Что такое центр трудовых ресурсов

Опубликовано: 17.09.2024

Трудовые ресурсы — основные движущие силы деятельности, так как производят результат. Из слов Генри Форда: «Мой главный капитал — люди. Они для меня значат все. И именно они делают меня богатым» следует, что управление трудовыми ресурсами играет ключевую роль в уровне достижений эффективного результата.

Рассмотрим основные аспекты управления трудовыми ресурсами через оценку эффективности их труда. В статье изложена система оценочных показателей трудовых ресурсов, методология анализа и синтеза показателей для повышения результативности деятельности.

Трудовые ресурсы и их роль в результативности деятельности

Для начала определим несколько ключевых терминов по теме, чтобы правильно понимать, о чем пойдет речь в данной статье.

Ресурсы — это возможности, средства для реализации целей в фактические результаты деятельности.

Кадры — это профессионально-квалификационная характеристика необходимого персонала для деятельности.

Персонал — личный состав организации, способный выполнять поставленные задачи; люди, обладающие необходимым для этого потенциалом и умеющие применять его для развития деятельности, на соответствующей должностной позиции.

Труд — целенаправленные решения, действия и взаимодействие, выполняемые персоналом в процессах и состоящие в соединении и взаимодействии всех факторов (процессов, ресурсов, труда) деятельности, для получения результатов при оптимизации затрат. Соединение (синтез и интеграция) осуществляется посредством организации и управления. В ходе труда развивается человеческий капитал, формируется социальный и организационный капиталы, то есть внутренние инвестиции в будущие результаты.

Трудовые ресурсы — совокупность возможностей персонала для реализации целей в фактические результаты. Представляют собой профессиональный и квалификационный состав персонала, необходимого для достижения эффективного результата, путем производительного труда (решений, действий).

Решение — это намерение сделать что-либо, обоснованный выбор действий из альтернатив достижения цели, на основании принципов, критериев (суждения для оценки), информации, последствий, с учетом неопределенности, изменчивости, противоречивости внешней и внутренней среды (теория действий).

Действия — это целенаправленные активность и усилия, прилагаемые для реализации решения путем интеграции ресурсов в процессах, на основании человеческого капитала (практика действий).

Человеческий капитал — это достоинства, ценности работника, необходимые для выполнения определенных задач в рамках реализации целей конкретной деятельности.

В виде ценностей могут выступать:

наличие и уровень знаний, умений, способностей;

психофизиологические качества (говорить, слушать, чувствовать);

Также человеческий капитал — это совокупность компетенций и трудоспособности работников, которые придают организации отличительный характер, могут создавать добавочную стоимость. Это пассив, долгосрочные возможности персонала, который нанят работодателем для реализации своих целей, и форма капитала, так как является источником будущих заработков.

Процесс — совокупность последовательных, регламентированных действий для достижения определенных результатов.

Кадровый потенциал — активы человеческого капитала, которые используются работодателем в практической деятельности и обеспечивают фактический результат в данном периоде времени (амортизация человеческого капитала).

Социальный капитал (капитал взаимодействия) — накопленные компетенции, которые передаются и развиваются через взаимоотношения и взаимодействие между персоналом, с партнерами, поставщиками, покупателями, влияют на производительность, благосостояние организации. Обмен знаниями в организационной среде: человек — человек.

Организационный капитал — переданные сотрудниками компетенции, которыми владеет организация. Накопленная практика применения труда, совокупность человеческого и социального капиталов, то есть внедренные в ходе труда компетенции, которые сохраняются в его процессах, технологиях, информации, приемах, методах и служат для развития организации. Накопленные знания: человек — документ.

Таким образом, можно выделить следующее:

кадры — кого нужно нанять;

персонал — кого наняли;

труд — что делать и чего достигать индивидуально и совместно.

Трудовые ресурсы — комплексное понятие персонала и труда. Возможности персонала (человеческого капитала) в труде для достижения результата

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги.

Трудовые ресурсы характеризуются двумя основными параметрами:

производительность (полезность, необходимость для цели);

затратность (количество, стоимость).

Задачи привлечения трудовых ресурсов:

результативность — создание продукта, реализация потребителю;

эффективность — генерация доходов от деятельности превышает стоимость затраченных ресурсов.

Состав трудовых ресурсов:

труд (выполнение процессов, взаимодействие в команде, соединение ресурсов в продукцию и ее продажа);

персонал (компетентный и трудоспособный);

продукция и деньги;

продуктивность, производительность и эффективность.

На рис. 1 представлена схема трудовых ресурсов.


Качество трудовых ресурсов:

1) профессиональный и квалификационный уровень кадров для заданной сложности бизнес-процессов;

2) уровень компетенций и работоспособности привлекаемых специалистов;

3) уровень организации рабочих мест и условий для производительного труда;

4) уровень организации бизнес-процессов;

5) уровень управления кадрами, персоналом и трудом;

6) результативность и эффективность труда.

О компании:
СПБ ГАУ ЦТР ИНН 7838489103, ОГРН 1137847150220 зарегистрировано 10.04.2013 в регионе Санкт-Петербург по адресу: 198207, г Санкт-Петербург, проспект Трамвайный, дом 12 КОРПУС 2 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 2Н. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала - руб. читать далее.

Руководителем организации является: Директор - Чистяков Алексей Игоревич, ИНН 780720837353. У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является "управление деятельностью в области прогнозирования и планирования".

В Реестре недобросовестных поставщиков: не числится. У СПБ ГАУ ЦТР зарегистрировано судебных процессов: 0 (в качестве "Ответчика"), 1 (в качестве "Истца"), Официальный сайт СПБ ГАУ ЦТР – не указан. E-mail СПБ ГАУ ЦТР - gauc. . Контакты (телефон) СПБ ГАУ ЦТР - 7-81. .

Учреждённые: 1 Представительства: 0
Управляемые: 0 Филиалы: 0

Компании КОНКУРЕНТЫ. Всего найдено: 5
В регионе Санкт-Петербург с ОКВЭД 84.11.5.
Разместить рекламу по всем компаниям

Описание деятельности компании:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ", краткое наименование: СПБ ГАУ ЦТР. Действует с 10.04.2013, присвоены: ИНН 7838489103, КПП 780501001, ОГРН 1137847150220, ОКПО 53286999, основной ОКВЭД - "управление деятельностью в области прогнозирования и планирования". Работает по 9 направлениям. Имеет 0 лицензий. Организация насчитывает 0 филиалов. Учреждённых компаний: 1, Представительств: 0, Управляемых: 0. Всего связанных с СПБ ГАУ ЦТР 1 компания. История компании представлена на странице Лента изменений. Отзывов по компании - нет. Финансовая отчетность СПБ ГАУ ЦТР - отсутствует.

Внимание: Перед осуществлением безналичного платежа на расчетный счет любой организации (ООО, ЗАО, АО), рекомендуем проверять расчетные счета компании на блокировку ФНС. Совершая перевод на заблокированный счет, Вы рискуете не получить оплаченный товар/услугу и потерять денежные средства.

Проверка на блокировку расчетного счета организации доступна
в Премиум доступе

Информация

Высшим должностным лицам субъектов РФ:
- определить в границах соответствующего субъекта территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
- приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей;
- установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Настоящий указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
- непрерывно действующие организации;
- медицинские и аптечные организации;
- организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
- организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
- иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Указ может распространяться на системообразующие, а также научные и образовательные организации по согласованию с Правительством РФ.

Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами, государственным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления, организациям, осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации, определить численность служащих и работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов и организаций.

Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Информация

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 434

ПЕРЕЧЕНЬ
ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 49.3
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 49.4
Деятельность пассажирского воздушного транспорта 51.1
Деятельность грузового воздушного транспорта 51.21
Деятельность автовокзалов и автостанций 52.21.21
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом 52.23.1
2. Культура, организация досуга и развлечений
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений 90
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений 93
Деятельность физкультурно-оздоровительная 96.04
Деятельность санаторно-курортных организаций 86.90.4
4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих
услуги в сфере туризма Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма 79
5. Гостиничный бизнес
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания 55
6. Общественное питание
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56
7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
Образование дополнительное детей и взрослых 85.41
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми 88.91
8. Деятельность по организации конференций и выставок
Деятельность по организации конференций и выставок 82.3
9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения 95
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий 96.01
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 апреля 2020 г. № 479 Внести в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 8 апреля, № 0001202004080046), следующие изменения:а) раздел 2 дополнить позицией следующего содержания: "Деятельность в области демонстрации кинофильмов 59.14"; б) дополнить разделом 10 следующего содержания: "10. Деятельность в области здравоохранения Стоматологическая практика 86.23"

И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране,а также методы управления и механизм их использования.

Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально- трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное регулирова-ниесоциально-экономических
отношений носитограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается
вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

Состав основных органов и организаций, образующих государственную систему управления трудовыми ресурсами РФ. Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной
Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать
законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Значительную роль в осуществлен и и парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат — органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

В Совете Федерации образованы следующие комитеты, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования социально-трудовых отношений:

по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию,
банковской деятельности;

по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям;

по социальной политике.

В Государственной Думе образованы следующие комитеты:

по законодательству и судебно-правовой реформе;

по экономической политике;

по бюджету, налогам, банкам и финансам;

по труду и социальной политике;

по образованию и науке и др.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.

Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных Указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни общества. В сфере
управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики — программы социального развития и др.

Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства и в их числе как
специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Министерство труда и социального развития РФ — далее Минтруд РФ), так и образовательные,
научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение
проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.

Судебную власть представляют суды: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный,
федеральные суды, а также Министерство юстиции.

Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и
Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);

государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы
граждан;

организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;

повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;

участие в правовом просвещении граждан и др.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективныхдоговоров, генерального и
отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Многие вопросы управления трудовыми ресурсами
рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств — членов Международной организации труда, каковым является и Россия.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство
работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Минтруд РФ.

Минтруд России работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и с общественными организациями.

Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по
труду республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга
образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.

Основными задачи Минтруда России являются:

выработка политики в социально-трудовой сфере;

координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;

разработка основных направлений социальной политики правительства;

подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;

участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений;

регулирование рынка труда, занятости населения и др.

Минтруд РФ занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области
занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации;

разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов)
экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую
деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и
нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Ведущими подведомственными организациями Минтруда РФ являются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности. Институт
труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и
занятости населения.

Центральный институт труда осуществляет научные исследования и разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда, занятости населения, подготавливает к изданию информационные материалы МОТ.

Всероссийский центр производительности изучает и разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда с учетом человеческого фактора; разрабатывает Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений;

осуществляет информационное обслуживание предприятий, служб занятости; проводит анализ
статистических показателей по труду; занимается учебно-методической работой по
организации обучения менеджеров;

ведет консультативную деятельность по реализации и внедрению японских методов повышения
производительности труда;

издает информативные, методические и библиографические сборники по труду и кадрам.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в области норм и нормативов по труду и кадрам.

К основным направлениям деятельности Всероссийского центра уровня жизни относятся:

проведение научных исследований по обоснованию подходов к определению минимального уровня оплаты трудасучетом важнейших факторов его дифференциации;

разработка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда;

проведение социологических исследований по выявлению тенденций в социально-экономическом
положении семей различных типов и категорий; проведение мониторинга (по Москве) в области
изменений индекса стоимости потребительской корзины в расчете на одного жителя и заработной платы рабочих и служащих по народному хозяйству; ежемесячное исчисление
стоимости потребительской корзины (по Москве) для индексации зарплаты на отдельных предприятиях и в организациях города.

Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являются:

формирование миграционной политики РФ;

прогнозирование миграционных процессов;

защита прав мигрантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой
миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы
государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для
постоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них;

доработка и корректировка долгосрочной программы «Миграция», направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в РФ, о правах национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов.

В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется законами РФ о
беженцах и вынужденных переселенцах.

Система социального партнерства в области социально-трудовых отношений и разрешения
трудовых конфликтов является важным элементом рыночных отношений. Она строится
в соответствии с Законом РФ «О коллективныхдоговорах и соглашениях», Указом Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и постановлением Совета Министров РФ об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений».

В соответствии с этими документами предусматривается ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателями.

В соглашениях определяются обязательства сторон в области занятости населения, повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов работающих по мере стабилизации экономики.

Отраслевые (тарифные) соглашения заключаются между органами государственного управления (Минтруда РФ), общероссийскими отраслевыми профсоюзами и работодателями. В них отражаются взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые от ношения в области организации труда, его оплаты, социальных гарантий, найма и увольнения
работников.

Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для
подготовки и заключения отраслевого (тарифного) соглашения формируется отраслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного представительства сторон.

При Минтруде РФ создан а служба разрешения трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучения причин возникновения трудовых
споров и их устранения.

Международная организация труда (МОТ) — трехсторонняя организация, в
которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами
в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на
трехсторонней конференции труда.

Цели МОТ — выработка соглашений, международных конвенций в области труда для
последующей их ратификации государствами — членами МОТ; создание системы контроля и
наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области
трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким
предприятиям в целях роста занятости населения в слаборазвитых странах; изучение и анализ
тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение международных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство, занятость населения и т.д.) и др.

В России организовано Московское бюро МОТ. При правительствах субъектов РФ (республик в составе РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москвы и Санкт-Петербурга) имеются органы по труду и занятости населения, которые функционально связаны с Минтрудом РФ и другими соответствующими федеральными органами и организациями.

Государственную систему управления трудовыми ресурсами России можно
охарактеризовать с двух сторон: с точки зрения тех задач, Функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и для решения которых создана, и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.

По составу и характеру задач государственная система управления трудовыми ресурсами в ее
нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в РФ, мотивации и
оплаты труда, организации и нормировании труда, изучения и регулирования занятости населения и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального партнерства, профессионального обучения и повышения квалификации и т.д.

До недавнего времени отсутствовали единый центр, общее руководство в решении ряда проблем,
имеющих общий или сходный характер. Так, вопросами занятости населения, рынка труда, миграции населения занимались различные органы и организации: Минтруд РФ, Институт проблем занятости, Федеральная служба занятости населения и Федеральная миграционная служба, которые не располагали общей информационной базой, а также высокопрофессиональными работниками.

Организационное разобщение при решении сложных проблем высвобождения работников, их
трудоустройства, миграции фактически приводило к отсутствию общей политики государства в этой сфере. Министерство труда и социального развития Российской Федерации, сформированное на базе бывшего Минтруда РФ, Федеральной службы занятости РФ и Министерства социальной защиты населения РФ, должно решить эти проблемы.

Ряд исследовательских институтов, находящихся в подчинении Минтруда РФ, — Институттруда (НИИ труда), Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности —занимаются научными исследованиями и разработками, сходными по своему характеру, дублируя тем самым друг друга. Это касается вопросов нормирования трудовых процессов, оплаты труда, уровня жизни.

С другой стороны, весьма слабой является связь между государственными органами, в частности, Минтрудом РФ и Международной организацией труда, рекомендации
которой должны учитываться всеми странами, подписавшими международную Конвенцию в области трудовых отношений.

В систему государственного управления трудовыми ресурсами входит и такой элемент, как
социальное партнерство при заключении социально-трудовых отношен и и между работодателями и профсоюзами. Однако пока еще недостаточно проработаны процедуры и условия заключения трехсторонних договоров, что сдерживает развитие этого важного элемента
социально-трудовых отношений.

В связи с этим основными направлениями совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами являются:

проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны
с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции.

Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит определенное перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например, в области оплаты и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций;

тщательное изучение и анализ направлений исследований таких организаций, как Институт
труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности, находящихся в
подчинении Минтруда РФ, с целью определения и более четкого разграничения направлений их
исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования.

Работа в Санкт-Петербурге. Семинары для работодателей. Вакансии для российских и иностранных граждан. Ярмарки вакансий и конс. пункты в регионах РФ. Прием заявок о потребности в привлечении иностранных работников.
Показать полностью. Прием уведомлений о заключении и расторжении трудовых договоров с ИГ, обучающимися в РФ.

Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр трудовых ресурсов", подведомственное Комитету по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга

Реализация системного подхода к процессу регулирования внутренней и внешней трудовой миграции в целях обеспечения экономики Санкт-Петербурга необходимыми кадрами

В этом сообществе мы будем рассказывать о наших услугах, проектах, программах для работодателей, молодежи и взрослых, жителей Северной столицы и других регионов, размещать новости, анонсы и итоги мероприятий, семинаров Центра трудовых ресурсов, а также другую полезную и актуальную информацию, касающуюся трудовых ресурсов и рынка труда Санкт-Петербурга, России, и мира в целом

Телефон горячей линии: 8 800 333 70 97

Телефон: (812) 758 09 27

СПб ГАУ ЦТР в других в социальных сетях:

  • Записи сообщества
  • Поиск
СПб ГАУ "Центр трудовых ресурсов" запись закреплена

25 мая 2021 года состоялся финальный конкурсный день INDUSTRY HACK. Цели мероприятия: адаптация учащихся колледжей к требованиям современного рынка труда; повышение их мотивации к освоению востребованных профессиональных навыков; знакомство с профильными потенциальными работодателями.
Показать полностью.

Последний вторник мая объединил в одну команду студентов из трех колледжей:

• Промышленно-технологического колледжа им. Н. И. Путилова
• Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции
• Колледжа бизнеса и технологий Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Ребята познакомились только в день проведения соревнований. В этом состоит основная задумка организаторов – собирать группы незнакомых друг с другом участников, проводить для них предварительный тренинг по командобразованию на котором через ролевые игры и упражнения на развитие коммуникации сплачивать и психологически готовить их к главной части соревнования – прохождению Фабрики процессов. Кроме того на предварительных тренингах, которые проводил для каждой сборной группы студентов Иван Мелехин, куратор проекта «Твой первый шаг в карьере», в рамках которого и проводится конкурс, участники придумывали название команды, ее лозунг и рисовали логотип.

Затем настало время главной части соревнований – прохождение Фабрики процессов, учебной площадки, на которой в реальном производственном процессе участники получают опыт применения инструментов бережливого производства. Это полностью интерактивный обучающий формат, в котором нет скучной теории и длинных слайдов, а есть много практики.

В течение последующих 4 часов участники при сопровождении опытных и сертифицированных тренеров прослушали мини-лекции о принципах бережливого производства, узнали о современных технологиях сокращения логистических, производственных и стоимостных издержек, которые применяются на любом промышленном предприятии. Прошли 3 игровые смены на которых попробовали себя в 6-ти различных производственных ролях и попытались настроить линию по сборке пульта управления регулятора давления газа с наибольшей экономической эффективностью.

Третья смена была самая ответственная, так как по ее результатам жюри определяло какое место в общем зачете займет команда.
После ее завершения командой Modernization началось торжественное подведение итогов всего конкурса.

На финал помимо команды «MODERNIZATION» собрались представители еще 3-х команд: «ОВОЩЕБАЗА», «ФОРСАЖ», «220 VOLT», которые с 20 по 24 мая проходили аналогичный игровые смены Фабрики процессов, и со всей отдачей и горячностью молодости боролись за звание самых лучших специалистов сферы производительности труда.

Всего в соревновании принимали участие 63 студента технических специальностей из 5 колледжей Санкт-Петербурга:
1. Промышленно-технологического колледжа им. Н.И.Путилова;
2. Санкт-Петербургского технического колледжа;
3. Колледжа бизнеса и технологий Санкт-Петербургского государственного экономического университета;
4. Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции;
5. Петровского колледжа.

В четыре часа дня на импровизированной сцене для приветственного слова и подведения итогов собрались организаторы и представители работодателей-партнеров конкурса, которые в течение его проведения наблюдали за выступлениями всех команд, отмечали отдельных особо отличившихся участников.

Алексей Чистяков, директор СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов», по заказу которого проходил Industry Hack, поздравил всех собравшихся участников и преподавателей с его завершением, отметил, насколько важны будут полученные в ходе хакатона навыки не только в будущей работе, но и повседневной жизни. Затем торжественно объявил имя команды, которая заняла первое место и наладила производственную линию с минимальной себестоимостью - ей стала команда «220 ВОЛЬТ», выступавшая 24 мая. Алексей вызвал на сцену всех ее участников и лично вручил им дипломы победителей и призы.

Оксана Цветкова и Лидия Медведева, менеджеры по подбору и адаптации персонала из Thermex Corporation поделились впечатлениями о том, насколько они были приятно удивлены уровнем профессиональной подготовки участников, их вовлеченностью и самоотдачей. Особо отличившимся участникам разных команд девушки вручили сувениры и подарки.

Анна Сапрыкина, учредитель ГК «МИМИНО», пожелала всем участником чаще пробовать себя в таких соревнованиях, преодолевать себя, не бояться выходить из зоны комфорта, и о том, как она рада видеть горящие, молодые глаза будущих профессионалов, готовых вместе добиваться поставленных целей. Самым ярким и активным участникам конкурса Анна также вручила индивидуальные подарки.

Гульнара Арбузова, менеджер группы развития производственных систем АО Армалит сказала насколько важно для ее компании участие в таких мероприятиях. Какой это практичный и эффективный метод знакомства с самыми мотивированных ребятами, которым, может быть еще не хватает опыта, но которые серьезно настроены на развитие и рост в выбранной специальности. Наиболее понравившимся студентам Гульнара вручила корпоративные подарки.

Анна Затула, директор по персоналу «Британские Пекарни», поблагодарила организаторов за высокий уровень проведения конкурса, вручила собравшимся участникам торт с символикой мероприятия.

Иван Мелехин, куратор Industry Hack, сопровождавший выступление всех команд в течение конкурса, эмоционально поблагодарил тренеров Фабрики процессов, которые проводили ее игровые смены и тренинги. Упомянул о том, насколько организаторы признательны преподавателям, которые привели на соревнование таких ярких и талантливых студентов. Выразил безмерную личную благодарность участникам всех команд за общую, слаженную работу и энергичную самоотдачу, которую они продемонстрировали в конкурсные дни, пригласил всех участвовать в других мероприятиях проекта «Твой первый шаг в карьере».

Завершило торжественное подведение итогов Industry Hack общая фотосессия и чаепитие.

NDUSTRY HACK проходил с 20 по 25 мая 2021 года по заказу СПб ГАУ «Центра трудовых ресурсов» в рамках проекта “Твой первый шаг в карьере” на учебной площадке «Фабрики Процессов» Регионального центра компетенций в сфере производительности труда по адресу: БЦ Mezon Plaza, Большой Сампсониевский пр., 28, корп. 2. 3-й этаж.

1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.

Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

- работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

- профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

- нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

- переселенцы — это переезжающие на постоянное ме­стожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.

Причины миграции рабочей силы:

1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:

а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка

б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

в) структурная перестройка экономики.

г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

д) вывоз капитала.

2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.

- Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.

- Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является "утечка умов" (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.

- Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Новое явление последних лет - интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами - с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы, а в азиатских «новых индустриальных странах» и богатых странах.

- Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном - это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), а также неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).

3. Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран - доноров (экспортеров рабочей силы) и стран - реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

- вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

- достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

- иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;

- временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

- иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

- иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

- целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

- происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

- провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

- иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

- эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;

- экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

- экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

- при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

- страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

- теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

4. Миграционная политика – политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов - включает два направления - иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.

Законодательства большинства стран, регулирующие миграцию, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами - людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами - людьми, приезжающими в страну временно.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

- Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.

- Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.

- Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол. возраст, образование).

- Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.

Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.

Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п.

Читайте также: