На основании чего действует начальник таможни

Опубликовано: 17.05.2024

Таможенные органы и их должностные лица реализовывают в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Единая федеральная централизованная система таможенных органов

В России органы, которые непосредственно осуществляют таможенное дело, являются единой Федеральной централизованной системой ТО (таможенных органов).

Вся система возглавляется государственным таможенным комитетом (ГТК) России. Положения ГПК утверждаются президентом либо по поручению президента - Правительством РФ. Руководство работой ГПК осуществляется председателем, который также назначается на свою должность президентом России.

Единственными лицами и органами, которые обладают правом принимать решения по поводу компетенции таможенных органов, являются президент России, а также Правительство РФ.

Система таможенных органов складывается из:

  • Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела;
  • региональных таможенных управлений России. Они являются промежуточными звеньями системы ТО между центральным и местными таможенными органами, и осуществляют деятельность непосредственно в организации таможенного дела, а также руководят нижестоящими ТО;
  • таможни – государственный орган через который осуществляется непосредственный ввод, а также вывоз всех экспортных и импортных товаров различных почтовых отправлений багажа и т. д.;
  • таможенных постов, представляющих с собой отдельное подразделение таможни, которое обладает полномочиями полностью проводить таможенное оформление и осуществлять контроль в конкретном пункте либо на конкретной территории.

Создаются, реорганизуются, а также ликвидируются таможенные управления, таможни и таможенные посты, только ГТК России.

Полномочия таможенных органов в налогообложении

Все вопросы, которые затрагивают деятельность ТО, касаемо сферы взимания налогов и сборов, регулируют положения статьи 34 НК РФ.

Несмотря на то, что таможенное и налоговое законодательство являются различными отраслями законодательства РФ, они пересекаются, когда речь идет о ввозе группы товаров в Россию и уплате импортером НДС.

Исходя из этого, положения статьи 34 НК РФ регламентируют права и обязанности ТО, а также их должностных лиц, когда речь идет о взимании налогов, при перемещении товаров через таможенную границу. В определенных случаях права и обязанности ТО являются аналогичными тем, которыми обладают налоговые органы.

К примеру, ТО могут контролировать правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплаты (перечисление), в бюджет России при пересечении через таможенную границу каких-либо товаров.

Исходя из положений, прописанных пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ ТО должен принимать отдельные решения, устанавливающие окончательную величину таможенной стоимости товара, которая должна быть мотивирована с указанием обстоятельств, послуживших основанием для такого определения стоимости задекларированного товара.

Также в полномочия таможенных органов входит в взимание таможенных платежей, объединяющих в свой состав не только таможенную пошлину и таможенный сбор, которые законы РФ относят к неналоговым доходам, но и акцизные сборы и НДС, которая должны взиматься ТО в случаях ввоза товара на таможенную территорию.

Положения статьи 2 Налогового кодекса разграничивают предмет налогового, а также таможенного права. В прописанных положениях этой статьи закрепляются права таможенных органов, а также они наделяются обязанностями, которые касаются взимания налогов во время перемещения товаров через таможенную границу.

Соответствующие отношения регулируются таможенным законодательством (статья 3 Таможенного кодекса Таможенного союза, Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "а также Налоговым кодексом и некоторыми федеральными законами).

Функции таможенных органов в налогообложении

Согласно видам задач, которые решает региональное управление таможни, они делятся на:

  • группы территориальных либо общих региональных управлений таможни.
  • специализированные региональные управления таможни.

Выполнение непосредственных функций, связанных с таможенным контролем, производством таможенного оформления, пресечения контрабанды, а также функции, связанные со сбором и анализом статистической информации, осуществляют таможенные посты, а также таможни. В соответствии с месторасположением таможни они подразделяются на пограничные и внутренние.

Исходя из этого в компетенцию пограничных таможен входит проверка наличия и правильности заполнения предъявляемых документов для таможенных целей. Внутренние таможни осуществляют личный и таможенный досмотр, проверку документов, проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, являющихся субъектами ВЭД. То есть таможенные посты обладают полномочиями и выполняют функции, связанные с приемом и проверкой грузовых таможенных деклараций.

Региональное управление таможни осуществляет деятельность так же, как и таможенные посты и таможни в соответствии с общими или индивидуальными положениями.

Они утверждаются ФТС РФ и согласуются при этом с Федеральным Министерством, обладающим полномочиями в области таможенного дела.

При осуществлении таможенного дела ТО одновременно являются и госорганами таможенного контроля, при этом осуществляют полномочия по валютному контролю за операциями, которые связаны с перемещением товаров и ТС через таможенную границу России.

Нужно также отметить, что при решении правоохранительных вопросов ТО имеют статус органов дознания, субъектов ОРД, а также обладают правом осуществлять функции по производству дел об административных правонарушениях.

Обязанности должностных лиц таможенного органа в налогообложении

Обязанности ТО и их должностных лиц, которые касаются сферы налогообложение аналогичны обязанностям, которые исполняют налоговые органы исходя из положений статьи 32 НК РФ. Они касаются следующего:

  • соблюдение таможенными органами законов о налогах и сборах. Обязанность, установленная для налоговых органов п. 1 п. 1 ст. 32 НК России, образует системную связь с правами, предоставленными налогоплательщикам - требовать исполнения законодательных актов о налогах и сборах от должностных лиц налоговых органов, которые гарантированы налогоплательщикам положениями статьи 21 НК РФ;
  • осуществление функции контроля касаемо соблюдения законов о налогах и сборах, включая и другие принятые НПА (Понятие налогового контроля установлено п. 1 ст. 82 НК РФ);
  • ведение в установленном законодательством порядке учета юридических и физических лиц;
  • необходимость бесплатного информирования налогоплательщиков и других участников налоговых отношений о действующих на текущий период времени налогах, а также законодательстве, которое регламентирует налоговые отношения;
  • необходимость руководствоваться в своей деятельности разъяснениями профильных министерств, принимать различные решения, связанные с исполнением ТО своих непосредственных функций;
  • соблюдение налоговой тайны и обеспечения ее сохранности;
  • предоставление субъектам отношений ТО соответствующих копий актов и решений в случаях, предусмотренных законодательством и т. д.

Согласно положениям статьи 403 ТК России, ТО должны выполнять установленные законодательством функции в области налогообложения.

Исходя из этого по основаниям, изложенным статьей 9 НК России, ТО являются госорганами и участниками сформировавшихся отношений, которые регулирует налоговое законодательство.

Также на основании положений п. 2 ст.33 и ст. 34 НК РФ ТО и их должностные лица приобретают права в пределах своей компетенции и наделяются обязанностями в области налогообложения, а также другими обязанностями, которые устанавливает таможенное законодательство России.

1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
2. Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
3. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
4. Компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы.
6. Региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
7. Регионы деятельности указанных таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 254. Принципы деятельности, функции и задачи таможенных органов

1. Деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании;
6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.
2. Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на территории Российской Федерации выполнение задач и функций, установленных статьей 351 Кодекса Союза, а также выполняют следующие функции:
1) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
2) ведут таможенную статистику Российской Федерации;
3) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;
4) проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
5) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;
6) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;
7) оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;
8) осуществляют противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах и указанных в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона некоммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях;
9) обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу Союза;
10) совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации;
11) участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров в соответствии с актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации;
12) обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
13) внедряют технологии осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма "единого окна" и электронного документооборота.
3. При введении Правительством Российской Федерации запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров таможенные органы обеспечивают в пределах компетенции соблюдение указанного запрета.
4. Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации на таможенные органы могут быть возложены иные функции.

Статья 255. Отдельные контрольно-надзорные мероприятия

1. В целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации таможенными органами могут проводиться отдельные контрольно-надзорные мероприятия.
2. При проведении отдельных контрольно-надзорных мероприятий таможенными органами анализируется информация, в том числе содержащаяся в базах данных таможенных органов и других государственных органов Российской Федерации, осуществляющих функции контроля и надзора, а также иная информация, полученная таможенными органами в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации.
3. Отдельные контрольно-надзорные мероприятия проводятся по месту нахождения таможенного органа.
4. Проведение отдельных контрольно-надзорных мероприятий осуществляется без ограничения их периодичности.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, определяет порядок и случаи проведения отдельных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе основания и сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также права и обязанности лиц при их проведении.

Статья 256. Флаг, знамя, вымпел и эмблема таможенных органов

1. Таможенные органы (за исключением таможенных постов) и образовательные организации, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, имеют флаг, знамя и эмблему. Таможенные посты имеют флаг и эмблему. На транспортных средствах таможенных органов размещается эмблема. Водные суда таможенных органов несут флаг и вымпел таможенных органов.
2. Описание и рисунки флага, знамени, эмблемы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, типовых образцов знамен таможенных органов (за исключением таможенных постов) и образовательных организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вымпела водных судов таможенных органов, а также положение о знамени федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, утверждается Президентом Российской Федерации.
3. В Российской Федерации запрещается использование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках таможенной символики (рисунки флага, знамени и эмблемы таможенных органов, вымпела водных судов таможенных органов), а также обозначений, схожих с наименованиями таможенных органов, при осуществлении коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, за исключением юридических лиц, указанных в статье 274 настоящего Федерального закона, и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, указанных в главах 57 - 64 настоящего Федерального закона. Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность, запрещается использование на вывесках, бланках, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках слова "таможенный" и словосочетаний с ним.

Статья 257. Места нахождения таможенных органов. Таможенная инфраструктура

1. Таможенные органы находятся в пунктах пропуска, за исключением пунктов пропуска, находящихся на участках Государственной границы Российской Федерации, где сопредельной стороной является государство - член Союза.
2. Иные места нахождения таможенных органов, на территориях которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
3. Правительство Российской Федерации вправе определить порядок размещения таможенных органов в местах, указанных в части 2 настоящей статьи.
4. К таможенной инфраструктуре относятся здания, сооружения, помещения, открытые площадки, оснащенные техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения (далее в настоящей статье - элементы таможенной инфраструктуры), места базирования водных судов таможенных органов и объекты социального назначения, обеспечивающие деятельность таможенных органов.
5. Требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах размещения таможенных органов и в иных местах, на территориях которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
6. Таможенные органы размещаются в помещениях, находящихся в федеральной собственности, а также могут размещаться в помещениях, находящихся в иных формах собственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации таможенного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации).
7. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут размещаться в помещениях, принадлежащих указанным лицам, предоставляемых на основании договора безвозмездного пользования, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
8. Материально-техническое оснащение помещений, указанных в части 6 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
9. Элементы таможенной инфраструктуры размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и иных формах собственности.
10. Земельные участки, указанные в части 9 настоящей статьи, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.

Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.

Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.

Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
    • О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
    • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
    • О признании имущества бесхозяйным.

    Система таможенных органов

    Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

    Структура таможенных органов России:

    • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
    • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
      • Дальневосточное таможенное управление;
      • Приволжское таможенное управление;
      • Северо-Западное таможенное управление;
      • Северо-Кавказское таможенное управление;
      • Сибирское таможенное управление;
      • Уральское таможенное управление;
      • Центральное таможенное управление;
      • Южное таможенное управление.

      Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

      Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке. Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

      Таможенные органы РФ и таможенные представители

      Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Подробнее >>>

      Таможенные органы входят в систему государственного аппарата РФ. Деятельность таможенных органов связана с управленческими функциями в сфере таможенного дела на территории России. На рисунке показана структура таможенных органов РФ.

      Таможенные органы Российской Федерации: система и структура

      Рисунок 1. Структура таможенных органов

      Место таможенной службы в системе исполнительных органов

      Деятельность таможенной службы строится на основах ТК ТС, Закона о таможенном регулировании, актов Президента РФ и Правительства РФ, документов ведомства.

      ФТС является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет государственные властные функции по своей деятельности. ФТС подчиняется непосредственно Правительству РФ.

      После образования Таможенного союза функции таможенной службы несколько изменились, сегодня служба решает задачи внешнего характера, поставленные Таможенным союзом. Таможенные органы работают по национальному и международному законодательствам, осуществляют властные функции и права таможенных органов.

      Задачи таможенных органов

      Все задачи, которые призвана решать таможня, определены в ТК ТС. Таможня должна содействовать развитию торговой политики Таможенного союза, обеспечивать исполнение законов, касающихся таможенного дела. ТС совершает операционные действия, контролирует таможенные операции, взимает платежи, антидемпинговые и компенсационные пошлины, контролирует их правильность, своевременность, принимает меры по взысканию платежей принудительно. Обеспечивает таможенное тарифное регулирование, соблюдение запретительных мер по товарам, перевозимым через таможню. Создает условия для ускоренного и бесперебойного товарооборота. Защищает национальную безопасность РФ и других государств, входящих в состав Таможенного союза. Выявляет, предупреждает и пресекает правонарушения и преступления, определенные в законодательстве. Обеспечивает правовую защиту интеллектуальной собственности. Фиксирует таможенные статистические данные.

      Таможенная служба выполняет следующие функции:

      • таможенный контроль;
      • ускорение товарооборота на таможне;
      • фиксация статистических данных;
      • взимание таможенных пошлин, налогов и сборов;
      • обеспечение порядка на таможне;
      • соблюдение запретов и ограничений;
      • предупреждение и пресечение запретов и правонарушений на таможне;
      • обеспечение государственной безопасности Российской Федерации;
      • контроль за валютными операциями на таможне;
      • оптимизация структуры экспорта;
      • предоставление информации и проведение консультаций в области таможенного дела;
      • выполнение международных обязательств РФ в сфере таможенного дела;
      • проведение научно-исследовательских мероприятий в сфере таможенного дела.

      Если рассматривать объект управления, то функции можно разделить на два вида: основные и обеспечивающие.

      Основные функции осуществляются административными таможенными органами в отношении участников внешнеэкономической деятельности. К основным функциям относятся: таможенный контроль, взимание платежей, предоставление льгот, информационные услуги.

      Обеспечивающие функции представляют собой мероприятия внутреннего характера: кадровая, плановая, финансовая политика, организационная деятельность.

      Права таможенных органов

      Таможенные органы могут использовать свои права только при выполнении профессиональных обязанностей. Таможенная служба имеет право:

      • требовать предоставления документов в соответствии с законодательными нормами;
      • проверять документы, удостоверяющие личность, у участников операционных действий на таможне;
      • требовать документы, подтверждающие полномочия;
      • осуществлять оперативно-розыскные мероприятия с целью раскрытия преступлений в таможенной деятельности;
      • осуществлять действия следственного, дознавательного характера;
      • привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших закон;
      • использовать средства связи, транспорт любых организаций в срочных случаях для предотвращения преступления;
      • задерживать, доставлять подозреваемых лиц или лиц, совершивших преступления на таможенной границе;
      • документировать, делать фото и видеосъемку событий, связанных с перевозкой товаров через таможенную границу в Российскую Федерацию;
      • предъявлять в суды иски и заявления;
      • разрабатывать информационные системы хранения и передачи данных, обеспечивать защиту информации.

      Структура таможенных органов РФ выстроена таким образом, что имеет несколько уровней подчинения с широкими вертикальными и горизонтальными связями. В системе ТС четыре звена:

      • ФТС России;
      • таможенные управления регионов;
      • таможни;
      • таможенные посты.

      В ФТС созданы подразделения вспомогательного характера. Это специализированные таможенные органы, представительства за рубежом.

      Каждая составная часть ТС несет ответственность за определенный участок работы, все звенья выполняют единые задачи и достигают единых целей. Очень важно выбрать правильную форму деятельности в конкретной правовой ситуации.

      Форма деятельности – внешнее выражение действий таможенных органов по выполнению возложенных на них функций

      Формы деятельности законодательно закреплены и представляют собой:

      • правоустановление – издание нормативных документов обязательного порядка;
      • правоприменение – действия по отслеживанию выполнения норм и правил;
      • правоохрана – контроль за исполнением требований и последующим их применением.

      В этой связи можно определить принципы деятельности таможенной службы:

      • законность;
      • равенство всех перед законом;
      • единство системы таможенных органов и централизованное управление;
      • профессионализм и компетентность;
      • ясность, гласность, предсказуемость действий должностных лиц ТС;
      • единообразие правоприменительной практики;
      • совершенствование таможенного контроля.

      Внутри системы таможни можно выделить два принципа, которые обеспечивают взаимодействие и самостоятельность всех подразделений: принцип централизации и децентрализации. Централизация обеспечивает строгую подчиненность центральному органу, децентрализация закрепляет пределы компетенции отдельных подразделений.

      Деятельность таможенных органов

      ТС расположены на Государственной границе РФ, при размещении службы учитываются: объем товаров, проходящих через границу, пассажиропоток, насколько развиты внешнеэкономические контакты, развитие транспортных коридоров, потребности участников ВЭД.

      Имущество, которое принадлежит ТС в виде земли, учреждений, унитарных предприятий, находится в собственности государства. Финансирование и обеспечение деятельности таможенной службы осуществляется из бюджета Федерации.

      ТС обособлена организационно-хозяйственно, органы имеют статус юрлиц.

      ФТС России – федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела, вырабатывающий таможенную политику государства, организующий таможенную деятельность. Орган осуществляет нормативное регулирование, ведет учет реестров, выполняет функции агента в области валютного, налогового, транспортного, экспортного контроля, исполняет специальные мероприятия по борьбе с контрабандой, другими преступлениями.

      ФТС России может действовать в сфере правоустановления таможенного дела: вносить в Правительство РФ проекты федеральных документов, разрабатывать и утверждать формы таможенных документов, формы отчетности. Кроме того, ФТС России обеспечивает единое применение таможенными органами таможенного законодательства РФ и обобщает практику его применения.

      К административно-хозяйственным обязанностям ФТС России относятся: реорганизация и ликвидация таможенных органов, утверждение положений о таможенных управлениях в регионах, создание экспертных и совещательных органов, разработка и утверждение служебных удостоверений.

      Контролирующая и надзорная деятельность ФТС России следующая: вопросы финансирования таможенных органов и их представительств за рубежом, взимание таможенных платежей и соблюдение установленных запретов, таможенное оформление, принятие решений о классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД, ведение реестров таможни, выдача аттестатов квалификации специалиста по таможенным операциям, контроль валютных операций, рассмотрение жалоб на действия таможенных органов, прием граждан.

      Внутренние функции ФТС России заключаются в следующем: профессиональная подготовка должностных лиц, переподготовка, стажировка, повышение квалификации, размещение заказов, заключение государственных контрактов. ФТС России является главным распорядителем и получателем бюджетных средств.

      ФТС России организована так, чтобы обеспечить выполнение всех возложенных на нее функций: руководитель, центральный аппарат ФТС, главные управления, отделы. ФТС России находится в Москве.

      Деятельность таможенных органов

      Рисунок 2. Структура центрального аппарата ФТС России

      Региональное таможенное управление (РТУ) – таможенный орган, который входит в единую централизованную систему, обеспечивает в регионах реализацию задач и функций ФТС России.

      РТУ создается центральным органом, действует на основании таможенных положений. Это промежуточное управленческое звено, необходимое в регионах, так как территория РФ велика.

      Сегодня Россия поделена на таможенные регионы, где РТУ контролирует работу таможенных органов: таможен и таможенных постов.

      Таможенная территория региона – это более крупное образование, чем сам регион. Существует восемь региональных таможенных управлений, которые имеют различные по масштабам территории охвата:

      • Центральное;
      • Северо-западное;
      • Южное;
      • Сибирское;
      • Приволжское;
      • Дальневосточное;
      • Уральское;
      • Северо-Кавказское.

      Правотворческая функция у РТУ уже, чем у ФТС России. РТУ издают правовые документы распорядительного и организационного содержания. Контрольно-надзорные функции концентрируются на таможенном регионе и заключаются в проверке законности издания правовых документов подчиненных таможенных органов, проверке соблюдения законодательства РФ при осуществлении таможенной деятельности. РТУ может инспектировать деятельность таможни, вести правоохранительную деятельность, анализировать правоприменительную деятельность, рассматривать жалобы, протесты на действия должностных лиц РТУ. РТУ может направлять в ФТС России предложения о совершенствовании таможенной службы на местах, об аннулировании аттестатов квалификации специалиста, об изменении границ региона, о материально-техническом обеспечении таможен и таможенных постов.

      В структуру РТУ входят: начальник, его заместители, начальники структурных подразделений. Штатная численность РТУ утверждается ФТС России. В рамках РТУ создается коллегиальный совещательный орган.

      Таможня – таможенный орган, находящийся в единой системе таможенной службы, созданный в таможенном регионе с целью реализации задач и целей ФТС РФ.

      Таможня является подчиненным подразделением и руководящим органом одновременно, так как таможня работает под общим руководством ФТС России и РТУ с одной стороны, и осуществляет руководство таможенными постами – с другой. Таможня – это практическое подразделение. По типу таможни делятся на пограничные и внутренние. Таможня производит оформление товаров и транспорта международных перевозок, обеспечивает правильность взимания таможенных платежей, проводит таможенный контроль, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, рассматривает такие дела, проводит дознавательные, неотложные следственные действия, рассматривает жалобы, информирует и дает консультации по вопросам таможенной деятельности. Структура таможни включает в себя: начальника, его заместителей, начальников структурных подразделений. Таможни могут создавать комитеты и комиссии.

      Таможенный пост – первичное звено таможенных органов РФ, практически реализует полномочия ФТС России, ее задачи и функции в регионе деятельности таможенного поста.

      Таможенные посты находятся непосредственно вблизи границы, внутри таможенной территории. Штатная численность таможенного поста определяется исходя из потребностей грузопотоков и пассажиропотоков участников ВЭД. Таможенные посты могут обладать статусом юрлица и не обладать им, но контрольно-надзорные полномочия у них одинаковые. Таможенные посты выполняют непосредственные фискальные функции, а также осуществляют правоохранительную регулятивную деятельность. В структуру таможенного поста входит начальник и его заместители.

      Специализированные таможенные органы выполняют отдельные функции, такие как борьба с контрабандой, радиоэлектронная безопасность, осуществление внутреннего обеспечения таможенных органов, совершение таможенных процедур в отношении отдельных видов товаров.

      К таким товарам относятся: культурные ценности, изделия из драгоценных металлов, оружие, радиоактивные материалы и др. Если необходим ускоренный провоз товаров, тоже действуют специализированные органы. Это экспресс-грузы, выставочные образцы и т.д.

      Специализированные таможенные органы создаются на всех уровнях ФТС и называются специализированными региональными таможенными управлениями. Выделяют оперативно-поисковое управление, РТУ силового обеспечения, РТУ радиоэлектронной безопасности, экспертно-криминалистическое управление.

      Специализированные таможни и таможенные посты – таможенные органы, которые контролируют перемещение определенных групп товаров, либо совершают определенные действия. Подчиняются непосредственно ФТС России. В каждом таможенном регионе действуют оперативные таможни, которые выполняют функции борьбы с контрабандой и другими таможенными нарушениями.

      К специализированным относятся:

      • учреждения научной направленности;
      • учреждения образования: вузы, высшие школы;
      • медицинские учреждения;
      • печатный орган.

      Сегодня ФТС России управляет государственными учреждениями по таможенному делу.

      В предыдущем посте я описал схему узаконенного воровства бюджетных денег через обязательное государственное личное страхование.

      В Федеральной таможенной службе РФ эту схему усовершенствовали. Когда я начал изучать этот вопрос в 2003 году, я не думал о том, насколько нагло и тупо в нашей стране можно сварганить схему изъятия бюджетных средств, имеющую вид законной, но одновременно закон нарушающую.

      Как оказалось, в этой схеме все лежит на поверхности. Чтобы это понять, у меня ушло много времени. Не подумайте, что я только и делал, что жил, тратя все силы на то, чтобы восстановить справедливость. Нет, я просто люблю ребусы. Для меня разгадывание этой схемы просто ребус, а его разработчики – группа негодяев, которые по причинам политической импотенции руководителя нашей страны (которому я два раза писал о ситуации с воровством бюджетных средств и нарушением конституционных прав широкого круга лиц из числа таможенников РФ) гуляют на свободе, а не сидят на зоне.

      Понять основу коррупционного механизма я смог только благодаря помощи Натальи Владимировны Поклонской, которой я написал о проблеме в 2018 году. Благодаря ее волшебному пенделю Министерство юстиции РФ с перепугу написало мне письмо, в котором я получил косвенное подтверждение моим предположениям. К сожалению, Наталью Владимировну перевели с должности заместителя председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции на другую работу, и движение по моему делу в Генеральной прокуратуре РФ и в Минюсте заглохло. Об этом я еще напишу в отдельном посте, чтобы вы поняли, насколько глубоко прогнил наш законодательный и надзорный аппарат. Рыбка всегда тухнет с головы. Если руководитель страны — паталогический лжец и показушник, то чего вы хотите от его подчиненных? Каждый руководитель подбирает кадры под себя. Поэтому все руководство в России есть отражение личных качеств Владимира Путина. Но речь сейчас не о нем.

      Как работает механизм обмана сотрудников ФТС РФ

      Все сотрудники ФТС РФ страхуются, как и все государственные служащие. Условия страхования и условия выплаты страховки определяются в документе, который носит общее название «Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации» (далее – Регламент). Указанный документ является приложением №1 к Контракту, который ежегодно руководство ФТС РФ заключает со страховыми компаниями в соответствии с требованиями главы 48 ГК РФ и требованиями пункта 4 статьи 969.

      Цели, по которым бюджетные деньги перечисляются в страховую компанию, обозначены в главе 1 Регламента «Общие положения» следующим образом: «Объектом обязательного государственного личного страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью застрахованного лица».

      Беда у таможенников, которые честно выполняли свою работу, а потом вынуждены были уйти по инвалидности, начинается, когда они подают заявление на получение страховой компенсации. В 2003 году эта сумма по третьей группе инвалидности составляла 250 тыс. руб., в 2014 году около полутора миллионов. Страховые компании им отказывают, ссылаясь на условия, установленные в Регламенте. Затем люди обращаются в суд. Однако, как показывает судебная практика (см. «Консультант плюс»), большинство таможенников страховые выплаты не получает. Все суды в своих решениях также ссылаются на Регламент, в котором определены условия выплаты страхового возмещения.

      Теперь, внимание, обманутые таможенники, в чем состоит секрет «фокуса» – Регламент является приложением к договору страхования, но в Минюсте РФ нет документа (нормативного акта в виде приказа, постановления, правил, инструкции или положения), который утверждал бы типовую форму Регламента. Есть некий документ (приложение к договору) ежегодно возобновляемый. Но антикоррупционную и правовую экспертизу Регламент как приложение к договору не проходил (об этом мне Минюст написал). Однако руководство Минюста РФ не желает предоставить мне ответ в форме, исключающей двойное толкование текста о том, что ФТС РФ не регистрировало в Минюсте РФ нормативный акт, утверждающий типовую форму Регламента.

      Почему это важно? Потому что ФТС РФ — это не частная лавочка: вся ее деятельность регламентирована и вопросы, касающиеся траты бюджетных средств, требуют издания соответствующего нормативного акта, а не писульки в виде приложения к договору.

      Ноль действий на пресечение коррупционеров

      Все это доведено мной Путину, в ФСБ, ГУВД, в Счетную палату, Минюст, Генеральную прокуратуру. А в ответ – невнятное мычание и ноль действий на пресечение коррупционеров. Обо мне писали на этом ресурсе - https://pasmi.ru/archive/255983/

      Меня никто не привлек за клевету (а следовательно, мои доводы верны), мне три раза устраивали провокацию преступления и два раза угрожали расправой. Последний раз в 2018 году.

      Жаловался я неоднократно в Генпрокуратуру РФ. Пока там затишье, видимо, рассчитывают отмолчаться на мое последнее заявление о привлечении к уголовной ответственности руководителей Минюста за прямой обман меня. Мне Минюст год врал о том, что они проводят правовую и антикоррупционную экспертизу Регламента. Однако как ушли Н. В. Поклонскую, так сразу экспертизу свернули (а возможно и не начинали вовсе), а мне продолжали писать письма о том, что экспертиза проводится. Естественно, письма эти я бережно храню как прямое доказательство обмана.

      Почему стало возможным подобное?

      Когда создавали таможню в 1992 году, долго не могли определиться – силовая это структура или гражданская. Поэтому в ряд законов, регулирующих вопросы страхования в отношении правоохранителей, таможня изначально не была внесена. Этим воспользовались ушлые ребята из центрального аппарата и, используя пробелы в законодательстве, состряпали такую схему.

      Казалось бы, что стоит руководству ФТС выйти с законодательной инициативой и внести изменения в закон? Но нет – водичка должна быть мутной и все должно быть предельно непонятно: так легче коррупционную схему мутить. По настоящее время прямых нормативных актов, регулирующих правила страхования в отношении таможенников, не существует. Главным документом в этой схеме является Регламент, типовая форма которого не утверждена нормативным актом. Регламент не проходил правовую и антикоррупционную экспертизу.

      Суды РФ на протяжении 18 лет (с 2002 года вступил в действие первый Регламент), отказывая таможенникам в удовлетворении их законных требований, ссылаются на документ, типовая форма которого не утверждена нормативным правовым актом.

      Как вам такое? У нас уже давно закон применяется только там, где он нужен в качестве карательного инструмента по отношению к коренному населению. В остальных случаях используются понятия группы номенклатуры, которая по своей сути является социальными паразитами, которые внедрились в верхушку нашей государственной пирамиды в 1991 году. Об этом как-нибудь я напишу потом.

      В документе огромное количество нестыковок с действующим законодательством РФ

      Я не хочу вас грузить всеми подробностями того, как я исследовал Регламент, проведя фактически ту самую правовую и антикоррупционную экспертизы. В указанном документе имеется огромное количество нестыковок с действующим законодательством РФ, поэтому руководство ФТС РФ и не регистрировало этот документ в Минюсте. Кстати, до Регламента руководство ФТС РФ дважды пыталось зарегистрировать в Минюсте подобные акты, и Минюст РФ их отменял.

      С 1994 по 1999 годы действовал Приказ ГТК РФ от 17.06.1994 №286 (дата регистрации в Минюсте 11.06.1994 №630), который был отменен в 1999 году на основании письма из Минюста от 07.12.99 №10210-ЭР Приказом ГТК РФ от 30.12.1999 №944 (дата регистрации в Минюсте 17.04.2000 №2197).

      Помимо Приказа ГТК №286, действовал Приказ ГТК №503 от 20.08.1997 который был отменен 07.08.2002 Приказом ГТК № 848 в связи с отказом в государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ Приказа №503.

      С 2002 года руководство ФТС РФ тратит бюджетные средства, опираясь на документ (Регламент), который не проходил регистрацию в Минюсте РФ в качестве типовой формы, установленной приказом, постановлением, правилами, инструкцией или положением.

      Соответственно, всем нам отказывают в выплате страхового возмещения незаконно. Загвоздка заключается в том, что Минюст РФ и Генеральная прокуратура РФ не хотят видеть очевидного нарушения закона и разбазаривания бюджетных средств, при котором грубо попираются конституционные права должностных лиц ФТС РФ.

      Это вкратце о ситуации с воровством. Почему это воровство – поясню в следующем посте.

      Кто-то может мне сказать – да так вам и надо, хапугам прикордонным, карманы бабками набили, а теперь еще и денег с государства требуете.

      Отвечу заранее таким «знатокам» – страдают от этой схемы как раз те, кто в коррупционных таможенных схемах не участвует. Да-да, в таможне таких много. По крайней мере так было (я уволился в 2003 году). Как-нибудь я расскажу, как происходило разделение внутри социального слоя таможенников на воров и работяг, хотя бы на примере Белгородской таможни, в которой я служил с 1993 по 2003 год, но это будет совсем другая история.

      А вот коррупционеры по этой схеме, установленной в Регламенте, деньги получают. Один из заместителей начальника таможни при увольнении получил 5,7 млн руб. Так это тело сидело в хорошем кабинете (а я работал во вредных условиях труда, что подтверждается результатами замеров), и он же устроил нашу службу в это помещение. Это существо брало деньги с людей за поступление на службу, но поймать его не смогли – аккуратно все делал (хотя один раз под следствие попал, но отвертелся, отпустили и даже не уволили).

      Когда я начал воевать с руководством таможни, требуя перевести нас из этого помещения, меня попытались уволить, выкатив компромат двухлетней давности, срок по которому истек. «Великодушно» в качестве альтернативы мне предложили подписать договор о сотрудничестве с отделом собственной безопасности (быть стукачом), что я сделать отказался и написал по этому поводу рапорт на имя бесхребетного начальника таможни (копию бережно храню). Но начальнику было не до этого (он решал свои личные вопросы и никуда не лез). Всем рулили его замы. Совсем как у Путина. В итоге я ушел на своих условиях в никуда, с хорошей зарплаты, без пенсии (инвалидность я снял через три года, восстановив здоровье по программе, которую сам же и разработал).

      Поэтому, возможные критиканы, скажите, а вы смогли бы так сделать? Мне честь дороже, как бы приторно это ни звучало.

      Я видел, как система создавалась с нуля, видел, как она начала загнивать с первых лет ее создания (пару занимательных историй я расскажу потом).

      Из переписки с другими, знаю о таких же нарушениях в Калининградской таможне, где от действий руководства, которое также разместило своих сотрудников в помещении с вредными условиями труда, умерло шесть сотрудников из одного отдела. Умирали они не сразу, а от болезней, которые развивались у них постепенно при работе во вредных условиях. Об этом мне рассказала вдова одного из сотрудников А. А. Дедяева. Там прокуратура так же занимает пассивную позицию, и таможенное начальство, допустившее подобное преступление, продолжает трудиться на свое и чье-то благо как ни в чем не бывало. См. по ссылке https://m.vk.com/wall-54090647_37576. Такие вот дела, ребята.

      Всем обманутым таможенникам, прочитавшим мою статью: если вы решите начать войну с системой, которая вас обманула, – не спешите войну начинать, опираясь на мой блог, – пока я не получил ключевой ответ из компетентных органов. Вы можете написать мне, и я дам вам пару инструкций о том, как действовать дальше сообща. Течение трехлетнего срока исковой давности начинается с момента, когда вы узнали о нарушении ваших гражданских прав.

      Читайте также: