Чем занимается специалист по делам молодежи

Опубликовано: 03.10.2024

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность специалиста по работе с молодежью [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Учреждение).

1.2. Специалист по работе с молодежью назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Учреждения.

1.3. Специалист по работе с молодежью относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Специалист по работе с молодежью подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Учреждения.

1.5. На должность специалиста по работе с молодежью назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.6. Специалист по работе с молодежью отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Учреждения.

1.7. Специалист по работе с молодежью должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью;
  • основы педагогики и психологии;
  • методы воспитательной и социальной работы;
  • методы выявления экстремальных ситуаций;
  • методы проведения консультаций для подростков и молодежи;
  • программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью;
  • отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Специалист по работе с молодежью в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия специалиста по работе с молодежью его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Специалист по работе с молодежью обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Координирует деятельность детских и молодежных объединений.

2.2. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи.

2.3. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями.

2.4. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом.

2.5. Осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных группировок.

2.6. Выступает с лекциями по вопросам молодежной политики.

2.7. Способствует формированию общей культуры личности.

2.8. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

В случае служебной необходимости специалист по работе с молодежью может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Специалист по работе с молодежью имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности специалиста по работе с молодежью, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции специалиста по работе с молодежью.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Специалист по работе с молодежью несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности учреждения и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы специалиста по работе с молодежью осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы специалиста по работе с молодежью является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы специалиста по работе с молодежью определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Учреждении.

6. Право подписи

6.1. Специалисту по работе с молодежью для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

Специалист по работе с молодежью сейчас в профессиональной линейке находится почти ниже среднего уровня. Отсюда и небольшие зарплаты, которые просто не соизмеримы с трудом, который они вкладывают в свое дело.
Ведь кто такой специалист по работе с молодежью?

Это не просто человек, который знает, сколько шаров ему понадобится для мероприятия. Сколько нужно заказать футболок и кепок, как правильно заполнять документацию. Это человек, который больше всех подвержен эмоциональному выгоранию - в течение дня ему приходится сталкиваться с десятком "других вселенных" в возрасте от 14 до 30 лет. И иногда реагировать на вопросы, замечания и предложения логически и терпеливо просто невозможно. Но он справляется. Потому что хочет помочь развить таланты, умения и навыки у других людей.


Я не заканчивала вуз по специальности "Организация работы с молодежью", я филолог. Моя мама - тоже филолог. И мы всегда работали с людьми. Быть рядом с молодежью - куда интереснее, чем работать в офисе на скучной работе и мечтать поскорее уйти домой. Ты учишься вместе с ней и рассматриваешь такие вещи, на которые сам бы не обратил внимание. Мне нравится то, что я делаю.
Даю мастер-классы и веду тренинги.


Со стороны всегда виднее, в каких вещах стоит подучиться, а с какими разобраться глубже. Честно могут сказать только родители и то, если доверие к ним безграничное. Когда молодежь оказывается в своем кругу, они с удовольствием дают обратную связь. Особенно, если сразу им говоришь, что они "уже эксперты".

Прислушиваться к каждому - нужно, однако, всегда на мероприятиях появляются такие ребята, которые стараются заглушить своей харизмой всех остальный. И, наоборот, есть те, кто хочет отсидеться молча. И тем, и другим давать реализовывать желаемое нельзя. Отсюда вывод: специалист по работе с молодежью - это своеобразный ментор и модератор в одном лице. На нем лежит ответственность за все, начиная от налаживания контакта с аудиторией, заканчивая тем общим результатом, с которым ребята выйдут из зала.

И мне не нравится, когда уверенно говорят, что "кто захочет, тот возьмет". Вовсе нет. Правильнее говорить - "возьмет, сколько может", потому что хотят на самом деле абсолютно все, просто в силу своего возраста или деятельности могут что-то недопонять.


В моих группах уже давно работают совместно и 12-14 летние подростки и взрослые люди старше 30 лет. Это довольно сложно - готовить программы, которые были бы доступны пониманию младшим и в то же время могли быть интересны старшим. Но год работы показывает, что тот, кто заинтересован, тот никогда не уйдет с мероприятия. Даже если оно длится два дня. Даже если . никто не уходил, в общем.

Само по себе мероприятие не важно. Важны знакомства, которые приобретаются в ходе него. Это самая большая ошибка, которая, на мой взгляд, совершается в молодежной политике - мероприятие проводится, под него собирается молодежь, оно проходит и молодежь разбредается кто куда до следующего мероприятия. Если никто не познакомился друг с другом, то эффективность, считая, небольшая. Ребя, активных и увлеченных, нужно постоянно вести, сталкивать их с ситуациями, вопросами, другими подобными им. Не обязательно каждую неделю встречаться со всеми участниками пить чай, это можно делать с помощью интернета - советуя им группы, объединяя в беседы, создавая новые сообщества, членами которых могут стать они же сами.



Еще что на самом деле мешает молодежи развиваться - это ложное понимание ответственности. Когда ты чем-то заниамешься, нужно заниматься им любя, с интересом, собственным желанием. Часто ко мне подходят с вопросом "Что ты от нас ждешь?", напоминая, что у меня должна быть какая-то отчетность, показатель эффективности, в который я их всех должна вписать. Мне не хочется говорить на эту тему, но я скажу.

ПРЕКРАТИТЕ ЖДАТЬ ЧЕГО-ТО ОТ МОЛОДЕЖИ! Что она должна спасать страну, помогать своему университету, ходить на выборы. Этого нельзя требовать. Объясняйте снова и снова, что все эти поступки - это не долг, нет, это то, что может менять их жизнь и если они не пользуются теми возможностями, которые им предлагают, то они не узнают своих сил. Пробование своих сил - это как игра: ты комбинируешь разные вещи, мысли, чувства и получаешь в итоге приз.


А теперь о самом интересном. О моей собственной мотивации.
В детстве мне хотелось, чтобы мне помогали развиваться. Чтобы направляли. С удовольствием участвовала в конкурсах, выступала на конференциях, пробовала себя во многом. И все мне казалось, что могу больше и что о многих возможностях своего города, своего региона я не знала. Низко кланяюсь учителю по литературе - перед Ириной Борисовной Лошкаревой буду в долгу всю жизнь. И всегда мне хотелось, чтобы таких людей было вокруг больше. Когда после небольшого Нефтеюганска я стала учиться в столице округа Ханты-Мансийске, то каждый концерт, на который меня как заслуженную студентку, часто отправляли бесплатно, плакала от счастья. Мне хотелось, чтобы ко всему этому прикоснулись другие, не подозревавшие даже о таком.

Все годы изучала разные науки. Много прочитано учебников, книг, брошюр, интернет-статей. Много велось разговоров со всеми. Отдавать можно в любом возрасте, для этого не всегда нужны доказательства твоей учености. Представить, что профессора бросят разом свой образовательный процесс и ринутся в регионы оккультуривать ребят из Ульт-Ягуна или Куть-Яха, можно ли? Именитые спикеры, стоят дорого и у них со временем пропадает желание помогать. Для них это уже просто работа.

Некоторое время назад я работала в радиохолдинге и мне понравился формат экскурсии по кабинетам. Дарья Дзюненко-Мельникова тогда только начала заниматься "Молодежной Медиашколой" в Сургуте и хотела познакомить свой первый набор с работой ведущих, звукорежиссера и пиар-специалиста.



Работа пиар-специалиста - то, что мне всегда было интересно. Помимо того, что она помогала стать известнее и успешнее компании, она позволяла приобретать уникальные связи. Так я узнала творческую молодежь по всем главным направлениям своего города: музыкантов, писателей, художников, актеров, фотографов. И часто приходилось соединять людей, желающих развивать свои проекты, но не имеющих команды.

Мы делали много хороших проектов и в радиохолдинге, и в издательском доме, в котором тоже работала, например, ежегодная народная ресторанная пермия "Золотая Вилка", благотворительный аукцион в пользу детей с онкозаболеваниями собрал более 2 миллионов рублей, радиопроекты DJ-Life и "Я пою" позволили ди-джеям, исполнителям и авторам песен появиться в ротации наших радиостанций, всевозможнуе конкурсы.



А потом я стала руководиетлем молодежного Медиацентра и знания в области пиар и рекламе очень пригодились. С этим местом работы связано много всего - мы еженедельно организовывали мероприятия для молодежи: курсы (фото, блогинг, журналистика, пиар), встречи с медиаспециалистами, экскурсии в медиахолдинги. наладили работу со СМИ. Были пресс-туры и блог-тур. Когда стало окончательно понятно, как связывать ребят между собой в Сургуте, подумала о регионах. И поехала впервые в жизни с проектом на конвеер вместе с Ваней Вороненко, горящий идеей делать такую же Медиашколу в Нижневартовске.

Мы оба выиграли. Медиашкола - заработала, а чтобы проводить "Школу Блогеров" в других городах, я отказывалась от своих выходных. Деньги мне за проведение никто не платил, хотя все думали, что очень хорошо на гранте заработала.


Встреча с журналистом в Молодежном информационном Меди-Центре, г. Сургут

Параллельно нашим движениям начали образовываться творческие коалиции и общества. СОЛФ (Сургутское общество любителей фотографии) начали проводить бесплатные мастер-классы по фотографии для всех желающих.

После каждого нового посещенного города у меня появлялось инициативных человек 5-10, которые не боялись брать на себя ответственность и начинали тоже работать с молодежью разными способами - делать рассылки о предстоящих мероприятиях, вести паблики, снимать видеосюжеты. Конечно, от нас "требовали" эффективности, мол, если у тебя было 20 человек на мероприятии, значит, 20 человек должны стать теперь специалистами. Я улыбалась и спрашивала наших критиканов делают ли они что-то для того, чтобы помогать кому-то в развитии?

Так пришла к мысли, что команда - самое важное в любой работе. И она строится со временм - кто-то отходит, кто-то приходит к нам, кого-то мы примечаем и потом зовем попробовать. Об этом же нам стали говорить на всероссийском молодежном форуме "Территория смыслов". Что на формирование команды может уйти минимум 26 недель. Так оно и получалось: сначала ты встречаешься с молодежью, они загораются, а потом некоторые из них тухнут. И это нормально. Но не было еще ни разу, чтобы присутсвие в каком-либо городе оказалось не результативным. Даже в самой сложной группе всегда есть 2-3 человека, который готов присоединиться к совместной работе.


Так вот, к чему вся эта речь.
С молодежью работать не легко. Нужно обладать качествами актера, психолога, харизмой Радислава Гандапаса - как минимум. Но ребята - самая благодатная почва. Они делятся сами с тобой своими мыслями и идеями, ты их только грамотно умей развивать. Нужно их внимательно слушать, потому как они сами подсказывают тебе, что им нужно, каких знаний не хватает. Обладать даром прогнозирования - обязательно, под рукой всегда - дополнительные материалы "по запросу". Нужно делиться тем, что имеешь: названиями книг, фильмов, списками информационных ресурсов. Рассказывать, как и что, где работает, к кому обратиться с тем или иным вопросом.
И не нужно стесняться что-то делать неправильно - все в первый раз стоят по струнке и делают длинные паузы в выступлениях, с опытом от всего этого незаметно избавляешься.

Параллельно с ним в сургутском Молодежном информационном Медиа-центре его специалистами реализовывается еще один проект "Медиасфера", суть которого - организация молодежного информационного пространства. Грант, выигранный на его реализацию, был получен мной на региональном молодежном форуме "Утро" (г. Тюмень), тоже этим летом. Деньги были потрачены на покупку технического оборудования, которого не хватало в учреждении.

Высшее профессиональное образование по специальности «организация работы смолодежью», «государственное и муниципальное управление» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подро­стков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных груп­пировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной поли­тики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

Оценка эффективности деятельности:

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью; отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Этический и профессиональный кодекс специалиста по работе с молодежью: основные понятия и принципы деятельности. Базовые принципы формирования региональных моделей этики работы с молодежью.

Специалист по работе с молодежью своим поведением должен служить примером для молодежи, общаться со всеми ровно, с уважением и терпимостью относиться к мнению и мировосприятию каждого молодого человека. Работа с молодежью предполагает умение оценивать ситуацию, налаживать сотрудничество с различными организациями, умение участвовать в сетевом взаимодействии. Поскольку работа с молодежью в основном ведется на основании проектов, то приходится заниматься оформлением проектных ходатайств, а также руководством, реализацией проектов и отчетностью. Необходимым будет умение работать с информацией (сбор и распространение). Полезными будут навыки в проведении обучающих мероприятий и наличие творческих способностей.

)Черты характера, полезные для работы в этой профессии - честность, открытость, коммуникабельность, творческие способности, инициативность и готовность к сотрудничеству, умение принимать решения и приспосабливаться. Работа с людьми предполагает также наличие терпимости, чувства эмпатии, уравновешенности и способности переносить напряжение, но в то же время последовательности и ответственности.

3.1. Человеческое достоинство и толерантность

Социальный работник признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей.

а) уважают основные права человека;




б) демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми;

в) защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности своих клиентов на основе построения толерантных отношений с ними;

г) способствуют достижению личного благосостояния и самостоятельности клиентов, формируют и поддерживают в них уважительное отношение к правам и свободам других людей;

д) уважают права своих клиентов в принятии решений; гарантируют клиентам непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации;

е) гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения.

3.2. Социальная справедливость и гуманизм

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социального работника ЦСОН ЯМР. Они предполагают:

• справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

• создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

• обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

а) выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению; в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствуют справедливому удовлетворению социальных потребностей людей;

б) соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы и проводят социальную работу. Целью этой работы является расширение выбора и возможностей для всех клиентов: неимущих, социально уязвимых или угнетенных, или для тех людей, кто нуждается в специфической помощи;

в) убеждают каждого клиента в том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого – либо, включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования;

г) ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают в их стремлении к разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности выбора и улучшению социального благосостояния;

Компетентность (профессионализм) является ценностью социального работника ЦСОН ЯМР, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и

• обеспечивает принадлежность социального работника к их профессиональной группе;

• определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

• побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы.

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной работы;

б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов в своей деятельности;

в) признают рамки своей компетенции и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы, ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма;

г) не используют свои профессиональные знания навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях; избегают связей и отношений, которые идут во вред клиентам.

3.4. Социальная активность, мобильность и гибкость

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью для социального работника ЦСОН ЯМР, и предполагает взаимосвязанную деятельность социального работника с клиентом, обратившимся к ним за помощью. Также социальный работник может действовать не только по обращению. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента, они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций.

Особенности специальности «Организация работы с молодежью»: функции, задачи и направления профессиональной деятельности специалиста.

Задачи специалистов по работе с молодежью, работающих на различных должностях, могут различаться в соответствии с тем, имеет ли работа руководящий характер, или она связана с планированием, или специалист занимается непосредственно инструктированием молодежи. Основные задачи руководителя учреждения, занимающегося работой с молодежью, руководителя молодежного общества, руководителя школы по интересам, руководителя молодежного лагеря, советника по делам молодежи городского или волостного управления, советника по делам молодежи уездного управления, работника по делам молодежи на государственном уровне, а также частично и работника молодежного проекта – это координирование работы с молодежью, техническая работа и делопроизводство, связи с общественностью и со специалистами других областей, а также административная работа и организация мероприятий. Основными задачами специалиста, работающего непосредственно с молодежью (работник, информирующий молодежь; специалист по работе с молодежью в учреждении, занимающемся работой с молодежью; специалист по работе с молодежью в молодежном обществе, воспитатель в молодежном лагере, руководитель кружка, учитель в школе по интересам), является инструктирование молодежи, консультирование, организация деятельности и мероприятий по интересам.

1. Специалист по работе с молодежью относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.

2. На должность специалиста по работе с молодежью назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы и прохождение переподготовки или повышение квалификации по теме "Государственная молодежная политика".

3. В своей деятельности специалист по работе с молодежью руководствуется:

- нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- правилами трудового распорядка;

- приказами и указаниями руководителя организации (непосредственного руководителя);

- настоящей должностной инструкцией.

4. Специалист по работе с молодежью должен знать:

- основные направления социально-экономического развития внутренней и внешней политики государства;

- принципы идеологии государства;

- нормативные правовые акты Республики Беларусь по вопросам реализации государственной молодежной политики;

- нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации;

- перспективы социально-экономического развития организации;

- методы планирования и организации работы в идеологической, общественно-политической, социально-экономической сфере;

- методику проведения организационно-массовых мероприятий;

- организацию производства труда и управления, основы законодательства о труде;

- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия специалиста по работе с молодежью его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций специалист по работе с молодежью обязан:

6.1. Осуществлять деятельность по реализации государственной молодежной политики в организации.

6.2. Координировать и проводить работу по усвоению молодежью общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства; приобретению молодыми гражданами знаний о своих правах и обязанностях; информированию об имеющихся возможностях для реализации прав в областях здравоохранения, образования, социальной защиты, трудоустройства, организации отдыха, физической культуры и спорта и других областях.

6.3. Совместно с заинтересованными заниматься решением проблем, связанных с адаптацией молодежи на рабочих местах, охраной труда, рабочим временем, отпусками, социальной защитой и другими трудовыми и социально-экономическими условиями.

6.4. Разрабатывать и осуществлять комплексные мероприятия по обеспечению правовой, социально-экономической поддержки молодой семьи.

6.5. Организовывать культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, в том числе по месту жительства молодежи.

6.6. Оказывать помощь молодым людям, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях из-за состояния здоровья.

6.7. Заниматься профилактической работой по предотвращению правонарушений и преступлений среди молодежи, пропаганде здорового образа жизни.

6.8. Принимать участие в поддержке талантливой и творческой молодежи.

6.9. Информировать о молодежных организациях и сферах их деятельности на соответствующей территории, содействовать развитию конструктивных молодежных общественных объединений.

6.10. Содействовать развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив.

6.11. Содействовать в пределах своей компетенции включению молодежи в систему международного сотрудничества, установлению дружественных и деловых контактов, обмену опытом с зарубежными коллегами.

6.12. Обеспечивать совместно с заинтересованными проведение социологических исследований по актуальным проблемам молодежи.

6.13. Взаимодействовать со средствами массовой информации в целях освещения мероприятий в сфере государственной молодежной политики.

6.14. Анализировать и организовывать информирование молодежи организации по основным вопросам общественно-политической, социально-экономической деятельности государства, об основных направлениях деятельности и перспективах развития организации.

6.15. Осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, учреждениями социально-культурной сферы, правоохранительными органами.

6.16. Участвовать в проведении единых дней информирования.

6.17. Участвовать в разработке планов работы организации в части, касающейся молодежи.

6.18. Совершенствовать свой профессиональный уровень.

6.19. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о каждом случае производственного травматизма и профессионального заболевания, а также о чрезвычайных ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него и окружающих, обнаруженных недостатках и нарушениях охраны труда.

6.20. Принимать необходимые меры по ограничению развития аварийной ситуации и ее ликвидации, оказывать первую помощь пострадавшему, принимать меры по вызову скорой помощи, аварийных служб, пожарной охраны.

3. ПРАВА

7. Специалист по работе с молодежью имеет право:

7.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

7.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

7.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

7.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

7.6. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу специалиста по работе с молодежью оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Специалист по работе с молодежью несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

КОММЕНТАРИЙ

Должностная инструкция разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих для всех видов деятельности, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 N 159 (с изменением, внесенным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2010 г. N 123).

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

На современном этапе наблюдается большое разнообразие учреждений молодежной политики, идет формирование нормативно-законодательной базы. В связи с этим обоснованным представляется не дифференцировать категории персонала по типам и видам учреждений, а учитывать особенности и направления их деятельности в требованиях к квалификации по разрядам.

Существующая классификация закреплена в действующих тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи Российской Федерации (Распоряжение от 24.06.1996 N 42).

Проведенный анализ показал, что действующие тарифно-квалификационные характеристики охватывают должности работников СГМП, которые включают и непосредственно специалистов СГМП, а также должности сферы образования, здравоохранения, культуры.

В соответствии с принятой сегодня терминологией персонал учреждений муниципального уровня сферы государственной молодежной политики можно разделить на три различные по своим функциональным обязанностям категории.

1. Руководители осуществляют функции общего управления организациями, реализующими ГМП. При этом в соответствии с различными уровнями руководства выделяются различные группы руководителей.

2. Специалисты включают специалистов сферы государственной молодежной политики; специалистов образования, здравоохранения и культуры: обеспечивающих квалифицированное сопровождение процесса реализации ГМП; а также специалистов, обеспечивающих функционирование учреждения СГМП:

- Специалисты сферы государственной молодежной политики выполняют воспитательные, научно-исследовательские, методические, коррекционно-развивающие, культурно-просветительские, экспертные функции с целью эффективного вовлечения молодых людей в процессы самоорганизации и организации собственной успешной жизни.

- Специалисты, обеспечивающие квалифицированное сопровождение процесса реализации ГМП, осуществляют педагогическое, музыкальное, медицинское, информационное, культурное и др. сопровождение процесса реализации ГМП.

- Специалисты, обеспечивающие функционирование учреждения СГМП, создают необходимые административные условия для его жизнедеятельности.

3. Другие служащие включают вспомогательный персонал и персонал хозяйственных служб.

- Вспомогательный персонал - работники, обеспечивающие организационное, учетно-контрольное, делопроизводственное и др. сопровождение процесса реализации ГМП.

- Персонал хозяйственных служб обеспечивает жизнедеятельность учреждения образования в целом.

Данный подход позволяет распределить существующие должности работников учреждений молодежной политики по соответствующим категориям персонала (табл. 1).

Распределение должностей работников учреждений

государственной молодежной политики по категориям

Должности, соответствующие данной категории

руководитель (директор, начальник,
заведующий) учреждения СГМП;
руководитель структурного подразделения
учреждения СГМП;
главные специалисты (главный бухгалтер,
главный инженер, начальник
планово-финансового управления и др.)

2.1. Специалисты сферы
государственной
молодежной политики

специалист по работе с молодежью;
специалист по социальной работе с молодежью

2.2. Специалисты,
обеспечивающие
квалифицированное
сопровождение процесса
реализации ГМП

воспитатель;
инструктор по физической культуре;
тренер-преподаватель;
методист;
педагог-психолог;
педагог-организатор;
педагог дополнительного образования;
социальный педагог;
художественный руководитель;
концертмейстер-аккомпаниатор;
старший вожатый;
психолог, психотерапевт, практический
психолог, нарколог и др.;
социальный работник по работе с молодежью

2.3. Специалисты,
обеспечивающие
функционирование учреждения
СГМП

бухгалтер;
техник ПО;
инженер ПО;
механик и др. специалисты

3. Другие служащие

3.1. Вспомогательный
персонал

помощник (ассистент) специалиста по
социальной работе с молодежью;
помощник (ассистент) воспитателя;
дежурный по режиму

3.2. Хозяйственный персонал

уборщик (техничка), электрик, завхоз,
охранник, повар, шофер, сторож, вахтер,
дворник и др.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников бюджетных организаций Комитета Российской Федерации по делам молодежи, на наш взгляд, требует существенной коррекции как по структуре перечня должностей, так и по наименованию должностей.

Так, должностные обязанности должностей с одинаковым названием в соответствии с принципом стандартизации названий предполагают установление жесткой взаимосвязи "выполняемая функция - название"; наименования двух должностей с одинаковыми функциями должны совпадать (то есть педагоги-психологи любой отрасли должны иметь одинаковые должностные обязанности). Специфика учреждения должна учитываться в должностных инструкциях и при аттестации. Изменять наименование должности, придавая другие функции с учетом специфики деятельности учреждения, представляется неправомерным, поскольку такие специалисты, работая в разных отраслях, изначально получают одну квалификацию (с правом работы в различных сферах деятельности, в т.ч. СГМП). То же можно сказать о специалистах здравоохранения, культуры.

Таким образом, первоочередной задачей является необходимость привести в соответствие наименования существующих должностей СГМП правилам установления должности.

Рассмотрим особенности некоторых должностей СГМП.

Социальный работник по работе с молодежью. В современной социально-педагогической науке, рядом с терминами "социальный педагог" и "социальный работник" существует еще и понятие "специалист по социальной работе". К данной категории можно отнести как социальных педагогов, так и социальных работников.

Анализ показывает, что нет однозначного понимания роли "социального работника по работе с молодежью" (3 - 8 разряды) как по перечню функций, так и по наименованию. Так, в части рассмотренных штатных расписаниях учреждений молодежной политики присутствует "социальный работник", причем разряды не соответствуют ни этой должности, ни должности социального работника по работе с молодежью.

Специалисты по социальной работе с молодежью выполняют широкие функции (помощи, защиты, реабилитации, охраны и т.п.) (7 - 14 разряды).

Должность "социальный работник по работе с молодежью" предусматривает согласно должностным обязанностям функции, поддерживающие, вспомогательные по отношению к обязанностям специалиста по социальной работе с молодежью. В связи с этим целесообразно было бы заменить наименование должности "социальный работник по работе с молодежью" на "помощник (ассистент) специалиста по социальной работе с молодежью". В этом случае требования к квалификации его труда ограничивались бы средним и начальным профессиональным образованием (в существующей тарификации 3 - 5 разряды).

В категорию "Специалисты" предлагаем ввести должность "социальный работник по работе с молодежью", закрепив требования к квалификации на уровне 5 - 8 разрядов.

Воспитатель (включая старшего), инструктор-методист (включая старшего). В соответствии с правилами установления наименования должности для должностей служащих, по которым устанавливаются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста более высокой квалификационной категории. Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. На наш взгляд, было бы целесообразно отказаться от уточнения "старший" наименований должностей "воспитатель (включая старшего)", "инструктор-методист (включая старшего)".

Методист, инструктор-методист. Анализ штатных расписаний учреждений молодежной политики позволяет констатировать большое разнообразие наименований должностей "методист, инструктор-методист":

- методист информационно-методического центра отдела образования и молодежной политики;

- методист отдела молодежной политики департамента культуры, молодежной политики и спорта;

- методист отдела координации молодежных программ;

- методист по развитию молодежной политики;

- методист городского экспериментального организационно-методического центра;

- инспектор-методист управления образования и молодежной политики.

Несмотря на то что должность "методист" присутствует в тарифно-квалификационных справочниках как работников учреждений образования, так и работников сферы государственной молодежной политики, их должностные обязанности значительно различаются. Важная миссия деятельности методиста в учреждении образования как "учителя учителей" в сфере государственной молодежной политике трансформируется с учетом организационно-методических аспектов его деятельности. Необходимо провести детальный анализ работы данных специалистов, с тем, чтобы обоснованно разграничить сферы деятельности методиста в образовании и молодежной сфере. На современном этапе наблюдается большое разнообразие учреждений молодежной политики, идет формирование нормативно-законодательной базы. В связи с этим обоснованным представляется не дифференцировать по типам и видам учреждений должности руководителей, заместителей, руководителей подразделений, а учитывать особенности и направления их деятельности в требованиях к квалификации по разрядам.

Обзор предлагаемых изменений наименований должностей СГМП с учетом проведенного анализа представлен в табл. 2.

Соответствие наименований должностей в действующих

тарифно-квалификационных характеристиках и предлагаемых

наименований должностей учреждений СГМП

Наименования должностей
в действующих
тарифно-квалификационных
характеристиках

Читайте также: