Чем занимается врач по клинико экспертной работе

Опубликовано: 03.10.2024

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность заместителя главного врача по клинико-экспертной работе.
2. На должность заместителя главного врача по клинико-экспертной работе назначается квалифицированный специалист с высшим медицинским образованием, имеющий опыт лечебной и организационной работы и прошедший специализацию по клинико-экспертной работе.
3. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы по клинико-экспертной работе; нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; медицинскую статистику; отечественный и зарубежный опыт клинико-экспертной работы; основы социальной гигиены и организации здравоохранения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе назначается на должность и освобождается от должности приказом главного врача в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе непосредственно подчиняется главному врачу.

2. Должностные обязанности

Организует работу по контролю качества медицинской деятельности ЛПУ, его подразделений и отдельных специалистов. Возглавляет клинико-экспертную комиссию и обеспечивает условия для ее эффективной работы. Участвует в разработке моделей конечных результатов деятельности данного учреждения, подразделений и специалистов, представляет их на клинико-экспертную комиссию для утверждения и реализации. Осуществляет контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, реализацией моделей конечных результатов, проведением экспертизы временной нетрудоспособности. Принимает участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов. Проводит анализ заболеваемости, в т.ч. с утратой временной нетрудоспособности. Руководит работой по разработке и реализации мероприятий по их снижению. Анализирует клинико-экспертные ошибки, в т.ч. по экспертизе временной нетрудоспособности. По материалам разбора ошибок принимает решения в пределах компетенции. Осуществляет взаимодействие с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими компаниями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и социального страхования. Рассматривает их иски и претензии. Организует повышение квалификации специалистов учреждения по вопросам клинико-экспертной работы, в т.ч. экспертизы временной нетрудоспособности. Ежеквартально организует врачебные конференции по вопросам качества оказания медицинской помощи, заболеваемости, в т.ч. с временной утратой трудоспособности, с анализом допущенных врачебных ошибок. Рассматривает обращения пациентов по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности. Осуществляет контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе имеет право:
1. контролировать работу структурных подразделений и отдельных специалистов учреждения по своему направлению деятельности;
2. принимать участие в совещаниях и научно-практических конференциях по вопросам клинико-экспертной работы;
3. вносить предложения по совершенствованию медицинской помощи и ее экспертизы, снижению заболеваемости и трудовых потерь по болезни;
4. вносить предложения руководству учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников учреждения здравоохранения по своей деятельности;
5. запрашивать у руководства, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
6. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
7. повышать свою квалификацию.
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе несет ответственность за:
1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
2. организацию клинико-экспертной работы в лечебном учреждении, объективность экспертных заключений, повышение квалификации врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;
3. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
4. рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
5. соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;
6. ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;
7. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности.
8. готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов заместитель главного врача по клинико-экспертной работе может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Программный комплекс "Отдел кадров. Штатное расписание", "Тарификация" (тарификационные списки) от МедСофт Курчатов для медучреждений эффективно выполнит задачи по кадровому учёту, формированию штатного расписания, тарикационным спискам, весь документооборот, подробный анализ данных. Это Ваш персональный помощник.
Подробнее о программе 'Отдел кадров.Штатное расписание'

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Заместитель главного врача по экспертно-клинической работе относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность заместителя главного врача по экспертно-клинической работе принимается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее специализацию по экспертно-клинической работе и имеющее стаж лечебной и организационной работы не менее [значение] лет.

1.3. Заместитель главного врача по экспертно-клинической работе назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Заместитель главного врача по экспертно-клинической работе должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

- нормативно-правовые документы по клинико-экспертной работе;

- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность медицинских организаций;

- отечественный и зарубежный опыт клинико-экспертной работы;

- основы социальной гигиены и организации здравоохранения;

- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность медицинских организаций;

- системы управления и организацию труда в здравоохранении;

- статистику состояния здоровья населения;

- критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;

- организацию медико-социальной экспертизы;

- организацию социальной и медицинской реабилитации больных;

- психологию профессионального общения;

- основы социальной гигиены и организации здравоохранения;

- основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

2. Должностные обязанности

Заместитель главного врача по экспертно-клинической работе:

2.1. Организует работу по контролю качества медицинской деятельности организации, ее подразделений и отдельных специалистов.

2.2. Возглавляет экспертно-клиническую комиссию и обеспечивает условия для ее эффективной работы.

2.3. Участвует в разработке моделей конечных результатов деятельности организации, подразделений и специалистов, представляет их на экспертно-клиническую комиссию для утверждения и реализации.

2.4. Осуществляет контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, реализацией моделей конечных результатов, проведением экспертизы временной нетрудоспособности.

2.5. Принимает участие в качестве консультанта в решении сложных экспертно-клинических вопросов.

2.6. Проводит анализ заболеваемости, в т. ч. с утратой временной нетрудоспособности.

2.7. Анализирует экспертно-клинические ошибки, в т. ч. по экспертизе временной нетрудоспособности.

2.8. Осуществляет взаимодействие с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими компаниями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и социального страхования.

2.9. Организует повышение квалификации специалистов организации по вопросам экспертно-клинической работы, в т. ч. экспертизы временной нетрудоспособности.

2.10. Ежеквартально организует врачебные конференции по вопросам качества оказания медицинской помощи, заболеваемости, в т. ч. с временной утратой трудоспособности, с анализом допущенных врачебных ошибок.

2.11. Рассматривает обращения пациентов по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности.

2.12. Осуществляет контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы.

2.13. Систематически повышает профессиональную квалификацию.

2.14. Руководит работой подчиненных сотрудников.

2.15. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Заместитель главного врача по экспертно-клинической работе имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.

3.3. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Заместитель главного врача по экспертно-клинической работе несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 2002/140
Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности
лечебно-профилактических учреждений

Аннотация

- руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и их заместителей; главных специалистов по общественному здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по клинико-экспертной работе;

- главных врачей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей;

- заведующих клиническими отделениями;

- экспертов страховых компаний и фондов ОМС, социального страхования и органов социальной защиты.

Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02. Разработанные формы обобщающих сводных таблиц и показатели экспертной оценки качества медицинской помощи, объемов и результатов клинико-экспертной деятельности по социальной поддержке и защите населения должны стать информационной основой мониторинга деятельности, в том числе дефектов лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.

Организация-разработчик:

Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин).

Московская медицинская академия им.И.М.Сеченова. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики (В.З.Кучеренко).

- доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им.И.М.Сеченова, канд. мед. наук А.П.Голубева;

- заместитель руководителя отдела медицинской статистики и информатики Минздрава России Л.А.Михайлова;

- главный специалист отдела организации медицинской помощи населению Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России Т.В.Старикова.

Методические рекомендации составлены при участии ЗАО "Тонлайн" (генеральный директор О.Б.Юшина).

Авторы выражают благодарность:

- доценту кафедры медицинской экспертизы РМАПО И.М.Старовойтовой;

- главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе Департамента здравоохранения Ярославской области И.И.Груздевой и Министерства здравоохранения Московской области И.М.Лапшиной;

- заместителю начальника главного бюро медико-социальной экспертизы г.Москвы И.М.Кимельфельду;

- заместителю главного врача по клинико-экспертной работе поликлиники N 136 САО г.Москвы Е.Г.Мурашко.

- зам.директора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л.Линденбратен;

- доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н.Савельева.

Условные краткие сокращения

ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;

КЭР - клинико-экспертная работа;

КЭК - клинико-экспертная комиссия;

МСЭ - медико-социальная экспертиза;

ОМС - обязательное медицинское страхование;

ДМС - добровольное медицинское страхование;

КМП - качество медицинской помощи;

ДЧБ - длительно и часто болеющие лица.

Введение

Для выполнения плана действий Минздрава России по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), в частности, подготовки отраслевой программы "Управление качеством медицинской помощи на 2003-2007 годы" необходимо научно-практическое обоснование всех положений этих документов, а также механизмов реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и муниципального учреждения. При создании непрерывной системы комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов, предполагается: внести изменения в учетные медицинские документы, разработать новые показатели деятельности ЛПУ с последующим введением в государственную статистическую отчетность. Среди методов оценки качества медицинской помощи особое место занимают экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе, заведующими отделениями. В задачи и функции руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль, но и большая часть функции управления: организация лечебно-диагностического процесса, взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания.

Кроме задач и функций по управлению КМП, большой объем работы заместителей главных врачей и заведующих отделениями занимает деятельность по решению медико-социальных проблем населения, направленных на медико-социальную защиту и поддержку населения. Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности, освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного лекарственного обеспечения и др.

Отдельные совместные приказы Минздрава России и Федерального фонда ОМС (1), Минздрава России и Федерального фонда социального страхования (2) направлены на организацию контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи.

Вопрос о необходимости пересмотра инструктивно-нормативных документов по экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то, что управление этими двумя видами экспертиз осуществляется разными структурами, сущность их едина: оценка степени ограничения жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и осуществлению определенных профессиональных функций и определение форм социальной поддержки и защиты.

Настоящие методические рекомендации определяют порядок в организации и проведении учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности ЛПУ, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях" (3).

Цель и задачи методических рекомендаций:

- совершенствовать систему учета, оценки и анализа КЭР путем унификации документооборота, введения автоматизированных технологий и упорядочения отдельных функций;

- сократить дублирование информации, обеспечить быстрый поиск необходимой информации, подготовку отчетов, а также эффективное использование информации в управлении качеством медицинской помощи;

- подготовить информационную основу (включая мониторинг результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ изменений в организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления качеством медицинской помощи и обеспечит медико-социальную поддержку населения.

Новизна и описание новой технологии учета,
оценки и анализа КЭР

Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной работы по форме N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" и отличиями от ранее используемой учетной формы N 035/у "Журнал для записи заключений врачебно-консультативной комиссии", утвержденной приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:

- введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам качества оказания медицинской помощи;

- переход на международные критерии оценки здоровья населения и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты населения и их функций;

- политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского и социального), а также структур социальной защиты населения. Необходимость совершенствования форм взаимодействия структур на межведомственном уровне;

- резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ в связи с введением новых законов и подзаконных правовых актов. Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением компьютерных программ;

- увеличение эффективности КЭР на всех уровнях управления качеством медицинской помощи, а не только на уровне клинико-экспертной комиссии;

- унификация и стандартизация технологий экспертной работы для взаимопонимания процессов и результатов;

- усиление роли экспертного метода в комплексе подходов к оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок (дефекты).

Возможность использования экспертных оценок для материального и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.

1. Общие, положения организации учета, проведения оценки и анализа клинико-экспертной работы.

1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде Положения об организации учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению КМП, советом по управлению КМП), а также с учреждением статистической службы (бюро медицинской статистики, информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом ЛПУ.

В Положении рекомендуется отразить следующие вопросы:

- ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;

- сроки представления информации;

- взаимообмен информацией между ведомственными учреждениями и структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального страхования, бюро МСЭ и др.);

- технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная или автоматизированная обработка, использование стандартов, карт экспертной оценки).

При составлении Положения должны быть учтены проблемы организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).

1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может иметь особенности в зависимости:

- от типа ЛПУ, целей, задач и содержания деятельности ЛПУ, особенностей организации обслуживания населения и других факторов;

- от способа обработки информации (степени автоматизации).

Для тиражирования учетной формы N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" рекомендуется использовать альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.

Форма N 035/у-02 является типовой формой для всех видов экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не заполняются. При учете экспертиз, связанных с решением других медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.

Главный врач ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ, а также внештатный специалист по КЭР территории совместно со специалистами органов управления здравоохранением проводят контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем.

В соответствии с Концепцией управления КМП предполагается усилить эффективность внутреннего контроля на всех его ступенях путем системного подхода к результатам оценок деятельности отделений ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего, руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая возросший объем информации, требования по использованию единых технологий проведения экспертиз, наличие других проблем в ЛПУ, ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими отделениями является проблематичным без автоматизации (компьютеризации) их рабочих мест. На начальном этапе внедрения автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной задачей администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих мест заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями.

Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем информации в журнале и способ его заполнения, разработки данных. Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало 2400-2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при рукописном заполнении журнала целесообразнее вести отдельные журналы по видам экспертиз. Например, в ЛПУ допускается ведение отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для освидетельствования водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения. При автоматизированной обработке информации КЭР возможно ведение как единого журнала по форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду экспертиз.

Рекомендуется начинать заполнение журнала с начала календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у ответственного за КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в архив и хранится в соответствии со сроками хранения первичной медицинской документации.

Определив ответственных лиц за ведение журнала и подготовку сводок, необходимо уточнить сроки представления информации о КЭР. Сроки предоставления информации будут зависеть от их потребителей. Например, главному врачу ЛПУ рекомендуется текущую сводную информацию предоставлять 1 раз в месяц, квартал, полугодие, а итоговую информацию о КЭР (отчеты) - в январе последующего года.

Сводная информация о КЭР может предоставляться только с разрешения главного врача ЛПУ или органов управления здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость предоставления информации внешним организациям и структурам.

Рекомендуется данные вопросы отражать в договорах с внешними структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной деятельности.

Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены в соответствующих разделах Методических рекомендаций. Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ или органом управления здравоохранением.

При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02 и ручной обработке информации, ведении "карт экспертной оценки" ссылка на стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных с помощью компьютерных программ необходимая технология (стандарт, алгоритм, экспертная карта и др.) должна быть представлена эксперту в виде справочной информации; дублирование экспертных карт рукописным способом нецелесообразно.

Систему здравоохранения активно реформируют и улучшают, поэтому контроль качества и безопасности медицинской помощи стали вести более строго. Разберемся, какие меры должны принимать руководители больниц, как фиксировать работу в этом направлении и откуда ждать проверок.

  • Что такое экспертиза, контроль качества медицинской помощи
  • Кто вправе проводить контроль качества медицинской помощи
  • Как контролируют качество медпомощи на разных уровнях

Что такое экспертиза, контроль качества медицинской помощи

Контроль качества медицинской помощи — это комплексная процедура, которая включает в себя анализ работы больниц и проверку деятельности медицинского персонала. Порядок и особенности проведения КМП регулируются Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 года №381н, а также прочими методическими нормативными документами, которые могут быть приняты в субъектах РФ.

Приказ по внутреннему контролю качества медицинской помощи: фрагмент приложения к акту

Приказ по внутреннему контролю качества медицинской помощи фрагмент приложения к акту

Глубина оценки зависит от уровня ее проведения. Обычно в ходе экспертизы проверяют деятельность медиков, в том числе насколько правильно они подбирают методы диагностики, лечения, реабилитации, все ли пациенты получают помощь в нужном объеме и в установленные сроки. Основная задача контролирующих органов — выявить нарушения в ЛПУ и устранить их.

Для полноты оценки эксперты проводят медико-экономическую проверку, изучают отзывы пациентов, а также анализируют прочие показатели, которые указывают на качество оказываемой помощи. Результаты вносят в акт, на основании которого разрабатывают комплекс мер по улучшению качества помощи. Если выявлены серьезные нарушения, возможно наложение штрафных санкций.

Справка: после ужесточения КМП, издания дополнительных нормативных актов пациенты стали находиться в более выгодном положении. Сократилось время ожидания приема, увеличилась ответственность медработников. Реформирование системы в целом позитивно влияет и на работу врачей. Например, электронные очереди позволяют планировать день, а цифровые больничные облегчают бумажную работу.

Кто вправе проводить контроль качества медицинской помощи

Проведение контроля качества медицинской помощи входит в обязанности различных фондов и служб, о чем сказано в ст. 64 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». КМП могут осуществлять лица с профильным образованием, стажем работы свыше 10 лет. Кроме того, специалист должен пройти подготовку и иметь подтверждающий документ.

Внутренний контроль качества медицинской помощи обязаны проводить все учреждения. Организации, которые пренебрегают этим, привлекают особое внимание Росздравнадзора. В ходе проверок эксперты находят нарушения, ведь вся документация и деятельность сотрудников больницы подлежит углубленной оценке. Стоит отметить, что практически в каждом ЛПУ есть ряд недочетов, за которые можно привлечь к ответственности.

Как контролируют качество медпомощи на разных уровнях

1 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи заведующим

Заведующий отделением обязан систематически вести 100% контроль. Для этого он осуществляет проверку первичной документации, личный осмотр пациентов в условиях больницы или на дому. Заведующий контролирует работу всех врачей, назначения, наблюдает в динамике процесс выздоровления, а при необходимости — корректирует лечение, назначает дополнительные обследования и т.д.

Усиленному контролю подлежат три случая:

  1. Зарегистрирован факт повторной госпитализации из-за одного и того же заболевания, по поводу которого больной недавно находился в ЛПУ.
  2. В базе данных есть пациенты с удлиненными или укороченными сроками лечения.
  3. Первично присвоили инвалидность лицу трудоспособного возраста.

Заведующий отделением ЛПУ дает оценку качеству оказания помощи в первичной медицинской документации или в журнале контроля КМП. Если выявлены нарушения, он фиксирует их в протоколе или карте экспертной оценки, описывает ошибки подчиненных, возможные последствия и дает экспертное заключение.

Рассчитайте примерную стоимость обучения

Рассчитайте примерную стоимость обучения

2 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи заместителем главного врача

Заместитель ежемесячно анализирует документацию, осматривает пациентов и собирает сведения на врачебных комиссиях. КМП ведется на всех уровнях оказания помощи и обслуживания пациентов в 30% случаев от объема 1 уровня. Заместитель главврача вносит сведения в журнал формы № 035/у-02.

Фрагмент журнала № 035/у-02

Фрагмент журнала 035у-02

Справка: индивидуальная экспертиза проводится главным врачом или его заместителем только при поступлении жалоб, запросов правоохранительных органов, смертельных исходах, случаях внутрибольничного инфицирования или при появлении серьезных осложнений у пациентов.

Заместитель главного врача ежемесячно проверяет отчеты КМП, которые подготовили заведующие. На основании анализа информации эксперт подготавливает годовой, полугодовой или квартальный отчет, пишет рекомендации по улучшению качества медицинской помощи, составляет проекты управленческих решений.

3 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи врачебной комиссией

Результаты оценки и контроля фиксируют в журнале клинико-экспертной работы — его форма утверждена приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 года №154. Председатель комиссии формирует сводку раз в месяц, квартал, полугодие и год, после передает ее на следующий уровень контроля.

Обратите внимание! Сокрытие нарушений расценивается как серьезный проступок. Если заведующий отделением, заместитель главврача и представители комиссии утаят факты некачественного оказания медицинской помощи, не исключено, что в вышестоящие инстанции поступят обращения от пациентов, их родственников или опекунов. В ходе разбирательств возможен отзыв лицензий на ведение медицинской деятельности, весомые штрафы и уголовная ответственность.

4 уровень: контроль территориальными органами управления здравоохранением

На этом уровне изучают отчеты, которые подготовили заведующие отделениями, заместители главврача и представители ВК. Эксперты в целом анализируют работу медицинских учреждений, скорость совершенствования и внедрения новых технологий, оправданность управленческих решений. Дополнительно оценивают серьезность нарушений и необходимость наложения санкций, разрабатывают планы по улучшению качества оказываемой помощи.

5 уровень: контроль органами управления здравоохранением субъекта России

Анализ КМП ведут по материалам отчетов предыдущих уровней, результатам проверок и социологических исследований. Возможна внеплановая оценка из-за поступления заявлений и жалоб граждан.

Учитывайте, что органы управления здравоохранением вправе:

  • привлекать научные и исследовательские организации;
  • получать доступы ко всем территориями;
  • вести съемку, копировать документы и т.д.

Главный внештатный специалист клинико-экспертной службы и сотрудники органа управления здравоохранением оказывают организационно-методическую поддержку больницам. Они помогают им в разработке мер по улучшению качества обслуживания с целью сохранения здоровья граждан.

Совет. Ведите постоянный контроль качества медицинской помощи. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 года №381н поможет вам сориентироваться, что, как и в каком объеме проверять, поэтому изучите его особенно тщательно. Ответственный подход к КМП позволит предупредить серьезные нарушения и штрафные санкции.

Должностная инструкция
заместителя главного врача по клинико-экспертной работе

1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность заместителя главного врача по клинико-экспертной работе.

2. На должность заместителя главного врача по клинико-экспертной работе назначается квалифицированный специалист с высшим медицинским образованием, имеющий опыт лечебной и организационной работы и прошедший специализацию по клинико-экспертной работе.

3. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы по клинико-экспертной работе; нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; медицинскую статистику; отечественный и зарубежный опыт клинико-экспертной работы; основы социальной гигиены и организации здравоохранения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе назначается на должность и освобождается от должности приказом главного врача в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе непосредственно подчиняется главному врачу.

2. Должностные обязанности

Организует работу по контролю качества медицинской деятельности ЛПУ, его подразделений и отдельных специалистов. Возглавляет клинико-экспертную комиссию и обеспечивает условия для ее эффективной работы. Участвует в разработке моделей конечных результатов деятельности данного учреждения, подразделений и специалистов, представляет их на клинико-экспертную комиссию для утверждения и реализации. Осуществляет контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, реализацией моделей конечных результатов, проведением экспертизы временной нетрудоспособности. Принимает участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов. Проводит анализ заболеваемости, в т.ч. с утратой временной нетрудоспособности. Руководит работой по разработке и реализации мероприятий по их снижению. Анализирует клинико-экспертные ошибки, в т.ч. по экспертизе временной нетрудоспособности. По материалам разбора ошибок принимает решения в пределах компетенции. Осуществляет взаимодействие с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими компаниями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и социального страхования. Рассматривает их иски и претензии. Организует повышение квалификации специалистов учреждения по вопросам клинико-экспертной работы, в т.ч. экспертизы временной нетрудоспособности. Ежеквартально организует врачебные конференции по вопросам качества оказания медицинской помощи, заболеваемости, в т.ч. с временной утратой трудоспособности, с анализом допущенных врачебных ошибок. Рассматривает обращения пациентов по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности. Осуществляет контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе имеет право:

1. контролировать работу структурных подразделений и отдельных специалистов учреждения по своему направлению деятельности;

2. принимать участие в совещаниях и научно-практических конференциях по вопросам клинико-экспертной работы;

3. вносить предложения по совершенствованию медицинской помощи и ее экспертизы, снижению заболеваемости и трудовых потерь по болезни;

4. вносить предложения руководству учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников учреждения здравоохранения по своей деятельности;

5. запрашивать у руководства, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

6. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;

7. повышать свою квалификацию.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе несет ответственность за:

1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. организацию клинико-экспертной работы в лечебном учреждении, объективность экспертных заключений, повышение квалификации врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;

3. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

4. рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

5. соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;

6. ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;

7. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности.

8. готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов заместитель главного врача по клинико-экспертной работе может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Читайте также: