Чем заняться в командировке

Опубликовано: 17.09.2024

Количество техники в офисах компаний растет с каждым годом. Если раньше среднестатистическому сотруднику для работы вполне хватало стационарного компьютера в паре с принтером-сканером, то теперь очень многие бизнес-показатели напрямую зависят от мобильности персонала, обеспечить которую помогают ноутбуки, планшеты и смартфоны.
Это ведь так удобно: работник может перемещаться по просторам родной компании, всегда оставаясь на связи и имея доступ к важным материалам и документам. И, даже оказавшись в командировке или отпуске, на другом конце мира, он сможет решить любой срочный возникший вопрос. На гребне волны модернизации в первую очередь оказались разъездные работники, чьи должностные обязанности связаны с регулярными перемещениями.

Часто единственным способом, позволяющим обеспечить персонал всеми необходимыми для работы условиями, является покупка смартфона или планшета. Во-первых, как ни странно, но у сотрудника могут банальным образом отсутствовать необходимые девайсы. Во-вторых, специфическое ПО, позволяющее быстро входить в корпоративные базы данных или обмениваться информацией может не установиться на личную технику сотрудника из-за несоответствия операционных систем или их версий. В-третьих, работник может не захотеть устанавливать непонятные программы на свой телефон.

Казалось бы, как только мобильный персонал оснащен всем необходимым, проблемы решены и остается спокойно сидеть и ждать резкого повышения продаж и качества обслуживания. Но нет, в силу вступает «человеческий фактор». Как демонстрирует статистика, собранная Стахановцем, разъездные сотрудники регулярно пользуются своей «свободой» для личных целей. Проще говоря – обманывают работодателя.

«Бесплатные» минуты

Интим и алкоголь

Современные сотрудники, регулярно катающиеся по командировкам, с удовольствием поддерживают традиции моряков, и заводят себе по роману в «каждом порту». Теоретически, моральный облик человека – сугубо его личное дело. Однако, в реальности ситуация обстоит несколько иначе. Хитрые работники с завидной регулярностью саботируют задачи и не появляются на объектах, проводя дни и ночи в объятьях местных «любимых».

Если же в поездку отправились два сотрудника, да еще и одного пола, снабженные солидным запасом командировочных, не исключено, что вместо работы они устроят карнавал с посещением злачных мест и обильным употреблением спиртных напитков.

В итоге, работа или не будет выполнена совсем, а босс получит отчет, состряпанный на основании бурной фантазии «доблестного труженика», или же, сотрудник, пребывая в неадекватном состоянии серьезно подпортит репутацию фирмы.

Работа на конкурентов

Все вышеперечисленное – детские шалости, по сравнению с главной опасностью, работой на конкурентов. Многие «командировочные» уже давно смекнули: пребывая в отъезде совсем не обязательно выполнять задачи только для одной компании. Инженеры и архитекторы могут параллельно инспектировать объекты для нескольких различных фирм. Менеджеры – заключать контракты как для своей «родной» компании, так и для конкурирующей фирмы. Или вообще игнорировать основные задачи, работая на себя и развивая свой бизнес. И это при том, что командировку и расходы оплачивает работодатель.

Случаи, когда сотрудник возвращается из поездки со стартовым капиталом договоров для своей, личной фирмы, а его непосредственное руководство кусает локти и подсчитывает ущерб от упущенных возможностей, происходят регулярно.

Средства контроля

Объективная реальность такова: без электронных систем мониторинга узнать, чем занимается персонал в командировках – невозможно. «Нарисовать» красивый отчет, с 1001 отпиской, почему работа не была выполнена, для опытного менеджера дело 5 минут. Сфальсифицировать данные о поездке, не побывав ни на одном объекте и не проведя ни единой встречи, отнюдь не подвиг Геракла для работника, хотя бы пару раз ранее побывавшего в подобных поездках. Проверять каждый шаг разъездных сотрудников, пуская по их следу «менеджеров-контролеров» или обзванивая контакты – прямой путь к банкротству, ведь затраты человеческих и материальных ресурсов окажутся крайне высоки.

Оптимальное решение проблемы – контроль перемещений, с учетом времени пребывания в различных точках, а также анализ звонков и смс.

Анализ маршрута позволяет с точностью до минуты проследить весь путь сотрудника, определив, сколько времени и в каких местах он проводил. Были ли это деловые встречи, или, сбежав от бдительного босса, работник пустился во все тяжкие. Выполнялись ли задачи компании или менеджер решил «подработать» на конкурентов, или занялся развитием собственного бизнеса.

Анализ звонков и сохранение аудиозаписей – своего рода страховка, позволяющая не только сэкономить деньги на нецелевых звонках и смс, но и в ряде случаев выявить работника в состоянии алкогольного опьянения, обнаружить инсайдера, параллельно работающего на несколько организаций и не допустить утечку ценных коммерческих данных.

Кейс

Один из специалистов крупной торговой компании отправился на месяц в командировку в город N с целью проинспектировать 10 торговых точек. Вернувшись из поездки, сотрудник подготовил детальный красочный отчет о посещении всех магазинов, указанных в плане.

По счастливой случайности один из ТОП-менеджеров оказался в городе N, буквально через несколько дней после «командировочного специалиста» и выяснил, что работник недобросовестно отнесся к порученной задаче, посетил одну торговую точку и на основании полученных данных подготовил отчет.

Раскрыв обман, руководство решило выяснить, какой процент персонала действует по подобной схеме, недобросовестно выполняя свои обязанности, и приняло решение установить Стахановец.

Как оказалось, большая часть работников уже давно воспринимала командировки, как дополнительный оплачиваемый отпуск. Только 10% разъездных сотрудников, не так давно начавших работать в фирме, выполняли план в полном объеме. Остальные пытались схитрить, тратя на рабочие задачи не более 30% времени, а остальные 70% уходили на всевозможные развлечения. Итоговые отчеты – фальсифицировались. Был также зафиксирован случай, когда один из менеджеров решил сменить пункт пребывания, и отправился из целевого города командировки прямиком на курорт, в другой конец страны.

Самое важное в командировке — концентрация на решении рабочих задач. А все, что вокруг этого, должно быть минимально энергозатратным.

Георгий Мартиросов, заместитель директора по развитию бизнеса компании «Спутник», подготовил для Rusbase несколько «командировочных советов», основанных на его личных наблюдениях.

ПОДГОТОВКА

1. Помните, что не везде есть онлайн-регистрация

Имейте в виду, что не во всех городах есть международные аэропорты, где можно пройти регистрацию онлайн. Это простое знание, когда-нибудь убережет вас от опоздания на рейс.

2. Забудьте о звездах при выборе гостиницы

Останавливайтесь в гостиницах где-то в середине маршрута — между местами работы и вечерней активности. Бывают отличные отели, которые находятся за городом. Вы потеряете кучу времени в пробках днем и не используете вечернее время для неформальных встреч. Если командировкой занимается секретарь, обязательно расскажите о своих приоритетах — погоня за вашим комфортом может сыграть злую шутку.

3. Бронируйте места «на крыле»

Во-первых, можно вытянуть ноги (с моим ростом это актуально), во-вторых, там меньше трясет во время полета, в-третьих, не будете слишком долго стоять в очереди при входе и выходе из салона самолета.

4. Распишите каждый день и четко постройте маршрут

Пусть маршрут содержит краткое резюме каждой встречи (цели, сведения о партнерах или клиентах, что и где вы будете делать) и схему перемещений. Схема перемещений должна включать несколько вариантов проезда, точные адреса: вашего отеля, офиса, кафе или ресторанов.

Между встречами зарезервируйте достаточно времени для перемещений по городу, чтобы избежать незапланированных задержек. Распечатайте подтверждения бронирования.


5. Правило первого часа

Не назначайте встречи раньше чем через час после прилета, если перелет короткий, и через три часа, если летели долго. В идеале прилетать до 12:00, тогда в распоряжении практически полный рабочий день — можно успеть на встречу даже в госкомпанию.

СБОРЫ

6. Берите с собой минимум одежды

Раньше я брал с собой слишком много вещей, думал о погоде, заморачивался с косметическим принадлежностями и наборами для чистки обуви. Потом понял, что 70% того, что вожу с собой, я даже не вытаскиваю из чемодана.

Как определить разумный минимум?

  • Количество брюк = количество дней в командировке/2
  • Количество рубашек = количество брюк + 2
  • Плюс пиджак.
  • Одна из рубашек обязательно белая.

Главное правило — чтобы брюки сочетались с рубашками. Пиджак, вероятнее всего, вы наденете один или два раза, поэтому достаточно, если он сочетается с парой комплектов. Если намечена супер официальная встреча, берите с собой костюм и галстук. Костюм полетит в отдельном чехле. Всё остальное я складываю в сумку.

7. Летайте с дорожными сумками

Если командировка не больше пяти дней, оставляйте чемоданы дома. Во-первых, вы экономите время, потому что не ждете багаж по прилете и регистрируетесь на рейс за отдельной стойкой для людей без багажа. Во-вторых… вы экономите время!

8. Определите то, без чего будете чувствовать себя некомфортно

Максимально комфортное состояние позволит полностью сконцентрироваться на рабочих задачах. Это может быть всё что угодно — от наушников и парфюма до талисманов. Я спокоен, если у меня с собой: телефон, ноутбук, power bank, блокнот, крем для рук, средство для укладки волос и бороды, парфюм.

9. Не складывайте, а сворачивайте одежду

Так на ней остается меньше заломов и она занимает меньше места в вашей сумке.

10. Приехать в аэоропорт за час до вылета — это нормально

Я никогда не приезжаю сильно заранее в аэропорт. По опыту, часа достаточно в любом аэропорту. Мой любимый — Шереметьево, больше всего не люблю улетать из Домодедово.

ПРИЛЕТ

11. Сразу по прилете еще раз подтвердите все рабочие встречи

Это позволит вам не терять время и оперативно скорректировать планы на предстоящий день. Вообще, во время однодневных или двухдневных командировок надо делать все максимально оперативно, чтобы успеть решить больше рабочих задач. Короткие командировки опасны тем, что времени всегда не хватает.

12. По приезде в гостиницу сразу отдайте горничной все вещи для глажки

Обычно эта услуга стоит недорого, но экономит время и позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Именно поэтому я перестал гладить одежду дома накануне командировки.


13. Забронируйте такси заранее

Я всегда уточняю у встречающей стороны, каким такси лучше передвигаться и какая средняя адекватная цена от аэропорта до центра города.


Как найти возможность для отдыха в деловой поездке

Предлагаю 8 простых советов, как внедрить досуг в вашу командировку.

1.Подготовка и планирование. К организации любой командировки нужно подходить заблаговременно, а именно:

  • Заранее продумайте график деловых встреч и мероприятий, составьте четкие маршруты поездки и своих перемещений. Прежде всего вам нужно добиться высоких профессиональных результатов от командировки, а уж после наслаждаться долгожданным отдыхом.

3. Одежда. Позаботьтесь о своём гардеробе: возьмите с собой не только то, что требует деловой стиль, но и удобные вещи для отдыха, учитывайте прогноз погоды и сезон.



4. Советы у местных экспертов. Для быстрого знакомства с городом попросите рекомендации у своих партнеров и коллег: что интересного можно посетить, где вкусно поесть, где сделать выгодный шоппинг и так далее.
5. Оценка свободного времени. Формат вашего отдыха зависит от ресурса свободного времени: сначала определите, будет ли отдых всего полдня или целые выходные, а затем подберите соответствующий этому времени досуг.
6. Интернет вам в помощь. Осваивайте инструменты интернет-индустрии. В сети сегодня можно найти практически все: интерактивные карты и планировщики маршрутов, всевозможные мобильные приложения и информационные сервисы, честные отзывы туристов и местных жителей.



7. Самодисциплину никто не отменял. Будьте осторожны и ответственны, не увлекайтесь неизвестной кухней или алкогольными напитками, не посещайте места с сомнительной криминальной обстановкой. Если вы любитель «загулять» или ярый тусовщик, не носите с собой ценные вещи и документы и будьте начеку в незнакомых клубах и барах. Помните, что этот отдых короткий и вот-вот вы вернетесь на работу.
8. Страховой полис. Если вы отправляетесь в зарубежную командировку, обязательно удостоверьтесь, что ваш страховой полис покрывает весь период пребывания в зарубежной стране.

Чему посвятить отдых и досуг во время командировки?

Способов, как провести свободное время, множество. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.
В Приморском крае можно заняться дайвингом или порыбачить на крабов и морских рыб.
В Петербурге можно посетить один из многочисленных театров, а в выходной день осуществить обзорную поездку на двухъярусном экскурсионном автобусе.
В Вене можно прогуляться пешком по центральным улицам города, любуясь архитектурными красотами и городским пейзажем, или съездить в императорский замок Шёнбрунн.


Такой отдых не только снимает стресс и напряжение, но и расширяет ваши горизонты и наполняет положительной энергией.

Поэтому не запирайтесь в отеле, старайтесь жить моментом и пробовать новое и необычное:

  • ищите воодушевления и инсайты,
  • заводите новых друзей и знакомых,


  • развивайте гастрономические вкусы и изыскания,
  • совершенствуйте навык владения иностранным языком в любой зарубежной поездке,
  • углубляйтесь в культуру и историю неизвестной местности,
  • любуйтесь архитектурой или городскими парками,
  • занимайтесь восстановлением внутренней гармонии: пройдите курс йоги или медитации.


Как оформить отчет о командировке с выездом на выходные дни?


Согласно налоговому законодательству РФ, у сотрудника есть возможность отправляться в командировку с захватом выходных. Например, вылетаете в пятницу, возвращаетесь в понедельник. Однако, если при этом вы не предоставляете документ от принимающей стороны, подтверждающий вашу работу в выходные дни (например, «Приказ о работе в выходной день»), бухгалтерия не обязана возместить ваши расходы на проживание и суточные за период выходных дней.

Возможен и другой вариант оформления отчета о командировке: вы можете оформить две однодневные командировки: одна на пятницу, вторая на понедельник, и, соответственно, оформить два отчета о командировке: в первом отчете прилагаете билет до места командирования, во втором отчете — билет из места командирования. В моей работе мы часто использовали эту схему: получалось, что сотрудник как бы прошел пешком один из путей либо билеты ему купили партнеры.

Имейте в виду, что законодательством предусмотрен и такой вариант: отправка сотрудника в командировку из места отдыха либо, наоборот, доставка сотрудника из места отдыха в место командирования. Бухгалтерия обязана возместить билет «место командировки — место отпуска» либо билет «место отпуска — место командировки» в пределах финансовых лимитов, установленных в организации.

Когда работа связана с разъездами, возникает множество вопросов. Что взять в командировку? Где питаться? Где остановиться? Каким транспортом пользоваться? Как организовать переговоры? Для потенциальных командированных и тех, кто уже «в процессе» мы подготовили 8 лайфхаков, которые помогут уцелеть в непростых условиях пребывания на чужбине.

Когда получать суточные и на что их тратить

курсы мобилка пост

Проживание вне дома связано с дополнительными расходами, которые должна покрыть ваша компания. Как правило, в командировке суточные используются преимущественно для оплаты питания, проезда в городском транспорте и т.п.

Сроки выплат зависят от подписанного вами трудового договора. В большинстве случаев денежные средства перечисляются авансом. Оплата за гостиницу и билеты в суточные не входят. Суточные и их выплата – это не просто хороший тон, а обязанность работодателя.

Командировка над крылом самолёта

Покупая билет на дальний авиарейс, отдайте предпочтение местам, расположенным рядом с крылом. Например, на Boeing 737-800 это 12, 13 и 14 ряды. Любоваться видами из иллюминатора будет затруднительно, но зато вы не ощутите турбулентности и не будете страдать от морской болезни.

В этой части самолета больше свободного места перед креслами, поэтому вы сможете удобно расположиться, почитать что-нибудь интересное, спокойно поспать и после прилёта явиться на встречу без тени усталости. За комфорт, возможно, придётся немного доплатить, но оно того стоит. Летите из Москвы – посмотрите дешевые билеты здесь. Помните, что регистрация пассажиров обычно завершается за 40 минут до вылета – не опоздайте в аэропорт! Сомневаетесь в себе – качните навыки тайм-менеджмента.

Гардероб: какую одежду взять в командировку

Правила просты. В деловую поездку берите только самое необходимое. Если будете посещать производственные цеха или предприятия агросектора, потребуется крепкая обувь и одежда по погоде. При участии в конференции или совещании не обойтись без делового костюма.

Удобнее всего перевозить деловую одежду в портпледе, куда можно аккуратно уложить 2 комплекта, включая рубашки с галстуками. При выборе этого аксессуара обратите внимание на его ширину. Она должна быть не меньше ширины плеч вашего пиджака или жакета.

Большинство авиакомпаний разрешает брать портплед с собой в салон как ручную кладь. Но бывают и исключения. Перестрахуйтесь и уточните этот нюанс в справочной службе авиакомпании.

Командировка – разовая, покупать специальные аксессуары нерационально? Воспользуйтесь услугами горничной в отеле, которая погладит вашу одежду. Не забудьте взять несессер, сменное нижнее бельё, несколько пар носков (чулок).

На какое время назначить встречу

Постарайтесь купить билет на самолёт, который прибудет в первой половине дня, если хотите успеть посетить госучреждения, работающие до 17.00. Встреча с партнёрами по бизнесу, поставщиками, клиентами может состояться и поздно вечером. Конкретное время назначается по правилу: не ранее, чем через 1 час после короткого перёлета и через 3 часа после продолжительного.

Как ориентироваться в незнакомом городе

GPS-навигатор на вашем смартфоне не даст заблудиться во время командировки. Если вы хотите найти не только улицу и дом, но и увидеть расположение офиса внутри здания, установите на мобильное устройство приложение 2gis. В столицах очень точны Google Maps и Яндекс карты.

Где остановиться в командировке

Выбирайте район города, в котором риск оказаться в пробке минимален. Чтобы высыпаться по ночам, останавливайтесь в гостиницах вдали от оживленных трасс. Будет вашим местом пребывания пятизвёздочный отель или бюджетный хостел – в любом случае попробуйте рассмотреть вариант пригорода.

Для бронирования номера воспользуйтесь онлайн-сервисами. Например, на booking.com доступны номера в 2 миллионах отелей во всех уголках планеты. Если вы желаете расположиться в отдельных апартаментах, арендуйте их через airbnb. Сервис предлагает жильё разного уровня в 191 стране мира.

На чем передвигаться

Основным средством передвижения по городу для среднего звена является такси. В России и ближнем зарубежье работает родненькое Яндекс.Такси . Если ваша командировка в Северной Америке, то ни в коем случае не удаляйте Uber. В Юго-Восточной Азии, включая Малайзию, Вьетнам и Таиланд, c с ветерком прокатит таксомоторная компания Grab. В Израиле и Великобритании – Gett.

Как питаться в командировке

Трапеза в сетевом ресторане – это почти 100% гарантия того, что вы не получите расстройство желудка. «Ёлки-палки», «Росинтер», «Подорожник» и их зарубежные аналоги дорожат своей репутацией, поэтому следят за качеством блюд. При всей критике фаст-фуда McDonald’s‎ или KFC‎ являются островками привычной европейской пищи среди гастрономических изысков Индии, Китая или Туниса. А привычка – вторая натура. Приходиться выбирать, командировка – это определенный риск.

Заключение

Если вы прочитали советы по командировке и узнали для себя что-то новое и полезное – это отлично. Но недаром говорят, что дьявол в деталях. Направляясь в другую страну, хотя бы поверхностно ознакомьтесь с её законами и традициями. На носу командировка? Узнайте об условиях роуминга. Возьмите с собой влажные салфетки и антибактериальный гель. Укомплектуйте мини-аптечку. В пластиковый пакет с обувью положите ароматизирующее средство.

Командировки – дело ответственное, не стесняйтесь потратить время на подготовку. Представьте, что пару дней вам придется работать удаленно – мы писали, что это не так просто, как кажется. Так вы справитесь и со служебным заданием и для себя минутку выкроите. Мягкой посадки!

Много ли нас тех счастливиц/несчастных (подчеркните подходящее), которым выпадает возможность/приходится (вычеркните ненужное) иногда/часто (выберите желаемое) ездить в командировки? Пожалуй, что наш женский «клуб путешественников» еще не так велик, как аналогичный мужской. Плюс это или минус? Трудно сказать. Многое зависит от особенностей характера командируемой, способности переносить дорогу и жизнь вне дома, от характера работы, возраста.

Как говорится, каждому свое. Есть женщины, которые не мыслят своей жизни без новых впечатлений, новых мест, встреч с новыми людьми, и каждая поездка для них - новая страница жизни, источник ярких воспоминаний. Причем, что характерно, если такой женщине приходится сидеть дома, она начинает вянуть, характер портится и это сказывается на результатах работы. Другие же являются полной противоположностью: они привыкли работать с 9 до 17, просыпаться у себя дома. Они не мыслят изменения своего режима дня. При этом могут с неподдельной завистью взирать на сотрудниц, которые часто «мотаются туда-сюда», однако после 2-3 поездок охота к командировкам у таких женщин отбита надолго.

Но сейчас не об этом. Сейчас пойдет речь о том, как постараться «с прибылью» для семейного бюджета отработать командировку.

Читайте далее: Едем в командировку

ДОРОГА

Вне зависимости от того, какими видами транспорта придется добираться, постарайтесь, чтобы работник, который будет организовывать приобретение билетов, приобрел их так, как это нужно вам. Ведь только вы одна знаете, чем конкретно и когда конкретно вы будете заниматься в командировке, где вы будете жить, и, думаю, будет не очень приятно, если на что-то не хватит времени, или, наоборот, придется 1-2 дня без какого-либо толка провести в совершенно чужом городе (хотя, конечно, смотря в каком чужом городе :-)). Еще больше не радует перспектива 4-5 часовых ожиданий на вокзалах или аэропортах, когда невозможно ни занять это время осмотром достопримечательностей, ни отдохнуть. Самое интересное, что обычно за эти часы командировочная успевает купить книгу, журнал, два раза сходить в буфет, три раза - в туалет, четыре раза осмотреть окрестности вокзала и магазинчики, познакомиться с пятью людьми, шесть раз перечитать своей билет и, при этом, только на второй-третий раз услышать объявление о своем номере рейса. Главное - не спать, особенно если вы едете одна, иначе потом будет очень «абыдна».

Если вы летите самолетом, вещи лучше сдать в багаж, который желательно упаковать. Этим вы снимете с себя проблемы дерганья по мелочам из-за слишком громоздкой или неустойчивой сумки, вам будет просто ужасно неудобно, а, сдав багаж, вы можете быть более свободной и готовиться к предстоящим трудовым свершениям, ведь, на самом деле, командировка - довольно серьезный стресс для женского организма. Какими бы мы ни были организованными и профессионально подкованными, мы будем находиться в чуждой обстановке, нас будет отвлекать множество совершенно ненужных мыслей, нам придется находить общий язык с незнакомыми людьми и из командировки мы обязательно должны приехать с победой: тут критерий оценки результата руководством будет один - сделано дело или нет. Все эти факторы очень сильно давят даже на самую устойчивую психику, поэтому освободите ее от мелких проблем настолько, насколько это будет возможно.

Также не забудьте учесть разницу в часовых поясах между вашим местом жительства и пунктом командировки. Я живу в Южно-Сахалинске. При поездке в Москву мне приходится перелетать 7 (!) часовых поясов. Представьте, что в Москве уже в 16 часов, ужасно хочется спать, а в 2 часа ночи уже совсем не хочется. Но еще хуже прилетать: все меняется местами. 2-3 дня нужно только привыкать к новому режиму дня. Когда это же самое происходит при поездке в отпуск, ситуация другая - есть время на отдых, а в командировке и после нее надо иметь совершенно ясную голову на плечах.

Как вести себя в дороге? Клаудиа Шиффер (по сведениям одного из женских журналов) протирает лицо салфеткой с увлажняющей жидкостью. Таким образом, можно сделать вывод, что косметики на г-же Шиффер минимум. Если же выглядеть бледной поганкой в дороге не хочется, я думаю, можно делать то же, но только со свободными от «бронебойной» косметики участками кожи (помаду вполне можно стереть, а потом снова накрасить губы, что сложно сделать с тушью для ресниц). У меня есть привычка разуваться в самолете, поэтому, если я не в брюках, то беру с собой хлопчатобумажные носочки в пакетике (к слову, однажды из-за одних желтых носочков в самолете со мной познакомился очень интересный мужчина, с которым впоследствии у нас были очень теплые и нежные отношения, и он часто вспоминал, как его поразили эти дурацкие желтые носочки с белым жирафом :-). Но, правда, он еще вспоминал очки, которых на самом деле не было, потому что я начала носить очки через месяц после нашего знакомства :-)). Возможно кто-то посмотрит на вас с удивлением, но в вопросах собственного комфорта я придерживаюсь точки зрения, что, если это мне приятно, удобно и не мешает другим, то почему бы и нет, тем более, что, к примеру, в бизнес-классе Трансаэро носки выдаются всем, а при аварийной посадке (не дай Бог) самолета на воду обувь вообще нужно снять по инструкции :-). Лучше надеть брюки, это позволит вам чувствовать себя свободнее при проходах узкими пространствами транспортных средств. Постарайтесь надеть многослойную одежду, потому что в российских транспортных средствах обычно климат непредсказуем: может быть очень холодно летом и очень жарко зимой. Оптимальный вариант: футболка с коротким рукавом, тонкая блузка рубашечного покроя (лучше х/б, можно даже приспособить мужскую сорочку), трикотажный жакет на застежке впереди. Если ездить приходится часто, то такой наряд можно даже сделать своей дорожной униформой. В таком случае можно даже специально подобрать все это так, чтобы было стильно.

Постарайтесь вежливо вести себя с обслуживающим персоналом, но будьте требовательны, поскольку уровень сервиса еще не везде и не всегда должный. Лучше не повышать голос, а методично требовать своего, мотивируя тем, что за билет заплачены немалые деньги, у вас много важных дел и вам некогда тратить время на «разбор полетов», добиваясь положенного. Например: стюардесса не находит время убрать стакан с вашего раскладного столика, что не позволяет вам полноценно отдыхать. Смело вызывайте стюардессу и вежливо, но без улыбки, попросите убрать чашку - это ее работа. Однако во время взлета и посадки лучше сидеть с пристегнутым ремнем. Не нужно пытаться курить в туалете, если на этом рейсе курение запрещено. Еще более чревата ссора с проводниками поездов. Товарищи милиционеры из бригады линейной милиции (пример профессионализма и интеллектуального уровня работников линейной милиции будет приведен ниже) в поездах обычно не обременены знанием прав и обязанностей, и любой, кто громко разговаривает, по их мнению «нарушает», и они так или иначе займут 20-30 минут вашего времени.

Буквально в последнюю поездку я наблюдала интересную картину: самое лучшее обслуживание было на рейсе авиакомпании «Сахалинские авиатрассы» (фантастическая услужливость, забота, беспримерная вежливость, отличное знание стюардессой английского, и даже японского языка, удобная, красивая фирменная посуда и принадлежности). Почти также обслуживал «Аэрофлот», но обслуживание компании «Дальавиа» (г. Хабаровск) было просто отвратительным (почему-то запомнилось, что некрасивые старые стюардессы раз 5 за рейс переодевались, но вот улыбки на их лицах в салоне эконом-класса замечено не было). Вот уж поистине, «чем дальше в лес, тем толще партизаны».

И еще: чаще мойте руки, ведь кто только не летает самолетами и не ездит поездами. Иногда, во время поездки мне хочется, чтобы в правила перевозки пассажиров включили также и пункт об обязательном ношении марлевой повязки больными простудными заболеваниями пассажирами :-).

Не теряйте билеты даже на автобус между вокзалом и гостиницей: все это подлежит оплате компанией.

Читайте также: