Чем занимается социальный педагог в школе должностные обязанности

Опубликовано: 17.09.2024

Документация относится к разряду обязательных и представляет собой памятку для выполнения обязанностей специалиста учреждений разных уровней. Должностная инструкция социального педагога обладает связанной структурой, но не имеет эталона для составления. Поэтому разделы документа должны отображать сведения, подходящие для специалиста конкретного учебного заведения.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции социального педагога

1. Общее положение

1. 1. Социальный педагог является специалистом и относится к числу педагогических сотрудников.
1. 2. Специалист находится в подчинении директора образовательного учреждения, назначается и освобождается от должности приказом директора.
1. 3. Лицо, принимаемое на должность и исполняющее обязанности социального педагога, должно соответствовать следующим обязательным требованиям: наличие соответствующего высшего образования или образования того же уровня с дальнейшей переподготовкой.
1. 4. В обязанности социального педагога входит перечень обязательных знаний:

  • педагогики;
  • законов и постановлений Российской Федерации, связанных непосредственно с реализацией методик, программ и образования в целом;
  • методики работы в области социальной педагогики;
  • некоторых основ трудового и семейного права РФ, социальной политики РФ;
  • основ психологии (детской, возрастной и социальной).

1. 5. Основные источники и документы, которыми должен руководствоваться социальный педагог во время ведения деятельности:

  • действующее Законодательство РФ;
  • приказы администрации и директора учебного заведения;
  • Устав учебного заведения;
  • Правила внутреннего распорядка заведения;
  • собственно текущим документом.

2. Функции

В число обязательных функций социального педагога входит четыре основных:

2. 1. Реализация мер по образованию, воспитанию, развитию учащегося по месту жительства и в учебном заведении.
2. 2. Определение проблем, выявление возможных конфликтов и асоциального поведения внутри коллектива учащихся, оказание социальной помощи.
2. 3. Исследование особенностей и социальных характеристик коллектива и общества учащихся.
2. 4. Сотрудничество с органами соцзащиты.

3. Должностные обязанности

В число стандартных обязательных к выполнению видов деятельности сотрудника входят:

3. 1. Реализация роли третьего компетентного лица между обучающимися и:

  • учебным заведением;
  • семьей;
  • администрацией учебного заведения и другими административными органами;
  • социальными службами.

3. 2. Обеспечение прав и свобод личности учащихся, предусмотренных Законодательством РФ и иными правовыми документами.
3. 3. Организация, разработка и реализация проектов и мероприятий, вовлекающих в полезную деятельность обучающихся. Развитие идей и инициатив обучающихся, помощь в их реализации.
3. 4. Помощь в подготовке и подаче документов обучающимися в различные инстанции. Выполнение деятельности по трудоустройству, обеспечению социальных выплат, оформлению депозитов и ценных бумаг для обучающихся-сирот.
3. 5. Обеспечение психологического комфорта для обучающихся в коллективе и учебном заведении, охраны здоровья и жизни.
3. 6. Взаимодействие с социальными службами и организациями для обеспечения предоставления помощи учащимся с ограниченными возможностями, сиротам, лицам, отличающимся девиантным поведением. Организация предоставления помощи обучающимся ситуациях, требующих незамедлительного решения.

3. 7. Предоставление компетентных консультаций обучающимся и их родителям (опекунам), сотрудникам учебного заведения.

4. Права

В категорию предоставляемых сотруднику прав входят возможности:

4. 1. В деловых рамках выстраивать взаимодействие и взаимоотношения с иными учебными заведениями, учреждениями спорта, социально-психологической помощи, соцзащиты, здравоохранения, органами правопорядка, различными вспомогательными службами и организациями.
4. 2. Передавать рекомендации и распоряжения сотрудникам учебного заведения в рамках установленных прав, обязанностей и компетенции. В рамках компетенции передавать распоряжение учащимся.
4. 3. Передавать требования о предоставлении нормальных и достаточных условий для выполнения повседневной рабочей деятельности и выполнения собственных обязанностей, предусмотренных должностью.
4. 4. Вносить на рассмотрение предложения о корректировке учебного процесса, используемых методов работы и взаимодействия с обучающимися, недостатков.
4. 5. Принимать решения по вопросам, находящимся в рамках установленных прав и компетенции сотрудника.

5. Ответственность

Сотрудник занимаемой должности должен нести ответственность при:

5. 1. Несвоевременном, недостаточном или неправильном выполнении установленных должностью обязанностей.
5. 2. Распространении и передаче конфиденциальной информации третьим лицам, передаче сведений, недоступных для разглашения соответствующими документами.
5. 3. Несоблюдении техники безопасности, установленных правил дисциплины и трудового распорядка.

Назначение должностной инструкции

Составление и выпуск настоящего документа требуется для установления правильного взаимодействия между администрацией и сотрудниками учебного заведения, соблюдения прав и обязанностей обеих сторон. Для социального педагога инструкция также выступает в качестве руководства к действию, памятки о функциях и обязанностях, которые необходимо выполнять, находясь на занимаемой должности. Документ может выступить и в качестве регулятора в решении спорных вопросов и проблем между сторонами-участниками.

Правила и особенности инструкции

Структура документа не имеет точно определенных стандартов. Как правило, она включает в себя разделы общего положения, обязанностей социального работника, его прав и ответственности. По своему усмотрению администрация учебного заведения может вносить коррективы и вводить дополнительные пункты инструкции. Так, в завершающей части документа может присутствовать раздел об условиях работы, трудового распорядка дня специалиста.

Действие настоящего документа подкрепляется подписью социального педагога. Инструкция выпускается в единственном экземпляре и хранится у специалиста. При необходимости допускается создание дополнительных копий.

Особенности и правила составления инструкции

Документ предполагает обязательное наличие шапки, в которой указывается наименование учебного заведения, фамилия, имя и отчество директора, дата составления. В данном разделе требуется и постановка подписи руководителя организации. Ниже указывается наименование документации и описание разделов с подзаголовками.

Главная часть

Вторая часть

Третья часть

Завершающая часть

Раздел включает в себя пункты, при нарушении которых социальный педагог несет ответственность. Основное правило, прописанное в заключительной части документа, состоит в точном выполнении настоящей должностной инструкции. Обычно при несоблюдении правил раздела на сотрудника налагаются административные взыскания и штрафы.

После составления документ передается работнику учебного заведения для изучения и согласования. Для этого необходимо указать личные и паспортные данные социального педагога, находящегося на занимаемой должности, наименование учреждения, дату ознакомления и подпись с расшифровкой. Действие инструкции вступает в силу с даты ознакомления и постановки подписи.

социальный педагог работает с детьми

Социальный педагог – это специалист, который работает с детьми, имеющими отклонения в психике, нарушающими общепринятые нормы поведения, занимающимися преступной деятельностью и т.д. Данная профессия совмещает в себе педагогическую деятельность с оказанием психологической помощи проблемным детям.

Кого называют социальным педагогом

Профессия социального педагога появилась совсем недавно – в 2000-е годы. До появления данной специальности роль социального педагога выполняли классные руководители и администраторы, занимающиеся внеклассной работой. Социальный педагог – это востребованная профессия, имеющая большое значение в связи с увеличивающимся ростом детской преступности и числа неблагополучных семей.

Социальный педагог в школе и его должностные обязанности

Основная задача социального педагога – благотворное влияние на психическое состояние своего воспитанника. С этой целью специалист организует мероприятия, проводит воспитательную работу, выступает защитником прав детей. В ходе работы специалист создает комфортные условия для своих подопечных, выстраивает доверительные отношения с ними, помогает воспитанникам преодолеть психологический барьер и т.д. В случае с благоприятными семьями педагог работает и с родителями, помогает им наладить отношения с ребенком и т.д.

Работа социального педагога подразумевает взаимодействие с полицией (в частности, по делам несовершеннолетних), психологами, органами опеки, школьными учителями, судами (при необходимости), родителями воспитанников и т.д.

Таким образом, обязанности социального педагога – предотвратить усугубление психологических проблем у детей и возможные негативные последствия психологической травмы, полученной ребенком.

Требования к социальному педагогу

Должностные обязанности нового сотрудника определяются уставом, принятым организацией, в которой специалист планирует работать. Профессиональными требованиями к социальному педагогу являются:

наличие высшего профильного образования;

знание трудового и семейного законодательства;

знания в области общей и социальной педагогики, психологии;

знание социально-педагогических и диагностических методик;

организация работы по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите воспитанников;

умение анализировать проблему, искать ее причины и следствие, помогать преодолеть трудности воспитанникам;

практическая реализация социально-педагогической работы;

умение взаимодействовать с детьми и их родителями, вести диалог с учителями, специалистами социальных служб и пр.

Таким образом, социальный педагог обязан выполнять множество различных функций, которые требуют психоэмоциональной устойчивости, коммуникабельности, терпения. Как правило, деятельность социального педагога определяется рабочим договором, подписанным сотрудником и администрацией.

Кому подходит данная профессия

Для выполнения обязанностей социального педагога, требуется соответствовать определенным критериям. Среди основных требований можно выделить:

желание помогать детям;

терпение при работе с трудными детьми;

умение находить подход к каждому ребенку;

наблюдательность, умение анализировать поведение детей, искать объяснение/ причину возникшей проблемы;

коммуникабельность, стрессоустойчивость, целеустремленность;

Работа социального педагога – трудная, требующая желания бороться за счастье каждого ребенка.

Как выучиться на социального педагога

Чтобы работать социальным педагогом, требуется получить высшее образование по направлениям «педагогика», «психология» («психолого-педагогическое образование») или «социология» («прикладные методы социологических исследований»).

Сложности профессии социального педагога

Работа социального педагога является сложной, требующей больших эмоциональных и физических нагрузок. Это достаточно востребованная профессия, однако найти свободную вакансию сложно в связи с большим количеством специалистов в данной сфере. Данная специальность не подразумевает карьерного роста.

Социальный педагог – это сложная, но востребованная профессия, требующая от сотрудника терпения и самоотдачи. Чтобы работать в данной сфере, необходимо получить высшее профильное образование. Основными задачами социального педагога являются оказание психологической помощи детям из неблагополучных семей, а также детям, имеющим проблемы с поведением, проведение социально-педагогической работы по адаптации воспитанников, преодоление психологического барьера и т.д. Специалист работает с детьми, их родителями, учителями, представителями полиции, органов опеки и пр., помогая создать максимально комфортные условия для подопечных.

Где искать работу

Социальный педагог может работать в детских садах, школах, социальных службах и пр. Заработная плата при этом будет зависеть от квалификации сотрудника, опыта работы по специальности и т.д.

Сколько зарабатывает социальный педагог

Заработная плата социального педагога зависит от многих критериев, включая регион проживания и место работы. В России оклад специалиста данного профиля может варьироваться от 15 до 30 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге зарплата социального педагога начинается от 25 тыс. руб. и выше.

Плюсы и минусы работы социальным педагогом

Профессия социального педагога имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

уважаемая, востребованная профессия;

возможность помогать детям.

К минусам относятся:

трудная работа, требующая моральных и физических затрат;

ненормированный график работы;

Пройти обучение

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Социальный педагог». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии.
Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения.
Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Социальный педагог». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.

Социальный педагог — это специалист, основное направление работы которого заключается в организации и проведении комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебном учреждении. Что входит в обязанности социального педагога, определяется квалификационными требованиями к этому специалисту, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н. В соответствии с приказом, на этой должности работают люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» или «Социальная педагогика». Требования к стажу работы не предъявляются.

Социальный педагог ставит на учет трудных учеников и ведет с ними индивидуальную работу, тем самым создавая в школе психологически комфортную обстановку для успешной работы учителей и учебы школьников. Обязанности соцпедагога в школе заключаются в:

  • обсуждении с учениками актуальных событий современности;
  • участии и взаимодействии с учителями, родителями;
  • помощи обучающимся;
  • подготовке и проведении родительских собраний;
  • обеспечении охраны жизни и здоровья обучающихся и т. д.

Должностная инструкция педагога

Права и обязанности социального педагога в школе обозначены в должностной инструкции, которая разрабатывается на основе квалификационного справочника. Работодатель вправе расширить и увеличить количество обязанностей, по сравнению со справочником, если считает, что это обоснованно. Структура должностной инструкции стандартна, состоит из четырех частей: общие положения и функции, обязанности, права и ответственность. Важно упомянуть, что специалисту необходимо знать:

  • направления развития образовательной системы;
  • законы и иные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы соцполитики и пр.

Общие положения

На практике на должность социального педагога назначаются лица, имеющие необходимое образование, желательно с опытом работы, знающие нормативные акты РФ в области образования, владеющие основами психологии, не имеющие судимости. Педагог обязан обладать определенными личными качествами:

  • любовь к детям, доброжелательность;
  • терпимость, ответственность;
  • самоконтроль, психологическая устойчивость;
  • эрудированность, профессионализм;
  • коммуникабельность, самообладание.

Функции

Кроме квалификационного справочника, законодатель разработал профессиональный стандарт, который утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты от 10.01.2017 № 10н. Стандартом утверждены основные обязанности социального педагога:

  • разработка мер по педагогическому сопровождению ученика в трудной жизненной ситуации;
  • планирование деятельности по обеспечению позитивной социализации учеников и т. д.

Дополнительно должностные обязанности социального педагога школы по ФГОС сводятся к функциям:

  • планирование и организация мер по педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации;
  • реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;
  • организационно-методическое обеспечение педагогической поддержки обучающихся;
  • развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства, социальных институтов;
  • организация социально и личностной значимой деятельности группы обучающихся.

Обязанности

Обязанности социального педагога в школе по ФГОС — это непосредственные действия в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые обеспечивают ежедневное качественное выполнение функций и задач работника. Среди первоочередных обязанностей педагога:

  • анализ поведения учащихся и построение прогнозов на основе этого исследования для избежания конфликтных ситуаций;
  • разработка специальных адаптационных программ для школьников с целью улучшения психологической обстановки в школе;
  • осуществление комплекса мероприятий для учащихся в плане образования личности и развития индивидуальности;
  • организация мероприятий для школьников и их родителей для повышения безопасности учеников;
  • организация консультационной помощи учителям при проведении родительских собраний, общении с родителями учеников, проведении различных школьных мероприятий;
  • консультации школьников, родителей и учителей по всем вопросам, связанным с адаптацией и решением споров во всех конфликтных ситуациях;
  • посредническая помощь в установлении связи между ребенком, семьей и школой, в случае необходимости.

Права

Помимо длинного перечня обязанностей, у соцпедагога есть права, которыми он располагает для выполнения функций и задач, возложенных на него ТК РФ, законом об образовании, другими нормативными актами и ЛНА работодателя. Речь идет о следующих правах и гарантиях:

  • на принятие самостоятельных решений в рамках своей компетентности;
  • получение гарантий и льгот, в соответствии с законодательством РФ;
  • на оплачиваемый отпуск;
  • на требование улучшения условий труда;
  • на повышение квалификации;
  • на получение информации, которая необходима для изучения интересов учащихся и проведение соцопросов.

Ответственность

Ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей предусматривается ТК РФ. Неважно, что входит в обязанности соцпедагога в школе, если он систематически опаздывает на работу, администрация вправе применить к нему меры дисциплинарного воздействия, даже при условии образцового исполнения своих непосредственных обязанностей. Кроме ТК РФ, педагог несет ответственность за:

Социальный педагог – это относительно молодая должность, она была введена в 2000 году, но несмотря на это социальный педагог, особенно в крупных городах, есть в каждой школе. Но я не сказала бы, что данная должность является престижной, востребованной или интересной. В ней, как и в любой профессии, есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны, о которых стоит рассказать.

Содержание

  • Для родителей
  • Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
    • В чем суть работы
    • Особенности работы
    • Условия работы
    • Требования к образованию
    • Зарплата
    • Ведущие профессиональные ценности социального педагога
    • Принципы профессиональной деятельности социального педагога

    Так кто же такой социальный педагог? Зачем он нужен в школе? Какие функции выполняет? И как устроиться на должность «социальный педагог»? Все ответы Вы найдете в данной статье. Итак, поехали!

    Для родителей

    Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Социальный педагог – это человек, который выполняет функцию классного руководителя для всей школы, но уклон делается в сторону разбора нарушений Устава школы или правонарушений. Как правило, социальный педагог работает с определенными детьми «группы риска» и их родителями, но также разбирается и в достаточно серьезных единичных случаях.

    Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:

    1. Систематические прогулы и опоздания;
    2. Неуспеваемость;
    3. Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
    4. Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
    5. Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
    6. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
    7. Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
    8. Конфликты между детьми и др.

    Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.

    Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.

    Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).

    Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).

    Для тех, кто хочет работать социальным педагогом

    Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!

    Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.

    Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.

    Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.

    В чем суть работы

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Грубо говоря, вам придется грозить всем пальцем и говорить, что их теперь ждет. Хоть социальный педагог (в теории) должен много общаться с детьми, узнавать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работу с документами и беседы с детьми по поводу совершенных ими проступков.

    • сотрудничать с гос. организациями: органы опеки, полиция, прокуратура, КДН, различные социальные и психологические центры;
    • организовывать профилактические занятия (самостоятельные лекции и занятия или приглашение других специалистов);
    • организовывать Совет профилактики и реализовывать планы индивидуальной профилактической работы с детьми на ВШК;
    • участвовать в родительских собраниях и на различных совещаниях/объединениях;
    • консультировать родителей, детей, пед. состав;
    • принимать жалобы от родителей, детей, пед. состава и «вести расследование» по этому вопросу;
    • оформлять очень много документации по классам (т.е. запрашивать у классных руководителей различную информацию и не факт, что они вам ее принесут) и отвечать на запросы других организаций и многое другое.

    Особенности работы

    По сути, 18 часов рабочего времени должно быть направленно на изучение документации, законов и положений, которых очень много, заполнению бумаг и отчетов, которых тоже не мало, т.е. на методическую работу. И остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни выходит все иначе.

    Нагрузка у социального педагога просто бешеная, очень часто он выполняет даже работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, за это вам платить никто не будет.

    Поэтому все, что успевает делать соц. педагог, это разбор ежедневных «полетов» с детьми и вызов родителей по каждому такому случаю, заполнение (почти ежедневное) бумаг и отчетов, организация профилактических лекций и занятий. А на все остальное времени не хватает совсем.

    Это сложная и отчасти неблагодарная работа. Вы сразу же попадаете в эпицентр негатива и агрессии. К вам с добрыми вестями не придут, а придут жаловаться, грубить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок устроит драку). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, потому что каждый из них убежден, что это школа должна воспитывать их ребенка, что это школа виновата в том, что происходит. Особенно сложно сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.

    В данной работе нет оценок качества или показателей (например, у учителей есть успеваемость). Вся ваша профилактическая работа с учениками не поддается оцениванию, вы можете только говорить, а человек сам решает, как ему поступать. Ничего плохого не сделал – ребенок молодец, сделал что-то плохое – школа виновата (и вы в том числе). И поверьте мне, любая организация или любая проверка вам об этом скажет или даст понять другим образом. В каждом случае, начиная от травмы в летнее время и заканчивая суицидом, будет виновата только школа, и вам со всем эти придется разбираться.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Но не стоит пугаться. Возможно, вам понравится данная работа. Я знаю социальных педагогов, которые горят этим, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Как ни крути, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.

    Условия работы

    Социальный педагог работает в отдельном кабинете, причем чаще всего его кабинет расположен на некотором расстоянии от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.

    Соц. педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормированный рабочий день, длительность которого обговаривается с директором школы. Например, можно сделать график таким образом, что будут 4 рабочих дня по 8 часов и 1 рабочий день будет сокращенным. В графики обязательно отражаются приемные часы для родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но всем нужно понимать, что прием родителей ведется почти ежедневно в любое время.

    Стоит отметить, что профессия социального педагога в школе не имеет схемы карьерного роста, она формально относится к администрации школы. Как правило, вы так и будете «сидеть» на этом месте, если не захотите кардинально поменять свою работу. Но есть приятный бонус в виде почти двухмесячного отпуска.

    Требования к образованию

    Социальный педагог должен иметь официальный документ, подтверждающий то, что он может преподавать в школе. Чаще всего на эту должность берут именно учителей, которые получают дополнительную «корочку» об образовании для возможности работать в данном направлении. Но возможны и другие варианты.

    Например, вы дипломированный психолог. Для того, чтобы устроится на работу социальным педагогом, вы должны пройти переквалификацию на специальность «Социальный педагог», т.е. пройти курсы, после которых у вас будет документ. Также от вас потребуют документ об образовании учителя, если у вас в дипломе не будет это указано, т.е. вам нужно будет пройти еще одни курсы.

    Зарплата

    Социальный педагог является в первую очередь педагогом, т.е. имеет педагогическое образование (имеет право преподавать именно в школе, а не в ВУЗах). Поэтому очень часто человек, занимающий должность «социальный педагог», работает в школе и на другой должности, например, учителем.

    Это связано, как минимум, с тем, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в данную сферу (не имея опыта работы), ваша заработная плата будет около 15-17 тыс. рублей. Ставка социального педагога может увеличиваться, это связано с образованием (есть ли магистратура), опытом работы в данной области, квалификацией. Некоторые учреждения позволяют брать дополнительную нагрузку, например, ведение внеурочной деятельности. Молодым специалистам в течение нескольких лет при определенных условиях могут выплачивать пособия (1000-3500 руб).

    УТВЕРЖДАЮ
    Генеральный директор
    Фамилия И.О. ________________
    «________»_____________ ____ г.

    1. Общие положения

    1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
    1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
    1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
    1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
    1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
    1.6. Социальный педагог должен знать:
    - законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
    - основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
    - общую и социальную педагогику;
    - педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
    - социально-педагогические и диагностические методики.
    1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
    - законодательными актами РФ;
    - Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
    - приказами и распоряжениями руководства;
    - настоящей должностной инструкцией.

    2. Должностные обязанности социального педагога

    Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
    2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
    2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
    2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
    2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
    2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
    2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
    2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
    2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
    2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
    2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

    3. Права социального педагога

    Социальный педагог имеет право:
    3.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
    3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
    3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
    3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
    3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

    4. Ответственность социального педагога

    Социальный педагог несет ответственность:
    4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
    4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
    4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

    Читайте также: