Чем отличаются занятия физическими упражнениями от трудовых действий

Опубликовано: 17.09.2024

Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств организма, изменяющихся в течение его жизни.

Гипокинезия — вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность (ДА) человека.

Гиподинамия (пониженная подвижность) — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

Цель дисциплины:Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

- знание научно- биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

- приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

- создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания студентов, являются:

· принцип всестороннего развития личности;

· принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

· принцип оздоровительной направленности.

2.История организация физического воспитания студентов в вузах

В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получили развитие такие виды, как верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры.

Русский просветитель Н.И.Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит понятие "физическое воспитание". В 1765 году академик А.П. Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами - "О физическом воспитании детей" и "О необходимости движения для сохранения здоровья".

Организованное физическое воспитание студентов берет свое начало с курсов шведской гимнастики и атлетики, которые были организованы И.В. Лебедевым - студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Он обратился к ректору с докладной запиской "Об устройстве кабинета физического развития" и 1 ноября 1901 года в университете были открыты курсы шведской гимнастики и атлетики. Начались ежедневные занятия физическими упражнениями.

Заведующим курсов был назначен И.В.Лебедев, который привлек к преподаванию на курсах В.П.Крестьянсона (чемпиона России по гимнастике) и Ф.С.Никитенко (преподавателя фехтования). В составленную И.В. Лебедевым учебную программу вошли гимнастика, атлетика, бокс, фехтование, городки, теннис, футбол, метание диска, толкание ядра, лыжи. Таким образом, курсы шведской гимнастики и атлетики стали аналогом кафедры физического воспитания, а занятия на них - первыми в России организованными занятиями физическими упражнениями в вузах.




До открытия "Курсов" организованные занятия в высшей школе не только отсутствовали, но и считались несовместимыми с понятием университетского образования. Многие студенты Санкт-Петербургского университета, увлекавшиеся спортом в 90-х годах XIX века, вынуждены были заниматься в различных спортивных кружках вне университета, при этом часто скрывая свое имя под псевдонимами.

Так, например, появился псевдоним "Панин" у студента университета Н.А.Коломенкина - будущего первого русского олимпийского чемпиона по фигурному катанию на коньках. Поэтому первые открытые соревнования на "Курсах", где все студенты выступали под своими именами, следует рассматривать как прорыв, как конец эпохи запретов, как признание за спортивными занятиями права на существование в высшей школе. Ученики и сподвижники "Курсов" позже направлялись для налаживания спортивной и физкультурной работы в другие вузы Санкт- Петербурга: политехнический, лесной, военно-медицинскую академию и др.

Развитие физической культуры и спорта в вузах дореволюционной России получило новый импульс после 25 августа 1905 года, когда правительство пошло на уступки и ввело в университетах так называемые "фирменные правила", устанавливающие автономию университетов. Данное решение способствовало введению в 1907 году в Уставы институтов и университетов России "Правила о студентах", которые регламентировали создание студенческих организаций, в том числе - спортивной направленности.

3. Роль дисциплины «Физическая культура» и требования к ней

Физическая культура является частью общей культуры личности и общества. В высших учебных заведениях "Физическая культура" представлена как учебная дисциплина и является важным компонентом целостного развития личности и профессиональной подготовки студентов. "Физическая культура" входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Свои образовательные и развивающие функции "Физическая культура" наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные обще дидактические принципы.

Физическая культура тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности. Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Результатом обучения студентов по программе "Физическая культура" должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни и физическому самосовершенствованию, приобретение опыта творческого использования средств и методов физической культуры и спорта, достижение высокого уровня психофизической готовности специалиста к профессиональной деятельности.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Обязательный минимум содержания

· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности;

· основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

· общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;

· спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Урок 2. Трудовое и физическое воспитание

Трудовое воспитание так или иначе присутствует во всех формах воспитания. Умение трудиться (готовность принять и преодолеть трудности) – это метанавык, необходимый во всех аспектах жизни (от общения с другими людьми до организации отдыха). Кроме того, умение трудиться - это добродетель, это средство, которое помогает преодолеть лень и цинизм, позволяет человеку развиваться.

Гармоничное развитие предполагает заботу о душе и о теле воспитанника. Существует прямая связь между подвижностью и интеллектом ребёнка.

Содержание:

В большей степени в уроке затронуты оздоровительные аспекты физического воспитания, такие как осанка, здоровое питание и закаливание.

Трудовое воспитание

Самое пристальное внимание трудовому воспитанию уделялось в советское время. Трудовое воспитание рассматривалось в двух аспектах – практическом, как подготовка к трудовой деятельности и нравственном, как воспитание трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к решению трудовых задач, ответственности за результаты труда, приоритета общественных интересов над личными.

Часто мы слышим, или говорим сами, что жизнь полна трудностей. Если мы любим своих детей, то должны готовить их принимать трудности и справляться с ними. Экономико-этимологический словарь сообщает: слово «трудиться» практически во всех индоевропейских языках первоначально означает «остаться без родителей». Слово «труд» имеет два значения - работа и страдание - в педагогике этому соответствуют трудовое обучение (обучение конкретным навыкам) и трудовое воспитание (формирование отношения к труду), которое начинается с самых первых лет жизни.

Младшие дошкольники

Концентрация внимания в первые годы жизни имеет особенность – ребёнку трудно перестать воспринимать всю окружающую действительность целиком и сосредоточиться на чём-то отдельном. Однако, включаясь ненадолго в трудовые действия, ребенок получает практическое представление о себе и об окружающем мире. В зависимости от успехов меняется самооценка и отношение к труду.

Обучение детей любому делу предполагает доброжелательную атмосферу, в которой происходят неторопливый показ и подробное объяснение последовательности действий. Важно впоследствии организовать многократное повторение действия, и чтобы требования к выполнению были стабильными. Например, приучая убирать за собой посуду, или игрушки, следует требовать этого ежедневно каждый раз после еды, или игры.

Важно поддерживать все попытки самостоятельных действий. В труде дети усваивают навыки, необходимые для повседневного самообслуживания и хозяйственно-бытовой деятельности. Пресловутый кризис трёх лет на самом деле имеет очень полезную, но не всегда заметную обратную сторону – ребёнок старается. Есть поразительная фраза: «Я сам» - разве это кризис?

Старшие дошкольники

Дети пяти-семи лет имеют опыт участия в труде и владеют рядом навыков (самообслуживания в первую очередь). Учитывая возможности детей, педагог показывает и объясняет весь процесс предстоящего занятия, не разделяя его на маленькие этапы (объясняя только последовательность работы), и только контролирует у детей правильность повторения приёмов.

Дети старшего дошкольного возраста (как и младшего) овладевают трудовыми навыками через упражнения. Но они уже способны дольше концентрироваться на определённом занятии и многократно повторять трудовые действия и при этом ценить качество и скорость выполнения.

Чтобы ребенок в дальнейшем мог успешно трудиться, он должен научиться организовывать свое рабочее место (до и после занятия) и планировать саму работу. Эти навыки принято объединять в группу организационных. Труд воспитателя направлен не только на обучение детей конкретным навыкам, но и на формирование положительного отношения к труду (принимать трудности), а также на организацию совместной деятельности в группе (учиться трудиться вместе).

Школа, семья и переутомление

Содержание трудового воспитания в школе зависит от образовательных программ, возможностей школы, сложившихся традиций, подхода и опыта педагогов и многого другого. В общеобразовательной школе решаются всё те же задачи трудового воспитания, что и в семье, и в дошкольном учреждении: это выработка трудовых навыков и основ культуры умственного и физического труда.

Отечественный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер сформулировала правила, касающиеся трудового воспитания в семье:

1 Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
2 Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило 1 работает, когда ребенок не просит о помощи (даже протестует, когда ее оказывают). Правило 2 работает, когда ребенок либо прямо просит помочь, либо сигнализирует, что не справляется – тогда необходимо помочь. Лучше всего начать со слов «давай вместе». Правило 2 опирается на психологический закон о зоне ближайшего развития ребёнка, открытый Л.С. Выготским.

Воспитатели (родители и педагоги), формируя потенциал ребёнка на ближайшее будущее, обязательно должны отслеживать симптомы переутомления. Переутомление – это патологическое состояние, когда работоспособность не восстанавливается полностью при коротком отдыхе, потому что нарушается взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Симптомами переутомления бывают сонливость, апатия, хроническая усталость, нарушение аппетита, частые болезни, нарушения памяти и усидчивости (дефицит внимания), капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность, появление вредных привычек. Переутомление может спровоцировать целый ряд соматических заболеваний и ослабить иммунитет.

Лечение в виде продолжительного отдыха и приёма лекарств не потребуется, если контролировать режим двигательной активности и сна, дозировать нагрузки на глаза и спину, а также обеспечить правильное питание.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это специфическая форма воспитания, направленная на совершенствование физических качеств организма, и на получение соответствующих знаний (образование). В процессе физического воспитания нужно научить ребёнка, школьника, студента заботиться о своем здоровье в течение всей жизни, и стимулировать самообразование. Как педагогический процесс физическое воспитание имеет свои задачи (оздоровительные, образовательные и воспитательные), а также содействует нравственному и трудовому воспитанию.

Организованные занятия физкультурой (дома и в детских учреждениях) и свободная физическая активность улучшают работу сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, улучшают обмен веществ в организме, повышают иммунитет и развивают опорно-двигательный аппарат ребёнка.

Задачи физического воспитания

Физическое воспитание решает три группы задач – непосредственно воспитательные задачи, оздоровительные и образовательные.

Воспитательные задачи связаны с развитием таких качеств как самоанализ и самооценка, волевых качеств (трудолюбия и упорства), нравственных (отзывчивости и уважения к соперникам) и эстетических. Также воспитываются навыки гигиены и самоорганизации.

Оздоровительные задачи:

A Укрепление защитных сил организма (повышение иммунитета, закаливание).
B Укрепление опорно-двигательного аппарата (в том числе формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия).
C Комплексное развитие физических способностей (скорость, выносливость, координация).
D Задачи по повышению функциональных возможностей систем организма (оптимизация пищеварения, нервных процессов и терморегуляции, повышение ёмкости лёгких, улучшение обменных процессов и предупреждение застойных явлений).

Образовательные задачи – это приобретение знаний о физической культуре и здоровом образе жизни.

Вне зависимости от занятий спортом, важнейшими аспектами физического воспитания являются закаливание, здоровое питание и осанка. Решение задач физического воспитания способствуют всестороннему развитию ребенка, что требует комплексного подхода и зависит от опыта и искусства педагога.

Закаливание

Самое ценное, что даёт закаливание – это укрепление психики ребёнка и выработка терпения. Закаливание организма – это постепенное повышение сопротивляемости неблагоприятному воздействию. Помимо оздоровительного эффекта оно поднимает настроение, помогает в борьбе с ленью и не требует дорогостоящих средств.

Закаливание должно войти в привычку как нечто будничное и естественное, наравне с чисткой зубов. Основные принципы закаливания – это индивидуальный подход, систематичность и постепенность в нагрузках (как в любой тренировке), кратковременный (импульсный) характер нагрузок. Также важны разнообразие способов закаливания и позитивный настрой.

Воздушные и солнечные ванны полезны с первых дней после рождения. У детей выше, чем у взрослых, потребность в кислороде, поэтому полезны прогулки и частые проветривания. Воздушные ванны для малышей до года рекомендуются при температуре 25 градусов, с года до 14 лет при температуре около 20 градусов, для взрослых около 15 градусов. Начинать можно с одной-двух минут. Для солнечных ванн лучшее время с 8 до 11 часов утра и после 16 часов.

В возрасте около двух месяцев уже можно растирать ножки и ручки младенца мокрым полотенцем. Испаряясь, вода забирает тепло – поэтому поначалу важно скорее насухо вытирать охлаждённые участки тела. Примерно с шести месяцев можно начинать растирать туловище – грудь и спинку. Начиная с десяти месяцев можно умывать личико, шею и ручки прохладной водой (температурой около 20 градусов) утром и вечером. В годик можно начинать обливания: после тёплой ванны перед тем, как вытирать ребёнка, вылить на него пару ковшиков более прохладной воды.

Хождение по снегу рекомендуется для всей семьи. Желательно, чтобы под снегом была земля, а не асфальт, а обувь легко снималась. Вначале следует поиграть в подвижные игры, чтобы разогреется. Затем разуться и дать постоять на снегу. Для начала достаточно пары секунд, затем немедленно следует вытереться, надеть обувь и продолжить подвижные игры.

Самым полезным и приятным средством закаливания является баня. Важно избегать перегрева ребёнка. Для начала хватит одной-двух минут в жарком помещении. Затем необходимо обливание прохладной (не холодной) водой, идеальный вариант - это бассейн. Когда температура тела восстановится, можно нагреваться снова. Регулярное посещение бани укрепляет нервную систему, улучшает все обменные процессы в организме и дарит крепкий сон. Также улучшается аппетит. Закаливание полезно для физического развития ребёнка, особенно в сочетании со здоровым питанием.

Питание

Основные правила общеизвестны – минимум соли, специй и сладостей; по возможности исключить жирную и жареную пищу, минимум белого хлеба; приоритет свежим, тушёным, варёным или запечённым блюдам. Основу питания должны составлять фрукты, овощи и каши. Но на самом деле правил здорового питания значительно больше, поскольку помимо того, «что именно и сколько» дети едят, важно «когда», «как», «в каком настроении» и даже «с кем».

Сбалансированность питания подразумевает планирование меню на весь день (по количеству белков, жиров, углеводов, воды, клетчатки, витаминов и минералов). Есть пропорция (1:1:4), которая означает, что требуется много углеводов и примерно поровну жиров и белков. Для организма вреден как избыток, так и их недостаток. Одна калория (от лат. calor – «тепло») - это количество тепловой энергии, которое требуется для нагревания 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. Необходимое количество килокалорий в день для детей: до 1 года 800; 1 - 3 года 1300 - 1500; 3 - 6 лет 1800 – 2000; 6 - 10 лет 2000 - 2400; 10 - 13 лет – 2900. Эти калории должны поступать из овощных, злаковых, мясных и рыбных блюд. Причём важен баланс между полученной и потраченной энергией – то есть стабильность уровня сахара в крови.

Калории отражают энергетическую ценность, но в организме усваивается не всё, что переваривается. Важно не количество съеденной пищи, а усвоенной и количество полученной энергии (сахара в крови). Гликемический индекс показывает скорость превращения калорий в энергию по сравнению с глюкозой (индекс глюкозы 100) – существуют таблицы этого индекса для разных продуктов и соответствующая гликемическая пирамида. Сбалансированность питания находится между двух крайностей.

Никому не придёт в голову утолить суточную потребность годовалого ребёнка в калориях посредством популярного большого гамбургера. Помимо качества питательных веществ, его гликемический индекс выше 100, а индекс любого молока не выше 50 (кроме сгущённого – его индекс 80).

Другая крайность – это подробные расчёты с целью точно соблюсти известные усреднённые нормы необходимого суточного потребления белков, жиров и углеводов. Такие расчёты сами по себе потребуют немало энергии (они должны учитывать, помимо пола и возраста, состояние здоровья, режим физической активности и усталость, время приёма пищи и индивидуальные особенности – скорость обмена веществ, наследственный состав ферментов и, обязательно, эмоциональный фон). Дополнительно, калорийность и гликемический индекс продуктов зависят от способа их приготовления. И, наконец, придётся учесть, что само по себе пищеварение очень энергозатратно (до 40% полученных калорий уходит на процессы, связанные с пищеварением).

Кроме того, проголодаться и потерпеть до следующего приёма пищи – это нормально и даже полезно (организма должен быть готов к пище). Поэтому следует ценить режим питания всей семьи, относиться к нему уважительно, как к семейной традиции. Рекомендуется одно меню для всей семьи (включая детей с 3 лет), но разнообразное в течение недели (здоровая еда не только полезна, но и очень разнообразна).

Помимо прочих преимуществ, когда вся семья за одним столом, проще проконтролировать осанку детей (и самим подать пример хорошей осанки), так как плохая осанка провоцирует нарушения пищеварения.

Осанка

Значение осанки особенно велико в период роста и формирования скелета – то есть именно в детстве наиболее актуально воспитание осанки. Профилактика и коррекция осанки – это одна из важнейших задач физического воспитания. Нарушения осанки наблюдаются у 90% детей 6 - 7 лет, 40 - 50% детей 8 - 10 лет и 50 - 80% студентов.

Правильная осанка формируется при следующих условиях:

Осанка зависит от положения головы, плечевого пояса, наклона таза и (в наибольшей степени) от состояния изгибов позвоночника. Опущенное положение головы рефлекторно расслабляет те мышцы туловища, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Напротив, при поднятой вверх голове, все тело автоматически «подтягивается» - спина выпрямляется, плечи расправляются, живот поджимается — тело принимает правильную осанку.

Для самоконтроля рекомендуется 2-3 раза в день выполнять следующие упражнения:

  • В положении сидя или стоя приподнять подбородок. Затем поднять лопатки, свести их. В таком положении сделать глубокий вдох. Опустить лопатки и сделать выдох.
  • Встать к стене, чтобы не было просвета между стеной и поясницей. Втянуть живот, согнуть руки к плечам, прижать их к стене и держать около трёх минут.

Межпозвонковые диски составляют 50% длины позвоночника новорождённых, у взрослых – примерно 25%. Позвоночник «усыхает» и к 60 годам многие люди теряют около 7 см от своего максимального роста. Из-за плохой циркуляции крови в соседних тканях и отсутствия физических упражнений хрящи и межпозвонковые диски разрушаются. Поэтому при сидячей работе (учёбе) необходимы такие упражнения, как висы и растяжки. Благодаря им рост хрящей заполняет естественные промежутки между позвонков.

Перед упражнением мышцы спины следует разогреть и расслабить. Желательно подниматься на турник и спускаться спокойно, чтобы исключить ненужные подпрыгивания и приземления. Руки на ширине плеч, обхватывают турник сверху. Упражнение можно довести до 5 минут. Потом следует полежать на спине в течение 15 минут или выполнять прочие упражнения из исходного положения лежа.

И теперь давайте подведем итог сказанному.

Заключение

Изучив задачи физического воспитания с акцентом на специфических оздоровительных задачах, можно сделать вывод: здоровый образ жизни доступен не только профессиональным спортсменам, но любому человеку. Вопрос только в осознанной заботе родителя о физическом развитии ребёнка – заботу о его здоровье лучше всего проявить ещё до его рождения.

Физическое воспитание содействует трудовому воспитанию. Трудом (пусть и в игровой форме поначалу) дети усваивают жизнь, как она устроена. Без труда (без вложений сил воспитателя, а потом и самого человека) развитие личности приобретает хаотический характер, наподобие растения, которое перестали культивировать. Также трудовое воспитание является важным элементом образования и необходимым условием воспитания умственного.

Рекомендуемая литература

  • Ю.Б. Гиппенрейтер. « Общаться с ребёнком. Как? »
  • У. Сирс, М. Сирс. « Воспитание ребёнка от рождения до 10 лет »
  • Буре Р. С, Година Г. Н. « Учите детей трудиться »
  • Ле Бийон К. « Французские дети едят всё »
  • Доман Г. « Гармоничное развитие ребёнка »
  • Забалуева Т.В. « Закономерности формирования осанки средствами физической культуры. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка »

Проверьте свои знания

Достижение положительных результатов при регулярных занятиях физическими упражнениями возможно лишь при соблюдении отдельных условий, которые выражаются в виде дидактических принципов. Основными среди них следует считать следующие.

Принцип сознательности и активности предполагает, что занимающийся оздоровительной физкультурой хорошо осознает необходимость движения для поддержания высокого уровня здоровья и понимает физиологические механизмы влияния физических упражнений на организм. При таком подходе физкультурник, во-первых, стремится узнать как можно больше о своем организме и о путях поддержания здоровья; во-вторых, умеет, разрабатывать программу оздоровительной физкультуры в своей жизнедеятельности и планировать рациональное использование различных средств физической культуры для решения общих и частных задач обеспечения здоровья; в-третьих, на основании текущего анализа состояния своего организма вносит своевременные коррективы в программу и организацию оздоровительной физкультуры.

Принцип систематичности и последовательности утверждает необходимость определенной системы в использовании средств физической культуры, которая обеспечила бы решение основных задач и достижения здоровья, реализуемых с помощью физических упражнений. Практика показывает, что чаще всего физкультурник отдает предпочтение какому-либо одному или группе однородных средств (оздоровительный бег, плавание, игры и др.), однако ограничение двигательной активности только ими не может обеспечить решения всех задач достижения здоровья.

Принцип последовательности означает, что нельзя бесконечно менять используемые средства (на первых порах приобщения к оздоровительной физкультуре это допустимо, пока занимающийся не найдет наиболее подходящие для себя физические упражнения). Выбранные средства должны использоваться в определенной системе и последовательности, что позволит не только осознанно планировать нагрузку, но и проследить за ее эффективностью для той или иной системы жизнедеятельности.

Принцип постепенного увеличения нагрузки вытекает из динамики послерабочего восстановления функции организма. Возникшие в результате выполненной нагрузки изменения имеют определенные характеристики, определяемые преимущественно выполненной работой. В таком случае после повторной работы, имеющей те же показатели объема, интенсивности и длительности, что и предыдущие, возникнут однотипные послерабочие изменения. При сохранении такого режима физических тренировок развивается адаптация организма к нагрузкам, и нарастания функциональных показателей не происходит. В то же время повышение рабочей нагрузки (в частности, приходящейся на период суперкомпенсации) способствует прогрессирующим изменениям, выражающимся и в активизации белкового обмена, и в совершенствовании деятельности ЦНС, и в экономизации функций и т.д. Разумеется, речь идет не о повышении нагрузки буквально в каждом занятии, а о тенденции к ее повышению на протяжении определенного временного цикла, например, календарного года.

Принцип индивидуализации предполагает, что организация и содержание физической тренировки должны соответствовать особенностям именно данного человека. Это касается, прежде всего, его генетически предопределенных особенностей. В частности, следует учитывать тип телосложения, предрасположение данного морфотипа (астеник, нормостеник, гиперстеник и промежуточные типы) к определенным заболеваниям, на профилактику которых следует ориентировать физическое воспитание. Другим важным генотипическим фактором является тип высшей нервной деятельности, под который и надо подбирать двигательные средства. Кроме того, необходимо учитывать и особенности свертывания крови, и преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и т.д. Помимо генетически обусловленных качеств в организации физического воспитания следует учитывать особенности семейного положения физкультурника, его профессиональную принадлежность, режим работы и многие другие факторы.

Принцип комплексности воздействия вытекает из специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма. В отличие от спортивной тренировки, где достигается цель узкой спортивной специализации, общее укрепление организма в оздоровительной физкультуре требует использования широкого арсенала двигательных средств. Тренировочный эффект может быть достигнут с помощью любого упражнения. Однако при этом, во-первых, в большей степени проявляется специфический эффект этого упражнения без ощутимого положительного влияния на другие функциональные системы, а, во-вторых, отрицательные влияния, которые в той или иной степени присущи практически любому упражнению, не компенсируются и не нивелируются другими средствами. Таким образом, в полной мере достижение зависимых от физических упражнений целей здоровья - физической подготовленности, физического здоровья и физического развития - достигается только при комплексном использовании двигательных средств.

Принцип обратимости тренировочных эффектов проявляется в том, что последние постепенно уменьшаются по мере снижения тренировочных нагрузок или полностью исчезают при полном прекращении тренировки (эффект детренировки). Снижение работоспособности наступает тем раньше, чем выше ее уровень, но в любом случае через 3-8 месяцев после прекращения тренировок уровень физической подготовленности человека оказывается практически таким же, каким он был до начала регулярных тренировок. Правда, следует отметить, что благодаря сохранению следовых явлений в двигательном динамическом стереотипе восстановление работоспособности при возобновлении тренировок у таких людей протекает активнее, чем у ранее не занимавшихся физической культурой.

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий по физической культуре решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность .

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

Мышцы составляют 40-45% массы тела человека, организм которого очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином "двигательная активность ". У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Специалист, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом самосовершенствовании.

Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность .

К объективным факторам относятся: состояние материальной, спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

В вузах задачу формировании мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые, оздоровительно-спортивные мероприятия.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

3.2. Формы и содержание самостоятельных занятий

После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация - восстановление), обще-подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом и т.д.

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин.) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин через каждые 1-1,5 часа работы оказывают вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Самостоятельные индивидуальные занятия на местности или в лесу вне населенных пунктов во избежание несчастных случаев не допускаются. Выезд или выход для тренировок за пределы населенного пункта может проводиться группами из 3-5 человек и более. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обморожения и т.д.

Не допускается также отставание от группы отдельных занимающихся.

Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1-1,5 часа. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок - вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше, чем через 2 часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видам спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.

Самостоятельные тренировочные занятия проводятся по общепринятой структуре.

Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в вузах - это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, туристские походы, занятия на тренажерах.

Ходьба и бег. Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.

Ходьба - естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности.

Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку.

При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС (пульс) (табл. 3.1). Пульс подсчитывается в процессе кратковременных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тренировки.

Заканчивая тренировочную ходьбу, надо постепенно снизить скорость, чтобы в последние 5-10 мин. ходьбы ЧСС была на 10-15 уд/мин меньше указанной в таблице. Через 8-10 мин. после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню, который был до тренировки. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно (табл. 3.2).

Чередование ходьбы с бегом. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями.

После выполнения бега в чередовании с ходьбой и при наличии хорошего самочувствия можно переходить к непрерывному бегу.

Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.

Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?

Физическое упражнение выполняется в соответствии с физического воспитания и направлено на физическое совершенство, а трудовое двигательное действие-в соответствии с закономерностями производства и направлено на предмет труда.

Что понимают под техникой двигательного действия?

Это наиболее целесообразный способ управления движениями.

Разучивание - это какой этап в обучении движениям?

Втрой этап обучения.

На каком этапе обучения формируется двигательный навык?

При совершенствовании движения.

11. Что такое физическая подготовка?

Это процесс развития физических качеств.

12. Что включает в себя специальная физическая подготовка?

Развитие физических качеств, отвечающих специфике избранного вида спорта.

Сколько мышц в теле человека?

Сколько веса всех мышц приходится на нижние конечности?

Что такое абсолютная сила мышц человека?

Это сила мышц, необходимая для преодоления максимального сопротивления (пружины динамометра или веса штанги).

Какая сила мышц человека имеет решающее значение для выполнения подтягивания в висе на перекладине?

Относительная сила мышц.

При каком режиме работы мышц длина мышцы увеличивается?

При уступающем режиме работы мышц.

18. Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки?

Каковы параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений по методу максимальных усилий?

Отягощение 90% от максимального, 1-3 повторения в одном подходе, 5-6 подходов, отдых 4 мин.

Каковы оптимальные пароаметры нагрузки при выполнении силовых упражнений с целью увеличения мышечной массы?

Отягощение 70-75% от максимального, 6-10 повторений в одном подходе в медленном темпе (30-60 с на один подход); 4-10 подходов, отдых до восстановления.

Как влияют на здоровье анаболические препараты, которые применяются с целью увеличения мышечной массы человека?

Сколько занятий силовыми упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?

3 занятия в неделю.

Что понимают под быстротой человека?

Способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени.

Какие физические упражнения применяются для развития быстроты?

Хорошо знакомые физические упражнения, которые можно выполнять на предельных скоростях и длительность которых не более 20-22 с.

Какие выделяют элементарные формы быстроты?

Время реагирования на сигнал, время одиночного движения и частота движения.

Сколько занятий скоростными упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?

3-4 раза в неделю.

Что понимают под гибкостью человека?

Способность выполнять движения с большой амплитудой.

Зависит ли гибкость от возраста человека?

От чего зависит активная гибкость?

От силы мышц, окружающих сустав и их способности производить движения с максимальной амплитудой.

Какие упражнения более эффективны для тренировки на гибкость?

Комбинированное применение маховых, сиатических и пассивных движений с максимальной амплитудой.

Какую последовательность упражнений необходимо соблюдать во время занятий на гибкость?

Для суставов верхних конечностей и плечевого пояса - туловища - суставов нижних конечностей.




Сколько нужно тренироваться для развития гибкости?

Чем больше, тем лучше.

Как быстро с возрастом теряется гибкость?

Быстрее других физических качеств.

Что понимают под выносливостью человека?

Способность успешно выполнять движения, несмотря на наступающее утомление.

С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для поддержания уровня аэробных возможностей человека?

С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для повышения аэробных возможностей человека?

С какой частотой сердечных сокращений (ЧCC) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для максимального повышения аэробных возможностей организма?

38. Какой дистанции достаточно студентам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости применительно к беговым упражнениям?

39. Какой дистанции достаточно студенткам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости, применительно к беговым упражнениям?

В какой части урока решается задача формирования жизненно необходимых и спортивных навыков, а также - развития волевых и физических качеств знимающихся?

В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся?

Что такое моторная плотность урока (занятия)?

Это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений время к общему времени занятий.

Что такое плотность урока?

Это отношение полезно исползованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию).

Можно ли сегодня рассматривать традиционную утреннюю гигиеническую гимнастику как эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности (физической и умственной)?

Что такое производственная гимнастика?

Это физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления и профилактики профессиональных заболеваний.

Известно, что занятия физическими упражнениями способствуют формированию определенных свойств личности. Какой из приведенных ниже видов спорта в большей степени формирует настойчивость?

Бег на длинные дистанции (циклический вид спорта).

Что является целью диагностики?

Способствование укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Что относится к видам диагностики?

49. Какова периодичность врачебного контроля для студентов?

Какова периодичность врачебного контроля для спортсменов?

1 раз в полгода.

Укажите основное предназначение врачебного обследования.

Определение состояния здоровья студентов и распределение их по группам: основной, подготовительной, специальной.

На что направлены мероприятия врачебного контроля?

На исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

Чем определяется физическое развитие человека?

Морфологическими и функциональными свойствами организма.

Какой тип осанки считается нормальным?

Как называются боковые искривления позвоночника?

До какого возраста можно ожидать увеличение роста у юношей?

До какого возраста можно ожидать увеличение роста у девушек?

С помощью какого прибора определяется жизненная емкость легких?

С помощью спирометра.

Какие характеристики лежат в основе антропометрических стандартов?

Среднее и стандартное отклонение.

На чем основан один из методов оценки физического развития - метод корреляции?

На том, что физическое развитие отдельных частей тела взаимосвязано между собой.

Как вычисляется весо-ростовой показатель?

Делением массы тела на его длину.

Как вычисляется росто-весовой показатель?

Какая должна быть масса тела у человека, если его рост равен 171 кг?

Определите оптимальную величину пульса при продолжительных физических упражнениях для начинающих в возрасте 20 лет.




Читайте также: