Чем отличается конференция от собрания работников

Опубликовано: 16.05.2024

1.1. Общее собрание (Конференция) работников Общества - форма непосредственного участия в управлении делами Общества и осуществляется на основе личного волеизъявления наемных работников. Целью проведения собрания являются:
реализация прав и законных интересов наемных работников;
участие в управлении АО и оказание с этой целью влиния на администрацию;
улучшение производственных, экономических и финансовых результатов деятельности Общества.
1.2. В Обществе могут проводиться как Общие собрания, так и Конференции персонала. Правовой статус Общего собрания и Конференции одинаков. Конференции проводятся, как правило, в тех случаях, когда предполагается голосование по обсуждаемым вопросам. Собрания созываются чаще всего для зондирования мнения работников, а также для их информирования по тем или иным вопросам.
1.3. Делегаты на Конференцию избираются на Собраниях работников структурных подразделений Общества. Их полномочия действуют только в период проведения Собрания (Конференции).
Общее собрание считается правомочным, если для участия в его работе зарегистрировалось более половины от списочного количества работников, а Конференция - при регистрации не менее двух третей избранных делегатов.
Общие собрания (Конференции) проводятся по мере их созыва, но не реже ____ раз и не чаще ____ раз в год.
1.4. Общее собрание (Конференция) персонала организации созывается, проводится и принимает решения в соответствии с законодательством, Уставом и другими корпоративными актами Общества, а также настоящим Положением.

2. Компетенция Общего собрания (Конференции)

2.1. К компетенции Общего собрания (Конференции) работников относится решение следующих вопросов, связанных с управлением делами Общества:
утверждение правил внутреннего трудового распорядка Общества;
избрание комиссии по трудовым спорам;
рассмотрение вопроса об установлении трудовых и социально-бытовых льгот работникам за счет прибыли Общества и выработка на этот счет предложений, адресованных администрации;
обсуждение и одобрение комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, контроль за выполнением этих планов;
рассмотрение вопроса о состоянии дел, связанных с охраной труда и контроль за использованием средств, предназначенных на охрану труда.
2.2. В области коллективных договоров и соглашений Общее собрание (Конференция) наемных работников Общества вправе:
принимать решение о необходимости заключения коллективного договора;
избирать свои представительные органы и уполномочивать их представлять интересы персонала при коллективных переговорах и заключении коллективного договора;
обсуждать в структурных подразделениях Общества и утверждать проект единого коллективного договора;
ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, заслушивать отчеты своих представителей, подписавших коллективный договор.
2.3. В области защиты трудовых прав наемных работников Общее собрание (Конференция) персонала Общества вправе:
образовывать стачечные комитеты и уполномочивать их на представительство интересов персонала при решении коллективных трудовых споров;
выдвигать требования к работодателю по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам;
принимать решения об объявлении забастовки.

3. Созыв Общего собрания (Конференции)

3.1. Решение о созыве Общего собрания (Конференции) вправе принять:
исполнительный орган управления Обществом;
постоянный представительный орган персонала (Совет персонала);
профсоюзный комитет, имеющий в своем составе более половины членов персонала или самый крупный по численности профсоюз, существующий в Обществе;
инициативная группа, состоящая из не менее чем ____ процентов работников организации;
инициативная группа, состоящая из не менее чем ____ процентов делегатов, избранных на предыдущую Конференцию.
3.2. Если инициатива созыва Общего собрания (Конференции) исходит не от исполнительного органа, исполнительный орган управления организации обязан в срок не более ____ дней созвать Общее собрание (Конференцию), создав для его проведения необходимые условия.
3.3. Исполнительный орган управления организации вправе отказать указанным выше инициаторам в создании условий для проведения Общего собрания (Конференции), если предложенная ими повестка дня не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и
корпоративным актам, принятым и действующим в Обществе.
3.4. Повестку дня Общего собрания (Конференции) формируют органы или лица, принявшие решение о его созыве. При этом другие органы или лица вправе вносить в повестку дня для рассмотрения Общим собранием (Конференцией) дополнительные вопросы.
3.5. Органы (лица), созывающие Общее собрание (Конференцию), совместно с исполнительным органом управления организации определяют:
дату и время проведения собрания;
место проведения собрания;
порядок сообщения работникам (делегатам Конференции) о проведении собрания;
перечень информации (материалов), представляемой работникам (делегатам) при подготовке к проведению собрания (Конференции).
3.6. В сообщении (объявлении) о проведении собрания указываются:
дата, место и время проведения собрания;
вопросы, включенные в повестку дня собрания;
порядок ознакомления работников (делегатов) с информацией, материалами к повестке дня.

5. Порядок проведения Общего собрания (Конференции)

5.1. В назначенное время представитель органа (лиц), созвавшего собрание (Конференцию), объявляет его начало и предоставляет слово руководителю Регистрационной комиссии (группы), проводившей регистрацию участников.
5.2. Если на момент окончания регистрации кворум не собран, объявляется дата проведения другого собрания (Конференции). Такое собрание (Конференция) проводится по повестке дня несостоявшегося собрания (Конференции), изменение которой не допускается.
5.3. По предложению лица, открывшего собрание (Конференцию), оно избирает Председателя (Президиум) собрания (Конференции), его заместителя, Секретариат (секретаря) и Счетную комиссию (счетчика). В состав Счетной комиссии не могут входит члены Регистрационной
группы.
5.4. Председатель осуществляет следующие функции:
открывает и закрывает собрание;
предоставляет слово его участникам;
обеспечивает соблюдение регламента;
контролирует обстановку в зале;
выносит на голосование вопросы повестки дня и утверждение протоколов Счетной комиссии;
подписывает протокол собрания (Конференции).
5.5. Принятие решений по вопросам повестки дня и утверждения документов собрания (Конференции) осуществляется путем открытого голосования его участников простым большинством голосов. Каждый участник собрания (Конференции) обладает одним голосом. Передача права голосования одним участником собрания (Конференции) другому запрещается.
5.6. По требованию не менее ____ процентов участников собрания (Конференции) по отдельным вопросам повестки дня проводится тайное голосование. Требование о проведении тайного голосования предъявляется в письменном виде организаторам собрания (Конференции) не менее чем за ____ дней до начала его работы.
5.7. Бюллетень для тайного голосования содержит следующие данные:
полное наименование организации;
место и дату проведения собрания (Конференции);
формулировку каждого вопроса, поставленного на голосование, и ответы, выраженные формулировками "за", "против", "воздержался".
5.8. При подсчете голосов по итогам голосования, осуществляемом при помощи бюллетеней, учитываются и засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим отмечен только один из возможных вариантов голосования. Если бюллетень заполнен с нарушением этого требования, он признается недействительным и голоса по содержащимся в нем вопросам не
учитываются. Если же бюллетень для голосования содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение указанного выше требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признания бюллетеня недействительным в целом.
5.9. По итогам голосования Счетная комиссия составляет протокол, подписываемый ее членами. После утверждения протокола собранием (Конференцией) бюллетени для голосования опечатываются и приобщаются к материалам собрания, хранящимся в архиве Общества. Протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу собрания (Конференции).
5.10. Итоги голосования оглашаются на собрании, в ходе которого проводилось голосование.

6. Документы Общего собрания (Конференции)

6.1. Протокол собрания (Конференции) составляется не позднее ____ дней после его завершения в 2 экземплярах, подписывается его председателем и руководителем Секретариата (секретарем).
6.2. В протоколе указываются:
место и время проведения собрания (Конференции);
вопросы повестки дня;
общее количество голосов, которыми обладают его участники;
количество голосов, поданных "за", "против", "воздержался", по
каждому вопросу, поставленному на голосование;
основные положения выступлений участников;
состав избираемых собранием органов: председатель (Президиум),
Секретариат (секретарь), Счетная комиссия (счетчик).
6.3. Оригинал протокола хранится в архиве организации. В случае обнаружения ошибок, неточностей, недостоверного изложения фактов в протоколе собрания участник собрания (Конференции) вправе требовать от его председателя их исправления. Председатель, в свою очередь, обязан принять меры по внесению в протокол соответствующих изменений и
уточнений, а также сделать об этом соответствующее сообщение на следующем собрании (Конференции), внеся данный вопрос в его повестку дня.

Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Хотя КТС больше не является обязательным досудебным органом по рассмотрению индивидуального трудового спора, ее наличие в организации целесообразно и выгодно как работникам, так и работодателю. Деятельность комиссии позволяет разрешить спор в максимально короткий срок, а также в максимальной степени учесть специфику конкретного производства, а значит, принять наиболее взвешенное решение. КТС позволяет работодателю снизить возможные судебные издержки. Наконец, этот цивилизованный способ разрешения трудовых конфликтов позволяет сохранить нормальные взаимоотношения в коллективе.

Процедура создания КТС

Трудовой кодекс допускает создание

КТС как в организации целиком, так и в ее структурных подразделениях. Создание КТС в структурных подразделениях организации целесообразно, если такие подразделения территориально отдалены от центральной части организации (головного офиса). Например, если в организации, головной офис которой расположен в Санкт-Петербурге, есть филиал, расположенный в Вологде. Общие принципы организации и деятельности таких комиссий (в том числе и набор документов, которые необходимо разработать для создания КТС структурных подразделений) идентичны.

Инициатором создания КТС в организации могут быть как работники, так и работодатель (или это может быть совместная инициатива), и формируется КТС на паритетной основе, то есть из равного числа представителей работников и работодателя. Понятно, что представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Представители же работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции). При этом условием для принятия решения на общем собрании (конференции) по вопросу избрания членов КТС является требование о принятии решения большинством голосов присутствующих работников.

Отличается же конференция от общего собрания тем, что на ней предусмотрено присутствие не всех членов трудового коллектива, а только делегатов, избранных по нормам и в порядке, определяемыми трудовым коллективом. Конференция проводится в тех случаях, когда проведение общего собрания затруднительно или невозможно - например, по причинам многосменности, территориальной раздробленности структурных подразделений и т.п.

Что касается понятия “представительный орган работников“, то под ним может пониматься как профессиональный союз, так и иной представительный орган (например, орган общественный самодеятельности, состав которого непосредственно сформирован на общем собрании (конференции) трудового коллектива из рядовых членов этого коллектива).

Протоколы и приказы

ТК РФ предусматривает два варианта избрания представителей

работников в КТС:

1) общим собранием (конференцией) работников;

2) делегирование представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Выдвижение и избрание представителей работников в КТС оформляется протоколом общего собрания (конференции) работников. Повестка дня может быть обозначена следующим образом:

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Повестка дня: ¦
¦ 1. Избрание председателя и секретаря общего собрания работников для¦
¦ведения общего собрания работников. ¦
¦ 2. Избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам. ¦
¦ ¦
¦ или: ¦
¦ ¦
¦ Повестка дня: ¦
¦ 1. Избрание председателя и секретаря общего собрания работников для¦
¦ведения общего собрания работников. ¦
¦ 2. Утверждение кандидатур (Ф.И.О.), делегированных в КТС первичной¦
¦профсоюзной организацией профсоюза (название профсоюза). ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Процедуры рассмотрения каждого пункта повестки дня подробно фиксируются в протоколе (“Слушали“, “Выступили“, “Голосовали“, “Постановили“). Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (конференции).

Работодателем же издается приказ о назначении в КТС представителей от работодателя, с которым должен быть ознакомлен, в частности, руководитель кадровой службы.

При создании КТС в повестку собрания можно одновременно включить и вопрос о разработке положения о КТС.

Трудовой кодекс не содержит никаких требований к процедуре разработки положения о КТС, не устанавливает никаких требований к содержанию данного локального акта, поэтому механизмы его разработки и принятия могут быть различны в разных организациях. Возможна ситуация, когда в организации нет профсоюза, иной представительный орган не создан и представители работников в КТС избираются на общем собрании (конференции), - тогда на том же собрании может быть определен круг лиц, которым поручается его разработка, сроки подготовки, последующий механизм для вынесения подготовленного проекта положения на обсуждение трудового коллектива, последующее согласование с работодателем. Если в организации существует профсоюз, на собрание может быть вынесен разработанный им заблаговременно проект положения о КТС. Положение о КТС может быть разработано и самими членами КТС после ее формирования обеими сторонами. Согласно ст. 8 ТК РФ работодатель вправе принять данный акт самостоятельно, может поручить разработку документа иному лицу, хотя это во многих случаях нецелесообразно. Представительному органу работников или трудовому коллективу в целом желательно добиваться принятия положения о КТС по соглашению сторон.

После проведения собрания, издания приказа руководителя следует провести организационное собрание комиссии. ТК РФ предписывает КТС избрать из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ), что должно быть оформлено протоколом заседания вновь избранной КТС.

Остается добавить, что на работодателя возлагается организационно-техническое обеспечение проводимых мероприятий (предоставление помещения для собрания, оргтехники и проч.).

В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в 10-дневный срок, работник имеет право перенести его на рассмотрение в суд.

Е.Забрамная
К. ю. н.,

доцент
кафедры трудового права
юридического факультета
МГУ им. М.В.Ломоносова

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса .

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Часть утратила силу с 6 октября 2006 года - Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.

Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.

Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора .

Комментарий к статье 399 ТК РФ

1. Закон предоставил право выдвигать требования и начинать коллективный трудовой спор только работникам и их представителям. Работодатель этим правом не обладает.

Устанавливая такое правило, законодатель исходил из того, что все обязанности работников определены законодательством и трудовым договором. Никакие дополнительные обязательства на работников возложить нельзя. Работодатель может быть обременен дополнительными обязанностями по предоставлению работникам льгот и преимуществ из средств организации. Поэтому допустимы, например, требования о повышении заработной платы, изменении порядка ее индексации, предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам.

Работодатель также должен выполнять условия коллективного договора, соглашения, поэтому возможны требования относительно тех или иных условий, которые своевременно не выполняются.

2. Требования предъявляются конкретному работодателю, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, если разногласия связаны с заключением, изменением либо выполнением условий коллективного договора; установлением либо изменением условий труда; выполнением условий соглашения (отраслевого, регионального, профессионального и др.); отказом работодателя учесть мнение представительного органа работников.

В том случае, когда разногласия возникают в ходе проведения коллективных переговоров по поводу заключения соглашения, требования должны выдвигаться участвующим в переговорах профессиональным союзом (объединением профсоюзов) и направляться соответствующему объединению (объединениям) работодателей.

3. Законодатель не определяет, какого рода требования могут быть предъявлены работодателю, поскольку предмет коллективного трудового спора - установление или изменение условий труда, заключение, изменение или выполнение коллективного договора, соглашения, учет мнения представительного органа работников - достаточно четко очерчивает круг возможных требований. Однако на практике возникла тенденция одновременно с требованиями об установлении условий труда или выполнении условий коллективного договора выдвигать и другие, не связанные с коллективным трудовым спором. Так, наряду с требованиями о повышении заработной платы работниками одного из предприятий Томской области, выдвигались требования о выдаче талонов на молоко работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. В качестве другого примера можно привести требования работников отменить приказ об увольнении начальника цеха и выделить из прибыли предприятия 4 млн. руб. на строительство жилого дома для сотрудников.

Возникающие в таких случаях комплексы разногласий в соответствии с действующим законодательством следует решать с применением различных процедур. Споры о нарушении прав работников на охрану труда или о незаконном увольнении подлежат разрешению органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - комиссией по трудовым спорам, судом общей юрисдикции. Повышение заработной платы или изменение системы оплаты труда может быть предметом коллективного трудового спора и разрешается в примирительном порядке.

4. Требования вправе выдвинуть работники организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации, работники индивидуального предпринимателя или представители работников (см. коммент. к ст. ст. 29 - 31).

5. Для утверждения требований работников необходим созыв соответствующего собрания (конференции), т.е. собрания (конференции) работников, от имени которых предполагается их выдвижение: собрание работников организации либо филиала и т.д.

Собрание созывается представительным органом работников и считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих соответственно - в организации, филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации. Конференция - в случае присутствия не менее 2/3 избранных делегатов.

6. Трудовой кодекс определяет и порядок принятия решения об утверждении выдвинутых требований: оно принимается большинством голосов. В том случае, когда проведение собрания (созыва конференции) невозможно в силу специфической организации труда (многосменный режим работы, вахтовый метод и т.п.) либо разрозненности рабочих мест, представительному органу работников предоставляется право утвердить требования к работодателю путем сбора подписей работников. Требования считаются утвержденными, если собраны подписи более половины работников.

7. За работодателем закреплена обязанность создать условия для реализации работниками своего конституционного права на коллективные трудовые споры, в частности провести собрание (конференцию) и выдвинуть требования.

Руководитель организации (именно он выступает от имени работодателя) по требованию работников или их представителей должен предоставить помещение, необходимое для собрания (конференции). На него также возлагается обязанность не препятствовать его проведению.

За невыполнение указанных обязанностей представители работодателя подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу (см. коммент. к ст. 416).

8. При наличии в организации нескольких профсоюзов (первичных организаций профсоюзов) они должны согласовать свои требования заранее или вынести их на общее собрание (конференцию), которое окончательно решает вопрос относительно их количества и содержания.

9. Требования, выдвинутые работниками, направляются работодателю в письменной форме. Несоблюдение установленной формы лишает работников права ссылаться на нарушение их прав (уклонение от получения требований и от участия в примирительных процедурах).

Способ передачи требований представителю работодателя законом не установлен. Они могут быть отправлены по почте, факсом, электронной почтой, телефонограммой, переданы лично. Единственное, что необходимо зафиксировать, - это факт и дату получения требований работодателем.

Рекомендации Минтруда России (см. коммент. к ст. 402) предлагают отразить дату вручения требований в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи руководителя организации, филиала, представительства либо иного должностного лица на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

10. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает порядок выдвижения требований профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов). Вряд ли это имеет большое практическое значение, поскольку выполнение соглашения обеспечивается на уровне организации.

11. Требования или их копии могут быть по решению работников направлены в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (см. коммент. к ст. 407). Такое правило усиливает гарантии работников, тем более что в этом случае проверяется получение требований работодателем.

Обращение в государственный орган позволяет (в определенной мере) предотвратить уклонение работодателя от получения требований и от своевременного создания примирительной комиссии. Кроме того, такой орган в соответствии с возложенными на него обязанностями оказывает сторонам методическую помощь по разрешению коллективных трудовых споров. Обратиться за консультацией стороны могут уже после направления копии требований.

Таким образом, раннее извещение государственного органа о возможности возникновения коллективного трудового спора можно рассматривать в качестве своеобразного превентивного мероприятия.

Следует подчеркнуть, что обращение в государственный орган может быть осуществлено как в письменной, так и в электронной форме.

Другой комментарий к статье 399 ТК РФ

§ 1. Динамика возникновения коллективного трудового спора во многом отличается от динамики возникновения индивидуального трудового спора, которая начинается с трудового правоотношения. В коллективных трудовых спорах в большинстве случаев она начинается с оформления требований работников к работодателю, означающих, что у сторон есть разногласия по социально-трудовым вопросам, в частности по вопросам улучшения условий труда и быта работников.

Право выдвижения таких требований имеют работники и их представители (выборный профсоюзный орган организации или соответственно вышестоящие объединения профсоюзов). Такие требования должны быть письменно сформулированы и утверждены соответствующим собранием (конференцией) работников организации или ее обособленного структурного подразделения, а также индивидуального предпринимателя.

§ 2. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - если на ней присутствует более двух третей избранных делегатов. Поскольку ТК не определяет условия принятия решений, следует исходить из общепринятой практики, согласно которой решение принимается простым большинством голосов от присутствующих на собрании (конференции).

За работодателем закреплена обязанность создать условия работникам или представителям работников для проведения собрания (конференции), предоставить необходимое помещение и не препятствовать их проведению.

§ 3. Принятые и утвержденные на собрании (конференции) требования работников в письменной форме направляются работодателю, который обязан принять указанные требования и в письменной форме в течение трех рабочих дней сообщить представительному органу о принятом решении. При положительном ответе работодателя не возникает спора. Если же ответ является отрицательным или он не получен в установленный срок, то с определенного момента начинается коллективный трудовой спор.

Письменная форма изложения требований работников является обязательным условием для процедуры коллективного трудового спора. Эта форма может быть любой, главное - зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме.

Такая же процедура предусмотрена и для выдвижения и направления требований профессиональных союзов и их объединений по отношению к соответствующим сторонам социального партнерства.

§ 4. Требования работников и их представителей могут выдвигаться как на стадии заключения коллективного договора, так и в целях его изменения или дополнения (в пределах срока действия коллективного договора), при разработке и принятии локальных нормативных актов (в случае, когда ТК предусматривает учет мнения представителей работников, например при утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК), а также в других случаях, когда регулирование условий труда зависит от работодателя и затрагивает интересы работников).

§ 5. Часть 6 ст. 399 ТК предусматривает, что требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства. Эта норма в контексте других норм Трудового кодекса РФ означает, прежде всего, что требования на уровне выше организации могут быть выдвинуты профсоюзом или объединением профсоюзов и направлены тому лицу, с которым этот профсоюз (объединение профсоюзов), исходя из предусмотренных в главе 4 ТК уровней социального партнерства, взаимодействует. Поскольку специальных норм о порядке выдвижения таких требований ТК не предусматривает, видимо, следует исходить из того, что требования выдвигаются в порядке, предусмотренном уставом профсоюза или объединения профсоюзов.

§ 6. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, правовое положение, компетенция и права работников которого закреплены в ст. 407 ТК, принятой в новой редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г.

Сам указанный государственный орган не является органом, рассматривающим коллективные трудовые споры и выносящим обязательные для сторон этого спора решения. Он призван оказывать содействие решению таких споров путем организации примирительных процедур. Это его основная задача.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Часть пятая утратила силу.

Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.

Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

Комментарий к Ст. 399 ТК РФ

3. В случае направления копии требований в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (см. комментарий к ст. 407 ТК РФ) последний должен проверить, получила ли эти требования другая сторона.

4. На работодателя возложены обязанности по созданию необходимых условий для выдвижения требований работников (предоставить помещение, не препятствовать проведению собрания (конференции)).

Второй комментарий к Статье 399 Трудового кодекса

1. Динамика возникновения коллективного трудового спора во многом отличается от динамики возникновения индивидуального трудового спора, которая начинается с трудового правоотношения. В коллективных трудовых спорах в большинстве случаев она начинается с оформления требований работников к работодателю, означающих, что у сторон есть разногласия по социально-трудовым вопросам, в частности по вопросам улучшения условий труда и быта работников.

Право выдвижения таких требований имеют работники и их представители (выборный профсоюзный орган организации или соответственно вышестоящие объединения профсоюзов). Такие требования должны быть письменно сформулированы и утверждены соответствующим собранием (конференцией) работников организации или ее обособленного структурного подразделения, а также индивидуального предпринимателя.

За работодателем закреплена обязанность создать условия работникам или представителям работников для проведения собрания (конференции), предоставить необходимое помещение и не препятствовать их проведению.

3. Принятые и утвержденные на собрании (конференции) требования работников в письменной форме направляются работодателю, который обязан принять указанные требования и в письменной форме в течение трех рабочих дней сообщить представительному органу о принятом решении. При положительном ответе работодателя не возникает спора. Если же ответ является отрицательным или он не получен в установленный срок, то с определенного момента начинается коллективный трудовой спор.

Такая же процедура предусмотрена и для выдвижения и направления требований профессиональных союзов и их объединений по отношению к соответствующим сторонам социального партнерства.

4. Требования работников и их представителей могут выдвигаться как на стадии заключения коллективного договора, так и в целях его изменения или дополнения (в пределах срока действия коллективного договора), при разработке и принятии локальных нормативных актов (в случае, когда ТК РФ предусматривает учет мнения представителей работников, например при утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), а также в других случаях, когда регулирование условий труда зависит от работодателя и затрагивает интересы работников).

5. Часть 6 ст. 399 ТК РФ предусматривает, что требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства. Эта норма в контексте других норм Трудового кодекса РФ означает, прежде всего, что требования на уровне выше организации могут быть выдвинуты профсоюзом или объединением профсоюзов и направлены тому лицу, с которым этот профсоюз (объединение профсоюзов), исходя из предусмотренных в главе 4 ТК РФ уровней социального партнерства, взаимодействует. Поскольку специальных норм о порядке выдвижения таких требований ТК РФ не предусматривает, видимо, следует исходить из того, что требования выдвигаются в порядке, предусмотренном уставом профсоюза или объединения профсоюзов.

6. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, правовое положение, компетенция и права работников которого закреплены в ст. 407 ТК РФ, принятой в новой редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г.

Сам указанный государственный орган не является органом, рассматривающим коллективные трудовые споры и выносящим обязательные для сторон этого спора решения. Он призван оказывать содействие решению таких споров путем организации примирительных процедур. Это его основная задача.

Понятие "совещание" и "заседание". Основные возможности повышения эффективности их проведения. Этапы заседания: подготовка, проведение и контроль исполнения. Виды и проведение совещаний. Обстоятельства, при которых необходимо проведение совещания.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.12.2012
Размер файла 26,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

  • Введение
  • 1. Совещания и заседания, общие и особенные признаки
  • 1.1. Понятие «совещание» и «заседание»
  • 1.2. Организация заседания
  • 1.3. Виды и проведение совещаний
  • 1.4. Повышение эффективности совещаний и заседаний
  • Заключение
  • Список используемых источников

Среди разных видов деятельности руководителя наибольшее количество времени, причем с отрывом от остальной работы, поглощают совещания.

Целью контрольной работы является рассмотрение общих и особенных признаков совещаний и заседаний.

В соответствии сданной целью были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия совещания и заседания.

2. Рассмотреть организацию заседаний и совещаний.

3. Рассмотреть основные возможности повышения эффективности проведения совещаний и заседаний.

Объект - форма выработки коллективных решений.

Предмет - совещание и заседание.

Кроме деловых бесед и коммерческих переговоров, в предпринимательской практике широко распространены особые формы ведения деловых разговоров -- совещания, которые представляют собой способ открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов.

Стиль работы руководителя во многом определяется владением «премудростями» проведения различного рода совещаний и заседаний, которые занимают значительную часть рабочего времени и относятся к прямым функциям управления.

Ответственное отношение к этим мероприятиям продиктовано не только эффективностью или неэффективностью их влияния на дальнейшую деятельность учреждения, организации, но и объемом времени, который затрачивается большим числом участников, присутствующих на совещании.

Коллективное обсуждение как форма делового разговора имеет много положительных сторон. Во-первых, оно повышает эффективность мышления. Русская поговорка «ум хорошо, а два -- лучше» возникла не на пустом месте, в ней заложен глубоких смысл. Действительно, своеобразие человеческого мышления состоит в том, что оно особенно эффективно в условиях совместной интеллектуальной деятельности, поскольку интеллектуальные результаты не складываются, а умножаются. Известно, что большинство плодотворных идей родилось при коллективном обмене мыслями.

Во-вторых, в процессе совещания укрепляется творческое содружество работников, происходит включение интересов отдельных работников в единую систему коллективных задач, а также повышается деловая квалификация его участников. В-третьих, в совместной мыслительной работе раскрывается творческий потенциал каждого из них. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.- с. 195

При написании работы были использованы учебные материалы таких авторов, как Кузин Ф. А., Чижиков В. М. и др.

Заседания -- узко профессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание профкома, заседание президиума и т.д.). Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. с. 20

Проведение совещания, как правило, необходимо при наличии следующих обстоятельств:

Кроме своего прямого назначения, каждое рационально организованное совещание решает и важную учебно-воспитательную задачу. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссов, приобретают культуру общения и т.п. Для некоторых сотрудников пребывание на деловом совещании -- единственная возможность видеть и слышать руководителей высших уровней управления. Кроме того, на деловом совещании руководителю предоставляется возможность показать свой талант менеджера. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. -- Мн.: БГЭУ, 2000. - с. 437

Заседания -- узко профессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание профкома, заседание президиума и т.д.).

Подготовка заседания - жизненный цикл заседания можно разбить на следующие этапы:

Каждый из ответственных исполнителей готовит материалы к заседанию, среди которых обязательным является проект решения по конкретному пункту заседания.

Деловые совещания чаще всего проводятся по следующим поводам: во-первых, при необходимости принятия коллективного решения на основе равного права каждого высказывать и обосновывать свое мнение; во-вторых, при условии, что решение вопроса затрагивает интересы одновременно нескольких структурных подразделений организации или фирмы; в-третьих, в том случае, если для решения вопроса необходимо воспользоваться мнениями различных групп работников.

Определяя время начала совещания, следует принять во внимание ритм работы. Требуется заблаговременно оповестить участников совещании его проведении и познакомить с повесткой дня, со всеми нужными материалами, чтобы их выступления были продуманы заранее.

Цель совещаний - скоординировать усилия сотрудников, дать и получить нужную информацию, принять нужные решения.

Совещание не будет продуктивным, если руководитель заранее не определит состав участников.

Практика показывает, что успех совещания определяется точным выбором времени и места его проведения. Время дня совещания следует назначать с учетом возможностей его потенциальных участников.

Место проведения совещания не должно находиться далеко от расположения основного состава его участников или в помещении, где нельзя организовать выставку, показ иллюстрированного материала и т.д.

1. Задоркин В. И. Организация труда руководителя. Электронный учебник.

2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. -- Мн.: БГЭУ, 2000. - 644 с.

3. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с.

4. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 271 с.

5. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент. - М.: МГУКИ, 2003. - 382 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблема ведения деловых совещаний как ключевая для достижения организационной эффективности и побуждения людей к достижению общих целей. Деловое общение в процессе проведения собраний и совещаний. Подготовка к собранию, его ход и анализ после завершения.

реферат [40,7 K], добавлен 18.12.2013

Решение проблемы неудовлетворенности трудом в коллективе бригады, отдела. Мотивация и признание заслуг работников. Контроль качества руководителем выполненной работы его сотрудников. Типы и цели совещаний. Особенности организации и проведения совещания.

контрольная работа [25,6 K], добавлен 10.03.2015

Понятие делового совещания, классификация совещаний по целям и методам проведения. Правила подготовки к проведению делового совещания. Организация и ведение дискуссии. Психологические типы участников обсуждения. Правила составления протокола совещания.

реферат [35,1 K], добавлен 19.12.2009

Классификация и виды совещаний, формирование повестки дня, состав и участники. Подготовка документов для проведения совещания (доклады, информационные материалы, наглядные средства). Оформление документов совещания: стенограмма, фонограмма, протокол.

курсовая работа [677,3 K], добавлен 04.09.2009

Совещания как необходимый инструмент управления организационными системами. Основные цели совещания как способа служебного общения. Особенности проведения конференций, собраний, заседаний, семинаров и пр. Порядок подготовки и проведения совещания.

реферат [166,4 K], добавлен 30.09.2010

Преимущества решений, принимаемых малыми группами: качество, согласие, исполнение и статус. Классификация деловых совещаний. Обязанности руководителя совещания: определение темы и повестки дня; назначение проведения и участников; подготовка помещения.

курсовая работа [26,3 K], добавлен 23.02.2014

Понятие конференции и собрания. Формальные и неформальные совещания. Основные моменты по его проведению и завершению. Вопросы, которые на него не выносятся. Организация эффективной дискуссии. Принципы ведения спора с собеседниками и выдвижения аргументов.

Читайте также: