Что такое базовый уровень требований к работе классного руководителя

Опубликовано: 17.09.2024

Для увеличения заработной платы учителя часто соглашаются вести классное руководство, за которое им выплачиваются определенные финансовые надбавки. Они зависят от количества баллов, которые преподаватель набирает за руководство. В свою очередь, баллы складываются за выполнение обязанностей педагогом. Полный перечень этих обязанностей содержится в должностной инструкции классного руководителя.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции классного руководителя

Общие положения

Общие условия таковы:

  1. Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого преподавателя.
  2. Контроль за работой будет проводить завуч по воспитательной работе.
  3. При исполнении своих обязанностей классрук обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства РФ.

Функции

Классный руководитель берет на себя следующие функции:

  1. Организация, сопровождение, координация.
  2. Коммуникация.
  3. Стратегическое планирование и аналитика.

Должностные обязанности

В обязанности руководителя класса входит :

  1. Составление учебных планов и системы работы в классе для каждой новой четверти и года. За выполнением этого пункта следит все тот же завуч по УВР; за 5 дней до начала учебного периода он должен одобрить или отклонить предоставленные преподавателем планы.
  2. Ответственность за безопасность в классе, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
  3. Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, воде, при пожаре и т.д.; ведение отчетности по этим инструктажам.
  4. Мотивация учеников к учебной деятельности и повышенной активности на занятиях.
  5. Индивидуальная помощь обучающимся на занятиях, выявление и ликвидация причин низкой успеваемости.
  6. Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
  7. Помощь в организации и обеспечении посещаемости кружков, различного рода секций и иных форм дополнительного образования, вовлечение учеников в этот процесс.
  8. Создание в классе доброжелательной и комфортной для ребенка атмосферы, в которой он сможет разносторонне развиваться.
  9. Ведение пропаганды здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного комплекса.
  10. Обеспечение социальной защиты детей; ведение активной работы с родителями и семьей.
  11. Создание психологически комфортной среды в классе.
  12. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, помощь в решении проблем, связанных с общением в классе.
  13. Выявление особенностей личности каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитии.
  14. Проведения мероприятий по определению актуального состояния классного коллектива, создание стратегии по его дальнейшему развитию.
  15. Контроль за ведением дневников ученика; своевременное проставление отметок, ведение необходимой документации и отчетности.
  16. Предоставление завучу в конце каждой четверти письменных отчетов о проделанной работе.
  17. Присутствие на педсоветах.
  18. Посещение вместе со своим классом мероприятий общешкольного уровня.
  19. Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
  20. Работа по утвержденному главной школы графику.
  21. Организация систематических дежурств силами учеников класса.
  22. Обязательное соблюдение норм морали и этики, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и вне их.

Права классного руководителя

В работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому преподавателю на посту классрука очень важно знать о своих правах:

  1. Запрашивать данные о здоровье обучающихся.
  2. Напрямую следить за успеваемостью и посещением занятий учениками.
  3. Заниматься координацией работы учителей-предметников, ведущих данный класс.
  4. Проводить воспитательную работу через различные классные мероприятия.
  5. Выносить от класса предложения на рассмотрение администрацией.
  6. Вызывать в школу родителей или законных представителей ребенка.
  7. Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только после согласования с администрацией учебного заведения.
  8. Составлять график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
  9. Проводить работу научно-экспериментального характера.
  10. Подавать документы для надбавок и иных форм материального поощрения.
  11. Принимать участие в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах как совместной с учениками, так и самостоятельно.
  12. Требовать от администрации школы определенной материально-технической базы для проведения воспитательного процесса.
  13. Повышать квалификацию любыми доступными путями; просить у администрации помощь, необходимую для успешного повышения квалификации.

Ответственности

Во время процесса обучения классный руководитель несет ответственность за:

  1. Соблюдение норм безопасности учебного процесса; сохранение жизни и здоровья его участников, а также за соблюдение прав обучающихся.
  2. За непрофессиональное исполнение или неисполнение вовсе своих обязанностей, возложенных должностью, и требований трудового договора, распорядка и устава школы, локальных распоряжений администрации.
  3. За ненадлежащее выполнение норм безопасности и противодействия угрозам террористической направленности.
  4. За нормы воспитания, которые так или иначе связаны с психологическим или физическим воздействием на ребенка.
  5. За доказанное причинение вреда как школе, так и обучающимся, которое связано либо с неисполнением, либо c непрофессиональным исполнением своих обязанностей.

Объяснение инструкции

Будем разбирать написанное в указанном выше порядке. В принципе, функции классного руководителя в полной мере описываются его обязанностями, но для полного понимания подробно разберем каждую из них:

  1. Организация и координация: сюда входит работа с учителями-предметниками, семьей, каждым конкретным учеником в классе; стимулирование и мотивация на учебную деятельность, проведение школьных и внеклассных мероприятий; ведение документации и отчетов.
  2. Коммуникация: установление благоприятной атмосферы в классе, развитие дипломатических и ораторских навыков у обучающихся.
  3. Планирование и аналитика: выявление особенностей учеников и определение направлений развития классного коллектива.

Если сократить и популярно объяснить положения об обязанностях преподавателя, то можем получить примерно следующие:

Важно отметить! Часто в школах, где не хватает преподавателей для классного руководства, директора угрожают увольнением либо штрафами за подобные отказы. Согласно первому пункту Общих положений, это незаконно, преподаватель имеет полное право отказаться от руководства, если поступило такое предложение, но вправе и самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру на эту должность.

Что должен будет делать классный руководитель

Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.

Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.

Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.

Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно. Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.

Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему.

Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту

Скрипник Юлия Вячеславовна

Актуальный материал, который доступно расскажет о том, что должен делать классный руководитель с классом.

ВложениеРазмер
Требования к деятельности классного руководителя. 117 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя

Положение о классном руководителе

Должностные обязанности классного руководителя

Циклограмма для классного руководителя

Основные требования к работе классного руководителя

Параметры и критерии оценки классного руководителя

Критерии оценки и самооценки деятельности классного руководителя

Структура самоанализа деятельности классного руководителя

Примерное распределение времени классного руководителя

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.

Основные задачи и содержание работы классного руководителя

  • содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
  • создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;
  • помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
  • содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;
  • оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
  • проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
  • соблюдает права и свободы обучающихся;
  • совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

Классный руководитель имеет право:

  • получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
  • контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;
  • координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;
  • разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
  • приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
  • участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
  • вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
  • создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»;

Классный руководитель не имеет права:

  • унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
  • использовать оценку для наказания ученика;
  • злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;
  • использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
  • обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель должен уметь :

  • общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;
  • формировать свои воспитательные цели;
  • спланировать воспитательную работу;
  • организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;
  • провести родительское собрание;
  • пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.

Циклограмма для классного руководителя.

1. Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классных кабинетах.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

  1. Проверка дневников учащихся.
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
  3. Работа с родителями (по ситуации).
  4. Работа с учителями-предметниками.

1. Посещение уроков в своем классе.

2. Консультации у социального педагога, психолога.

3. Экскурсии, посещение театров и т.д.

4. Встреча с родительским активом.

5. Организация участия классного коллектива в делах школы.

6. Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).

Один раз в четверть:

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

3. Проведение родительского собрания.

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.

4. Статистические данные класса (1 сентября).

5. Оформление портфолио учащегося.

Классный руководитель должен знать :

Закон Российской Федерации «Об образовании»,

Конвенцию о правах ребенка;

педагогику: возрастную и социальную психологию;

теорию и методику воспитательной работы;

основы трудового законодательства;

нормы и правила охраны труда.

Основные требования к работе классного руководителя

1.Помни о специальной направленности своей работы: коррекция дефектов развития в процессе воспитания личности ребенка, подготовка его к самостоятельной жизни и труду.

2. Воспитывай у учащихся целеустремленность, желание довести до конца начатое дело, умение действовать в соответствии с поставленной задачей, коллективизм, аккуратность, бережливость и экономность .

3. Преврати свободное время ученика в чреду трудовых дел, полезных и необходимых классу, школе, родителям.

4. Закрепляй полученные детьми на уроках знания, умения, навыки в практической работе.

5. Учи детей правильно излагать свои мысли, читать доступные их пониманию книги, газеты, журналы, обсуждать увиденный кинофильм, спектакль, картину и слушать музыку.

6. Преодолевай в совместной деятельности с учеником бедность его словарного запаса, ограниченность его представлений об окружающем мире.

7. Развивай в процессе внеклассных занятий наблюдательность, умение устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях и событиях, видеть их причину и следствия.

8. Сделай правилом в работе с детьми проведение зарисовок, моделирование, изготовление наглядных пособий, художественных макетов и композиций, поделок из природного материала, простейших опытов, использование ТСО и обучение пользованию ими.

9. Изучай детей в процессе обучения и воспитания для выработки адекватных и эффективных форм и методов индивидуальной работы с каждым.

10. Добивайся необходимого контакта с учеником, доверяй ему, рассматривай причины его проступка и устраняй их, помогай ученику осуществлять хорошие замыслы, поощряй инициативы и самостоятельность.

Параметры и критерии оценки работы классных руководителей

Оценивается уровень работы :

  • высокий – 3 балла;
  • средний – 2 балла;
  • низкий – 1 балл.

Организация жизнедеятельности класса:

  1. Эффективность классных часов, КТД.
  2. Наличие детского самоуправления.
  3. Качество дежурства по классу.

Участие класса в общешкольных делах:

  1. Участие в школьных КТД.
  2. Дежурство по школе.
  3. Генеральные уборки, субботники.

Взаимодействие с родителями :

  1. Периодичность и эффективность родительских собраний.
  2. Наличие родительского самоуправления.
  3. Участие родителей в жизни школы.

Взаимодействие с педагогами :

  1. Индивидуальная работа.
  2. Посещение уроков.
  3. Приглашение на родительские собрания.

Работа с документацией (план работы на год, отчеты по четвертям, характеристика класса, дневники учащихся, классный журнал, заполнение портфолио на учащегося):

  1. Своевременность заполнения и представления для отчета.
  2. Соответствие требованиям.
  3. Соответствие реальности.

Условия для развития личности ребенка:

  1. Комфортность.
  2. Уровень сформированности классного коллектива.
  3. Привлечение к работе с детьми социального педагога, библиотекаря, педагога дополнительного образования, медицинского работника, администрации.
  1. Активность участия в М/О и педсоветах.
  2. Участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, открытые классные часы и т.д.
  3. Использование современных форм воспитательной работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

АНКЕТА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА, САМОПРОВЕРКИ

«Могу ли я создать «концепцию воспитания ребенка»

Назовите 10 основных качеств личности ребенка, которые Вы хотели бы воспитать у него.

Раскройте, что Вы подразумеваете под каждым качеством, укажите возраст, в котором должны проявляться те или иные качества личности.

Выберите одно из перечисленных Вами качеств, которое Вы воспитываете у ребенка. Сформулируйте цель воспитания данного качества, определите частные задачи, последовательность решения их, которые приведут к достижению цели.

Какие факторы способствуют или ослабляют процесс достижения цели?

Что Вы знаете о том, как определить состояние внутренней «Я — концепции» воспитания, самовоспитания и о степени осознания ее ребенком?

Оцените свой личный и профессиональный потенциал в решении данных задач. Как Вы используете знания о своих сильных и слабых сторонах?

На основе какого содержания воспитываете данное качество личности ребенка?

Какие формы, методы, приемы, технологии лежат в основе воспитательных задач?

9. Какие встречаете трудности в достижении цели воспитания данного качества личности ребенка ?

В чем проявляется результат воспитания? Что и почему удается?

По каким критериям Вы оцениваете результаты своей педагогической деятельности по решению данных воспитательных задач?

Благодарим вас за проделанную работу, она представляет большую ценность в личностном воспитании ребенка.

АНКЕТА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

ЕГО ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Владеете ли Вы знаниями о педагогической деятельности, таких понятиях, как мотивация, цели, средства и способы, самоанализ?

2. Владеете ли методикой изучения состояния мотивации обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости ученика?

3. Умеете ли на основе педагогической диагностики изучать личность школьников, построить и реализован план воспитательной работы с учетом задач развития отдельных учащихся и всего классного коллектива?

Умеете ли изучать особенности класса?

Умеете ли строить воспитательную работу с целью сплочения классного коллектива, повышения статуса каждого ребенка в системе межличностных отношений ?

Умеете ли анализировать все стороны и результата своего труда, соотнести особенности своего труда личностным потенциалом школьника?

Умеете ли Вы вести педагогическое исследование?

АНКЕТА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

(для завучей по воспитательной работе)

1. Изучены ли Вами квалификационная характеристика (функции) классного руководителя, нормативные, законодательные документы по вопросам воспитания детей?

2. Проанализированы ли Вами документы и материалы для установления степени соответствия содержания и методов деятельности классного руководителя, цели защиты прав ребенка и создания педагогических возможностей для развития его личности и условий микросоциума (данной школы, класса, семьи и т.д.)?

Владеете ли технологией педагогической диагностики отдельных учащихся и класса?

Обязательная документация в деятельности классного руководителя.

Рабочая тетрадь (дневник) классного руководителя, где включены:

цели, задачи, направления воспитательной работы с классом,

план воспитательной работы на четверть (полугодие) с учетом школьных мероприятий, воспитательных дел класса,

индивидуальная работа с учащимися,

работа с родителями.

АНКЕТА – ОПРОС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Что изменилось в школьной жизни ребенка, в жизни класса, в котором он учится, и во взаимодействии с классным руководителем?

Как часто и с какой целью Вы общаетесь с классным руководителем?

Кто является инициатором встреч?

Какое значение лично для Вас как для отца (матери) имеют эти встречи?

Ходите ли Вы (пойдете ли, если понадобится) к классному воспитателю за помощью и советом.

чтобы поговорить, как помочь ребенку в учебе ? (Да, нет.)

чтобы посоветоваться, как ему наладить отношения с одноклассниками, сверстниками? (Да, нет.)

чтобы помочь наладить отношения с учителями (Да, нет.)

чтобы поговорить о том, как улучшить свои отношения с ребенком? (Да, нет.)

чтобы поговорить, посоветоваться о (допишите) (Да, нет.)

Что больше всего Вы цените в жизнедеятельности класса, в котором учится Ваш ребенок?

Что Вам не нравится?

Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в классе, чтобы Вашему ребенку и другим детям было комфортно?

Какую помощь Вы можете привнести (своим участием) в воспитательную работу с классом? (Допишите)

АНКЕТА - ОПРОС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Расскажите, пожалуйста, что изменилось в жизни вашего класса с приходом классного руководителя?

2. Скажите, что изменилось лично для вас и для вашего класса?

3. Пойдете ли вы к своему классному руководителю за советом и помощью.

Чтобы рассказать о своих трудностях в учебе? ( Да, нет )

Чтобы посоветоваться, как наладить отношения с одноклассниками? (Да, нет.)

Чтобы рассказать о проблемах в отношениях с учителем? (Да, нет.)

Чтобы поговорить об отношениях с родителями? (Да, нет)

Чтобы поговорить, посоветоваться о………….. (допишите) (Да,нет.)

4. Если пойдете за советом и помощью к классному руководителю, то объясните, почему? Если не пойдете, тоже объясните, почему?

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников.

Учащимся предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе ?

б) Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в различных делах?

в) Все ли ответственно относятся к делу (учебному, внеклассному) ?

Оцените свой класс по пятибалльной шкале по каждому вопросу:

5 — всегда волнует;

4 — чаще волнует;

3 — волнует в половине случаев;

2 — чаще не волнует;

1 — совсем не волнует.

Вычислить средний балл группы

Где а,б,в — балльные оценки по вопросам; N — число испытуемых.

Если X ≥ 4,5 балла — показатель психологического комфорта в классе — высокий.

В остальных случаях низкий.

АНКЕТАДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ

Данная анкета поможет классному руководителю в определении:

степени сформированности и комфортности классного коллектива.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятия. Применяется как индивидуально, так и в группе. Слова, обозначающие качества личности, записываются в столбик посередине страницы.

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти. Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.


Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала здесь. Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

классный руководитель

По закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату. На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании. Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

    Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:

взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

Для осуществления коммуникативных функций:

регулирования межличностных отношений между обучающимися;

установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

'); var s = document.createElement('script'); s.type = 'text/javascript'; s.async = true; s.src = 'https://ad.admitad.com/shuffle/6d148be449/'+subid_block+'?inject_to='+injectTo; var x = document.getElementsByTagName('script')[0]; x.parentNode.insertBefore(s, x); >)(); // ]]>

    Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
    Данная информация собирается для деятельности социального педагога.

оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам. Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Классный руководитель не вправе

О рабочем графике классного руководителя

Мое мнение

Напоследок…

Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках.

Комментарии 99

Особенно понравились советы . Вы, наверное, оооочень хорошим были классным руководителем))))))). Таким в школе не место, идите со студентами работать.

Что именно вас не устроило в советах? Или для вас считается нормальным звонить классному руководителю в любое время суток и разговаривать с ним на повышенных тонах? Кому не место в школе, мне тоже не ясно. Комментарий совершенно не к месту и не несет конструктивной критики. Прошу подробных объяснений, почему, по вашему мнению, статья не является полезной. Я была адекватным классным руководителем, который решал все вопросы в рабочее время и призывал к уважительному отношению друг к другу.И человек, работающий со студентами, обладает теми же правами, что и классный руководитель. По крайней мере на хорошее к себе отношение и на личное время.

а что, хороший классный руководитель должен взять на себя обязанности родителей? или это няня для, по сути, взрослых детей?

Гнать таких учителей нужно.

Я иду на беседу с классным руководителем.Сама учитель.И мне сложно подобрать слова правильные для беседы и я переживаю, чтобы мои эмоции не взяли вверх..у дочери возникла конфликтная ситуация в классе при переходе в среднее звено.

Ваша главная задача -решить проблему, помочь ребенку. Главное, чтобы ваш классный руководитель был того же мнения. Остерегайтесь повышенных тонов, пусть выскажутся обе стороны. Как бы то ни было, в любом конфликте тем или иным образом виноваты оба, поэтому надо знать правду от каждой стороны. Старайтесь быть объективны и спокойны.

А имеет ли право учитель,как обычный,так и классный,вместе с директором,обсуждать личную жизнь ученика,и оскорблять его перед другими родителями?

Обсуждать личную жизнь можно только с родителями ребенка. А оскорблять не имеет право в любом случае.

Вы провоцируете, прекрасно зная ответ. Нехорошо

Спасибо создателю этого сайта!! Я столько многова узнал и что классный руководитель нарушел и не выполнил из своих обязанностей. И у меня вопрос имеет ученик право подать заявление директору по причинам: кража, хранение и сбыт краденых вещей (на эти причины классный руководитель не реагирует а посылает и объвеняет во всём ученика у которого случилась пропажа)

Законным представителем учащегося является его родитель (опекун), поэтому заявление директору должно писаться от его имени.

Наш классный руководитель любит озорных детей и в классе творится просто ужас. Группа озорных детей оскорбляют нормальных детей, которые хорошо учатся и послушные. Некоторые родители возмущены и готовы писать заявление в милицию. Она же считает таких родителей неадекватными, а вот мам этих озорников ,которые 5 раз замужем были и не следят за воспитанием своих отпрысков, она считает вполне адекватными. Вообще не понимаю её позицию и как она 20 лет проработала в школе. В классе мальчик закончил жизнь самоубийством, над ним сильно издевались эти озорники, но она говорит ,что мальчик был психически болен. Мне кажется ,что это она психически больна. И кажется школе удалось замять эту ситуацию с самоубийством, следственный комитет даже не беседовал с учениками. Наверное нужно писать жалобу в департамент образования и прокуратуру. Неужели она не боится Высшей справедливости, ведь ей доверили жизни и благополучие детей.

Психологическая обстановка в классе зависит не только от классного руководителя, но и от самих учеников, их родителей и от других учителей, ведущих уроки в этом классе. Не нужно преувеличивать значение и влияние классного руководителя. Он же не круглосуточно находится в этом классе.

Имеет ли право классный руководитель лезть в личную жизнь и требовать, чтобы ученик не ходил в том или ином месте, если всё это не влияет на его успеваемость??

Мой классный руководитель запретил мне общятся с моим лучшим другом(он из параллельного класса),имеет ли право?

Учитель может только порекомендовать и посоветовать, запретить он что-либо не вправе.

Продолжайте в том же русле. Только на этот раз собирайте доказательства своей деятельности: докладные пишите в двух экземплярах (просите секретаря писать входящий номер на обоих экземплярах, один забирайте себе), попросите родителей (родительский комитет) написать характеристику вас как классного руководителя (объясните им, что это нужно вам для портфолио)с подписями других родителей (можно взять на родительском собрании). Пишите также заявления напрямую директору в просьбе оказать содействие в работе с данным учащимся (также в двух экземплярах с входящим номером). Если после данных действий ничего не меняется или вам отказывают в просьбе, напишите в управление образования города/района. Правда, последнее может привести к ухудшению отношений с администрацией, но у вас на руках будут доказательства вашей работы.

Сегодня узнала, что на петсовете учителя говорили о моей личной жизни и что я не занимаюсь детьми и они брошенные! Что я нахожусь не знаю где! Хотя дети проживают со мной !какое право они имеют обсуждать это на петсовете!

5окт. буду замещать учителя по математике у 4ых классов, даже не знаю что говорить\делать(такая практика у меня 1 раз) может кинете пару-тройку советов?)

Посетите, пожалуйста,тематические форумы для учителей начальных классов,так как я,к сожалению,не имею опыта работы в начальных классах)

Добрый день. Подскажите пожалуйста, как поступить и к кому обратиться в сложившейся ситуации. Классный руководитель у сына ведет предмет математики, но может прийти и на урок истории, и на урок информатики, и проверить готовность к уроку ИЗО. В случае если ребенок ответил неверно либо не нарисовал либо забыл дома она выставляет два и в дневник и в журнал. Насколько это правомерно?

Обратитесь к директору, пусть разъяснит, на каком основании учитель-предметник выставляет оценки по всем предметам. Он, как классный руководитель, может контролировать выполнение домашних заданий учащимися своего класса, но только для контроля.

Скажите пожалуйста,у дочери пирсинг на носу,приходя в школу заклеивает пластырем и практически не заметно,но классный руководитель каждый раз требует снять и каждый день водит ее то к деректору то к зам.директора,как на это реагировать?

Обратитесь к директору с данным вопросом.

Родители могут написать обращение директору в виде заявления,в котором нужно как можно подробнее описать сложившуюся ситуацию. Написать в двух экземплярах,на втором просить поставить входящий и забрать себе. Напишите,что если ситуация не изменится в лучшую сторону, будете вынуждены обратиться в управление образования и правоохранительные органы.школа обязана отреагировать.Дальше смотрите по ситуации.

Имеет ли право учитель написать в дневник замечание, если ученик не может неделю выучить стих:Мама, помогите ребёнку выучить стих?

Помогите разобраться: правомерны ли действия классного руководителя. Мой сын перешёл в 5 класс, весь наш класс, как сошёл с ума: каждый день драки, разборки, слезы, сопли, срывы уроков. Классный руководитель не разбирается во всем этом, не выявляет, кто прав, а кто виноват, а только лишь пишет докладные на детей. И приходится нам, родителям, самим разбираться во всем произошедшем. На наши вопросы, почему не она этим занимается, говорит, что нет сил на это.
А также, сейчас 2 вопроса немного не по теме: могут ли 3 взрослых педагога, в т,ругать ребёнка без присутствия законного представителя, доведя его до того, что он описелся в штаны? И ещё, могу ли я посмотреть докладные, которые писались на моего сына?

Обратитесь к директору школы, чтобы они оказал содействие в данном вопросе (привлечение классного руководителя к решению проблем). Что касается второго вопроса, то можете написать жалобу на имя директора и заявление, чтобы все беседы с вашим ребенком проходили только в присутствии вас.

У нас похожая ситуация, даже номер школы такой же, правда область другая. Жалобу только собираемся писать, но не знаем, есть ли смысл. Неужели на уровне Министерства образования не смогут помочь?!

Под комиссией вы имеете в виду ПМПК?их заключение является рекомендательным и родители сами принимают решение,принимать его или нет.Насчет публичного обсуждения вы вправе подать жалобу директору,так как такое недопустимо. Последнее,к сожалению,зависит от учителя,звоните сами,если вам не идут навстречу.

Он не хулиганит, может постоять за себя, в обиду не даст. Вот у них чуть что 7 тип.
У них была другая учительница, так они все бежали в школу чтоб рассказать и показать как они выполнили дом.задание. Но она заболела рак, теперь уже 4 года другая. Что делать подскажите?

Здравствуйте! Под скажите пожалуйста, классный руководитель в праве для себя запрашивать финансовый отчёт о потраченных средствах из фонда класса у председателя родительского комитета?

Вы как классный руководитель не должны иметь никакого отношения к финансам, тем более если этим и так занимается родительский комитет.

Вопрос: я не хожу на родительские собрания ребенка, так как считаю что явка родителей должна быть по желанию. Ребенок у меня учится на 5 и 4. и поведение хорошее. Поэтому считаю для себя не обязательным посещением родит.собрания. Классный руководитель не сообщает ученикам о четвертных оценках , не показывает им табеля. Табеля успеваемости учеников она показывает только родителям на собрании. Правомерны ли действия кл руководителя?

Неправомерны. Родители имеют право на ознакомление с оценками ребенка. Как минимум в бумажных дневниках (в электронных обязательны).

ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПРОИЗОШЛА ТАКАЯ СИТУАЦИЯ, У МЕНЯ РЕБЕНОК 15ЛЕТ ЧАСТО БОЛЕЮЩАЯ, СПРАВКИ ВСЕ ПРИЛАГАЛИСЬ В ШКОЛУ, НА ДНЯХ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО УВЕДОМЛЕНИЯ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (ОНА ЖЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ) ПРИШЛА В ПОЛИКЛИНИКУ И ЗАПРОСИЛА ВСЕ СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ С ДИАГНОЗАМИ МОЕГО РЕБЕНКА, НА ЧТО МЕД СЕСТРА ЕЙ ВЫДАЛА. СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА НАСКОЛЬКО ЗАКОННЫ ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ (ВЕДЬ ОНА НАРУШИЛА МЕДИЦИНСКУЮ ТАЙНУ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ И ДИАГНОЗОВ МОЕГО РЕБЕНКА И ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ, А ТАКЖЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ) , А ТАКЖЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ И УВЕДОМЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯ ОНА ПОШЛА И ВЗЯЛА СПРАВКИ И ВЫПИСКУ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ МОЕГО РЕБЕНКА) .

Можете написать жалобу на имя главного врача поликлиники, так как классный руководитель не имеет право запрашивать такие сведения от своего имени, а поликлиника выдавать.

Татьяна, здравствуйте. Меня хотят назначить председателем МО, не горю желанием занимать эту должность. Хочется побольше уделять времени своему ребёнку, который учится в начальной школе, а не ходить на ежемесячные районные совещания после уроков с ребенком. Как правильно отказаться от этой нагрузки? Спасибо.

Любая работа, не входящая в ваши должностные обязанности по трудовому договору, возлагается с вашего согласия. Имеете право отказаться.

Что делать нам?Классный руководитель совершенно не интересуется классом,расписание(при изменении),узнают родители,в классе имеется группа агрессивных мальчиков(жалобы классному руководителю и администрации школы ни к чему не приводят)!Классный руководитель вечно всем недовольная,удались из группы(ВК),так как посчитала,что ее обидели тем,что напомнили о ее прямых обязанностях!Общается только с приблеженными и те передают ее пожелания!

Нет, этим занимается администрация.

Подскажите,мой сын пошелв1класс,учитель говорит поведение плохое.,что на уроке берет Лего играет,по классу ходит.сколтко раз сидела у уроках тогого не замечала,видела одно ,что все вертятся разговариваю,кто спит на парте,кто что а мой самый плохой.И имеет ли учитель в течение дня названивать мне,?то он по лужам бегемот то ещё что нибудь.

Какая информация вас интересует?учитель доводит до вашего сведения происходящее с ребенком,это лучше,чем полное неведение (обычно жалуются,что учителя им не звонят).

Если родители сами соберутся со своими детьми в театр в выходной это ваше право, обязывать учителя не имеют право.

Мой стаж работы в школе 25 лет. Как классный руководитель я выпустила три полных класса. Своим опытом классного руководителя горжусь, хотя ситуации, дети и родители были разные 🙂

Как вам не удастся найти две одинаковые снежинки, как не бывает двух абсолютно похожих людей, так и невозможно под одно определение подвести учителя / классного руководителя. Конечно большую роль играет уровень профессионализма, но и человеческий фактор никто не отменял.

Можно быть хорошим учителем, но всей природой своей противиться обязанности классного руководителя. А можно быть классным руководителем по призванию, и тогда вам не будут в тягость ни классные часы, ни родительские собрания, ни сопутствующие организационные работы.

И пожалуй самое слабое во всей этой истории звено, это слишком тонкая грань между рабочим и личным временем классного руководителя. И нарушают её априори даже не родители или дети, а давно сложившаяся система работы.

Вот здесь требуется немало такта и терпения со стороны учителя, чтобы сохранить незыблемыми границы своего личного пространства.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Классный руководитель должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

- педагогику, психологию, возрастную физиологию;

- методику преподавания предмета;

- программы и учебники по преподаваемому предмету;

- методику воспитательной работы;

- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

- средства обучения и их дидактические возможности;

- основы научной организации труда;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

- теорию и методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы экологии, экономики, социологии;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

- основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;

- особенности воспитательной системы.

1.5. Классному руководителю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет "личные дела" обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Учительница у доски

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Содержание Свернуть

Функции и обязанности классного руководителя

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Учительница и ученица у доски

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

Ученики с учительницей

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Чем интереснее формы работы с учениками - тем лучше

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

Каким должен быть классный руководитель

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником социализации ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Хороший классный руководитель уделяет внимание развитию каждого ученика и класса в целом

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.
  • изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
  • участия в научных обществах, клубах, проектах
  • ведения научной и экспериментальной работы
  • изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
  • посещения библиотек
  • поездок на экскурсии
  • профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
  • посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).

Учительница

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Читайте также: