Чем занимается научный сотрудник музея

Опубликовано: 17.09.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Главный научный сотрудник музея относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Главный научный сотрудник музея назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность главного научного сотрудника музея принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет.

1.4. Главный научный сотрудник музея должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев;

- порядок организации работ по учету, хранению, изучению, публикации, обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

- законодательство в сфере авторских и смежных прав;

- правила описания музейных предметов;

- порядок организации экспертизы культурных ценностей и музейных предметов;

- требования к порядку выдачи музейных предметов во временное и постоянное пользование;

- порядок ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации;

- современное состояние науки в избранной области научной деятельности;

- порядок планирования, осуществления и оформления научно-исследовательских работ;

- нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила санитарной, личной гигиены;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На главного научного сотрудника музея возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление научно-исследовательских работ в соответствии с целями, задачами и предметом деятельности музея согласно утвержденным в установленном порядке планам научно-исследовательских работ; изучение музейных предметов.

2.2. Разработка планов научного комплектования музейных фондов, научных концепций развития музея, концепций экспозиций и выставок.

2.3. Осуществление подготовки публикаций о музейных предметах, закрепленных за музеем.

2.4. Участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, исследованиях, научных экспедициях, в том числе археологических.

2.5. Ведение лекционной работы, проведение занятий и дача консультаций по тематике проводимых исследований экскурсоводам музея.

2.7. Составление планов проведения научной деятельности, подготовка отчетности об их исполнении.

2.8. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Главный научный сотрудник музея имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности музея от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы музея.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Главный научный сотрудник музея несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Главная картинка статьи Экскурсоводы, смотрители, научные сотрудники. Кто работает в музее?

Кто работает в музее? На этот вопрос любой человек, который хоть раз посещал это культурное заведение, скажет: «экскурсовод». А еще? «Ну, там, тетеньки на стульчиках сидят». А между тем в каждом таком учреждении трудится целый штат сотрудников, и это отнюдь не «тетеньки на стульчиках», а высококвалифицированные специалисты разного профиля. Кто же они?

кто работает в музее

Экскурсоводы

Сотрудник, который непосредственно общается с посетителями и рассказывает о представленной коллекции – это экскурсовод.

Без преувеличения этого работника можно назвать специалистом широкого профиля: ведь он должен не только хорошо владеть материалом, но и уметь его донести до посетителей так, чтобы им было интересно. Причем с учетом аудитории его выступления должны существенно различаться: для маленьких детей играется целый спектакль (иначе их внимание не удержать); взрослым интересны одни детали, специалистам – другие.

Сейчас во многих музеях используется аудиогид – электронное устройство, которое раздают посетителям для того, чтобы они могли слышать экскурсии на понятном им языке и в том формате, который им удобен. Однако большинство гостей по-прежнему предпочитают живое общение с экскурсоводом, который может и пошутить, и на вопросы ответить, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Профильную специальность «экскурсовод» можно получить после обучения в Институтах культуры, однако по факту на должностях экскурсоводов часто работают историки, краеведы, искусствоведы и журналисты, обладающие необходимыми знаниями и личностными качествами: широким кругозором, организаторскими способностями, способностью к публичным выступлениям.

Смотрители

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Научные сотрудники

Этих специалистов гости музея в основном не видят – их деятельность проходит не в выставочных залах, а в тех помещениях, куда посетителей не допускают.

Чаще всего научные сотрудники занимаются «движением экспонатов» – проверяют их наличие и состояние, регистрируют поступление новых экспонатов, занимаются организацией выставок и экспозиций в плане соблюдения правил хранения ценностей и их перевозки. А еще следят за соблюдением правил консервации и хранения предметов, требующих особых режимов содержания. Должность человека, который этим занимается, называется «хранитель музейных ценностей».

Но нужно понимать, что музеи ведут и серьезную научную и аналитическую работу: изучают и каталогизируют экспонаты, занимаются поиском новых артефактов, разрабатывают концепцию развития учреждения и его экспозиций.

В обязанности научных сотрудников входят и популяризация деятельности музея, и участие в научных исследованиях, а также конференциях, семинарах, экспедициях. Они же отвечают на вопросы посетителей и экскурсоводов, зачастую – разрабатывают для них цикл лекций и выступлений, а иногда и сами ведут лекционную деятельность.

В зависимости от профиля музея в нём могут работать научные сотрудники разных профессий: реставраторы, краеведы, археологи и даже инженеры, если культурное учреждение имеет техническую направленность.

Но самое главное, научный сотрудник – это обязательно специалист с высшим профильным образованием (как правило, искусствовед или историк). На многие должности принимаются только обладатель ученой степени и стажа работы по специальности.

Другие специальности

Среди сотрудников музеев есть электрики, бухгалтеры, механики и другие сотрудники

Как и в любой другой сфере, в музее работают люди многих профессий. Далеко не все из них занимаются наукой и искусством, среди них есть электрики, бухгалтеры, механики, маркетологи, служба безопасности и административные служащие. Здесь они занимаются тем же, чем занимались бы в любом другом месте.

Доходы и престижность работы

Доходы сотрудников музеев

Тех, кто работает в музее, часто называют бессребрениками, т.к. зарплаты у них небольшие. Конечно, здесь нужно учитывать статус учреждения культуры и его расположение.

Например, работники Третьяковской галереи получают больше тех, кто трудится в краеведческом музее небольшого городка, – но и нагрузку сотрудников и ответственность нельзя сравнивать: музейный фонд огромный, ценность экспонатов запредельная.

В разных регионах экскурсовод может получать за экскурсию суммы, различающиеся не просто в разы – в десятки раз. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может общаться с иностранцами.

Среди научных сотрудников крупных учреждений часто можно встретить ученых с мировым именем. Такие люди сотрудничают с музеем не из материальных, а из чисто профессиональных интересов, – однако их зарплаты также разительно отличаются от доходов недавних выпускников вузов.

Самые невысокие доходы имеют смотрители – впрочем, на этих должностях обычно трудятся пенсионерки, для которых даже небольшая сумма вполне привлекательна.

При этом работа в музее считается и интересной, и перспективной, и престижной. На этой работе можно проявить практически все свои лучшие качества – от аналитичности до артистичности.

Интересно, что Кодекс музейной этики, принятый во всем мире, предписывает работнику вести себя подобающим образом всегда и везде.

Одна из самых значимых функций государства — сохранение исторического и культурного наследия. И лучшей формой его сохранения являются, конечно же, музеи. В каждом городе обязательно есть три-четыре музея: краеведческий, изобразительных искусств, тематический. А что уж говорить о столицах — там их не намного меньше, чем магазинов или парикмахерских. Сегодняшняя героиня журнала Reconomica , Ирина, живет в Челябинске и уже несколько лет работает в Челябинском краеведческом музее. Она прошла путь от хранителя музея до специалиста по музейно-образовательной деятельности, поэтому как никто другой знает все нюансы и особенности профессии музейного работника. Итак, слово Ирине.

Как я стала работать в музее

Меня зовут Ирина, мне 34 года.

Я работаю в музее уже несколько нет и в ближайшее время уходить не собираюсь, хотя не могу сказать, что мне всё нравится.

Работать в музее вполне можно, особенно если ты занимаешься при этом какой-либо научной работой или продолжаешь учиться заочно.

Но все, конечно, зависит от того, в каком музее ты работаешь, к какому уровню и тематической направленности он принадлежит, и, наконец, кто является его владельцем: частное лицо (бизнесмен, юридическое лицо) или государство (федеральный или муниципальный уровень).

Немного о музеях Челябинска

У нас в Челябинске, вроде бы миллионном городе, относительно немного музеев:

  • два городских — изобразительного искусства и краеведческий;
  • несколько частных, которые, скорее всего, играют роль помощника бизнеса (Аркаим, народного промысла);
  • множество небольших, которые принадлежат крупным предприятиям (ЧТЗ, ЧМК, ГУФСИН, ЧТПЗ и др.), но считать их полноценными музеями даже не совсем прилично.

Челябинский краеведческий музей

Челябинский краеведческий музей.

Большинство музеев, принадлежащих государству и курируемых Министерством культуры, по-прежнему сталкиваются с проблемами недостаточного финансирования со стороны государства, кражами музейных экспонатов, потребностями в ремонте хранилищ, недостатком кадров и, конечно же, везде низкие зарплаты. Почти половина музейных помещений в нашем городе (за исключением краеведческого, для которого относительно недавно было построено отдельное современное здание) расположены в старинных зданиях, которые не представляется возможным оснастить необходимым оборудованием для хранения и реставрации экспонатов. Они зачастую подвергаются хищениям, возгораниям, требуют проведения капитального ремонта.

Однако, невзирая на данные сложности, можно отметить, что устроиться на работу в музей достаточно сложно.

Например, мне удалось это сделать благодаря связям моей мамы, работающей в Челябинском Министерстве культуры. Я устроилась в Челябинский краеведческий музей.

Чем занимаются музейные работники

Средняя зарплата работников музея минимальна и составляет примерно 20-25 тысяч рублей, но здесь все зависит от научных регалий, специальности и должности.

Хранитель музея

Экспонаты нашего музея — отдельная тема для разговора. Есть экспонаты, связанные с Великой Отечественной войной, с историей Челябинска и всего нашего региона. Есть уголок, посвященный строительству железной дороги. Можно сказать, что наш музей даёт людям возможность почувствовать историю Южного Урала в её чистом виде. Помимо постоянных экспонатов, мы регулярно проводим выставки с местными художниками.

музей

Наш музей даёт людям возможность почувствовать историю Южного Урала в её чистом виде.

В первое время я работала хранителем музея. Это именно те работники, которые незаметны для посетителей. Их труд очень важен для функционирования музея, и в то же время тяжел и, главное, скучен.

Я должна была заниматься и отвечать за прием, маркировку, систематизацию экспонатов, а также контролировать условия их хранения. На мне лежала ответственность за транспортировку экспонатов, их упаковку, оформление экспертного заключения. И не стоит забывать, что аллергикам в эту профессию вход закрыт, ибо пыль, отрава от крыс, а различные вредители тут присутствуют в огромном количестве.

Научный сотрудник

Одновременно со мной работала женщина, ей было 37 лет, и она была научным сотрудником. Для этой должности, кроме высшего образования, нужна научная степень.

Научные сотрудники занимаются научным направлением деятельности музея:

  • проводят исторические исследования,
  • организуют и посещают конференции,
  • читают лекции для посетителей,
  • ездят в археологические и этнографические экспедиции,
  • готовят публикации для СМИ.

Методист

Кроме того, на ней же лежала обязанность и функции работы методистом. Эта творческая профессия совмещает в себе две функции: научно-просветительскую и музейно-образовательную.

Специалист по научно-просветительской деятельности работает над методиками проведения экскурсий, готовит экскурсоводов, следит за качеством их работы. Организация научных конференций, семинаров, издательство научных трудов также под ответственностью такого сотрудника.

музей

На этой должности, в первую очередь, предполагалась работа с детьми и студентами. С моей помощью на базе музея проходили открытые уроки, тематические вечера, конкурсы и другие мероприятия.

Эта профессия относится к разряду творческих, так как подразумевает под собой работу с людьми, необходимость идти в ногу со временем, экспериментировать с формой подачи образовательных материалов.

Экспозиционер

И еще в одной должности я проработала почти 1,5 года — это экспозиционер. В мои обязанности входило:

  • разработка планов выставочной деятельности,
  • аннотации к экспонатам,
  • оформление выставки,
  • расположение предметов в выставочном зале.

Нужно учитывать, что посетители видят далеко не все, что находится в фондах музея. Именно мне и приходилось решать и обосновывать перед руководством и научным советом нашего музея, что попадет на выставку, что требует реставрации, а что будет интересно только научным сотрудникам.

Экскурсовод

По выходным я немного подрабатывала экскурсоводом. Мне доплачивали по 700 рублей за 1 день.

Причем, в мои обязанности входили не только организация и проведение самих экскурсий, но и запись экскурсионных групп, синхронизация времени посещения.

в музее

Экскурсовод — профессия интересная, ответственная и даже творческая.

Данная работа требует большой сосредоточенности, хорошей памяти и внимания.

Организатор экскурсий совмещает в себе обязанности менеджера. Принятие заявок, составление договоров с организациями, консультирование по вопросам работы музея — все эти функции требуют умения общаться с людьми. Ну и, конечно же, экскурсовод — профессия интересная, ответственная и даже творческая. Экскурсовод должен уметь увлекательно преподать информацию, удержать внимание посетителей, особенно школьников. За соблюдением правил в выставочных залах, конечно же, необходимо следить.

Поэтому в музее работают, как правило, либо временно, либо, на мой взгляд, просто от безысходности.

1.1. Научный сотрудник музея относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

- младшего научного сотрудника принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в музее не менее 1 года;

- научного сотрудника музея принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет;

- старшего научного сотрудника музея принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет либо высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет;

- главного научного сотрудника музея принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет.

1.3. Научный сотрудник музея должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев;

- порядок организации работ по учету, хранению, изучению, публикации, обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

- законодательство в сфере авторских и смежных прав;

- правила описания музейных предметов;

- порядок организации экспертизы культурных ценностей и музейных предметов;

- требования к порядку выдачи музейных предметов во временное и постоянное пользование;

- порядок ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации;

- современное состояние науки в избранной области научной деятельности;

- порядок планирования, осуществления и оформления научно-исследовательских работ;

- нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

- основы трудового законодательства;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.6. В период отсутствия научного сотрудника музея (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

2.1. Ведение научно-исследовательской работы в соответствии деятельностью музея.

2.2. Подготовка публикаций о музейных предметах, закрепленных за музеем, участие в научных мероприятиях.

3. Должностные обязанности

Научный сотрудник музея исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет научно-исследовательские работы в соответствии с целями, задачами и предметом деятельности музея, согласно утвержденным в установленном порядке планам научно-исследовательских работ.

3.2. Изучает музейные предметы.

3.3. Разрабатывает планы научного комплектования музейных фондов, научные концепции развития музея, концепции экспозиций и выставок.

3.4. Осуществляет подготовку публикаций о музейных предметах, закрепленных за музеем.

3.5. Принимает участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, исследованиях, научных экспедициях, в том числе археологических.

3.6. Ведет лекционную работу, проводит занятия и дает консультации по тематике проводимых исследований экскурсоводам музея.

3.7. Готовит ответы на запросы посетителей музея и средств массовой информации.

3.8. Составляет планы проведения научной деятельности, отчитывается об их исполнении.

4. Права

Научный сотрудник музея имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

5. Ответственность

5.1. Научный сотрудник музея привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.


Кого мы не видим, когда приходим в музей

Многочисленные залы музеев всегда воплощение умиротворенности. Однако так ли спокойна работа их сотрудников? «Труд» посмотрел, как это — работать в музее.

«Это суматошная работа каждый день в году, — говорит бывший работник Третьяковской галереи и Исторического музея Владимир Гуляев. — Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов».

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. «Я всю жизнь занималась историей декабристского восстания и судьбы декабристов», — рассказывает Анна Леонидовна из Москвы. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. «По-этому среди экскурсоводов много выпускников инязов. Особенно в городах Золотого кольца — Суздале, Ростове, Переславле-Залесском», — резюмирует экскурсовод Ксения из Ростова.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

«Подавляющее число сотрудников музея — очень честные люди, они отличаются самоотверженностью», — говорит Владимир Гуляев.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. «Мы проводим костюмированные праздники для малышей, на которых рассказываем об истории края, пьем чаи из самовара», — рассказывает Марина из подмосковного музея. Она играла Бабу-ягу.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, говорит Гуляев, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. «Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковке они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится», — комментирует он.

Неспокойная работа

  • 11 декабря 1994 года из помещения Российской национальной библиотеки были вынесены 92 древние уникальные рукописи общей стоимостью около 140 млн. долларов.
  • В этом же году электрик Эрмитажа украл из музея древнеегипетскую чашу стоимостью около 500 тысяч долларов.
  • 6 апреля 1999 года в результате вооруженного налета на Русский музей в Санкт-Петербурге были похищены две картины Василия Перова. Произведения обнаружили в камере хранения на Варшавском вокзале.
  • 5 декабря 1999 года из музея Российской академии художеств было похищено 16 картин русских художников, в том числе Репина и Шишкина.
  • 22 марта 2001 года из подрамника в Эрмитаже была вырезана картина французского художника Жан-Леона Жерома, в свое время купленная лично Александром III.
  • 28 мая 2002 года из Музея Морского корпуса Петра Великого были украдены две картины художников-маринистов. Произведения стоимостью около 190 тысяч долларов вынес из музея курсант Военно-морского института.
  • В августе 2003 года стало известно о пропаже из Астраханской государственной картинной галереи двух картин Айвазовского и Саврасова стоимостью около 2 млн. долларов. Четыре года назад реставратор вывезла из музея подлинники, а вернула копии.
  • В августе 2004 года в городе Плес Ивановской области из Музея пейзажа была похищена картина Шишкина.
  • 31 июля 2008 года стало известно о пропаже из Эрмитажа 221 экспоната, оцениваемого в 130 млн. рублей.
  • 1 апреля 2008 года из квартиры-музея Рериха в Москве были украдены четыре его картины. Стоимость пропавших картин исчисляется миллионами евро.
  • 15 февраля 2010 года коллекция икон Михаила де Буара исчезла из Государственного музея-заповедника «Царицыно», где находилась на хранении. Стоимость икон составляет порядка 30 млн. долларов.

Правила

Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ) организован в 1946 году. На данный момент в него входит около 17 тысяч членов из 150 стран мира со своим Кодексом музейной этики. При переводе на русский текст проходил музейную и лингвистическую проверку.

По кодексу музейный работник в первую очередь должен вести себя подобающим образом всегда и везде. Ему разрешено противостоять действиям, которые наносят вред музею. Отдельным пунктом для музейных работников прописано, что они не могут поддерживать незаконный рынок ценностей. Также музейному работнику в общении с людьми полагается выполнять свои профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне.

Читайте также: