационной комиссии и прийти к обоснованному выводу о том, что Алексеева Т.А., учитывая характер имеющихся дисциплинарных взысканий, два из которых наложены за нарушение правил обеспечения защиты государственной тайны, а также специфику ее служебной деятельности, связанной с выполнением специальных задач в целях обеспечения боевой готовности в пограничных органах ФСБ России, перестала удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

      По делу достоверно установлено и не оспаривается административным истцом, что Алексеева Т.А. была своевременно уведомлена о наложенных на нее взысканиях, имела возможность оспорить их в судебном порядке, однако этим правом не воспользовалась. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для оценки правомерности наложенных на нее взысканий в рамках данного административного дела, предметом которого является судебная проверка правомерности проведения аттестации Алексеевой Т.А. и ее увольнения с военной службы. Кроме того, Судебная коллегия полагает, что, вопреки выводу окружного военного суда, из ст. 83 Устава, не следует, что взыскание к военнослужащему не может быть применено во время его болезни или нахождения в отпуске.

      Ссылка окружного военного суда на положения ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации также необоснованна, поскольку, как установлено по делу, в ходе проведения аттестации Алексеева Т.А. не сообщила членам комиссии о своей беременности, а на момент издания приказа о ее увольнении с военной службы она беременной не была. Таким образом, препятствий для ее увольнения, установленных в указанной норме трудового законодательства, не имелось.

      Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что заключение аттестационной комиссии войсковой части 2016 от 8 июня 2015 г. о несоответствии Алексеевой Т.А. занимаемой должности и целесообразности в связи с этим ее досрочного увольнения с военной службы, а также приказ командира войсковой части от 16 июня 2015 г. N 68-лс в части досрочного увольнения административного истца с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и исключения из списков личного состава воинской части, являются законными.

      С учетом изложенного обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, поскольку он принят с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.

      Это обстоятельство в силу ст. 328 КАС РФ является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения окружного военного суда.

      Руководствуясь ст. ст. 327 , 328 , п. 4 ч. 1 ст. 329 , 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих

      апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 17 марта 2016 г. по административному исковому заявлению Алексеевой Т.А. отменить.

      Оставить в силе решение Челябинского гарнизонного военного суда от 3 ноября 2015 г. по данному административному делу.

      Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

      Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

      Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

      В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

      Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:

      • менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;
      • от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;
      • от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;
      • 20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.

      Размер и порядок выплаты единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации.

      Военнослужащим - гражданам, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.

      Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

      • предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
      • сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
      • зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;
      • преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
      • обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
      • предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством;
      • предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
      • зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

      Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где установлены процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах после увольнения с военной службы, срок военной службы в календарном исчислении засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда.

      Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц.

      Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

      Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку.

      Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

      • по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
      • по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
      • по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
      • по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
      • в связи с лишением его воинского звания;
      • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
      • в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;
      • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
      • в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
      • в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
      • в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

      Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

      • в связи с организационно-штатными мероприятиями;
      • в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
      • в связи с невыполнением им условий контракта;
      • в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
      • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
      • как не выдержавший испытание;
      • в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы;
      • в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
      • в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
      • в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

      Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

      • в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
      • по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
      • по семейным обстоятельствам:
        • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
        • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
        • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
        • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
        • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
        • в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
        • в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

        На военнослужащих при увольнении с военной службы и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

        Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

        Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

        Читайте также: