Жалею что уволился из школы

Опубликовано: 16.05.2024


Быть молодым учителем сложно: коллеги часто относятся как к ребёнку, дети не всегда слушаются, зарплата маленькая. Наш блогер, бывшая учительница Кристина Кольцова, рассказывает, какие проблемы есть в современной школе и почему она ушла из школы работать в кофейню.

Когда ты молодой педагог, всё вокруг страшно и зыбко. С этими страхами сталкивается каждый начинающий учитель. И если вы один из них, согласно кивните, читая это. Если же вы по ту сторону баррикад и ваш ребёнок тоже ходит в школу, но за знаниями, а не за зарплатой, — у вас есть прекрасная возможность взглянуть на это со стороны.

1. Нагрузка

Ваше тело и мозг не привыкли к такой сумасшедшей нагрузке в режиме «отдохнёшь, когда умрёшь». У вас ещё нет практической мудрости во взаимодействии с дураками, тиранами, стариками, взяточниками и манипуляторами, несформировавшимися детьми и такими же взрослыми.

Про университет здесь стоит деликатно промолчать. Он даёт выпускникам только навыки выживания «на сотку», пару дат из истории, имён из персоналий и одного-двух действительно хороших друзей. Хотя, конечно же, это субъективные впечатления. Пугает только, какие одинаковые у выпускников университета субъективные впечатления.

2. Синдром самозванца

Вы никогда не чувствуете себя действительно профессионалом, потому что есть коллеги вдвое старше, опытнее и умнее. В коллективе молодых ребят в офисе, работая в кофейне или баре, вы редко чувствуете себя настолько несмышлёным ребёнком, заигравшимся и натянувшим папины взрослые штанишки и мамины туфли не по размеру. Получаете зарплату вы пополам с гордостью и смутным неоправданным стыдом.

3. Баланс

Вы как акробат над пропастью балансируете между дружелюбием по отношению к детям, особенно старшим, и чёткими личными границами строгости и сухой объективности к ним же. На трибунах сидит самая капризная и вполне закономерно требовательная публика: родители, коллеги, администрация.

4. Страхи

Видите ли, страхи о школе оправдываются, и оправдаются в больших размерах, чем предполагалось. Отношения с деньгами проходят долгий путь примирения, удара в голову, гордого удовольствия и закономерного разочарования. Безграничная и глубокая ответственность за всё происходящее — за каждое слово, за каждый ответ, за процесс работы, за присутствие и отсутствие, за каждое мгновенно принятое решение — перестаёт быть страшным сном о взрослой жизни и становится ежедневной реалией. Камнем на шее, который уже и не замечаешь. И как-то даже привязываешься к нему.

5. Усталость

Восторг от работы сменяется ленивой, иногда и злой усталостью и безразличием. За успех детей и их к вам тёплое отношение перестаёте гореть. Предмет во всех его отношениях становится неинтересен. Сильный и дружный класс, педагогический профессиональный рост кажутся суррогатами успешной и осмысленной жизни, верить в которые стыдно и сложно.

6. Юридическая ответственность

Добавим к этому уже пугающему рецепту юридическую ответственность, бумажное и электронное море отчётов, на которые никто не взглянет. Невозможность отказаться от тренингов, открытых уроков, участия везде. Экскурсии и курсы вне рабочего графика и реплики вроде «Давай ты, ты же молодой педагог, все нововведения в образовании по твою душу, мы своё уже отработали, мы хотим тихо вести свои уроки до скорой пенсии», «Почему у моего сына два?», «Удаляйте это фото из социальных сетей, если хотите работать здесь», «Почему вы на больничном дома не уследили за тем, что два ваших ученика подрались?», «Вашего ученика-ипохондрика забирает скорая, до родителей мы не дозвонились, едете вы» и так далее.

За год работы в таких условиях вчерашние выпускники бегут из школы под предлогом эмоционального и профессионального выгорания.

Для серьёзной части молодых педагогов школа — это карусель, на которой тошнит каждого посетителя, но слезть они не могут по самым разным причинам

Их в школе держит либо исключительная, вызывающая уважение любовь к детям, либо обстоятельства. У всех разные: ипотека молодой семьи, нежная привязанность к своему униженному, но такому удобному положению, преемственность, обречённость, глубокий интерес к деньгам, власти и статусу.

Как учителя бастуют за границей и почему этого не происходит в России

К счастью, эта чума добралась до меня. Мне было 22, у меня была действительно хорошо оплачиваемая работа в хорошей школе (я даже посчитала однажды, моя зарплата там была в девять раз выше предыдущей). Окончила вуз с двумя профилями подготовки, был гордый статус учителя фундаментальных предметов и классного руководителя. Опыт, подопечные и безбрежный океан удушающей ответственности за всё происходящее с ними, какие-то повышения квалификации, какие-то таланты, а потом это всё стало слишком.

Теперь же моя зарплата меньше, и довольно сильно, но я всё ещё не умираю с голоду, а казалось, что это первое, что я сделаю после увольнения. Диплом о высшем образовании я так и не забрала из университета, а в моём подчинении — барная стойка и кофемашина, и, сидя за ней, я иногда ловлю себя на глупой счастливой улыбке человека, который позволил себе пожить.

Иногда уйти — это действительно привилегия, доступная не каждому.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Каждый год в мае находится достаточно учителей, говорящих: «Доработаю до отпуска и увольняюсь!» И некоторые действительно увольняются. А вот учитель русского языка и литературы столичной школы уже 16 раз принимала решение увольняться, но ни разу не смогла претворить его в жизнь.


"Я сейчас не готова назвать свое реальное имя и номер своей школы, потому что, несмотря на твердо принятое решение уходить, не очень верю, что у меня получится. Поэтому выступаю под псевдонимом, чтобы коллеги потом не засмеяли.

В школе я работаю 17 лет. И после первого года работы, вот так же в мае, я решила, что нет, это не мое, надо уходить в другую какую-нибудь профессию, пока не поздно. Я тогда приняла решение отгулять отпуск, выйти и написать заявление об увольнении. Так я видела свое будущее в мае, в июне, даже в начале июля… А вот к концу этого месяца у меня появились сомнения: все-таки работа по специальности (ведь не зря же в институте училась), все-таки я еще молода и у меня есть шанс научиться всему тому, что у меня не получалось, все-таки длинный отпуск и работа недалеко от дома. И я осталась. Про свои мысли об увольнении никому в школе не рассказала.

И вот с тех пор каждый год в мае я думаю: «Ну вот в этот раз точно! Ну сколько можно?!» Так ни разу и не решилась.

Уволиться не решилась, зато вот решилась рассказать на всю страну, почему столько лет я думаю об уходе, даже бегстве из школы и почему ни разу не попробовала продвинуться дальше мыслей об этом.

Почему в школе работать невозможно

1. Запредельная нагрузка

Я – ответственный и исполнительный человек. Я не люблю халтурить. Поэтому у меня нет времени и сил ни на что, кроме работы. Да, мне повезло: у меня нет семьи. И мне не надо метаться между работой и домом, пытаясь совместить то, что в 24 часа суток никак не умещается.

Десять месяцев каждого года я почти не хожу в гости, в театры, на выставки и на концерты. Я очень мало читаю. Я не слежу за новинками в кино и в литературе. Да я практически ни за чем не слежу, я про какие-то важные новости всегда узнаю только из разговоров коллег в школе, потому что телевизор я тоже не смотрю. У меня есть мои 28 часов нагрузки, классное руководство, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, репетиторство и тетради, тетради, тетради. Вся моя жизнь – это моя работа. Остальное – это сон, покупка продуктов, готовка и уборка раз в месяц. Годы идут и жизнь идет мимо меня. За два месяца отпуска невозможно увидеть, услышать, узнать, прочувствовать все то, что произошло в мире за предыдущие десять месяцев.

2. Конфликты с родителями

Я не умею конфликтовать, ставить на место, адекватно реагировать на хамство и несправедливые обвинения. Для меня любой минимальный конфликт с родителем моего ученика – очень тяжелая история, которая лишает меня сна и покоя. Особенно это тяжко дается, когда родитель не хочет или не может хоть немного дистанцироваться от своей точки зрения и услышать меня. А уж если этот конфликт приправлен хамством и грубостью, то эта ситуация становится для меня невыносимой.

Директор не устает нам говорить: «Делайте что угодно, но главное – чтобы родитель не написал наверх. Умасливайте, объясняйте, уговаривайте, идите на компромиссы, но жалоб на нас быть не должно!» А как уговаривать и умасливать, если в школу приходит не очень трезвый папа, который ногой распахивает дверь и обращается ко мне: «Эй ты!» (да, и такое было)?

С детьми всегда могу договориться, донести свою точку зрения, разрешить любую спорную ситуацию, а вот с родителями… Не дается мне это.

3. Необходимость быть конформистом

Почему невозможно работать не в школе

1. Это моя профессия

Мне нравится моя профессия. У меня получается быть учителем. Я получаю огромное удовольствие и повод к гордости за саму себя, когда за 7 лет из несмышленого пацана, который делает по три ошибки в каждом слове, мне удается вырастить человека, получающего 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Я радуюсь, когда получается урок. И потом я долго вспоминаю каждую его минуту и придумываю, что можно было в нем изменить, чтобы эффект был больше. Мне нравится общаться с детьми, мне с ними интересно. И классный руководитель я неплохой: мои первые выпускники до сих пор помнят, приходят в гости и пишут ВКонтакте.

2. А куда идти?

Я никогда не работала нигде, кроме школы. Я никогда не пробовала себя ни в чем другом. Иногда я думаю, что не знаю, что буду делать, когда все-таки уволюсь из школы. Я ничего не умею, кроме проведения уроков и проверок тетрадей. Мир очень большой, возможностей в нем много, но я не вижу таких возможностей для себя.

3. Возможность творческой самореализации

Каждый год уходя в отпуск с мыслью о будущем неизбежном увольнении, я сама не замечаю, как временами начинаю придумывать темы для проектов на будущий учебный год, подмечать где-то идеи, которые хочется претворить в школьную жизнь. В итоге к середине августа у меня же исписана половина блокнота идеями, находками, темами. Ну и куда увольняться с таким багажом и горящими глазами, когда не терпится попробовать и то, и это?

Вот так и гоняю по кругу я эти мысли в голове, то плюсы пересчитываю, то минусы. Взвешиваю, пытаюсь определить, что же важнее. И пока не могу принять какого-то окончательного решения. Наверное, так и буду каждый май планировать свой уход, а каждый август выходить из отпуска с пониманием, что никуда я из этой школы не уйду. Права ли я? Я не знаю".

Да, было дело. Работала я в школе учителем физкультуры. Как пришла после института, в 1989 году, в школу, которую сама закончила, так и отработала в ней 28 лет. Конечно, я заработала пенсию "за выслугу лет". Теперь она называется "досрочная пенсия по старости".

Профессию выбирала осознанно, лет с 10 знала, что буду либо тренером, либо учителем физкультуры. Семья меня не поддерживала: я хорошо училась, особенно легко мне давались иностранные языки. Поэтому родители и бабушки-дедушки видели меня в будущем либо переводчиком, либо (в крайнем случае!) учителем английского или немецкого. Но я сделала по-своему.

Я уволилась из школы буквально через полгода после назначения пенсии. Хотя планировала работать дОльше: у меня на тот момент был в руководстве 10-й класс (в котором, к тому же, учился и мой собственный сын). Не знаю, наверное, я пристрастна, но красивее детей, чем в нашей школе и, особенно, в моём классе, я в жизни не видела!

Скучаю ли я по школе?

По самой школе, по системе - ни дня, ни минуты!

По детям - очень. И по своему предмету. Поэтому подолгу залипаю на каналах моих бывших коллег.

Почему ушла?

В 2017 году, выйдя из отпусков и отработав сентябрь, я и мои коллеги получили зарплату примерно на 10-15% меньше, чем в прошлом учебном году. Естественно, у нас возникли вопросы к администрации: почему так? Ведь нагрузка осталась прежней или даже несколько увеличилась, а денег - меньше. Например, я, при 24 часах урочной нагрузки, 12 - внеурочных и классном руководстве (высшая категория, стаж, всё как полагается), получила 21000 р. Столько же, сколько получала в предыдущем учебном году при нагрузке на 3 внеурочных часа меньше и меньшем количестве "стимулирующих" баллов.

Ответ администрации был невразумительным. Не глядя на учителей, директор на собрании трудового коллектива как-то сбивчиво объяснил, что в течение полугода израсходовали почти все деньги, и в оставшиеся месяцы придётся затянуть пояса. И, скорее всего, в будущем году финансирование не увеличится. А, может, ещё и уменьшится. Короче, "денег нет, но вы держитесь". Если кому что не нравится - он никого не удерживает, незаменимых - нет.

Сразу после собрания завуч отчитала нашего профсоюзного босса, 30-летнюю учительницу истории, прямо в коридоре, за то, что допустила, позволила "устроить это сборище".

А на следующий день я в коридоре на полу кое-что нашла.

Проведала свой класс в столовой на большой перемене, выхожу и вижу: лежит на полу лист формата А-4. А напротив столовой у нас - бухгалтерия. Думаю, вдруг это документ какой, нужно поднять, иначе дети затопчут. Подняла. И правда - документ. Да какой интересный! Справка НДФЛ-2 одной из наших завучей. Причём, звезды не первой величины. Ежемесячная зарплата - 68000 рублей. А в сентябре, когда "почти все деньги истрачены", - 72000 рублей. И такая зарплата - в 2017 году! В деревенской школе (правда, большой, на 650 детей).

Несколько дней я ходила, как пришибленная. А потом написала заявление на увольнение. Права качать и скандалить - бессмысленно. Вряд ли что изменишь, а жизнь себе усложнишь. Но и играть по таким правилам я не хотела. И директор подписал, не задав ни одного вопроса!

Конечно, коллеги были удивлены. Как так? Среди учебного года? Я показала им найденную бумагу.

Не скажу, что вопрос денег был решающим. Но эта чёртова бумажка стала просто последней каплей. Во-первых, я просто физически и эмоционально устала. Уроки физкультуры - это огромная ответственность за здоровье и жизнь детей. Работа - без выходных, потому что почти в каждый выходной - либо соревнования, либо какие-то мероприятия в собственном классе.

Во-вторых, мне не нравится быть в услужении - "оказывать образовательные услуги". Я - учитель, а не слуга. Мне не нравится сегодняшнее положение учителя, который всегда всем должен и перед всеми виноват: перед учениками, родителями, администрацией.

Возможно, я бы просто взяла творческий отпуск на год. Но это директорское: "Кому что-то не нравится - не удерживаю, незаменимых нет. ", и найденная в коридоре бумажка всё решили.

Есть ли жизнь без школы?

Работу я нашла быстро. 23 ноября забрала из школы трудовую книжку, 26 ноября уже начала стажировку на новом месте.

Да, немного потеряла в зарплате поначалу (сейчас уже получила повышение, зарабатываю не меньше, чем в школе). Работала с 9 часов, но на работу старалась прийти к 8 утра, чтобы не видеть на улицах села спешащих в школу детей.

Каждый день начинался с мысли о том, в каком классе сегодня у меня были бы уроки. Постоянно думалось о том, как там Димка из 3 "б", знает ли новый учитель, что он настолько стеснительный, что его не то что ругать, но и хвалить нельзя: разволнуется, покраснеет и замрёт столбиком. А как Яна? Её наоборот, постоянно нужно подхваливать, она горы свернёт! А Данила очки не носит, но видит плохо, поэтому в подвижных и спортивных играх ему трудно. У Алины из 9 "в" нестабильное артериальное давление, частые головокружения. Но она такая азартная, её надо притормаживать.

После получения высшего педагогического образования я пошла работать преподавателем русского языка и литературы в общеобразовательную школу.

Первый месяц работы показал, что школа и я совершенно несовместимы. Чем я думала, когда выбирала педагогический факультет? С директором школы у меня сразу отношения как-то не сложились. Коллеги вроде нормальные были, но уж очень своеобразные: или бабушки предпенсионного возраста, или такие же молодые учителя, которые сами только вчера сидели за партами.

Нужно очень сильно любить детей, чтобы не рёхнуться от школы. Мы претило всё: от отношения коллег до наглых детишек. Отдельный пункт — такие же наглые родители наглых деток. Я с точностью до 95% могу узнать характер родителей по поведению детей. Ребёнок — зеркало родителей. Если мама или папа хамы, то почему их чадо должно быть иным?

За год работы в школе столкнулась с разным уровнем маразма.

Маразм первого уровня. Некоторые мамочки подходили ко мне и начинали "заливать", что их детям "литература" не пригодится, поэтому "можно было бы быть мягче к их детям?". Отвечала, что я лучше буду строже относиться к другим детям. На самом деле никому поблажек не делала.

Маразм второго уровня. Была отдельная категория родителей, которые педалировали покупку презентов через родительский комитет, чтобы я "лучше учила их детей". Это просто фу! Никогда не брала никаких подарков, кроме цветов. Я не нищебродка и не взяточница. Хотя может слегка и нищебродка, но точно не взяточница.

Маразм третьего уровня. Были и родители пофигисты. Вроде бы не алкаши… но безразличные к своим детям родители. Может у них проблемы с работой… Не знаю.

Были и обыкновенные дети, которые просто учились. У них были такие же обыкновенные родители, которые не обвиняли меня в их плохих или хороших оценках.

К концу рабочего/учебного года написала заявление по собственному желанию. За год работы я получила на руки 127 566 рублей. Всю эту нервотрёпку, истерики отдельных деток, угрозы и прочие выходки родителей + хамство начальство терпеть за 10 630 рублей в месяц? Мне такую сумму нужно на алкоголь тратить, чтобы хоть как-то привести нервы в порядок. Шутка. А если серьёзно, то в следующий раз поделюсь несколькими историями, которые произошли в стенах школы.

Владивосток, 2016 год.

Ушла из школы и не жалею об этом: 6 комментариев

Я ТОЖЕ не смога работать преподом, и не жалею, звоночек был когда после работы шла и очень болела голова. Каждый день

А вы попробовали бы поработать тут в нашей школе в селе Пешнигорт, тогда и года бы с вашей оценкой и выносливостью не проработали, не выдержали, тут учатся такие дибилы каких еще свет не видал. Дет дом, привозят всех детей без родителей в наш дет дом, самых худших и безобразных, которые могут легко послать на 3 буквы даже учителя, любого, кто им будет указывать.

Они не только сидят на уроках и играют в телефоны, еще всех учителей посылают на 3 буквы, в том числе и мою мать.

Моя мама почти всю жизнь уже работает тут в нашей школе с такими, но в ее время в прошлое дети были лучшими и покладистыми, еще небыло таких дибилов как щас, которые зубачят по каждому поводу, издеваются, поэтому и выдержала, а щас уже подумывает быстрее закончить школу и уйти оттуда, поколение детей ухудшается с каждым годом.

Думаю там где вы еще работали дети там были еще ангельскими цветочками по сравнению с детьми тут, их даже дибилами назвать нельзя, хуже, им никто не указ, потому что все законы них стороне, на стороне дет дома, да для сельских детей тоже самое, по башке давать нельзя, крыть их матом как они учителей тоже нельзя, грубо общаться нельзя на их уровне, сразу жалуются и учителям грозит увольнение.

Никто слушать не будет правду, разбираться кто виноват в поведении, нет ни одного закона в пользу учителя и защиту его прав, а по другому дети тут не поймут, для них учителя не авторитет, дерьмо, поэтому такие дети наглеют, борзеют с такими законами.

Если бы можно было взять и исключать из школы хотя бы тех кто не хочет учиться, ноет, посылает учителей на 3 буквы, то они были бы чуть другими.

Вы описали ситуацию в Рыбальске! У нас все то же самое! Есть даже такие имбицилы, кторых с розгой выгнать надо! А учителя ограничиваються замечанием в дневнике. И при этом иногда терпят и оставляют без замечания. В моем классе учиться самый отбитый """"""" из всех кого я знаю! Я бы его уже задушил. Хочу передать привет и по баночке валерьянки следующим учителям:
Анна Викторовна, Игорь Викторович, Елена Ивановна, классный руководитель Татьяна Владимировна, Татьяна Анатольевна, Елена Владимировна, Наталия Сергеевна, Светлана Анатольевна, Алина Сергеевна, Ольга Василиевна.

"Чем я думала, когда выбирала педагогический факультет?". Выбирала не профессию, а место, где конкурс поменьше. Училка, да еще филолог. Видимо, совсем плохо в школе училась.

Когда я учился в школе,УЧИТЕЛЬ - был уважаемый человек . Перед учителем - старики снимали свои картузы и интересовались успехами своих внуков . Почти все учителя - были фронтовики или партизаны,но ОНИ были - УЧИТЕЛЯ . Вы говорите о дебилах-детях,а - КТО вы . Вы предали себя - когда пошли в педагоги,вы предали профессию - когда ушли из школы,вы - ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ . Вам будет плохо и "не комильфо" - ВЕЗДЕ .

В педагогическом образовании есть смысл, если ваша специальность "английский язык", а ваша цель - получить рабочую визу в Китай.

Почти три года прошло с тех пор, как я бросила преподавательскую деятельность и уволилась из школы, в которой отработала шесть лет. И только сейчас я могу спокойно говорить про школу, про свою работу и про то, почему я ушла, тоже готова рассказать.

Для начала покажу видюшку, которую Мишка мне прислал вчера с пометкой "какой пиздец":

Пиздец-то пиздец, конечно, но я очень долго ему объясняла, почему училки себя так ведут.

Пока мы это обсуждали, я наткнулась на пост Зины-Корзины, в котором она высмеивает очень толковую статью о том, что школа в том виде, в каком она существует сейчас, суть вредное и ненужное явление. Я не буду это комментировать. К сожалению, Зина никогда не поймёт, где неправа - сама открытым текстом заявила, что, мол, тупенькая, и без школы ей никак. Ну никак - значит, никак. Я лучше расскажу, что такое школа, почему я ушла и почему никогда туда не вернусь.

Надо сказать, мой уход стал настоящей трагедией, конечно. Я была чуть ли не единственным адекватным человеком в коллективе. Не говорю, что самым хорошим - были и лучше. Я обожала своих коллег, это самые милые и душевные люди из всех, что я встречала. Но, к сожалению они все настолько глубоко в системе, что никак не могли увидеть всего того кошмара, который творится в образовании. А творится действительно сущий кошмар.

Я, как могла, пыталась с этим бороться, что-то придумывала, а самое главное - мне каждый день приходилось объяснять своим ученикам, почему всё так. Почему они не могут обсудить то, что происходит, например. Когда человек что-то делает руками, а рядом есть другой человек, который тоже что-то делает руками, эти двое будут комментировать процесс, и от этого никуда не денешься. И мне приходилось каждый раз их одёргивать, потому что этого нельзя. Я не могла также объяснить, почему они должны этим заниматься именно сейчас и сегодня. Почему вообще они должны это делать. У меня были ученики, которые ненавидели рисовать. Я прекрасно их понимала, ибо сама ненавидела в школе математику, она мне сейчас нахрен не нужна, но я должна была её учить и выслушивать от математички, что меня "нужно принять за единицу тупости". Я старалась, насколько это было возможно, помочь своим ученикам, придумывала для них что-то интересное, но быть в этой системе - адски тяжело.

Эта система калечит людей, делает из них "злобных йопнутых невротиков". Как раз к такому выводу мы с Котом пришли, обсуждая вышеуказанный ролик. Есть такие, кому в системе комфортно, но их очень мало. Есть гении, заточенные под работу с детьми, такие гуру-массовики-затейники, но их ещё меньше. Если убрать всех остальных, преподавать будет некому. А надо.

Несмотря на то, что ты неэпически много работаешь. Ты просыпаешься в шесть утра, идёшь на уроки к восьми, работаешь до обеда, после обеда - группа продлённого дня, потом надо проверять тетради (если у тебя математика или языки - надо проверять их очень много, мне хоть в этом повезло), потом ты идёшь домой. Блин, представители других профессий хотя бы могут уйти домой с работы! Учитель этого не может, работа идёт за ним. Дома ему приходится искать материал к урокам, писать научные труды, без которых он - ноль без палочки, и ещё много, много всего. Потом спать, а наутро всё сначала. И так постоянно. Да, в каникулы тоже. Да, отпуск длинный, но его не хватает - и потом, всё равно нужно держать руку на пульсе, потому что может случиться что угодно.

А платят за это гораздо меньше, чем эта работа стоит.

А надо работать, несмотря на то, что твой предмет обязательно кто-то ненавидит, и тебе приходится из-под палки заставлять этого человека хотя бы молчать и не мешать другим. Только не так-то это просто. Сами подумайте - как будет себя чувствовать некто, кого заставили сорок пять минут заниматься отвратительной и бесполезной фигнёй? Вспомните свой нелюбимый предмет в школе, наверняка такой был. А этого индивида ещё надо чему-то научить, а главное - объяснить, зачем ему это надо. Это очень тяжело, когда сам не понимаешь. В этом плане хорошо "людям системы", которые не задумываются, а просто делают. Стоит задуматься - и всё, первый шаг из профессии сделан.

Я чувствовала себя полной идиоткой, стоя перед сидящими за партами учениками. Мне было бы комфортнее, если бы у меня в кабинете был ковёр, а мы бы кружком сидели бы на нём с планшетами (не с теми, о которых все подумали) рисовали бы, беседовали о разном. Мне очень хотелось повести класс на пленэр. Но этого было нельзя.

Ещё есть такой момент в современной школе - учитель всегда во всём виноват. Он может работать как угодно, и как угодно лезть из шкуры вон - всё равно он будет виноват. Плохо учится ребёнок - учитель виноват, даже если ребёнок - дятел, а его родители - маргиналы, и сделать с этим ничего нельзя. В классе бушуют гормоны, и ученики ничего не соображают, а орут, пакостят и гадят? Учитель виноват. Вот надо как-то работать! У нас таким образом в случае с одним особо буйным классом виновата была добрая половина педсостава - и все понимали, что что-то здесь не так, но дальше этого мысль не шла. И самая мякотка - к тебе в любой момент могли прийти те самые маргиналы и, воняя на тебя перегаром, предъявить тебе претензии по поводу успеваемости их юного дятла. И они правы, а ты - виноват. Ибо ваистену!!11!

Но и это не самое страшное. Это можно пережить. Самое кошмарное - тебе нельзя быть человеком. Тебе нужно задвинуть на свои увлечения, на свой стиль жизни, стиль одежды, тебе нужно перестать быть человеком, а стать андроидом без чувств и эмоций. У учеников должно быть стойкое ощущение, что ты не уходишь вечером домой, а встаёшь в шкаф в своём кабинете на подзарядку. Твою личность просто потихоньку стирают. Кто-то за тебя решает, что подобает, а что нет. Велосипеды, например, ещё ок, а танец живота - не подобает, например. Или, не приведи боже, поул-дэнс. Ты не пьёшь, не куришь, не ешь, не трахаешься, у тебя нет сосков и пупка - ты андроид. И это полный, я вам скажу, атас для человека, который очень себя любит и очень держится за своё "я". Кое-что мне удалось отвоевать - одежду и афрокосички (типа, я всё время в краске, а косы - нууу эээ у нас тема такая!) К слову, администрация относилась ко мне, как к человеку не от мира сего, поэтому это было не так уж сложно. По их понятиям, художник как-то так и должен выглядеть. Но всё остальное - я не выдержала. Когда ты постоянно оглядываешься, когда даже что-то невинное сделав, думаешь "а подобает ли?" - конец, товарищи. Полный. И удивительно ли, что я после увольнения ударилась во все тяжкие? Мне хотелось орать на всю Ивановскую: я человек, я живой, у меня есть сиськи!

Короче, после пяти лет работы в образовании я поняла, что начинаю стервенеть. Я была как натянутая струна постоянно, я плакала и стала много пить - гораздо больше, чем до этого. Как не спилась? Я стала чаще орать на своих домашних. Я стала ненавидеть своих учеников, а они, чётко это считав, стали ненавидеть меня. Дальше стало совсем плохо. На шестой год я могла закатить истерику, разрыдаться и убежать прямо с урока. В один прекрасный день, рыдая, прямо с урока я убежала в кабинет директора и написала заявление по собственному желанию. Меня уговаривали остаться, говорили, что это временное, что пройдёт, что у всех бывает, подсовывали статейки про "эмоциональное выгорание" - но я всё равно ушла. За мной ушло ещё человек десять.

Фуф. Вот такие дела. Сейчас я уже почти отошла от всего этого, успокоилась. Кошмары про школу перестали сниться ещё в прошлом году.

Вы скажете, что я плохой педагог. Да, плохой. Для той формации, в которой приходится жить и работать нам и вашим детям - очень плохой. Вы скажете, что есть учителя от бога и прочие гениальные люди. Да, есть, но, во-первых, их мало, а во-вторых, согласитесь, что-то капитально пошло не так в системе, в которой комфортно могут работать только гении? В которой мало быть просто хорошим работником - не так что-то однозначно.

А, да, за выпады в стиле "хорошо, что уволилась, таких училок, как ты, жечь надо" - буду банить. Не то у меня настроение, упырей всяких слушать.

Читайте также: