Является ли председатель ликвидационной комиссии должностным лицом

Опубликовано: 17.09.2024

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Это означает, что при назначении ликвидационной комиссии полномочия органов управления юридического лица (директора, правления и т.д.) прекращаются. Но, как указал КС РФ в определении от 16.02.2006 N 51-О, переход полномочий по управлению делами такого юридического лица, как акционерное общество, к ликвидационной комиссии не означает прекращение всех полномочий остальных органов управления, - отдельные полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий (например, утверждение ликвидационного баланса), сохраняются за общим собранием акционеров.

К полномочиям ликвидационной комиссии относятся:

- выявление кредиторов юридического лица, их уведомление в письменной форме о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ);

- проведение инвентаризации имущества юридического лица (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);

- получение дебиторской задолженности (п. 1 ст. 63 ГК РФ);

- продажа имущества юридического лица в случае, если имеющихся у юридического лица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);

- составление промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК РФ);

- расчеты с кредиторами юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ);

- увольнение работников юридического лица в соответствии с установленным порядком (уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией юридического лица, оформление прекращения трудовых отношений, выплата выходного пособия и т.д.) (часть первая ст. 178, часть вторая ст. 180 ТК РФ);

- составление ликвидационного баланса по завершении расчетов с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ);

- передача оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества юридического лица его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица; при ликвидации некоммерческой организации - на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Руководитель ликвидационной комиссии в отношениях с третьими лицами осуществляет тот же объем полномочий, что и единоличный исполнительный орган (руководитель) юридического лица: он вправе представлять интересы юридического лица без доверенности, совершать сделки от имени юридического лица, представлять интересы юридического лица в отношениях с его работниками, принимать решения по иным вопросам, связанным с руководством текущей деятельностью юридического лица (ст. 53 ГК РФ). Вместе с тем правовой статус органа юридического лица принадлежит ликвидационной комиссии, если решением учредителей (участников) или иного уполномоченного органа проведение ликвидации поручено коллегиальному органу, а не единоличному ликвидатору. Вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии, подлежат разрешению в коллегиальном порядке. Руководитель ликвидационной комиссии не является органом юридического лица (в смысле п. 1 ст. 53 ГК РФ) и действует в отношениях с иными лицами исключительно исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", постановления Третьего ААС от 30.05.2017 N 03АП-2213/17, Второго ААС от 10.11.2016 N 02АП-5674/16 и от 12.08.2016 N 02АП-2995/16, решение АС Московской области от 16.02.2018 по делу N А41-86178/2017).

На практике к полномочиям руководителя ликвидационной комиссии относят созыв и проведение заседаний ликвидационной комиссии, организацию ее текущей работы, ведение протоколов заседаний комиссии (если отсутствует секретарь ликвидационной комиссии). Полномочия руководителя нормативно не закреплены, поэтому их следует установить в положении о ликвидационной комиссии.

При закрытии организации, в том числе по причине объявленного банкротства, создается специальная ликвидационная комиссия, которая будет проводить всю процедуру. Данное требование содержится в п. 3 статьи 62 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Кто такой председатель ликвидационной комиссии и кого можно назначить на эту должность

Ни в одном из используемых в настоящее время в части ликвидации юридических лиц, в том числе по причине банкротства, не содержится указаний на то, каким должен являться состав такой комиссии. На основании имеющейся практики известно только то, что руководить такой комиссией должен председатель или руководитель.

При этом, также на основании имеющейся практики, можно сказать о том, что в качестве руководителя ликвидационной комиссии необязательно следует рассматривать только одного человека, который все ключевые решения принимает самостоятельно. На сегодняшний день нередки случаи, когда руководство такой комиссией возлагается на коллегиальный орган, назначенный, например, из числа ключевых акционеров компании. Кроме того, нередки случаи, когда руководитель такой комиссии назначается путем приглашения специалиста со стороны.

Таким образом, можно сказать, что в качестве председателя ликвидационной комиссии могут рассматриваться как отдельные должностные лица, так и специально созданные коллегиальные органы. Последние чаще всего характерны для случаев, когда речь идет о крупных организациях либо об организациях, которые проходят сложную процедуру ликвидации, например, по причине установленного банкротства.

На руководителя или председателя ликвидационной комиссии налагаются обязанности по руководству не только всей процедурой прекращения деятельности юридического лица, но и по организации работы такого юридического лица до момента прекращения его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.

Если арбитражный суд вынес решение о том, что необходимо провести процедуру ликвидации юридического лица по причине его банкротства, в качестве руководителя ликвидационной комиссии может рассматриваться арбитражный управляющий, который будет принят на работу не на основании трудового договора (то есть не будет считаться сотрудником, входящим в штат компании), а на основании гражданско-правового договора, то есть будет признаваться лицом, оказывающим определенные услуги (в конкретном случае – по проведению процедуры ликвидации организации и полному расчету с кредиторами в части погашения задолженностей перед ними).

Порядок назначения

Назначение председателя ликвидационной комиссии будет различаться по своему алгоритму в зависимости от того, идет ли речь о своем сотруднике в рамках юридического лица или о приглашенном «со стороны» специалисте.

Назначение руководителя внутри организации

Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии из числа сотрудников юридического лица либо из числа ее ключевых акционеров или крупнейших учредителей, то есть внутри организации, то алгоритм назначения выглядит достаточно просто и состоит из следующих шагов:

  • собрание учредителей или акционеров принимает решение о проведении процедуры ликвидации организации;
  • вынесенное решение должно быть оформлено в виде специального протокола собрания;
  • на том же собрании, на котором принято решение о ликвидации организации, необходимо определиться с составом ликвидационной комиссии и с тем, кто будет руководить такой комиссией (в том числе потребуется определить, единоличное или коллегиальное управление будет у такой комиссии);
  • после оформления протокола собрания издается приказ, в котором указываются все определенные в таком собрании лица, входящие в состав комиссии, в том числе и лицо или лица, занимающие должности руководителя или председателя комиссии.

Назначение руководителя в случае приглашения специалиста «со стороны»

Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии «со стороны» (например, в случае приглашения специалиста со специально оформленной лицензией), то алгоритм назначения руководителя будет иметь некоторые отличия:

  • сначала потребуется собрать собрание акционеров или учредителей, на котором будет принято решение о ликвидации организации. Кроме того, именно на этом собрании происходит определение перечня лиц, которые должны входить в состав ликвидационной комиссии;
  • на собрании определяется необходимость привлечения стороннего лица с целью осуществления руководства ликвидационными процессами. В том случае, если такие действия будут обоснованными (например, сторонники привлечения специалиста из аккредитованных организаций смогут доказать, что такое привлечение необходимо), выносится дополнительное решение о необходимости привлечения такого стороннего лица. Оформить такое решение потребуется с помощью дополнительного протокола либо с помощью освещения в рамках отдельного вопроса повестки собрания;
  • на основании вынесенного решения формируется приказ о создании ликвидационной комиссии. Должность руководителя такой комиссии будет утверждена позже, следующим приказом;
  • одним из доступных способов необходимо определить приглашенного специалиста, который будет руководить ликвидационной комиссией (возможно провести конкурс на замещение данного вакантного места либо пригласить конкретного человека, который был определен заранее);
  • с приглашенным лицом заключается договор гражданско-правового характера об оказании услуг по руководству ликвидационной комиссией и осуществлению ликвидационного процесса в отношении юридического лица. В таком договоре должны быть зафиксированы все права и обязанности, которые должны быть возложены на такого руководителя;
  • после того как был заключен гражданско-правовой договор с потенциальным руководителем ликвидационной комиссии, издается приказ о назначении такого лица руководителем или председателем комиссии.

Арбитражный управляющий как руководитель ликвидационной комиссии

Самым простым в части осуществления необходимых действий при назначении руководителя ликвидационной комиссии является назначение таковым арбитражного управляющего.

И в этом случае уже сам арбитражный управляющий будет формировать ликвидационную комиссию из числа сотрудников ликвидируемого юридического лица.

Права и обязанности

Так как на председателя или руководителя ликвидационной комиссии возлагаются полномочия, которые, по своей сути, являются полномочиями руководителя организации, то с учетом этих особенностей формируются и права и обязанности данного должностного лица.

С учетом вышесказанного к правам председателя ликвидационной комиссии относятся:

  • формирование и дальнейшее осуществление плана ликвидационных мероприятий в отношении закрываемого юридического лица;
  • рассылка персонифицированных уведомлений имеющимся контрагентам о том, что планируется закрытие организации, с указанием сроков такой ликвидации. Рассылка должна осуществляться посредством использования сервисов деловой переписки;
  • оформление требований кредиторов в виде специального реестра в течение не менее двух месяцев с даты размещения сведений о ликвидации в специально аккредитованных средствах массовой информации (в частности, в «Вестнике государственной регистрации»);
  • определение тех ошибок, которые могут быть допущены при управлении юридическим лицом на этапе проведения ликвидационных процедур, в том числе при осуществлении оборота имеющегося имущества;
  • сообщение имеющимся сотрудникам организации о грядущих расторжениях трудовых правоотношений в связи с ликвидацией юридического лица;
  • одновременно с оповещением сотрудников необходимо также провести процедуру оповещения органов занятости населения с целью соблюдения предусмотренного законодательства;
  • проведение мероприятий по контролю за осуществлением расчетов и выплат компенсаций с увольняемыми сотрудниками вне зависимости от того, когда происходит расторжение трудового договора – в дату ликвидации организации или заблаговременно на основании принятого решения самого увольняющегося сотрудника;
  • проведение мероприятий, направленных на подготовку той документации, которая должна сопровождать всю ликвидационную процедуру;
  • проведение собственными силами или посредством привлечения сторонних специалистов оценки финансового состояния организации на этапе ее ликвидации;
  • оформление промежуточного и ликвидационного балансов (сам баланс формируется сотрудниками финансового подразделения, а руководитель организации знакомится с ним, подписывает его и предоставляет в налоговые органы для проведения необходимых проверочных мероприятий);
  • составление плана действий по погашению имеющихся задолженностей перед контрагентами и различными видами кредиторов;
  • осуществление мероприятий по взысканию задолженностей с тех контрагентов, которые еще не завершили процедуру взаиморасчетов с закрываемой организацией;
  • направление в контролирующие государственные органы документации, которая сопровождает все ликвидационные мероприятия;
  • подготовка заявления о прекращении регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и его направление в органы Федеральной налоговой службы (направляется только с оригиналом квитанции об оплате государственной пошлины);
  • уничтожение печатей организации;
  • ликвидация имеющихся счетов в различных кредитно-финансовых организациях.

Если говорить об обязанностях руководителя ликвидационной комиссии, то к ним относятся:

Порядок и причины смены председателя комиссии

Складывающаяся правоприменительная практика при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью ликвидационных комиссий, говорит о том, что нередко наблюдается картина со сменой председателя ликвидационной комиссии. Чаще всего к основным причинам относятся:

  • причины личного характера. Они могут быть использованы самим руководителем такой комиссии для расторжения заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора. К таким причинам относятся состояние здоровья, семейные обстоятельства и т. д. Если говорить о расторжении трудового договора, то в этом случае процедура достаточно простая, так как смена руководителя ликвидационной комиссии будет происходить на основании его заявления о необходимости увольнения по собственному желанию. Если же речь идет о специально заключенном договоре гражданско-правового характера, то его расторжение возможно только в том случае, если были соблюдены требования пункта 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая допускает возможность расторжения договора только в том случае, если исполнитель по договору полностью возместит все причиненные заказчику убытки, связанные со своим отказом от исполнения договора;
  • требование о смене руководителя ликвидационной комиссии, выставленное учредителями организации либо ее акционерами. В этом случае потребуется обосновать такое требование (например, путем предоставления доказательств некачественного исполнения руководителем возложенных на него полномочий);
  • вынесенное судебное решение о назначении в качестве руководителя ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора при проведении процедуры банкротства организации (в таком решении суд указывает на то лицо, которое будет исполнять обязанности арбитражного управляющего, и на которого будут возложены обязанности по проведению ликвидационных мероприятий в рамках проведения процедуры банкротства).

Если говорить об алгоритме смены руководителя или председателя ликвидационной комиссии, то выглядит он следующим образом для смены по причине расторжения трудового или гражданско-правового договоров:

  • руководитель ликвидационной комиссии подает заявление о расторжении трудовых правоотношений или о расторжении гражданско-правового договора;
  • данное заявление рассматривается собранием учредителей или акционеров на предмет возможности проведения такой процедуры;
  • если решение принято положительное (то есть о расторжении существующих правоотношений с заявителем), формируется протокол, в котором указывается дата смены руководителя ликвидационной комиссии. Если решение отрицательное, то в протоколе, кроме самого решения, потребуется также указать, по каким причинам оно выглядит именно таким образом;
  • созывается следующее собрание, на котором принимается решение о назначении нового руководителя комиссии. При этом если повестка собрания сформирована соответствующим образом, возможно оба этих вопроса отразить в одном собрании и в одном протоколе;
  • следующим шагом становится издание приказа об освобождении одного человека от должности руководителя комиссии и о назначении второго человека на эту должность.

Если речь идет о смене по причине вынесенного решения учредителей или акционеров, то алгоритм отличается на один шаг – не потребуется подачи заявления о расторжении существующих правоотношений трудового или гражданско-правового характеров. Однако в протоколе собрания необходимо будет отразить информацию о причинах смены, а также приведенные доказательства обоснованности таких причин. В этом же протоколе отражается формулировка принятого решения и результат голосования (если оно применялось по вопросу смены председателя ликвидационной комиссии). На основании такого протокола будет издан приказ о смене данного лица в составе комиссии.

В случае когда смена председателя ликвидационной комиссии происходит на основании специально вынесенного решения арбитражного суда, издается приказ о снятии полномочий с действовавшего ранее председателя ликвидационной комиссии. Для назначения нового председателя не потребуется издание каких-либо документов, так как такое назначение происходит на основании вынесенного судебного решения арбитражного суда в рамках рассмотрения дела о банкротстве.

Меры ответственности

В том случае, если по каким-то причинам председатель не исполняет возложенные на него обязанности должным образом либо совершил какие-то действия, которые носят характер противозаконных, он может быть привлечен к различным мерам ответственности.

Дисциплинарная

Дисциплинарная ответственность может быть наложена только на того руководителя комиссии, который назначен из числа действующих сотрудников ликвидируемого юридического лица. В качестве мер такой ответственности могут быть использованы те меры, вплоть до увольнения, которые предусмотрены трудовым законодательством Российской Федерации.

Административная и уголовная

Административная ответственность, равно как и уголовная, назначается только по решению суда на основании исследования доказательств по факту неправомерных действий председателя ликвидационной комиссии при реализации возложенных на него полномочий.

Каждый конкретный вид наказания устанавливается только на основании специально принятого решения суда.

Субсидиарная

Так как председатель ликвидационной комиссии обладает полномочиями руководителя организации, то на него может быть наложена также и субсидиарная ответственность как на контролирующее должника лицо в случае проведения процедуры банкротства в соответствии с действующим законодательством о финансовой несостоятельности. Привлечение к таким мерам ответственности происходит в том случае, если арбитражный управляющий докажет, что именно по вине такого руководителя организация оказалась неплатежеспособна.

Ответственность арбитражного управляющего

Если говорить о руководителе ликвидационной комиссии, которым становится арбитражный управляющий, то он, кроме всего прочего, будет привлечен к ответственности на основании решения арбитражного суда с использованием положений Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а в части используемых мер ответственности на него могут быть возложены любые меры, предусмотренные этим нормативным актом, вплоть до исключения из существующей саморегулируемой организации.

Для принятия решения о ликвидации юридического лица формируется специальная комиссия, наделенная особыми полномочиями.

Для принятия решения о ликвидации юридического лица формируется специальная комиссия, уполномоченная передать детали дела в судебный орган и инстанцию, которая регистрировала юридическое лицо. К письменному заявлению в эти органы, как правило, прилагаются учредительные документы ликвидируемого юридического лица. Единый государственный реестр юридических лиц вносит поправки в свои данные о том, что конкретная компания находится в процессе ликвидации.Процесс ликвидации юридического лица обычно занимает период времени от 2 до 6 месяцев.

На этот момент ликвидатор наделяется правами, обязанностями и ответственностью.

Порядок и сроки ликвидации юридического лица назначаются органом, который осуществлял его регистрацию и всеми учредителями ликвидируемого органа. Все документы, а также полномочия компании переходят в руки ликвидатора. Более того, в ходе судебного процесса, от лица юридического лица будет говорить и действовать ликвидационная комиссия.

Состав и назначение ликвидационной комиссии

Состав комиссии, а также ее полномочия и компетенция формируются двумя способами:

  • непосредственно акционерным обществом юридического лица;
  • судебной инстанцией.

В первом случае состав ликвидационной комиссии, сформированный по вопросу закрытия юридического лица, чаще всего выглядит следующим образом:

  • руководитель ликвидируемой компании (нередко назначается кто-либо из акционеров компании, чтобы делами по расформированию предприятия занимался человек, изнутри знающий его работу);
  • акционерное общество закрываемого предприятия (в состав комиссии могут входить только некоторые его члены);
  • главный бухгалтер (его заместитель, если таковая должность имеется);
  • юридических штаб компании или главный юрист.

При тех обстоятельствах, когда состав комиссии, ее полномочия и компетенция назначаются членами судебного органа, список лиц, принимающих решение о реорганизации может быть изменен. Более того, большую ее часть будут составлять именно члены судебной инстанции.

И в том и в другом случае ликвидационная комиссия становится единоличным исполнительным органом до тех пор, пока дело о ликвидации юридического лица не будет удовлетворено.

Состав ликвидационной комиссии, независимо от того, каким из способов она была назначена, состоит из руководителя комиссии (им может быть руководитель ликвидируемого предприятия) и ее председателей.

Обязанности лиц, принимающих решение о ликвидации юридического лица

После того, как был принят и утвержден документ о том, что юридическое лицо полежит ликвидации, а также назначены ее сроки, единоличное управление расформировывающейся компанией принадлежит ликвидационной комиссии.

Сразу стоит отметить, что подписывать каике-либо признанные бумаги и документы, связанные с ликвидацией юридического лица, может только руководитель комиссии. Все остальные члены такими правами не обладают, но имеют права голоса и могут оказать существенное влияние на процесс расформирования компании.

Обязанности лиц, принимающих решение о ликвидации юридического лица:

  • Распространение информации о ликвидации юридического лица в официальной печати.
  • Выявление кредитора или нескольких кредитных компаний с целью получения всей информации, касающейся дебиторской задолженности юридического лица или органа.
  • Своевременное информирование кредитора о том, в течение какого периода времени предприятие будет ликвидировано и престанет существовать. Кредитор также должен быть уведомлен о составе и членах ликвидационной комиссии, а также о многих других тонкостях ведения дела в отношении той или иной компании.
  • Составление промежуточного баланса юридического лица непосредственно после того, как был подписан и утвержден документ о закрытие юридического лица. После составления комиссией ликвидационного баланса, он должен быть согласован с регистрационными органами и инстанцией, которая выступала инициатором закрытия предприятия.
  • Ликвидационная комиссия имеет одну из главных целей – удовлетворение финансовых интересов кредитора. В том случае, если юридическое лицо не располагает средствами, которых было бы достаточно для того, чтобы погасить кредитную задолженность, комиссия уполномочена продать имущество, находящееся в собственности реорганизованного предприятия.
  • После того, как финансовые интересы и требования кредитора удовлетворяются, ликвидационная комиссия принимает решение о составлении окончательного баланса юридического лица. Он также должен быть подписан и утвержден регистрационным органом.
  • В том случае, если интересы и требования кредитора удовлетворены и в собственности юридического лица осталось какое-либо движимое или недвижимое имущество, то комиссия уполномочена передать его в собственность учредителям в соответствии с их долей акции компании.
  • Комиссия обязана снять ликвидируемое предприятие с учета во внебюджетных фондах и налоговой организации. Соответственно, вопрос об истории компании, как о налогоплательщике, а также погашении задолженности, если таковая имеется, также ложится на плечи ликвидационной комиссии.
  • Проведении окончательных манипуляция по ликвидации, которые заканчиваются полными исчезновением компании.

Данный перечень обязанностей и полномочий ликвидационной комиссии является обобщенным и может быть изменен при наличии особых обстоятельств. Требования к работе ликвидатора также могут быть изменены.

Ответственность комиссии при ликвидации юридического лица

Кроме того, что ликвидационная комиссия наделяется правами и полномочиями, у нее есть также ряд обязательств и ответственность, которые заключаются в следующем:

  • Она имеет обязательство в уведомлении судебного органа о том, что юридическое лицо имеет признаки банкротства в течение 10 дней после того, как они будут обнаружены и документально подтверждены. В противном случае, на лицо может быть наложена субсидиарная ответственность.
  • Комиссия может понести и уголовную ответственность в том случае, если она умышленно попыталась каким-либо образом скрыть или списать имущество ликвидируемого юридического лица.

Обстоятельства, которые могут повлечь за собой смену или частичную реорганизацию ликвидационной комиссии

Случаи, когда в ходе ликвидации юридического лица возникает необходимость расформирования или замены ликвидационной комиссии не редки. Данное решение может исходить из трех сторон:

  • решение судебного органа (если ликвидационная комиссия не справляется со своими служебными обязанностями);
  • решение (обоснованное) учредителем ликвидируемого предприятия;
  • решение председатель комиссии или сразу нескольких ее членов.

Рассмотрим случаи, которые могут повлечь за собой частично ли полную замену состава ликвидационной комиссии:

Ликвидация компании – это ее закрытие. Выполняется тогда, когда учредители организации по какой-либо причине не желают больше вкладываться в деятельность фирмы. Ликвидацию нужно провести правильно. Это особое мероприятие, которое регламентируется нормативными актами. Для проведения процедуры назначается ликвидационная комиссия. Возглавляет ее председатель – ликвидатор. Иногда человека, поставленного на эту должность, нужно сменить. Делать это требуется правильно.

Главная информация о председателе

Председатель назначается. Решение о назначении формируется и фиксируется на собрании учредителей. Именно на основании этого решения и будет действовать ликвидатор. Данные о комиссии и ее представителе должны быть направлены в налоговую. Идти нужно в тот орган, в котором регистрировалась фирма. О назначении председателя нужно уведомить и ФСС в течение 10 суток с принятия соответствующего решения. Уведомление пересылается в банковское учреждение, в котором размещены счета организации. Нужно это для фиксации подписи нового председателя.

Ликвидатор – это лицо, которое руководит закрытием компании. Исполняет эти функции:

  • Отправление сообщений о закрытии ЮЛ в СМИ.
  • Формирование плана по завершению действия ЮЛ.
  • Инвентаризацию.
  • Принятие мер по взысканию.
  • Если у организации нет денег, именно ликвидатор подает заявление о признании банкротства.
  • Подачу отчетности в налоговую.
  • Получение свидетельства о закрытии фирмы (выдается только после выплаты пошлины).

Председатель является ключевым лицом в рамках ликвидации фирмы. Он наделен ключевыми полномочиями.

В каких случаях происходит смена ликвидатора

Именно от ликвидатора зависит успех проведения ликвидации. Если он будет недобросовестным, пострадает фирма. Из-за того что это лицо наделено ключевыми функциями, актуальным становится вопрос его замены. Смена ликвидатора происходит в этих обстоятельствах:

  • Лицо не справляется со своими функциями.
  • Лицо отказывается от исполнения своих обязательств.
  • Ликвидатор недобросовестно выполняет свои функции.

К СВЕДЕНИЮ! Смена председателя может осуществляться как по решению учредителей фирмы, так и по решению самого ликвидатора.

Как происходит смена ликвидатора

Порядок смены председателя комиссии определяется причиной проведения этого мероприятия. Рассмотрим различные варианты:

  • Ликвидатор не справляется со своими обязательствами. У председателя могут возникнуть проблемы с исполнением своих функций. К примеру, он может не справляться со своими обязательствами, относиться к своей работе недобросовестно. В этом случае организуется собрание учредителей. Издается протокол с соответствующим решением о смене. На основании протокола расторгаются отношения с ликвидатором. Потом заново выбирается новый председатель.
  • Ликвидатор хочет покинуть пост председателя по собственной инициативе. В этом случае соглашение об исполнении работ, которое было составлено ранее, расторгается. Это наиболее простой вариант.
  • Смена выполняется на основании решения суда. Подобная ситуация возникает тогда, когда ликвидация назначалась судом. Если назначенное лицо не выполняет свои функции своевременно – это основание для его «увольнения».

Быстрее всего можно сменить лицо по его собственной инициативе.

Особенности документального оформления

В ст. 61 ГК РФ указано, что ЮЛ ликвидируется на базе решения участников ЮЛ. В п. 3 ст. 62 ГК РФ прописано, что учредители ЮЛ, принявшие решение о ликвидации, собирают комиссию. Она утверждает порядок и сроки закрытия фирмы.

Для смены нужно организовать собрание участников.

Если он один, то именно он принимает решение об увольнении одного ликвидатора и назначении другого.

Уведомление составляется по форме Р15001. Оформлять его нужно тогда, когда принимается решение о ликвидации ЮЛ. Существует также еще одна ключевая бумага – заявление о внесении корректировок в данные об ЮЛ, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Оно составляется тогда, когда присутствуют изменения в ЕГРЮЛ. Основание – пункт 2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ» от 8 августа 2001 года. Смена ликвидатора – это именно изменение данных в ЕГРЮЛ. То есть подача заявки по установленной форме вполне правомерна.

Порядок подачи заявления такой же, что и при первичной регистрации ЮЛ. Основание – статьи 18-19 ФЗ №129. К заявлению не нужно прилагать решение о смене ликвидатора. Но нужно учитывать, что регистрирующие структуры могут запросить это решение на месте.

Как предотвратить смену ликвидатора

Как предотвратить потерю времени? Один из вариантов – оставить ликвидатора на прежнем месте. Но в большинстве случаев сделать это невозможно. Если председатель «увольняется» в связи со своей некомпетентностью, то оставлять его при работе равно замедлению процесса ликвидации. Если ликвидатор хочет уйти по своему желанию, то остановить его без вреда для компании также вряд ли получится.

Единственный способ предупреждения смены – внимательный выбор ликвидатора. Актами не установлен перечень лиц, которые могут быть председателями. Как правило, это гендиректор, главбух или один из участников организации. Однако председателем может стать и лицо, которое не имеет отношение к организации. Тщательный выбор ликвидатора – ответственность владельцев фирмы.

Случаи из практики

Правильный выбор председателя – вопрос принципиальный. Известны случаи, когда ликвидатор просто исчезал и переставал отвечать на звонки. Учредителям приходится в срочном порядке искать нового председателя.

Минусы мероприятия

Смена председателя – процесс трудоемкий. Он сопровождается тратой времени и денег. Приостанавливается процесс ликвидации, так как им больше никто не руководит. Придется тратить ресурсы на поиск нового председателя.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: законодательство не регламентирует порядок совершения действий председателем ликвидационной комиссии, равно как и не устанавливает обязательность их одобрения ликвидационной комиссией.

Поскольку председатель ликвидационной комиссии должен действовать в пределах полномочий ликвидационной комиссии, то полагаем, что он имеет право совершать действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией в пределах ее компетенции. По нашему мнению, на порядок принятия, а также оформления решений ликвидационной комиссией общества могут быть распространены некоторые правила ГК РФ и Закона об АО, регламентирующие деятельность других коллегиальных органов общества (общего собрания акционеров, совета директоров, правления и т.д.).

Также порядок деятельности ликвидационной комиссии и ее председателя может быть урегулирован уставом или внутренним документом (например, положением о ликвидационной комиссии АО).

Обоснование вывода

Как следует из п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), общее собрание акционеров, принявшее решение о ликвидации акционерного общества (далее также – АО, общество), назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора). С момента такого назначения к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Закона об АО).

Отметим, что ни ГК РФ, ни Закон об АО не регламентируют порядок совершения действий председателем ликвидационной комиссии, равно как и не устанавливают обязательность их одобрения ликвидационной комиссией (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 № 19АП-1662/13). Исходя из положений законодательства, а также из судебной практики можно лишь прийти к выводу, что председатель ликвидационной комиссии осуществляет тот же объем полномочий, что и единоличный исполнительный орган АО: он вправе представлять интересы общества без доверенности, совершать сделки от имени АО, представлять интересы АО в отношениях с его работниками, принимать решения по иным вопросам, связанным с руководством текущей деятельностью общества (ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 69 Закона об АО, ч. 4 ст. 59 АПК РФ, ч. 2 ст. 48 ГПК РФ, подп. «г» п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2013 № Ф02-3556/13, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 № 13АП-16725/12).

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в п. 12 информационного письма от 13.01.2000 № 50, руководитель (председатель) ликвидационной комиссии вправе подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав (также см. определение ВАС РФ от 04.07.2011 № ВАС-8318/11, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.11.2013 № Ф02-5152/13, Уральского округа от 03.05.2011 № Ф09-2028/11, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 № 08АП-3168/14, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 № 16АП-863/13).

Таким образом, председатель ликвидационной комиссии вправе совершать юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции в соответствии со ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Закона об АО. Однако форма соответствующих решений ни законодательством, ни судебной практикой не определена. Как нам представляется, в силу аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на порядок принятия, а также оформления решений ликвидационной комиссией общества могут быть распространены некоторые правила ГК РФ и Закона об АО, регламентирующие деятельность других коллегиальных органов общества (общего собрания акционеров, совета директоров, правления и т.д.). Так, решения, принятые ликвидационной комиссией, могут оформляться протоколом (п. 2 ст. 49, ст. 63, п. 2–4 ст. 68 Закона об АО, постановление Арбитражного суда Липецкой области от 03.11.2005 № А36-797/2005). Также, поскольку устав АО может содержать любые положения, не противоречащие закону (п. 3 ст. 11 Закона об АО), и закон не ограничивает перечень внутренних документов, которые регулируют деятельность органов общества, порядок деятельности ликвидационной комиссии и ее председателя может быть урегулирован уставом или внутренним документом (например, положением о ликвидационной комиссии АО).

Читайте также: