Что нужно для работы водителем троллейбуса

Опубликовано: 02.10.2024

В новой форме водительского документа увеличилось количество граф, где ставится открытая водителем категория транспортного средства. Теперь здесь можно увидеть не только стандартные (к ним относятся А, В, С и D), но и совершенно новые категории, которые введены для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, исходя из требований Федерального Закона. Среди этих категорий находятся и те, которые относятся к общественным видам транспорта, таким как троллейбусы.

Как открыть водительские права категории Тb

Для того, чтобы управлять троллейбусом в 2019 г. потребуется открыть категорию Tb (Тб).

Категория Tb водительских прав открывается в правах тех водителей, которые прошли обучение, сдали экзаменационные испытания и готовы управлять общественным транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров. К данной категории ТС допускаются лица с 21 года.

Категория Tb - какие транспортные средства можно водить

Особенность категории Тb

Такой вид общественного транспорта, как троллейбус, может использоваться только в пределах транспортной инфраструктуры большого города. Поэтому не в любом населенном пункте, где есть автошкола, можно пройти обучение на эту категорию вождения.

Троллейбус относится к безрельсовому электротранспорту. Он не отличается быстрой динамикой передвижения, но зато опережает многие по экологическим показателям. В том числе по экономическим критериям превосходит трамвай.

На водителях, управляющих общественным транспортом, лежит большая ответственность за безопасность пассажиров, поэтому к ним предъявляются особые требования:

  • Повышенная концентрация внимания;
  • Мгновенная и адекватная реакция на происходящее;
  • Психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях.

Психологическая устойчивость является, пожалуй, самым важным условием для допуска к работе. Поэтому будущий водитель троллейбуса перед тем, как быть зачисленным на курсы подготовки водителя по группе Tb проходит собеседование со специалистом-психологом. И только положительное заключение врача откроет все пути к обучению в автошколе.

Обучение на Тb

Как только будет успешно пройден психологический тест, кандидат на категорию Tb будет допущен к учебе.

Весь процесс профподготовки состоит из 4-х этапов:

  • Теоретический, где изучаются все блоки управления данным ТС, основы безопасности на дорогах, ПДД, даются элементарные навыки оказания первой медицинской помощи и т.п;
  • Практический включает в себя обязательные занятия с инструктором на тренажере, где на практике закрепляются теоретические знания по блокам управления троллейбусом. На это отводится не менее 45 уроков;
  • Экзаменационное тестирование в ГИБДД по теории вождения с помощью компьютера;
  • Оттачивание водительского мастерства при перевозке пассажиров на учебном троллейбусе по трассам города в течение 45 дней.

Процесс обучения на категорию Tb имеет некоторые особенности в отличие от стандартной программы автошколы. Это касается прежде всего профессиональной подготовки, которая проводится в течение 6-ти месяцев на очных курсах обучения с отрывом от работы. По этой причине всем ученикам выплачивается стипендия от того транспортного автопарка, который направил их для учебы.

Как сдать экзамен на категорию Тб

Помимо безупречного знания ПДД, водитель троллейбуса должен показать свои знания:

  • В области правил эксплуатации электроустановок, находящихся под высоким напряжением;
  • Правил, обеспечивающих безопасность труда;
  • Основных требований, которые предъявляются во время работы с электрическими устройствами;
  • Факторов, которые отличают эксплуатацию троллейбусов от других видов ТС;
  • Механизмов, которые обеспечивают функционирование всех узлов безрельсового ТС, работающего на электроприводе (к ним относится тормозная система, рулевая тяга, пускорегулирующее оборудование, электрооборудование вспомогательного характера и т.п.).

Так как пассажиропоток в больших городах довольно высок, водитель троллейбуса должен хорошо владеть следующими практическими навыками:

  1. Остановкой троллейбуса (даже в неожиданный момент);
  2. Сделать маневр разворота;
  3. Пройти поворот;
  4. Разогнаться;
  5. Затормозить.

По закону нет строгих требований относительно стажа водителя, который может быть привлечен к управлению троллейбусом, но есть ограничения для открытия категории Tб по возрасту, которые составляют 21 год.

Поэтому на вопрос как открыть категорию Tb можно ответить следующим образом: претендент на специальность водителя троллейбуса должен обладать физическим и психическим здоровьем, пройти профессиональную подготовку и не нарушать возрастные ограничения.

Задавайте Ваши вопросы здесь и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.



Лица, желающие обучаться в индивидуальном порядке или по заявкам других предприятий города Москвы и Московской области, могут обращаться по телефону: 8 (495) 950-40-40.

Справочная информация

В течение 70 лет Учебно-курсовой комбинат ГУП «Мосгортранс» осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей. Около миллиона человек получили в его стенах профессиональное образование.

15 января 1944 г. решением СНК СССР создан Учебно-производственный комбинат Управления московского трамвая. Учебный комбинат вместе с Москвой решал задачи восстановления и развития наземного транспорта. Здесь осуществлялась подготовка и переподготовка водителей трамваев, троллей­бусов и автобусов, слесарей по ремонту подвижного состава, повышение квалификации водителей. Учитывая высокий уровень профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, послевоенное Правительство Москвы поручило Учебному комбинату обучать инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства вождению личного транспорта.

С 31 июля 1958 г. Учебный комбинат осуществляет подготовку рабочих (главным образом водителей) для предприятий городского назем­ного пассажирского транспорта, а также водителей категории «В».

Интересы города Москвы всегда были важны для Учебного комбината. Так, в 1980 г. УКК провел большую работу по подготовке водителей к Олимпиаде, обучив для ее обслуживания 2500 человек. А в 1998 г. подготовлено 1200 человек для обслуживания Всемирной юношеской олимпиады.

В начале 1970-х годов заложено новое здание Учебного комбината, строительство которого было завершено в 1994 году.

В настоящее время в аудиториях и лабораториях созданы все условия для высококвалифицированного обучения водителей трамвая, троллейбуса и автобуса, а также рабочих, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.

Классы оснащены мультимедийными интерактивными комплексами, наглядными по­собиями и техническими средствами обучения и отвечают всем требова­ниям, предъявляемым современному учебному учреждению. Имеется ком­пьютерный класс и кинокласс с современной видеоаппаратурой.

Учебный комбинат проводит обучение учащихся в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными соответствующими государственными и иными компетентными органами, имеет теоретиче­ские и практические учебные классы.

Ежегодно Учебный комбинат ГУП «Мосгортранс» готовит порядка полторы тысячи водителей, свыше 14 тысяч работников ГУП «Мосгортранс» повышают здесь квалификацию.

В Учебно-курсовом комбинате обучаются жители Московского региона и других регионов РФ, а также проходят переподготовку граждане других государств, изъявивших желание работать на предприятиях ГУП «Мосгортранс».

Во время обучения в Учебно-курсовом комбинате выплачиваются стипендии.


Основные виды обучения и повышения квалификации

  • Подготовка водителей категории «В».
  • Подготовка водителей троллейбуса.
  • Подготовка водителей трамвая.
  • Подготовка водителей автобуса.
  • Переподготовка водителей с категории «В», «С» на категорию «Д».
  • Переподготовка водителей с категории «Д» на категорию «Е».
  • Обучение и аттестация водителей и ремонтных рабочих, работающих и занятых на техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей.
  • Повышение квалификации водителей всех категорий на соответствующий разряд (1 и 2 класс).
  • Подготовка и повышение квалификации мастеров производственного обучения по вождению.
  • Ежегодное повышение квалификации водителей в соответствии с приказом Министерства транспорта от 09.03.1995 № 27 по безопасности движения.
  • Подготовка, аттестация и переаттестация электрогазосварщиков.
  • Для инженерно-технических работников проводится обучение и аттестация по охране труда по работе с грузоподъемными механизмами и установками, работающими под высоким давлением (сосуды, котлы, трубопроводы).

Для получения направления на учебу лицам, поступающим на работу в ГУП «Мосгортранс», обращаться в отделы кадров трамвайных депо, автобусных и троллейбусных парков.

Выбрать профессию в 17 лет и любить её всю жизнь, увы, получается не у всех. А признать, что путь неверный, и решиться в корне изменить свою жизнь и вовсе удаётся единицам. Иногда и сама жизнь заставляет нас освоить другую профессию. За жизнь можно успеть научиться многому. Главное — это умение и желание учиться.

Сегодняшний герой журнала Reconomica , Олег из Челябинска, стал водителем трамвая в 30 лет. Кажется, что водитель трамвая — одна из тех профессий, которая уже устарела, однако во многих городах именно трамвайные пути позволяют людям добираться до работы быстро и с комфортом. Олег рассказал о причинах выбора этой профессии и нюансах, с которыми он вынужден сталкиваться.

Как я решил переквалифицироваться

Меня зовут Олег, живу в Челябинске.

Несмотря на устойчивую безработицу, полностью переквалифицироваться абсолютно на другую специальность достаточно несложно. Главное — решиться на это и пойти без лишних колебаний.

В момент, когда я три месяца сидел без работы, мне не приходилось выбирать: стоит обучаться или нет.

Набор на курсы водителей троллейбусов и трамваев

Итак, в одном из трамваев я увидел объявление о наборе на курсы водителей троллейбусов и трамваев. Условия были более чем привлекательны:

  • бесплатное обучение в течение 5 месяцев (3 месяца теория, 2 — практика),
  • иногородним предоставляется общежитие,
  • стипендия за время учебы в размере 1 МРОТ,
  • трудоустройство.

Из предполагаемых затрат собственных средств было только прохождение водительской медицинской комиссии, которая стоила приблизительно 3 000 руб.

Учебный трамвай

Водитель трамвая или троллейбуса. Что выбрать?

Нужно отметить, что в нашем городе, число жителей в котором превышает миллион человек, работают два трамвайных и два троллейбусных депо. Маршруты ЧелябГЭТ проходят по всему городу, включая и такие отдаленные районы, как Металлургический, Советский, Тракторозаводский. Вопроса с выбором наиболее подходящего депо был решен в пользу трамвайного депо №2.

Выбор самой профессии (водитель трамвая или троллейбуса) был определен, не исходя из своих каких-то личных предпочтений, а просто — на трамвай учиться сложно, работать легче, на троллейбус же — в точности наоборот, с учетом обещанной заработной платы:

  • водитель трамвая – 25 000 рублей,
  • водитель троллейбуса – 30 000 руб.

Также я понимал, что при любом ДТП трамвай всегда прав и имеет преимущество перед другими участниками дорожного движения, а троллейбус является равноправным его членом, и вина шофера в этом случае определяется ПДД. Выбор был однозначно остановлен на трамвае. И это, несмотря на различные виды автострахования (я имею в виду КАСКО и ОСАГО).

Курсы водителей трамвая

Сам процесс учебы на водителя трамвая, вопреки моим опасениям, показался не таким уж сложным и тяжелым. Учились с 8:30 до 13:00 (14:00).

Что мы изучали

Преподавали нам, в основном, ПДД, потому что сдавать на права нужно было в областном ГИБДД.

Кроме этого, действительно важного и нужного предмета, мы также проходили следующее:

  • психологию человеческих взаимоотношений,
  • правила эксплуатации подвижного состава,
  • устройство трамваев различных моделей и факультативно пару не особо запомнившихся учебных дисциплин.

Три месяца теории пролетели как один день. В группе учились 22 человека, из них 18 женщин и 4 мужчины. Сразу отмечу, что до финиша, получения водительских прав, по различным причинам дошли 17 человек.

Два месяца практики

Два месяца практики были гораздо интересней и содержательней:

  1. Три недели поездок на учебном трамвае в две смены вместе с наставником в группах по 6-7 человек. Никогда не забудешь, как в первый раз на трамвае под своим управлением выезжаешь в город. Трамвай-то учебный, но, все остальное: автобусы, пешеходы, автомашины и др. — все самое настоящее.
  2. Затем 240 часов (а это в среднем 30 полноценных смен) в качестве стажера на реальных городских маршрутах с настоящими пассажирами, соблюдением расписания и другими «прелестями» этой работы.
  3. В качестве заключительного этапа, стажировка 10 дней для закрепления результатов.
  4. Сдача своего рода государственного экзамена в ГИБДД (получение прав) и сдача экзамена своей службе дорожной безопасности.

трамвай

Маршруты ЧелябГЭТ проходят по всему городу.

Трудовые будни водителя трамвая

После этого ты как молодой водитель выходишь на самостоятельную работу на закрепленный вагон с различными кондукторами, и начинается твоя трудовая деятельность.

График работы

Графики работы водителем трамвая разные:

  • 5 дней в первую смену, 2 выходных;
  • 6 дней во вторую смену, 2 выходных. Причем, 6 день в резерве.

Резерв, в свою очередь, означает, что ты и другие 6 водителей сидят в депо на случай: невыхода сменного водителя, ДТП, несчастного случая, поломки подвижного состава. Другими словами, сколько по ведомости вагонов должно работать в городе, столько и будет при любом раскладе.

Нарушения во время работы

Еще один нюанс — нарушения во время работы водителем.

Самое страшное — выход на работу с запахом алкоголя.

Непосредственно перед каждой рабочей сменой нужно проходить инструктаж по технике безопасности (рассказывают о последних изменениях движения, закрытии трамвайных линий и времени их перекрытия, о ДТП с участием трамваев) и врача, который в случае подозрения на опьянение дает дышать в трубку.

За такое нарушение, в зависимости от нужности водителей, следует либо сразу увольнение, либо перевод на полгода монтером пути (чистить трамвайные стрелки, выполнять другую работу). Естественно, что при таком переводе теряешь в зарплате минимум в 2 раза.

трамвай

Водителем трамвая работать сложно, но можно.

Следующее по степени опасности нарушение — провоз в кабине постороннего человека или разговор во время движения с пассажирами.

За это лишают премии и забирают талон. Кстати, таких талонов всего три: красный, желтый и зеленый. При первом любом нарушении отнимают зеленый (его можно вернуть по истечении полугода), если за эти полгода еще одно нарушение — забирают желтый талон и т. д. Без красного талона выход водителя на линию невозможен.

В общем, водителем трамвая работать сложно, но можно. Это не самая сложная работа.

Герой этого выпуска с детства хотел водить троллейбус, но прежде чем исполнить мечту, успел поступить в пединститут, бросить его и сменить несколько работ. Он рассказал, как проходят курсы для будущих водителей, чем отличается работа в Иркутске и Санкт-Петербурге , какие маршруты ему нравятся, с чем приходится сталкиваться на дороге и почему попадать в аварии невыгодно для карьеры.

Выбор профессии

После 11 класса я поступил в педагогический институт Иркутского государственного университета — тогда еще это была Восточно-Сибирская государственная академия образования — на учителя начальной школы. Успешно окончил первый семестр и бросил, потому что никогда не горел учебой. К тому же скончался отчим, и нужно было как-то доставать деньги для семьи. Работал менеджером в «Сабвее», продавцом-консультантом в «Йоте», специалистом по обучению стажеров в «Теле-2» , водителем в такси «Максим».

Потом вспомнил, что с детства мечтал водить троллейбус. На них мы часто ездили с родителями, и это была необъяснимая любовь.

Водителем троллейбуса брали с 21 года, а мне было 20 с половиной. Я пошел на шестимесячные курсы в Иркутске. За них нужно было заплатить тогда 12 тысяч, сейчас уже дороже. Правда, потом я узнал, что по направлению из центра занятости можно было учиться бесплатно.

Для поступления обычно требуется пройти профосмотр, по результатам которого коллегия врачей заключает, годен кандидат на должность водителя троллейбуса или нет, — у этой работы есть своя категория вредности, и не все подойдут. Еще обязательно иметь на руках заключения от психиатра и нарколога: не должно быть записей о том, что состоял на учете или принимал какие-то вещества.

Наличие прав и опыта вождения автомобиля значительно поможет в освоении троллейбуса: такие ученики уже ориентируются на дороге и в принципе наполовину готовы. Но очень многие начинают без этого — помехой или отягчающим обстоятельством при поступлении отсутствие прав не станет.

В каждом городе свои условия обучения: в Иркутске, например, даже выплачивается стипендия, как и в Санкт-Петербурге. Обычно курсы длятся полгода, учебный план в Иркутске рассчитан на 838 часов (340 теории и 498 практики), в Питере — на 1066 часов (432 теории и 634 практики).

Кому-то непросто дается теория. Здесь и устройство троллейбуса, и правила дорожного движения, и правила технической эксплуатации — ПТЭ, и многое другое. Однако, на мой взгляд, самое сложное — это практика. Особенно для человека, не водившего транспорт. Именно на этом этапе, когда я учился в Иркутске, отсеивалось большинство. Человек садился за руль и понимал, что это просто не его.

Сначала учеников знакомят с троллейбусом, показывают, где что находится и как что включать, напоминают о мерах предосторожности. Затем какое-то время ученики по очереди ездят по территории парка за рулем троллейбуса, а наставник сидит рядом. Потом постепенно начинают выбираться в город. Один ученик за рулем, рядом наставник, остальные в салоне ждут своей очереди. Такой урок длится несколько часов. Но один человек вряд ли будет ездить дольше часа в день. Занятия проходят на заметном зеленом троллейбусе со словом «учебный» во весь борт. У наставника есть своя педаль тормоза на случай, если что-то пойдет не так. Руль он хватать не будет, разве что чуть-чуть рукой может помочь. Инструкторы всегда комментируют действия в процессе езды — это часть обучения.

Потом надо сдать внутренние экзамены по теории и практике, а также экзамен в ГИБДД на знание ПДД, после чего водителю присваивается категория Tb. Всегда есть те, кто после курсов не может сдать выпускные экзамены. Очень небольшой процент студентов, но все же. А потом водители ежегодно сдают внутренний экзамен на знание ПДД, ПТЭ, культуры обслуживания пассажиров — это не отдельный экзамен, просто среди вопросов в билете может быть что-то вроде: «К вам сел пьяный пассажир и стал себя неприлично вести, каковы ваши действия?»

Курсы водителей троллейбусов и трамваев всегда подразумевают и гарантируют обязательное трудоустройство. Обычно еще нужно отработать год или два, иначе при увольнении придется выплатить оставшуюся сумму за обучение, потому что оно стоит гораздо дороже, чем за него платят учащиеся. А те, кто учился бесплатно, как я понимаю, при досрочном увольнении должны выплатить всю стоимость. Логика здесь такая: были потрачены деньги на обучение кадров, а кадры себя не оправдали и ушли.

Но после курсов нужно еще пройти пассажирскую стажировку на линии с наставником рядом, откатать определенный норматив часов. В этих случаях на троллейбусе есть табличка «Водитель работает со стажером». А после этого уже самостоятельно начинаешь работать на линии. Сугубо по нормам водитель уже все изучил и готов, но многое постигается в процессе работы.

Мой первый рейс был буквально после того, как начальник отдела эксплуатации подписал мне все документы. Диспетчер тут же попросила заменить заболевшего водителя, и я поехал. Я волновался, потому что в салоне за поездкой наблюдал наставник, да и сам троллейбус был не из хороших — очень старый и тяжелый в управлении.

Суть профессии

Быть водителем троллейбуса могут, безусловно, усидчивые и внимательные люди с крепкими нервами, поскольку работа сидячая и крайне ответственная. На дороге всегда неспокойно, так что это испытание каждый день. Вопрос в том, принимать все на свой счет или уметь отпускать. У меня, например, самая нервная ситуация была, когда три неадеквата вышли из авто и не давали мне ехать, преграждая путь, потому что им хотелось что-то мне объяснить. Я просто подождал, пока им надоест, что вскоре и случилось. Еще в Иркутске случалось высаживать пьяных пассажиров, если они мешали другим.

Водитель несет ответственность практически за все, прежде всего за жизни и здоровье пассажиров, а в салоне может быть от 1 до 150 человек. Начальство в Иркутске нам напутственно говорило: «У водителя троллейбуса всегда за спиной либо сума, либо тюрьма».

За аварию по вине водителя из зарплаты вычитается премия, если в таком ДТП будут пострадавшие или жертвы — это увольнение, а дальше будут разбираться отдельно в полиции, а может, и в суде — в зависимости от тяжести. У моих коллег были случаи, когда грозила тюрьма за сбитых пешеходов, а некоторых лишали прав за уход с места происшествия. За ДТП не по вине водителя троллейбуса ничего не будет, но обязательно проведут разбор случая и обсуждение возможностей его избежать. Есть даже расхожая поговорка, что в ДТП виноваты всегда двое. Конечно, если в тебя сзади влетит кто-то , тут уже ничего не сделаешь, но с опытом начинаешь предугадывать и предотвращать большинство аварийных ситуаций.

Мне нравится водить троллейбус, нравится, что он востребован. Люблю ездить полным — машина идет чуть медленнее, зато более мягко.

Место работы

Я проработал в Иркутске почти три года. Доход в начале и в середине пути почти не менялся. В среднем получал 23—25 тысяч , и этого хватало на коммуналку, содержание своего авто, одежду и еду. Если лишали премии, можно было получить и 10—15 тысяч. Наказать могут за нарушения должностной инструкции: разговоры по телефону, курение, проезд остановок и так далее. В Иркутске меня лишали премии несколько раз за всякие мелочи.

В 2018 году во время отпуска я съездил в Санкт-Петербург , и мне там понравилось. Санкт-Петербург — троллейбусная столица России. Здесь сейчас больше всего маршрутов и самая длинная в стране троллейбусная сеть, если считать в километрах. Москва решила уничтожить троллейбус как вид общественного транспорта. Там теперь на всех троллейбусных маршрутах работают электробусы или просто автобусы. В конце августа на линию вышел последний троллейбус. Чисто технически водитель троллейбуса может сразу пересесть за руль автобуса, особенно если автобус с автоматической коробкой передач. Но по закону для управления автобусом необходима категория D. Поэтому придется ее открывать в автошколе. Я слышал, что в Москве помогали водителям троллейбусов упрощенно получить категорию D.

Автобус ездит на ископаемом топливе и не требует строительства инфраструктуры, троллейбус ездит на электричестве, и для него инфраструктура нужна. Про экологию можно не говорить — и так очевидно, в чью пользу расклад. В долгосрочной перспективе троллейбус экономически выгоднее автобуса — это было подсчитано в той же Москве в период уничтожения троллейбуса, однако не предотвратило его.

В Санкт-Петербурге троллейбусную сеть развивают и обновляют, за троллейбусами хорошо присматривают и вовремя их обслуживают. Они там моложе, чем в иных городах страны, а следовательно, более комфортабельные для всех — и для пассажиров, и для водителя.

Во время того отпуска я увидел рекламу о поиске водителей троллейбусов, которая обычно висит в салонах общественного транспорта и на зданиях предприятий. Реклама обещала зарплату от 63 тысяч рублей. Я решил пообщаться непосредственно с водителями — на конечной остановке троллейбуса «Станция метро „Старая деревня“». Водитель тогда еще ходившего двенадцатого маршрута любезно поговорил со мной об условиях работы и зарплате — люди «в поле» всегда расскажут больше, чем в отделе кадров, тем более своему коллеге, пусть и из другого города. Мне из того разговора понравились пункты про доход, который в Питере был значительно выше, и про новый подвижной состав.

Вернувшись в Иркутск, я периодически думал о переезде, а решился спонтанно почти через год. Собрался за неделю, вещи поехали фурой, я — самолетом. Заранее позвонил в отдел кадров питерского «Горэлектротранса» и проконсультировался по поводу возможности реального трудоустройства.

В Иркутске жалели, что ухожу, но не отпустить не могли. В Санкт-Петербурге меня приняли очень хорошо, здесь рады иногородним квалифицированным кадрам. Люди нужны всегда и везде хотя бы из-за естественной текучки: кто-то уходит по возрасту, кто-то — по состоянию здоровья, кто-то другое место нашел. Хотя в Питере водителей хватает, новых тоже берут. А вот в Иркутске острая нехватка водителей в последнее время.

Мне нужно было пройти краткое собеседование, проверку документов, профосмотр, затем 120 часов стажировки для изучения случайного маршрута. В конце — экзамен на ПДД, ПТЭ, знание маршрута. После этого можно было работать.

Так, проработав три года в МУП «Иркутскгортранс», я уволился и трудоустроился в СПб ГУП «Горэлектротранс», где отработал уже год и продолжаю работать дальше. Теперь я зарабатываю от 55 до 65 тысяч в месяц, сумма зависит от количества часов, от того, будут ли праздничные дни, сколько будет ночных часов, сколько халтур.

Не всем водителям нужно жить именно в троллейбусной столице, моя мечта была осуществлена еще в Иркутске, когда я стал водить троллейбус, но мне здесь комфортно.

Рабочий день

Подъем на смену в 3—4 утра. Самое трудное в работе, на мой взгляд, это привыкнуть рано вставать. Для этого нужен режим здорового сна — хотя бы 8 часов, то есть ложусь я уже в 19—20 часов. Бывает, не могу уснуть. Тогда лежу или читаю. Если не выспался, пью кофе или энергетики, но это редко.

На сборы и завтрак отвожу себе час. До работы я могу добраться за 25 минут пешком, за 10 минут на электросамокате или за 5 минут на дежурном троллейбусе, который собирает работников с 4 до 7 утра. Обычный троллейбус не ходит так рано — есть маршруты для сотрудников, их обслуживает дежурный троллейбус и пазик. Кто-то ездит сам или на такси.

Прибыв в парк, я получаю путевой лист у диспетчера. По закону такой оформляется на каждый новый выход на маршрут. Затем прохожу проверку у медика: давление, температура, пульс и наличие алкоголя в организме. Давление выше 140 — это недопуск на линию, с температурой выше 37 тоже могут не выпустить. Тогда на маршрут отправят запасного водителя, а тебя — на больничный. Если водитель не прошел проверку по причине нетрезвости — это увольнение по статье.

От медика возвращаюсь к диспетчеру и получаю в путевой лист штамп о допуске к работе.

Далее получаю экипировку на троллейбус: книгу троллейбуса, противогаз, угольные вставки, диэлектрические перчатки, аптечку, страховку, карту техосмотра, мобильный телефон с корпоративной внутренней связью, наряд-расписание. За время работы мне приходилось пользоваться всем, кроме аптечки и противогаза.

В книге троллейбуса стоит штамп мастера смены о том, что троллейбус исправен, и подпись водителя — что он принял исправный троллейбус. Еще там оставляют заявки на ремонт, а мастер на них отвечает по мере выполнения.

В наряде-расписании указано время выезда, окончания смены, проезда контрольных точек — нескольких равноудаленных остановок с маршрута.

По рабочему телефону связываемся с диспетчером в случае ДТП, всяких происшествий типа обрыва провода или падения пассажира. Во время движения запрещена любая мобильная связь, гарнитурой тоже пользоваться нельзя. Поговорить можно только остановившись.

Угольные вставки — прокладка между проводом контактной сети и головкой токоприемника, чтобы металл не терся о металл и не изнашивался.

Перчатки нужны для работы в мокрую погоду, чтобы избежать теоретического маловероятного удара током, поскольку вода — проводник.

После получения экипировки иду на веер — так называется стоянка троллейбусов в парке. Нахожу свою машину, оцениваю ее состояние внешне, включаю все системы. Иногда что-то может не работать, но это случается редко. В таких ситуациях информируется ответственный по выпуску и выдается другой троллейбус. Запас есть всегда.

По времени, указанному в наряде, — в нашем парке выезды примерно с 4 и до 9 утра — выезжаю на линию на указанный маршрут в сторону конечной. Уже начиная от парка беру пассажиров.

Сейчас наш парк обслуживает 12 маршрутов, на 7 из которых у меня есть допуск. Допуск в Санкт-Петербурге получают следующим образом: как-нибудь вместо обычной смены дают смену с наставником. Вы выходите на маршрут, на котором ты еще не был, он сидит рядом в кабине и говорит, куда ехать и на что обратить внимание. После такой смены маршрут считается открытым для водителя.

Выбирать маршрут, на котором будешь работать, нельзя, но можно попробовать высказать пожелания нарядчику, который составляет расписание. Таких с пожеланиями у него почти весь парк, всем не угодишь, а наряд закрыть надо, поэтому ездим, где поставят. Некоторые маршруты могут закрепляться за водителем — туда стараются ставить чаще всего, если есть возможность. А так я выхожу на все маршруты, которые у меня открыты. Нам выдают наряды на несколько дней вперед, так что всегда понятно, где придется работать. Но могут и поменять по служебной необходимости.

Чаще всего я работаю на десятом маршруте, он мой самый любимый, потому что проходит по спокойному в плане дорожного движения Васильевскому острову и весьма востребован у пассажиров. Трудно подсчитать, как часто я там бываю, но навскидку раза два в рабочую пятидневку. Самый нелюбимый маршрут — шестнадцатый. Вне часа пик он ходит пустым по не очень живописному району с весьма интенсивным движением.

Загрязнение воздуха – проблема многих городов и стран. Экологи постановили, что причина кроется в широком распространении автомобилей и автобусов. Вернее, в их выхлопах – выпуская в окружающую среду канцерогены и другие вредные вещества, они неблагоприятно влияют на атмосферу.

Международное сообщество предприняло меры – владельцев автомобилей было решено плавно пересадить в вагоны метро и на велосипеды, а автобусы заменить электрическим транспортом. При этом предпочтение было отдано троллейбусам – считается, что они более легкие в управлении, чем трамваи, да и строительство троллейбусных линий обходится куда дешевле. Отныне этот вид транспорта стал постепенно возвращаться в Италию, Швейцарию, Чехию, Центральную и Южную Америку, страны Восточной Европы и Россию. А это значит, что профессия водителя троллейбуса вновь стала востребованной.

Востребованность профессии

Описание деятельности

Прежде чем сесть за руль троллейбуса, все водители проходят профессиональный отбор. Каждый кандидат на эту должность обязательно должен иметь крепкое здоровье и быть старше 21 года. Затем следует специальное обучение. Длится оно не более 6 месяцев – 4 из них уходит на теорию, остальное время отдается практике вождения. В это время стажеру выплачивается стипендия и предоставляется жилье, а по окончании городское управление общественным транспортом предлагает ему официальное трудоустройство.

Рабочий день водителя троллейбуса начинается рано – в 4 часа утра. В это время работник прибывает в троллейбусное депо. Первым делом он проходит медицинский осмотр у врача или фельдшера – задача этого специалиста определить состояние здоровья, выявить с помощью алкотестера наличие алкоголя в крови. Если прибор показывает положительный результат, то водитель отстраняется от работы.

После медосмотра водитель направляется в диспетчерскую, где ему необходима книга троллейбусов. В ней бригады по техобслуживанию оставляют записи об исправности троллейбуса. Убедившись в их наличии, водитель отправляется на специальный склад. Там находятся инвентарные чемоданчики под номером, соответствующим номеру троллейбуса. В них хранятся необходимые запчасти, которые могут понадобиться водителю в любой момент: диэлектрические перчатки (защищают от удара током), боковое зеркало и 2 графитные вставки (детали, которые вставляются между токоприемником, называемым в народе «рогами», и электрическим проводом).

Последний этап подготовки к работе – осмотр троллейбуса. Важно проверить закрепление токоприемников, расположение зеркал, состояние колес и исправность автоинформатора (прибора, который объявляет остановки). Работа водителем троллейбуса крайне ответственна, и от того, насколько тщательно будет проведена проверка перед сменой, зависит жизнь и здоровье пассажиров.

Однако, как показывает практика, несмотря на все меры предосторожности, троллейбусы все равно ломаются, и достаточно часто. Задача профессионала починить его в короткие сроки. Если поломка серьезная, то водитель связывается с диспетчером троллейбусного депо, и тот направляет на место ремонтную бригаду.

Намного серьезнее, когда троллейбус попадает в ДТП. В этом случае водитель должен в первую очередь позаботиться о раненных пассажирах. Перед трудоустройством все водители проходят курс первой медицинской помощи. К слову, он включает в себя не только обучение спасению пострадавших от ДТП (вызов инспектора ГИБДД, кареты скорой помощи), но и алгоритм действий при сердечных приступах, обмороках и других экстренных ситуациях.

Ответственность за жизнь пассажиров, к сожалению, накладывает свой отпечаток на здоровье водителя. Весь рабочий день он находится в эмоциональном напряжении, и из-за этого существует риск нарушений работы сердца и нервной системы. Негативно влияет и сидячий образ жизни. Поэтому на пенсию водители троллейбуса выходят рано – мужчины в 55 лет (после 20 лет работы), а женщины в 50 (после 15 лет работы).

К минусам этой профессии можно отнести рабочий график – он посменный, и в праздники и выходные дни приходится работать. Зато заработная плата достаточно высокая для специалиста без высшего образования. Ещё все работники троллейбусного управления обеспечены социальными льготами и униформой.

Читайте также: