Что делает директор библиотеки

Опубликовано: 17.09.2024

Образец бланка (пример шаблона) инструкции:

(название предприятия, учреждения, организации)

Должностная инструкция директора библиотеки

(руководитель учреждения, организации, другое должностное лицо,

(подпись) (фамилия, инициалы)

"___" ____________ ____

1. Общие положения

1.1. Назначение на должность директора библиотеки и освобождение от нее производится приказом _____________________ по представлению ___________________ с соблюдением требований действующего законодательства о труде.

1.2. Директор библиотеки непосредственно подчиняется ______________.

1.3. В процессе своей деятельности директор библиотеки руководствуется Конституцией и законами Украины, постановлениями Кабинета министров Украины и приказами Министерства культуры и искусств Украины, другими нормативными документами, а также локальными правовыми актами библиотеки и настоящей должностной инструкцией.

1.4. На период временного отсутствия директор библиотеки может быть заменен _____________________________________________________________.

1.5. Директор библиотеки получает от вышестоящего руководства материалы нормативно-правового и организационно-методического содержания, знакомится под роспись с соответствующими документами.

1.6. Директор библиотеки систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с подчиненными работниками.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет оперативное руководство библиотекой (ЦБС), обеспечивает ее высокоэффективную деятельность, разработку и выполнение производственно-творческих и финансовых планов, направленных на формирование и обеспечение потребностей населения в библиотечно-библиографических услугах, социальное развитие коллектива.

2.2. Действует от имени библиотеки (ЦБС).

2.3. Представляет его интересы в государственных, кооперативных, коммерческих предприятиях и учреждениях, общественных организациях, судебных и арбитражных органах.

2.4. Открывает в банках счета.

2.5. Пользуется правом распоряжения средствами.

2.6. Выдает, принимает к платежам обязательства.

2.7. В пределах своей компетенции издает приказы и другие акты, дает указания, обязательные для всех подразделений и работников.


2.8. Заключает соглашения и контракты.

2.9. Определяет общую численность работников, структуру и штаты, должностные обязанности и должностные оклады (тарифные ставки) работников.

2.10. Принимает меры по моральному поощрению и материальному стимулированию работников, налагает дисциплинарные взыскания.

2.11. Обеспечивает эффективное выполнение и хранения закрепленного за библиотекой (ЦБС) имущества.

2.12. Организует формирование библиотечного фонда.

2.13. Принимает меры по обеспечению библиотеки (ЦБС) квалифицированными кадрами, наилучшего использования знаний и опыта работников, обеспечения безопасности и благоприятных условий труда.

2.14. Решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав, поручает выполнение отдельных организационно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям функциональных подразделений библиотеки (ЦБС).

2.15. Обеспечивает соблюдение законности, активное использование правовых средств совершенствования управления, укрепления договорной дисциплины и учета.

Директор библиотеки имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений органов управления, касающиеся его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение органов управления предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции принимать решения о поощрении работников, отличившихся, а также о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности работников, не выполняющих надлежащим образом свои по саду обязанности.

3.4. Распоряжаться материальными ценностями библиотеки в пределах своих полномочий.

3.5. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы.

3.6. Регулировать вопросы приема на работу, увольнения и расстановки кадров.

3.7. Издавать приказы и распоряжения в пределах своей компетенции, утверждать штатное расписание.

3.8. Устанавливать индивидуальные нормы нагрузки персонала.

3.9. Совершенствовать свою профессиональную квалификацию в системе последипломного образования.

3.10. Принимать управленческие решения в пределах своей компетенции.

Директор библиотеки несет ответственность

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, а также за неиспользование или непосредственно своему прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, - в пределах, определенных действующим законодательством Украины и уголовным законодательством Украины.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством о труде Украины.

5. Директор библиотеки должен знать:

5.1. Действующее законодательство в области культуры и библиотечного дела.

5.2. Современные методы хозяйствования и управления.

5.3. Основы трудового законодательства.

5.4. Теорию и практику библиотечного дела.

5.5. Опыт отечественной и мировой науки в области библиотековедения и библиографии.

5.6. Правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

6. Квалификационные требования

6.1. Полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Последипломное образование в области управления. Стаж библиотечной работы по профессиям руководителей низшего уровня: для магистра - не менее 1 года, специалиста - не менее 3 лет.

Чтобы руководитель мог выполнять функции центральной фигуры системы управления библиотекой, он должен соответствовать определенным требованиям. Они определяются прежде всего “Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников культуры Российской Федерации (см. приложения 10 и 11). В этом документе характеристика должности включает три раздела. В разделе “Должностные обязанности” перечислены основные функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность. В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений и других нормативных документов, методов и средств, которые он должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе “Требования к квалификации по разрядам оплаты” определены уровень и профиль специальной подготовки работника, требования к стажу работы, необходимые для присвоения соответствующего разряда оплаты труда. При этом для занятия должностей директора библиотеки (ЦБС) и заведующего отделом требуется высшее профессиональное образование, а для заведующего филиалом — либо высшее, либо среднее специальное образование. Это требование специального профессионального образования для руководителей библиотек и их структурных подразделений является принципиально важным, поскольку, к сожалению, даже среди библиотечных специалистов бытует мнение, что для руководителя библиотеки специальное образование необязательно. В наиболее утрированной форме это нашло выражение в суждениях, что библиотекарь без специального образования ценнее для библиотеки, чем тот, кто имеет специальное библиотечное образование. При этом, как ни странно, к недостаткам деятельности последнего отнесено умение принимать компетентные решения1. Нельзя не согласиться с Ю. Н. Столяровым, который охарактеризовал эти высказывания “поистине чудовищными”2. Под квалификацией специалиста понимается его способность выполнять работы различной степени сложности. Эта способность складывается из знаний и умений специалиста. О знаниях и умениях обычно судят по уровню образования и опыту работы, но фактические знания и умения могут отличаться от формально зарегистрированных в документах. Умения в значительной степени зависят от деловых и личностных качеств руководителя, некоторых черт его характера. Поэтому термин “квалификация” не является выражением однажды измеренного уровня знаний и умений. Существующие квалификационные характеристики, определяющие требования к руководителям библиотек, сугубо формальны и не дифференцируют потребность в знаниях, способностях в соответствии с типом и видом библиотеки, с выполняемыми функциональными обязанностями. Перечень должностных обязанностей конкретных руководителей разрабатывается уже непосредственно в библиотеке в виде должностных инструкций. Текст должностной инструкции состоит, как правило, из следующих разделов:

1. “Общие положения”. В этом разделе следует указать:

• полное наименование должности;

• место в системе управления (для руководителей);

• в чьем непосредственном подчинении находится работник;

• порядок назначения на должность;

• порядок замещения в случае временного отсутствия;

• способы организации работы (самостоятельно, в соответствии с планом структурного подразделения или в ином порядке);

• входит ли работник в состав коллегиального органа по должности;

• чем работник руководствуется в своей деятельности (действующее законодательство, правила внутреннего распорядка, действующие нормативные и технологические документы и т. д.);

• чьи устные и письменные распоряжения выполняет;

• что должен знать и уметь.

2. “Функции”. В этом разделе необходимо перечислить основные направления работы, указать, какие функции работник выполняет самостоятельно, а в каких участвует.

3. “Должностные обязанности”. Раздел включает перечисление работ и операций, выполняемых работником ежедневно или с большой периодичностью. Данный раздел может быть разделен на две части — “работник выполняет самостоятельно” и “работник участвует”.

4. “Права”. Этот раздел строится по следующей схеме:

• право работника на самостоятельное принятие решений;

• право на получение информации;

• право на контроль;

• право требовать (от подчиненных) выполнения

• определенных действий; право давать распоряжения, указания и контролировать их исполнение;

• право визировать, согласовывать, подписывать и утверждать документы различных видов;

• в тексте раздела необходимо закрепить правоработников вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с выполнением непосредственных функциональных обязанностей, совершенствованию технологии, право входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов и участвовать в разработке коллегиальных решений;

5. “Ответственность”. Раздел предусматривает закрепление ответственности за нарушение действующего законодательства, организационно-правовых и других документов, несоблюдение технологии и т. п.

6. “Взаимоотношения”. В данном разделе содержится регламентация осуществляемых работником информационно-документационных связей. Текст раздела может быть представлен в виде таблиц с заголовками типа: “работник передает”, “работник получает”; в графах таблиц указывается наименование структурного подразделения, вид документа или содержание информации и форма ее представления, сроки и периодичность.

7. “Условия оплаты труда”. Здесь указывается, что работнику устанавливается должностной оклад в соответствии со штатным расписанием, право на надбавки, условия повышения заработной платы, возможность совмещать профессии и материальное вознаграждение в этом случае и т. п.

8. “Показатели оценки”. В этом разделе устанавливаются общие показатели оценки деятельности (полнота реализации задач, должностных обязанностей и предоставленных прав, качество составления и оформления документов, отсутствие ошибок и служебных нарушений и т. д.). Должностная инструкция может использоваться как самостоятельный документ или как приложение к трудовому договору (пример должностной инструкции заместителя директора по экономическим вопросам см. в приложении 12). На основании этих документов проводится аттестация, выявляющая определенные профессиональные качества руководителя и степень соответствия занимаемой должности. Наряду с этим выявляется эффективность практического применения профессиональных знаний в конкретных организационных условиях и творческом процессе. Аттестация считается традиционным способом решения проблемы измерения деловых качеств специалистов, но далеко не идеальным и не совсем объективным1. Поэтому в настоящее время,задача надежно го, отбора квалифицированных специалистов и их деловой оценки окончательно не решена. В отличие от квалификационных характеристик, в которых отсутствуют требования к личным качествам руководителей, в настоящее время разрабатываются профессио-граммы, отражающие не только требования к работнику вообще, а именно те, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей в конкретной должности. Профессиография — это описание профессии или специальности с точки зрения требований, предъявляемых человеку. Результатом профессиографии являются профессиограммы — описание системы требований, предъявляемых к человеку определенной специальности, профессии (см. приложение 14). Совокупность необходимых знаний, навыков, умений и личностных качеств определяется на основе детальной проработки деятельности руководителей, дополненной изучением основных задач и функций соответствующих уровней управления. Комплекс требований к профессиональной компетенции должен адекватно отражать структуру и содержание выполняемых руководителем работ, реализуемые при этом связи, а также используемые методы и средства. Общая комплексная оценка руководителей библиотек может базироваться на оценке:

• личности (деловых и профессиональных качеств);

• качества трудовой деятельности;

• эффективности и результатов труда коллектива, то

• есть непосредственно управленческого воздействия

• руководителя. В литературе по библиотечному менеджменту называются различные предпочтительные качества личности, которыми должен обладать руководитель библиотеки. Обычно они основываются на результатах опроса сотрудников библиотек. Например, проведенный опрос заведующих отделами, секторами и главных библиотекарей в ГПНТБ СО РАН позволил установить наиболее предпочтительные качества личности, которым должен соответствовать руководитель библиотеки, а именно:

1. Организаторские качества:

• умение заинтересовать подчиненных результатами работы;

• способность организовать труд подчиненных;

• способность быстро и самостоятельно принимать решения;

2. Профессиональные качества:

• способность анализировать свои действия и предвидеть последствия;

• умение применять современные методы научного управления;

• умение быстро и эффективно решать практические дела.

3. Творческие качества:

• способность улавливать новое в науке и практике (чувство новаторства);

• аналитический склад ума; ,

4. Педагогические качества:

• способность поддерживать контакты;

• умение прислушиваться к мнению подчиненных;

• требовательность и пунктуальность.

5. Морально-этические качества:

• высокий уровень культуры.

6. Общественно-политические качества:

• личный пример в труде;

• умение завоевывать доверие [4].

Существуют и другие группировки требований к руководителям. Так, Е. Ю. Гениева дает следующую характеристику хорошего руководителя: он вполне осознает ответственность за собственное саморазвитие; его поступки мотивированы, он инициативен, умеет формировать ясные реалистические цели; полон жизненной энергии; не ленится учиться и сам ищет способы повышения собственной профессиональной квалификации; знает свои слабые стороны и просит совета и помощи у тех, кто сильнее его в тех или иных областях; умеет находить общий язык и с теми, кто ниже его, и с теми, кто выше. Хороший руководитель никогда не говорит никому “нет”. Е. Ю. Гениева отмечает, что руководителем все же надо родиться, то есть существуют определенные качества, которые даются человеку от природы, и их очень трудно развить в процессе учебы. Хотя никто не отрицает, что научиться можно практически всему, просто руководителю и от природы будет требоваться меньше труда и времени на выполнение служебных обязанностей, чем тому, у кого не было предрасположенности к управленческой деятельности. Н. В. Жадько считает, что руководитель должен обладать информационной .культурой, .основным компонентом которой является владение аналитическим чтением. Для руководителя библиотеки любая книга, текст могут стать источником информации, ресурсом профессиональной деятельности, и поэтому умение быстро ориентироваться в тексте, понимать прочитанное становится важным компонентом информационной культуры. Кроме того, руководитель библиотеки должен уметь самостоятельно создавать тексты, вести деловую переписку и документацию, должен быть готов к выступлению перед аудиторией в официальной обстановке с речью или докладом. Искусство выступать становится обязательнымкомпонентом информационной культуры руководителя библиотеки, поскольку в условиях информатизации иформирования информационного рынка требуется по стоянное освоение новых контактных аудиторий, привлечение к сотрудничеству потенциальных спонсоров и читателей . Попытку представить модель современного библиотечного руководителя-библиоменеджера предприняла И. К. Джерилиевская , выделив следующие основные элементы этой модели:

• главные факторы, определяющие поведение руководителя в условиях рынка — изменение отношения к самому себе, изменение отношения к подчиненным, осознанность собственного поведения;

• мировоззренческий уровень управленческой деятельности, характеризуемой терминальными ценностями, составляющими сущность и смысл деятельности и одновременно являющимися основным продуктом этой деятельности;

• поведенческий уровень деятельности, обусловленный инструментальными ценностями, характеризующими отношение руководителя к самому себе и своим подчиненным как основному инструменту деятельности;

• иерархию терминальных инструментальных ценностей, составляющую идеологию управленческой деятельности;

• индивидуальный процесс отбора инструментальных ценностей и их подчинение терминальным ценностям, придающие управленческой деятельности личностный смысл и осознанный характер;

• навыки извлечения информации, ее интерпретации и использования в процессе формирования собственной поведенческой стратегии, характеризующие управленческую культуру. Под терминальными ценностями понимаются ценности, определяющие управленческую деятельность, являющиеся ее сущностью и выступающие в качестве движущей силы развития библиотечной деятельности: раскрепощение энергетического ресурса библиотекарей и совершенствование способов и условий их деятельности. По мнению И. К. Джери л невской, терминальные ценности могут выступать и в качестве специфического продукта управленческой деятельности. Чем совершеннее сама деятельность, тем качественнее ее продукт и более оптимальны возможности решения библиотечных производственных задач. К инструментальным ценностям относятся: умение управлять собой (способность придерживаться выдвинутых целей в любой ситуации); четкая шкала личностных ценностей (однозначное представление о том, что для руководителя хорошо, а что плохо); вполне определенные личные цели (твердо знает, чего хочет); установка на постоянный личностный рост (готовность к самоизменению и самосовершенствованию), творческий подход к делу (постоянный поиск новых, более эффективных способов разрешения профессиональных задач), способность формировать творческий коллектив (настойчивое желание работать в условиях “разномыслия”). Другой ряд инструментальных ценностей характеризует отношение руководителя к подчиненным и взаимоотношения с ними: способность влиять на людей; навыки эффективного руководства (максимальное использование потенциала сотрудников для наиболее эффективного разрешения профессиональных задач), способность обучать и развивать своих подчиненных и определять для них рабочие задачи, делегирование полномочий и ответственности (передача собственных обязанностей с целью развития потенциала сотрудников), приемы эффективного материального стимулирования и способности планирования профессионального роста (карьеры) подчиненных. Инструментальные и терминальные ценности обусловливают поведенческую стратегию руководителя, его осознанное и целенаправленное поведение. Требования к набору качеств руководителя зависят и от уровня занимаемой должности. Если руководитель высшего звена решает стратегические задачи, для него важны широта мышления, стремление к самостоятельным действиям, то руководитель среднего звена управления сосредоточен на решении задач по организации деятельности библиотеки, удовлетворении социальных потребностей подчиненных, и поэтому ему необходимы такие черты лидера, как коммуникабельность, умение наладить работу. Еще в большей степени качества лидера важны для руководителей низового звена, непосредственно связанных с коллективом. Они должны проявлять способность к организации работы подчиненных, уметь реализовывать идеи, быть добрыми и отзывчивыми к потребностям подчиненных, но проявлять волю и строгость в том, что касается непосредственно работы. Такое разделение требований в зависимости от принадлежности руководителя к тому или иному уровню управления возможно лишь в крупных библиотек ках, в небольших же руководитель зачастую заменяет собой весь аппарат управления. В работе руководителя библиотеки есть и другие моменты, на первый взгляд кажущиеся не такими важными, но которые также отражаются на эффективности его работы — это то, что называется научной организацией труда или культурой организации труда руководителя. В первую очередь это относится к рациональному использованию его рабочего времени, состоянию рабочего места и документации. Важна для руководителя и культура внешнего облика, включающая и культуру управления собой, и культуру внешнего вида, деловой одежды и т. п., ведь зачастую по внешнему виду и поведению руководителей судят о библиотеке в целом.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность директора библиотеки [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Организация).

1.2. Директор библиотеки относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Директор библиотеки подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.4. На должность директора библиотеки назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 5 лет.

1.5. Директор библиотеки должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную, хозяйственную и финансово-экономическую деятельность библиотек;
  • основы управления экономикой и финансами;
  • методические и нормативные документы, касающиеся деятельности библиотек;
  • профиль, специализацию и особенности структуры библиотеки;
  • перспективы технического, экономического и социального развития отрасли культуры и библиотеки;
  • виды современных информационных технологий;
  • порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
  • теорию и практику менеджмента;
  • психологию управления;
  • устав библиотеки;
  • порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. В период временного отсутствия директора библиотеки его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Директор библиотеки исполняет следующие обязанности:

2.1. Руководит научно-производственной, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью библиотеки.

2.2. Организует взаимодействие структурных подразделений библиотеки, направляет их деятельность на развитие и совершенствование работы библиотеки с учетом социально-культурных приоритетов и современного уровня развития библиотечного дела.

2.3. Обеспечивает выполнение библиотекой обязательств перед федеральным (региональным, муниципальным) бюджетом, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по договорам.

2.4. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности библиотеки, использование правовых средств для финансового управления, укрепления договорной и финансовой дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности библиотеки в целях ее развития, регулирование трудовых отношений.

2.5. Защищает имущественные интересы библиотеки в органах государственной власти и управления.

2.6. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении библиотекой.

2.7. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию благоприятных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства.

2.8. Обеспечивает на основе принципов социального партнерства выполнение коллективного договора, заключенного с трудовым коллективом библиотеки.

В случае служебной необходимости директор библиотеки может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Директор библиотеки имеет право:

3.1. Осуществлять руководство подчиненными.

3.2. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

3.3. На рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

3.4. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

3.5. Осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

3.6. Получать материалов и документов, относящихся к вопросам своей деятельности.

3.7. Осуществлять взаимодействие со всеми подразделениями Организации для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Директор библиотеки несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы директора библиотеки осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы директора библиотеки является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы директора библиотеки определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью директор библиотеки обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

См. Справку по теме: "Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления" и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки, централизованной библиотечной системы относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [ наименование должности непосредственного руководителя ].

1.2. На должность директора (генерального директора, заведующего) библиотеки, централизованной библиотечной системы принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 5 лет.

1.3. Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки, централизованной библиотечной системы назначается на должность и освобождается от нее приказом [ наименование должности руководителя ].

1.4. Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки, централизованной библиотечной системы должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную, хозяйственную и финансово-экономическую деятельность библиотек;

- основы управления экономикой и финансами;

- методические и нормативные документы, касающиеся деятельности библиотек;

- профиль, специализацию и особенности структуры библиотеки;

- перспективы технического, экономического и социального развития отрасли культуры и библиотеки;

- виды современных информационных технологий;

- порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;

- теорию и практику менеджмента;

- порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. В период временного отсутствия директора (генерального директора, заведующего) библиотеки, централизованной библиотечной системы его обязанности возлагаются на [ вписать нужное ], который несет полную ответственность за их качественное и своевременное исполнение.

2. Должностные обязанности

Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки, централизованной библиотечной системы:

2.1. Руководит научно-производственной, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью библиотеки, централизованной библиотечной системы.

2.2. Организует взаимодействие структурных подразделений библиотеки, направляет их деятельность на развитие и совершенствование работы библиотеки с учетом социально-культурных приоритетов и современного уровня развития библиотечного дела.

2.3. Обеспечивает выполнение библиотекой обязательств перед федеральным (региональным, муниципальным) бюджетом, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнёрами по договорам.

2.4. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности библиотеки, использование правовых средств для финансового управления, укрепления договорной и финансовой дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности библиотеки в целях её развития, регулирование трудовых отношений.

2.5. Защищает имущественные интересы библиотеки в органах государственной власти и управления.

2.6. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении библиотекой.

2.7. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию благоприятных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства.

2.8. Обеспечивает на основе принципов социального партнерства выполнение коллективного договора, заключенного с трудовым коллективом библиотеки.

2.9. Руководит работой подчиненных сотрудников.

2.10. [ Другие должностные обязанности ].

Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки, централизованной библиотечной системы имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.11. [ Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации ].

Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки, централизованной библиотечной системы несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [ наименование, номер и дата документа ]

1.1. Заведующий библиотекой назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заведующего библиотекой его обязанности могут быть возложены на библиотекаря, библиотекаря (заведующего медиатекой), старшего вожатого или другого сотрудника из числа наиболее подготовленных. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Заведующий библиотекой должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.

1.3. Заведующий библиотекой подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. Заведующему библиотекой непосредственно подчиняются: библиотекарь; библиотекарь (заведующий медиатекой).

1.5. В своей деятельности заведующий библиотекой руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации,
  • Законом Российской Федерации «Об образовании»,
  • Семейным кодексом Российской Федерации,
  • Указами Президента Российской Федерации,
  • решениями Правительства Российской Федерации;
  • решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
  • правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты,
  • Уставом и локальными и правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
  • Заведующий библиотекой соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции.

Основными функциями заведующего библиотекой являются:

2.1. организация формирования библиотечного фонда;

2.2. организация учета библиотечного фонда и установленной отчетности;

2.3. осуществление руководства работой школьной библиотеки.

3. Должностные обязанности.

Заведующий библиотекой выполняет следующие должностные обязанности:

  • проблемы формирования библиотечного фонда;
  • результаты работы школьной библиотеки;
  • наличие и перспективные возможности школы в области формирования библиотечного фонда;
  • форму и содержание внеклассных мероприятий, проводимых библиотекой;
  • тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для формирования заказа необходимую учебно- методическую, научную и художественную литературу;
  • результаты работы библиотеки;

3.3. планирует и организует:

  • текущее и перспективное планирование работы школьной библиотеки;
  • выдачу и сбор учебников;
  • выставки литературы;
  • совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы, искусства, родителей;
  • работу читательского актива;
  • просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
  • контроль за сохранностью библиотечного фонда;
  • изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
  • повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников библиотек;
  • работу сотрудников школьной библиотеки;
  • взаимодействие представителей администрации школы, служб и подразделений окружного управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;
  • работу классных руководителей по обеспечению учащихся необходимой учебной литературой;
  • библиотечно-библиографической работой в школе;
  • работой читательского актива;
  • системой стимулирования участников библиотечно-библиографической деятельности в школе;
  • работу сотрудников библиотеки;
  • соблюдение в библиотеке и книгохранилищах правил техники безопасности;
  • соблюдение участниками и сотрудниками школы Правил пользования библиотекой;
  • сохранность учебников, научной и художественной литературы , сдаваемой библиотеки;
  • правила пользования библиотечным фондом;
  • каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы;
  • учителей по вопросам их самообразования подбора научно-методической литературы;
  • родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;

3.9. оценивает и экспертирует:

  • стратегические документы школы (воспитательную программу, учебный план и т.п.) в части, касающейся деятельности библиотек;
  • предположения по организации библиотечно-библиографической работы и установлению связей с внешними партнерами;
  • учащихся разрешенной необходимой справочной и художественной литературой во время проведения экзаменов;
  • своевременное комплектование библиотечного фонда;

4. Права.

Заведующий библиотекой имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. присутствовать на любых мероприятиях, проводимых библиотекарем с учащимися школы (без права входить в помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания библиотекарю в течении занятия);

4.2. давать обязательные распоряжения библиотекарю;

4.3. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.4. принимать участие в:

  • разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;
  • разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;
  • ведение переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе; работе педагогического совета; поборе сотрудников библиотеки;

4.5. вносить предложения:

  • о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
  • о поощрении, моральном и материальном стимулировании работников библиотеки;
  • по совершенствованию работы библиотеки;
  • по совершенствованию воспитательной работы;

4.6. устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию воспитательной работы в школе и расширению библиотечного фонда;

4.7. запрашивать: у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей; для контроля и внесения коррективов рабочую документацию библиотекаря;

4.8. приглашать от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

4.9. контролировать и оценивать ход и результаты работы библиотеки;

  • от учащихся Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
  • от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ними помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;

4.11. повышать свою квалификацию.

5. Ответственность.

5.1. За неисполнение или ненадлежащие исполнения без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, приведшее к дезорганизации образовательного процесса, заведующий библиотекой несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть примерно увольнение.

5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы библиотеки заведующий библиотекой привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неисполнением прав, предоставленных настоящей Инструкцией, заведующий библиотекой несет материальную ответственность трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения.

Связи по должности Заведующий библиотекой:

6.1. работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течении 10 дней по окончании каждого учебного модуля;

6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;

6.6. исполняет обязанности библиотекаря, библиотекаря (заведующего медиатекой) и учителей-предметников в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора школы;

6.7. передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Читайте также: