Будут ли работать пенсионеры в 2021 году в беларуси

Опубликовано: 17.05.2024

В ФСЗН сообщали, что на 2021 год запланировано как минимум одно повышение трудовых пенсий. Пенсии в этом году, как и в целом в ближайшую пятилетку, планируют поднять и удержать на уровне 40% от средней зарплаты. К этой планке чиновники стремятся последние годы, но взять эту высоту если и удается, то в отдельные месяцы.

В нынешнюю пятилетку чиновники хотят заняться расширением использования механизма отложенных пенсий, усилить дифференциацию размеров пенсий (с учетом стажа и заработка), а также развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование.

Что касается отложенных пенсий, то речь идет про возможность отказаться от получения пенсии после достижения пенсионного возраста и продолжить работать. В таком случае в будущем можно получить прибавку к пенсии.

— В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т.д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер в 1,5−1,8 раза, — объясняли в Минтруда.

Что хотят чиновники изменить в этом вопросе, пока неизвестно.

Про то, что в Беларуси надо заняться дифференциацией размеров пенсий, говорится уже давно. В нашей стране действует так называемый уравнительный принцип формировании пенсий, при котором отсутствует четко выраженная дифференциация в размере начисленных выплат на заслуженном отдыхе в зависимости от уровня зарплаты. Проще говоря, пенсии работников с высокой зарплатой и низкой отличаются не так значительно, как отличались их «получки».

Неважно, какая у тебя зарплата — пенсии у всех будут почти одинаковыми. Объясняем, что можно сделать

В последнее время чиновники достаточно часто говорят про планы развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование. Речь про дополнительную пенсию через страховые компании.

«Будет уделено детальное внимание развитию добровольного накопительного пенсионного страхования, повышению его востребованности у граждан, в том числе за счет финансового стимулирования со стороны государства. В совокупности с

государственной пенсией это позволит каждому работнику иметь комфортный уровень дохода в пенсионный период», — поясняют в Минтруда.

Уточним, что вопрос об этой пенсионной проблеме чиновники поднимают не первый год, но конкретные варианты ее решения не озвучиваются.

Ранее Минфин предлагал сделать накопительное пенсионное страхование «добровольно-принудительным». Но, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, если вводить обязательную накопительную пенсию, то придется увеличить и отчисления в Фонд соцзащиты, поскольку фонд уже для текущих выплат вынужден привлекать средства республиканского бюджета. На повышение взносов не согласятся наниматели, работники тоже к этому не готовы.

А вот добровольное пенсионное страхование развиваться будет. По словам министра труда Ирины Костевич, «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

В декабре прошлого года премьер-министр Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы». Чиновники хотят «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Речь про дополнительные пенсии через страховые компании — чтобы белорусам заключать такие договоры как самим, так и через нанимателя.

В Минтруда констатируют, что добровольными накопительными пенсиями (как корпоративными, так и индивидуальными) охвачено менее 5% работающих. Как собираются стимулировать белорусов делать самостоятельные отчисления на пенсии?

— Сейчас разрабатывается проект указа о стимулировании добровольного пенсионного накопления, — пояснял TUT.BY заместитель министра труда Валерий Ковальков в начале этого года. — Пока еще что-то говорить рано, пока все в стадии проработки.

Примечательно, что на прошлую пятилетку, которая закончилась в 2020-м, у чиновников также были планы стимулировать белорусов «на самостоятельное формирование сбережений для дополнения госгарантий» на пенсии. Однако белорусы не спешат заключать страховки на дополнительные пенсии.

В Беларуси назревает пенсионная реформа

Действующая в стране система пенсионного обеспечения «себя изжила». Это сказал не кто-нибудь из либеральных экономистов или представителей международных структур, это слова Александра Лукашенко на недавнем съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Президент пообещал, что в будущем при выплате пенсий не будет уравниловки. Только ли в этом кроется ее системная проблема?

Лучшее – друг хорошего

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Внебюджетный бюджет

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

Что имеем на сегодня

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

Глас народа / Vox populi

Исследовательский центр ИПМ презентовал итоги проведенного недавно опроса общественного мнения, посвященного системе социальной защиты в Беларуси, в т.ч. пенсионному обеспечению.

Оказалось, только около половины опрошенных знают, что пенсии в стране выплачиваются из отчислений сегодняшних работников. Остальные полагают, что это делается за счет прежних накопительных отчислений, по смешанной системе или вовсе затруднились с ответом. Правильный процент отчислений от зарплаты в ФСЗН (35%) указали лишь 13% респондентов, абсолютное большинство не дали никакого ответа.

91% опрошенных считают, что существующая пенсия не способна обеспечить им безбедную старость. О тревоге или страхе в связи с размером будущей пенсии заявил 31%, вообще не думают об этом 54%.

По мнению 72% участников опроса, пенсии в стране низкие, 70% считают это следствием неэффективности государства и общего экономического положения. Демографические факторы не оцениваются как важные.

Среди изменений пенсионной системы, которые могут пойти на пользу, 52% назвали расширение страхового стажа с включением в него периодов службы в армии и ухода за нуждающимися, 35% высказались за пропорциональную привязку пенсии к размеру зарплаты и отчислений в ФСЗН, 31% – за устранение различий между обычными пенсиями и условиями выплат силовикам и военным. 59% участников опроса поддерживают развитие добровольного пенсионного страхования и введение обязательных накопительных пенсий в дополнение к существующим.

42% опрошенных рассказали, что они планируют выработать нужный для выхода на пенсию стаж, 13% считают, что отработать его не успеют. Столько же заявили, что стаж у них уже выбран, а 4,5% уверены, что уже попали в пенсионную ловушку.

Отвечая на вопрос о различиях в размере пенсий, связанных со стажем и размером зарплаты, почти треть опрошенных считают, что «и те, кто работал много, и те, кто работал мало, получают примерно одинаково».

Абсолютное большинство респондентов (62%) считают, что размер пенсии должен зависеть от общего трудового, а не страхового стажа.

71% участников сообщили о том, что при достижении пенсионного возраста планируют жить исключительно на пенсию, 43% хотят продолжать работать, 28% тратить сбережения и доходы от приусадебного участка.

Рассуждая о накоплениях на период пожилого возраста и старости, 57% опрошенных сказали, что им «не хватает на обычные расходы, поэтому откладывать не получается», 18% никогда не задумывались о такой необходимости.

74% заявили, что готовы откладывать на пенсию, если у них будет стабильный и высокий заработок, 30% – если появятся государственные гарантии по таким накоплениям, 27% – если в любой момент можно будет воспользоваться пенсионным вкладом, 25% делали бы это при стабильной банковской системе.

С 1 января 2021 года пенсионное законодательство ждут изменения. Разбираемся, кого они коснутся

— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

  • которые в рабочие периоды подлежали обязательному социальному страхованию и за них уплачивались взносы в ФСЗН;
  • которые достигли пенсионного возраста;
  • которые имеют общий трудовой стаж размером в 25 лет (для мужчин) и в 20 лет (для женщин).

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Возраст выхода на пенсию

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размеры трудовой пенсии

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

2021 (май-июль)
2021 (февраль-апрель)
ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
Средняя пенсия по возрасту 512,78
512,78
с ноября: 457,93
с декабря: 482,62
456,81 447,55
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 276,36(68,32+208,04)
273,76 (65,72+208,04)260,82 (64,53+196,29)
260,32 (64,03+196,29)
257,96 (61,70+196,26)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

2021 (май-июль)
2021 (февраль-апрель)
ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) 51,24 49,29 48,40
48,02
46,28
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) 68,32 65,7264,53
64,03
61,70

Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2021 году

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2021 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.

Что говорит закон?

  • Закон РБ «О пенсионном обеспечении» ;
  • Приказ Министерства социальной защиты РБ №44 ;
  • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» ;
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения

Популярные вопросы о пенсии в Беларуси

С какого возраста выходят на пенсию?

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.

Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020

С 1 мая 2021 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 64,53 рублей. Положенная доплата – 196,29 рублей. Общая сумма – 260,82 рублей.

Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?

Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

На что влияет страховой стаж?

Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2021 году – 18 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.

Александр Лукашенко анонсировал на ВНС возможную накопительную систему пенсий в Беларуси: «работник сможет перечислять на свой личный пенсионный счет до 3% от зарплаты, столько же добавит и работодатель». Проще говоря, государство предлагает белорусам для более-менее обеспеченной старости не рассчитывать на один лишь дефицитный ФСЗН, куда отчисляли взносы всю трудовую жизнь, а и копить самим. Наниматели уже недовольны: если обяжут помогать копить работникам на пенсию, вырастут расходы. FINANCE.TUT.BY рассказал подробно, что хотят ввести чиновники, кому это может быть на руку, к чему может привести.

Лукашенко анонсировал возможные новшества по пенсиям. Что хотят изменить и кому это может не понравиться

Что сказал Лукашенко про возможные пенсионные изменения

Александр Лукашенко заявил, что внес предложения и по совершенствованию пенсионной системы. Он подчеркнул, что «государство обязано приложить максимум усилий, чтобы жизнь человека в возрасте была полноценной и активной, и оно выполняет свои обязательства по пенсионному обеспечению, адаптируясь к новым реалиям». При этом было заявлено, что с 2018 года средний рост пенсий опережает инфляцию, то есть их размер перекрывает динамику цен.

Уточним, что реальные пенсии, которые рассчитываются с учетом инфляции, в 2020 году росли только 4 месяца — в мае, июле, августе, декабре, а в остальные месяцы — падали.

При этом Александр Лукашенко на ВНС признал, что уровень пенсий не такой высокий, как хотелось бы. «В связи с этим он предложил дальнейшее совершенствование пенсионной системы, в том числе поэтапно внедрять накопительную пенсионную систему», — приводят слова Лукашенко на его сайте.

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру», — сказал Лукашенко.

Он предложил подготовить программу «3+3»: работник сможет перечислять на свой личный пенсионный счет до 3% от зарплаты, столько же добавит и работодатель.

Уточним, ранее чиновники уже заявляли о планах ввести новшества по накопительным пенсиям, но подробности держат в секрете.

Как могут выглядеть изменения по накопительным пенсиям

Основной вопрос по анонсированным Лукашенко пенсионным изменениям — накопительную пенсию сделают обязательной или добровольной. Это ключевой момент. Получить оперативный комментарий у чиновников в четверг не получилось.

Скорее всего, речь идет все-таки про добровольную накопительную пенсию. Предполагаем это, учитывая предыдущие заявления чиновников о том, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам» и белорусы не готовы к обязательной системе накопления, а также учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране. Речь в том числе про то, что сейчас инфляция превышает прогнозные показатели, повышаются НДС на лекарства и многие продукты, детские товары, вызывает вопросы ситуация на валютном рынке.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сейчас сложно представить, что белоруса, который зарабатывает 500 рублей, которых ему хватает только на жизнь от зарплаты до зарплаты, обяжут отчислять 3% от «получки» на будущую пенсию. Если обязать такого работника, да и человека с бОльшей зарплатой, откладывать на дополнительную пенсию, то это может вызвать дополнительное социальное напряжение.

А вот ситуацию, когда этому же белорусу с зарплатой в 500 рублей предлагают, а не обязывают, отчислять на дополнительную пенсию, а наниматель будет перечислять на счет еще столько же — уже более реалистичный вариант, что кто-то из работников согласится на это. Пусть и немногие. Тем более что предусмотрены налоговые вычеты, которые предоставляют работникам, которые через страховую компанию копят на дополнительную пенсию.

Наниматели же с большой вероятностью будут не в восторге от предложения чиновников. Из-за изменений может вырасти финансовая нагрузка на них. В компаниях, с которым мы пообщались, в целом негативно восприняли возможную необходимость «добавлять» средства на пенсионные счета сотрудников, которые заинтересуются возможностью копить на дополнительную пенсию. В некоторых компаниях говорят, что из-за этого возможного нововведения могут возникнуть ситуации, что с работниками, которые захотят воспользоваться схемой «3%+3%», решат попрощаться. «Недочеты в работе, которые могут стать причиной увольнения, можно найти почти у каждого», — уточнили в одной из частных организаций. Еще в одной компании предположили, что возможное нововведение, если и работников, и нанимателей обяжут заниматься накопительной пенсионной системой, — практиковать выплату зарплат «в конвертах». Однако про «обязаловку» по дополнительной пенсии, по всей видимости, пока речь не идет. Не исключено, что некоторые компании, если введут новшества, перенесут часть существующих бонусов или соцпакета на пенсионные выплаты.

Еще один вопрос, на который пока нет точного ответа, — через какой финансовый инструмент работникам и нанимателям предложат копить на дополнительную пенсию. Наиболее вероятный вариант — через страховые компании. Пока накопительная пенсия не стала обязательным элементом пенсионной системы в Беларуси, но белорусы могут откладывать на дополнительную пенсию сами. Сейчас на рынке добровольного страхования дополнительной пенсии работают всего две компании. Одна государственная — «Стравита». Это дочернее предприятие страховой компании «Белгосстрах». Вторая — частная компания «ПриорЛайф» — «дочка» Приорбанка.

В Минтруда констатируют, что добровольными накопительными пенсиями (как корпоративными, так и индивидуальными) охвачено менее 5% работающих.

Что говорят чиновники про накопительную пенсию

Белорусские чиновники не раз заводили речь о том, что нужно стимулировать жителей страны самим откладывать на дополнительную пенсию, а то и сделать накопительный элемент обязательным для всех. В 2018 году замминистра финансов Юрий Селиверстов (сейчас он занимает пост министра) отмечал, что целесообразно было бы снизить нагрузку по взносам в Фонд соцзащиты для предприятий и «создать инструменты, стимулирующие граждан самостоятельно осуществлять накопления в фонде». Вместе с тем чиновник отмечал, что люди не спешат самостоятельно откладывать на будущую пенсию, потому что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

А в июле 2020-го Ирина Костевич отмечала, что «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

Тем не менее чиновники пока в основном говорят все-таки о добровольной накопительной пенсии, а не об обязательной для всех. Замминистра труда Валерий Ковальков объяснял, что введение в пенсионную систему обязательной накопительной части упирается в финансовые аспекты.

— Если вводить обязательное накопление, мы должны будем задуматься о введении дополнительного тарифа. Сегодня Фонд социальной защиты для обеспечения текущих выплат уже вынужден привлекать средства республиканского бюджета. Эти 29% сегодня не покрывают расходы на выплату пенсий, поэтому на накопления их отдать нельзя. Кто-то должен будет эти деньги компенсировать, а это опять республиканский бюджет. Работодатели будут крайне против увеличения дополнительного страхового тарифа, они и так негативно воспринимают эти 28%. Работники к этому пока не готовы.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Мирон Климович, TUT.BY

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Мирон Климович, TUT.BY

Валерий Ковальков рассказывал, что в Минтруда также анализировали ситуацию в России. Там ввели накопительную часть пенсии, однако начиная с 2014 года правительство регулярно замораживает эти накопления и переводит их в пенсионный фонд.

— К сожалению, кризис 2015–2016 годов показал, что очень сложно эти деньги сохранить и, главное, приумножить, чтобы сохранить покупательную способность. Россия столкнулась с тем, что пенсионный фонд получил отрицательную доходность, и после этого накопления немножко заморозили. Я думаю, что речь о введении обязательного накопления может идти, только когда мы точно почувствуем стабилизацию экономики, — отмечал Валерий Ковальков.

В России в 2009 году начала действовать и программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, рассчитанная на десять лет. Присоединившиеся к программе могли добровольно делать дополнительные отчисления в накопительную часть пенсии, а государство, в свою очередь, обещало внести такую же сумму на накопительный счет, обеспечив рост вклада на 100%. С июля 2012 года начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 годы. Однако они составляли незначительную долю в общем размере пенсий.

Добавим, что в ситуации, когда государство заявляет, что для обеспечения достойного уровня пенсий белорусам нужно полагаться не только на выплаты из ФСЗН, бюджет которого формируется за счет отчислений занятых в экономике, а нужно и самостоятельно копить на старость, возникает вопрос повышения прозрачности работы фонда социальной защиты населения и предоставления им более подробных отчетов, нежели сейчас. К примеру, есть вопросы, за счет чего в первую очередь растет дефицит бюджета ФСЗН, а также в каких банках и под какие процентные ставки находятся средства государственного внебюджетного фонда соцзащиты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: