Что такое аналитическая работа в мвд

Опубликовано: 15.05.2024


Глущенко, А. Н. О сущности и содержании информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел / А. Н. Глущенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 151-152. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62155/ (дата обращения: 27.05.2021).

В статье исследуются теоретические основы информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел, рассматривается его структура.

Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, информационно-аналитическая деятельность, оперативная информация, управленческое решение.

Выработка и принятие эффективных мер по противодействию преступности является важнейшим приоритетом внутренней государственной политики, одной из главных задач МВД России. Адекватность и последствия принимаемых решений в сфере внутренних дел во многом зависят от качества информационного обеспечения. В сфере управления эффективная информационно-аналитическая поддержка способствует возможности правильно спрогнозировать результаты тех или иных управленческих решений (оперативно-разыскных, защитных, следственных, документально-проверочных мероприятий и др.), либо своевременно скорректировать их.

Следует различать понятия «информационно-аналитическая деятельность» и «информационно-аналитическое обеспечение». Хотя некоторые авторы не делают различий между ними, по смыслу формально считают их тождественными [1, с.45]. Цели у информационно-аналитической деятельности и информационно-аналитического обеспечения совпадают — предоставить руководителям (начальникам) ОВД, принимающим решения, в достаточном объеме информацию, необходимую для принятия компетентных решений в оперативно-служебной деятельности. Однако трактовка рассматриваемых понятий как синонимичных представляется не соответствующей их внутреннему смыслу и содержанию.

Самое широкое, универсальное определение информационно-аналитической деятельности предполагает в качестве исходных параметров информационной аналитики ее определение как комплексной деятельности, опирающейся на естественный интеллект, в процессе которой осуществляется переработка при помощи аналитических технологий исходной информации и получение на ее основе качественно нового знания [2, с. 96].

Сущность информационно-аналитической деятельности в органах внутренних дел определяется двумя аспектами. Во-первых, информационным, который предшествует аналитике и состоит в сборе (накоплении, хранении, упорядочении, обобщении) сведений. Во-вторых, аналитическим, заключающимся в переработке собранных сведений с помощью избранных методик анализа (уголовной статистики, социального эксперимента, тестов и т. п.), обеспечивающим получение новых сведений для принятия управленческих решений с целью решения различных оперативно-служебных задач. Ключевым понятием, определяющим содержание и направленность информационно-аналитической деятельности в ОВД выступает понятие «оперативная обстановка» [3].

Иными словами информационно-аналитическая деятельность в органах внутренних дел — это порядок работы с оперативно-значимой информацией на территории оперативного обслуживания, то есть сбор исходной информации, ее переработка с целью получения новых сведений, которые затем могут быть использованы в управленческом процессе при решении различных оперативно-служебных задач, стоящих перед ОВД.

Представляется, информационно-аналитическое обеспечение шире, прежде всего, за счет увеличения его структурных составляющих. Учитывая, что современная информационная аналитика опирается также и на компьютерные технологии оперирования информационными массивами, методами математического моделирования процессов, информационно-аналитическое обеспечение представляет собой деятельность, охватывающую организацию информационно-аналитической работы, а также деятельность субъектов и технических средств, иных аналитических компонентов, участвующих в процессе принятия управленческих решений.

Таким образом, среди сущностных исходных параметров информационно-аналитического обеспечения, в отличие от информационно-аналитической деятельности, на первый план выходит категория «обеспечение». Обеспечение какого-либо явления или процесса принято связывать с созданием необходимых для его успешной реализации условий, совершением по отношению к нему в связи с этим определенных положительных действий [4, ст. 174]. В контексте нашего исследования «обеспечивать», исходя из целей и предназначения информационно-аналитического обеспечения, означает создавать благоприятные условия для реализации аналитической информации в управленческом процессе. Иными словами, информационно-аналитическое обеспечение — это обеспечение процесса управления, процесса принятия управленческих решений на основе полученной информационно-аналитической информации.

«Информационно-аналитическое обеспечение» это термин, обозначающий переход от аналитической информации к ее управлению. Различие информационно-аналитического обеспечения не только в большем количестве информационных структурных компонентов, а в усилении обеспечивающего компонента функции управления, за счет более эффективных технологий обработки информации. Информационно-аналитическая деятельность несет в себе технический управленческий потенциал, поглощается содержанием информационно-аналитического обеспечения, которое выступает обеспечивающей функцией управления, осуществляет связь аналитической информации с управленческими функциями.

В качестве элементов в систему информационно-аналитического обеспечения включаются: оперативная информация; информационно-аналитическая деятельность и ее субъекты; единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД МВД России), подразделения, обеспечивающие функционирование информационной системы; необходимые технические средства; методы и процедуры сбора, обработки и анализа информации и др.

Субъектами информационно-аналитической деятельности на различных уровнях выступают: руководитель (начальник) территориального органа МВД России, руководители основных подразделений территориальных органов МВД России, сотрудники основных подразделений и их непосредственные начальники, аналитические подразделения, оперативные подразделения, следственные подразделения, подразделения документальных проверок и др.

Формы информационно-аналитической деятельности также различны: от планов оперативно-разыскных мероприятий, схем-связей, результатов оперативно-разыскной деятельности, рапортов на регистрацию материалов на районном уровне, до планов оперативно-служебной деятельности подразделений на определенный период времени (месяц, квартал, полугодие и т. д.), а также концепций развития ОВД, развития отдельных видов оперативно-служебной деятельности, справок об оперативной обстановке и результатах деятельности территориальных органов и иных аналитических документов на региональном уровне [7, с. 155–156].

Результатом информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности являются управленческие решения, направленные на выполнение оперативно-служебных задач [5, с. 37–39].

Таким образом, информационно-аналитическое обеспечение в органах внутренних дел осуществляется на всех уровнях организации органов внутренних дел, в том числе и на районном, имеет свою систему, структуру. Информационно-аналитическое обеспечение ОВД заключается в сборе, анализе оперативно-значимой информации на обсуживаемой территории, прогнозировании развития условий и факторов, определяющих состояние противодействия преступности и охраны правопорядка на обслуживаемой территории и объектах, в том числе характеризующих определенную степень социальной опасности, а также включает выработку рекомендаций для руководства территориальных органов МВД России для принятия своевременных, обоснованных и оптимальных управленческих решений.

Термин «аналитическая работа», употребляемый в органах внутренних дел (полиции), означает исследовательскую, познавательную деятельность по выявлению причинных связей, тенденций и закономерностей, необходимую для обоснования принимаемых решений и оценки эффективности функционирования системы.

Аналитическая деятельность является активной преобразующей силой. Это не просто средство или метод познания управленческой ситуации, но и подход к ее изменению. Благодаря результатам аналитический деятельности возможен перевод деятельности органов внутренних дел на более высокий уровень. Уверенно можно сказать, что анализ – это ключ к решению проблем эффективности, а также важный инструмент повышения уровня управления органов внутренних дел.

Аналитическая работа является непременной составной частью процессов управления всех социальных систем. Любая организационная или тактическая проблема в управленческой деятельности органов внутренних дел решается на основе предварительного изучения оперативной обстановки.

Так, в частности, с ее помощью обеспечивается осведомленность субъекта управления о состоянии правопорядка, как объекта воздействия, внешней среды и самой системы органов внутренних дел, а также определяется стратегия и тактика деятельности органов внутренних дел и обеспечивается упреждающий характер управленческих воздействий, исходя из объективных и субъективных условий, в которых протекает функционирование системы.

Аналитическая деятельность органов внутренних дел - это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительной информации, необходимой для осуществления процессов управления в органах внутренних дел.

Несмотря на то, что начинается аналитическая работа с определения состояния, структуры и динамики компонентов оперативной обстановки, выявлении (преимущественно) негативных отклонений в ней, сущностным признаком все - таки является ее направленность на установление причинно-следственных зависимостей между изменениями оперативной обстановки и факторами, их обусловившими. Очевидно, что невозможно без установления причин возникновения проблемной ситуации качественно и на долгий срок разрешить возникшую проблему и приблизиться к заданной цели при условии, что устранение причин этих отклонений лежит в области деятельности органов внутренних дел.

Другим немаловажным сущностным признаком аналитической работы является ее информационный характер. Вся эта деятельность связана с изучением, осмыслением, преобразованием определенной информации. Конечным результатом этой работы также является информация, но другого, более высокого уровня и качества. Поэтому очень часто эту деятельность называют еще информационно-аналитической.

Аналитическая работа не является самоцелью, она необходима для решения практических задач в области правоохраны. Результаты аналитической деятельности являются исходным материалом для принятия управленческого решения, которое организует практическую деятельность по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Поэтому необходимо говорить о прагматическом характере этого вида деятельности. Схематично это можно представить следующим образом: от анализа - к решению, от решения – к действию, от действия к анализу.

Говоря о выявлении изменений в тех или иных параметрах оперативной обстановки, акцентировать внимание при осуществлении этой работы необходимо все - таки на негативных отклонениях, так как именно эти отклонения создают проблемы в деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, которые требуют разрешения.




И, наконец, еще одним сущностным признаком аналитической работы является ее прогностический характер, то есть определение ожидаемых в будущем изменений оперативной обстановки.

Функции головной организации по осуществлению и методическому обеспечению аналитической работы в органах внутренних дел, а также координации аналитической работы отраслевых служб в её проведении возложены на организационно-аналитические (штабные) аппараты органов внутренних дел. Систему организационно-аналитических (штабных) аппаратов возглавляет Организационно-аналитический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровне данные подразделения представлены организационно-аналитическими (штабными) аппаратами главных управлений МВД России по Федеральным округам, МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте по Федеральным округам и линейных управлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Низшим звеном являются организационно-аналитические подразделения управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям.

В качестве основных задач аналитической работы выделяются:

- выявление и систематизация данных о преступлениях и правонарушениях на территории обслуживания органа внутренних дел или её части (например, микрорайон, территория отделения полиции), сопоставление их при необходимости с аналогичными данными других регионов;

- установление значимых социальных характеристик преступлений и правонарушений, детерминирующих особенности их проявления в данном регионе: социально-территориальная и социально-групповая распространённость, мотивационная направленность:

- выявление криминологических и организационно-управленческих значимых характеристик отдельных видов и групп преступлений с точки зрения их устойчивости, организованности, которые могут быть положены в основу принятия решений, направленных на повышение эффективности планирования и осуществления мер борьбы с этими преступлениями;

- выявление проблемных ситуаций во внутриорганизационной деятельности органа внутренних дел, связанных с его функционированием как социального коллектива (управленческое обследование):

- информационно-аналитическое обслуживание территориальных органов внутренних дел на окружном и районном уровне.

С целью повышения научного уровня и качества аналитической работы необходимо при ее осуществлении соблюдать ряд принципов, таких как:

Целенаправленность и адресность анализа, которые позволяют минимизировать объем и упорядочить работу, выделить основные направления исследования, адресовав выводы и предложения конкретной службе или подразделению.

Комплексность и системность исследования позволяет изучить объект во всем многообразии его проявлений. Так, если объектом исследования является преступность, то необходимо изучить ее всесторонне: и как социальное явление и как относительно самостоятельное явление, имеющее собственные характеристики, не повторяющие свойств окружающей среды, а также ее структуру и динамику.

Полнота анализа предполагает исследование информации такого объема, при котором возможно сделать объективные выводы. Например, если исследуется структура и количественный состав сотрудников органа внутренних дел, то необходимо провести сравнительный анализ штатной положенности и фактического наличия личного состава этого органа.

Прагматичность позволяет использовать результаты аналитической работы в чисто практических целях: для принятия управленческого решения по обеспечению борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Своевременность осуществления анализа означает приближение периода анализируемого процесса, времени проведения аналитической работы и использования результатов анализа.

Объективностьрезультатов анализа достигается за счет правильного выбора объекта исследования и методов, применяемых при обследовании объекта в целом и отдельных его характеристик.

Сочетание перспективы и ретроспективы предполагает исследование объекта в динамике от прошлого к будущему. Именно будущее состояние объекта исследования (например, оперативной обстановки) интересует субъекта управления в целях разработки на этой основе и осуществления необходимых мер предупредительного характера по нейтрализации или ослаблению действия криминогенных факторов.

Содержание и методы аналитической работы

Содержание аналитической работы в органах внутренних дел можно представить в следующих разрезах.

1. Изучение преступности и правонарушений с целью выяснения основных закономерностей, причин их развития на основе изучения уровня, динамики, структуры, распространенности на определенных территориях, характеристик лиц, совершающих противоправные деяния, а также исследования факторов внешней среды функционирования органа внутренних дел, как концептуальной, так и ситуационной.

2. Изучение состояния органа внутренних дел, его организационной структуры с распределением штатной численности по службам, подразделениям, а также по территориальности, укомплектованности, характеристики сил и средств с целью определения соответствия внутренних параметров системы складывающейся оперативной обстановке.

3. Изучение результатов работы органа внутренних дел на предмет результативности тех или иных предпринимаемых органом внутренних дел мер по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

4. Оценка эффективности управленческой деятельности с целью выявления степени влияния аппарата управления на подчиненные службы и подразделения органа внутренних дел.

При осуществлении аналитической деятельности сотрудниками органов внутренних дел (полиции) широко используются социологические методы:

- наблюдение (стороннее и включенное, простое, систематизированное, стандартизированное) является разновидностью непосредственного восприятия действительности и широко используется при изучении оперативной обстановки, при обобщении положительного опыта и решения других задач.

- опрос - используемый, в основном, для проведения частного анализа. Его разновидностями являются анкетирование и интервьюирование;

- социальный эксперимент (проводится на основе трех первых методов).

Важную роль при осуществлении аналитической работы органами внутренних дел играют статистические методы, такие как статистическое наблюдение (выбор первичного стат. материала), систематизация (группировка) и вычисление обобщающих показателей, анализ полученных сводных материалов (т.е. выявление закономерностей и связей в совокупности изучаемых фактов).

Статистические методы используются для определения количественных параметров всех изучаемых при анализе оперативной обстановки явлений. Кроме этого, при обработке и анализе социальной информации используются методы экстраполяции (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть), факторного и корреляционного (определяющего соотношение, соответствие взаимосвязь, взаимозависимость чего-либо) анализа, аналогии, экспертных оценок, эвристический метод, моделирование и др.

Метод аналогии позволяет получить выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключения к другому (прототипу).

Методы экспертных оценок основаны на обработке экспертной информации, полученной в процессе опроса (интервьюирования, анкетирования и др.) специалистов по исследуемой проблеме либо «мозговой атаки» (обсуждения проблемы группой высококвалифицированных специалистов без какой бы то ни было предварительной подготовки).

Эвристическим (интуитивным) методом часто осуществляется краткосрочный прогноз.

Аналитическая работакак вид оперативно-служебной деятельности - это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений ОВД, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительной информации, необходимой для осуществления процессов управления в ОВД.

Субъекты аналитической работы в ОВД

• Уполномоченные должностные лица: руководители ОВД, их замес­тители, руководители служб и подразделений, сотрудники информационно-аналитических и организационно-методических подразделений.

Структурные подразделения, в функции которых входит аналитиче­ская работа: организационно-инспекторские службы, штабы, информацион­ные центры, отраслевые организационно-методические подразделения, де­журные части, кадры и некоторые другие

Цель аналитической работы - обеспечение управления системой ОВД и оценка эффективности ее управленческих воздействий

Порядок проведения информационно-аналитической работы, виды и цели анализа.

Цель аналитической работы - обеспечение управления системой ОВД и оценка эффективности ее управленческих воздействий.

Главное содержание информационно-аналитической работы в ОВД - анализ и оценка состояния оперативной обстановки:

-Информация о состоянии правопорядка и законности, о преступности и иных правонарушениях, лицах, их совершивших, других явлениях в обществе

-Информация о среде функционирования ОВД

-Информация о самих органах внутренних дел

-Информация о результатах оперативно-служебной, в т.ч. управленческой, деятельности

Методика проведения аналитической работы- последовательность этапов проведения определенного вида анализа при изучении оперативной обстановки:

1. Изучение внешнего объекта и процесса, характеризующего состояние правопорядка

2. Исследование состояния внешней среды и выявление факторов, влияющих на состояние правопорядка

3. Исследование состояния и деятельности ОВД

1 этап:

Анализ динамики преступности

Анализ уровня преступности

Анализ структуры преступности

Анализ географии преступности

Анализ зарегистрированных правонарушений по месту, времени и обстоятельствам (модус операнды)

Анализ личности правонарушителя

Анализ писем, заявлений и жалоб граждан, выступлений прессы, должностных лиц и т.д

2 этап:

Анализ установок концептуальной среды (направленности)

Анализ демографической ситуации

Анализ локальных социально-экономических факторов

Анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины

Анализ деятельности органов и организаций, взаимодействующих с
ОВД

З этап:

Анализ структуры, численности и расстановки сил и средств

Анализ результатов практической деятельности органов внутренних дел

Анализ, оценка и прогноз оперативной обстановки.

Криминологическийпрогноз-научное предсказание изменений в структуре и динамике преступности (в целом как явления, отдельных его видов, групп и т.д.) в будущем.

Прогноз возможен лишь во временных границах, в которых количественные изменения не выходят за пределы данного качества, т.е. пока действуют характерные для данного качества законы.

Анализ уровня преступности-уровень преступности исчисляется отношением количества зарегистрированных преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период, в расчете на то или иное количество населения (1,10,100 тыс.)

Анализ уровня преступностиможет изучаться с помощью специальных показателей:

коэффициентов преступности, выражающимиинтенсивность совершения определенных видов правонарушений и преступлений, например, хулиганств, краж, разбоев и т.д.;

коэффициентов криминологической активности отдельных социальных, возрастных, миграционных и криминологически активных групп населения, например, рабочих, несовершеннолетних, приезжих, ранее судимых и т.д.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 878 ; Мы поможем в написании вашей работы!

МВД РФ уделяет особое внимание совершенствованию аналитической работы. Аналитическая работа в органах внутренних дел - это постоянная исследовательская деятельность, охватывающая своим содержанием широкий комплекс организационных мероприятий и методических приемов для изучения и оценки информации о состоянии преступности и общественного порядка, результатах практической деятельности органов внутренних дел по выполнению стоящих перед ним задач, а также об условиях, в которых эти задачи решаются, и обеспечивающая целенаправленное управление и оценку эффективности управляющих воздействий.

Ежемесячно по каждому подразделению ОВД определен объем, источники и периодичность получения и использования криминологической, социально-экономической, оперативно-розыскной, административно-правовой, производственно-хозяйственной и другой информации, необходимой для глубокого и всестороннего анализа оперативной обстановки и принятия эффективных управленческих решений.

По срокам информационно-аналитической работы в ОВД подразделяется:

) за сутки, неделю, месяц - постоянно,

) оперативная информация за каждые сутки,

) обобщения в установленные сроки и мере необходимости.

Аналитические справки готовятся за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Известно, что любой процесс исследования имеет своей целью получение определенных знаний, то есть новой социальной информации, снижающей неопределенность тех или иных процессов или явлений. Применительно к органам внутренних дел это будут знания о состоянии системы данных органов, среде их функционирования и результатах воздействий на эту среду.

В ходе аналитической работы в органах внутренних дел изучаются массовые статистические явления, которым свойственны определенные закономерности. Познание этих закономерностей обеспечивает аналитическая работа. Основные направления аналитической работы ОВД включают:

) прогнозирование и перспективное планирование;

) предусматривает комплексный анализ оперативной обстановки по результатам отчетных периодов; информация, обеспечивающая комплексный анализ обстановки, собирается непрерывно в течение всего периода и накапливается, как правило, в специальных картотеках;

) обеспечивать текущее оперативное руководство в органах внутренних дел. Здесь предполагается изучение и оценочного объема суточной и декадной информации, которые осуществляются непрерывно.

Основной объем работы по сбору информации выполняет дежурная служба, которая представляет суточные сводки о зарегистрированных преступлениях и происшествиях, количестве лиц, доставленных в дежурную часть. Результаты анализа оперативной обстановки за сутки докладываются руководителем подразделения и рассматриваются на оперативных совещаниях.

Дежурная часть, в цепочке оперативных действий, является важнейшим звеном, поэтому, в ходе прохождения практики, мною более подробно изучена деятельность дежурной части. Первостепенная задача сотрудников дежурной части - умение просто и понятно объясниться с гражданином, быстро оценить обстановку, точно сформулировать указания.

Дежурная часть - это самостоятельное структурное подразделение в системе органов внутренних дел, которое призвано осуществлять руководство и контроль над деятельностью разнообразных по характеру и функциям служб и аппаратов различных уровней управления в целях эффективного решения задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Деятельность дежурной части строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, а также на основе взаимодействия в пределах своей компетенции с другими подразделениями ГУ МВД России по Красноярскому краю, органами государственной власти, представителями гражданского общества и средствами массовой информации ЗАТО г. Зеленогорск.

Ответственность за работу дежурной части ОВД персонально несет начальник отдела, общее руководство деятельностью дежурной части осуществляет начальник полиции.

Дежурная часть ОВД обеспечивает:

непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке;

прием, регистрацию поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях (в том числе поступивших в электронном виде через сайт «Госуслуги»), а также своевременное реагирование на них;

непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;

безотлагательную организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;

организацию разбирательств с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными в дежурную часть с принятием по результатам обоснованных и законных решений;

сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества;

прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;

контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания органа внутренних дел и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасности и санитарным состоянием;

передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.

Возложенные на дежурную часть ОВД задачи выполняет дежурная смена, которая, согласно утвержденному в установленном порядке типовому штатному расписанию дежурных частей, состоит из: оперативного дежурного; помощника оперативного дежурного.

Оперативный дежурный является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за ее работу. В течение дежурных суток он принимает заявления от граждан по телефону и лично, сообщения о преступлениях и происшествиях, регистрирует их и организует незамедлительный выезд на место происшествия сотрудников следственно-оперативной группы, направляет на место ближайшие наряды ППСМ и ДПС для пресечения и раскрытия преступления по «горячим следам», задержанию лиц их совершивших и оказанию помощи потерпевшим.

Дежурный должен реагировать на каждое обращение и регистрировать его, не зависимо от того, содержит оно административное правонарушение, уголовно наказуемое деяние или нет. Затем определяется, куда будет направлено обращение. Он должен полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные о ее изменении, докладывать о них начальнику ОВД с предложениями о мерах реагирования, а в случаях не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения, отдавать соответствующие распоряжения нарядам, с последующим докладом начальнику ОВД.

Кроме того, проводит разбирательство с правонарушителями и подозреваемыми доставленными в ДЧ. Во время нахождения подозреваемого в ДЧ обеспечивает его охрану, исключающую побег, нападение на лиц суточного наряда, других сотрудников и граждан.

В ходе преддипломной практики мною изучены аспекты поступления сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в дежурную часть отдела. Работа в дежурной части предусматривает четкое выполнение требований Инструкции.

Вся поступающая в дежурную часть ОВД информация о правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях отражается в основных рабочих документах: Книге учета сообщений о происшествиях, поступившей в орган внутренних дел по телефону, телеграфу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях.

Начальник ОВД своим приказом определяет систему контроля за деятельностью дежурных частей, перечень руководителей, допущенных к проведению проверок, и пределы их полномочий.

Контроль осуществляется путем проверок несения службы дежурным нарядом, обоснованности принимаемых решений по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях (происшествиях), управления силами и средствами, задействованными в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан, организации выездов ГНР и СОГ на места происшествий, сохранности оружия и боеприпасов, порядка ведения книг, журналов, картотек и другой служебной информационной документации.

Таким образом, дежурная часть - важнейший центр оперативного управления в системе органов внутренних дел, в связи с чем исключительно важное значение приобретает правильная организация их деятельности. От эффективности деятельности дежурных частей во многом зависят результаты работы всего органа внутренних дел. Назначение дежурных частей состоит в том, чтобы непрерывно организационно обеспечить выполнение органом внутренних дел возложенных на него задач.

Роль дежурных частей в организации борьбы с правонарушениями и преступлениями значительная и обусловлена тем, что они являются подразделениями оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки, центрами управления всеми силами и средствами, организаторами взаимодействия служб и отдельных подразделений, что обеспечивает согласованность и целеустремленность их действий по обеспечению общественного порядка и безопасности, раскрытию преступлений, особенно по «горячим следам».

Таким образом, важной особенностью деятельности ОВД является противоречивый характер их функционирования в сфере правопорядка. Изучение специфики конфликтов позволит выделить не только наиболее часто встречающиеся в органах внутренних дел виды конфликтов и обуславливающие их причины, но и определить основные субъекты конфликтного взаимодействия, т.к. каждый вид конфликтного взаимодействия обусловлен характерными для него причинами и требует разработки особых способов предупреждения и разрешения.

Далее более подробно рассмотрим деятельность структурного подразделения ОВД - государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), и в частности, подразделения дорожно-патрульной службы (ДПС). Анализ деятельности ОВД, в том числе ГИБДД показан в Приложении 3

Аналитическая работакак вид оперативно-служебной деятельности - это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений ОВД, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительной информации, необходимой для осуществления процессов управления в ОВД.

Субъекты аналитической работы в ОВД

• Уполномоченные должностные лица: руководители ОВД, их замес­тители, руководители служб и подразделений, сотрудники информационно-аналитических и организационно-методических подразделений.

Структурные подразделения, в функции которых входит аналитиче­ская работа: организационно-инспекторские службы, штабы, информацион­ные центры, отраслевые организационно-методические подразделения, де­журные части, кадры и некоторые другие

Цель аналитической работы - обеспечение управления системой ОВД и оценка эффективности ее управленческих воздействий

Порядок проведения информационно-аналитической работы, виды и цели анализа.

Цель аналитической работы - обеспечение управления системой ОВД и оценка эффективности ее управленческих воздействий.

Главное содержание информационно-аналитической работы в ОВД - анализ и оценка состояния оперативной обстановки:

-Информация о состоянии правопорядка и законности, о преступности и иных правонарушениях, лицах, их совершивших, других явлениях в обществе

-Информация о среде функционирования ОВД

-Информация о самих органах внутренних дел

-Информация о результатах оперативно-служебной, в т.ч. управленческой, деятельности

Методика проведения аналитической работы- последовательность этапов проведения определенного вида анализа при изучении оперативной обстановки:

1. Изучение внешнего объекта и процесса, характеризующего состояние правопорядка

2. Исследование состояния внешней среды и выявление факторов, влияющих на состояние правопорядка

3. Исследование состояния и деятельности ОВД

1 этап:

Анализ динамики преступности

Анализ уровня преступности

Анализ структуры преступности

Анализ географии преступности

Анализ зарегистрированных правонарушений по месту, времени и обстоятельствам (модус операнды)

Анализ личности правонарушителя

Анализ писем, заявлений и жалоб граждан, выступлений прессы, должностных лиц и т.д

2 этап:

Анализ установок концептуальной среды (направленности)

Анализ демографической ситуации

Анализ локальных социально-экономических факторов

Анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины

Анализ деятельности органов и организаций, взаимодействующих с
ОВД

З этап:

Анализ структуры, численности и расстановки сил и средств

Анализ результатов практической деятельности органов внутренних дел

Анализ, оценка и прогноз оперативной обстановки.

Криминологическийпрогноз-научное предсказание изменений в структуре и динамике преступности (в целом как явления, отдельных его видов, групп и т.д.) в будущем.

Прогноз возможен лишь во временных границах, в которых количественные изменения не выходят за пределы данного качества, т.е. пока действуют характерные для данного качества законы.

Анализ уровня преступности-уровень преступности исчисляется отношением количества зарегистрированных преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период, в расчете на то или иное количество населения (1,10,100 тыс.)

Анализ уровня преступностиможет изучаться с помощью специальных показателей:

коэффициентов преступности, выражающимиинтенсивность совершения определенных видов правонарушений и преступлений, например, хулиганств, краж, разбоев и т.д.;

коэффициентов криминологической активности отдельных социальных, возрастных, миграционных и криминологически активных групп населения, например, рабочих, несовершеннолетних, приезжих, ранее судимых и т.д.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 879 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: