Чем отличается предметная деятельность от игровой и трудовой

Опубликовано: 17.09.2024

Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются :

-социальная обусловленность (деятельность-это продукт общественно-исторического развития)

- целенаправленность (сознательно выбранные цели)

- плановость (все осуществляется по осмысленному плану)

- предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры)

- субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

В психологии имеется понятие ведущего вида деятельности. Этот вид деятельности определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к познавательным процессам, состояниям и свойствам личности.

Виды деятельности:

1. Игра Учение труд

-Игра.

В игре деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

Теорию игры разрабатывали: Ф.Шиллер, Г.Спенсер, Фрейд и другие. Каждая теория как будто отражает одно из проявлений игры, и ни одна не охватывает ее сущности.

Игра – это осмысленная деятельность, объединенная одним мотивом, является выражением отношения личности к окружающей действительности.

В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, это основное значение игры.

Но игра отличается от деятельности.

1. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает потребность и интерес, а то, к чему принуждает его практическая необходимость.

2. Игра не зависит от того, что диктует практическая необходимость или обязанность. Врач лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные обязанности; ребенок играет во «врача», потому что это его привлекает. Игра исходит из непосредственных побуждений, интересов и потребностей.

Сущность игры:

1. Мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка. Мотивы игры отражают непосредственное отношение личности к окружающей действительности. В игре отпадает возможность расхождения м\д мотивом и целью.

2. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными, чем оперативными приемами. В игре выражается смысл действия, а не реализация цели.

3. Игра –это способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

4. Возможность замещать смыслом игры предметы, функционирующие в неигровом практическом действии. В игре эти предметы приобретают значение, и переходят в воображаемую ситуацию.

5. Игра начинается с мыслительного преобразования реальной ситуации в воображаемую.

· игра- вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством. Усвоение социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Различают игры- индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые.

-Учение.

Учение отличается от игры и сближается с трудом. В учении как и в труде нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину, обязанности. Общая установка в учении не игровая, а трудовая.

Цель учения – подготовка к трудовой деятельности.

Учение заключается в освоении знаний, умений, выработавшихся в результате исторического развития.

Учение и познание.

О взаимоотношении процесса учения и исторического процесса борются две точки зрения.

Первая считает, что учение должно воспроизвести ход исторического развития познания.(Учить как учили дедов). Это не правильно, потому что в ходе учения многое пересматривается и познается много нового. Если следовать такому учению, то будет механический, а не творческий подход к познанию.

Противоположная точка зрения, должен быть независимый путь учения и познания. Основная задача- давать учащемуся материал, чтобы он был доступен, доходчив, легок для усвоения. (Приверженцы педагоги). По мнению Рубинштейна, это опять порочная позиция учения и процесса познания.

По-настоящему правильным решением этого вопроса является признание единства и различия. В процессе обучения ребенок познает окружающий мир в соответствии с условиями индивидуального и возрастного развития.

Мотивы учения.

Основной мотив учения- это подготовка к будущей деятельности, затем стремление испытать и выявить свои силы и способности, обязанность перед учителем (выучить урок), родителями, перед самим собой для собственного самосовершенствования.

Учение совершается через овладение накопленных человечеством знаний.

· Учение- способ усвоения предметных и познавательных действий. Учение направлено на систематическое приобретение – знаний(получение информации), навыков (усвоение приемов, входящих в деятельность), умений (овладение способами использования знаний).

-Характеристика труда.

Труд не психологическая, а социальная категория, это процесс, совершающийся м\д человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ м\д собой и природой. Паук совершает свои операции, пчела строит ячейки, но это трудом не назовешь, т. к. это не сознательная деятельность. Маркс характеризует труд как сознательную целенаправленную деятельность, результат регулируется волей в соответствии с поставленной целью.

Труд – это путь к формированию личности. В трудовой деятельности развиваются способности, формируется характер.

В силу общественного разделения труда, ни один человек не производит все предметы нужные для его потребности, значит мотивом его деятельности становится деятельности других людей. Поэтому человек предусматривает заранее, в отличие от животного.

Для труда требуется не только мотив, но и воля, внимание, чтобы сосредоточиться на процессе.

Во всяком труде, в том числе и физическом, участвуют и умственные процессы, все стороны личности.

В каждом труде имеется техника, которой необходимо овладеть, поэтому большое значение имеют знания и навыки. Значительную роль знания приобретают в более сложных видах труда, а особо важную роль навыки играют в механизированном труде.

· Труд- процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека.

Проблема соотношения внутренней и внешней деятельности. (А.Н.Леонтьев. Проблемы психологической деятельности.Сборник научных трудов:Деятельный подход в психологии:проблемы и перспективы. М.,1990).

Различают две формы деятельности: вешнюю ( практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних).Долгое время психология занималась изучением внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность выражала внутреннюю. Обе формы имеют одинаковое строение, т. е. побуждаются мотивами и потребностями, направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а образы и результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мыслительной форме.

Внешняя и внутренняя не противостоят друг другу: внешняя принадлежит к миру (любое орудие созданное человеком), внутренняя – к миру мышления. Под внешней понимается практическая деятельность. Внешняя деятельность передается из поколения в поколение. Орудиями труда м. б. и те предметы, которые не выполняют данную функцию. Например, гвоздь можно забить и с помощью камня, камень тоже орудие внешней деятельности. Содержание внешней деятельности приобретается в опыте и через наследственность, не биологическую, а общественную. Общество связывает не только труд, но происходит изменение в общении, т. е. общение идет посредством языка.

Когда люди пользуются словами, они всегда имеют в виду некоторые объективные события. Возникает проблема: каким образом передаются чувства? При передаче чувств человек обращается к своему опыту.

Гипотеза происхождения языка: т. к. человек начал трудиться, то в труд включается язык. В этот процесс включены объект труда и орудие труда, с помощью которого деятельность осуществляется. Т.о., происхождение языка связано с внешне двигательными сигналами (внешней деятельностью).

Единство этих форм проявляется в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и эктериоризации.

Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые отсутствуют в данный момент в поле зрения человека. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек осваивает на практике опыт отношений с ними, т. е. формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. Например, сначала ребенок считает на палочках (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность).

Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) за счет внутреннего плана действий.

Т. о., интериоризация и экстериоризация деятельности человека – это улица с двусторонним движением, где происходит реальная жизнь.

Основы теории деятельности

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).

Истоки теории деятельности:

· объективная рефлексология Бехтерева;

· культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).

Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А.Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" [1].

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" [2].


Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Т. 1, М., 1989.

Психологическая теория деятельности (деятельностный подход в отечественной психологии)

Отечественная психология выдвинула новый подход к изучению психики человека, основанный на категории предметной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия…)

Разрабатывалась теория деятельности в 20-30 годах, в расцвете были зарубежные теории – бихевиоризм, гештальт, психоанализ… и советские психологи учитывали позитивные стороны и недостатки теорий.

Авторы теории деятельности взяли на вооружение диалектический материализм и главный для психологии тезис не сознание определяет деятельность, а деятельность человека определяет его сознание.

Положения данного подхода заключены в следующем:

- реальная жизнь человека есть чередование во времени различных видов его деятельности

- психика и деятельность тесно связаны между собой

- решающая роль в происхождении сознания и развитии психики принадлежит трудовой деятельности

- деятельность определяет мотивы и ценности индивида, т. е. его общую направленность.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Особенностью детского труда является и то, что, не­смотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении, ребенок не создает материальных и культурных ценностей.

Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании соб­ственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, напри­мер, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного ма­териального вознаграждения. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто пе­реключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный харак­тер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И.Г. Пестолоцци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.).

Трудовая деятельность детей имеет свою специфику и поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим (Таблица №1) специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Таблица №1. Специфика компонентов деятельности в игре, труде, учении.

Компо- нент деятель-ности ИГРА ТРУД УЧЕНИЕ
Цель В её постановке главная роль принадлежит детям, обусловлена интересами и желаниями Совместная (для детей и взрослых) постановка цели Цель перед детьми ставит педагог, который руководствуется программой
Планирование Дети подчиняются свободному замыслу, обговаривариваемые пути развития сюжета могут изменяться. Предварительный план не обязателен Характерно предварительный показ и обговаривание всех сторон деятельности Занятие проводит педагог по заранее продуманному плану. Дети выполняют указания педагога
Процесс В процессе руководства педагог должен считаться с замыслом и интересами детей. Прямые указания могут привести к разрушению игры. Участником педагог может не быть. Общение возникает либо на основе единства замысла, либо на основе личных симпатий. Дети с помощью игрушек или предметов-заместителей изображают деятельность взрослых. Их действия носят игровой, отобразительный характер и не приводят к реальному результату. Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен отна чала и до конца выполнять работу с воспитанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого в достижении общей цели. Общение возникает на основе единства цели. Сотрудничество и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом. Ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых и достигается результат. Педагог всецело направляет деят-ть детей: педагог учит – дети учатся. Усилия детей в достижении поставленной цели носят индивидуальный характер. Ведущими являются умственные действия и учебные навыки.
Результат Не приносит практического результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение. Может быть завершена на любом этапе и от этого не теряет своей привлекательности. Смысл труда состоит в получении практического результата, удовлетворяющего чью-то потребность. Дети получают результат познавательного характера - научился.

Трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех ви­дов деятельности, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной взаимосвязи. Каждая деятельность формирует определенные элементы трудовой деятель­ности:

В игре ребенок учится воспроизводить

- труд взрослых и взаимоотношения в процессе труда,

- приобретает представления о не­обходимости труда, его общественной значимости и коллективном его характере.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) способствует формированию умения:

- за­трачивать определенные усилия,

- получать соответствующие результаты, которые должны сверяться с заранее поставленной целью.

В процессе учеб­ной деятельности у ребенка формируется:

- понимание общественной зна­чимости труда,

- умение планировать деятельность и достигать в ней результаты,

- происходит ознакомле­ние с трудом взрослых, через рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций.

Следовательно, овладение начальными формами труда происходит в доступных для дошкольника видах деятельности.

В практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в тру­де, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользо­ваться расческой, аккуратно причесываться». В данном примере следующие педагогические ошибки:

Во-первых, воспи­татель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто приче­сывается, как будто делает красивую прическу. Игра исход­но появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недо­ступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропа­дет.

Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда тре­бует показа, объяснения, упражнений, повторений. Мож­но ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.

В целом трудовая деятельность дошкольника имеет свои особенности, её своеобразие в том, что:

- труд ребенка тесно связан с игрой;

- труд не имеет общественно-значимого ре­зультата,

- труд служит средством развития личности ребенка, формированию нравственных качеств.

Глоссарий
1 Особенности трудовой деятельность дошкольника - труд ребенка тесно связан с игрой; - труд не имеет общественно-значимого ре­зультата, - труд служит средством всестороннего развития личности ребенка, формированию нравственных качеств.

Глоссарий
Овладение начальными формами труда происходит в доступных для дошкольника видах деятельности.
ИГРОВАЯ ПРОДУКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ
1. Воспроизводит - труд взрослых - отношения в труде 2.Приобретает представления - о необходимости труда - о личной и общественной значимости труда - о коллективном характере труда 1.Постановка деятельности 2. Затрата усилий 3. Получения результатов 1. Понимание общественной значимости труда 2.Планирование деятельности 3. Достижение результата 4. Ознакомление с трудом взрослых

Вопросы и задания для повторения

1. В чем своеобразие трудовой деятельности дошкольника?

2. В каких видах деятельности присущих дошкольному возрасту формируется труд?

3. В чем специфика труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Основная литература:

1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с. С. 13-17

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С 177- 178

Дополнительная литература:

1. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитания дошкольников: учебно пособие. / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2002. – 192 с. С 150 – 160

2. Детская психология: Логические схемы : учеб.пособие для студен­тов учреждений среднего проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — 2-е изд., стереотипное — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.— 252 с. — (Схемы). С. 184 – 186

3. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. Нечаева В.Г. , М.: Просвещение. 1983. -207с. С. 18-29

Тема 2.2.: Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп

План:

1. Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп

1. Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компо­ненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, резуль­тат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве свое­образны. Для того чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влия­ние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство им со стороны взрослого. Взрослый фор­мирует мотивы работы (придает им смысл), соответствующие навыки и умения, обучает способам работы, обучает планированию и согласованию действий в процессе труда. Овладение начальными элементами трудовых действий способствует правильному психическому развитию ребенка и готовит его к школьному обучению.

Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из составных компонентовдеятельности(мотивация, постановка цели, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Мотивы: У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются, как стремление сде­лать что-то полезное близким людям. В формировании це­ленаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится.

Мотивы могут быть разные:

- потребность в положительной оценке взрослых;

- потребность в общении со взрослым и соучастие в совместном труде со взрослыми;

- желание чему-то научиться и интерес к процессу действий;

- общественные мотивы (приносить пользу другим) и осознание смысла, общественной важности труда.

- интерес к будущему результату;

- интерес к овладению новыми навыками;

- осознание своих обязанностей.

Потребность трудиться необходимо воспитывать. Пусть ребенок произнесет: «Я хочу», прежде чем услышит: «Ты должен». Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то - нет. Поэтому надо отдать ребенку ту часть работы, которую он предпочитает. Должно быть удовлетворение потреб­ности, интереса. Но часто необходимо лавировать между «хочется» и «надо».

Постановка цели:дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у дошкольника развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Трудовые действия. Ребенок постепенно овладевает тру­довыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под не­посредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредствен­ного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование: К трудовой деятельности относится опера­ция планирования последовательности действий. Она отсутствует у младших дошкольников и осуществляется с помощью взрослого старшими. Простые и известные действия ребенок может плани­ровать, может рассказать, что и за чем, он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Однако при специальном обучении планированию дети овладева­ют этим навыком.

Сначала педагог ориентирует детей на определение последо­вательности операций, выполнение которых приводит к ре­зультату, подает пример и разъясняет целесообразность тако­го планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т. п.); намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Результат видят все дошкольники. Однако млад­шим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.

Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

Оценка Эта операция сложна для малышей и более легко уда­ется старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сна­чала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся пред­видеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Большое значение имеет также оценка достигнутого ре­зультата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятель­ности. С целью их формирования очень важно продемон­стрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.

Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о форми­ровании отдельных трудовых умений, действий. У старших до­школьников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрос­лыми и с их помощью. Тем не менее следует отметить большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков. Осо­бенности труда дошкольников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого про­дукта труда, нравственная мотивация труда.

Глоссарий
Составные компоненты трудовой деятельности дошкольника Компоненты трудовой деятельности дошкольника: мотивы, цель, планирование, результат, оценка

Вопросы и задания для повторения

1. В чем особенности каждого компонента трудовой деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста?

Основная литература:

1. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Буре, Р.С.М.: Мозаика-Синтез, 2011. С. 13-15

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.С. 178 – 180

Дополнительная литература:

1. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В.Г. Нечаевой, М.:Просвещение, 1983.Стр. 4-18

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: «Академия», 2001. -336с. С53 -63

3. Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в про­цессе совместного труда//Дошкольное воспитание. -1972. - №1. - С. 13-17.

ТЕОРИЯ ОГЭ

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность (нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

  • производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
  • государственная (деятельность представителей органов власти);
  • политическая – участие люде в политической жизни страны;
  • военная – защита страны;
  • интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
  • художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются :

-социальная обусловленность (деятельность-это продукт общественно-исторического развития)

- целенаправленность (сознательно выбранные цели)

- плановость (все осуществляется по осмысленному плану)

- предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры)

- субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

В психологии имеется понятие ведущего вида деятельности. Этот вид деятельности определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к познавательным процессам, состояниям и свойствам личности.

Виды деятельности:

1. Игра Учение труд

-Игра.

В игре деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

Теорию игры разрабатывали: Ф.Шиллер, Г.Спенсер, Фрейд и другие. Каждая теория как будто отражает одно из проявлений игры, и ни одна не охватывает ее сущности.

Игра – это осмысленная деятельность, объединенная одним мотивом, является выражением отношения личности к окружающей действительности.

В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, это основное значение игры.

Но игра отличается от деятельности.

1. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает потребность и интерес, а то, к чему принуждает его практическая необходимость.

2. Игра не зависит от того, что диктует практическая необходимость или обязанность. Врач лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные обязанности; ребенок играет во «врача», потому что это его привлекает. Игра исходит из непосредственных побуждений, интересов и потребностей.

Сущность игры:

1. Мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка. Мотивы игры отражают непосредственное отношение личности к окружающей действительности. В игре отпадает возможность расхождения м\д мотивом и целью.

2. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными, чем оперативными приемами. В игре выражается смысл действия, а не реализация цели.

3. Игра –это способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

4. Возможность замещать смыслом игры предметы, функционирующие в неигровом практическом действии. В игре эти предметы приобретают значение, и переходят в воображаемую ситуацию.

5. Игра начинается с мыслительного преобразования реальной ситуации в воображаемую.

· игра- вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством. Усвоение социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Различают игры- индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые.

-Учение.

Учение отличается от игры и сближается с трудом. В учении как и в труде нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину, обязанности. Общая установка в учении не игровая, а трудовая.

Цель учения – подготовка к трудовой деятельности.

Учение заключается в освоении знаний, умений, выработавшихся в результате исторического развития.

Учение и познание.

О взаимоотношении процесса учения и исторического процесса борются две точки зрения.

Первая считает, что учение должно воспроизвести ход исторического развития познания.(Учить как учили дедов). Это не правильно, потому что в ходе учения многое пересматривается и познается много нового. Если следовать такому учению, то будет механический, а не творческий подход к познанию.

Противоположная точка зрения, должен быть независимый путь учения и познания. Основная задача- давать учащемуся материал, чтобы он был доступен, доходчив, легок для усвоения. (Приверженцы педагоги). По мнению Рубинштейна, это опять порочная позиция учения и процесса познания.

По-настоящему правильным решением этого вопроса является признание единства и различия. В процессе обучения ребенок познает окружающий мир в соответствии с условиями индивидуального и возрастного развития.

Мотивы учения.

Основной мотив учения- это подготовка к будущей деятельности, затем стремление испытать и выявить свои силы и способности, обязанность перед учителем (выучить урок), родителями, перед самим собой для собственного самосовершенствования.

Учение совершается через овладение накопленных человечеством знаний.

· Учение- способ усвоения предметных и познавательных действий. Учение направлено на систематическое приобретение – знаний(получение информации), навыков (усвоение приемов, входящих в деятельность), умений (овладение способами использования знаний).

-Характеристика труда.

Труд не психологическая, а социальная категория, это процесс, совершающийся м\д человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ м\д собой и природой. Паук совершает свои операции, пчела строит ячейки, но это трудом не назовешь, т. к. это не сознательная деятельность. Маркс характеризует труд как сознательную целенаправленную деятельность, результат регулируется волей в соответствии с поставленной целью.

Труд – это путь к формированию личности. В трудовой деятельности развиваются способности, формируется характер.

В силу общественного разделения труда, ни один человек не производит все предметы нужные для его потребности, значит мотивом его деятельности становится деятельности других людей. Поэтому человек предусматривает заранее, в отличие от животного.

Для труда требуется не только мотив, но и воля, внимание, чтобы сосредоточиться на процессе.

Во всяком труде, в том числе и физическом, участвуют и умственные процессы, все стороны личности.

В каждом труде имеется техника, которой необходимо овладеть, поэтому большое значение имеют знания и навыки. Значительную роль знания приобретают в более сложных видах труда, а особо важную роль навыки играют в механизированном труде.

· Труд- процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека.

Проблема соотношения внутренней и внешней деятельности. (А.Н.Леонтьев. Проблемы психологической деятельности.Сборник научных трудов:Деятельный подход в психологии:проблемы и перспективы. М.,1990).

Различают две формы деятельности: вешнюю ( практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних).Долгое время психология занималась изучением внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность выражала внутреннюю. Обе формы имеют одинаковое строение, т. е. побуждаются мотивами и потребностями, направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а образы и результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мыслительной форме.

Внешняя и внутренняя не противостоят друг другу: внешняя принадлежит к миру (любое орудие созданное человеком), внутренняя – к миру мышления. Под внешней понимается практическая деятельность. Внешняя деятельность передается из поколения в поколение. Орудиями труда м. б. и те предметы, которые не выполняют данную функцию. Например, гвоздь можно забить и с помощью камня, камень тоже орудие внешней деятельности. Содержание внешней деятельности приобретается в опыте и через наследственность, не биологическую, а общественную. Общество связывает не только труд, но происходит изменение в общении, т. е. общение идет посредством языка.

Когда люди пользуются словами, они всегда имеют в виду некоторые объективные события. Возникает проблема: каким образом передаются чувства? При передаче чувств человек обращается к своему опыту.

Гипотеза происхождения языка: т. к. человек начал трудиться, то в труд включается язык. В этот процесс включены объект труда и орудие труда, с помощью которого деятельность осуществляется. Т.о., происхождение языка связано с внешне двигательными сигналами (внешней деятельностью).

Единство этих форм проявляется в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и эктериоризации.

Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые отсутствуют в данный момент в поле зрения человека. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек осваивает на практике опыт отношений с ними, т. е. формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. Например, сначала ребенок считает на палочках (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность).

Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) за счет внутреннего плана действий.

Т. о., интериоризация и экстериоризация деятельности человека – это улица с двусторонним движением, где происходит реальная жизнь.

Основы теории деятельности

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).

Истоки теории деятельности:

· объективная рефлексология Бехтерева;

· культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).

Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А.Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" [1].

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" [2].


Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Т. 1, М., 1989.

Психологическая теория деятельности (деятельностный подход в отечественной психологии)

Отечественная психология выдвинула новый подход к изучению психики человека, основанный на категории предметной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия…)

Разрабатывалась теория деятельности в 20-30 годах, в расцвете были зарубежные теории – бихевиоризм, гештальт, психоанализ… и советские психологи учитывали позитивные стороны и недостатки теорий.

Авторы теории деятельности взяли на вооружение диалектический материализм и главный для психологии тезис не сознание определяет деятельность, а деятельность человека определяет его сознание.

Положения данного подхода заключены в следующем:

- реальная жизнь человека есть чередование во времени различных видов его деятельности

- психика и деятельность тесно связаны между собой

- решающая роль в происхождении сознания и развитии психики принадлежит трудовой деятельности

- деятельность определяет мотивы и ценности индивида, т. е. его общую направленность.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Труд — это деятельность, которая отличает человека от животных. Именно труд, по мнению Ф.Энгельса, способствовал становлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В выходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов. В экономической сфере непроизводительный труд связан с оказанием услуг: перевозка товаров, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышленной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свалки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном производстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физический.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помощью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли животные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве физический труд все более заменялся умственным. Доля работников, занятых умственным трудом, постоянно увеличивалась. Это — ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии умственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить способы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы в данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долго копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение нескольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наиболее эффективные способы воздействия на объект труда, т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой деятельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный —технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная технология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных операций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле — от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уровень технической оснащенности труда, но это не исключает использования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллективной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые операции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между отдельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследовательском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся индивидуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое положение называется специализацией, или разделением труда. Для более эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается информация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» — синоним понятия «работа». В широком смысле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем назвать любую деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Таким образом, работа — это разновидность трудовой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии называется специальностью. Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математики и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называется квалификацией. Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабочих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высокое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний руководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невозможно предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют инициативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, требует выполнения особых правил. Одни из них связаны с технологическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие основаны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем известно, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключены от электросети, разводить костры вблизи деревянных строений, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблюдение норм эксплуатации оборудования и правил по технике безопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют условия труда. К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваемость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные травмы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возникало чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегуманизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных творчески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повысить уровень культуры труда, т.е. усовершенствовать все составляющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать особенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время называют временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды человек ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по Дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают совершение активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из ритуальных плясок древних людей, а может быть, были способом обучения молодого поколения.

Сторонники теории биологического происхождения игры считают, что игры свойственны многим животным и в их основе лежат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных усваивают образцы поведения представителей своего вида, а брачные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра — это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой деятельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С помощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, развивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрезмерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последствиям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возрасте, наиболее проявляется в ее двуплановости. Играющий совершает реальные действия, хотя они носят условный характер, позволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в процессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ролей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением играющего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участников. В игре могут быть использованы различные предметы, символы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные ситуации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью приложения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», — говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофессионально.

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и социогенеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудо вая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум ственного и физического труда?

5. Каковы цели трудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях:

А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

Читайте также: