Что такое дорожная карта в образовании по заработной плате

Опубликовано: 17.09.2024

7 мая 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были подписаны Указы, которые стали фундаментом для достижения стратегических целей государства. Они направлены на обеспечение высоких показателей социально-экономического развития страны, в первую очередь в сферах экономики, здравоохранения, образования, демографической и жилищной политики, а также государственного управления.

Фактически Президентом поставлены конкретные задачи по изменению важных сфер нашей жизни. «Дорожные карты» действий по президентским указам, по сути, отражают основные направления президентской политики на весь период полномочий, в них указаны приоритетные направления развития страны до 2018 года и те достижения, которых страна должна добиться в этих приоритетных социальных направлениях.

Вслед за федеральной дорожной картой «Изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки», принятой в декабре 2012 года, в феврале 2013 года Правительством Югры утверждена аналогичная карта. Принятые документы учли, новый закон «Об образовании».

«Дорожная карта» - это вид планирования, подробный сценарий реализации основных направлений, мероприятий изменения сферы образования. Такая карта увязывает между собой видение, стратегию и план развития образования и науки и выстраивает во времени основные шаги этого процесса, позволяет просматривать вероятные сценарии развития. То есть на федеральном уровне заданы высокие целевые значения показателей социально-экономического развития, но вот темп их достижения, определен регионом с учетом оптимальных путей с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.

Приоритеты образовательной политики, закрепленные в этом документе:

1. Увеличение заработной платы педагогов. К 2018 году вырастет заработная плата педагогических работников педагогических работников дошкольного, дополнительного образования, работников общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования, преподавателей, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования.

В 2013 году планируется увеличение фонда оплаты труда указанных категорий в целях достижения целевых показателей средней заработной платы (педагоги дошкольных учреждений до 43 601 рублей, педагоги в сфере общего образования до 54 181 руб.).

В бюджете автономного округа предусмотрены дополнительные средства на выполнение майских указов Президента о повышении зарплаты в сфере образования. Всего на повышение оплаты труда педагогических работников ведомства образования в 2013 году предусмотрено более
4,0 млрд. рублей.

2. Доступность дошкольного образования. Потребность в дошкольном образовании, и особенно в нашем регионе, велика. В расчетах Департамента образования и молодежной политики автономного округа учитывался не только сегодняшний дефицит мест в дошкольных учреждениях, но и дополнительный спрос на них, который неизбежно появится в связи с повышением рождаемости. Решать эту проблему планируется комплексно: за счет строительства новых детских садов, реконструкции (перепланировки) существующих зданий, возврата дошкольных учреждений и, конечно, благодаря развитию негосударственного сектора и вариативных форм получения дошкольного образования.

Предполагается, что к 2015 году все дети от трех до семи лет, которые в этом нуждаются, смогут воспользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений (в настоящее время 82%).

3. Увеличение количества детей, пользующихся услугами дополнительного образования. Планируется, что не менее 65% детей Югры в возрасте от 5 до 18 лет будут получать услуги дополнительного образования к 2018 году и 67% к 2020 г., на сегодня доля таких детей составляет 53,3%.

Важно отметить: «дорожные карты» к этим трем направлениям не сводятся. Это ключевые приоритеты для ближайшего времени.

Структура «дорожной карты» предполагает охват всех уровней образования с учетом мероприятий направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенных с этапами перехода к эффективному контракту.

Цена, которую социальная сфера заплатит за очередную реформу, может оказаться слишком высокой, предупреждают специалисты. Мы беседуем с директором Института развития образования НИУ ВШЭ Ириной Абанкиной

Цена, которую социальная сфера заплатит за очередную реформу, может оказаться слишком высокой, предупреждают специалисты. Мы беседуем с директором Института развития образования НИУ ВШЭ Ириной Абанкиной

– В России принята «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы». Ее еще называют «Дорожной картой». Зачем она понадобилась? Ведь систему оплаты труда в образовательных учреждениях России совершенствуют столько лет!

– «Дорожную карту» принял Минтруд. Она распространяется на все отрасли социальной сферы, где требуется совершенствование систем оплаты труда: культура, здравоохранение, социальная политика, образование…

– Но почему за учительскую зарплату взялся именно Минтруд? Значит ли это, что проекты Минобрнауки по повышению учительских зарплат признаны неудачными?

– Я бы не стала говорить о неудаче. Если бы пять лет назад мы достигли тех результатов, к которым пришли в 2012 году, – это было бы крупное достижение. Речь идет о другом явлении: зарплата педагогов отстает от ожиданий самих педагогов. И дело даже не в инфляции, а в процессах социального расслоения внутри педколлективов, начавшихся после общероссийского перехода на НСОТ.

– Сколько средств сможет привнести в систему образования эта программа? Сколько она будет стоить?

– Она стоит около 100 миллиардов руб­лей. Об их распределении судить пока сложно. Эти деньги предназначены не только для системы образования. Они будут распределяться по регионам комплексно, по соглашениям, «деньги в обмен на обязательства». Для получения этих денег у губернаторов должна быть цельная политика в отношении социальной сферы. А это, пожалуй, самое трудное.

– В регионах давно обсудили принципы и критерии начисления учительской зарплаты и уже начали работать с ними. Но после принятия «Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда» не придется ли начинать эту работу с нуля? Ведь надо будет разработать и согласовать общий подход к оценке труда всех бюджетников – в том числе учителей, врачей, работников культуры…

– Принятия единой методологии для всей социальной сферы в программе не заложено. Во всяком случае об этом не говорится черным по белому. Предполагается обсуждение единых подходов к нормированию труда работников социальной сферы, в том числе, и труда педагогов. Но именно единых принципов (например ориентированных на разные уровни образования – дошкольное, общее, высшее), а не конкретных показателей и критериев, по которым будет начисляться зарплата в отдельных учреждениях.
Нормы, организующие педагогический труд, помогут сформулировать, на какие показатели качества мы переходим.

– В «Дорожной карте» говорится о том, что зарплата должна начисляться в зависимости от качества труда. Оставим пока медиков или музейных работников. О каких показателях качества в образовании идет речь? Для педагогов они до сих пор не разработаны…

– Этот вопрос действительно вызывает напряжение у педагогической общественности. В программе говорится, что достижения определенного уровня зарплаты недостаточно. Нужно еще увязать уровень зарплаты с теми или иными показателями деятельности. Подразумевается, что требования по качеству труда должен выставить при заключении контракта с педагогом сам работодатель. Для учителя это директор школы. Кто же еще, кроме него?
С другой стороны, программа предполагает некие единые принципы качества для всей отрасли. И эти сквозные показатели отслеживаются сверху донизу: эффективность работы отрасли, конкретного учреждения, конкретного работника… С опорой на них и должны разрабатываться конкретные требования к стимулирующей части оплаты труда в образовании. О том, кто будет их разрабатывать на уровне региона, ничего не сказано. Система оплаты труда задается регионом, а определяет ее локальный нормативно-правовой акт на уровне самого учреждения. Очевидно, что в обсуждении должны участвовать экспертные группы, уже проявившие себя в области оплаты педагогического труда, и профсоюзы. Их опыт и конструктивная критика, в том числе программ, уже реализуемых в образовании, при подготовке «Дорожной карты» были, безусловно, учтены. Сегодня у меня больше надежды на профсоюзы, чем на чиновничьи распоряжения Минтруда.

– В программе критикуются принципы начисления стимулирующей части зарплаты. Заставит ли это губернаторов пересмотреть свою позицию в этом вопросе?

– Я бы хотела, чтобы многие губернаторы свою позицию пересмотрели. За последние годы в регионах при распределении стимулирующей части ФОТ наблюдалось немало перекосов. В некоторых субъектах РФ администрирование стимулирующей части ФОТ стоило дороже, чем сам стимулирующий фонд. Ее рассчитывали и пересчитывали, отвлекали на эту работу школьные коллективы, создавали новые ставки администраторов. а в итоге – распределяли фонд из пяти копеек! В других регионах стимулирующую часть ФОТ фактически упразднили, потому что на нее не было средств. А были и такие субъекты РФ, в которых урезали базовую часть оплаты труда педагогов, чтобы размер стимулирующего фонда выглядел достойно (например, на уровне 25–30%). Не удивительно, что сегодня повышение оплаты через стимулирующую часть ФОТ многими педагогами воспринимается просто как компенсация, как возврат долгов за недоплаченную базовую часть зарплаты. Профсоюзы разных отраслей неоднократно подчеркивали: у работника (и в частности у учителя) должна быть достойная, гарантированная базовая часть оплаты труда. То же самое говорится и в новом Законе «Об образовании в РФ»: доплата за книгоиздательскую продукцию, за ученые степени и звания должны войти в гарантированную базовую часть зарплаты. За объем работы, в соответствии с ее сложностью, за квалификацию того, кто ее выполняет, должен идти достойный базовый оклад. Не надо подменять стимулированием заслуженные выплаты!

– Сейчас учителя обсуждают вопрос, что им вообще не надо стимулирующей части зарплаты. Многие высказываются за достойный гарантированный оклад. И – за премию, скажем, один раз в год. Это чисто российский вариант или общемировая практика?

– По всему миру идет апробация разных систем. Сейчас подводятся итоги того направления, которое ориентировано на оплату результатов педагогического труда (с учетом показателей результативности). Эта система была внедрена в отдельных штатах США. Однако большинство стран пытаются оплачивать педагогический труд одновременно и за результат, и за качество. За качество – значит, и за квалификацию педагога, которая позволяет выполнять работу определенной сложности. Это базовая часть. А оплата за результат – это стимулирующая часть. Через нее учителю дается траектория его творческого и карьерного развития: куда двигаться, в каком направлении развиваться.

– Однако в «Дорожной карте» нигде не сказано, что регионы должны увеличить базовую часть зарплат…

– В этом документе мы можем найти только ключевые показатели, которых надо достигнуть. Среди них – повышение зарплаты учителя (и работников социальной сферы вообще) до средней зарплаты по региону. Та же норма содержится и в новом Законе «Об образовании в РФ». Каким образом достигать этих показателей – это дело каждого региона. «Дорожная карта» ориентирует на разработку, а не предлагает готовые решения.

– Самое обсуждаемое место в программе – это переход к 2018 году на так называемый «эффективный контракт». Что это такое? И чем это грозит школам?

– Эффективный контракт – это контракт с поэтапным повышением заработной платы, который предполагает достойную зарплату в ответ на достижения показателей по качеству деятельности. В данном случае для меня интересно не слово «эффективный», а слово «контракт». В России в сфере дошкольного и школьного образования нет контрактной системы. Она существует только в высшем образовании, где регулярно – хотя и формально – проводятся конкурсы на вакантные должности. Когда же речь заходит о школьных учителях, мы вполне официально говорим о пожизненном найме. И так обстоят дела не только в России. Например, во Франции педагог только и ждет момента, когда он сможет наконец получить контракт на всю жизнь. Многие европейские страны имеют в этом смысле как бы устаревшие системы. Для них переход на контрактную основу (да еще с увязанными показателями достижений тех или иных результатов)– это колоссальная институциональная ломка. Недавно я говорила с директорами школ, которые все время повторяли: мы ищем для своей школы педагогов по призванию и – на всю жизнь.

– Давайте представим, что в школах субъектов РФ начнут в пилотном режиме переходить на эффективный контракт. Что из этого получится?

– Я думаю, это неосуществимо. Если до окончания срока «Дорожной карты» в 2018 году нам удастся в пилотном режиме перейти на эффективные контракты (срочные и со взаимными обязательствами) для руководителей школ – это будет крупное достижение. Лишь отработав сначала эту систему для руководителей учреждений, можно было бы начать обсуждение ее принципов с трудовыми коллективами, в том числе педагогическими. Назову только один принципиальный момент, который препятствует введению эффективного контракта в системе образования. В нашей стране примерно 73–75% работников сферы образования имеют стаж свыше 25 лет. В США таких – около 25%, в Европе – 41%, в Германии – а она считается стареющей страной – 43%. Но все равно это вдвое меньше, чем в России! В нашей системе образования идет старение кадров, но из системы не выходят на пенсию.
Недавно один уважаемый эксперт сказал мне: у нас «закупорена система». Это значит: невозможно поступить на работу в школу (нет свободных вакансий) и невозможно уйти из нее на пенсию (пенсии слишком маленькие). В закупоренном сосуде нельзя проводить реформы. Решать проблемы эффективного контракта (со сроками и показателями качества), не предложив людям современных схем выхода на пенсию, – это, на мой взгляд, неправильно. Без увязки с пенсионной системой механизм эффективного контракта остается только достижением формальных зарплатных показателей, и то – «средних по региону».

– Если губернаторы примутся активно работать по «Дорожной карте», это сулит немалые изменения в жизни учителей. Но нигде не сказано, что субъекты РФ должны работать в этом направлении. Значит, где-то учителя как жили, так и будут жить?

– Ситуация в регионах с принятием «Дорожной карты» может и не измениться. Ведь на данном этапе все губернаторы должны ориентироваться на выполнение указов Президента РФ. А в указах президента о единых для всей страны принципах начисления зарплаты работников социальной сферы (в том числе педагогов) ничего не говорится. Говорится лишь о достижениях по уровню средней зарплаты, на которые субъекты РФ должны ориентироваться. Я не исключаю, что губернаторы решат просто отчитаться о достижении этого уровня – и все. И главное – должна отметить это с сожалением – мы предлагаем огромные средства – 100 миллиардов рублей – на поддержку работников социальной сферы. Но эти средства и сама программа вызывают у россиян, скорее, тревогу и напряжение, чем понимание. Вроде бы программа ставит своей целью пойти навстречу людям, и в первую очередь творческим людям, но именно они чувствуют не поддержку, а скрытую угрозу от ее принятия и реализации. Все опасаются, что руководители их родного региона снова пойдут по пути достижения формальных средних показателей. А это значит – интересы конкретного работника социальной сферы, конкретного школьного учителя вновь окажутся за бортом.

от 30 апреля 2014 года N 722-р

2. Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить проведение мониторинга реализации плана.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить корректировку региональных планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".

4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 2620-р о плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст.149).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 апреля 2014 года N 722-р

План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"

I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

1. Основные направления

Реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности дошкольного образования детей, включает в себя:

предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования;

создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;

обеспечение содержания вновь создаваемых мест в детских дошкольных организациях и укомплектование этих организаций кадрами, учебно-методическим оборудованием;

создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования;

обеспечение доступности дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья;

перевод услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), в электронный вид (Электронная очередь).

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:

внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

формирование кадровой политики с учетом внедрения профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";

развитие системы независимой оценки качества работы образовательных организаций дошкольного образования.

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в дошкольных образовательных организациях;

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;

разработку и внедрение мероприятий по проведению аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт;

внедрение показателей эффективности деятельности руководителей организаций дошкольного образования и педагогических работников;

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;

информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

2. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности дошкольного образования, предусматривает обеспечение детей возможностью получать услуги дошкольного образования (соответствующей услугой должны быть охвачены все, заявившие о потребности в ее получении), в том числе за счет развития вариативных форм и негосударственного сектора дошкольного образования.

Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:

обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований федерального государственного стандарта дошкольного образования;

обеспечение открытости результатов деятельности организаций дошкольного образования с учетом показателей эффективности их деятельности;

обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в дошкольном образовании с учетом эффективного контракта и внедрения профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

3. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования

Численность детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (не включая 7 лет)

По данным демографического прогноза Росстата по состоянию на 1 января соответствующего года.

Численность воспитанников в возрасте 3-7 лет дошкольных образовательных организаций, охваченных программами дошкольного образования

Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для получения дошкольного образования

По данным демографического прогноза Росстата по состоянию на 1 января соответствующего года.

По данным Электронной очереди по состоянию на 1 апреля 2014 года.

Количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования

Численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

Удельный вес численности работников административно-
управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования

Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования

доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей

Мониторинг и оценка эффективности реализации субъектами Российской Федерации программ (проектов) по модернизации региональных систем дошкольного образования

Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования

в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования)

Создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм и негосударственного сектора дошкольного образования:

органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, Минобрнауки России

строительство зданий, которые могут быть использованы организациями как дошкольного, так и начального общего образования

реконструкция функционирующих дошкольных организаций, возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации

уточнение нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере дошкольного образования в связи с изменением требования СанПиНов

Минобрнауки России, Рособрнадзор, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (государственный контроль (надзор) в сфере образования)

Создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования:

Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления

отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования

разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2014-2015 годах на реализацию проектов по развитию образовательной системы Российской Федерации в части осуществления работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и оснащению капитальных объектов"

удельный вес численности воспитанников негосударственных дошкольных образовательных организаций в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций

разработка и реализация мероприятий по поддержке предпринимателей, организующих деятельность негосударственных дошкольных организаций

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций

удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

в том числе актуализация (разработка) образовательных программ в соответствии со стандартами дошкольного образования

руководители дошкольных образовательных организаций, педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования

Кадровое обеспечение системы дошкольного образования:

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере

удельный вес численности педагогических работников дошкольного образования, прошедших

подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников дошкольного образования с учетом внедрения профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

образования, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования

переподготовку или повышение квалификации по указанному направлению, в общей численности педагогических работников дошкольного образования

Осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала, исходя из предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда не более 40 процентов

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона

Оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений

численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования:

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы

число субъектов Российской Федерации, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных

реализация мероприятий по развитию системы независимой оценки качества работы образовательных организаций

местного самоуправления с участием руководителей дошкольных образовательных
организаций, Минобрнауки России

организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных

разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, их руководителей и основных категорий работников

государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентах муниципальных образований

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании

Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, Минобрнауки России

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона

Совершенствование действующих моделей аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования,

доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая квалификационная категория

Проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт

органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования

Планирование дополнительных расходов местных бюджетов на повышение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования
в том числе
проведение работы по

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного

заключению трудовых договоров с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора

образования, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования

образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона

Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта:

Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы

информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта (организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и другие мероприятия)

мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг дошкольного образования и удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, в том числе выявление лучших практик

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления

Распоряжение от 30 апреля 2014 года №722-р. Во исполнение указов Президента России. Позволит осуществить необходимые изменения в системе образования, увязанные с этапами перехода к эффективному контракту, в том числе за счёт установления чёткой последовательности действий, сроков, ответственных исполнителей.

Документ

Распоряжение от 30 апреля 2014 года №722-р

Документ внесён Минобрнауки России.

Документ разработан во исполнение указов Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», от 28 декабря 2012 года №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также перечня поручений Президента по реализации Послания Федеральному Собранию от 27 декабря 2013 года №Пр-3086 (подпункт 2 пункта 5).

Подписанным распоряжением в «дорожную карту» вносятся изменения в части:

- учёта показателей по реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в части ввода мест в дошкольных образовательных организациях;

- включения мероприятий по строительству зданий, которые могут быть использованы организациями как дошкольного, так и начального общего образования;

- включения мероприятий по проведению аттестации педагогических работников с последующим переводом их на эффективный контракт;

- приведения показателей в соответствие с формами федерального статистического наблюдения;

- уточнения фактических значений показателей по итогам 2013 года;

- обеспечения соответствия показателей «дорожной карты» показателям государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы;

- корректировки прогнозных показателей средней заработной платы педагогических работников в связи с уточнением расчёта потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы с учётом возможного привлечения не менее трети средств за счёт реорганизации неэффективных образовательных организаций и оптимизации реализуемых образовательных программ, а также с учётом принятия бюджетов субъектов Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, результатов анализа статистических данных по итогам 2013 года о средней заработной плате по субъектам Федерации.

Для эффективной реализации государственной политики в сферах образования и науки распоряжением рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Федерации разработать и утвердить соответствующие региональные «дорожные карты».

С учётом значительности вносимых изменений признаётся утратившим силу распоряжение от 30 декабря 2012 года №2620-р, которым ранее был утверждён план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

В целях осуществления мероприятий, направленных на оптимизацию неэффективных расходов, предусмотрены следующие меры:

- оптимизация сети образовательных организаций и образовательных программ с учётом их особенностей, а также существующей структуры системы образования и перспектив её развития;

- оптимизация неэффективных расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала;

- оптимизация численности отдельных категорий педагогических работников, определённых указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и иных работников;

- мероприятия по увеличению производительности труда педагогических работников в результате обновления образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, реализацией новых образовательных технологий и проводимых институциональных изменений, обеспечивающих повышение качества предоставляемых услуг.

В «дорожной карте» также отражены показатели, характеризующие результаты мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов:

- численность обучающихся в расчёте на одного педагога;

- доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций.

Принятые решения позволят осуществить необходимые изменения, увязанные с этапами перехода к эффективному контракту, в том числе за счёт установления чёткой последовательности действий, сроков, ответственных исполнителей.


ЗАРПЛАТНЫЙ ТУПИК. КУДА ЗАВЕДЕТ “ДОРОЖНАЯ КАРТА”?

Особый путь России во всех отношениях оригинален и тернист. Не является исключением и ситуация с оплатой труда научных работников. Рыночные преобразования сферы науки и высшего образования привели к тому, что в 2010-2012 годах профессор столичного вуза получал примерно вдвое меньше учителя начальных классов средней школы. Это, безусловно, абсолютный рекорд и явление в мировой практике поистине уникальное. Очевидно, осознание недопустимости сохранения такой ситуации привело к подписанию в 2012 году так называемых “майских” указов Президента РФ, во исполнение которых было подготовлено, в частности, Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 года №722-р об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки”. Данный документ задал логистику реформы заработков научных кадров страны относительно среднего по региону уровня зарплаты (таблица 1).

Что и как считать?

Принятая “дорожная карта” обозначила контрольные цифры, но не прояснила, о каких именно цифрах идет речь. Дело в том, что в сегодняшней практике учета разделяют основную (гарантированную) зарплату и стимулирующие выплаты научным кадрам. Более того, согласно рекомендациям Минобрнауки России, их соотношение должно составлять 7:3. При этом могут быть еще выплаты по линии дополнительных заработков (гранты, хозяйственные договоры, дополнительные часы преподавания и т.п.), которые сотрудники научных организаций получают за работу помимо своей основной деятельности. Все вместе это составляет суммарный доход научных сотрудников и преподавателей. Однако по умолчанию было принято, что для сравнения с контрольными цифрами берутся все доходы сотрудников научных организаций. То есть сегодняшняя система учета построена таким образом, что сверхусилия научных работников по увеличению ими своих доходов трактуются как достижение государства и правительства в деле обеспечения их более высокой зарплатой.

8_74

Иллюзия благополучия

Как же выполняется правительственная “дорожная карта” с учетом имеющихся статистических “хитростей”?

Данные таблицы 2, составленной на основе официальной статистики Росстата, недвусмысленно говорят о том, что радужные показатели, которые имели место в 2014 и 2015 годах, “сломались” в 2016 году.

Ясно, что такой “перелом” тренда связан с ухудшением общеэкономической ситуации в 2016 году. Именно в этом году начал в полной мере сказываться секвестр научного бюджета страны, и выполнять нормативы для государственного сектора стало гораздо сложнее. Из этого вытекает, что достижения в области оплаты труда научных сотрудников являются крайне неустойчивыми. Однако сама эта неустойчивость говорит об отсутствии системного решения проблемы заработков данной категории работников, в противном случае подобные перепады не возникли бы.

Из таблицы 3 видно, что планы по относительной заработной плате не просто выполнялись, но и сильно перевыполнялись. Может сложиться впечатление, что с этой категорией научных сотрудников проблемы оплаты труда фактически решены.

Понятно, что нет больших проблем в том, чтобы за счет, например, темы по линии государственного задания и нескольких индивидуальных грантов обеспечить приличную зарплату одному-двум сотрудникам вуза и тем самым создать иллюзию успеха. Однако тиражирование такой политики на более многочисленный персонал принципиально невозможно.

Красивая отчетность и суровая реальность

Однако и эти цифры могут вызывать сомнения в истинности, так как представляются опять-таки слишком оптимистичными. В связи с этим, как и в предыдущем случае, возникает задача по проверке итоговых оценок хотя бы на качественном уровне. Для этого Финансовым университетом и РИЭПП были опрошены сотрудники нескольких вузов: Московского государственного юридического университета (МГЮУ) в сегменте присоединенного к нему бывшего Государственного университета управления; Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ) в сегменте факультета политологии; Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (ФУ); Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ) в сегменте экономического факультета; Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) в сегменте экономического факультета; Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ). Результаты опроса по самым репрезентативным должностям приведены в таблице 6.

Следует учесть и тот факт, что администрации вузов уже научились “рисовать” нужные цифры для отчетов. С этой целью используются многочисленные “хитрости” формирования отчетных данных путем “переброски” разных категорий и финансовых статей в отчетные разделы. По экспертным оценкам, статистика по зарплате ППС систематически завышается не менее чем на 20%.

Приведенные цифры дают вполне объективный общий баланс разных сторон явления. Для его иллюстрации рассмотрим следующую цепочку расчетов. Среднее значение параметра зарплаты ППС для страны составляет 123,2% (таблица 5), которое с учетом фактора его “нарисованности” на 20% дает “очищенную” величину в 98,6%. Усредненное опросное значение данного параметра для доцентов и профессоров (таблица 6) составляет 72,4%, которое с учетом дополнительных заработков в 35-40% повышается до 97,7-101,4%. “Очищенная” оценка в 98,6% попадает в этот интервал, что говорит о принципиальной стыковке основных количественных пропорций и об отсутствии в приведенных цифрах явных противоречий. Главный же итог состоит в том, что официальные данные о заработках научных кадров систематически и весьма сильно завышаются.

Чего ждать в будущем?

Сколько же денег надо для достижения норматива “дорожной карты” в 200%?

В данной ситуации правомерно задаться вопросом: какие варианты развития имеются у университетской системы России для того, чтобы все-таки выйти на обозначенный норматив?

Для ответа на поставленный вопрос можно отталкиваться от плана Министерства финансов РФ на 2017-2019 годы, в котором к 2019 году финансирование сферы образования предполагается увеличить примерно на 30 миллиардов рублей. Это максимальная величина притока средств в отрасль, включая школы и прочие учебные заведения, а также закупку имущества и т.п. На зарплату сотрудников вузов останется только малая часть этих денег, и неизвестно, какая именно.

Таким образом, увеличение бюджетного финансирования не способно покрыть потребности вузов в росте зарплаты ППС. Можно предположить, что балансировка показателей будет происходить, в основном, за счет сокращения штата университетских работников. Этот инструмент уже широко использовался в предыдущие годы и, судя по всему, будет столь же активно применяться и в последующие. Расчеты демонстрируют, что выполнения норматива “дорожной карты” можно добиться ценой сокращения более трети ППС. Это очень серьезное социальное испытание, особенно если учесть идущее уже несколько лет основательное сокращение университетских кадров. Так, по данным Росстата, с 2012 года, когда началось активное высвобождение ППС, по 2016 год произошло сокращение преподавателей государственных и муниципальных вузов на 81 тысячу человек (с 312 до 231 тысячи человек), что составляет 26% от их численности в 2012 году. Выход на норматив относительной зарплаты ППС в 200% предполагает дополнительное высвобождение 88,7 тысячи человек, что превышает уже состоявшееся сокращение.

На наш взгляд, социальная плата за достижение макроэкономического норматива будет чрезвычайно (я бы сказал: неприемлемо) высокой. А с учетом завышения отчетных данных даже эти меры не обеспечат искомого благоденствия остающихся в отрасли работников. И это на фоне трагических судеб той массы преподавателей, которая почти наверняка будет навсегда вытеснена из системы высшего образования с сомнительными перспективами достойного трудоустройства.

Итак, полученные количественные оценки позволяют сделать генеральный вывод: российская система высшего образования не может обеспечить приемлемый уровень оплаты труда преподавательского состава без его существенного сокращения. Фактически государство стоит перед жестким выбором: либо поддерживать высокий статус и престиж университетских кадров ценой их сильного сокращения, либо сохранять существующий кадровый состав ценой консервации его нынешнего незавидного положения.

Другой важный вывод состоит в том, что применительно к широким кадровым контингентам научных работников проблема их финансирования не может быть решена за счет дополнительных бюджетных дотаций. Фактически норматив относительной зарплаты научных работников в 200% приходит в явное противоречие с масштабом существующего государственного сектора науки. Выполнение норматива “дорожной карты” требует либо резкого сокращения сектора академической и вузовской науки с неизбежной потерей его функциональных качеств, либо построения новой модели работы с научными кадрами, которая позволит обойтись малыми силами и при этом сохранить качество работы научных организаций. В вузах это отчасти возможно за счет внедрения методов дистанционного образования, в исследовательских институтах такого резерва нет.

Евгений БАЛАЦКИЙ,

директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, заведующий сектором РИЭПП

Полную версию статьи читайте в журнале “Наука. Инновации. Образование” (2017. №1 (23)).

Читайте также: