Чем занимается кастинг директор

Опубликовано: 03.10.2024

Куратор интенсива Московской школы кино «Кастинг-директор» Елизавета Шмакова известна своей работой над многими узнаваемыми фильмами отечественного кинематографа, среди которых «Измена» Кирилла Серебренникова , «Оптимисты» Алексея Попогребского , «Русалка» Анны Меликян и многие другие. В интервью для Кино-Театр.Ру она рассказывает о том, с чего нужно начинать, где учиться и где черпать вдохновение.

«У нас острый дефицит профессионального образования»: все, что нужно знать о работе кастинг-директора


фото: Елизавета Шмакова

Кем вы хотели стать в детстве? Как стать кастинг-директором?

Как ни странно, кастинг-директором я стала благодаря своему любимому балету. К тому моменту я уже переехала из Петербурга в Москву и работала в Большом театре. Мои друзья киношники обратились ко мне с просьбой сделать кастинг главных героев для сериала о балете. Так все началось. Но все годы работы я думала о том, что в деле, которым я занимаюсь, существует острый дефицит профессионального образования.

Чем занимается кастинг-директор?

Кастинг-директор занимается подбором актеров к картине. Но я настолько придирчива к словам, что слово «подбор» мне страшно не нравится. Я бы сформулировала иначе. Кастинг-директор работает над созданием актерского ансамбля картины. В это понятие входит как работа над художественным решением, так и вопросы коммуникации.

Как проходит процесс? Сколько времени он занимает?

Продолжительность кастинга зависит от многих обстоятельств. Иногда кастинг-директор приглашается на работу, когда создание сценария еще не окончено, но режиссеру и сценаристу необходимо понимать, какие актеры существуют сейчас в пространстве. Ведь часто сценарист для создания образа отталкивается от конкретного актера. Бывает, сценарий уже утвержден продюсерами, и остается только «населить» историю персонажами.

И в том, и в другом случае кастинг-директор читает сценарий, представляет режиссеру и продюсеру свое видение картины, свой дрим-каст. Если видение материала совпадает, работа продолжается, если нет – расставание. Идет процесс проб. Иногда пробы проводит режиссер. Бывают случаи, когда режиссер доверяет кастинг-директору и смотрит уже отснятый материл, проводит только финальный этап проб. Часто второй план и эпизодические роли утверждаются таким способом.

«У нас острый дефицит профессионального образования»: все, что нужно знать о работе кастинг-директора


фото: Елизавета Шмакова

Расскажите о работе на площадке. Как происходит ваша магия?

Как кастинг-директор я площадку не люблю. Но когда снимала кино как режиссер – лучшего места на свете представить не могла. Для меня пыльный павильон студии Горького был лучше Мальдивского пляжа. И я не вру. Но для меня как для кастинг-директора самое любимое место работы – кастинг-студия, где я провожу пробы. Тут действительно происходят чудеса. В комнату с серыми стенами приходят артисты в джинсах и футболках, но на экране монитора передо мной предстают герои совсем другой эпохи. И, замечу, без помощи грима, костюма и реквизита.

В чем особенность кастинга для рекламы?

Разница между кино и рекламой безусловно существует. И основная разница – скорость. Реклама - это невероятная концентрация времени. Вспышка, секунда. Порой надо придумать и сложить кастинг за 2 дня. Был такой опыт.

Как изменилась работа кастинг-директора за последние годы? Повлияла ли всемирная цифровизация на вашу отрасль?

С приходом интернета жизнь кастинг-директора однозначно изменилась в лучшую сторону. Да и не только кастинг-директора. Интернет позволяет экономить время и стирает границы. Это особенно показательно, когда работаешь с зарубежными актерами. Они уверенные пользователи интернет-платформ, которые десятилетиями существуют за рубежом. Иностранные актеры дисциплинированы, быстро и грамотно реагируют на письма кастиг-директоров, не боятся онлайн или самопроб.

Какое кино вас вдохновляет? На что ориентироваться на начальном этапе? Можете дать топ-3 своих любимых фильмов с профессиональной точки зрения и объяснить почему?

Мне кажется, что человеку, который хочет посвятить себя кинематографу, не стоит ограничивать себя только кино. Вдохновение и опыт я получаю от живописи, архитектуры, природы… От жизни во всех ее проявлениях.

Но если говорить о пристрастиях в кино, то я очень люблю фильмы Терренса Малика , Чарли Чаплина , Квентина Тарантино , Фрэнсиса Форда Копполы . Могу пересматривать советскую классику: «Летят журавли», «Романс о влюбленных», фильмы Михаила Калика и раннего Михалкова . Люблю картины Алексея Попогребского «Простые вещи» и «Как я провел этим летом».

«У нас острый дефицит профессионального образования»: все, что нужно знать о работе кастинг-директора


фото: Елизавета Шмакова

Что читать, чтобы набраться опыта? Как разделить чтение книг для себя и для работы? Можете дать топ-3 профессиональных книг, которые помогут начинающим?

Я не разделяю книги на «для работы» и «для отдыха». Наверное, потому что внутри работа никогда не останавливается. Может показаться странным, но одним из «учителей» для меня стал Чарльз Диккенс. Его уникальная способность «рождать» персонажей – точных, выпуклых, уникальных по своей природе и при этом узнаваемых – это то, что вдохновляет меня. Хочется в кино достигнуть такой же выразительности. Я очень люблю Томаса Манна, его «Волшебную гору» и «Будденброков». Поскольку приходится читать довольно много «средних» текстов, то «восстанавливаюсь» поэзией. Есть книги, которые тебя не оставляют и всегда рядом. Для меня это «Лавр» Евгения Водолазкина.

Где вы учились? Что изменилось с тех пор? Где лучше всего учиться сейчас?

Я окончила балетмейстерское отделение Санкт-Петербургской консерватории. То, что мне повезло с педагогами, я знала всегда. Мастера дали мне крепкий фундамент не только культурного багажа, но и привили нам радости узнавания и любопытство ко всему новому.

Когда я приняла окончательное решение остаться в кино, я окончила режиссерские курсы, которые систематизировали полученные мной на практике знания. Но я уверена, что без крепкого высшего образования и знаний, полученных в консерватории, мне было бы много сложнее.

Какие советы можете дать начинающим? Где искать силы, если не получается?

Подробнее об интенсиве Елизаветы Шмаковой «Кастинг-директор» читайте на сайте Московской школы кино.

«Хороший кастинг-директор – человек, которому не знакомо понятие “компромисс”»

Работа людей, отвечающих за подбор актеров, окружена множеством мифов. Одни считают, что в кино невозможно попасть, не имея денег, связей и желания переспать с продюсером, другие убеждены, что сняться в фильме может абсолютно любой – не нужен ни опыт, ни специальное образование. Так ли это на самом деле, мы спросили у кастинг-директора картин «Секс в большом городе» и «День независимости».

CINEMOTION: Существует мнение, что кастинг-директора – самые недооцененные специалисты в киноиндустрии, поскольку результаты их работы может присвоить себе кто угодно. И режиссер, и продюсер, и сами актеры. Вы согласны с этим?

БЕРНАРД ТЕЛСИ: То, чем занимается кастинг-директор, – очень тяжелый и крайне неблагодарный труд. В самом деле – кого всегда хвалят за удачно подобранный актерский ансамбль? Конечно, режиссера. И только. Как будто это он отсматривал сотни фотографий, анкет и дешевых телешоу, пытаясь разглядеть во всей этой толпе новую звезду… Да что уж там, для нашей профессии даже «Оскар» не предусмотрен! И куда только смотрят эти академики.

CINEMOTION: Полагаете, им стоит задуматься о появлении еще одной номинации?

ТЕЛСИ: Это было бы справедливо – кастинг-директор вкладывает в фильм уж точно не меньше, чем костюмер или гример…

А с другой стороны, не так уж это и важно. По крайней мере, для меня. Но тут надо учесть, что я, конечно, далек от образа типичного американского специалиста по кастингам. Живу не в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорке… Голливуду откровенно предпочитаю Бродвей…

CINEMOTION: Однако именно этот факт привел вас на новый проект канала NBC под названием Smash – сериал о том, как на Бродвее ставят мюзикл о жизни Мэрилин Монро…

CINEMOTION: А какими качествами должен, на ваш взгляд, обладать хороший кастинг-директор?

ТЕЛСИ: В идеале это человек, которому не знакомо понятие «компромисс». На каждую роль он отсматривает как можно больше кандидатов, поскольку знает – всегда найдется тот, кто подойдет на роль идеально. И пока в голове не пронесется радостная мысль: «Бинго! Это – он!», поиски должны продолжаться. Нет подходящих типажей среди знакомых актеров – идем в агентства. Не радуют агентства – выходим на улицу… И так далее.

Еще одно важное качество кастинг-директора – это хорошая память. И служить она должна не только для того, чтобы хранить в голове картотеку интересных лиц, но и для того, чтобы никогда не забывать о желаниях продюсеров, которые, как правило, также присутствуют на кастингах. Видеть одних и тех же людей снова и снова они, уж поверьте, совершенно не хотят. Не сможешь обеспечить поток свежих, «незатасканных» лиц – пиши пропало. Даже глазом моргнуть не успеешь, как у проекта появится новый кастинг-директор. Правда, мне в этом смысле везет – с продюсерами я всегда нахожу общий язык. Помогает, конечно, тот факт, что в театральном мире я сам занимаюсь продюсированием.

CINEMOTION: Но начинали-то вы как актер, не так ли?

ТЕЛСИ: Я учился на отделении актерского мастерства и театрального менеджмента в Нью-Йоркском университете. И даже был дублером Мэттью Бродерика в спектакле «Мемуары Брайтон Бич». Но мне это не понравилось. Уже через год стало понятно, что это совершенно не мое. Как раз в тот момент мне предложили работу ассистента в актерском агентстве, где я увидел, что на самом деле должен уметь блестящий актер. У меня не было шансов.

CINEMOTION: И что же должны уметь актеры, чтобы произвести на вас впечатление?

ТЕЛСИ: Производить впечатление – это и есть то, что актеры должны делать лучше всего. Вы даже не представляете, какие серые, безжизненные лица появляются порой на кастингах. На них даже смотреть скучно!

Что касается деталей, то тут уже многое зависит от требований конкретного проекта. В случае с сериалом Smash нам, к примеру, было очень важно найти команду универсальных актеров, у которых бы имелся и театральный опыт, и опыт работы в кино. И уже от этого мы отталкивались. Было по четыре, а на некоторые роли и по пять стадий прослушивания. Но в результате нам удалось подобрать великолепный актерский состав – чего уж скромничать. А вот на кастингах для «Секса в большом городе» мы вообще не требовали актерского опыта. Исполнителями главных ролей мы, понятное дело, не занимались – они ведь все из сериала перешли, – а вот остальные герои прошли через мое агентство. И тут все внимание уделялось внешнему виду претендентов. Я специально просил своих помощников указать это в объявлении, которое мы размещали в New York Times: «Оденьтесь так, словно вы отправляетесь на фотосессию для журнала Vogue».

CINEMOTION: А есть ли у вас понимание того, что не должен делать актер во время кастинга, чтобы не настроить вас изначально против себя?

ТЕЛСИ: Больше всего на свете меня раздражают актеры, от которых резко пахнет парфюмом или бальзамом после бритья. Простите, конечно, за откровенность, но все эти запахи сводят меня с ума. Не люблю посторонний шум. Не люблю видеть на кастинге людей, пришедших по ошибке, – то ли за компанию, то ли так, шутки ради. Не люблю, когда с ребенком, который пробуется на роль, приходит все его семейство, включая бабушек и троюродных теток. Один ребенок – один родитель! Это все-таки кастинг, а не семейное собрание. А еще жутко не люблю, когда в офисе пахнет едой и актер заходит на прослушивание, дожевывая кусок своего гамбургера или пиццы. И это повторяется постоянно… Боже, ну еще никто не умирал от голода во время кастинга – можете навести справки в полиции!

CINEMOTION: В киноиндустрии существует множество мифов, не имеющих отношения к действительности. Вам приходится с ними сталкиваться?

ТЕЛСИ: Самый большой миф – неискоренимая уверенность актеров в том, что мы можем легко и просто куда-нибудь их пристроить. Это такая дикость! Я бесконечно получаю письма из серии: «Очень хочу стать звездой, может, дадите мне какую-нибудь небольшую роль, чтобы меня заметили?» Честное слово, я уже устал объяснять, что это совершенно неверный подход. Система работает по-другому! Есть специальные курсы и тренинги, есть учебные фильмы, кастинги и прочее. Даже если бы я очень захотел помочь этим юным дарованиям, пытающимся пробраться в кино с черного входа, я бы все равно не смог это сделать.

Кино – такой же бизнес, как и любой другой. Люди тратят бешеные деньги на то, чтобы стать врачами, адвокатами или финансистами, и это никого не удивляет. Откуда же эта уверенность, что в фильм с бюджетом в двести миллионов долларов можно попасть, не имея ни должных навыков, ни опыта? Не спорю, бывают случаи, когда роль достается тому, у кого нет за плечами ничего, кроме личного обаяния. Но я своими глазами видел, как подобные счастливчики брали заработанные деньги и сразу же шли с ними на актерские курсы. И это очень грамотно. Выехать на чистом везении можно лишь однажды. Во второй раз удача улыбается лишь тем, кто этого заслуживает.

Есть, правда, и еще один глобальный миф, связанный с актерской карьерой. Причем он в корне противоречит первому. Я имею в виду странную убежденность многих людей в том, что в Голливуд невозможно прорваться, не имея денег или связей.

CINEMOTION: А это не так?

ТЕЛСИ: Не буду отрицать, что в нашей индустрии есть и те, кто продвинулся, переспав с каким-то важным боссом, и те, кого снимают в фильмах класса «А» просто потому, что у них много денег… Но это такой небольшой процент! Актеры, которые прославились исключительно потому, что они действительно хороши, – таких гораздо больше. И в их числе может легко оказаться один из тех, кто бродит сейчас по кастингам и агентствам, снимается в рекламных роликах и телешоу и терпеливо ждет, когда подвернется тот самый шанс. Таких – миллионы! Но знаете, что самое парадоксальное? Найти талантливых актеров все равно невероятно сложно! А ведь я не сижу целыми днями в своем кабинете, надеясь, что будущий Аль Пачино сам постучится в мою дверь… Я правда ищу. Хожу по актерским школам, провожу прослушивания. Однако каждое рабочее совещание в моем агентстве уже много лет начинается с вопроса: «Ну почему мы не можем найти талантливых людей?»

Появление новых профессий в кино – процесс неизбежный. Кинематограф развивается и рождает специалистов, чьи услуги раньше не были востребованы. Большинство зрителей мало обращают внимание на титры, но те, кто внимательно следят за ними, узнают много интересного о создателях фильма. Кроме режиссера, оператора, продюсера и актеров, в кино работают десятки людей разных профессий. Сегодня мы говорим о кастинг-директоре – человеке, который помогает режиссеру-постановщику и продюсеру подбирать актерский ансамбль.

В советском кинематографе существовала такая должность, как ассистент по актерам. Мой собеседник – Виктория Щербань, кастинг-директор и координатор студии «Первое кинопартнерство», которая базируется на «Мосфильме». От нее мы сейчас и узнаем, чем отличается ассистент по актерам от кастинг-директора.

– Ассистент по актерам – это человек узкой специализации, который работает на съемочной площадке, приглашает предварительно актеров на пробы грима, на пробы костюма, следит за тем, чтобы актер вовремя выходил на площадку, вовремя получил нужный кусочек сценария. Это тот человек, который выполняет такие вот схематические действия.

– Что входит в обязанности кастинг-директора?

– Увидеть образ, вычленить его из предполагаемых кандидатов, выбрать нужного из лучших.

– Как происходит выбор кандидатур? Например, вы читаете сценарий. Появляются ли у вас какие-то образы, типажи? Есть ли в этом процессе какая-то магия?

– Магия, естественно, есть – магия творчества, как и в любой профессии в кино. Когда читаешь сценарий, возникают непосредственно образы, возникают личностные характеристики героя, возникают лица, лица не просто актеров, а те возможные лица, которые могли бы участвовать в роли, могли бы представлять эту роль, этого героя.

– Можете привести какой-то пример?

– Недавно я работала над фильмом по произведению Нагибина «Трое и одна, и еще один» кинокомпании «Росфильм» с режиссером Татьяной Воронецкой. Когда я читала сценарий, в моем сознании возникли две актрисы, могущие сыграть главную героиню Софью Пшебышевскую, — это Екатерина Гусева и Виктория Толстоганова. Естественно, по их предыдущим работам, по тому, как они ведут себя в жизни, по их личной энергетике, по их собственной энергетике, по тем параметрам, по которым я наблюдала за ними, по телевидению, на фестивалях и так далее. В результате роль сыграла Виктория Толстоганова, сыграла блестяще.

– А как происходит контакт с актерами? Вы связываетесь с ними лично или это делают какие-то другие люди?

– Естественно, связываюсь прежде всего я. Как только я понимаю, каких людей мы можем пригласить с продюсером и режиссером на пробы, составляется список, и со всеми предполагаемыми людьми я переговариваю по поводу концепции сценария, по поводу места проведения съемок, убеждаю в том, что «это роль ваша, вы будете хороши в ней».

– Где заканчиваются ваши обязанности и начинается работа режиссера-постановщика и продюсера?

– Это было бы неправдой, если бы я сказала, что ответственность кастинг-директора заканчивается, как только режиссер говорит «утверждаем». Ответственность кастинг-директора остается на протяжении всей картины, всего фильма и закачивается только тогда, когда снят последний кадр.

– Скажите, кастинг-директор подбирает только главные роли или в его обязанности входит подбор эпизодников, людей, которые участвуют в массовке?

– Кастинг-директор занимается подбором главных персонажей, второстепенных персонажей и порой участвует в поиске очень маленьких, но ярких эпизодических ролей. Что касается массовки, то здесь есть еще одна профессия, о которой можно говорить как об отдельной профессии в кинематографе, она существовала всегда – это бригадир по массовке. Но курирует подбор бригадира по массовке кастинг-директор. Ассистент по актерам следит на площадке за работой бригадира по массовке. И здесь немаловажно, чтобы личное общение, личные качества кастинг-директора, ассистента по актерам, бригадира по массовке позволяли им сойтись и создать такую хорошую атмосферу на площадке, хорошую атмосферу в работе.

– А кто говорит «все, есть актриса будет сниматься»?

– Последнее слово за продюсером кинокартины. Но, тем не менее, умный режиссер поймет, что продюсер прав. То есть здесь режиссер и продюсер, как правило, - это очень хороший альянс. То есть это люди, которые понимают друг друга, и здесь не должно быть конфликта.

– Скажите, а можно ли получить роль «по блату»? У вас есть такая возможность – пролоббировать того актера или ту актрису, которая лично вам симпатична?

– Молодые актеры порой думают, что это возможно, но это, к сожалению, не так. Чтобы получить роль, нужно соответствовать роли.

– А есть ли отличия в работе с актерами разных поколений?

– Безусловно. Прежде всего в общении. К старшему поколению нужен свой, особенный подход. Вернее, люди старшего поколения были ранены застоем в кино и своей неприкаянностью. Молодое поколение более демократично, более свободно, оно идет на любые пробы, на любой кастинг, оно продвигает себя, не боится заявлять о себе. Старшее поколение актеров более закрытое, и мы все понимаем, что эти люди добились уже определенного уровня в театре, определенного уровня в предыдущих своих киноработах, этим людям ничего доказывать не надо. К этим людям нужен особый подход и микроклимат, располагающий к тому, чтобы человек проделал большое расстояние от дома к кастинг-центру и соблаговолил приехать. Не важно, известный актер или неизвестный, в любом случае к старшему поколению подход особенный.

– Традиционно кинопробы всегда оставались болезненным процессом для известных артистов. За плечами много ролей, звания, награды – и все-таки эти люди проходят пробы. Вы чувствуете, как известные актеры, талантливые, переживают кинопробы?

– Вы знаете, переживают ведь не только известные, взрослые актеры. Вообще пробы – это не очень приятный процесс. Во-первых, потому что человек при поступлении на актерский факультет проходил бешеный конкурс, тратил безумные нервы, при обучении отдавал все свои силы этой профессии, понимая, что больше ничего делать не может. Потому что настоящий актер – это тот человек, который понимает, что если он не станет актером, он не станет ни кем. А как только получает диплом, этот диплом просто можно положить на полочку, и начинается новая эпопея проб. Это опять то же самое, что при поступлении: нужно доказывать, нужно ходить, нужно собираться, нужно наполняться какой-то особенной энергетикой, чтобы опять доказывать всему миру и, в частности, конкретным продюсерам и режиссерам, кастинг-директорам, что «да, я лучший, я для вас». А таких «лучших» очень много, поэтому пробы – это очень болезненный процесс.

– Вы в вашей работе учитываете личные качества актеров при выборе на роль? Актер – существо капризное.

– Во-первых, актер – это очень амбициозная профессия, без этого качества человек не пошел бы, наверное, в такую сложную профессию. Да, актеры – люди капризные. Но поверьте мне, капризные не только актеры, очень многие люди благодаря каким-то своим личным качествам капризны в любой другой профессии.

– Очень много пишут о том, что актеры просят все больше и больше денег.

– Отличие актерской работы от работы обычного человека состоит в том, что у актера зарплата от проекта до проекта. Зарплату в театре мы не берем в расчет, поскольку это практически не зарплата, это - смешные деньги. Поэтому здесь ситуация намного сложнее, чем в любой другой профессии. Сегодня у него есть работа, сегодня у него есть деньги, а до следующего проекта полгода. Вот в этом состоит сложность актерской профессии. Поэтому говорить о том, кто сколько запрашивает не стоит. Это его личное дело. Другая проблема в том, на что договариваются в результате.

– Но вопрос очень конкретный. Вот когда вы договариваетесь с актером, читаете сценарий, видите образ, предлагаете этот сценарий тем людям, кого вы считаете нужным, вы выбираете своих артистов. Когда продюсеры не договариваются по цене с этим актером, естественно, это наносится какой-то определенный ущерб вашей работе. Вы затратили энергию, пытались пролоббировать эту фигуру так, как вы это видите. Были у вас такие разочарования, что вы договорились с актером, он вам понравился, а продюсер из-за финансовых проблем не утвердил, ваш труд пропал даром?

– Был случай, когда я попала в группу с не очень большим бюджетом, которая должна была в кратчайшие сроки сделать фильм с не очень большими затратами. На главную роль нужен был человек с хорошими способностями, но с не очень большими запросами. И мне пришлось провести доверительную беседу с человеком, сказав, грубо говоря, простым языком: «Ты же понимаешь, что роль безумно выгодная. Я со своей стороны обещаю…» К этим людям, естественно, человек пошел навстречу, поскольку роль действительно ему нравилась. А тут уж ясно было, что ничего не поделаешь просто. Человеку не хотелось отказываться от роли, потому что роль действительно хороша была.

– То есть вы хотите сказать, что благодаря вашим личным качествам вам удалось убедить хорошего актера пойти на уступки, чтобы участвовать в проекте?

– Ну, получается, что да.

– А вы можете сказать, что является вашим главным успехом в качестве кастинг-директора, чем вы можете гордиться?

– Достаточно скоро выйдет кинокартина «Трое и одна, и еще один» по Нагибину с Викой Толстогановой и Даниилом Спиваковским в главных ролях. А также там участвуют актеры Данила Страхов, Татьяна Кравченко, Людмила Полякова, Николай Фоменко и еще несколько очень известных, красочных персонажей. Это классика, это литература, это то, над чем я работала с огромнейшим упоением, потому что это – вещь. Здесь, я думаю, сложился хороший альянс между режиссером Татьяной Воронецкой и мною. Мы нашли общий язык, что, наверное, является подарком судьбы. То есть мы друг друга поняли. И я не хочу приписывать себе ни в коем случае все лавры, потому что кино – это ансамбль.

528270_519012988185884_1138979690_n.jpg

Один из самых авторитетных и опытных кастинг-директоров отечественного кино Елена Горяинова сегодня рассказывает о своей профессии и дает советы молодым артистам.

– Лена, с какими кинокомпаниями вы работаете?

– Я перемещаюсь из компании в компанию, при этом смотрю сначала, кто режиссер, а потом уже – какая компания. В основном беру только полные метры, телефильмы или пилоты для сериалов. Долгоиграющие сериалы не беру, считаю, что для профессионального кастинг-директора мыльные оперы – деградация. Этим должны заниматься начинающие люди, которые должны изучить артистов, изучить цену и спрос. Я знаю всех актеров, и быть просто поставщиком телефонов и регулировщиком смен мне неинтересно. Я не име ю в виду 8-16-серийные сериалы, они иногда выходят очень хорошие, – речь идет о долгих мыльных операх.

– Вы по образованию «киношник»?

– Да, у меня два образования. В кино я работаю с 18 лет, сначала была помощником реквизитора, потом костюмером. В то время я не могла стать ассистентом по актерам. Раньше это была такая махровая профессия, где люди, сидели всю жизнь на этом деле. У них было все совсем по-другому, нежели сейчас. Тогда не было даже актерской базы. Ездили смотреть актеров по всей стране, если надо было найти мальчика или девочку – ходили с утра по школам и смотрели, выбирали. Затем я стала помощником режиссера – «хлопушкой». Первое время меня гоняли за то, что не там вставала. Тогда оператор Вадим Юсов сказал: «Не надо орать на человека, надо просто показать и объяснить». Я долго была «хлопушкой», уже достаточно хорошо зарабатывала.

– «Хлопушка» – это особое искусство?

– Раньше – да! Тогда в мои обязанности входило то, что сейчас входит в обязанности многих людей. Я должна была ходить и зарисовывать в блокнотик для реквизиторов – что и как лежит, для костюмеров – во что и как одеты актеры. Все уходили на обед, а я сидела у камеры, записывала монтажные листы – да еще в нескольких экземплярах. Раньше «хлопушки» бегали и за артистами, потому что ассистент по актерам был один и со всем объемом не справлялся. А если не было буфетчиц, то «хлопушка» еще и раздавала всем еду. Для меня это была очень хорошая школа. Потом уже я стала работать ассистентом по актерам. Далее, когда в СССР внедрили профессию кастинг-директор, я стала кастинг-директором. Теперь и в титрах официально пишут «кастинг-директор» и в трудовой книжке тоже.

– Каким, по-вашему, должен быть кастинг-директор?

– Важен ли опыт для кастинг-директора?

– Кино сейчас на 80 % – коммерческое, (20% оставим на «прибли женное к авторскому») и оно заточено на звёзд, неважно подходит ли звезда на данную роль или не подходит. К сожалению, в профессии кастинг-директоров сейчас наблюдается такая ситуация, что опытные, возрастные специалисты, которые прекрасно знают кино и живут им, отстраняются в пользу молодых и неопытных девочек с планшетами. Сейчас куча людей, которые привели в кино «своих», и у них лажа за лажей. Не хочу никого обижать, но это так. Бывает, есть хороший кастинг-директор, а продюсеру выгодней взять пять девочек. А потом случается так, что четырнадцать дней до съемок, звонят кастинг-директору и говорят, что согласны на его паршивый характер, только нужно сделать все быстро, так как у них работали девочки, все было красиво, висело много фотографий красивых артистов на стенде, а снимать в итоге некого. Я больше всего не люблю показуху и «аппликацию» – это когда приходишь в новую группу, а у них висит огромный стенд с «дорогими» артистами, а я-то знаю, что у группы бюджет – три копейки. А еще мне не нравится, когда в коммерческом кино меня используют «Лена, узнай телефон артиста, Лена, узнай занятость» – и чуть ли не дают готовый список артистов. Я говорю им, пусть ваши девочки обзванивают. Моя работа – индивидуальная с каждый актером, их телефоны я собирала 20 лет. А есть такие артисты, которым девочка сто раз позвонит – он не возьмет трубку. Вот в авторском кино такого отношения к кастинг-директорам не бывает.

– Кастинг-директор первым угадывает лицо для будущего фильма?

– Когда в литературе появился Борис Акунин, я про Фандорина прочитала всё. И была уверена, что на эту роль подходит только Олег Меньшиков. Бывали случаи, когда я первая угадала актера, но считаю, что неэтично об этом говорить. Хотя, может быть и зря, потому что на премьере в Доме кино отмечают продюсера, режиссера, а я вроде просто так на сцене стою… Получается, кастинг-директор – боец невидимого фронта.

– Почему нет номинации для кастинг-директоров?

– В Америке есть, у нас нет. Я не очень хочу сама о себе говорить, предпочитаю, когда за меня эти вещи говорит режиссер. У нас один фильм гуляет до сих пор по международным фестивалям, называется «Мужская женская игра» – про футбол. Этот фильм снимала замечательный режиссер Мария Маханько. На встречах с творческой группой этого фильма Маша всегда говорит, что «Лена показала мне актеров, а я утвердила».

– Назовёте режиссеров, с которыми вам нравится работать?

– Владимир Котт, Мария Маханько. С кем-то из режиссеров срабатываешься, с кем-то не срабатываешься. Как правило, если режиссер – мэтр, а я с ним не сработалась, значит, виновата я, не дотянула. А бывает, что мальчик снимает первый фильм и ведет себя не совсем корректно и адекватно – вот стараюсь избегать амбициозных мальчиков и девочек из ВГИКа. Если происходят конфликты с мэтрами, то виню только себя.

– Как вы ищете новые лица?

– Сейчас, как таковые, новые лица особо и не требуются. Новые лица нужны только для авторского кино, но из-за скромного бюджета там нет возможности ездить по городам и искать. А какие лица в коммерческом кино? Известные. Да, иногда ставится задача собрать актерскую базу, но актеры сейчас, в основном, являются клиентами актерских агентств, зачастую сразу нескольких, их фото есть на сайтах – и найти любое лицо сейчас легко, не то, что в советские времена. Есть еще один аспект – бывает, на кастинг приходит новое интересное лицо, но оно так и остается просто новым лицом, потому что человеку не хватает профессионализма.

– Ваш совет молодому артисту, как попасть в кино? Как вы относитесь к фотографиям и к шоурилам?

– Фотографии должны быть двух видов: портретная съемка с несколькими ракурсами, чтобы видеть лицо, и съемка в полный рост. Фотография должна быть обычной, как на паспорт. Все эти задумчивости, позы и шляпки на фото никому не нужны. Что касается шоурилов, мнение двоякое. У меня ни один режиссер не смотрит шоурил, нашим он не нужен. А вот за границей без шоурилов вы в кино не попадете, и то тамошние кастинг-директора требуют уже видео-пробы.

– А вот Хлебников никого не смотрел без шоурила…

– У всех по-разному. Только что работала с режиссером, который сказал, что ему не нужен шоурил, а надо вызывать артистов и самим делать пробы. Хочешь – делай шоурилы, хочешь не делай. Это так же, как с платными тренингами. Эти тренинги и курсы не гарантируют, что ты будешь сниматься, не гарантируют роли, но они дают ценные профессиональные советы. Я очень люблю ходить к Марине Разбежкиной на такие мастер-классы, к Александру Митте. У Александра Кузнецова, который снял замечательные картины, скорее не мастер-классы, а творческие встречи. Я с сомнением отношусь к тому, когда всех приглашают на мастер-классы американцев за большие деньги. В Америке все идет по-белому, там нет заработка, как у нас, в конвертах. Там даже массовку надо брать из профсоюзов. Нельзя позвать знакомого человека. Райдер для массовки у них такой же, как и для актеров, там даже спросят, не вегетарианец ли человек и что бы он хотел на обед. Я скептически отношусь к мастер-классам, через которые можно попасть в Американскую актерскую базу – там своих актеров хватает, и их интересы защищены. А наши актеры часто ведутся, думают, что если пойдут на этот мастер-класс, то им Дед Мороз сразу под елку подложит роли. Я считаю, что наши классические театральные вузы дают хорошую профессиональную подготовку. Грош цена тому артисту, который отучился 4 года и едет раскрываться к американцам, потому что он зажат. Иди тогда к доктору, там тоже комплексы убирают. Уверенному в себе человеку не нужны никакие тренинги.

– Мне сказали, что сейчас в Москве 9 тысяч актеров. Могут ли они все быть при работе?

- Думаю, что больше, чем 9 тысяч, это только те, которые зафиксированы и где-то числятся, а есть еще много неприкаянных. Работа – это случай. Нужно быть в нужном месте в нужное время. Но судьба человека найдет сама, если человек талантлив, его увидят, и он начнет сниматься. Это как Оксана Акиньшина, которая снимается с 13 лет и по сей день является одной из самых медийных актрис. А бывает и так, что народный артист сидит в своем театре, и никто его не знает, кроме бабушек-поклонниц. Это непрогнозируемая вещь. Бывает, что люди выходили из массовки и становились звездами.

– Так стоит ли молодым идти в такую жесткую профессию?

– Она не жесткая, она лояльная. Даже если ты остался за бортом, ты же не без рук и не без ног, поменял профессию и все. Я знаю кучу артистов, которые в 40 лет нашли не актерскую, но тоже творческую и денежную профессию. Открыли кафе, делают фестивали. Если ты талантливый, то все получится.


Сегодня в нашем объективе основатель и генеральный директор известного на рекламном рынке актерского кастинг-агентства «First Choice» Марина Холоднова. Трудно ли быть кастинг-директором? У ответа на этот вопрос есть множество граней, которыми блистала Марина в нашем сегодняшнем интервью.

Марина, как вы пришли в бизнес, что вас к этому подтолкнуло?

Вы знаете, когда-то я работала актрисой, а потом у меня появились дети. (смеется) Одна из моих родственниц в далеком 95-м году, когда рынок рекламы только становился, работала в производстве. На тот момент, помимо всего прочего, я занималась с детьми в театре, и она привлекала меня на разного рода проекты в качестве ассистента по подбору детей. Это, можно сказать, послужило началом становления меня как кастинг-директора. И, таким образом, я потихоньку увлеклась.

Есть ли какая-то своя специфика в истории развития вашего агентства «First Choice»?

Основное, к чему я стремлюсь – это порядочность. Знаете, раньше, в дореволюционной России, было, что называется, «купеческое слово», которому верили больше всяких бумажек. Вот, наверное, я стремлюсь к таким отношениям. Мы работаем с людьми, поэтому хочется максимальной прозрачности и приятности во всех отношениях.

А история наша началась после того, как у меня появилось огромное количество работы в качестве кастинг-директора. Тогда я поняла, что либо попаду в сумасшедший дом, либо найму помощников. Ведь раньше кастинг-директор делал все: собирал фотографии, подбирал актеров, снимал видео-пробы, давал задания, делал монтаж, работал на площадке, причем одновременно на двух и более проектах. Поэтому я начала привлекать к себе менеджеров, обзвонщиков, видео-операторов, IT-специалистов. Постепенно все это разрослось, и образовалось агентство. Знаете, мне всегда было очень страшно брать еще одного человека в коллектив, потому что я не знала, чем же я ему буду платить. Но когда человек начинал работать и приносить пользу, деньги откуда-то появлялись. (смеется) Сейчас у нас работает примерно от 24 до 27 человек!

У ваших кастинг-менеджеров один функционал или они выполняют разные задачи?

Все работают в разных направлениях. Во-первых, мы создали разные отделы: отдел рекламы, отдел кино, отдел по работе с селебрити. В рекламе у нас работает больше людей – несколько кастинг-менеджеров, несколько «режоперов», ассистенты кастинга, обзвонщики и так далее. Так что штат довольно большой.

Вам, как агентству, трудно совмещать два направления одновременно - кино и рекламу, или это нормальная практика и так работают все?

Нет, так «все» не работают. В этом, пожалуй, наше отличие от многих. И это интересно! Каждый занимается своим делом, и всем от этого хорошо. (смеется)


Расскажите, чем отличаются требования к актеру для участия в рекламе от кино?

В рекламу, в основном, нужны люди с положительной энергетикой, обаятельные, естественные. И здесь совсем не обязательно актерское образование. При условии, что это роль, в которой человек не должен произносить текст. Потому что, как только актеру нужно «открыть рот», часто возникают серьезные проблемы. Все не так просто, как кажется.

В кино же просто так попасть невозможно – нужно хорошее образование. Хотя в последние наши сериалы попадали люди и без специального образования. Но в хорошее кино берут не просто с образованием, а в основном с московским – "Щукинское", ГИТИС, МХАТ – или питерским…

С провинциальным образованием тяжело попасть?

Очень. Потому что образование сильно отличается и в основном является некачественным. Но это все равно не является препятствием для студентов. Многие едут в Москву, очень много людей со «странным» образованием приходит. Гарантий у них никаких нет, но, конечно, бывают исключения.

Существует ли явная специфика и разграничения у самих кастинг-менеджеров, работающих с актерами в кино и актерами в рекламе?

Реклама – это очень быстрые сроки. Поэтому менеджеры нужны мобильные. Также нужно иметь большую наработанную базу контактов. Мы, работая в рекламе, очень часто привлекаем другие агентства – модельные, спортивные, детские. В кино работа более длительная, более подробная и вдумчивая. Хорошо выполненная работа очень зависит от опыта и знаний кастинг-менеджера, его связей с актерами. Не у всех молодых кастинг-менеджеров есть связи и хорошее знание актеров. Эта работа достаточно сложная. Ты должен как библиотекарь знать свой каталог. Когда приходишь к режиссеру, ты уже должен иметь какое-то видение и сразу предложить ему что-то навскидку, чтобы найти начальный контакт непосредственно с ним. Для кино, бывает, кастинг длится дольше двух месяцев – в зависимости от режиссера. Раньше он мог очень долго искать своего героя и не находить.

Почему вы говорите «раньше»?

Потому что сейчас все стало проще по отношению к выбору актеров на роль. И к тому же, к сожалению, не всегда выбирает режиссер. Бывает, он доволен всем актерским составом, а когда все это посылается на телеканал, продюсеры все перечеркивают и сами назначают того, кто будет сниматься. Здесь, увы, ничего не поделаешь. Но так, в основном, происходит с сериальной продукцией.

Часто поступают запросы – нужно новое, «незаезженное» лицо. Как происходит поиск новых лиц?

Честно говоря, очень сложно искать новые лица, потому что кастинги проводим не только мы, их по Москве много. И все эти люди, которых вы сейчас видели у нас в коридоре, они приходят не только к нам. Таким образом, у креатива основных рекламных агентств складывается общее впечатление, что все эти лица уже невозможно видеть, потому что они всюду ходят на кастинги. Я иногда беседую с некоторыми актерами, чтобы они не ходили везде.

Более того, когда находится новое лицо, оно очень быстро становится «старым». Потому что, если это лицо интересно, его начинают повсюду хватать, и появляется некая «мода» на актера. Это лицо «прокатывается» несколько раз, а потом становится никому не интересным. В рекламе существует большая опасность стать «замыленным» лицом. Актер не должен бросаться на все, что предлагают, а должен выбирать.

Вы упомянули моду. Насколько часто заказчики, попадая под влияние каких-то тенденций, выбирают однотипных персонажей? И приносит ли это трудности вашей работе?

Безусловно, такое явление есть, но у нас трудностей с этим не возникает. Но одна из более важных проблем – найти главного героя, чтобы он вписывался в те или иные тенденции. А еще большая проблема - понять, что это должен быть за герой. Более того, у меня была даже идея формирования «героя нашего времени». Над этим надо всегда думать – мы все время находимся в поиске главного героя, чтобы он был интересен зрителю. Проблемы у нас в стране, в основном, с мужчинами.

С внешностью, с типажом, с актерскими способностями?

Да со всем вместе. Проблема в том, что лица мужчин-актеров к 40 годам становятся, ну как бы мягче сказать? По ним видно, что их образ жизни не соответствует профессии актера. Потому что многие из них, если в свое время не становятся очень востребованными, то, как правило, ломаются. Когда мы проводим кастинг на 40-45 летних мужчин, людей приходит очень мало.


Были в вашем агентстве новые лица, которые в итоге стали знаменитостями?

Конечно. Например, была одна из звезд сериала "Интерны". Но, к большому сожалению, проблема в том, что актеру очень трудно пройти через славу. Сначала перед тобой сидит простой человек и долго убеждает тебя в том, что он никогда в жизни не заболеет звездной болезнью. Тем не менее, заболевают почти все.

В чем это выражается?

Это очень серьезная проблема. Человек начинает себя очень любить и считать, что если к нему повышенное внимание на площадке, то это внимание не потому, что он в кадре и выполняет работу, а потому что он просто самый важный. Он начинает думать, что гример, костюмер или кто бы то ни было – это люди второго сорта. Он начинает плохо разговаривать со всеми.

Это проходит?

Очень редко. Причем люди, которые действительно талантливы и интересны - они этой болезни не подвержены.

Ваша главная задача при работе с уже состоявшимися селебрити?

Одна из самых больших проблем – это представление людей о рекламе как о месте, в котором получают просто огромные деньги. Я помню, мы звонили одному известному телеведущему, которого хотели пригласить в проект. И первая сумма, которую он назвал, была 2 миллиона долларов! Люди совсем не понимают расценок! Потом мы, конечно, пообщались, объяснились и в итоге сошлись на адекватной цифре. В основном наша задача - объяснить приблизительный расклад цен. Но есть какие-то звезды, которые давно снимаются в рекламе, и они уже имеют соответствующие ставки.

Что вам, как агентству, крайне не нравится в конкурентах?

Я к конкурентам не отношусь плохо, потому что они – стимул для развития. Мы сами стараемся все время учиться, следовать новым веяниям, пересматривать какие-то свои прежние действия – это необходимо в современном мире.

Существует ли профсоюз или что-то подобное среди кастинг-агентств?

У нас есть «Гильдия актерских агентов». Но это те, которые работают с кино. Там мы вырабатываем некоторые пункты для договоров, пытаемся влиять на взаимоотношения актеров с продюсерами. Более того, мы сейчас в хороших отношениях с «Ассоциацией продюсеров кино и телевидения». Как раз там мы поднимаем все вопросы, которые необходимо поднимать в производстве. У всех есть определенные проблемы, и все вместе мы пытаемся их разрешить.

Учат ли где-нибудь в мире такой профессии как кастинг-директор?

Я не думаю, что этому учат, но у нас когда-то были курсы повышения квалификации то ли на Мосфильме, то ли при киностудии им. Горького. В частности, там было что-то похожее на обучение профессии кастинг-директора. Не знаю как за рубежом, честно, не могу сказать. Люди, которые приходят в эту профессию, обычно приходят спонтанно.

Мы говорим про кастинг-директора, а есть еще такая история как актерский агент. Мы для некоторых актеров выступаем еще и как агентство. Их немного, но они тщательно отобранные. Почему-то очень многие считают, что актерским агентом быть очень легко и любой человек, который поработал один раз на площадке – пусть даже в буфете, он считает, что может взять себе актера и работать с ним. Поэтому сейчас из ниоткуда появляется очень много странных людей, которые при первой сложности открещиваются от актера и, что называется, кидают его. Это непростой труд - нужно разбираться в законодательстве, знать юриспруденцию, уметь контактировать с продюсерами, кастинг-директорами и так далее.

В титрах к фильмам (особенно голливудским) имена кастинг-директоров часто можно увидеть на третей позиции сразу после продюсера и режиссера. Выходит, это очень важная позиция в цепочке кинопроизводства?

Вообще, да. Потому что кастинг-директор – безумно творческая работа. Если он профессионал, то ансамбль актеров в проекте будет просто блестящий! Обычно качество ансамбля хорошо видно. Либо это те самые «замыленные» лица, о которых мы говорили выше, либо что-то очень интересное и новое. Есть кастинг-директора, которые до сих пор ездят по городам, ходят в театры – их все меньше и меньше, потому что есть интернет. Сейчас, в основном, просто сообщают запрос через разные источники, и им потом уже что-то присылают на почту. Раньше кастинг-директор не мог работать на нескольких проектах, сейчас работают на 3-4 кинопроектах. Все благодаря интернету.

В странах с развитой киноиндустрией огромную популярность имеют веб-системы поиска и подбора исполнителей. Существуют ли в России аналоги?

У нас есть «Кино.Театр». Это основной ресурс. Мы им пользуемся, но единственная проблема в том, что там нет обратной связи с актерами, и потом приходится искать, как с ними связаться.

Это все бесплатно или по подписке?

Это бесплатно. Человек просто присылает свои работы, которые проходят модерацию, и потом их публикуют. Человек должен прежде где-то уже сниматься или играть, чтобы его опубликовали на этом портале.

Мы присутствовали на нескольких семинарах, посвященных проблеме, на которых постоянно говорят о необходимости создания профессиональных веб-сообществ для актеров. Но при этом никто не хочет ни за что платить, даже когда речь идет о незначительных суммах. Как вы думаете, у нас в принципе когда-нибудь изменится менталитет по отношению к этому?

Действительно, нехватка таких ресурсов есть. Я думаю, что ментальность преодолеть вполне возможно, когда люди увидят, что это работает. Сейчас очень много непонятных баз, куда нужно становиться за оплату. Но ты платишь и "хоронишь" себя там навечно. Если будут положительные отзывы, то профессионалы, естественно, пойдут. Но, учитывая опыт нашего советского прошлого, у всех есть такое иждивенческое восприятие всего – люди почему-то считают, что им кто-то должен. Мол «вот я весь перед вами – изучайте». Хотя нынешнее поколение начинает потихоньку преодолевать это.

Вообще, когда актер приходит на кастинг, то мы предупреждаем, чтобы они приходили поближе к образу, потому что ни у кого нет времени фантазировать, какой он там может быть. Если нужен типаж «ботаника», приходите поближе к нему, чтобы режиссер сказал – «о, вот его я сейчас посмотрю». А заниматься изучением деятельности конкретного актера - ни у кого нет времени. Сейчас время очень быстрых решений.


Сейчас вы только руководите или тоже принимаете участие в процессе кастинга?

Ваша профессия откладывает отпечаток на повседневной жизни?

Раньше, когда я вела очень много кастингов, то у меня, когда я ехала вечером в метро, было ощущение, что я всех знаю! (смеется) Очень многих актеров я постоянно встречала в метро. За одну поездку человека 2-3 обязательно. Причем, поскольку у нас база с информацией, я обязательно знала, какой у человека рост, например. Ощущение, что я всех знаю, прямо скажем – не очень хорошее.

У вас, наверное, хорошая память на лица?

Конечно, это естественно.

А когда вы в кино ходите, вы как-то проводите анализ актеров? Это тоже часть работы, получается?

Конечно! Мы смотрим, кто как играет. В основном мы всех знаем – и это речь даже не о селебрити. Часто присматриваешься, думаешь, куда его в дальнейшем можно предложить. Даже бывает, что я дома, переключая каналы, могу зависнуть, наткнувшись на какое-то новое лицо. Потом в офисе мы это все вместе обсуждаем.

Вы позволяете себе считать ваше агентство на сегодняшний день лидером в подборе актеров?

Я бы не стала так рассуждать – мы не стремимся за лидерством, но на рынке нас хорошо знают. Этого достаточно. Нас знают не только в России, у нас много международных проектов, у нас работает много людей, хорошо знающих язык.

Какие примеры успешных международных работ можете привести?

Не знаю, можно ли назвать словом «успешные» (смеется), но проекты есть. Например, к нам обращался «20-й век Фокс» года четыре назад - нужны были русские актеры в одну из частей «Людей X». Обычно они снимают сербов, которые плохо говорят по-русски. На то есть достаточно серьезные причины – сербы все-таки лучше говорят по-английски. В этом контексте основная проблема российских актеров – почти никто не говорит по-английски, и даже если они считают, что говорят, то говорят все равно плохо. Это одна из причин, по которой нашим актерам очень трудно попасть в Голливуд.

Но какие-то актеры снимаются – Ходченкова, Хабенский…

Это скорее исключения из правил. Но вот сделать карьеру, начиная ее с фильмов на Западе, практически невозможно. Это еще такие непротоптанные тропы, которые еще топтать и топтать. Либо наши актеры будут играть проститутку в эпизоде, либо еще что-то – в общем, это несерьезная история.

Возвращаясь к «Людям Х». Там был эпизод, герои встречаются где-то в морях с русским кораблем. Нас просили найти радиста, капитана корабля и генерала. Прежде всего, искали звезд. Они все время спрашивали нас: «а это известный актер?». Просто у них в эпизодах часто снимаются звезды, причем бесплатно. Это считается престижным для звезды - подарить свою эпизодическую роль. Но у них и совершенно другие финансовые взаимоотношения. Они могут бесплатно сняться, но потом получить процент от проката. У нас актеры не получают денег за прокат.

Мы должны были срочно найти российских звезд, которые готовы были через две недели поехать на съемки. Но это оказалось не так-то просто – нужны действующий загранпаспорт и виза, свободное время и так далее. Некоторые актеры, с которыми мы встречались, думали, что мы их разыгрываем – Голливуд, «Люди Х». Те актеры, которых они хотели, были разобраны на год вперед – это первая проблема. Вторая проблема – была масса накладок со стороны создателей фильма – перенос съемочных дней, например. В итоге снимались сербы. Хотя мы предлагали хороших ребят. В этом году была похожая история. Мы тут всех перелопатили, и ничем опять не закончилось.

Как вы думаете, в обозримом будущем эта тропа на Запад будет протоптана?

Проблема в том, что наши актеры не очень понимают, что своей профессией нужно заниматься. Сначала актер учится в училище четыре года – танцует, поет, занимается фехтованием, а когда он выходит, то перестает всем этим заниматься. Тренинг должен быть постоянным, чем и занимаются западные актеры. Они все прекрасно танцуют и поют. Наши же больше любят поговорить об этом. Опять-таки язык – весь мир на нем говорит. Им надо заниматься! У нас даже была идея, которая все еще теплится. Есть актеры, которые на данный момент нигде не снимаются и не играют в театре, но хотят быть в форме. Мы хотели бы создать какое-то место, куда мог бы прийти актер – подвигаться, потанцевать. Если он хочет научиться кататься на лошади, то произвести какие-то коммуникации в этом направлении. В общем, собрать все воедино. Более того, когда мы думали над этим и уже нашли место, от актеров были только положительные отзывы. С кризисом все немного изменилось, но мы надеемся это воплотить в жизнь.

Что хорошего напоследок можете сказать о профессии кастинг-директора и о вашем агентстве?

Мы все время находимся в развитии, интересуемся всем новым, готовы к сотрудничеству! Трудностей мы не боимся. Когда мы преодолеваем конкретную сложность, то автоматически становимся людьми, которые могут работать с такого рода задачами – и это является преимуществом перед конкурентами. Я считаю, что кастинг-директор - это очень творческая профессия. Вообще думаю, что не творческих профессий не существует. С 95-го года я занимаюсь этим и мне не надоедает. Напротив, становится все интереснее и интереснее!

Читайте также: