Что такое деньги рубль заработная плата

Опубликовано: 15.05.2024

Казалось бы, простой вопрос: что такое деньги? Деньги — это то, что человек получает за свою работу. Без них невозможна купля нужных товаров.

Практическая работа

1. Рассмотрите российские монеты различного достоинства, сравните их. Что на них изображено и написано?

Рассмотрим монеты в пять и десять рублей.

Мы видим, что монета в пять рублей более крупная, но десятирублёвая сделана из жёлтого металла.

На обеих монетах с одной стороны нарисована веточка и стоят цифры, под которыми написано слово «рублей».

С другой стороны нарисован герб и надпись «Банк России», а также указан год выпуска монеты.

2. Надпись на монете называется легендой. Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, номинал, легенду.

Лицевая сторона монеты та, на которой написаны цифры, показывающие её достоинство.

На оборотной стороне монеты нарисован герб. Его также называют Орлом. Надпись цифрами 5 или 10 рублей — это номинал монеты. Он дублируется буквами на реверсе монеты.

Легенда монеты — это надписи «Банк России» и «Российская Федерация».

Вторая надпись имеется на монетах нового образца.

3. Устно опишите любую монету, пользуясь словами, которые узнали в ходе практической работы.

Опишем монету в 2 рубля.

Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о деньгах.

Рассказ о деньгах для 3 класса

Деньги являются особым видом товара. Он помогает обменивать одни товары на другие, показывая их реальную цену, выраженную в денежных единицах.

До появления денег обмен одного товара на другой был очень сложным и долгим процессом.

Люди выменивали один товар на свой. Потом обменивали полученный товар на другой, и так до тех пор, пока не обретали действительно нужную им вещь.

Но как только появились деньги, этот процесс обмена упростился. Человек смог получать за свой товар деньги и на них покупать то, что ему было нужно.

Первые деньги были очень простыми — ракушки, шкурки зверей.

Потом люди научились делать металлические деньги, а ещё позже — бумажные, которые стали называться банкнотами.

В каждой стране имеются свои собственные деньги, например, в России — это рубли, а в Евросоюзе — евро.

Придумай для своих одноклассников вопросы по содержанию урока.

Примеры вопросов по содержанию урока:

  1. Зачем нужны деньги?
  2. Чем отличается бартер от купли-продажи?
  3. Что выгоднее, купля-продажа или бартер?
  4. Какими были первые деньги?
  5. Чем отличаются монеты от банкнот?
  6. Как человек получает деньги?

Обсудим!

1. Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному — сапоги, а гончару — рубашка. Как они будут обмениваться?

Обмен будет происходить так: Портной обменяет рубашку на сапоги.

Сапожник обменяет полученную рубашку на кувшин.

Гончар получит рубашку в обмен на кувшин.

Что такое деньги

2. В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. От чего зависит цена товара?

Цена товара зависит от того, сколько труда потрачено на его изготовление, какие материалы использовались, и затрат производителя.

Проверь себя

1. Какие способы обмена товаров и услуг существуют?

Существуют два способа обмена — купля-продажа и бартер.

2. Что такое деньги?

Деньги — особый товар, который можно обменять на что угодно.

3. Какие денежные единицы ты знаешь?

Рубли, доллары, евро, юани, гривны, лиры, иены, франки, фунты стерлингов, сумы.

4. Что такое заработная плата?

Заработная плата — это деньги, которые человек получает за свой труд или товар.

5. Для чего нужны сбережения?

Сбережения нужны, чтобы использовать их по мере необходимости.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: деньги, рубль, заработная плата.

Деньги — средство платы за труд, товар.

Рубль — денежная единица России.

Заработная плата — деньги, полученные за выполненную работу.

2. Изготовь карточки с изображением различных товаров и денег. С их помощью смоделируй ситуации «бартер» и «купля-продажа».

Модель ситуации «Бартер» для 3 класса

Садовод вырастил урожай картофеля.

Ему нужны хлеб, лопата и тележка.

Кузнец сделал противень, лопату и тележку.

Ему нужны хлеб и картошка.

Пекарь испёк хлеб.

Ему нужны картофель и противень.

Участники меняются продуктами своего труда и каждый получает нужный ему товар.

Модель ситуации «Купля-продажа» для 3 класса

Садовод вырастил урожай картофеля и продал его.

Кузнец выковал противень, лопату и тележку и продал их.

Пекарь испёк хлеб и продал его.

Садовод купил хлеб и лопату.

Кузнец купил хлеб и картофель.

Пекарь купил противень и картофель.

3. Рассмотрите старинные и современные деньги разных стран. Что на них изображено?

Рассмотрим новую монету в один юань и старую в 500 лир.

На монете в 1 юань на лицевой стороне стоит цифра 1, надпись 2011 и китайские иероглифы. На оборотной стороне надпись латинскими буквами и рисунок цветка лотоса. Она из белого металла.

На монете 500 лир на лицевой стороне стоит надпись 500 и латинская буква L, по центру изображение какого-то памятника и зданий. На оборотной стороне надпись «Итальянская республика» латинскими буквами и портрет какой-то женщины. Края монеты из белого металла, середина из жёлтого.

На следующем уроке

Вспомни, что такое государство. Какую роль оно играет в жизни общества, каждого человека?

Государство — это единая территория, на которой живут люди, со своей столицей и правительством, законами и армией.

Государство организует жизнь общества и каждого человека, формулируя законы, которым они должны следовать.

o Воспитывать умения экономно расходовать и распределять зарплату.

o Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

II. Развивающие задачи.

o Развивать умения производить счетные операции в уме.

o Расширить представления об элементах экономики (бюджет семьи, цена товара, сдача, коммунальные услуги) и о профессиях.

o Развитие интереса к различным профессиям.

III. Обучающие задачи.

o Познакомить с понятием «зарплата».

o Дать понять, что бывают обязательные (основные) расходы и не обязательные (не основные) расходы.

o Научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Оборудование: Атрибуты разных профессий, карточки с изображением предметов, символизирующие основные расходы, разнообразный товар (овощи, фрукты, товары первой необходимости, ценники, деньги, карточки с изображениями смайликов.

Этапы Содержание игры Целевые ориентиры Результаты

Введение в игровую ситуацию

- Здравствуйте, дети. – Вы любите играть? (Да).

- А давайте, поиграем. Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Профессии».

Развивать умение поддерживать беседу.

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Игровая ситуация «Волшебное превращение».

- Сейчас я превращаюсь в фею и превращу вас в людей разных профессий.

- Ребята, на спинках ваших стульев висят костюмы. Давайте все наденем.

Звучит волшебная музыка, в это время дети одеваются.

- «Гоменум Ревелио…»

- В кого я превратила Лену? (В врача)

- Скажи, Лена, что ты знаешь о работе врача. (Врач лечит больных людей, выписывает лекарства, ставит диагноз – определяет, чем болеет человек.)

Так, фея превращает остальных детей в людей разных профессий и ведет вместе с детьми беседу о профессиях

• Ветеринар - (лечит животных, осматривает их, выписывает лекарства, дает советы по уходу за животными)

• Охранник - (охраняет различные объекты,учреждения: магазины, школы, детские сады, оберегает нас)

• Парикмахер – (делает прически, стрижет волосы, подбирает для нас шампуни, краски, бальзамы для волос, дает советы по уходу за волосами)

• Капитан дальнего плавания – (работает на корабле, перевозит грузы, людей; уходит в длительные рейсы на корабле, много путешествует.)

• Повар – (готовит вкусные блюда, придумывает рецепты новых блюд, украшает блюда.)

• Пожарный – (тушит пожар, спасает здания, сооружения от пожара; рискуя своей жизнью, спасает людей во время пожара.)

- Вот уже прошел месяц, как вы работаете.

- А кто знает, что получите вы в конце месяца за свою работу? (деньги, зарплату).

- Да, правильно. За свою работу люди получают деньги. А эти деньги называют заработной платой.

- А вы знаете деньги бывают разные? (бумажные, металлические)

- Давайте рассмотрим их. Вот,например: 1тысяча рублей. Если её посмотреть на свет, то можно увидеть много невидимых знаков. Например, спрятаны цифры 1000. Еще спрятан элемент памятника…. А для не зрячих людей есть специальные знаки. Вы знаете? Эти знаки находятся слева снизу. Это значит купюра настоящая. Дети, вы уже можете самостоятельно определить и удостовериться, что купюра настоящая.

- Скажите, а как можно обращаться с бумажными деньгами? (Бережно: не рвать, не мять)

- Да, молодцы нужно бережно относиться к деньгам.

-А металлические деньги, они какие? (твердые, не мнутся, круглые).

- Вот и настал день выдачи зарплаты.

- Занимайте очередь в кассу.

- Когда люди получают зарплату, они расписываются в ведомости. А вы будете ставить «крестик».

-Все получили зарплату?

- А теперь скажите, на что вы потратите свои деньги? (на квартплату, телефон оплатим, за свет, в магазин пойдём).

Если дети затрудняются в ответе, то воспитатель даёт наводящие вопросы.

- В вашем доме есть тепло?

- Телевизор подключен к кабели?

- За все это нужно платить деньги.

- Вы в свою очередь также будете платить квартплату, газ, свет, телефон. Это то, основное которое нужно оплатить в первую очередь.

• Оплачивают квартплату, газ, свет, телефон.

- На оставшиеся деньги покупают продукты питания и предметы первой необходимости.Познание: обогащение представлений о видах профессий; развитие умения созерцать предмет (бумажные и металлические деньги) (всматриваться, направляя внимание на более тонкое различение их качеств (специальные невидимые знаки)

развивать умение поддерживать беседу; поощрять стремление высказывать свою точку зрения; совершенствовать речь, умение более точно характеризовать профессии; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками.

Музыка: обогащение музыкальных впечатлений детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки)

закрепление умения брать на себя различные роли в соответствии с содержанием игры; использовать атрибуты; воспитывать

дружеские взаимоотношения между детьми.

Труд: формировать представление о труде взрослых.

Создание мотивационной ситуации для активного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Дети умеют поддерживать беседу, рассуждать и давать необходимые пояснения. Имеют элементарные представления о разных профессиях

Ввести в речевую практику слова «деньги», «заработная плата», «товары первой необходимости», «бюджет семьи», «цена товара», «сдача», «коммунальные услуги».

Умеют определять характерные особенности денежных знаков (металлический, бумажный).

Имеют представления о том, что труд человека оплачивается. Заработная плата – это денежное вознаграждение работника за труд.

Имеют представления о разумном расходовании заработной платы (бывают обязательные (основные) расходы и не обязательные (не основные расходы).

Сюжетно – ролевая игра: «Магазин»

Алгоритм действия детей.

1. При входе в магазин ребенок здоровается.

2. Спрашивает стоимость продукта.

3. Перечисляет (называет) необходимое количество продуктов.

5. При выходе прощается.Социализация: обогащение словаря формами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект (товар, ситуацию, излагать свои мысли понятно для окружающих; освоение форм речевого этикета.

Познание: закрепление представлений о вычитании, сложении в пределах 20. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (обменивается предметами, способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Умеют производить счетные операции в уме.

- У кого остались деньги тот молодец, умеет правильно распоряжаться своей зарплатой. Зарплату за один день расходовать нельзя. Её надо распределять на весь месяц. А у кого денег не осталось, в следующий раз вам надо быть экономнее.

Воспитатель приглашает детей к доске, где прикреплены смайлики.

1. Те, у кого остались деньги, пусть подойдут и прикрепят фишку к улыбающемуся смайлику.

Давайте им похлопаем. Вы у нас самые экономные, молодцы.

2. А у кого совсем не осталось денег прикрепите фишки к грустному смайлику. Вам надо тщательно продумывать свои расходы. Давайте им тоже похлопаем, потому что они старались.

Надеюсь, в следующий раз вы будете экономными.

- Мне очень понравилось с вами играть, всем большое спасибо.

- До свидания!Социализация: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства

Коммуникация: формирование умения отстаивать свою точку зрения. Умеют адекватно оценивать ситуацию. Умеют сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

2. Смирнова Т. В. Экономический сказочный словарь. –Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

3. Смоленцева А. А. Введение в миро экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно – методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008.

Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо?» Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Закрепить понятия о добре и зле,.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: - показать детям, используя.

Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе для детей с ТНР «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: формирование нравственных представлений у детей. Задачи: 1. Учить давать нравственную оценку поступкам окружающих людей. 2. Формировать.

Сценарий развлечения ко Дню Защиты Детей «Что такое хорошо и что такое плохо?» В солнечную,теплую погоду развлечение проводится на участке детского сада. Кругом развешаны воздушные шары,играет детская музыка. Воспитатель.

Окружающий мир 3 класс Что такое заработная плата?

Заработная плата - это те деньги, которые человек получает за свой труд.

Разберем почему эти деньги так называются.

Если произнести слово зарплата без сокращения, то мы получим сочетание слов "Заработная плата". Нам сразу становится понятно, что зарплата - это не просто деньги, которые берутся неизвестно от куда каждый месяц. Это деньги, которые человек заработал.

Чтобы получать зарплату человек должен сделать что-то полезное другим людям. Например он может работать на заводе и собирать автомобили, которые будут покупать и на которых будут ездить другие люди. Или он может сделать расчет зарплаты для сотрудников предприятия - это тоже полезный труд, ведь иначе люди не знали бы сколько им получать, на сколько они наработали.

Зарплату не получают те кто не работает - школьники, студенты, пенсионеры и некоторые другие категории граждан.

Заработная плата - это плата за труд работника.

Основным законом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой Кодекс Российской Федерации ( ТК РФ )



Вполне очевидно, что размер заработной платы зависит от нескольких факторов, прежде всего от квалификации работника. Чем выше квалификация наемного работника, тем на большую оплату своего труда он может рассчитывать.

Согласно действующему законодательству работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату не реже двух раз в месяц за фактически отработанное в этом месяце время.

Согласно закона заработная плата работника должна быть не ниже минимального размера оплаты труда ( МРОТ ), который, в свою очередь, должен быть не меньше прожиточного минимума. К сожалению, пока что это не выполняется, и многие люди получают зарплату меньше прожиточного минимума.


Наше общество это большое социальное объединение людей. А как известно, что бы выжить любой популяции живых существ, им нужно держаться вместе и помогать друг другу.

Все взрослые люди, по окончании школы, института идут работать. Они производят материальные ценности, учат, лечат, охраняют. По сути они заботятся о других членах сообщества людей, и для того что бы они и дальше могли продолжать это делать, государство (работодатель) мотивирует их платя им заработную плату как вознаграждение за их труд направленный на развитие социума.

Заработная плата - это оценка труда человека, которая может быть выражена как денежной форме, так и возмещена другим видом услуг или товаров.

Ох, уж этот "Окружающий мир" - затрагивает даже щекотливые места нашей повседневной жизни - зарплату.

Значение словосочетания "Заработная плата" скрыто в самом выражении. Если внимательно прочитать, то можно это увидеть.

Заработанная плата, то есть плата за работу. Каждый труд достоин вознаграждения, следовательно, на каждом предприятии, фабрике, заводе, где люди работают, им должны оплачивать их труд. Конечно, в современном мире не всегда труд оценивается по достоинству, но все же люди для того и работают, чтобы получить зарплату и купить продукты для еды, одежду, оплатить коммунальные услуги, посетить интересные места, помочь близким.


Какая у тебя зарплата? Подобный вопрос слышали все. Что такое зарплата? Это не что иное, как сокращение словосочетания "заработная плата" и обозначает это слово то, что платят за нечто, отработанное человеком. Она может быть сдельная (за конкретно выполненные задания, например - изготовление деталей на станке, чем больше сделаешь, тем больше получишь) и повременная (за некоторое время, в основном - 8 часов, которое человек потратил на работу).

Таким образом, это просто деньги (национальные или валюта), которые дают в обмен за выполненную работу. Они нужны, чтобы покупать еду и одежду, платить за квартиру и многое другое. Те люди, которые работать не могут, получают от государства пенсию (пожилые или инвалиды), стипендию (учащиеся) или пособие (на бирже труда). Все эти платы берутся из налогов, которые платят государству. Они намного меньше, чем даже небольшая зарплата, а потому, если вы можете работать, нужно искать работу, чтобы получать заработную плату.

Деньги делают нашу жизнь проще: можно прийти в магазин, выбрать товар и купить. Раньше людям приходилось участвовать в обмене вещами — это было неудобно и порой не совсем справедливо. Сейчас нам не знакома такая проблема, но историю денег нужно знать обязательно!

Давайте разберемся, как возникли деньги и почему общество решило их использовать.

Что такое деньги и зачем они нужны?

Мы перечисляем деньги при покупке, продаже, получаем в качестве вознаграждения.

как возникли деньги для детей

Деньги — особенный, универсальный товар, который можно обменять на что угодно. Вот главные свойства денег.

  1. Мера стоимости вещей и услуг. Благодаря деньгам мы имеем возможность быстро сравнить цены, понять, от чего они зависят. Почему одна плитка шоколада дороже другой? Цена объясняется качеством шоколада, затратами на упаковку и т. д. Деньги помогают рассчитывать окончательную стоимость. Этому посвящены разделы науки под названием экономика.
  2. Средство платежа. Мы пользуемся деньгами при продаже вещей. Деньги — это заработная плата, которую люди получают за работу; долги, которые мы отдаем друзьям или организациям (например, банкам). Без денег в этой сфере царила бы полная неразбериха.
  3. Средство накопления. Когда люди откладывают мелочь в копилку — это тоже накопление денежных средств. Позже, получая зарплату, можно откладывать деньги на счет в банке, инвестировать и т. д. Финансовая грамотность учит правильно распоряжаться деньгами, чтобы в будущем они работали на нас.
  4. Средство обращения. После продажи деньги долго остаются у продавца, он может распоряжаться ими: копить, дарить, покупать новое.
  5. Мировые деньги. Связывают страны друг с другом: между государствами постоянно происходит обмен товарами и услугами.

Экономические процессы сложны, зависят от общества, природы, поступков людей и многих других факторов. Экономикой постоянно занимаются ученые, чтобы научиться использовать деньги во благо человека и планеты.

Однако денежная система не всегда была такой запутанной. Раньше деньги выглядели иначе.

Что было до появления денег?

Человеческий разум эволюционировал на протяжении многих веков: люди осваивали новые ремесла, изобретали виды деятельности, которые повышали качество жизни.

Древние люди выяснили, что каждый член общества успешен в отдельной области — приготовление пищи, изготовление оружия, посуды, одежды и т. д. Выгоднее получить нужную вещь у соседа, чем самостоятельно осваивать новую «профессию».

Люди разработали натуральный обмен — процесс, при котором нужно обмениваться товарами, продуктами, предметами быта (например, два мешка риса вместо глиняного горшка). Способ быстро проявил недостатки — обмен часто выходил неравноценным. Один из участников все равно вкладывал больше усилий и времени в работу, чем второй.

Эта мысль стала основой появления денег. Деньги — наиболее разумная оценка чужого труда. Устанавливая цены, самостоятельно определяя стоимость труда, люди сделали еще на один шаг к рациональному распределению средств.

Но до изобретения государственной и мировой валюты (рубли, доллары и т. д.) было еще далеко. Что люди использовали до возникновения монет и купюр?

Какими были первые деньги?

Итак, меновая торговля (бартер) оказалась несовершенной. Люди решили выбрать общепризнанный ценный товар, который можно использовать при покупке и продаже вещей.

Древние люди использовали разные предметы.

Всегда считалась ценным товаром: китайские императоры платили мешками соли за услуги, а солдат Древнего Рима награждали солью за успехи в бою. В чем секрет? Наши предки использовали соль, чтобы хранить мясо — питательный, ценный для организма продукт. Соль играла важную роль в хозяйстве.

Китайцы до нашей эры использовали небольшие ножи в качестве валюты: на них встречаются различные символы, показывающие, что можно приобрести в обмен на нож (например, рыбу).

Зерна

Ячмень в Месопотамии был аналогом современных денег: зернами подсчитывалась цена предмета, услуги. «Валюта» сильно зависела от природных условий, погоды, поэтому со временем ее вытеснила более привычная нам — серебро.

Домашний скот

Для ведения натурального хозяйства были необходимы домашние животные и скот: от них зависела урожайность, скорость обработки земли, количество мяса. Скотиной платили налоги, отдавали долги, презентовали в качестве подарка.

Шкурки животных всегда были ценным товаром: даже в 21-м веке изделия из натурального меха стоят дорого (хотя люди начинают жалеть животных и переходить на искусственный мех). В России и Финляндии беличьи шкурки пользовались спросом, играя роль местной валюты.

Но не любой, а только молодой пармезан. Такие «деньги» появились, как легко догадаться, в Европе (Италия): даже сейчас на территории Италии некоторые банки дают деньги в обмен на определенные сорта сыра.

Перец

Черный перец был разменной монетой в европейских странах — начиная с античности и заканчивая Средневековьем. Сейчас перец есть в каждом доме, а прежде люди совершали долгие поездки, чтобы добыть специю. Черный перец был уделом богачей — выходец из народа не мог позволить себе обладать вожделенным товаром.

То же самое можно сказать про чай. В Азии чай давал возможность купить еду, оружие, скотину. А все благодаря долгому сроку хранения и целебным свойствам: чай заваривали, смешивали с другими продуктами и бережно хранили.

Наконечники стрел

Бронзовые наконечники стрел активно использовались скифами, которые часто проводили время в военных походах: было удобно обмениваться наконечниками благодаря их практичности, компактности. Оружие всегда было под рукой.

Ценность риса достигла наивысшей точки в азиатской культуре. Например, японцы оценивали рис как основной продукт, необходимый для выживания. Чем больше риса хранил человек, тем зажиточнее была его семья. Такие взгляды сохранялись вплоть до 19 века.

Ракушки

Были распространены в Африке, Океании. Местные собирали «валюту» на берегу океана, сушили на солнце и обменивали на товары первой необходимости.

Какао

Древние ацтеки расплачивались какао-бобами. В Аргентине они сей день считаются ценным приобретением.

Когда появились современные деньги ?

Время подарило человечеству новые средства передвижения, ремесла. Народы стали больше контактировать друг с другом. Бурно развивалась торговля, а вместе с ней и денежная система.

Монеты

Люди поняли: деньги должны быть универсальными и пригодными к долгому хранению. Продукты, шкурки, ножики соответствовали первому требованию, но их нельзя было хранить долгое время.

монеты

Пришлось придумывать деньги из более долговечного материала. Металлы стали идеальным вариантом: они почти не портятся, долго хранятся, легкие. Качество монеты или слитка легче контролировать: например, вес монеты можно проверить за пару секунд, а качество зерна — нет.

Чеканка монет впервые появилась в 6-7 вв. до н. э. на территории современной Турции. Лидийский царь Крез решил установить государственный стандарт: золотые и серебряные монеты должны соответствовать требованиям царя. Сейчас валюта тоже зависит от правил страны, в которой ее выпускают.

Такая модель денег показалась людям удобной и быстро распространилась по Европе. Стали появляться не только дорогие монеты (для крупных сделок), но и помельче — для ежедневной торговли.

Однако путаница в монетах продолжалась до Средних веков: большие монеты «делились» на мелкие в хаотичном порядке. Например: 1 фунт = 240 пенни (Англия), а в других странах количество единиц могло быть иным (не 240, а 50, 100 и т. д.)

Российская империя стала первым государством, где установили десятичную систему счета денег. Об этом позаботился реформатор Петр I. С тех пор мы пользуемся обозначением, где 1 рубль = 100 копеек.

Бумажные деньги

Бумажные деньги появились намного позже, потому что зависели от производства бумаги, развития печати.

Они имеют собственную историю: возникли в 9 в. н. э. в Китае, затем появились в европейских странах. Сначала банкнота означала обычный документ о количестве денег у человека. Массовая печать денег впервые появилась в Швеции 17-го века, когда Стокгольмский банк выпустил их для замены многочисленных монет.

Купюры упростили жизнь торговцев: больше не нужно было носить тяжелые монеты с собой во время путешествий.

Больше интересных фактов о деньгах для детей дошкольного возраста и младших школьников вы найдете в нашей статье.

История денег в России

Разберемся, как развивалась денежная система в России.

На Руси люди обменивались скотом. Осознав, что скотину тяжело перегонять с места на место, купцы перешли на мех, серебро и золото.

Первая монета Руси называлась серебряником и чеканилась во время правления князя Владимира. На серебряных монетах стали печатать портреты правителей и герб династии Рюриковичей.

Золотые монеты назывались златниками, золотниками. Сохранились пословицы, связанные с этим словом: «Мал золотник, да дорог».

Первые русские деньги отливали из иностранных (к примеру, серебряники мастерили из арабских дирхамов).

Затем начался период монголо-татарского нашествия: торговля замедлилась, люди для удобства переплавили монеты в гривны — крупные слитки серебра. Гривну рубили на 4 части. Каждая часть называлась рублем.

Лишь к концу 14-го века монеты вновь начали отливать во многих княжествах. Слово «рубль» уже не ассоциировалось с куском гривны — теперь так называли монеты. После объединения Руси вокруг Москвы чеканка монет наладилась окончательно: менялись только стандарты производства денег, а от Петра I до революции 1917 года практически не было серьезных перемен.

Бумажные деньги — ассигнации — впервые стали печататься в России при Екатерине II, но люди долгое время доверяли монетам намного больше: ассигнации подделывали во время войн, государство печатало новые бумажные деньги, а старые обесценивались.

В течение 20-го века, после революций и войн, утвердился советский рубль, а современные люди уже пользуются российскими рублями.

Современные деньги

Мы пользуемся монетами и бумажными купюрами, на которых есть цифра — номинал: 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000 на бумажных деньгах; 1, 2, 5, 10 (рубли) и 10, 50 (копейки) — на монетах.

современные деньги

Современные деньги бывают двух видов:

  • наличные (монеты и бумажные деньги);
  • безналичные (их нельзя трогать, носить в кошельке).

Люди зарабатывают деньги и кладут их на счет в банке — финансовой организации, которая хранит и выдает деньги, оформляет важные финансовые сделки между людьми, дает средства в долг. Центральный банк печатает купюры, делая специальную отметку — водяной знак. Она нужна, чтобы жители страны не подделывали деньги — такое преступление карается законом.

Банковский счет, где хранятся сбережения, привязан к банковской карте. С ее помощью мы совершаем покупки в магазинах. Если нужно «превратить» невидимые безналичные деньги в бумажные, следует найти банкомат и снять деньги со счета — автомат выдаст купюры.

С помощью интернета люди свободно распоряжаются личными деньгами: например, их можно перевести на счет другому человеку, отдав долг, или оплатить заказ. Банки часто возвращают часть потраченных в интернете денег обратно, чтобы поддержать желание пользователей тратить средства. Возврат денег называют кэшбэком.

Мир переходит на безналичные деньги: они удобнее.

  • Не нужно считать сдачу, беспокоиться о наличии нужных купюр.
  • Безналичные деньги гигиеничнее — поверхность купюр населяют микробы.
  • Они не изнашиваются со временем, их невозможно потерять.
  • Наличные деньги легче украсть и мгновенно потратить.

Однако нельзя забывать о безопасности: интернет-мошенники знают множество способов украсть деньги с карты. Надо следить за паролями, сайтами, которые вы посещаете. Лучше с детства научить ребенка основным правилам интернет-безопасности, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

Заработанными деньгами надо распоряжаться с умом: например, инвестировать — вкладывать свободные деньги в акции, недвижимость, чтобы увеличивать доход. Этому учатся постепенно: в детском саду, школе, на уроках финансовой грамотности для детей и взрослых.

Внимательное отношение к деньгам — основа благополучной жизни. Стоит уделить время их изучению!
































Назад Вперёд

Цель: познакомить с ролью денег в экономике.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей (по количеству учеников); советские и зарубежные монеты и банкноты.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Что даёт нам добывающая промышленность?

2. Что производит электроэнергетика?

1) электрические приборы
2) электрическую энергию
3) электростанции
4) нефть

3. Что производит химическая промышленность?

1) машины
2) краски
3) военную технику
4) продукты питания

4. Что производит лёгкая промышленность?

5. Что производит добывающая промышленность для химической?

6. Где производят электроэнергию?

1) в карьерах
2) на шахтах
3) на электростанциях
4) на заводах

7. Какие отрасли промышленности участвуют в изготовлении кастрюль?

1) добывающая промышленность
2) пищевая промышленность
3) металлургия
4) машиностроение

III. Самоопределение к деятельности

Слайд 10. Отгадайте загадки.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.)

– Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа «Что такое деньги»

– Что такое деньги? (Ответы учеников.)

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова:

«Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можнобыло обменять на другие товары или использовать по назначению в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах деньгами служили камни размером с мельничный жернов. Сдвинуть такую «деньгу» С места могли только несколько человек.

Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
Металлическими деньгами были серебряные слитки в Риме, серебряные кольца – в Египте, медные слитки в Италии, свинцовые шарики – в Северной Америке, серебряные лямы в Китае, бронзовые слитки в Микенах. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» – драхма). Они так и назывались – драхмами. Деньги в Греции и сейчас называются так же.

Русские деньги

Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги. На Руси они получили название куны (как и шкурки куницы) и стали ходить как русские деньги. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Считается, что, когда появились монеты, из них стали делать ожерелья, которые женщины носили на шее – на «гриве», отсюда название «гривна».
В XIII в. Русь, кроме Новгорода, оказалась под монгольским игом. Как ни тяжело было жить под властью захватчика, но жизнь продолжалась. Именно в это время в Новгороде появился рубль, который еще называли рублевой гривной. Такое название объясняется тем, что сначала отливали длинный слиток серебра, потом его рубили на части – гривны, массой примерно 200 г. Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 г.
После изготовление рубля упростили. Из расплавленного серебра не делали один длинный слиток, а разливали его в формочки. это оказалось гораздо удобнее и точнее, чем рубить серебряный слиток. Название «рубль» осталось. И вскоре новгородский рубль распространился по всем русским княжествам. В 1380 г. монголов прогнали с Русской земли, но еще почти 100 лет избавлялась Русь от монгольского ига. Даже название русских денег было взято от названия монгольской монеты «денга» (в переводе «звенящий»). в нашем языке слово «денга» постепенно превратилось в слово «деньги».
С 1534 г. в Руси введены монеты одного типа с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Кроме копейки, были и другие разменные монеты: деньга, или денежка (1/2 копейки), и полушка (1/4 копейки). Все эти монеты имели хождение до ХVIII в.

У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Первые бумажные деньги

Как известно бумажные деньги сделали прогресс в нашем мире, облегчение торговли. Первыебумажныеденьгипоявилисьв Китае в 910 году нашей эры. В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову, за разглашение о том, как изготавливаются деньги в другие страны, назначалась смертная казнь. Бумажные деньги Китая были народным достоянием для страны.
Китай также продавал свои ценные бумаги по всей средней Азии: Корея, Япония. Но, ни одна страна, не могла разгадать секрет по изготовлению денег. И вот спустя век Корея начала печатать свои бумажные деньги, затем Япония. Затемденьгиразошлись по всему миру.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.

2. Работа по учебнику.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 66-68.
– Назовите два способа обмена.
– Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)
– Приведите пример бартера.
– Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)
– Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета.)
– Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)
– Как называются металлические деньги? (Монеты.)
– Как называются бумажные деньги? (Банкноты).
– Назовите денежные единицы разных стран мира.

3. Практическая работа.

(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)

– Что изображено и написано на монетах? Сравните.
– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.
Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

– Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.
– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)
– Опишите монету достоинством 1 рубль.

– Рассмотрите советские и зарубежные монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей.
– Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках? (В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик. )
– Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков).
– Кто такие нумизматы? (Люди, которые коллекционируют и изучают монеты)
Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради.

– Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения слов «бартер» и «деньги». Запишите их в рабочей тетради.

– Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия.
– Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин?
– Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?
– А в Европе?

VII. Рефлексия

1. Графический диктант

  • Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.
  • Плата за работу – заработная плата.
  • Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения.
  • Оборотная сторона монеты – гурт.
  • Надпись на монете называется легендой.

(После выполнения задания проводится самопроверка. Проверка: –, +, +, –, + )

– Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному – сапоги, а гончару – рубашка. Как они будут обмениваться?
– В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. От чего зависит цена товара?

VIII. Подведение итогов урока

– Что такое деньги?
– Что нового вы узнали о деньгах?
– Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 67-70, ответить на вопросы раздела «Про верь себя» на с. 69. Рабочая тетрадь: № 3-4 (с. 39).

Читайте также: