Нужно ли обучать сотрудников по обращению с отходами

Опубликовано: 16.05.2024

Кто должен проходить обучение по обращению с опасными отходами? Какова периодичность обучения по обращению с отходами? На эти вопросы я постараюсь ответить.

Обучение по обращению с опасными отходами - закон

Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

статья 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Лица, обязанные проходить обучение на право обращения с опасными отходами 1-4 класса опасности

Обучение по обращению с отходами должны проходить ответственные должностные лица, занимающиеся:

  • сбором отходов I-IV классов опасности ( приемом от других организаций);
  • транспортированием отходов I-IV классов опасности ( водители мусоровозов обязательно);
  • обработкой отходов I-IV классов опасности ( лица, занимающиеся сортировкой, обработкой и очисткой);
  • утилизацией отходов I-IV классов опасности;
  • обезвреживанием отходов I-IV классов опасности;
  • размещением отходов I-IV классов опасности.

Очень часто на предприятиях, не занимающихся вышеперечисленными видами деятельности - обучают несколько сотрудников по программе "Обращение с отходами".

Это лишняя трата средств предприятия.

Основная масса предприятий не занимается указанными видами деятельности. Обращение с отходами на многих предприятиях заключается в накоплении отходов на территории предприятия.

Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения

Таким образом, если у вас не осуществляются узкоспециализированная деятельность по обращению с отходами (перечислено выше), то обучение сотрудников предприятия по обращению с опасными отходами не требуется!

Это подтверждается также судебной практикой - Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25 августа 2019 года
по делу № А24-2386/2019, которое представлено в конце этой статьи.

Какова периодичность обучения по обращению с отходами?

В настоящее время периодичность обучения по обращению с отходами НПА не установлена!

Какова ответственность за отсутствие обучения по обращению с опасными отходами?

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судебная практика

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский

Дело № А24-2386/2019 25 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 25 августа 2019 года.

Выдержка из постановления:

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ) лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.

До этого, до июня 2015 года, пунктом 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ) было установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I – IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV класса опасности. Таким образом, с 2015 года изменилось как название, так и требования статьи 15 Закона № 89-ФЗ.

В силу положений пункта 3 статьи 15 Закона № 89-ФЗ с января 2016 года профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Подпунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с 01.01.2016) определено, что порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Таким образом, с 01.01.2016 требования о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании относятся не ко всем лицам, а только к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:

  • приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
  • инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
  • документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.

Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.

Являясь исходными данными для расчета нормативов образования отходов, а также для определения источников образования отходов и их качественного состава, результаты инвентаризации отходов представляются в составе раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, обязаны быть в наличии:

  • документы, подтверждающие передачу отходов сторонним организациям в течение учетного периода;
  • документы, подтверждающие сбор (прием) отходов в течение учетного периода, с приложением паспортов на отходы I-IV класса опасности (материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности);
  • документы, подтверждающие факты использования, обезвреживания и размещения отходов хозяйствующим субъектом на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
  • акты приема отходов, накладные (приходные, расходные, товарно- транспортные и др.), счета-фактуры, при использовании отходов самим хозяйствующим субъектом – данные бухгалтерского учета.

5. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в случае осуществления деятельности).

Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подтверждает право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) и является документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в соответствии с действующим законодательством.

6. Паспорта (свидетельства) опасных отходов.

«О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»

«Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт установленной формы. Заверенную хозяйствующим субъектом копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности направляют в территориальный орган Росприроднадзора.

Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по итогам отчетного года.

Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

9. Объекты размещения отходов (при их наличии).

    Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного кадастра отходов.

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

Информация об объекте размещения отходов направляется в Росприроднадзор для присвоения номера объекту размещения отходов и принятия правовых актов о включении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

10. Требования к транспортированию отходов.

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Профстандарт: Специалист в области обращения с отходами

Две недели назад мы запустили цикл статей, в котором стали рассказывать вам про профессиональные стандарты в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В предыдущей статье мы говорили о требованиях, которые предъявляются Слесарю домовых, санитарно-технических систем и оборудования. Сегодня мы обратимся к профстандарту Специалиста в области обращения с отходами, утверждённому Приказом Минстроя РФ №203н от 7 апреля 2014 года.

Специалист в области обращения с отходами

Защита окружающей среды и населения от негативного воздействия отходов производства, улучшение санитарного состояния и внешнего облика городов, поселков и других населённых пунктов - цель специалиста в области обращения с отходами.

Данная профессия актуальна и востребована в условиях меняющейся не в лучшую сторону экологии. Профстандарт прописывает достаточно жесткие требования к образованию и трудовым функциям специалиста, желающего заниматься защитой окружающей среды, признавая его ответственность за будущее планеты и здоровье людей.

Для специалиста в области обращения с отходами устанавливаются два уровня квалификации (степень профессионального мастерства): 5 и 6-й. Специалист пятого уровня квалификации должен иметь среднее профессиональное образование (программа подготовки специалистов среднего звена), а также сертификат о дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).

Специалист шестого квалификационного уровня должен обладать дипломом государственного образца о высшем образовании (бакалавриат) и иметь сертификат дополнительной профессиональной программы (курсы повышения квалификации, курсы профессиональной переподготовки).

Трудовые функции

  • организационная (организация системы учёта и мониторинга обращения с отходами потребления и производства) (5 уровень квалификации);
  • координационная (координация деятельности по организации и контролю в области обращения с отходами производства и потребления) (6 уровень квалификации).
  • разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих обращение с отходами;
  • учёт и инвентаризации отходов.
  • контроль деятельности в области обращения с отходами;
  • организация инфраструктуры экологически безопасного обезвреживания и переработки отходов.
  • осуществлять контроль за изменениями нормативно-правового регулирования процессов обращения с отходами;
  • своевременно изучать отечественный и зарубежный опыт организации обращения с отходами и технологии их сбора и утилизации;
  • разрабатывать и подготавливать для утверждения нормативно-правовые, методические и распорядительные документы, с помощью которых формируется система управления отходами на закреплённой территории, включая логистику их сбора, транспортировки, переработки и захоронения;
  • унифицировать документы для получения разрешения на размещение, обезвреживание или использование отходов;
  • подготавливать предложения о механизме формирования и применения тарифов на услуги по всем этапам жизненного цикла отходов производства и потребления;
  • осуществлять ведение отчетной документации в соответствии с современными требованиями к отчётности;
  • осуществлять создание комплекса технических, программных, информационных средств системы управления отходами. То есть, стараться сделать так, чтобы своевременно поступала информация по объектам образования отходов, классам их опасности, местам размещения отходов, платежам за размещение отходов;
  • формировать кадастр отходов на основе инвентаризации всех отходов и объектов их размещения, образующихся на закреплённой территории;
  • вести разработку проектов технологических регламентов, технологических карт и технических условий обращения с отходами;
  • выявлять, проводить обследование и вести учёт санкционированных и несанкционированных мест размещения отходов, в том числе на особо охраняемых территориях и в рекреационных зонах;
  • своевременно обрабатывать информацию и полученные данные о текущих воздействиях отходов производства и потребления на окружающую среду для заполнения форм отчётной документации в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами.
  • помогать в реализации плана природоохранных мероприятий и организовывать взаимодействие природопользователей, направленное, в том числе и на ликвидацию несанкционированных свалок на закрепленной территории;
  • осуществлять контроль правильности расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду размещаемых природопользователями отходов, соблюдения графиков очистки закреплённой территории от отходов;
  • вести контроль выполнения договорных обязательств организациями, оказывающими услуги по сбору и удалению отдельных групп отходов;
  • обеспечивать полноту и достоверность представляемых в органы исполнительной власти сведений об обращении с отходами на закреплённой территории;
  • грамотно оценивать результаты деятельности по обращению с отходами производства и потребления на закреплённой территории и определять пути её совершенствования;
  • разрабатывать планы и графики перевода процессов сбора, транспортировки, переработки и захоронения отходов на условия, отвечающие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям территории, включая внедрение двухступенчатой системы вывоза отходов;
  • вести оценку предложений по использованию средств экономического стимулирования развития рынка сбыта вторичных материалов для обеспечения их дальнейшей переработки;
  • делать обоснованный выбор современной технологии утилизации отходов производства и потребления на закреплённой территории;
  • подготавливать предложения по системе налоговых и тарифных преференций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами;
  • руководить разработкой и реализацией перспективных планов и мероприятий по последовательному переходу к селективному сбору твёрдых бытовых отходов на подведомственной территории.

Требования к специальности

  • выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • оценивать последствия негативного воздействия отходов на окружающую природную среду и население территории;
  • обобщать информацию о прогрессивных формах и методах сбора, транспортировки, хранения, обеззараживания, переработки и захоронения отходов производства и потребления;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • искать и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • собирать и систематизировать данные об отходообразующих процессах на закреплённой территории;
  • определять свойства и класс опасности отходов, анализировать полученные данные для составления плана природоохранных мероприятий;
  • собирать информацию об объектах размещения отходов для их оценки в рамках природоохранных мероприятий;
  • разрабатывать технологический регламент, технологические карты, технические условия обращения с отходами;
  • вести разъяснительную работу с природопользователями и населением.
  • использовать умения по трудовым функциям кодов А/01.5 "Разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих обращение с отходами", А/02.5 "Учёт и инвентаризация отходов производства и потребления";
  • внедрять наиболее эффективные методы, связанные с безопасным хранением, транспортировкой и т.п. отходов;
  • контролировать соблюдение природопользователями экологических норм при обращении с отходами на закреплённой территории;
  • организовывать внедрение передовых методов и приёмов труда;
  • обобщать и использовать в работе современные направления развития отечественной и зарубежной науки и техники в сфере обращения с отходами;
  • руководить работами по формированию эффективной системы управления отходами на закреплённой территории;
  • разрабатывать инвестиционные программы в сфере обращения с отходами.

Необходимые знания

  • основы экономики и управления;
  • основы экологии;
  • основы документоведения;
  • морфологический состав твердых бытовых отходов;
  • основы информатики;
  • основы земельного законодательств;
  • правила делового общения и делового этикета;
  • основы конфликтологии.

К вопросу о контейнерных площадках

Этот вопрос, только формально связанный с должностью специалиста в области обращения с отходами, является, однако, важным для УК. Особое внимание на себя обращают три проблемы: так называемые “общие” контейнерные площадки, на которых одновременно могут находиться мусорные контейнеры сразу нескольких УК, переполняемость мусорных баков и отказ дворников убирать мусор, оставшийся на земле после погрузки мусора. И, наконец, нежелание собственников повышать тарифы на содержание и ремонт общедомового имущества.

Как выйти из этих сложных ситуаций? Как ни странно, выполнять взятые на себя по договору управления МКД обязательства. Там, где одна УК не выполняет или выполняет некачественно уборку своего мусорного контейнера, всегда будет грязно.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Все предприятия, которые влияют или могут повлиять отрицательно на природные условия и их состояние, должны организовывать для своих сотрудников обучение по экологической безопасности. Из статьи вы узнаете, кто и для чего должен регулярно проходить соответствующие курсы повышения квалификации. Также расскажем вам о готовых учебных программах.

Какие есть требования?

К основным воздействиям хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, относят выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы отходов в воду; загрязнение недр, почвы и многое другое. Оценка вреда проводится в отношении любого вида экономической деятельности, которая может принести прямой или косвенный вред природе, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно действующему законодательству повышение квалификации по экологии должны пройти:

Лица, ответственные за обращение с отходами в объеме 112 часов (единовременно)

Руководители и специалисты, отвечающие за природоохранную деятельность предприятия в целом в объеме 72 часов (единовременно или 1 раз в пять лет)

Контролирующие лица в объеме 102 часов (1 раз в три года)

Особенности подготовки к обучению по экологической безопасности

Требования к порядку проведения вводного или любого другого инструктажа, его содержание и периодичность законодательно не установлены. Природопользователи самостоятельно разрабатывают и утверждают инструкции по экоконтролю в своей организации, после чего оно проходит согласование в территориальном органе Минприроды. Нормативно-правовые акты предусматривают проведение трех видов инструктажа: первичного, повторного и внепланового. При этом практика показывает, что этого недостаточно, поэтому ряд предприятий, прежде всего сертифицированных на соответствие СТБ ИСО 14001, дополнительно проводят вводный и целевой.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на проживание в благоприятной среде, поэтому приоритетом становится бережное отношение ко всем богатствам, которыми одаривает нас природа. Чтобы соблюдать законы, элементарно о них нужно знать, поэтому вводный инструктаж по экологии проводят в первый месяц работы всех работников организации или ИП, независимо от того, является ли компания лицензированным природопользователем или перечисляет экологический сбор или платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Также его должны прослушать:

  • все вновь поступающие на предприятие;
  • лица, проходящие производственную практику;
  • представители сторонних организаций, которые временно осуществляют свою деятельность на территории предприятия (например, командированные).

Вводный инструктаж может проводить штатный эколог (инженер по охране окружающей среды) или другой специалист, на которого возложены эти функции. Работодатель самостоятельно устанавливает порядок инструктирования, поскольку экологическое обучение не относится к обучению по охране труда.

Обратите внимание!

Вопросы по экологической безопасности могут представлять собой отдельно составленную программу или включаться во вводный инструктаж по охране труда. Проведение ознакомления сотрудников с правилами экологической безопасности регистрируется в соответствующих журналах по ОТ либо в отчетности, составленной в свободной форме.

В некоторых случаях можно включить всю необходимую информацию по экологическому инструктажу при разработке инструкции по обращению с отходами производства и потребления и технологического регламента. Для лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, требуется составить отдельный перечень правил, которые необходимо соблюдать при обращении с опасными отходами, и порядок поведения в случае наступления аварийной ситуации.

В программу для вводного инструктажа необходимо включить следующую информацию:

Все виды негативного экологического воздействия предприятия

Чтобы сотрудники могли контролировать уровень загрязнений и физических воздействий на окружающую среду, они должны быть осведомлены о том, как деятельность организации влияет на это. Имеют ли место:

  • истощение природных ресурсов;
  • загрязнение воды и почвы промышленными сточными водами, образующимися в процессе производства;
  • загрязнение атмосферы от стационарных и передвижных источников;
  • токсическое, раздражающее и шумовое воздействие на человека.

Список природоохранных мероприятий, реализуемый на предприятии

Например, он может включать:

  • своевременный вывоз производственных и бытовых отходов;
  • использование при проведении работ исправных механизмов, исключающих загрязнение окружающей среды отработанными газами двигателей и горюче-смазочными материалами;
  • повторное использование технических вод и отходов;
  • монтаж специальных фильтров, газо-пылеулавливающих установок и многое другое.

Перечень нормативных правовых актов , технических регламентов, ГОСТов, содержащих экологические требования/параметры по охране окружающей среды, а также которые могут быть включены в конкурсную документацию при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

Обучение по экологической безопасности руководителей и специалистов в виде курсов повышения квалификации

Если организация лишь платит за НВОС и не является владельцем или соискателем лицензии на обращение с отходами, ей достаточно обучить на курсах повышения квалификации и проводить инструктаж. Руководители и специалисты должны быть всегда в курсе актуальных законодательных норм. Знание нормативов и внедрение ресурсосберегающих технологий позволяет специалистам успешно проходить проверки надзорных органов. Периодичность курсов повышения квалификации по экологии официально не регламентируется. Их можно проходить в удобное время без отрыва от работы.

Отказ от обучения по экологической безопасности и охране окружающей среды повышает вероятность несоблюдения допустимых стандартов на предприятии. На организацию накладываются штрафы (ст. 8.1 КоАП РФ), если в ходе проверки надзорные органы выявляют нарушения:

  • при планировании и разработке проектов,
  • подготовке технико-экономических обоснований,
  • строительстве и вводе объектов в эксплуатацию,
  • их функционировании, или реконструкции.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. и ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 10 июня 1998 г. обучение по экологической безопасности должны проходить следующие лица:

Руководители организаций,

принимающие решения, связанные с хозяйственной, коммерческой или иной деятельностью, влияющей на окружающую среду

Специалисты,

занятые в отраслях, негативно влияющих на экологическую обстановку

Руководители,

допускающие сотрудников к обращению с отходами I – IV классов опасности

Сотрудники,

непосредственно допущенные к обращению с отходами (кроме накопления) с отходами I – IV классов опасности

К таким специалистам в организации чаще всего относят заместителя по производству, главного инженера, эколога. Однако это могут быть и другие сотрудники. Например, бухгалтеру требуется экологическое обучение, если он перечисляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Курсы профессиональной переподготовки

Для некоторых категорий работников требуется не только пройти повышение квалификации по экологии в виде курсов. Одно из требований к желающим получить лицензию на обращение с опасными отходами 1–4 классов — прохождение работниками компании или ИП профподготовки в аккредитованных учебных заведениях, подтвержденной сертификатами. Срок ее действия не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности, при смене которых вносят изменения в реестр.

Для этого проводится и обучение по экологической безопасности в виде курсов повышения квалификации для лиц, принимающих решение в области природоохранной деятельности, и переподготовка для тех, кто отвечает и непосредственно организует сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение опасных отходов. Отметим, что экологу, имеющему высшее профильное образование, достаточно первого варианта.

Программа дополнительного образования предназначена для соискателей, имеющих высшее или среднее специальное образование, которые в результате обучения смогут заниматься новым видом деятельности.

Профессиональная переподготовка помогает приобрести знания, необходимые:

  • для осуществления контроля за соблюдением законодательства сферы экологии со стороны предприятий промышленности, строительства, сектора горного производства;
  • для обеспечения промышленной и экологической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий;
  • для снижения их антропогенного влияния и выполнения иных функций инженера по охране окружающей среды.

Документом об окончании обучения является только диплом, а не свидетельство или удостоверение.

Руководители предприятий проходят все три вида экологического обучения:

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Вопрос:
На предприятии образуются отходы: аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, покрышки отработанные с металлическим кордом, отработанные моторные масла. Сейчас сдаем их на переработку в специализированные организации. Выходит довольно дорого. Можно ли продавать аккумуляторы частным лицам-скупщикам, которые не имеют лицензий?
Можно ли использовать моторные отработанные масла - на смазку деталей и узлов в технике? Лицензии на использование не имеем. Отработанные покрышки хорошо разбирает население на канализацию - можно ли передавать им? Какие документы должны быть у нас оформлены при передаче аккумуляторов, покрышек, использовании масла?

Ответ:
Указанный в вопросе перечень действий допустим, если аккумуляторы, отработанные масла и покрышки будут документально относиться к побочным продуктам, а не к отходам.
Для реализации ресурсов как побочных продуктов, необходимо иметь Технические условия на эти продукты.
Если моторные отработанные масла документально являются отходом (информация о ресурсе включена в ПНООЛР), то для использования отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике необходимо получить лицензию на обращение с отходами.
Продажа/передача отходов физическим лицам не допустима. Допустима продажа/передача отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Для получения более подробных разъяснений см. обоснование.

Обоснование:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Материальный объект обретает статус "отхода производства" тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.

Из условий Вашего вопроса мы поняли, что аккумуляторы и покрышки, образующиеся у Вас на предприятии, являются документально отходами и информация по данным отходам занесена в ПНООЛР.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст.1 Федерального закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст.1 Федеральный закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Повторное использование моторных отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике является утилизацией.

Таким образом, в случае, если Вы повторно применяете отходы моторных отработанных масел, то Вам нужна на данный вид деятельности соответствующая лицензия.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности допустима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности физическим лицам не допустима.

Также существует иной способ реализации аккумуляторов, масел и покрышек:
Побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Примечание - Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения").

Определение вторичного сырья регламентируется ГОСТ Р 54098-2010 "Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 54098-2010).

Если Вы действительно документально определили категорию ресурса как "побочный продукт", то действия, связанные с его обращением, не будут попадать под действие природоохранного законодательства.

Следовательно, если аккумуляторы, масла и покрышки будут классифицированы Вами как побочный продукт, их можно будет продавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без наличия у них на это соответствующей лицензии.

Продажа физическим лицам побочных продуктов также допускается.

Обращаем Ваше внимание, что необходимо наличие технических условий (далее – ТУ) для подтверждения того, что в результате применения определенной в ТУ технологии из отхода была получена вторичная продукция.

Читайте также: