Что такое доведение зарплаты до средней по региону

Опубликовано: 06.07.2024

Во исполнение абзаца 6 подпункта а) пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) Министерство образования и науки Российской Федерации информирует.

В соответствие с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р (далее - Программа) и планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р (далее - Дорожная карта), Министерство осуществляет выполнение мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях высшего профессионального образования (далее - учреждения) и на обеспечение соответствия оплаты труда работников учреждений его качеству.

В рамках указанных мероприятий Министерство распределило дополнительные бюджетные ассигнования, предусмотренные в 2013 году на цели выполнения Указа (N АП-51/04вн от 18 апреля 2013 г.). Размеры дополнительных бюджетных средств для каждого учреждения, находящегося в ведении Министерства, были зафиксированы в Дополнениях к Соглашениям о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2013 год, заключенных:

с федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - 22 апреля 2013 года;

с федеральными государственными автономными учреждениями высшего профессионального образования, федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями высшего профессионального образования - особо ценными объектами культурного наследия Российской Федерации - 14 мая 2013 года.

Распределение дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2013 году на цели выполнения Указа, произведено с учетом нормативной численности педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждения к средней заработной плате в соответствующем регионе, установленного Программой, а также с учетом численности педагогических работников вузов, участвующих в реализации программ дошкольного образования, общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования. Расчет нормативной численности ППС осуществлялся с учетом данных о приведенном контингенте обучающихся по состоянию на 1 октября 2012 года и установленных соотношениях числа студентов, приходящихся на одного преподавателя.

Доведение вышеназванных средств будет осуществляться согласно пункту 2.1.2 Дополнения к Соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с графиком платежей.

При планировании мероприятий по достижению целевых значений уровня заработной платы педагогических работников учреждений в соответствии с Дорожной картой учреждениям следует исходить из рекомендуемого Министерством подхода к минимальному размеру гарантированной части оплаты труда ППС. Министерство рекомендует устанавливать размер оклада (должностного оклада) по должностям ППС, по которым единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"; утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н) предусмотрены требования к наличию ученой степени, на уровне в среднем не менее 80% от средней заработной платы по экономике соответствующего региона. Министерство обращает внимание, что в оклад (должностной оклад) по должностям научно-педагогических работников учреждений, начиная с 1 сентября 2013 года, включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, а также размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

Минобрнауки России указывает на недопустимость искусственного снижения показателя численности педагогических работников путем массового оформления трудовых отношений по основному месту работы на долю ставки (0,95 - 0,25).

Кроме того, Министерство считает целесообразным ограничить количество педагогических работников, осуществляющих трудовую деятельность по основному месту работы на долю ставки (0,95 - 0,25) до 15% от общего числа ставок таких работников в штатном расписании учреждения, за исключением федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

Министерство обращает внимание на персональную ответственность ректоров вузов за недостижение установленных учреждению ежегодных целевых значений показателей соотношения средней заработной платы педагогических работников со средней заработной платой в соответствующем субъекте Российской Федерации, согласно действующему договору между ректором и Министерством.

Судебная практика и законодательство — <Письмо> Минобрнауки России от 29.05.2013 N АП-867/04 "О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году"

При этом необходимо учитывать, что предусмотренное Федеральным законом включение вышеуказанных надбавок и компенсаций в оклады (должностные оклады), должно производиться в рамках выполнения общесистемной работы по доведению средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", пункта 2 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации N ВП-П8-1018 от 22 февраля 2012 г. и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р (письмо Минобрнауки России от 29 мая 2013 г. N АП-867/04).

Новая методика расчета предполагает, что с 1 января 2021 года МРОТ вырастет на 5,5 % и составит 12 792 руб. И это выше, чем должно быть по действующей редакции Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Однако в настоящее время МРОТ на 2021 год федеральным законом еще не установлен.

Размер МРОТ в 2021 году

В Госдуму внесен проект об изменении методики расчета МРОТ. Текущий вариант предусматривает, что с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране за II квартал предыдущего года. Такая система существует последние два года — с 1 января 2019 года.

Если исходить из этой логики расчета, то на 2021 год величина МРОТ должна быть 12 392 руб. И это подтверждается Приказом Минтруда от 28.08.2020 № 542н.

Однако в проекте закона, который пока рассматривается в первом чтении, предлагается более высокий размер МРОТ в 2021 году — 12 792 руб. Видимо, инициатива связана с последствиями затянувшейся пандемии.

Новая методика расчета МРОТ

Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год.

В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств.

При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.

Что такое медианный среднедушевой доход

Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.

Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации.

Размер МРОТ в 2020 году

С 1 января 2020 года величина МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц — это 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Зарплата меньше МРОТ у совместителя, работающего неполный рабочий день

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени — в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Региональный МРОТ

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

МРОТ в Москве на 2020 год

МРОТ в Москве в размере 20 195 руб. установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2019 № 1177-ПП и уже действует с 1 октября 2019 год.

МРОТ в Ленинградской области с 1 января 2020 года

28 ноября 2019 года было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2020 год, в соответствии с которым размер МРОТ здесь установлен на уровне 12 800 руб.

Из этого следует, что месячная зарплата человека, трудящегося на территории Ленинградской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение, не может быть ниже размера МРОТ в Ленинградской области, если этот человек полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда.

В связи с увеличение МРОТ нередко возникает вопрос об индексации зарплаты — является ли она обязательной? Об этом мы ранее писали в статье «Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?».

МРОТ при установлении зарплаты для работников филиала ООО

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

Как было указано выше, в субъектах МРОТ может устанавливаться региональным соглашением. В соответствии с ч. 2 ст. 133.1. ТК РФ размер МРОТ в субъекте РФ может устанавливаться для работников, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ

Стоит отметить, что на иностранных граждан, так же как и на россиян, распространяются положения трудового законодательства о выплате заработной платы не ниже МРОТ. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.

Более того, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 уточняет, что принимающая сторона обязана обеспечить иностранного работника заработной платой в размере не меньше МРОТ.

МРОТ и северные надбавки, районные коэффициенты

В МРОТ, установленный федеральным законом, северные надбавки и районные коэффициенты не включаются. Они начисляются сверх МРОТ.

В частности, о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, указывает ч. 2 ст. 146 ТК РФ.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате (ст. 315 ТК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Средние зарплаты учителей в России нельзя назвать высокими. По обещанию правительства в 2021 году оклады педагогов будут увеличены на 6%. И следующие 3 года, будут подниматься ещё на 5-6% в год. К слову, в соседнем Казахстане, всем работникам бюджетной сферы поднимут зарплаты на целых 35%. Как говорится, ощутите разницу.

Планируемый уровень средних зарплат учителей в 2021 году в России

Специалисты Средняя зарплата
Учителя средней школы 44760 руб
Преподаватели ВУЗов 93000 руб
Воспитатели дошкольного образования 34700 руб

Доходы бюджетников являются регулируются и контролируются на уровне правительства Российской Федерации. Распоряжение о повышении уровня доходов до средних региональных цифр было подписано Владимиром Путиным в 2012 году. При этом заработная плата преподавателей высших учебных заведений, научных сотрудников и профессорского состава должна была вырасти до 200% от средней зарплаты по региону.

Более точная информация представлена в таблице ниже, с разделением по уровням учебных заведений.

зарплаты учителей России

Рейтинг самых высоких зарплат учителей

ТОП-5 регионов России с самой большой заработной платой представлены в таблице.

Ямало-Ненецкий АО 113826 руб
Ненецкий АО 101681 руб
Чукотский АО 92797 руб
Магаданская область 85795 руб
г. Москва 83679 руб

Рейтинг самых низких зарплат учителей

Тройка регионов с самым низкооплачиваемым трудом педагогов и воспитателей выглядит так.

Дагестан 22474 руб
Чеченская Республика 22564 руб
Мордовия 23306 руб

Мнение учителей об уровне оплаты труда

По данным исследования РАНХиГС, более 60% преподавателей недовольны уровнем оплаты труда в профессии. Около 50% имеют вторую работу или дополнительную занятость. Порядка 24% считают сферу педагогики совершенно бесперспективной для молодежи и не рекомендовали бы своим детям выбирать её для трудоустройства.

Около 30% воспитателей и педагогов дошкольного образования считают, что их зарплата снизилась по сравнению с 2014 годом. Кроме этого, они отмечают, что получают на 11-12% меньше школьных учителей.

Повышение зарплат в 2018 году по регионам

В таблице представлены данные Росстата о повышении зарплат педагогам по различным регионам страны, а также средние данные по Российской Федерации.

Субъект 2017 г Январь 2018 г. Рост на начало 2018 года Июнь 2018 г Рост за I полгода
г. Москва 75783 руб 80646 руб 106,42% 83679 руб 103,76%
Центральный федеральный округ 46228 руб 48285 руб 104,45% 53767 руб 111,35%
Северо-Западный федеральный округ 40274 руб 42033 руб 104,37% 46499 руб 110,63%
Южный федеральный округ 26799 руб 27039 руб 100,90% 33149 руб 122,60%
Северо-Кавказский федеральный округ 21248 руб 21595 руб 101,63% 24439 руб 113,17%
Приволжский федеральный округ 26716 руб 27812 руб 104,10% 31889 руб 114,66%
Уральский федеральный округ 40076 руб 40855 руб 101,94% 51695 руб 126,53%
Сибирский федеральный округ 30304 руб 31880 руб 105,20% 39050 руб 122,49%
Дальневосточный федеральный округ 47198 руб 49089 руб 104,01% 61759 руб 125,81%
В среднем по России 34921 руб 36265 руб 103,85% 42226 руб 116,44%

повышение зарплат учителей

Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.

Сравнение средних зарплат по регионам и городам

Субъект РФ Размер средней заработной платы по региону Размер средней заработной платы учителя
г. Москва 58760 руб 57780 руб
Ямало-Ненецкий округ 76500 руб 83175 руб
Чукотка 75400 руб 76715 руб
Немецкий округ 65370 руб 75150 руб
Ханты-Мансийский округ 56925 руб 73 190 руб
Магадан 58800 руб 73175 руб
Камчатка 52280 руб 69480 руб
Саха 49140 руб 62780 руб
Мурманск 42686 руб 57410 руб
Сахалин 53235 руб 56734 руб
Коми 39465 руб 54200 руб
Московская область 37600 руб 48235 руб
Хабаровск 34 835 руб 47830 руб
Тюмень 33715 руб 42655 руб
Красноярск 33515 руб 41725 руб
Приморский край 31694 руб 41694 руб
Санкт — Петербург 38935 руб 41725 руб
Архангельск 32585 руб 40605 руб
Хакасия 28100 руб 38630 руб
Амур 31500 руб 38320 руб
Екатеринбург 29050 руб 37050 руб
Карелия 28980 руб 36310 руб
Иркутск 30695 руб 34700 руб
Татарстан 27215 руб 33670 руб
Бурятия 27060 руб 33235 руб
Ленинградская область 31240 32 115 руб
Ярославль 24315 руб 31765 руб
Тыва 23365 руб 31515 руб
Краснодар 25440 руб 31435 руб
Вологда 26020 руб 31265 руб
Омск 25585 руб 31200 руб
Кемерово 26135 руб 31145 руб
Пермь 26230 руб 31070 руб
Томск 31415 руб 30500 руб
Рязань 23025 руб 28620 руб
Самара 24925 руб 28620 руб
Новосибирс 26120 руб 28545 руб
Ростов 22625 руб 28380 руб
Челябинск 27020 руб 28260 руб
Калининград 26010 руб 28110 руб
Липецк 22315 руб 27887 руб
Смоленск 21550 руб 27715 руб
Калуга 26950 руб 27600 руб
Ставрополь 21485 руб 26925 руб
Владимир 21875 руб 26795 руб
Чувашская республика 20275 руб 26390 руб
Алтай 22030 руб 26200 руб
Тула 24665 руб 26060 руб
Оренбург 22935 руб 25930 руб
Воронеж 22930 руб 25930 руб
Волгоград 22900 руб 25800 руб
Астрахань 22565 руб 25700 руб
Тверь 23825 руб 25690 руб
Ульяновск 20365 руб 25487 руб
Ингушетия 21170 руб 25080 руб
Новгород 24285 руб 24885 руб
Адыгея 20175 руб 24820 руб
Удмуртская республика 22770 руб 24434 руб
Псков 20343 руб 24430 руб
Башкортостан 23 580 руб 24260 руб
Орлово 20064 руб 24155 руб
Тамбов 19675 руб 23695 руб
Брянск 20240 руб 23445 руб
Белгород 22920 руб 23400 руб
Иваново 19750 руб 23040 руб
Калмыкия 19020 руб 22515 руб
Чеченская республика 21935 руб 22080 руб
Киров 20265 руб 22045 руб
Курган 20180 руб 22030 руб
Пенза 21445 руб 21770 руб
Саратов 21280 руб 21525 руб
Северная Осетия 19845 руб 21385 руб
Марий Эл 19555 20965 руб
Алтайский край 18725 руб 20140 руб
Мордовия 18700 19940 руб
Дагестан 18500 17449 руб

Как рассчитывается зарплата учителей в Москве и регионах

Учителя готовятся к новой системы оплаты труда. Зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей:

  1. Базовая часть. Ведение уроков и дополнительных занятий, проверка тетрадей.
  2. Стимулирующая часть. Порядок её формирования определяется управляющим советом школы. В качестве критериев начисления могут быть установлены стаж, повышение квалификации, внедрение новых технологий в образовательный процесс, достижения и победы учеников на олимпиадах, успехи учеников на экзаменах.
  3. Компенсирующая часть. Сюда входят добавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные формы поддержки сельских учителей, как, например, оплата им коммунальных услуг.
  4. Премии. Решение о выплате премий принимает руководство учебного заведения.

За руководство классом с 1 сентября 2020 года будет осуществляться дополнительные 5000 рублей. Это решение уже утверждено Министерством финансов, ФНС и Казначейством. И, главное, это никак не повлияет на другие выплаты. То есть, это реальное увеличение оплаты труда.

В настоящее время, многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому, у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой, доход может существенно различаться.

Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.

Оклады преподавателей ВУЗов, ассистентов и профессорского состава

Стоит отметить, что многие преподаватели в регионах работают буквально за идею, совмещая преподавательскую деятельность с другой работой или бизнесом. Многие ВУЗы оформляют сотрудников всего лишь на 0,25 или 0,5 ставки. Поэтому на руки, многие сотрудники получают совсем маленькие суммы.

Ассистент без ученой степени 12000 руб
Преподаватель, доцент 17000 руб
Профессора 30000 руб
Кандидат наук в региональном ВУЗе 9000 руб
Преподаватель, доцент в региональном ВУЗе 10000 руб

Достойная заработная плата, по большому счету, есть только в вузах Москвы и отдельных университетах Санкт-Петербурга.

Как стать учителем?

Если вы в какой-то момент осознали, что хотели бы стать учителем, перед вами встают вопросы: какие требования предъявляются к будущим кадрам. Стандарт профессии зафиксирован в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”».

Стать учителем можно выполнив любой из этих вариантов подготовки:

  1. Высшее педагогическое образование.
  2. Среднее профессиональное образование «Образование и педагогические науки».
  3. Иметь диплом в вашей профессиональной области (математика, биология, физика и т д), и пройти профессиональную переподготовку в области педагогики (это быстрее, чем получать полноценное второе высшее образование).
  4. Магистратура в области педагогики (2-2,5 года обучения, можно заочно).

В Москве и многих других городах можно пройти интенсивную программу переподготовки объемом 280–520 часов (1,5–3,5 месяца). После ее прохождения получите квалификацию «учитель».

Наиболее оптимальный вариант, как стать учителем начальных классов в Москве – это очно-заочная программа РУДН длительностью 600 часов. Приведем больше примеров в таблице ниже:

ВУЗ Город Длительность обучения
Алтайский государственный педагогический университет Барнаул очно-заочные курсы 6–12 месяцев (от 280 до 1100 часов)
Амурский областной институт развития образования Благовещенск Очно-заочная программа 256–360 часов
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербург Программа для будущих учителей английского языка. Необходимо иметь высшее непедагогическое образование и уровень английского языка B1.
Факультет педагогического образования Московского государственного университета им. Ломоносова Москва Очно-заочные курсы объемом 1404 часа и длительностью 1–2 года.
Институт непрерывного образования Московского государственного педагогического университета Москва Программа переподготовки 504 часа.

Лайфхак: Если поступить учиться на заочные курсы, то вы можете принести справку из учебного заведения, о том, что вы там обучаетесь, и в школах с дефицитом кадров по вашей специальности вас легко трудоустроят.

Зарплаты учителей за границей

Во многих развитых странах, учителя зарабатывают довольно большие деньги, относительно других профессий.

Страна Диапазон зарплат учителей
Люксембург 74400 – 146568 $
Швейцария 58017 – 112286 $
Германия 60507 – 96736 $
Нидерланды 42133 – 88646 $
Австрия 42702 – 86639 $
Южная Корея 32485 – 90255 $
США 40067 – 72498 $
Австралия 44287 – 65560 $
Дания 48989 – 60278 $
Ирландия 36553 – 71568 $

Страна Диапазон зарплат учителей
Словакия 15339 – 23242 $
Литва 20255 – 21721 $
Польша 16140 – 27549 $
Венгрия 14545 – 30705 $
Чехия 21854 – 28756 $
Греция 19825 – 38804 $
Турция 25955 – 32953 $
Колумбия 19624 – 41156 $
Коста-Рика 24239 – 38736 $
Чили 23747 – 45723 $

Также низкими являются доходы педагогов в Латвии (от 14494 $), Бразилии (от 14755 $), а также Эстонии (от 22178 $).

Престиж профессии за границей

Профессия учителя считается престижной в:

  • Китае,
  • Малайзии,
  • России,
  • Турции,
  • Индонезии,
  • Южной Корее.


По последним данным Росстата, зарплата школьного учителя в среднем по стране составляет 42 тысячи рублей в месяц. Но сама по себе эта цифра мало о чем говорит. В половине регионов России учителя получают от 23 до 30 тысяч рублей. При этом в Ямало-Ненецком автономном округе - 103, на Чукотке - 113 тысяч (с учетом "северных" надбавок), а в Москве - 116 тысяч. Но и в Ингушетии, и в Алтайском крае, и в Москве, и во Владивостоке педагогу нужно выполнить федеральный государственный образовательный стандарт, подготовить детей к проверочным работам, экзаменам в 9-м классе и одиннадцатом. Плюс есть план воспитательной работы, нужно провести "внеурочку", заполнить кучу отчетов, за которые учителям оплата, как правило, не производится… "Средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки", - рассказала "­Российской газете" заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования ­Татьяна Куприянова.

- По нашим оценкам, в начале 2020 года учителя работали в среднем не менее чем на 1,7 ставки. И нагрузка еще значительно "подросла" с началом пандемии, - добавила Татьяна Куприянова.

Что это значит на практике? Чем меньше оплата за норму - 18 уроков в неделю - тем меньше учитель защищен от перегрузок. Низкие ставки и оклады - одна из самых наболевших проблем учителей. По данным мониторинга 2020 года, который профсоюз проводил вместе с минпросвещения, в 80% регионов месячная ставка (оклад) учителя за норму часов учебной нагрузки - меньше федерального МРОТ. В некоторых субъектах она и вовсе - три-четыре тысячи рублей. Все, что сверху, - разные выплаты и надбавки, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. Во многих регионах есть система баллов, которые даются за совершенно разные вещи: от применения новых методик, побед учеников в олимпиадах - до выступления на педсоветах, ведения портфолио учеников, оформления коридоров школы. Список того, за что начисляются баллы, может быть настолько большой и "разношерстный", что директор, манипулируя им, легко может добавить баллы "любимчикам" и забрать их у "провинившихся" учителей.

Еще один штрих к общей картине. В регионах могут применяться самые разные системы оплаты труда: в одних она определяется стоимостью образовательной услуги за "ученико-час", в других - ставки формируются на основе профессиональных квалификационных групп должностей, или в зависимости от образования, стажа работы, квалификационных категорий. В итоге, к примеру, в российской глубинке молодой специалист, который не имеет ни нагрузки сверх нормы, ни классного руководства, будет получать ровно МРОТ, то есть 12 130 рублей.

- Минпросвещения, минтруд, минфин и наш профсоюз уже направили свои предложения в правительство. Подходы предлагаются разные. Они сейчас обсуждаются, - рассказала Татьяна Куприянова. - Наши многолетние наработки в рамках социального партнерства - единых рекомендаций, утвержденных Российской трехсторонней комиссией, показывают: гарантированная часть зарплаты учителя за норму учебной нагрузки должна составлять не ниже 70% от средней по региону, а минимальные размеры ставок и окладов работников в виде базовых должны получить статус федеральных гарантий. Ниже МРОТ они падать не должны. Но выше - это порадует всех педагогов!

Кроме того, по словам эксперта, сейчас обсуждается перечень обязательных компенсационных и стимулирующих выплат. Что в него может войти? Профсоюз предлагает ввести обязательные компенсационные выплаты, например, за работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья или детьми, нуждающимися в длительном лечении, за работу в сельской местности, с детьми и подростками с отклонениями в поведении. И, конечно, - за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, мастерскими и лабораториями, руководство предметными и методическими комиссиями. И это далеко не полный список.

Сейчас на федеральном уровне из этого списка установлена только одна выплата - 5 тысяч рублей в месяц классным руководителям. Ее получают более 800 тысяч педагогов. Есть еще стимулирующие выплаты - они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу. Эксперты профсоюза предлагают отнести к обязательным - выплаты за квалификационные категории, стаж непрерывной работы в образовательной организации. Плюс - предлагается не просто утвердить их перечень, но и определить на федеральном уровне минимальный размер выплат, ниже которого в регионах они быть не могут. Потому что в одном регионе за первую категорию учителю могут добавлять 300 рублей к зарплате, а в другом за нее же - 3 тысячи.

При формировании единой модели оплаты труда важно не забыть про педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, мастеров производственного обучения, методистов. В общем, всех тех, на ком и сегодня школам приходится сильно экономить. И не только работников школ, но и колледжей. То есть учесть работников всех государственных и муниципальных образовательных организаций.

- Все эти меры должны привести к тому, что зарплата учителей вырастет, а дифференциация между регионами уменьшится. Но нужно точно просчитать, какая нужна федеральная поддержка регионам при введении новой системы оплаты труда. Если этого не сделать, большого смысла во всей остальной работе просто не будет, - уверена Татьяна Куприянова. - Если взять все детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, колледжи, детские дома и школы-интернаты, то годовой фонд оплаты труда в этой системе значительно превышает триллион рублей. По некоторым ведомственным оценкам, чтобы базовые ставки и оклады только учителей превысили уровень МРОТ, понадобится дополнительно 200 млрд рублей. По оценкам экспертов Профсоюза, на реализацию этого масштабного социального проекта - введения новой системы оплаты труда в сфере образования - потребуются значительно большие бюджетные ассигнования. Может быть, поэтапно, но решать эту задачу необходимо.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС:

- Главная проблема в системе оплаты труда педагогов - это большая дифференциация на всех уровнях. Не только между регионами, но и между школами с разной формой собственности. Так, учителя в муниципальных школах получают около 41 тысячи рублей, в региональных - 68 тысяч, а в федеральных - около 80 тысяч. Грубо говоря, если в школе один учитель получает 80 тысяч, а два других - по 20 тысяч, то вместе у них будет средняя по региону. Все зависит от директора: он прекрасно знает, как можно "играть" ставками и разными выплатами. Есть и еще один важный нюанс - многие учителя с невысокой зарплатой, - это педагоги старшего возраста, которые получают еще и пенсию. Директор это прекрасно знает и специально выделяет больше средств молодым, чтобы удержать их в школе. Естественно, учитель со стажем такой ситуацией недоволен. Единая отраслевая модель могла бы сгладить углы. Но проблема еще и в том, что какой бы прекрасной и совершенной она ни была, все упирается в отсутствие у регионов собственных средств на повышение зарплат. Ключевой конструктивный путь - развивать экономику. Если мы сможем пройти пандемию относительно благополучно, то тогда по выходу из нее экономика начнет расти. А вместе с ней - и зарплаты учителей.

Как рассказали "Российской газете в пресс-службе правительства РФ, "в настоящее время в правительстве идет проработка предложений по созданию единой модели оплаты труда педагогов".

- Совместно с Минтрудом России, Минфином России и при активном участии Общероссийского Профсоюза образования министерство просвещения разрабатывает требования к системе оплаты труда педагогов, учитывающие как особенности формирования ставки (оклада), так и перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Соответствующие предложения внесены в правительство и проходят необходимые процедуры доработки и согласования, - рассказали в министерстве просвещения. - Учитывая особый контроль и приоритетный подход к вопросам повышения престижа педагогического труда и формирования достойного уровня заработной платы, в процессе принятия указанные в проекте документы обязательно пройдут экспертное и самое главное общественное обсуждение, прежде всего в педагогической среде. В подобной работе важно опираться на ожидание и мнение самих педагогов, и все механизмы для этого будут задействованы.


Специалисты экспертного центра Конфедерации труда России и профсоюз «Учитель» подготовили совместный доклад, в котором делается вывод о срыве выполнения одного из положений «майских указов» президента РФ 2012 года, требовавшего доведения зарплаты школьных учителей до средней по региону. Доклад подготовлен для участников президентского Совета по правам человека, очередное заседание которого должно состояться 21 мая.

О чем говорят цифры

Дискуссия по поводу соответствия зарплат учителей и не только их «майским указам» имеет один существенный недостаток – в ходе ее всем приходится оперировать средними цифрами. Но, по мнению авторов доклада, даже сравнение этих усредненных показателей доказывает, что во многих российских регионах оплата педагогов не дотягивает до средней.

Они ссылаются на статистику, размещенную на сайте Минобрнауки. Из нее следует, что если в 2014 году средняя зарплата российского учителя составляла 30 015 рублей при средней по стране в 32 495 рублей, то в 2016-м отношение практически не изменилось – 34 434 к 36 709 рублям.

Анализ материалов Росстата показывает, что по итогам 2017 года средняя зарплата учителей не дотягивала до целевого показателя в пяти регионах: в Калужской, Костромской, Тульской, Кемеровской областях и Забайкальском крае. При этом в четырех российских регионах - Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Коми, Пермском крае и Волгоградской области в прошлом году было отмечено снижение доходов учителей. Правда, в первые месяцы 2018 года по всей бюджетной сфере был отмечен рост выплат работникам, что многие экономисты связали со стремлением властей подогнать цифры под выполнение «майских указов». Поэтому можно ожидать, что регионы сумели все-таки выйти на целевые показатели. Но основной посыл подготовленного доклада заключается не в этом.

Порок в системе

Авторы доклада считают порочной существующую сейчас систему, по которой формируется зарплата учителей. Она действует с 2008 года, когда школы перешли на подушевое финансирование. Эксперты считают, что система, которая пришла на смену единой тарифной сетке, и подразумевает сейчас существование стандартной базовой ставки за ведение уроков, компенсационных выплат и стимулирующей части, является «непрозрачной» и дает возможность «манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей».

Стимулирующая часть должна была поощрять учителей к повышению качества преподавания. Но в отсутствии четких критериев того, какое преподавание можно считать таковым, система открывает возможность для манипуляций. Ведь даже экзаменационные оценки учеников трудно признать стопроцентным доказательством глубокого усвоения учебного материала, а не результатом банального «натаскивания».

Авторы доклада указывают и на то обстоятельство, что во многих регионах выполнение «майских указов» шло за счет пресловутой оптимизации – сокращения штата школ и увеличения нагрузки на педагогов. По данным экспертов, с 2014 года было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек «иного персонала».

Эффект «низкой базы»

В докладе его авторы подробно останавливаются на таком моменте, как низкая базовая ставка за ведение уроков. В качестве примера приводится расчет зарплаты учителя физики высшей категории, установленного модельными методичками Минобрнауки, и отталкивающегося от базового оклада в 4,5 тыс. рублей.

Даже при выполнении всех видов дополнительных работ, от классного руководства до встреч с родителями, заработная плата без учета стимулирующих выплат составит по выкладкам авторов доклада 11 610 рублей. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в РФ с 1 января 2018 года составлял 9 489 рублей, а 1 мая был поднят до 11 163 рублей. Поэтому стимулирующие выплаты, которые целиком зависят от региональных бюджетов, получают чрезвычайно важное значение для определения размера заработка педагогов. А это, в свою очередь, приводит к тому, что зарплаты учителей от региона к региону могут различаться в четыре и более раз. Так, по данным Росстата, средняя зарплата педагога в Чукотском автономном округе в январе-феврале 2018 года составила 91 076 рублей, а в Республике Дагестан – 20 172 рубля.

Чего ждать учителям

Существующая система оплаты труда учителей, как указано в докладе, приводит к неоправданному росту нагрузки на работающих в школе. Сейчас по трудовому кодексу нагрузка педагога должна составлять 36 часов в неделю (18 часов уроки плюс 18 часов внеурочная деятельность). Но учитель, работающий на ставку – большая редкость.

Школьная администрация во многих местах вынуждает педагогов брать дополнительные часы. Ведь в «майских указах» не сказано, что учителя должны получать средний по региону заработок именно за стандартную ставку.

Кроме того, система, в отличие от старой тарифной сетки, вносит в оплату труда педагогов большую неопределенность. Если местные бюджеты не выделят средства, то компенсационные и стимулирующие выплаты в школах могут и не увидеть. Активисты ОНФ сигнализируют о том, что в некоторых российских регионах в этом учебном году снижались нормативные отчисления на учеников и срезались компенсационные выплаты. А практика, когда учителей пытаются наказать рублем за низкую успеваемость, приводит к тому, что «двойка» как оценка исчезает из работы педагога. Себе дороже.

Авторы подготовленного доклада хотят обратить внимание руководства государства на существующие недостатки действующей сейчас системы финансирования школьного образования и оплаты труда учителей. По их мнению, необходимо законодательно закрепить положение о том, что «базовая ставка, используемая при определении заработной платы учителя, не может быть ниже двукратного размера минимальной оплаты труда в регионе». Но получится ли у них достучаться до чиновников?

Читайте также: