Что такое специальные знания умения навыки полученные работником для практической деятельности

Опубликовано: 24.04.2024

Ключевые знания и навыки в резюме - это совокупность знаний, умений и личных качеств, которые подтверждают профессионализм в выбранной области деятельности. Как их сформулировать и в каком месте резюме лучше указывать?

Читать на сайте

Что такое ключевые навыки

Как правило, это отдельный раздел в резюме. В нем пишут то, что не вошло в описание обязанностей, но критично для будущего работодателя. Речь о профессиональных умениях, важных для выполнения обязанностей. Возможно, вы и не применяли их на последнем месте работы, но можете актуализировать в нужный момент.

Ключевые навыки можно разделить на группы:

  • Коммуникативные: умение вести различные переговоры, разрешение спорных ситуаций, улаживание конфликтов, претензионная работа, работа с возражениями, навыки публичных выступлений, умение убеждать, грамотная письменная и устная речь
  • Организаторские: тайм-менеджмент, ведение проектов, умение работать в многозадачном режиме, стратегическое планирование, работа с большим объемом информации
  • Лидерские: руководство людьми, мотивация сотрудников
  • Прикладные: опытный пользовать ПК, делопроизводство, знание языков, законодательства, умение работать с базами, разбираться в ГОСТах, СНИПах, «слепая» печать, владение деловой перепиской

Как и в каком разделе их описать

Все знания, которые вы укажете в резюме, будут внимательно рассмотрены работодателем. Грамотное заполнение этого блока дает работодателю понять, что вы тот, кто ему требуется. Для этого нужно сформулировать собственные профессиональные навыки для резюме. Часто работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника, и можно просто перефразировать эти требования, но обязательно добавить что-то свое и, конечно, правдивое. Навыки и умения в резюме что написать. На случай, если самому сформулировать сложно, можно воспользоваться следующими формулировками:

  • Способности к деловому общению.
  • Организация и планирование рабочего времени.
  • Внимательность к мелочам.
  • Стрессоустойчивость.
  • Гибкость, лояльность.
  • Навыки делового лидерства.

Это общие специальные навыки для резюме, подходящие для любого вида деятельности.

Теперь рассмотрим, что можно указать для различных должностей.

Профессиональные навыки и знания в резюме, примеры

Продавец-консультант

  • знание личных продаж,
  • знание кассы,
  • мерчандайзинг,
  • работа в команде,
  • умение обучать других,
  • опытный пользователь ПК.

Руководитель отдела продаж

  • управление продажами,
  • управление персоналом,
  • поиск и привлечение клиентов,
  • активные продажи,
  • ведение переговоров,
  • аналитика продаж,
  • организаторское мастерство.

Водитель

  • стаж безаварийного вождения,
  • опыт работы на автомобилях представительского класса,
  • прекрасное знание требуемых маршрутов,
  • отличное знание устройства автомобиля,
  • работа с путевыми документами и т.д

Список не должен быть очень длинным и подробным, рекомендуется взять несколько содержательных пунктов. Наниматель, читающий резюме, должен видеть, что указанные ключевые навыки – это следствие трудовой деятельности кандидата, поэтому не стоит придумывать того, чего не было.

Не нужно путать описание навыков и личных качеств. Об ответственности, коммуникабельности, пунктуальности и приятной внешности лучше написать в разделе «О себе». А раздел «Навыки и достижения» предназначен исключительно для деловой информации. В нем и перечисляем все свои знания и умения.

Нужно ли ссылаться на конкретные примеры и людей

Очень хорошо, если в конце резюме будут указаны контакты прежнего руководства и их должности, для того, чтобы потенциальный работодатель или его представитель смогли сами при желании получить отзывы. Для этого надо заранее связаться с этими людьми и уведомить о том, что им могут позвонить и попросить кратко охарактеризовать вас как специалиста и просто человека. Если потенциальный работодатель и не захочет звонить, то сам факт наличия контактов для рекомендаций увеличит его доверие к претенденту.

Пример написания

Рассмотрим варианты того, что писать в навыках в резюме.

Пример из резюме PR-менеджера:

  • опыт PR-продвижения (более 8 лет работы, есть связи в крупных СМИ);
  • знание рекламы и продвижения в интернете (опыт развития интернет-проектов с нуля);
  • опыт переговоров и продаж (более 8 лет);
  • уверенное знание ПК;
  • умею просто объяснять (ставить задачи, делать презентации, обучать);
  • легко выступаю на публике.

Пример для менеджера по продажам:

  • опыт заключения торговых сделок;
  • опыт делового общения, ведения переговоров;
  • опыт работы на выставках, презентация продукции;
  • ведение и расширение клиентской базы;
  • составление и заключение договоров;
  • ведение первичной бухгалтерии;
  • контроль отгрузки и доставки товара;
  • уверенное владение ПК, знание 1С.

Итак, профессиональные навыки, указанные в резюме, помогут устроиться на желаемую должность. Они раскрывают способности и цели соискателя для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

1. Знакомимся с информационным видеоматериалом, перейдя по ссылке:

2. Составляем конспект, используя предложенный информационный материал (в таблицу вписываем только цифры)

Обязательное задание: выполнить задание в интерактивной тетради: https://edu.skysmart.ru/student/takerihido

Внимание: задание ограничено временем.

* Задание по выбору (доп. отметка): подготовить презентацию про выдающегося мастера.

Выполнение домашнего задания на 22.01.2021 г.: выполнили задание в интерактивной тетради - Валюженец А., Довгий А., Кирилюк С., Стребляченко Л.

Информационный материал

Человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные – Мастер

Умение, владение профессией, трудовыми навыками - Мастерство

Чем должен овладеть человек, чтобы стать мастером своего дела? Необходимо овладеть профессиональными знаниями, умениями, навыками, личным опытом, постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Где, у кого, как можно приобрести необходимые знания? Человек приобретает необходимые навыки от другого человека. Знания и опыт можно приобрести в специальных учебных заведениях - училищах, колледжах, ВУЗах.)

Специальные знания, полученные человеком, а также умения, навыки, приобретенные им во время практической деятельности, называют квалификацией работника.

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, опыта, различают высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой) труд.

Чем отличается высококвалифицированный (сложный) от малоквалифицированного (простого) труда? Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приемы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками. Низкоквалифицированный труд – это простая работа, не требующая специальных умений и навыков, которую можно быстро освоить.

1. уборка помещений,

2. проверка билетов в кинотеатре,

3. операция на сердце,

4. создание моделей одежды,

6. пошив постельного белья,

7. пилотирование самолёта,

8. декоративная роспись шкатулки,

9. полёт в космос,

10. доение коров,

11. вождение автомобиля.


Зарплата – это сокращенный вариант выражения заработная плата, т.е. плата за работу. По научному она называется трудовым денежным вознаграждением.

Распространены две системы оплаты труда: повременная, по которой работнику платят за отработанное время, и сдельная, при которой заплата зависит от количества произведенной продукции и объема выполненных работ.

Факторы от которых зависит оплата труда :

1. Качество и количество труда. (Это главный принцип оплаты, при котором учитывается как работал, трудился работник и сколько он сделал продукции.)

2. Сложность труда и уровень квалификации. (Чем сложнее труд, тем дольше ему надо обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников.)

3. Условия труда. (На некоторых тяжелых, вредных производствах заработная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтеры.

4. Социальная значимость труда. (Величина зарплаты может определяться тем, на сколько данный труд нужен обществу. Государство стремиться поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны.)

5. Степень риска.(Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (летчик – испытатель, космонавт), в других – вложенными в дело деньгами).

6. Уникальность труда. (Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из – за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, а пример, выдающиеся музыканты, певцы, актеры)

Работа в тетради будет оценена на следующем уроке. Желаю всем успеха, Ирина Игоревна.

Умение - это способность выполнять задачу с определенными результатами, часто в течение определенного количества времени, энергии или того и другого. Навыки часто можно разделить на общие и предметные.

Например, в области работы некоторые общие навыки могут включать управление временем, командную работу и лидерство, самостоятельную мотивацию и другие. В то время как специфичные будут использоваться только для определенной работы. Навык обычно требует определенных экологических стимулов и ситуаций, чтобы оценить его уровень, который будет показан и использован. Виды специальных знаний будут описаны в этой статье.

Специальные знания.

Общее определение

Людям нужен широкий спектр навыков, чтобы внести свой вклад в современную экономику. Совместное исследование ASTD и Министерства труда США показало, что благодаря технологии рабочее место меняется. Ученые определили 16 базовых навыков, которые сотрудники должны иметь для того, чтобы их можно было изменить.

Трудные навыки, также называемые техническими, - это любые навыки, относящиеся к конкретной задаче или ситуации. Они легко поддаются количественной оценке, в отличие от мягких, которые связаны с личностью.

Умение - это мера профессионализма работника, его специализации, заработной платы и руководящего потенциала. Квалифицированные работники, как правило, более подготовлены, более высокооплачиваемы и имеют больше обязанностей, чем неквалифицированные работники. Специальные знания - это очень нужно и важно в плане профессионального роста.

Квалифицированные рабочие имеют историческое значение в качестве каменщиков, плотников, кузнецов, пекарей, пивоваров, куперов, печатников и других профессий, которые являются экономически производительными. Квалифицированные рабочие часто проявляли политическую активность через свои ремесленные гильдии.

Факторы

Одним из факторов, который увеличивает относительный спрос на квалифицированную рабочую силу, является внедрение компьютеров. Чтобы управлять компьютерами, рабочие должны наращивать свой умственный капитал, чтобы узнать, как работает такой механизм. Таким образом наблюдается рост спроса на квалифицированную рабочую силу. В дополнение к технологическим изменениям компьютеров, введение электричества также заменяет рабочую силу (неквалифицированный труд), которая изменяет спрос на трудовые навыки.

Технологии

Технология, однако, не единственный фактор. Торговля и последствия глобализации также влияют на относительный спрос на квалифицированную рабочую силу. Например, развитая страна покупает импорт из развивающейся страны, которая использует для изготовления товара низкоквалифицированную рабочую силу. Это, в свою очередь, снижает спрос на низкоквалифицированных работников в развитой стране. Оба эти фактора могут увеличить заработную плату высококвалифицированных рабочих в развитой стране.

В Докладе о глобальном мониторинге ОДВ за 2012 год предлагается полезный подход к различным типам навыков, связанных с миром труда. Он определяет несколько основных типов навыков, которые нужны всем молодым людям: базовые, передаваемые, технические и профессиональные. Очень важен контекст, в котором они могут быть приобретены.

Базовые знания

Основными навыками, на которых они основаны, являются навыки грамотности и умения считать, необходимые для получения работы, которая окупается достаточно для удовлетворения ежедневных потребностей. Эти фонды также являются предпосылкой для продолжения образования и профессиональной подготовки, а также для приобретения передаваемых навыков, технических и профессиональных.

Знания профессионалов.

Переносимые умения

Поиск и сохранение работы требуют широкого спектра навыков, которые можно перенести и адаптировать к различным потребностям и условиям. Переносимые навыки включают анализ проблем и поиск соответствующих решений, эффективную передачу идей и информации, творческий подход, проявление лидерства и добросовестности, а также демонстрацию предпринимательских способностей. Такие умения развиваются в некоторой степени за пределами школьной среды. Тем не менее они могут получить дальнейшее развитие посредством обучения и подготовки. Специальные знания и навыки - это схожие понятия.

Технические и профессиональные

Многие работы требуют специальных технических ноу-хау, будь то выращивание овощей, использование швейной машины, кирпичная кладка или плотницкое дело, работа на компьютере в офисе и многое другое. Технические и профессиональные навыки могут быть приобретены с помощью программ трудоустройства, связанных со средним и формальным техническим и профессиональным образованием, или с помощью обучения на рабочем месте, включая традиционное ученичество и сельскохозяйственные кооперативы.

Квалифицированные работники

Под квалифицированным работником понимается любой трудящийся, который обладает особыми навыками и специальными знаниями. Он мог посещать колледж, университет или техникум. Или, возможно, такой специалист приобрел свои навыки на работе. Примеры квалифицированной рабочей силы - это инженеры, разработчики программного обеспечения, медработники, полицейские, солдаты, врачи, крановщики, водители грузовиков, машинисты, чертежники, сантехники, мастера, повара и бухгалтеры. Эти трудящиеся являются рабочими с различным уровнем подготовки или образования. Проще говоря, такой работник - это лицо, обладающее специальными знаниями.

Все рабочие места требуют определенного уровня навыков, квалифицированные рабочие привносят определенный уровень знаний в выполнение своего дела. Например, фабричный рабочий, который осматривает новые телевизоры, чтобы проверить, включаются они или выключаются, может выполнять работу, практически не зная о внутренней работе телевизоров. Однако тот, кто ремонтирует телевизоры, будет считаться квалифицированным работником, поскольку такой человек будет обладать знаниями, позволяющими выявлять и исправлять проблемы с телевизором. Наличие специальных знаний очень важно для социализации.

Человек со специальными знаниями.

В дополнение к общему использованию термина, различные агентства или правительства, как федеральные, так и местные, могут требовать, чтобы квалифицированные работники соответствовали дополнительным специализациям. Эти определения могут затрагивать такие вопросы, как иммиграция, лицензирование и право на поездки или проживание. Должности специалистов не являются сезонными или временными и требуют, как минимум, двухлетнего опыта или обучения.

Квалифицированная работа

Квалифицированная работа варьируется по типу (услуга против рабочей силы), требованиям к образованию (ученичество или выпускник колледжа) и доступности (внештатный сотрудник по вызову). Многие различия часто отражаются в названии, возможности, ответственности и (что наиболее важно) заработной плате.

Как квалифицированные, так и неквалифицированные работники жизненно важны и необходимы для бесперебойного функционирования свободного рынка и/или капиталистического общества.

Как правило, отдельные квалифицированные работники более ценны для определенной компании, чем отдельные неквалифицированные трудящиеся, поскольку квалифицированных, как правило, труднее заменить. В результате такие служащие требуют большего (в плане финансовой компенсации за свои усилия). Корпоративные менеджеры готовы повышать оплату труда, чтобы приобрести квалифицированных работников, поскольку они считают нехватку такой рабочей силы одной из самых больших проблем сегодняшнего дня.

Миграция и утечка мозгов

Все страны находятся в процессе перемен и перехода, что делает возможным миграцию квалифицированных работников из мест с более низкими возможностями в места более с благоприятными условиями труда. Хотя материалистические вознаграждения играют роль в миграции квалифицированных рабочих, именно отсутствие безопасности, возможностей и подходящих вознаграждений на родине в основном делает возможным это массовое перемещение людей, идущих из мест меньшего развития в богатые общества.

Браконьерство в сфере образования вызывает озабоченность в развивающихся странах, поскольку богатейшие государства пользуются образовательными ресурсами стран, которые меньше всего могут позволить себе потерять наиболее продуктивные годы карьеры своих высококвалифицированных специалистов. Этот фактор сдерживает инвестиции в образование как в развивающихся, так и в развитых странах, поскольку иностранные студенты и иностранные работники ограничивают возможности граждан в принимающих странах. Некоторые развивающиеся страны рассматривают миграцию отечественных специалистов за границу не как утечку, а как выгоду, «мозговой банк», из которого можно извлечь цену, поскольку эти специалисты по возвращении с накопленными навыками будут способствовать росту Родины (культурные факторы способствуют возвращению этих специалистов на короткое или длительное время).

Жизненные знания и навыки

Это способности к адаптивному и позитивному поведению, которые позволяют людям эффективно справляться с жизненными требованиями и проблемами. Эта концепция также называется психосоциальной компетенцией. Понятие сильно варьируется в зависимости от социальных норм и ожиданий сообщества, но навыки, которые функционируют для благополучия и помогают людям развиваться в активных и продуктивных членов их сообществ, рассматриваются как жизненные навыки.

Специальные знания и навыки.

Управление по оценке ЮНИСЕФ предполагает, что «нет определенного списка» психосоциальных навыков, тем не менее фонд перечисляет психосоциальные и межличностные умения, которые в целом ориентированы на благосостояние и необходимы наряду с навыками грамотности и счета. Поскольку они меняют свое значение от культуры к культуре и жизненным позициям, то считаются понятием, которое носит гибкий характер. Жизненные навыки являются продуктом синтеза: многие из них развиваются одновременно с помощью практики, например, юмора, который позволяет человеку чувствовать контроль над ситуацией и делает ее более управляемой в перспективе. Это позволяет человеку избавиться от страхов, гнева и стресса и достичь качественной жизни. Формы использования специальных знаний зависят от их типа этих.

Например, принятие решений часто включает в себя критическое мышление («какие у меня есть варианты?») и разъяснение ценностей («что для меня важно?», «как я к этому отношусь?»). Критическое мышление у нас связано со специальным научным знанием. В конечном счете, взаимодействие между навыками - это то, что приводит к мощным поведенческим результатам, особенно когда этот подход поддерживается другими стратегиями.

Жизненные навыки могут варьироваться от финансовой грамотности через профилактику злоупотребления психоактивными веществами до терапевтических методов борьбы с такими нарушениями, как аутизм. Эти вопросы относятся к специально научным знаниям.

Жизненные навыки часто преподаются в процессе воспитания детей либо косвенно, через наблюдение и опыт ребенка, либо непосредственно с целью обучения конкретному навыку. Само воспитание детей можно рассматривать как набор жизненных умений, которым можно научить или которые естественны для человека. Обучение человека навыкам, связанным с беременностью и воспитанием детей, может также совпасть с развитием у ребенка дополнительных жизненных умений и дать возможность родителям направлять своих детей в зрелом возрасте. Применение специальных знаний напрямую зависит от навыков.

Навык человека.

Хотя некоторые программы жизненных навыков направлены на обучение профилактике определенных форм поведения, они могут быть относительно неэффективными. Основываясь на своих исследованиях, Всемирное министерство здравоохранения и социальных служб выступает за теорию позитивного развития молодежи (PYD) в качестве замены менее эффективных программ профилактики. PYD фокусируется на сильных сторонах личности, в отличие от более устаревших моделей, которые, как правило, фокусируются на «потенциальных» слабостях, которые еще предстоит показать. Задачи специальных знаний заключаются в том, чтобы обеспечивать работникам квалификацию и возможность получить достойную работу. Бюро по делам семьи и молодежи обнаружило, что люди, которые были обучены жизненным навыкам по модели позитивного развития, идентифицировали себя с большим чувством уверенности, полезности, чувствительности и открытости.

Общечеловеческие знания, навыки и умения

Что можно сказать по этому поводу? Общечеловеческие специальные знания и навыки - это модели поведения и поведенческих взаимодействий. Среди людей это общий термин для обозначения умений, относящихся к трем связанным наборам способностей: личная эффективность, навыки взаимодействия и навыки ходатайства. Это область исследования того, как человек ведет себя и как его воспринимают независимо от его мышления и чувств. Индивид далее рассматривается как динамика между личной экологией (когнитивным, аффективным, физическим и духовным измерениями) и его взаимодействием со стилями личности других людей в многочисленных средах (жизненные события, учреждения, жизненные проблемы и т. д.). Это способности эффективно общаться с людьми по-дружески, особенно в бизнесе или навыки личной эффективности. В бизнесе это связь между людьми на гуманном уровне для достижения своих целей. Как видно, использование специальных знаний важно для эффективности.

Социальные

Социальный навык - это любая компетенция, облегчающая взаимодействие и общение с другими людьми, когда социальные правила и отношения создаются, передаются и изменяются в устной и невербальной форме. Процесс обучения этим навыкам называется социализацией. Для социализации навыки межличностного общения необходимы для связи друг с другом. Межличностные навыки - это межличностные действия, которые человек использует для взаимодействия с другими людьми, которые связаны с доминированием и подчинением, любовью и ненавистью, принадлежностью к агрессии и категориями контроля и автономии. Позитивные навыки межличностного общения включают, среди прочего, убеждение, активное слушание, делегирование и руководство. Здоровый социальный интерес, который включает в себя больше, чем просто пребывание в группе, необходим для отлаженных социальных навыков. Социальная психология - это академическая дисциплина, которая занимается исследованиями, связанными с социальными навыками, и изучает, каким образом они приобретаются человеком посредством изменений в отношении, мышлении и поведении.

Общие знания

Общие знания и навыки - это сочетание умений людей, социальных и коммуникативных навыков, характера личности, отношения, карьерных качеств, коэффициентов социального интеллекта и эмоционального интеллекта среди других, которые позволяют людям ориентироваться в своей среде, хорошо работать с другими, правильно выполнять работу и достичь своих целей с помощью дополнительных навыков. Общие и специальные знания - это желательные качества для определенных форм занятости, которые не зависят от приобретенных знаний: они включают в себя здравый смысл, способность общаться с людьми и позитивное гибкое отношение.

Исследования

Специальные знания - это совокупность продуктивных личностных качеств, которые характеризуют отношения человека в среде. Эти навыки могут включать в себя социальные грации, коммуникативные способности, языковые навыки, личные привычки, когнитивную или эмоциональную эмпатию, управление временем, командную работу и лидерские качества. Определение, основанное на обзорной литературе, объясняет мягкие навыки как общий термин для этих умений по трем ключевым функциональным элементам: навыки людей, социальные привычки и личные карьерные характеристики. Национальная ассоциация бизнес-образования считает мягкие навыки критически важными для трудолюбия на современном рабочем месте. Мягкие навыки дополняют сложные, также известные как технические, для продуктивной работы на рабочем месте и мастерства повседневной жизни.

Формы использования специальных знаний были многократно исследованы психологами. Твердые навыки были единственными, необходимыми для карьерного трудоустройства, и, как правило, их можно было измерить, исходя из уровня образования, опыта работы или условий жизни. Исследование, проведенное одним университетом, показало, что 80 % достижений в карьере определяются мягкими навыками и только 20 % - трудными. Эксперты говорят, что обучение первым умениям должно начаться для человека, когда он является студентом, для того чтобы эффективно работать в своей академической среде, а также на своей будущей работе. Исследование общественного интереса предсказало, что относительно большое количество человек будут устранены из сферы занятости к 2020 году из-за отсутствия понятия специальных знаний.

Багаж знаний.

Умения

Специальные знания и умения - важная часть их индивидуального вклада в успех организации. Организации, которые имеют дело с клиентами лицом к лицу, как правило, более успешны, если они продвигают определенные программы для сотрудников, чтобы развить в них мастерство общения. Вознаграждение за личные привычки или черты, такие как надежность и добросовестность, могут принести значительную отдачу от трудящихся. По этой причине работодатели все чаще ищут мягкие навыки в дополнение к стандартным квалификациям. Некоторые исследования показали, что 75 % долгосрочного успеха в работе являются результатом мягких навыков и только 25 % - технических. Следовательно, понятие специальных знаний также важно, как и когнитивные/технические умения.

Процедурные

Процедурные или императивные знания, - это знания, используемые при выполнении какой-либо задачи. Это одна из форм специальных знаний.

В некоторых правовых системах они считаются интеллектуальной собственностью компании и могут передаваться при покупке этой компании.

Круговорот специальных знаний.

Одним из ограничений процедурного знания является его зависимая от работы природа. В результате он имеет тенденцию быть менее общим, чем декларативные знания. Например, компьютерный эксперт может иметь знания о компьютерном алгоритме на нескольких языках или в псевдокоде, но программист Visual Basic может знать только конкретные реализации этого алгоритма, написанного на Visual Basic. Таким образом, практические знания и опыт программиста на Visual Basic могут иметь коммерческую ценность, например, только для рабочих мест Microsoft. Использование специальных знаний очень важно в таких компаниях.

Одним из преимуществ процедурного знания является то, что оно может включать в себя больше чувств, таких как практический опыт, практика решения проблем, понимание ограничений конкретного решения и т. д. Таким образом, они часто могут затмить теорию. Специальные знания, умения и навыки часто являются синонимами друг друга.

Обучение персонала - это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

  • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
  • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;
  • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
  • для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.

Планирование обучения - составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и перепод­готовка персонала.

Подготовка персонала - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и спосо­бов общения.

Повышение квалификации персонала - усовер­шенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка персонала - освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения персонала.

1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность работника. Работник имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к рабочему месту.

3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к людям склонным к научным ис­следованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

Предметом обучения являются:

- знания - получение теоретических, методических и практических знаний, необходи­мых для выполнения обязанностей на рабочем месте;

- умения - способность выполнять обязанности на рабочем месте;

- навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль;

- способы общения (поведения) - выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляе­мым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Специальное познание в Р гос-ве по 19 в. существовали следующие направления:

1. создание и совершенствование средств техники допроса, а также предупреждение побега из под стражи, разрабатывались орудия пытки (железо, вода, кандалы, колодки);

2. предотвращение доступа к имуществу посторонних лиц;

3. экспертное заключение по делам о подлоге (текст, подпись, печать)

Под специальными познаниями понимают познания в области различных наук, ремесел, искусства, техники выходящей за житейского опыта и технических профессиональных познаний которыми в принципе должны обладать работники дознания, следователь, прокурор и судья

Соотношение профессиональных и специальных познаний

Следователь может профессионально владеть любыми мало распространенными познаниями не имеющих отношение к юриспруденции и может их использовать в решении многих вопросов не прибегая у помощи специалиста, но это использование должно иметь определенные границы.

Доказательственное значение по делу будет иметь лишь заключение эксперта.

Соотношение терминов специального знания и специального познания

Знание - это совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов действительности относящихся к той, или иной области или проверенной практикой результат познания действительности.

Познание - обусловленный развитием общественно исторической практикой процесс отражения и воспроизведения действительности мышления.

Познания по своему объективному мире и внешне включают в себя комплекс знаний в какой-либо области.

Положения, характеризующие сущность специальных познаний:

1. СП это профессиональные знания, навыки в области науки, техники, искусства, ремесла

2. СП обладает ограниченный круг лиц получивших их в рамках спец. образования, или имеющих опыт работы в конкретной области

3. СП должны соответствовать современному развитию науки с учетом положительной пробации. Ольфоктория - одорологическая экспертиза (запах)

4. СП не включают в себя профессиональных знаний субъекта доказывания

5. СП должны иметь достоверный результат, возможность проверки и оценки этого результата.

Специальные познания (итог) - профессиональные знания и навыки в области науки, техники, искусства и ремесла, которыми обладают ограниченный круг лиц получивших их в рамках специального образования за исключением, профессиональных знаний субъекта доказывания использованных в целях раскрытия преступления.

Понятие и формы использования специальных знаний

Действующий уголовно-процессуальный закон не содержит определения понятия специальных знаний. И, как следствие, в уголовно–процессуальной науке высказываются самые разные, противоречивые точки зрения.

Специальные знания - это система (совокупность) знаний, полученных на основе проведенной научной и практической деятельности специалиста, используемых им в установленном законом порядке для разрешения вопросов, возникающих в ходе уголовного судопроизводства,

а специальные познания – это способ получения знания соответствующими лицами в результате теоретического и практического обучения определенному виду деятельности, во время которого они получили необходимый опыт для ее осуществления.

Непроцессуальные формы использования специальных познаний:

- консультативная и справочная деятельность сведущих лиц;

- производство ревизионных и аудиторских действий;

- участие сведущих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в том числе производство ими так называемых предварительных исследований материальных объектов, оказание технической помощи следователю или оперативному сотруднику и т. п.

К процессуальным формам использования специальных познаний относятся:

- привлечение следователем собственных специальных познаний;

- участие специалиста в следственных действиях;

Собственные познания следователя. Целями их применения являются: непосредственное обнаружение, фиксация, предварительное изучение, оценка и использование доказательств, решение вопроса об их относимости и допустимости, правильная квалификация содеянного, определение предмета и пределов доказывания, качественное проведение процессуальных действий, организация взаимодействия со сведущими лицами (специалистами, экспертами) в процессе раскрытия и расследования преступлений.

К источникам получения специальных знаний относятся криминалистика, судебная экспертиза, судебная медицина, судебная психиатрия.

Важнейшей процессуальной формой использования специальных познаний в судопроизводстве служит судебная экспертиза.

Понятие и задачи судебной экспертизы.

Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из:

А)проведения исследований

Б)дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьёй, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Высшим органом судебно-медицинской службы является Центр судебно-медицинской экспертизы РФ, включающий Бюро главной судебно-медицинской экспертизы РФ и НИИ судебной медицины. Республиканские, краевые, областные и городские бюро судебно-медицинских экспертиз выполняют экспертную работу на местах.

Назначение судебной экспертизы является обязательным согласно ст. 196 УПК РФ для установления:

1) причины смерти;

2) характера и степени вреда, причиненного здоровью;

3) психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

4) психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

5) возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего в случаях, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Закон предусматривает следующие разновидности экспертиз:

1) Первичнаяэкспертиза — экспертиза проводится первый раз для выяснения обстоятельств и фактов, необходимых для расследования дела, а также принятия правильного судебного решения, поскольку заключение эксперта по действующему законодательству является доказательством по делу;

2) Дополнительнаяэкспертиза – этоэкспертиза, которая проводится при недостаточной ясности или неполноте данного экспертом (комиссией экспертов) заключения.;

3) Повторная судебная экспертиза — это судебная экспертиза, назанчаемая в связи с возникновением у суда либо иного процессуального субъекта, по поручению которых проводилось экспертное исследование, сомнений в правильности, объективности или обоснованности ранее данного эксперного заключения по тем же вопросам, поручаемая другому эксперту или другой экспертной комиссии;

4) Комиссионнаяэкспертиза – это судебная экспертиза, которая проводится двумя или более экспертами одного направления знаний;

5) Комплекснаяэкспертиза — это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько экспертов различных специальностей или узких специализаций (профилей).

Читайте также: